Целевая программы "Старшее поколение" продлена на 2002 год постановлением Губернатора Тверской области от 12 сентября 2001 г. N 376
См. также программу "Старшее поколение" на 1998-1999 гг.
2. Департаменту финансов администрации области (Райдур И.П.) совместно с комитетом экономики предусмотреть включение в бюджет 2001 года финансирование расходов, исходя из реальной доходной базы областного бюджета с учетом потребности программы.
3. Рекомендовать главам органов местного самоуправления городов и районов области предусмотреть в расходной части бюджета финансирование мер по социальной защите пожилых людей области.
4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора области Головкина А.Н.
5. Внести данную программу на рассмотрение и утверждение в Законодательное Собрание Тверской области.
Информацию о выполнении данного постановления представить к 01.06.2001 года и к 01.04.2002 года.
Вице-губернатор
Тверской области |
Ю.М. Краснов |
Администрация Тверской области
Действие программы продлено
вице-губернатора области
от 17 июля 2000 г. N 332
Целевая программа
"Старшее поколение"
на 2001 год
Введение
Старение населения - объективный общемировой процесс. Это побудило мировое сообщество сформировать особую систему взглялов на данное социальное, экономическое и культурное явление. Принципы ООН в отношении пожилых лиц "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" (1991 год) предусматривают обеспечение им независимости, возможности участвовать в социальном развитии, ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства.
Свыше 30 млн. россиян, достигнув установленного пенсионного возраста по старости, принадлежат к старшему поколению. Переход России к рыночным отношениям сопровождается ухудшением "социального самочувствия" большинства пожилых людей, оказавшихся среди малообеспеченных.
Поскольку пожилые люди и в перспективе останутся одним из наиболее многочисленных социально-демографических слоев населения России, возрастает ответственность государства перед ними.
Региональная целевая программа "Старшее поколение" на 2001 год подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1090 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы.
Программа разработана Управлением социальной защиты населения администрации Тверской области.
Паспорт
областной целевой программы
Наименование программы |
"Старшее поколение" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление Правительства РФ от 28.08.1997 г. N 1090. Постановление Губернатора Тверской области от 30.06.1998 г. N 445 |
Государственный заказчик, директор программы |
Управление социальной защиты населе- ния администрации Тверской области (Данилов В.Н.) |
Основные разработчики программы |
Планово-экономический отдел, отдел социальной помощи пожилым, отдел стационарных учреждений социального обслуживания |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели |
Увеличение качественного и количе- ственного обслуживания граждан пожи- лого возраста и инвалидов, развитие сети стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания |
Сроки и этапы реализации программы (подпрограмм) |
В течение 2001 года |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
В приложении |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Согласно перечня |
Объемы и источники финансирования |
Федеральный бюджет - 4300 тыс. руб. Областной бюджет - 19985 тыс. руб. Местный бюджет - 30292 тыс. руб. Средства фондов - 1595 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Открытие пяти домов Милосердия, двух центров соц. обслуживания населения, отделения реабилитации инвалидов на базе протезно-ортопедического предприятия, проведение капитального ремонта в домах-интернатах |
Система организации контроля за исполнением программы |
Администрация Тверской области, заместитель Губернатора области Головкин А.Н. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В Тверской области, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет): 1959 год - 16,7%; 1979 год - 21,8%; 1989 год - 23,5%; 1996 год - 26,9%.
В настоящее время по сравнению с 1959 годом число людей в воэрасте 70 лет и старше увеличилось в 1,5 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза при незначительной доле очень старых людей в составе населения. Особенно заметное увеличение числа людей в возрасте старше 85 лет произошло в городах области.
Доля граждан старшего поколения в области превышает среднероссийский показатель и составляет 26,9% от общего количества проживающих в области. Резкое постарение населения за последние годы произошло в селах области и досгигает до 220 на 1000 человек.
Обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В настоящее время городские женщины области живут дольше мужчин на 14 лет, а сельские - на 15 лет. Доля одиноких женщин в возрасте от 70 лет и старше составляет более 80 процентов от общего числа женщин этого возраста.
У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза выше, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют пять-шесть хронических заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубочелюстной системы. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное.
Главным источником дохода большинства пожилых жителей области остается пенсия. Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61-65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71-75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых. Сокращается численность работающих пенсионеров.
Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета реально ограничивается возрастными нарушениями здоровья, отсутствием у большинства пенсионеров собственности, позволяющей получать доходы.
Восприятие пожилыми людьми экологических, социально-экономических факторов как угрозы здоровью и благополучию приводит их в число мигрантов. Численность пенсионеров по старости среди беженцев и вынужденных переселенцев достигает 15,64% от их общего числа. Около половины из них - одинокие пожилые люди, которые не в состоянии самостоятельно обустроиться на новом месте жительства и вследствие этого нуждаются в социальном патронаже.
Новые реальности требуют пристального внимания к лицам без определенного места жительства и занятий, среди которых 15-20 процентов составляют пожилые люди. Лишенные жилья, постоянного дохода и прочных социальных связей, они пополняют беднейшие слои населения, оказываются носителями повышенной санитарно-эпидемиологической опасности и в своем большинстве криминогенно активны.
Анализ положения пожилых людей по социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан области: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.
2000 - 2006 годы будут характеризоваться дальнейшими изменениями возрастной структуры населения. Доля лиц пожилого возраста предполагается стабильно высокой. В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения области, имеют долгосрочный характер.
Высокая численность пенсионеров области приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.
Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан, можно отметить положения федеральных законов "О ветеранах". "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". "О погребении и похоронном деле", указов Президента Российской Федерации по жизненно важным для пожилых людей вопросам, мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения.
Однако острота проблем пожилых людей сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). Решение такого рода задач возможно лишь в рамках федеральной целевой программы с применением комплексного подхода.
В основу разработки Программы были положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей, содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение; адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе; содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процессе социального развития; учет изменений в структуре населения в социальной политике и практике.
Основной целью Программы является формирование взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом современной социально-демографической и социально-экономической ситуации.
Перечень мероприятий Программы прилагается.
Перечень
мероприятий целевой программы "Старшее поколение"
Тверской области на 2001 год
Мероприятия | Исполнители | Источники финансирования, тыс. руб. | ||||
Федераль- ный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
Средства фондов |
Всего | ||
1. Оказывать содействие в создании, оснащении и обеспечении функциони- рования нестационарных учреждений социального обслуживания (с учетом выявления потребности в них и опреде- ления основных направлений обслужи- вания лиц, нуждающихся в соцзащите): - территориальных центров социального обслуживания; - территориальных служб срочной социальной помощи; - отделений соцпомощи на дому; - специализированных отделений (домов) Милосердия |
Управление социальной защиты населения, комитет по занятости, администрации районов |
- - - 200,0 |
- - - 400,0 |
3554,0 1000,0 10200,0 14383,0 |
- - - 500,0 |
3554,0 1000,0 10200,0 15483,0 |
2. Осуществить мероприятия по расши- рению и укреплению материально- технической базы учреждений, зани- мающихся работой с пожилыми людьми: оказывать содейсгвие в работе центров- клубов для пожилых людей |
Управление соц. защиты населения, общественные организации, комитет культуры |
- |
- |
250,0 |
150,0 |
400,0 |
3. Осуществить меры по оказанию госу- дарственной поддержки социальной дея- тельности, осуществляемой общественны- ми объединениями, и расширению сферы взаимодействия государственных структур и общественных объединений по удовлет- ворению запросов и потребностей пожилых людей |
Управление социальной защиты населения |
- |
- |
- |
- |
- |
4. Организовывать и проводить акции, привлекающие внимание к проблемам пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в социальной защите: - День пожилых людей; - День инвалидов |
Управление социальной защиты населения, администрации городов и районов |
- - |
200,0 150,0 |
150,0 150,0 |
150,0 100,0 |
500,0 400,0 |
5. Осуществлять контроль за строитель- ством, реновацией и оборудованием зданий и сооружений различной типоло- гической принадлежности с учетом потребностей пожилых людей |
Органы исполни- тельной власти, департамент здра- воохранения, управление соц. защиты населения |
|||||
6. Подготовить предложения-рекоменда- ции по расчетам прожиточного мини- мума пенсионеров с учетом изменения структуры потребительских расходов населения и введению расчетов величи- ны прожиточного минимума для пен- сионеров различных возрастных групп |
Отдел по труду, управление соцзащиты насе- ления, комитет по статистике |
|||||
7. Отделам департамента проводить ра- боту, направленную на взаимодействие органов службы занятости с работодате- лями по подбору подходящей работы и формирования банка вакансий для пен- сионеров, желающих продолжить трудо- вую деятельность |
Департамент ФГСЗН по Твер- ской области |
|||||
8. Укрепление материально-техничес- кой базы областных стационарных уч- реждений, проведение капитального и текущего ремонтов |
Управление соц. защиты населения, департамент финансов |
- |
15000,0 |
- |
- |
15000,0 |
9. Обеспечить санитарным автотран- спортом дома-интернаты для престаре- лых и инвалидов, дома и отделения Ми- лосердия, Центры социального обслужи- вания в районах и городах области |
Департамент фи- нансов, управле- ние социальной защиты населения, администрация муниципальных образований |
750,0 |
750,0 |
600,0 |
- |
2100,0 |
10. Открыть отделение реабилитации ин- валидов на 10 мест на базе областного протезно-ортопедического предприятия |
Управление соци- альной защиты населения |
50,0 |
150,0 |
- |
50,0 |
250,0 |
11. Реконструкция и техническое пере- вооружение протезно-ортопедического предприятия в г. Твери |
Управление соци- альной защиты наседения |
1300,0 |
1300,0 |
- |
100,0 |
2700,0 |
12. Организация социально-реабилита- ционного Центра для пожилых людей в г. Твери с курсовой базой по обучению инвалидов вождению транспорта и ста- ционар на 30 мест |
Управление соци- альной защиты населения |
2000,0 |
2000,0 |
- |
500,0 |
4500,0 |
13. Провести работу по определению потребности в специалистах социальной сферы, обеспечивающих предоставле- ние помощи и услуг гражданам старшего поколения |
Управление соц. защиты населения, управление по труду и социаль- ному развитию |
|||||
14. Организовать подготовку специалис- тов для отраслей социальной сферы по работе с пожилыми людьми в рамках специальности "Социальная работа" в Тверском государственном университете - по социальной геронтологии, - по специализации "Социальные про- блемы граждан старшего поколения" |
Департамент образования, управление социальной защиты населения |
- - |
10,0 10,0 |
- - |
10,0 10,0 |
20,0 20,0 |
15. Организовать последипломное обучение (усовершенствование) врачей - специалистов различного профиля и среднего медицинского персонала по геронтологии и гериатрии |
Управление соци- альной защиты населения |
- |
15,0 |
5,0 |
10,0 |
30,0 |
16. Организовать и провести: - семинар с руководителями местных ор- ганов исполнительной власти "Старшее поколение: проблемы и пути их решения" (название условное); - спецкурс по проблемам старения населения, обеспечения социальной защищенности пожилых людей с социаль- ными и медицинскими работниками учреждений системы социальной защиты населения области |
Администрация области, учебно- кадровый центр |
|||||
17. Выпустить информационно-методичес- кий сборник "Старшее поколение" из опыта работы Тверской области |
Управление соци- альной защиты населения |
- |
- |
- |
15,0 |
15,0 |
Всего по программе | 4300,0 | 19985,0 | 30292,0 | 1595,0 | 56172,0 |
18. Считать непременным условием обеспечения действенности Программы непосредственное участие общественных организаций, действующих в интересах пожилых людей, в разработке и осуществлении всех законодательных актов, относящихся к сфере жизнеобеспечения пожилого населения области.
Ввести в составы фондов, комитетов, комиссий, других организаций, осуществляющих социальную политику, представителей общественных структур, занимающихся проблемами людей старшего поколения, наделив их соответствующими полномочиями.
19. Рекомендовать местным органам исполнительной власти рассмотреть вопрос о необходимости создания службы обмена жилья для пенсионеров, предусмотрев льготное оформление документации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Тверской области от 17 июля 2000 г. N 332 "О продлении действия целевой программы "Старшее поколение"
Текст документа официально опубликован не был