Постановление Губернатора Тверской области
от 6 июля 2000 г. N 318
"О региональной целевой программе
"Неотложные меры по совершенствованию психиатрической
помощи населению Тверской области на 2001-2006 гг."
10 января 2003 г.
Постановлением Законодательного Собрания Тверской области утверждена региональная целевая программа "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Тверской области на 2001-2006 гг."
В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в соответствии с письмом Минздрава РФ 2510/13784-99-24 от 22.12.99 г. "Об участии в разработке, согласовании и реализации федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (2001-2006 годы)" постановляю:
1. Одобрить региональную целевую программу "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Тверской области (2001-2002 гг.)" (прилагается) и направить ее на утверждение в Законодательное Собрание области.
2. Определить государственным заказчиком Программы департамент здравоохранения администрации Тверской области.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований предусмотреть средства для реализации Программы при разработке местных бюджетов на 2001-2006 гг.
4. Департаменту финансов администрации области (Райдур И.П.) осуществлять финансирование на реализацию Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете департамента здравоохранения администрации области.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Тверской области Строева А.А.
Вице-губернатор области |
Ю.М. Краснов |
Администрация Тверской области
Региональная целевая программа
"Неотложные меры по совершенствованию психиатрической
помощи населению Тверской области (2001 - 2006 гг.)"
г. Тверь
2000 год
Законом Тверской области от 10 января 2003 г. N 06-ЗО в приложение N 1 настоящей региональной программы внесены дополнения (приложение не приводится)
Паспорт программы
"Неотложные меры по совершенствованию психиатрической
помощи населению Тверской области (2001 - 2006 г.г.)"
Наименование Программы - региональная целевая программа "Неотложные
меры по совершенствованию психиатрической
помощи населению Тверской области (2001 -
2006 г.г.)".
Дата принятия решения - протокол заседания Инвестиционно - эксперт-
о разработке Программы ного совета администрации Тверской области
N 18 от 29.05.2000.
Государственный заказчик - департамент здравоохранения администрации
Тверской области.
Основные разработчики - департамент здравоохранения администрации
Тверской области, областной клинический
психоневрологический диспансер.
Цели и задачи Программы, - повышение эффективности и доступности психи-
важнейшие целевые показа- атрической помощи населению, совершенствова-
тели ние специализированных форм психиатрической
помощи, строительства и реконструкция психи-
атрических учреждений и структурных подраз-
делений психиатрической службы, достижение
уровня материально-технической оснащенности
психиатрических учреждений, обеспечивающего
оказание психиатрической помощи в соответст-
вии с требованиями Закона РФ "О психиатри-
ческой помощи и гарантиях прав граждан при
ее оказании".
Сроки и этапы реализации - 2001 - 2006 годы
Программы I этап: 2001 год
II этап: 2002-2003 годы
III этап: 2004-2006 годы
Перечень подпрограмм и - социальная поддержка психически больных;
основных мероприятий - проектирование, строительство, реконструкция
психиатрических учреждений;
- подготовка специалистов для учреждений,
оказывающих психиатрическую помощь;
- развитие психогериатрической помощи;
- информатизация психиатрической службы.
исполнители подпрограмм - департамент здравоохранения администрации
и основных мероприятий Тверской области, департамент финансов
администрации Тверской области. Тверской
территориальный фонд обязательного медицинс-
кого страхования. Главы администраций городов
и районов, главные врачи ЛПУ.
Объемы и источники - на весь период - 63,9 млн. рублей
Финансирования в т.ч.: федеральный бюджет - 11,0 млн. рублей
областной бюджет - 42,4 млн. рублей
местный бюджет - 10,5 млн. рублей
- на 2001 год - 18,4 млн. рублей
в т.ч.: федеральный бюджет - 2,3 млн. рублей
областной бюджет - 11,35 млн. рублей
местный бюджет - 4,75 млн. рублей
Ожидаемые конечные - выполнение определенных Программой задач,
результаты реализации в том числе:
Программы улучшение качества жизни граждан, страдающих
психическими расстройствами;
организация, строительство и реконструкция
психиатрических учреждений;
решение некоторых неотложных вопросов совер-
шенствования конкретных разделов психиатри-
ческой помощи в соответствии с положениями
Закона РФ "О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании".
Система организации - непосредственный контроль за реализацией
контроля за исполнением Программы осуществляет государственный
Программы заказчик - департамент здравоохранения адми-
нистрации Тверской области, которым в уста-
новленном порядке подготавливается информация
о ходе ее выполнения, использования финансо-
вых средств, производится поэтапная оценка
проводимых мероприятий и их корректировка.
I. Обоснование разработки программы
Актуальность проблемы улучшения психиатрической и психотерапевтической помощи обусловлена стабильно высоким уровнем психической патологии в населении, такими грозными последствиями этого, как ранняя и тяжелая инвалидизация больных, высокая и преимущественная заболеваемость в молодом и трудоспособном возрасте, тенденции к общественно-опасным действиям данного профиля больных, самоубийства, непригодность к военной службе и др.
В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", во исполнение решения Совета Безопасности РФ N 4 от 23.07.97 г. была разработана и утверждена постановлением N 230 от 02.04.98 г. региональная целевая программа "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи Тверской области (1997 - 2000 г.г.)". Была проведена определенная работа по реализации отдельных пунктов данной Программы, но в целом Программа не выполнена, особенно в части укрепления материально-технической базы психиатрических учреждений, их оснащения.
Острота проблем в психиатрии области и актуальность их решения сохраняется по настоящее время. Ежегодно во всех возрастных группах населения регистрируется более 52 - 53 тыс. больных, страдающих психическими расстройствами (до 3 - 4 и более на каждые 100 чел. населения), неуклонно увеличивается число психически больных инвалидов, растет первичная инвалидность. Уровень зарегистрированной психической патологии по всем возрастным группам населения 53281 в 1998 г. или 326,3 на 10 т. нас., 53296 в 1999 г. или 328,9 на 10 т. нас., инвалидов по психическим заболеваниям - 7911 в 1998 г. или 48,4 на 10 т. нас., 8104 в 1999 г. или 50,0 на 10 т. нас. Рост инвалидности обусловлен не только тяжестью течения самих психических заболеваний, но и растущими трудностями для психически больных в трудоустройстве, трудовой реабилитации на производстве. Высока доля детей и подростков с аномальным психическим развитием. Усиливается "невротизация" населения, регистрируется только официально обращающихся по поводу "пограничных" расстройств ежегодно более 30 - 31 тыс. чел. (55 - 60% всей нозологии). Значительно число ежегодно признаваемых негодными к военной службе по психическим заболеваниям (20 - 25 % от всех) и уволенных по этим причинам с действительной службы (40 - 45 %). Стабильно высоким сохраняется число лиц, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу, постоянно сохраняется очередь на экспертизу из-за неснижающегося ее количества, имеется тенденция к росту общественно опасных действий больных.
Материально-техническая база большинства психиатрических учреждений области неудовлетворительная, многие из них пребывают в "приспособленных" помещениях, их оснащение не позволяет оказать психиатрическую помощь в достойных человека условиях и не дает возможности ее лицензировать. Требует кардинального укрепления натериальная база областной психиатрической больницы N 1 им. Литвинова - крупнейшего и старейшего психиатрического стационара области, психиатрических отделении Конаковского, Кимрского, Торжокского, Весьегонского и многих других районов.
Остаются длительно неукомплектованными должности психиатров в 1/3 районах области ежегодно. Финансовые затруднения, моральное и физическое напряжение, отсутствие жилья, падение престижа специальности врача - психиатра - вот некоторые факторы ухудшения ситуации по кадровому обеспечении психиатрической службы. Система психиатрической помощи в ее различных звеньях остро нуждается в укомплектовании и доукомплектовании медицинскими психологами, специалистами по социальной работе. Требует своего дальнейшего развития помощь лицам престарелого возраста - геронтопсихиатрическая служба, как на внебольничном, так и на стационарном уровне.
Резко ухудшилось снабжение психофармакологическими препаратами в связи со снижением финансовых возможностей психиатрических учреждений по обеспечению, иногда и минимальной, потребности в них.
Действующий с 1993 года Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", направленный на расширение психиатрической помощи, гуманизацию ее, не может быть реализован без учета сложившейся ситуации и принятия мер для обеспечения установленного Законом гарантированного уровня и высокого качества помощи. Необходимость улучшения сложившейся системы оказания психиатрической помощи в области, острота проблемы также очевидна.
II. Цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание условий для реализации закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и обеспечении гарантированного государством современного уровня и качества психиатрической помощи, оказываемой лицам, страдаающим психическими расстройствами, в Тверской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
повышение эффективности и доступности психиатрической помощи, оказываемой населению области;
совершенствование форм специализированной психиатрической помощи, оказываемой детям, подросткам, лицам пожилого и старческого возраста;
совершенствование подготовки психиатров и других специалистов и работников для работы в психиатрических учреждениях;
организация подготовки психологов, социальных работников и юристов для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь;
строительство и реконструкция специализированных психиатрических учреждений (отделений) с учетов разных контингентов психически больных;
достижение уровня материально-технической оснащенности психиатрических учреждений, обеспечивающего оказание современной психиатрической помощи.
III. Система Программных мероприятий
Программа совершенствования психиатрической помощи рассчитана на 2001 - 2006 годы и будет осуществляться в соответствии с перечнем неотложных мероприятий.
Система Программных мероприятий предусматривает:
значительное улучшение материально-технической оснащенности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, в т.ч. таких крупнейших в области, как областной психоневрологический диспансер, психиатрические больницы N 1 и N 2, а также ряда психиатрических отделений области;
строительство и реконструкция действующих стационарных и амбулаторных подразделений психиатрической службы для обеспечения и повышения качества диагностики, лечения и реабилитации различных контингентов больных с учетом возраста, состояния их трудоспособности, профиля обследуемых ими пациентов и пр.;
совершенствование подготовки специалистов (психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, юристов, среднего медицинского персонала и др. работников) для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь;
дальнейшая разработка и внедрение информационной системы оценки и оптимизации по различным параметрам деятельности психиатрической службы с созданием автоматизированных рабочих мест в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь;
приоритетное развитие специализированных форм психиатрической помощи детям, подросткам, лицам пожилого и старческого возраста, больным с пограничными психическими расстройствами.
Выделено 6 основных разделов:
I. Социальная поддержка психически больных.
II. Проектирование, строительство, реконструкция психиатрических учреждений.
III. Подготовка специалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.
IV. Развитие и совершенствование психотерапевтической помощи, детской и подростковой психиатрии.
V. Развитие психогериатрической помощи.
VI. Информатизация психиатрической службы.
IV. Объемы и источники финансирования
Для реализации Программы, выполнения всего комплекса поставленных задач требуется финансирование в 65,9 млн. рублей. Помимо средств федерального, областного и местного бюджетов (основные источники финансирования) вероятно привлечение внебюджетных финансовых средств Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования и за счет реализации социальных проектов Евросоюза.
Объемы финансирования по разделам Программы:
Всего | В т.ч. из бюдж. | 2001 год | 2002 - 2003 г.г. | 2004 - 2006 г.г. | ||||||||
фед. | обл. | мест. | фед. | обл. | мест. | фед. | обл. | мест. | фед. | обл. | мест. | |
5,75 54,05 0,1 1,5 0,5 2,0 63,9 |
I. 1,0 3,6 1,15 II. Про 10,0 35,8 8,25 III. По 0,1 IV. Разви по 1,5 V 0,5 VI 1,0 1,0 11,0 42,4 10,5 |
Социальная поддерж 0,4 1,6 0,5 ктирование, строит оснащение психиатр 1,9 7,75 3,7 готовка специалист казывающих психиат 0,05 ие и совершенствов ощи, детской и под 1,0 Развитие психогер 0,5 Информатизация пс 0,5 0,5 Итого по вс 2,3 11,35 4,75 |
а психически больн 0,4 1,5 0,65 льство, реконструк ческих учреждений 4,0 14,3 4,05 в для учреждений, ическую помощь 0,05 ние психотерапевти остковой психиатри 0,5 атрической помощи хиатрической служб 0,5 0,5 м разделам 4,4 16,8 5,25 |
х 0,2 0,5 ия и 4,1 13,75 0,5 еской 4,3 14,25 0,5 |
V. Управление комплексом программных работ
Руководство реализацией Программы осуществляет департамент здравоохранения администрации области. На него возлагается:
координация выполнения и анализ эффективности предусмотренных Программой работ;
поэтапная оценка состояния психиатрической поиоши и коррекция проводимых мероприятий с учетом минимизации финансовых затрат и определение оптимальных сроков выполнения задач.
VI. Ожидаемый результат реализации Программы
Настоящая Программа явится прежде всего инструментом реализации основных положений Закона Российской федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и началом материально-технического переоснащения психиатрической службы области.
Программа будет способствовать улучшению содержания, наблюдения, лечения психически больных, в т.ч. больных, страдающих туберкулезом, подростков, детей; повышению уровня судебной психиатрии в целом и, в частности, качества проведения судебно-психиатрической экспертизы.
Открытие ряда необходимых подразделений службы (леч.- трудовых мастерских, общежития, дневных стационаров) обеспечит возможности улучшения реабилитационного процесса, трудоустройства инвалидов, предупреждения регоспитализации и госпитализма. Программа позволит достигнуть приемлиего уровня материально-технического состояния и оснащенности психиатрических учреждении в соответствии с требованиями Закона РФ о психиатрии, повысить эффективность и доступность психиатрической помощи.
Выполнение Программы позволит в течение 2001 - 2006 годов решить некоторые неотложные и конкретные вопросы улучшения психиатрической и медико - психологической помощи населению и создаст основу для дальнейшего выполнения задач по охране психического здоровья населения Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Тверской области от 6 июля 2000 г. N 318 "О региональной целевой программе "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Тверской области на 2001-2006 гг."
Текст документа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 10 января 2003 г. N 06-ЗО