Приказом управления Министерства РФ по налогам и сборам по Тверской области от 7.07.2000 г. N 71 Инструкция УМНС РФ по Тверской области от 3.04.2000 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" переименована в Методические рекомендации управления Министерства РФ по налогам и сборам по Тверской области от 3.04.2000 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж"
Настоящая Инструкция издана на основании Закона Российской Федерации от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", закона Тверской области от 21.01.99 г. N 44-ОЗ-2 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" с изменениями и дополнениями, внесенными законами Тверской области от 25.03.99 г. N 56-ОЗ-2, 24.02.2000 г. N 92-ОЗ-2 и от 23.03.2000 г. N 94-ОЗ-2.
I. Плательщики налога
1. Плательщиками налога с продаж являются:
а) предприятия, учреждения, организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
б) филиалы, представительства, другие обособленные подразделения предприятий (учреждений, организаций), имеющие отдельный баланс и (или) расчетный (текущий) счет;
в) иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
г) при реализации товаров (работ, услуг) филиалами, представительствами, другими обособленными подразделениями предприятий (учреждений, организаций), не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета, плательщиком налога с продаж является юридическое лицо в бюджет по месту осуществления деятельности, исходя из фактических оборотов от реализации товаров (работ, услуг);
д) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Для целей настоящей Инструкции понятие "индивидуальные предприниматели" определяется в соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
К данной категории налогоплательщиков относятся также и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
е) стоимость реализованных за наличный расчет товаров (работ, услуг) в рамках совместной деятельности облагается налогом с продаж у участника совместной деятельности, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участниками договора.
2. Налогоплательщики, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 1 статьи I, в дальнейшем именуются "организации" или "предприятия".
II. Объект налогообложения
3. Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, в т.ч. по договорам, заключенным до момента введения налога с продаж, но оплаченным после введения в действие закона Тверской области "О внесении изменений и дополнений в закон Тверской области "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" (в редакции законов области от 25.03.99 г. N 56-03-2 и от 24.02.2000 г. N 92-03-2), а именно:
а) стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели (стоимостью 10 тыс. руб. и более), радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков;
б) стоимость услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех-, пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах класса "люкс" и "СВ";
в) стоимость других продовольственных и непродовольственных товаров (работ, услуг), за исключением товаров (работ, услуг), не являющихся объектом налогообложения по налогу с продаж в соответствии с п. 5 статьи II настоящей Инструкции.
4. В целях настоящей Инструкции понятия "товар", "работа", "услуга" определяются в соответствии с пунктами 3, 4, 5 ст. 38 НК РФ.
5. Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость:
а) хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
б) детской одежды и обуви;
в) лекарств, протезно-ортопедических изделий;
г) жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;
д) услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные учреждения, включая сельские клубы, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных билетов и абонементов;
е) зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, ценных бумаг;
ж) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
з) услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
и) услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов;
к) ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями;
л) услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
м) товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно - производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
н) путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов;
о) других товаров первой необходимости по перечню, установленному законом Тверской области от 21.01.99 г. N 44-03-2 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж", с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения, а именно:
- мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных), яйцо, сахарный песок, море- и рыбопродукты (за исключением деликатесных), фрукты и овощи, мука, макаронные изделия;
- мыло и моющие средства:
- валенки, галоши, резиновая обувь, ватные куртки, спецодежда;
- мебель, за исключением дорогостоящей;
- медицинская техника, изделия медицинского назначения, платные медицинские услуги;
- бытовые услуги, соответствующие кодам с 010000 по 019752 Общероссийского классификатора услуг населению, принятого постановлением Госстандарта России от 28.06.93 г. N 163, кроме кодов:
013400 - 013451 "Ремонт и изготовление металлоизделий";
014000 - 014309 "Ремонт и изготовление мебели";
016000 - 016314 "Ремонт и строительство жилья и других построек";
017000 - 017616 "Техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств";
018200 - 018250 "Транспортно-экспедиционные услуги";
- путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемые пенсионерам, ветеранам войны, детям, а также путевки (курсовки) "Мать и дитя", путевки на санаторно-курортное лечение и отдых работников предприятий и организаций и членов их семей, приобретаемые за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
- услуги связи;
- товары (работы, услуги), произведенные предприятиями общественных организаций инвалидов, учебными предприятиями образовательных учреждений (включая учебно-производственные мастерские), лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при учреждениях здравоохранения, социальной защиты и социальной реабилитации населения, а также товары (работы, услуги), произведенные исправительно-трудовыми учреждениями управления внутренних дел;
- услуги вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране объектов;
- продукция и услуги сельского хозяйства;
- газетно-журнальная продукция, кроме продукции рекламного и эротического характера;
- канцелярские товары и книжная продукция, кроме продукции рекламного и эротического характера,
- продукция собственного производства столовых, учебных организаций, детских дошкольных учреждений, больниц, организаций социально-культурной сферы, полностью или частично финансируемых из бюджетов любого уровня (независимо от сумм фактического финансирования), а также столовых, обслуживающих малообеспеченных граждан по решениям органов местного самоуправления;
- услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях, услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений;
- предметы церковного обихода и литература организаций Тверской епархии;
- лотерейные билеты;
- услуги по перевозке пассажиров в местных и прямых пассажирских поездах в общих и межобластных, плацкартных и купейных вагонах;
- услуги, оказываемые населению и бюджетным организациям: снабжение электроэнергией, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, канализация, теплоснабжение, содержание домов и придомовых территорий, капитальный и текущий ремонты, отпуск населению угля и других видов твердого топлива и транспортные услуги по его доставке;
- ритуальные услуги;
- плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставление информации о зарегистрированных правах;
- услуги по ремонту и техобслуживанию сельскохозяйственной техники, механизированные и другие виды работ для сельхозпроизводителей, механизмы, запасные части и материалы для ремонта тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм;
- чай (код 1549100-1549171);
- услуги музеев (код 9232000).
6. В целях налогообложения к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
Расчеты индивидуального предпринимателя через счета в банках приравниваются к расчетам как физического лица.
Натуральная оплата труда работников предприятий в целях налогообложения является реализацией (продажей) товаров и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Не подлежат налогообложению товарообменные операции между юридическими лицами.
Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) индивидуальным предпринимателям в обмен на другие товары (работы, услуги) в целях налогообложения приравнивается к продаже за наличный расчет.
7, Освобождение от налога с продаж товаров (работ, услуг), перечисленных в п. 5 ст. II производится при наличии у предприятий соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Предприятия (организации), реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога с продаж, так и облагаемые налогом, имеют право на получение льготы только при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), указанных в п. 5 ст. II.
В случае отсутствия раздельного учета реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик уплачивает налог с продаж с общей суммы реализации.
9. При отнесении товаров (работ, услуг) к тому или иному виду следует руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93.
III. Ставка налога с продаж
10. Ставка налога с продаж в Тверской области устанавливается в размере 5%.
IV. Налоговая база и порядок исчисления налога с продаж
11. При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров.
12. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).
13. Сумма налога с продаж выделяется отдельной строкой:
- в расчетных документах, приходных кассовых ордерах, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, приходных кассовых ордерах;
- в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.), на основании которых производятся расчеты при бартерных сделках, предварительной оплате (авансах).
При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм налога с продаж и на них делается надпись или ставится штамп "Без налога с продаж".
14. Сумма налога с продаж определяется налогоплательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
15. Декларации по исчислению и уплате налога представляются налогоплательщиками в налоговый орган по месту нахождения в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме, указанной в приложении N 4 (*) к настоящей Инструкции, в двух экземплярах, один из которых с отметкой налоговой инспекции о принятии направляется в финансовый отдел муниципального образования.
Исчисленная сумма налога по декларации нарастающим итогом с начала года с учетом ранее начисленных и уплаченных сумм налога вносится в бюджет по квартальным декларациям в 5-дневный срок со дня, установленного для представления квартальной отчетности, а по годовым декларациям - в 10-дневный срок со дня, установленного для представления отчета за год.
16. Совокупный доход, полученный индивидуальными предпринимателями за отчетный период, уменьшается на сумму фактически уплаченного налога с продаж в пределах начисленной суммы налога.
V. Сроки уплаты налога с продаж
17. Уплата налога налогоплательщиками, указанными в подпунктах "а", "б", "в" и "е" пункта 1 статьи 1 настоящей Инструкции, производится ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета о фактических оборотах от реализации товаров (работ, услуг), включая суммы поступивших авансов и предоплат за истекший месяц, не позднее 20-го числа следующего месяца.
18. Плательщики налога, указанные в подпункте "д" пункта 1 статьи I настоящей Инструкции, уплату налога производят один раз в квартал, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
VI. Особенности исчисления налога с продаж
при осуществлении реализации товаров
(работ, услуг) через посредников
19. В том случае, если налогоплательщики реализацию своих товаров (работ, услуг) осуществляют через посредников, по договорам комиссии или поручения, плательщиками налога с продаж являются как комиссионеры или поверенные, так и комитенты или доверители.
20. При участии комиссионера или поверенного в расчетах с покупателями налогоплательщиком является сторона, фактически получающая наличные средства от покупателя, при этом расчеты между сторонами в части передачи средств, полученных от реализации товаров (работ, услуг), налогом не облагаются, за исключением вознаграждений комиссионера или поверенного.
21. Налоговой базой у этих налогоплательщиков является:
а) у комитента или доверителя - стоимость товаров (работ, услуг), передаваемых комиссионеру или поверенному с налогом на добавленную стоимость и акцизами, в случае реализации за наличный расчет этих товаров (работ, услуг) без участия в расчетах с покупателем комиссионера или поверенного;
б) у комиссионера или поверенного - стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет покупателям, исходя из применяемых цен с включением в них налога на добавленную стоимость и акцизов;
в) у комиссионера или поверенного - сумма комиссионного вознаграждения с налогом на добавленную стоимость и акцизами в случае реализации за наличный расчет товаров (работ, услуг) без участия в расчетах комиссионера или поверенного.
VII. Порядок оформления документов и ведения
бухгалтерского учета по налогу с продаж
22. При реализации товаров за наличный расчет, включая иные приравненные к нему расчеты, организация выписывает покупателю счет-фактуру, выделяя налог с продаж отдельной строкой или в отдельной колонке.
В том случае, если форма оплаты покупателем за отгруженный ему товар неизвестна, в счете-фактуре делается мемориальная запись:
"При оплате наличными общая сумма увеличивается на: налог с продаж", либо "Всего к оплате без налога с продаж" и т.п.
23. В приходных кассовых документах налог с продаж выделяется отдельной строкой, причем исчисление налога с продаж производится независимо от факта его выделения в приходных кассовых документах.
24. Бухгалтерский учет по налогу с продаж налогоплательщики ведут на 68 счете, субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу с продаж" в корреспонденции со счетами реализации.
25. При занесении записей в книгу покупок допускается учитывать общую сумму продаж, включая налог с продаж. При этом необходимо дополнить книгу покупок графами: "в том числе налог с продаж" и "всего без налога с продаж".
В случае, если налог с продаж не выделяется в отдельной графе книги продаж, то в графу "всего продаж, включая НДС" заносятся суммы без налога с продаж.
27. Учет налога с продаж ведется по мере поступления наличных денежных средств и иных приравненных к ним платежей и расчетов, включая поступления средств в виде авансов и предоплат по расчетам за товары (работы, услуги).
VIII. Ответственность налогоплательщиков и контроль
налоговых органов
28. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога с продаж возлагается на налогоплательщиков и должностных лиц этих налогоплательщиков.
29. За нарушение настоящего закона налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
30. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налога в бюджет осуществляется налоговыми органами в соответствии с их компетенцией.
IX. Порядок распределения и использования средств,
поступивших от налога с продаж
31. Суммы налога с продаж зачисляются на счета отделений федерального казначейства и распределяются ими между областным бюджетом Тверской области и бюджетами муниципальных образований в размере соответственно 40 и 60 процентов. Суммы штрафных санкций зачисляются в аналогичном порядке.
X. Заключительные положения
32. С момента взимания налога с продаж на территории Тверской области не взимаются налоги, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 20, а также подпунктами "о", "п", "р", "с", "т", "у", "ф", "х", "ц" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
* Приложение не публикуется.
Руководитель управления |
Г.С. Петров |
Утверждена приказом управления МНС РФ
по Тверской области от 27.04.2000 г. N 27
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Тверской области от 3 апреля 2000 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж"
Текст опубликован в газете "Тверские ведомости" N 36, 5 - 11 мая 2000 г.
Приказом управления Министерства РФ по налогам и сборам по Тверской области от 7.07.2000 г. N 71 Инструкция УМНС РФ по Тверской области от 3.04.2000 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" переименована в Методические рекомендации управления Министерства РФ по налогам и сборам по Тверской области от 3.04.2000 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж"
Текст сообщения пресс-службы УМНС РФ по Тверской области опубликован в газете "Тверские ведомости" N 58, 21 - 27 июля 2000 г.