Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к закону Тверской области
"О внесении изменений и дополнений
в областную целевую программу
"Жилище" на 2003-2010 годы"
Подпрограмма
"Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы,
входящая в состав областной целевой программы "Жилище"
на 2003-2010 годы
г. Тверь
2003 год
Паспорт
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей"
на 2003-2010 годы, входящей в состав
областной целевой программы "Жилище" на 2003-2010 годы
Наименование Подпрограммы | Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы, входящая в состав областной целевой программы "Жилище" на 2003-2010 годы (далее в настоящей подпрограмме - Подпрограмма) |
Дата принятия решения о разработке Подпрограммы, дата ее одобрения (наименование и номер соответствующего правового акта) |
Распоряжение Администрации Тверской области от 11.06.2002 N 281-ра; распоряжение Администрации Тверской области от 18.04.2006 N 148-ра |
Государственный заказчик Подпрограммы |
Комитет по делам молодежи Тверской области |
Основные разработчики Подпрограммы |
- департамент экономики и промышленной политики Тверской области; - комитет по делам молодежи Тверской области |
Цели и задачи Подпрограммы | Цели Подпрограммы: - государственная поддержка молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; - поддержка органами государственной власти Тверской области инициативы молодых семей по улучшению своих жилищных и социально- бытовых условий; - формирование новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью. Задачи Подпрограммы: - обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение (строительство) жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья; - создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья; - создание механизма поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
I этап - 2003-2005 годы; II этап - 2006-2010 годы |
Перечень основных мероприятий Подпрограммы |
- мероприятия, связанные с формированием нормативной правовой базы; - организационные мероприятия Подпрограммы; - мероприятия, связанные с финансированием Подпрограммы |
Исполнители основных мероприятий Подпрограммы |
- Администрация Тверской области - комитет по делам молодежи Тверской области - департамент экономики и промышленной политики Тверской области; - департамент финансов Тверской области; - органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области участвующих в реализации Подпрограммы на основании соглашений, заключенных в соответствии с настоящей Подпрограммой; - исполнители, определенные в соответствии с федеральным законодательством |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
На первом этапе реализации Подпрограммы (2003-2005 годы) общий объем финансирования Подпрограммы составил 581,8 млн.руб., в том числе: - федеральный бюджет - 16,4 млн.руб.; - областной бюджет - 128,6 млн.руб.; - собственные и заемные средства молодых семей - участников Подпрограммы - 436,8 млн.руб. Общий объем финансирования второго этапа реализации Подпрограммы (2006-2010 годы) составит 421,5 млн.руб., в том числе: - федеральный бюджет - 40,4 млн.руб.; - областной бюджет - 85,4 млн.руб.; - местный бюджет - 50,4 млн.руб.; - собственные и заемные средства молодых семей - участников Подпрограммы - 245,3 млн.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
- повышение уровня обеспеченности жильем молодых семей; - привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных средств граждан; - создание условий для дальнейшего развития жилищного строительства в Тверской области - увеличение рождаемости |
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы |
Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляют государственный заказчик- координатор Программы - департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области, государственный заказчик Подпрограммы - комитет по делам молодежи Тверской области, а также департамент финансов Тверской области, департамент экономики и промышленной политики Тверской области, контрольно- счетная палата Законодательного Собрания Тверской области, Губернатор Тверской области, Законодательное Собрание Тверской области в соответствии с Уставом Тверской области, законодательством Тверской области и настоящей Подпрограммой. |
Введение
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России.
На начало 2005 года в целом по России 250 тысяч молодых семей состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения (в 2004 году лишь 9 процентов семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств).
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране.
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Убыль населения в России наблюдалась в XX веке уже в четвертый раз.
Нынешний демографический кризис, перешагнувший уже в XXI век, эксперты называют беспрецедентным в мирное время.
В основе снижения рождаемости и роста смертности лежит ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом.
Депопуляционные реалии российского общества ставят в ранг приоритетных государственных проблем, требующих незамедлительных и масштабных действий, проблему обеспечения жильем молодых семей главным образом и в первую очередь для целей стимулирования рождения и воспитания детей.
Своевременность и актуальность такой постановки вопроса вызвана тем, что в первом десятилетии XXI века в репродуктивный возраст будет вступать относительно многочисленное поколение женщин, рожденных в 1982-1988 годах (женщины в возрасте от 20 до 24 лет). Это те женщины, у которых возрастной коэффициент рождаемости по статистике самый высокий.
В этой связи Подпрограмма носит социально-ориентированный характер и рассчитана на участие молодого населения Тверской области в возрасте от 18 до 30 лет включительно.
Разработка Подпрограммы обусловлена необходимостью создания эффективно работающей системы государственной поддержки молодых семей в обеспечении жильем, условий для решения жилищной проблемы и повышения уровня жилищной обеспеченности молодых семей, проживающих на территории Тверской области, а также необходимостью стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в области в целом.
Основой Подпрограммы является комплексный подход к созданию системы государственной поддержки молодых семей, основанной на рыночных принципах приобретения и строительства жилья за счет выделяемых безвозмездных жилищных субсидий, собственных средств молодых семей (домохозяйств) и долгосрочных ипотечных жилищных кредитов и займов.
Нормативной правовой базой для разработки Подпрограммы являются:
- постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";
- закон Тверской области от 30.07.1998 N 27-03-2 "О государственной молодежной политике в Тверской области".
Многочисленные исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей.
Как показали социологические исследования, проводившиеся в конце 90-х годов на территории Российской Федерации, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали заводить детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов.
Необходимо подчеркнуть, что первая из указанных причин формулировалась не как собственно получение жилья, а именно как отсутствие перспектив получения жилья.
Следовательно, для изменения репродуктивной установки молодых семей нужно найти решение двух основных проблем, а именно:
- создать условия и перспективы обеспечения молодых семей жильем;
- повысить уровень их доходов.
Остальные проблемы применительно к поведению молодых семей в сфере рождаемости носят второстепенный характер, не являются определяющими и не требуют значительных финансовых вложений.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Анализ состояния динамики демографических процессов в Тверской области и причин, их вызывающих, показывает, что стабилизация демографической обстановки в Тверском регионе и последующее ее улучшение возможны при выполнении многих условий, среди которых преодоление социально-экономического кризиса, подъем экономики, повышение уровня жизни населения в целом.
Необходимость использования программно-целевого метода для решения указанной проблемы определяется тем, что она входит в число приоритетов деятельности государственной власти области и муниципальных образований.
В настоящее время важным и необходимым условием стабилизации демографической обстановки в Тверской области является повышение уровня жизни молодого населения области через создание механизма государственной поддержки молодых семей по приобретению и строительству жилья, обеспечение поддержки органами государственной власти области инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей. Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения молодого поколения. А для этого молодым семьям необходимо создать условия.
Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка. В Тверской области суммарный коэффициент рождаемости значительно ниже. По данным органов статистики в 1999 году он составлял 1,063, а в 2000 году - 1,079.
По данным органов статистики число родившихся в среднем за 2000 год на 1000 женщин 20-24 лет составило 88,7 детей. Для сравнения: в этом же году на 1000 женщин 35-39 лет - 9,5 детей. Всего в Тверской области в 2000 году появилось на свет более 10000 малышей.
Моложе 20 лет - 25,0 детей;
20-24 лет - 88,7 детей;
25-29 лет - 60,4 детей;
30-34 лет - 30,3 детей;
35-39 лет - 9,5 детей;
40-44 лет - 0 детей.
Абсолютные цифры в сфере рождаемости и здоровья подрастающего поколения Тверской области следующие: в 1990 году родилось 54,0 детей на тысячу женщин фертильного возраста, а в 1999 году - почти в 2 раза меньше (27,8).
Почти вдвое сократилось рождение вторых и третьих детей.
В Тверской области, как и в других субъектах Российской Федерации, трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Так, по данным органов статистики в 2000 году показатель разводимости вырос на 21% по сравнению с предыдущим 1999 годом.
Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом средняя населенность семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии.
Тема обеспеченности жильем молодых семей приобретает актуальность сейчас, в первом десятилетии XXI века, когда вступают в действие структурные факторы изменения численности молодежи.
В 2002 году в интервал повышенной брачности и период рождения первого ребенка вступают поколения повышенной рождаемости 1982-1986 годов. В Тверской области уже в 2000 году показатель брачности по сравнению с предыдущим годом увеличился на 5%.
Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки молодой семьи и в особенности помощь в приобретении и строительстве жилья может самым серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи, проживающей на территории Тверской области.
В современных условиях улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую очередь, с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения и строительства жилья со стороны государства. По данным социологических исследований "Молодежь Верхневолжья 2002" только 8,2 % молодых людей оценивают свое материальное положение как хорошее, позволяющее решать проблемы накопления, оплаты образования, приобретения дорогостоящих вещей. Основными источниками доходов современной молодежи в Тверской области являются: доходы родителей - 49%, заработная плата по основному месту работы - 26,7%, дополнительный заработок по не основному месту работы (совместительство) - 6,9%, а у 11,6 % молодежи основной источник доходов - социальные выплаты и пособия.
Особенности современного этапа социально-экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов и уровнем цен на жилье, при котором большинство молодежных домохозяйств не в состоянии самостоятельно оплатить жилье ни в процессе его строительства, ни в рассрочку.
Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться на основании различных видов отношений, предусмотренных российским законодательством, включая:
- предоставление финансовых средств на возвратной и возмездной основе (льготный долгосрочный ипотечный жилищный заем);
- обеспечение индивидуального строительства материалами (в первую очередь, в сельской местности);
- предоставление жилья с рассрочкой оплаты;
- предоставление социального жилья;
- предоставление безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям;
- списание части кредита (займа) или компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка либо рождении (усыновлении) двух и более детей одновременно;
- предоставление субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья.
Основным итогом первого этапа реализации Подпрограммы стало создание системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Тверской области. Основной формой государственной поддержки молодых семей являлось предоставление государственных субсидий на компенсацию части затрат молодой семьи на строительство или приобретение жилья в случае рождения (усыновления) ребенка. В 2003-2005 годах 409 молодых семей - участников Подпрограммы улучшили свои жилищные условия, из них: за счет средств федерального бюджета - 212 молодых семей, за счет средств областного бюджета - 76 молодых семей.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Главной целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям Тверской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Цели Подпрограммы:
- государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- поддержка органами государственной власти Тверской области инициативы молодых семей по улучшению своих жилищных и социально-бытовых условий;
- формирование новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью.
Задачи Подпрограммы:
- обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья;
- создание механизма поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья.
3. Система программных мероприятий
В соответствии с целями и задачами Подпрограммы определена система программных мероприятий, призванная обеспечить взаимодействие всех исполнителей Подпрограммы.
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия, связанные с созданием нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию Подпрограммы.
Основными мероприятиями второго этапа реализации Подпрограммы являются:
1) Мероприятия по формированию нормативной правовой базы:
- разработка предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты Тверской области и муниципальные нормативные правовые акты, касающиеся реализации права молодой семьи на государственную поддержку в решении жилищной проблемы;
- разработка и принятие нормативных правовых актов Тверской области, направленных на реализацию Подпрограммы.
2) Организационные мероприятия:
- создание Координационного Совета по реализации Подпрограммы;
- сбор данных о молодых семьях, участвующих в Подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий Подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках Подпрограммы по Тверской области;
- определение ежегодного объема средств, выделяемых из областного бюджета Тверской области на реализацию мероприятий Подпрограммы;
- отбор муниципальных образований для участия в Подпрограмме и распределение субсидий между муниципальными образованиями в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на реализацию Подпрограммы, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год;
- определение исполнителей Подпрограммы;
- обеспечение освещения целей и задач Подпрограммы в средствах массовой информации Тверской области;
- формирование информационной системы, предназначенной для мониторинга и подготовки информационно-аналитических и отчетных материалов по реализации Подпрограммы для предоставления Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
- отбор банков для обслуживания средств, предоставляемых в качестве субсидий молодым семьям;
- разработка и согласование с органами местного самоуправления муниципальных образований, участвующих в реализации Подпрограммы, предложений по созданию списков молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, для предоставления им государственной поддержки;
- заключение соглашений с муниципальными образованиями Тверской области о реализации Подпрограммы;
- осуществление контроля за реализацией Подпрограммы на региональном и муниципальном уровнях в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3) Мероприятия, связанные с финансированием Подпрограммы:
- подготовка необходимых технико-экономических обоснований, расчетов и предложений по объему государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при разработке проекта закона Тверской области об областном бюджете на очередной финансовый год;
- предоставление субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходов по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение (строительство) жилья, включая уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
- предоставление субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходов по предоставлению молодым семьям субсидий при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
- мероприятия, связанные с выполнением обязательств перед молодыми семьями - участниками Подпрограммы, возникших до 1 января 2006 года;
- изготовление бланков свидетельств на приобретение жилья.
Перечень основных мероприятий по реализации второго этапа Подпрограммы приведен в Приложении 1 к Подпрограмме.
4. Механизм реализации Подпрограммы
Государственным заказчиком Подпрограммы является комитет по делам молодежи Тверской области, который осуществляет общую координацию и мониторинг работы в рамках Подпрограммы, разрабатывает методические материалы для исполнителей мероприятий Подпрограммы.
В целях софинансирования предоставления субсидий молодым семьям, участвующим в Подпрограмме, средства, предусмотренные на реализацию соответствующих программных мероприятий в областном бюджете (включая субсидии из федерального бюджета), в установленном порядке перечисляются в форме субсидий бюджетам муниципальных образований Тверской области, отобранных для участия в Подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на реализацию Подпрограммы, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год.
Размещение государственного заказа на изготовление бланков свидетельств на приобретение жилья осуществляется государственным заказчиком Подпрограммы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Получателем средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на изготовление бланков свидетельств на приобретение жилья, является комитет по делам молодежи Тверской области.
Средства областного бюджета, предусмотренные на изготовление бланков свидетельств на приобретение жилья, в установленном порядке перечисляются исполнителям, определенным в соответствии с федеральным законодательством, на основании соответствующих государственных контрактов, актов выполненных работ и платежных документов.
Условиями участия муниципальных образований Тверской области в отборе для участия в реализации Подпрограммы являются:
1) наличие муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей (или обязательство разработать и утвердить такую программу в 2006 году), в которой предусмотрены мероприятия по предоставлению молодым семьям за счет собственных средств местных бюджетов (за исключением субсидий из бюджетов других уровней):
субсидий на приобретение (строительство) жилья, включая уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в размере не менее 10 процентов от средней стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями Подпрограммы, на одну семью;
субсидий при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в размере не менее 2,5 процентов средней стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями Подпрограммы, на одну семью;
2) предоставление обязательств муниципального образования Тверской области по финансированию муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей;
3) отсутствие нецелевого использования субвенций и субсидий, получаемых за счет средств областного бюджета.
Оценочными критериями участия муниципальных образований Тверской области в реализации Подпрограммы являются:
доля молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в процентах от общего количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий);
доля молодых семей, которые улучшат жилищные условия в рамках реализации Подпрограммы (в процентах от общего количества молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий).
По оценочным критериям осуществляется отбор муниципальных образований Тверской области с наибольшей долей молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общем количестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, наибольшей долей молодых семей, которые улучшат жилищные условия в рамках Подпрограммы в планируемом году.
Отбор муниципальных образований Тверской области для участия в реализации Подпрограммы проводится до 1 июля года, предшествующего планируемому.
Порядок и сроки подачи органами местного самоуправления заявок на участие в отборе для заключения соглашения об участии в реализации Подпрограммы, а также форма указанных заявок устанавливаются Администрацией Тверской области.
Администрация Тверской области заключает с отобранными для участия в реализации Подпрограммы муниципальными образованиями соглашения об участии в реализации Подпрограммы.
Распределение субсидий, предоставляемых местным бюджетам в рамках Подпрограммы, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации Подпрограммы, осуществляется пропорционально количеству молодых семей, указанному в списках, предоставленных государственному заказчику Подпрограммы органами местного самоуправления данных муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления).
Органы местного самоуправления определяют объемы ежегодного финансирования Подпрограммы и предусматривают эти объемы в местных бюджетах.
Органы местного самоуправления в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, принимают заявления от молодых семей-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию на приобретение (строительство) жилья в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления осуществляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных документов, формирует списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию на приобретение (строительство) жилья в планируемом году, и представляет их в комитет по делам молодежи Тверской области.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию на приобретение (строительство) жилья в планируемом году, и форма этого списка определяются Администрацией Тверской области.
В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники Подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
В 2006 году будут реализованы мероприятия, связанные с выполнением обязательств перед молодыми семьями - участниками Подпрограммы, возникших до 1 января 2006 года. К числу данных обязательств относятся обязательства по компенсации при рождении (усыновлении) ребенка части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками Подпрограммы, на условиях и в порядке, которые определены Подпрограммой.
Участниками Подпрограммы могут быть молодые семьи, возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающиеся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья), за исключением семей, воспользовавшихся правом на получение субсидий на приобретение (строительство) жилья и обслуживание кредита (займа) в рамках областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2006-2008 годы", и иных семей в случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для целей Подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии на приобретение (строительство) жилья, устанавливаются Администрацией Тверской области.
Механизм реализации Подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий, включая софинансирование предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания (далее - субсидия).
Субсидия может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника Подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв.м общей площади жилья по Тверской области, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 кв.м;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и более детей), - по 18 кв.м на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:
СтЖ = Н * РЖ,
где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями Подпрограммы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями Подпрограммы.
Размер субсидии составляет не менее:
35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Подпрограммы (10 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, 15 процентов - софинансирование за счет средств областного бюджета Тверской области и не менее 10 процентов - за счет средств местного бюджета), - для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Подпрограммы (10 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, 20 процентов - софинансирование за счет средств областного бюджета Тверской области и не менее 10 процентов - за счет средств местного бюджета), - для молодых семей, имеющих одного и более ребенка.
Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Подпрограммы (2,5 процента - софинансирование за счет средств областного бюджета Тверской области и не менее 2,5 процентов - за счет средств местного бюджета), при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в порядке, установленном соответственно Администрацией Тверской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, участвующих в реализации Подпрограммы.
В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья.
Предоставление молодым семьям субсидий, а также реализация мероприятий Подпрограммы, связанных с выполнением обязательств перед молодыми семьями - участниками Подпрограммы, возникших до 1 января 2006 года, осуществляются в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
5. Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
На первом этапе (2003-2005 годы) общий объем финансирования составил 581,8 млн.руб., в том числе:
- федеральный бюджет - 16,4 млн.руб.;
- областной бюджет - 128,6 млн.руб.;
- собственные и заемные средства участников Подпрограммы - 436,8 млн.руб.
Общий объем финансирования второго этапа Подпрограммы (2006-2010 годы) составит - 421,5 млн.руб., в том числе:
- федеральный бюджет - 40,4 млн.руб.;
- областной бюджет - 85,4 млн.руб.;
- местный бюджет - 50,4 млн.руб.;
- собственные и заемные средства участников Подпрограммы - 245,3 млн.руб.
Конкретные объемы финансирования за счет средств бюджетов всех уровней уточняются при их формировании на соответствующий год.
Средства областного бюджета Тверской области на втором этапе реализации Подпрограммы предусмотрены на следующие цели:
- предоставление субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходов по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение (строительство) жилья, включая уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
- предоставление субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходов по предоставлению молодым семьям субсидий при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
- выполнение обязательств перед молодыми семьями - участниками Подпрограммы, возникших до 1 января 2006 года;
- изготовление бланков свидетельств на приобретение жилья.
Объем финансирования мероприятий, связанных с предоставлением субсидий молодым семьям - участникам Подпрограммы, рассчитан исходя из:
- нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи;
- средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Тверской области, утвержденной уполномоченным федеральным исполнительным органом власти;
- количества молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Потребность в финансовых средствах на реализацию второго этапа Подпрограммы приведена в Приложении 2 к Подпрограмме.
6. Ожидаемые результаты, оценка эффективности
и социально-экономических последствий
от реализации Подпрограммы
Оценку эффективности реализации Подпрограммы предполагается производить по следующим критериям:
- количество молодых семей, ежегодно улучшающих свои жилищные условия и выбывающих из очереди на получение жилья;
- размер привлекаемых внебюджетных ресурсов при строительстве жилья для молодых семей;
- показатель уровня рождаемости в молодых семьях-участниках Подпрограммы.
Успешная реализация данной Подпрограммы и дальнейшее ее развитие позволят:
- повысить уровень жилищной обеспеченности молодых семей и создать условия для дальнейшего развития жилищного строительства в Тверской области; предполагается, что в 2007-2010 годах улучшат свои жилищные условия более 400 семей (в 2006 году - более 100 семей);
- добиться повышения уровня рождаемости в молодых семьях Тверской области;
- поднять на более высокий уровень культуру семейных отношений в молодежной среде и повысить среди молодых семей авторитет многодетности;
- обеспечить поддержку органами государственной власти Тверской области инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.
7. Организация управления Подпрограммой
и контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком Подпрограммы является комитет по делам молодежи Тверской области.
Формы и методы организации управления реализацией Подпрограммы определяются государственным заказчиком Подпрограммы.
Государственный заказчик Подпрограммы:
- осуществляет выработку единой региональной молодежной жилищной политики, общую координацию работ по реализации Подпрограммы;
- обобщает отчеты, которые предоставляют органы местного самоуправления муниципальных образований, участвующих в реализации Подпрограммы;
- ежеквартально готовит отчеты о ходе реализации Подпрограммы по перечню установленных показателей и направляет их в департамент экономики и промышленной политики Тверской области до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Органы местного самоуправления муниципальных образований, участвующих в реализации Подпрограммы, ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным, предоставляют государственному заказчику Подпрограммы информацию о целевом использовании средств областного бюджета за предыдущий год.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета Тверской области, выделенных на реализацию Подпрограммы, осуществляют департамент финансов Тверской области и контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.