Решение Ржевской городской Думы от 25 мая 2004 г. N 204
"Об утверждении Положения
о территориальном общественном самоуправлении в г.Ржеве"
В соответствии со ст.ст. 10, 45, 46, 47 Устава г.Ржева, Ржевская городская Дума решила:
Утвердить Положение о территориальном общественном самоуправлении г.Ржеве с приложениями N 1, 2, 3.
Глава города |
А.В. Харченко |
Ответственный секретарь
Ржевской городской Думы |
В.М. Иванов |
Положение
о территориальном общественном самоуправлении
в городе Ржеве
(утв. решением Ржевской городской Думы от 25 мая 2004 г. N 204)
Территориальное общественное самоуправление в г. Ржеве, является самостоятельной частью системы городского самоуправления, организуется исключительно по инициативе жителей соответствующей территории и действует на основе их добровольного волеизъявления.
Настоящее Положение определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.
Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного осуществления под свою ответственность непосредственно или через избираемые ими органы или лица собственных инициатив по вопросам, находящимся в ведении городского самоуправления и затрагивающим интересы жителей данной территории.
Статья 2. Правовая основа ТОС
2.1. Правовую основу ТОС составляют Конституция Российской Федерации, законодательство РФ, правовые акты Тверской области, нормативные акты органов местного самоуправления г. Ржева, настоящее Положение, а также положения (уставы) соответствующих органов ТОС.
2.2. Защита прав и законных интересов органов ТОС обеспечивается судами общей юрисдикции или арбитражными судами в соответствии с действующим законодательством.
Статья 3. Право жителей на участие в ТОС
Любой житель г. Ржева имеет право участвовать в непосредственном решении вопросов местного значения, затрагивающих интересы населения соответствующей территории, избирать и быть избранным в органы ТОС, контролировать и получать информацию о деятельности органов ТОС.
Статья 4. Принципы ТОС
ТОС служит реализации принципов народовластия и призвано обеспечивать развитие инициативы и укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципах:
- законности;
- защиты прав и законных интересов граждан;
- свободного волеизъявления граждан через общие собрания, сходы, конференции жителей и органы ТОС;
- выборности, самостоятельности органов ТОС, их подконтрольности населению и ответственности за решение вопросов, отнесенных к их компетенции;
- широкого участия граждан в выработке, принятии и реализации решений местного значения;
- сочетания местных интересов с городскими;
- гласности и учета общественного мнения.
Статья 5. Роль и место ТОС в системе городского самоуправления
5.1. ТОС является частью системы городского самоуправления, в состав которой входят формы непосредственного волеизъявления жителей (референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы, конференции граждан, правотворческая инициатива), а также органы местного самоуправления.
5.2. Органы местного самоуправления г. Ржева
- оказывают содействие населению в осуществлении права на ТОС;
- оказывают помощь инициативным группам в проведении общих собраний, сходов, конференций и принимают в них участие;
- разрабатывают нормативную документацию по ТОС, содействуют разработке уставов органов ТОС;
- создают необходимые условия для становления и развития системы ТОС;
- вправе передавать по договору органам ТОС часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность по осуществлению переданных полномочий и расходованию выделенных средств;
- вправе устанавливать сферы совместной компетенции с органами ТОС, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами ТОС;
- предоставляют органам ТОС помещения для осуществления их деятельности;
- координируют деятельность органов ТОС, оказывают им организационную и методическую помощь, знакомят органы ТОС с соответствующими актами органов государственной власти и управления, решениями органов местного самоуправления, проводят семинары с руководителями и активом органов ТОС, организуют их учебу, осуществляют сбор предложений органов ТОС, их обобщение и анализ, распространяют положительный опыт деятельности органов ТОС;
- регистрируют органы ТОС и устанавливают территорию их деятельности;
- заключают договоры с органами ТОС, являющимися юридическими лицами;
- способствуют выполнению решений общих собраний, сходов, конференций, органов ТОС, принятых в пределах их компетенции;
- оказывают финансовую поддержку органам ТОС и поощряют их актив;
- осуществляют другие полномочия по взаимодействию с органами ТОС в соответствии с настоящим Положением и действующим законодательством.
5.3. Органы ТОС являются самостоятельным (в пределах прав, установленных настоящим Положением) звеном системы городского самоуправления, дополняющим формы непосредственного волеизъявления граждан и органы местного самоуправления в решении вопросов социально-экономического развития соответствующих территорий.
Органы ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления г. Ржева при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории. Органы ТОС имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающим интересы населения соответствующей территории.
5.4. Депутаты в своей работе с избирателями опираются на помощь органов ТОС, изучают их мнения по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории, содействуют ТОС в осуществлении их полномочий.
Статья 6. Формы участия населения в ТОС
Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением через:
- общие собрания, сходы, конференции и другие формы непосредственного волеизъявления граждан;
- органы территориального общественного самоуправления;
- выборных лиц территориального общественного самоуправления - старших по домам, старших по подъездам.
Статья 7. Общие собрания, сходы, конференции граждан
7.1. Общие собрания, сходы, конференции граждан созываются органами городского самоуправления, органами ТОС, старшими по домам, старшими по подъездам и инициативными группами жителей.
7.2. В работе общих собраний, сходов, конференций принимают участие граждане, достигшие 18-летнего возраста и постоянно проживающие на данной территории. Граждане, не проживающие постоянно на данной территории, могут участвовать в работе собраний, сходов, конференций с правом совещательного голоса.
7.3. Общие собрания, сходы правомочны принимать решения, если в них участвует более 25% жителей соответствующей территории, а конференции - при участии не менее 50% представителей жителей соответствующей территории.
7.4. К исключительной компетенции собраний, сходов, конференций граждан соответствующей территории относится решение следующих вопросов:
- принятие решения об образовании органа ТОС;
- принятие положения (устава) органа ТОС;
- избрание органа ТОС;
- досрочное прекращение полномочий органа ТОС;
- избрание ревизионной комиссии (в случае, когда орган ТОС является юридическим лицом);
- решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей данной территории, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
7.5. Решения общих собраний, сходов, конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом (в котором указываются дата и место проведения, общее число граждан, имеющих право участвовать в собрании, количество граждан, принявших участие в их работе, и принятые решения) и доводятся до сведения соответствующих служб и органов городского самоуправления и соответствующих органов ТОС, которые содействуют выполнению принятых решений.
7.6. Решения общих собраний, сходов, конференций граждан, противоречащие законодательству, отменяются в судебном порядке.
Органы местного самоуправления, осуществляя контроль за деятельностью органов ТОС в рамках переданных органам ТОС полномочий, вправе отменить решение органа ТОС, принятое с нарушением действующего законодательства.
Решение органа местного самоуправления об отмене решения органа ТОС может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 8. Органы территориального общественного самоуправления
8.1. Органы ТОС в г. Ржеве, исходя из принципов их организации, осуществляемых ими полномочий, их правового статуса и из специфики соответствующей территории подразделяются на:
- советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков;
- объединения собственников жилья (квартир) в едином комплексе недвижимого имущества (товарищества собственников жилья [ТСЖ] в кондоминиуме, товарищества домовладельцев [ТД], жилищно-строительные кооперативы [ЖСК], молодежно-жилищные кооперативы [МЖК]);
- квартальные, уличные, дворовые, домовые комитеты (советы).
8.2. Совет (комитет) микрорайона, жилого комплекса, поселка в г.Ржеве обладает правами юридического лица и избирается на конференции граждан соответствующей территории. Порядок избрания совета (комитета), организация его работы, компетенция, права и виды деятельности, финансовые ресурсы и собственность, а также ответственность данного органа определяются "Положением о совете (комитете) микрорайона, жилого комплекса, поселка в г.Ржеве (Приложение N 1).
8.3. Объединение собственников жилья (квартир) в едином комплексе недвижимого имущества обладает правами юридического лица, является некоммерческой организацией, образуется на общем собрании собственников жилья. Порядок деятельности ТСЖ в кондоминиуме, ТД, ЖСК, ЖК, МЖК, их права и обязанности определяются действующим законодательством РФ и нормативными актами органов местного самоуправления г. Ржева.
8.4. Квартальный, уличный, дворовый, домовый комитет (совет) может обладать правами юридического лица, избирается на конференции или на собрании (сходе) жителей. Порядок избрания комитета, организация его работы, основные полномочия, условия наделения правом юридического лица определяются "Положением о квартальных, уличных, дворовых, домовых комитетах (советах) в г. Ржеве (Приложение N 2).
8.5. Границы территорий, на которых действуют органы ТОС, определяются органами местного самоуправления по предложению схода, собрания или конференции граждан или инициативной группы жителей по организации органа ТОС. При этом учитываются исторические, культурные, социально-экономические и иные признаки целостности конкретной территории, границы деятельности местных жилищно-эксплуатационных служб, а также планировочные ограничения данной территории.
8.6. Для осуществления своих задач органы ТОС взаимодействуют с органами местного самоуправления, с другими соответствующими органами ТОС и с выборными лицами общественного самоуправления, с предприятиями, организациями и учреждениями, осуществляющими свою деятельность на соответствующей территории, с местными отделениями общественных организаций, с обществами потребителей и с другими формированиями и объединениями граждан.
8.7. Органы ТОС, обладающие правами юридического лица, освобождаются от всех видов местных налогов, сборов и арендной платы за предоставленные им помещения.
Статья 9. Старший по дому, старший по подъезду
Старший по дому, старший по подъезду многоквартирного жилого дома не обладает правами юридического лица и избирается на общем собрании жителей дома, подъезда.
Порядок избрания старшего по дому, старшего по подъезду, его полномочия, права и обязанности определяются "Положением о старшем по дому, старшем по подъезду многоквартирного жилого дома" (Приложение N 3).
Статья 10. Регистрация органов ТОС
10.1. Органы ТОС, созданные в соответствии с настоящим Положением, подлежат регистрации или учету в органах местного самоуправления г.Ржева.
10.2. Органы ТОС, организуемые по решению общего собрания или конференции граждан с правом юридического лица, действуют на основании настоящего Положения и устава, утвержденного участниками общего собрания или конференции граждан соответствующей территории, и приобретают права юридического лица с момента его регистрации в соответствии с действующим законодательством РФ.
На регистрацию представляются: устав, соответствующее решение органа местного самоуправления, определяющее границы территории деятельности органа ТОС, протокол учредительной конференции (собрания) жителей, протоколы общих собраний по выдвижению делегатов конференции.
В уставе определяется наименование органа ТОС, место его нахождения, границы территории его деятельности, порядок избрания органа ТОС, предмет и цели его деятельности, а также содержатся другие сведения, предусмотренные законодательством РФ и настоящим Положением.
10.3. Органы ТОС освобождаются от уплаты за нотариальное оформление образцов подписей для открытия счетов в банке.
10.4. Органам ТОС может быть отказано в регистрации на основании неполноты представленных на регистрацию документов и несоответствия их настоящему Положению.
10.5. Отказ в регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
Статья 11. Гарантии ТОС
11.1. Решения общих собраний, сходов или конференций жителей, а также органов ТОС обязательны для исполнения всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их органами, должностными лицами и гражданами соответствующих территорий.
11.2. Предприятия, организации и учреждения, независимо от их подчиненности и организационно-правовой формы, в обязательном порядке согласовывают с соответствующими органами ТОС мероприятия, которые по своим возможным последствиям могут ухудшить среду обитания населения данной территории или нанести ущерб интересам проживающих.
11.3. Предприятия, организации, учреждения и граждане несут перед органами ТОС ответственность в судебном и административном порядке, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме вред, причиненный их решениями, действиями или бездействием интересам населения, окружающей среде, а также вред, нанесенный в результате невыполнения решений органов ТОС.
11.4. Орган ТОС имеет право предъявить в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственного управления, органов местного самоуправления г. Ржева, предприятий, организаций и учреждений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, а также полномочия органов ТОС в соответствии с действующим законодательством.
Приложение N 1
к положению о ТОС
в г. Ржеве
Положение
о совете (комитете) микрорайона,
жилого комплекса, поселка в г. Ржеве
Общие положения
1. Совет (комитет) микрорайона, жилого комплекса, поселка (далее по тексту - совет) является органом территориального общественного самоуправления жителей соответствующей части территории муниципального образования, создаваемым по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления с целью участия в решении вопросов местного значения.
2. Совет представляет интересы жителей данной территории в органах власти и управления, в других органах и организациях и осуществляет свои полномочия в соответствии с действующим законодательством, решениями органов местного самоуправления г. Ржева, настоящим Положением и уставом совета (комитета) конкретного микрорайона, жилого комплекса, поселка.
3. Решения совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для выполнения всеми предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными и осуществляющими свою деятельность на соответствующей территории, а также гражданами, проживающими на данной территории.
Решения совета, принятые в пределах его компетенции, учитываются органами местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий.
4. Границы территории деятельности совета определяются по предложению инициативной группы жителей или по решению конференции граждан постановлением Главы местного самоуправления г. Ржева.
5. Совет обладает правами юридического лица с момента его регистрации в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением в соответствии с действующим законодательством РФ, вправе обладать обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде или арбитражном суде.
Порядок избрания совета
6. Совет избирается на конференции граждан открытым или тайным голосованием сроком на 2 года.
Конференция граждан вправе установить другой срок полномочий совета.
7. Подготовку к проведению конференции по выборам совета осуществляет инициативная группа жителей, которая по согласованию и при взаимодействии с органами местного самоуправления г. Ржева:
- определяет время и место проведения конференции, норму представительства и порядок выдвижения делегатов конференции;
- организует подготовку предложений по оптимальным границам соответствующей территории и обоснование этих предложений;
- разрабатывает проект устава совета;
- разрабатывает порядок работы конференции жителей и информирует всех о времени и месте ее проведения;
- организует работу конференции вплоть до избрания совета.
Подготовка и проведение конференции по выборам совета осуществляется открыто и гласно.
8. Инициативная группа, согласовавшая с органами местного самоуправления г. Ржева проведение конференции жителей соответствующей территории по выборам совета, но не подготовившая ее в течение трех месяцев, считается самораспустившейся.
9. Участники конференции делегируются собраниями жителей домов, подъездов, кварталов, улиц, групп домов в частном секторе.
Собрание правомочно при наличии более 25% жителей, достигших 18-летнего возраста. Порядок голосования определяется собранием.
Избранными делегатами считаются кандидаты, набравшие более 50% голосов от числа присутствующих. Результаты голосования оформляются протоколом.
10. В случае присутствия на собрании менее 25% жителей дома, подъезда, (группы домов) # кандидаты в делегаты выдвигаются с последующим голосованием по петиционному листу, в который инициативная группа на основании запротоколированного собрания с активом дома или подъезда вносит фамилии кандидатов в делегаты конференции. Избранными считаются кандидаты, набравшие более 50% подписей жителей дома, подъезда (группы домов).
11. Депутаты всех уровней представительной власти, избранные от граждан соответствующей территории, имеют права делегатов конференции без дополнительных выборов.
В соответствии с Уставом органа ТОС иметь права делегатов конференции без дополнительных выборов могут: члены органов ТОС, старшие по домам, старшие по подъездам, председатели объединений собственников жилья.
12. В конференции могут принимать участие с правом совещательного голоса представители органов местного самоуправления г. Ржева, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на данной территории, представители общественных организаций и органов ТОС.
13. Конференция правомочна, если в ней принимает участие не менее 50% от числа избранных делегатов.
14. В уставе органа ТОС может быть предусмотрен механизм передачи полномочий делегата другому жителю в случае болезни делегата и других чрезвычайных обстоятельств. Полномочия могут быть переданы не позднее, чем за 5 дней до предстоящей конференции.
15. Конференция по выборам совета решает следующие вопросы:
- принимает решение об образовании совета;
- устанавливает структуру и численный состав совета;
- избирает совет (председателя совета) и ревизионную комиссию (форма голосования определяется конференцией);
- принимает устав совета;
- решает другие вопросы, затрагивающие интересы жителей данной территории в соответствии с настоящим Положением.
16. В состав совета могут быть избраны граждане не моложе 18 лет, постоянно проживающие на территории деятельности совета, а также депутаты, избранные жителями данной территории, независимо от их постоянного места жительства.
17. Избранными в состав совета считаются граждане, за которых проголосовало более половины делегатов или их полномочных представителей, присутствующих на конференции.
Организация работы совета
18. Работу совета организует его председатель, избираемый на конференции граждан соответствующей территории открытым или тайным голосованием.
Конференция правомочна делегировать право избрания председателя совета вновь избранному совету.
19. Председатель вправе:
- представлять совет на всех уровнях и во всех организациях, без доверенности подписывать документы и заключать договоры;
- проводить прием граждан, проживающих на территории деятельности совета;
- формировать аппарат совета, принимать на работу и увольнять сотрудников аппарата;
- в период между заседаниями совета самостоятельно принимать решения по вопросам, отнесенным советом к его ведению.
20. Председателю совета выдается удостоверение установленного образца за подписью Главы города Ржева
21. Совет из своего состава избирает заместителя председателя и секретаря совета, планирует свою работу, определяет периодичность заседаний, порядок их проведения, образует рабочие комиссии по направлениям своей деятельности, утверждает их состав, полномочия и порядок работы, определяет круг вопросов, решения по которым председатель совета принимает самостоятельно (в рабочем порядке) и отчитывается по ним на очередном заседании совета.
22. Совет правомочен принимать решения при наличии не менее половины от числа избранных членов совета.
23. Все вопросы, входящие в компетенцию совета, решаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов и оформляются протоколом.
24. Председатель совета и (или) его заместитель могут работать в совете на штатной основе.
25. Деятельность советов координируют органы местного самоуправления г. Ржева.
Права совета
26. Совет правомочен:
- принимать решения о проведении собраний, сходов, конференций жителей, проводить опросы общественного мнения на территории деятельности совета и на основе их анализа давать соответствующие предложения органам власти и управления, организациям и учреждениям, вносить вопросы в повестку дня заседаний городской Думы;
- вносить предложения в установленном порядке о предоставлении и снятии налоговых льгот предприятиям и организациям, действующим на подведомственной территории и оказывающим содействие в вопросах жизнедеятельности и обслуживания населения;
- обращаться в контрольно-ревизионные службы и налоговую инспекцию по вопросам проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, расположенных на данной территории, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности;
- осуществлять контроль за техническим использованием жилого фонда, ходом подготовки жилого фонда к работе в осенне-зимний период, за использованием по назначению помещений для работы с детьми и подростками, для спортивной и другой работы, за рациональным использованием всех средств, выделяемых из различных источников на содержание и социально-экономическое развитие микрорайона, жилого комплекса, поселка;
- осуществлять общественный контроль любых направлений жизни микрорайона, жилого комплекса, поселка, затрагивающих интересы жителей данной территории;
- заслушивать на своих заседаниях объяснения лиц, допустивших нарушения общественного порядка, правил санитарной гигиены, другие нарушения, принимать решения о применении к ним мер общественного воздействия, в необходимых случаях направлять материалы в соответствующие компетентные органы (административную комиссию при городской администрации, горцентр санэпиднадзора, пожарную инспекцию, ОВД Ржевского района и другие органы) для привлечения нарушителей к административной ответственности;
- обращаться в суд в случае нарушения общезначимых для населения данной территории прав и законных интересов граждан, проживающих на подведомственной территории;
- открывать в банках счета для денежных операций, приобретать имущество, формировать собственный аппарат, самостоятельно определять штатное расписание и порядок труда работников, оплачиваемых за счет собственных средств;
- владеть и пользоваться муниципальным имуществом, переданным совету в оперативное управление;
- кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений, организаций для развития социальной инфраструктуры соответствующей территории, создавать фонды местной инициативы;
- самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, учреждать в установленном порядке предприятия, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах, создавать клубы по интересам, любительские объединения, центры досуга и другие формирования;
- участвовать в создании общественных организаций потребителей на территории деятельности совета и взаимодействовать с ними;
- осуществлять кредитную, посредническую, торгово-закупочную деятельность, проводить аукционы, ярмарки, выставки, в установленном порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность, осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ, направленную на выполнение своих уставных целей;
- разрабатывать и представлять органам местного самоуправления предложения по развитию соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития и программ, принимаемых органами местного самоуправления;
- предоставлять в органы местного самоуправления предложения и заключения по вопросам отвода земли на территории действия органа ТОС под строительство и размещение на этой территории новых и расширение действующих объектов производственного, социально-культурного назначения, сферы обслуживания, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;
- участвовать в контроле за выполнением условий пользования, владения и распоряжения объектами муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории деятельности ТОС;
- информировать население о принятых органами государственной власти и местного самоуправления решениях, затрагивающих интересы населения;
- изучать социальный состав населения на территории деятельности совета для выявления граждан, нуждающихся в социальной помощи и трудоустройстве;
- участвовать в контроле за работой общественного транспорта, предприятий торговли и сферы обслуживания;
- организовывать акции милосердия и благотворительности, содействовать власти благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участвовать в распределении гуманитарной помощи;
- работать с детьми и подростками;
- содействовать проведению культурных, спортивных и других мероприятий.
Компетенция совета
27. Компетенция совета определяется уставом совета исходя из добровольно принимаемых советом обязательств с учетом настоящего Положения и полномочий, передаваемых ему органами местного самоуправления г. Ржева на основе соответствующих договоров.
28. К исключительной компетенции совета относятся следующие вопросы:
- определение периодичности своих заседаний и порядок их проведения;
- распределение обязанностей между членами совета, образование рабочих комиссий по направлениям своей деятельности, утверждение их состава, полномочий и порядка их работы;
- планирование своей работы;
- утверждение планов благоустройства и развития соответствующей территории, финансируемых за счет собственных средств совета, принятие решений по финансированию отдельных программ;
- утверждение положений и уставов клубов, объединений, других формирований, образованных советом и осуществляющих свою деятельность на его средства.
29. По договору с органами местного самоуправления г.Ржева совет самостоятельно имеет право осуществлять следующие полномочия:
- по подготовке и заключению договоров с предприятиями на выполнение работ по внешнему благоустройству, санитарной очистке и озеленению территории, по ремонту и эксплуатации жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств городского бюджета и собственных финансовых ресурсов;
- по установке и содержанию малых архитектурных форм, по текущей эксплуатации дорог;
- по контролю за использованием арендуемых помещений и участков под строительство, за техническим состоянием внешних инженерных сетей, за выполнением условий ордеров на разрытие и за ходом выполнения проводимых на территории работ;
- по выполнению, учету и оказанию адресной помощи малоимущим, одиноким престарелым, инвалидам и другим категориям социально-незащищенных граждан;
- по созданию территориальных общественных формирований по охране правопорядка;
- по проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий, государственных, городских и народных праздников.
К компетенции совета по договору с органами местного самоуправления г. Ржева может быть отнесено самостоятельное решение иных вопросов местного значения.
30. С учетом предложений совета или конференции жителей органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами ТОС.
К ним могут быть отнесены следующие вопросы:
- участие в подготовке и реализации планов социально-экономического развития микрорайона, жилого комплекса, поселка, в разработке и исполнении социальных программ, затрагивающих интересы жителей данной территории;
- участие в экспертизе проектов строительства, реконструкции и ремонта объектов социально-культурного и бытового назначения, жилых домов и объектов благоустройства; в экологической экспертизе объектов производственной и социальной сферы;
- участие в государственной приемке объектов социальной сферы, в обследовании жилого фонда;
- участие в решении вопросов использования нежилых помещений, расположенных на территории деятельности совета;
- участие в размещении и регулировании уличной торговли, сезонных рынков;
- согласование режима работы муниципальных торговых предприятий и ассортиментного перечня для торговых предприятий, расположенных на территории деятельности совета;
- согласование планов благоустройства соответствующей территории;
- согласование отвода земельных участков под размещение или под строительство тех или иных объектов на территории деятельности совета, затрагивающих интересы жителей данной территории, в соответствии с действующим законодательством;
- другие вопросы, определяемые соответствующими решениями и постановлениями органов местного самоуправления по предложению совета или конференции жителей. Порядок рассмотрения и согласования данных вопросов, формы участия представителей совета в их решении с правом совещательного или решающего голоса устанавливаются соответствующими решениями органов местного самоуправления.
Финансовые ресурсы и собственность совета
31. Финансовые ресурсы совета состоят из собственных и заемных средств и средств, передаваемых совету по договору органами местного самоуправления г. Ржева
32. Собственные средства совета образуются за счет целевых перечислений, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц и за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности совета.
Собственные средства изъятию не подлежат и расходуются советом самостоятельно для решения вопросов, определенных его уставом.
33. В соответствии с решениями органов местного самоуправления финансовые ресурсы совета могут формироваться из разовых и долговременных поступлений из бюджетных и внебюджетных средств под определенные цели и из других источников.
34. Объектами собственности совета могут быть:
- земля, выкупленная или приобретенная на средства совета или безвозмездно отчужденная собственником в пользу совета;
- имущество, переданное совету собственниками, созданное или приобретенное за счет собственных средств совета;
- жилой и нежилой фонд;
- техника, оборудование и другие материальные и интеллектуальные ценности.
35. Порядок передачи и перечень объектов собственности, передаваемых совету органами местного самоуправления, определяется соответствующими договорами.
Ответственность совета
36. Совет несет ответственность за законность принимаемых им решений в соответствии с действующим законодательством.
37. Споры по восстановлению нарушенных прав предприятий, учреждений, организаций и граждан, возникающие в результате действия или бездействия совета, решаются в суде или в арбитражном суде.
38. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия совета, возмещается им в полном объеме предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам за счет собственных средств.
39. Органы местного самоуправления г. Ржева право # предъявить в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными решений совета, нарушающих права и законные интересы граждан.
40. До принятия решений судом или арбитражным судом действие оспариваемых решений совета приостанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Заключительные положения
41. Совет в своей деятельности подотчетен и подконтролен населению соответствующей территории и органам местного самоуправления г. Ржева в части выполнения делегированных ему полномочий и использования передаваемых средств.
42. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности совета проводится не реже одного раза в год ревизионной комиссией, которая избирается на конференции граждан на срок полномочий совета.
43. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за законностью финансово-хозяйственной деятельности, за соответствием расходования финансовых и материальных средств целям и задачам, принятым уставом совета.
44. Отчеты совета и ревизионной комиссии заслушиваются и утверждаются на конференции граждан не реже одного раза в год.
45. По решению конференции совет может быть досрочно переизбран (полностью или частично). Избрание новых членов совета производится в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
46. Досрочное прекращение полномочий совета может быть осуществлено:
- по решению конференции граждан в связи с признанием нецелесообразности его существования;
- по решению совета, принятому большинством в две трети от числа избранных членов совета, в случае его самороспуска.
47. Решения о досрочном прекращении полномочий совета могут быть обжалованы в судебном порядке.
48. При принятии решения о ликвидации советом совместно с органами местного самоуправления создается ликвидационная комиссия, к которой на срок ликвидации переходят все полномочия по управлению делами совета.
49. Ликвидация совета может быть произведена также по решению суда в случае неоднократного нарушения советом законодательства либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
50. Имущество, оставшееся в результате ликвидации совета, после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определяемые решением конференции о ликвидации совета, в спорных случаях решением суда. Ликвидационная комиссия публикует в печати решение об использовании оставшегося имущества.
Приложение N 2
к положению ТОС
в г.Ржеве
Положение
о квартальных, уличных, дворовых,
домовых комитетах (советах) г. Ржева
Общие положения
1. Квартальные, уличные, дворовые, домовые комитеты (советы) являются органами территориального общественного самоуправления жителей квартала, улицы, двора, многоквартирного жилого дома с прилегающим участком.
2. Границы территории, на которых действуют квартальные, уличные, дворовые и домовые комитеты (советы), устанавливаются по предложению граждан местным органом исполнительной власти соответствующего района.
3. Квартальный, уличный, дворовый, домовый комитет (далее по тексту - комитет) избирается на общем собрании, сходе или конференции жителей соответствующей территории.
4. Комитет представляет интересы жителей соответствующей территории в органах власти и управления, других органах и организациях, осуществляет свои полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением, имеет угловой и треугольный штампы или круглую печать, образцы которых утверждаются местным органом исполнительной власти соответствующего района.
5. Комитет может наделяться правами юридического лица с момента его регистрации, если это предусмотрено в Уставе регистрируемого органа.
Регистрация комитета осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.
Принятие Устава комитета относится к исключительной компетенции общего собрания, схода или конференции жителей.
6. Комитет, обладающий правами юридического лица, осуществляет свои полномочия в соответствии с действующим законодательством, настоящим Положением и Уставом комитета, утверждаемым решением общего собрания, схода или конференции жителей.
7. Комитет, организуемый по решению общего собрания, схода или конференции граждан без права юридического лица, осуществляет свои полномочия в соответствии с настоящим Положением; вправе иметь свое положение, принимаемое на общем собрании, сходе или конференции жителей, которое подлежит учету в местном органе исполнительной власти соответствующего района.
Порядок избрания комитета и организация его работы
8. Комитет избирается на общем собрании, сходе или конференции жителей соответствующей территории открытым голосованием сроком на 2 года. Собрание, сход или конференция жителей вправе установить другой срок полномочий комитета.
9. О дате и месте проведения собрания, схода или конференции по выборам комитета граждане оповещаются инициативной группой жителей или соответствующими службами или органами заранее, но не позднее, чем за три дня до времени проведения собрания, схода или конференции.
10. Общее собрание или сход считается правомочным, если на нем присутствует не менее 25% жителей не моложе 18 лет, а конференция - при участии не менее 50% представителей жителей соответствующей территории.
11. Участники конференции делегируются собраниями жителей домов или улиц по нормам представительства, согласованным с районным отделом по работе с населением, по предложению инициативной группы.
12. В случае присутствия на собрании менее 25% жителей улицы, дома, группы домов инициативная группа проводит запротоколированные собрания с активом, определяет кандидатов в делегаты конференции жителей или в состав комитета и вносит их фамилии в петиционный лист. Лист подписывается жителями (за или против). Делегатами конференции или членами комитета становятся кандидаты, получившие более половины голосов жителей.
13. Структура комитета и количество его членов устанавливаются общим собранием, сходом или конференцией граждан.
В состав комитета могут быть избраны граждане не моложе 18 лет, постоянно проживающие на территории деятельности комитета.
Избранными в состав комитета считаются граждане, получившие более половины голосов жителей или их представителей, участвующих в общем собрании, сходе или конференции.
14. Члены комитета из своего состава избирают председателя, заместителя председателя и секретаря комитета.
Председатель комитета по решению общего собрания (конференции) может быть избран непосредственно на общем собрании (конференции) граждан.
Председатель комитета вправе иметь специальное удостоверение, выдаваемое местным органом исполнительной власти соответствующего района.
15. Комитет самостоятельно планирует свою работу, определяет периодичность своих заседаний, порядок их проведения, распределяет обязанности между членами комитета, определяет круг вопросов, решения по которым председатель комитета принимает самостоятельно и отчитывается по ним на очередном заседании комитета, образовывает рабочие комиссии по направлениям своей деятельности с участием в них жителей, утверждает план работы комитета и т. д.
16. Комитет заблаговременно информирует жителей, соответствующий районный отдел по работе с населением о времени и месте проведения очередного заседания комитета и о вопросах, которые выносятся на его обсуждение.
17. Заседания комитета являются открытыми и правомочны при наличии более половины его состава. Все вопросы решаются простым большинством голосов членов комитета, присутствующих на заседании.
Протоколы заседания комитета подписываются председателем и секретарем комитета. Решения комитета доводятся до сведения жителей и местного органа исполнительной власти соответствующего района.
18. В заседании комитета могут принимать участие с правом совещательного голоса представители жилищно-эксплуатационных предприятий (ПЖРЭУ и др.), представители органов территориального общественного самоуправления и органов местного самоуправления г.Ржева, выборные лица общественного самоуправления и представители общественных организаций.
19. Местные органы исполнительной власти районов содействуют организации работы комитетов, выделяют необходимые помещения для проведения заседаний, способствуют выполнению решений комитетов, принятых в пределах их компетенции, оказывают методическую помощь при разработке положений (уставов) комитетов, координируют их деятельность, изготавливают и выдают председателям комитетов угловые и треугольные штампы, а также удостоверения установленного образца.
Основные полномочия комитета
20. Комитет осуществляет следующие полномочия:
- организует выполнение решений общих собраний, сходов или конференций граждан, а также содействует исполнению решений органов местного самоуправления г. Ржева.
- привлекает население к работе по благоустройству, озеленению и улучшению санитарного состояния улиц, придомовой территории, домов, спортивных и детских игровых площадок и других объектов, расположенных на территории деятельности комитета;
- содействует органам социальной защиты в оказании помощи инвалидам, одиноким престарелым гражданам, многодетным семьям, малоимущим и другим категориям социально-незащищенных граждан;
- оказывает помощь учреждениям здравоохранения в проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, органам госархнадзора в выявлении фактов самовольного строительства индивидуальных гаражей, органам внутренних дел в укреплении общественного порядка, органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилых домов и других объектов, расположенных на территории деятельности комитета;
- рассматривает в пределах своих полномочий заявления, предложения и жалобы граждан, принимает по ним соответствующие меры и осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Положением;
- следит за своевременным и качественным выполнением работ по капитальному и текущему ремонту жилых домов. Представители комитета включаются в состав комиссией по приемке жилых домов муниципального жилого фонда, расположенных на территории деятельности комитета, в эксплуатацию после капитального ремонта.
21. Комитет имеет право:
- созывать по согласованию с местным органом исполнительной власти района общие собрания, сходы, конференции граждан, проживающих на территории деятельности комитета, для решения вопросов, относящихся к ведению комитета;
- обращаться по вопросам, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории, в органы власти и управления, организации и учреждения.
- ходатайствовать перед местным органом исполнительной власти соответствующего района о материальном поощрении наиболее активных своих членов;
- кооперировать по решению общего собрания, схода или конференции добровольные взносы граждан на социальные, культурные или иные общественно-полезные цели;
- заслушивать объяснения лиц, допустивших нарушения общественного порядка, правил санитарной гигиены, другие нарушения, принимать решения о применении к ним мер общественного воздействия, в необходимых случаях направлять материалы в соответствующие компетентные органы (административную комиссию при городской администрации, городской центр санитарно-эпидемиологического надзора, пожарную инспекцию, ОВД Ржевского района и другие органы) для привлечения нарушителей к административной или иной ответственности;
- осуществлять контроль за соблюдением санитарного состояния территорий, за выполнением работ по уборке, благоустройству и оборудованию придомовой территории, за использованием финансовых средств на содержание, эксплуатацию и ремонт домов, расположенных на территории деятельности комитета;
- выдавать справки, удостоверяющие состав семьи, факт проживания по данному адресу, наличие сада, огорода, колодца и т.д.;
- составлять характеристики на жителей для предоставления по месту требования;
- вносить предложения в органы местного самоуправления по определению сферы совместной компетенции по вопросам размещения и регулирования уличной торговли, согласования отвода земельных участков под размещение или строительство тех или иных объектов на территории деятельности комитета, по вопросу государственной приемки объектов социальной сферы, обследования жилого фонда, использования нежилых помещений и по другим вопросам.
Дополнительные полномочия комитета,
являющегося юридическим лицом
22. Комитет, обладающий правом юридического лица и зарегистрированный в соответствии с настоящим положением, имеет счет в банке, свою печать, может быть истцом и ответчиком в суде или арбитражном суде.
23. В этом случае комитет вправе заниматься хозяйственной деятельностью, в том числе создавать предприятия и организации, выступать заказчиком на выполнение работ и услуг, связанных с удовлетворением социально-экономических потребностей населения, обладать и распоряжаться имуществом в соответствии с целями своей деятельности. Имущество комитета состоит из собственных средств (образующихся за счет добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, за счет отчислений от доходов предприятий, находящихся в его ведении), заемных средств и средств, передаваемых комитету по договору, бюджетных и внебюджетных средств на определенные цели.
24. Органы местного самоуправления г. Ржева могут передавать комитету, являющемуся юридическим лицом, часть своих полномочий, материально-технических, финансовых и иных ресурсов, в оперативное управление муниципальное имущество, о чем принимается соответствующее решение или постановление.
Объем передаваемых полномочий и средств закрепляется в договоре, заключаемом между комитетом и соответствующим органом, который в этом случае осуществляет контроль за выполнением делегированных полномочий и за использованием передаваемых средств.
25. Комитет вправе распоряжаться и управлять собственностью, которая формируется на основе собственной хозяйственной деятельности комитета и его предприятий, а также за счет средств, передаваемых ему органами местного самоуправления, с учетом осуществляемых функций и принятых на себя обязательств.
Заключительные положения
26. Комитет в своей деятельности подотчетен и подконтролен общему собранию, сходу или конференции жителей соответствующей территории.
27. Контроль за расходованием финансовых средств комитета, являющегося юридическим лицом, осуществляет ревизионная комиссия, которая избирается на общем собрании, сходе или конференции граждан.
28. Отчет комитета о своей деятельности, так же как и отчет ревизионной комиссии (в том случае, когда комитет является юридическим лицом), заслушивается на общем собрании, сходе или конференции граждан не реже одного раза в год.
29. По решению общего собрания, схода или конференции граждан комитет может быть досрочно переизбран (полностью или частично).
Избрание новых членов комитета производится в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
30. Комитет несет ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений.
31. Решения комитета, не соответствующие законодательству, отменяются в судебном порядке.
32. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия комитета, являющегося юридическим лицом, возмещается им в полном объеме предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам за счет собственных средств.
33. Споры по восстановлению нарушенных прав предприятий, учреждения, организаций и граждан, возникающие в результате действия или бездействия комитета, решаются в судебном порядке.
34. Комитет может быть упразднен по решению общего собрания, схода или конференции жителей в связи с признанием нецелесообразности его существования или по собственному решению комитета, принятому большинством в две трети голосов от числа избранных членов комитета, в случае его самороспуска.
35. Решения о досрочном прекращении полномочий комитета могут быть обжалованы в судебном порядке.
36. При принятии решения об упразднении комитета, являющегося юридическим лицом, комитетом совместно с органами местного самоуправления создается ликвидационная комиссия, к которой на срок ликвидации переходят все полномочия по управлению комитетом.
37. Досрочное прекращение полномочий комитета также может быть осуществлено по решению суда в случае неоднократного нарушения комитетом действующего законодательства либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей его уставным целям.
38. После ликвидации комитета, являющегося юридическим лицом, имущество и средства, находящиеся в его собственности, после расчетов по обязательствам переходят в ведение органов местного самоуправления г. Ржева в соответствии с действующим законодательством.
Приложение N 3
к положению о ТОС
в г. Ржеве
Положение
о старшем по дому, старшем по подъезду
многоквартирного жилого дома
Общие положения
1. Старший по дому (подъезду) является выборным лицом общественного самоуправления жителей дома (подъезда) многоквартирного жилого дома.
2. Старший по дому (подъезду) представляет интересы жителей дома (подъезда) в отношениях с жилищно-эксплуатационными предприятиями, с организациями и учреждениями, с органами территориального общественного самоуправления г.Ржева.
3. Старший по дому (подъезду) осуществляет свои полномочия в соответствии с настоящим Положением.
4. Старший по дому (подъезду) не обладает правами юридического лица, может иметь специальное удостоверение, выдаваемое местным органом исполнительной власти соответствующего района.
Порядок избрания старшего по дому
(старшего по подъезду)
5. Старший по дому (подъезду) избирается на общем собрании жильцов дома (подъезда) простым большинством голосов сроком на 2 года.
Собрание жильцов вправе установить другой срок полномочий старшего по дому (подъезду).
6. Старшим по дому (подъезду) может быть избран любой житель, достигший 18-летнего возраста, проживающий в доме (подъезде).
7. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 25% квартиросъемщиков или собственников жилья или их представителей в возрасте не моложе 18 лет.
8. В собрании могут принимать участие с правом совещательного голоса представители жилищно-эксплуатационных предприятий (ПЖРЭУ и др.), представители органов территориального общественного самоуправления и органов местного самоуправления г. Ржева
9. Протокол собрания составляется в трех экземплярах, которые подписываются председательствующим и секретарем собрания, и направляется в ПЖРЭУ, обслуживающее дом (подъезд) и в соответствующий местный орган исполнительной власти (районный отдел по работе с населением); третий экземпляр хранится у старшего по дому (подъезду).
10. В двухнедельный срок со дня избрания старшего по дому (подъезду) жилищно-эксплуатационное предприятие или местный орган исполнительной власти соответствующего района письменно уведомляет каждого квартиросъемщика или собственника жилья об избрании старшего по дому (подъезду) с указанием его прав и обязанностей.
Полномочия старшего по дому
(старшего по подъезду)
11. Старший по дому (подъезду) имеет право:
- созывать общие собрания жителей дома (подъезда) по мере необходимости, но не реже двух раз в год;
- обращаться по вопросам, затрагивающим интересы жителей дома (подъезда), в предприятия, учреждения, организации, в органы местного самоуправления г. Ржева соответствующие органы территориального общественного самоуправления;
- запрашивать от жилищно-эксплуатационного предприятия полную информацию по платежам за техническое обслуживание дома и по плате за коммунальные услуги и доводить ее до сведения всех жильцов дома (подъезда);
- участвовать в рабочих совещаниях жилищно-эксплуатационных служб при обсуждении планов работы, связанных с эксплуатацией дома (подъезда), согласовывать сроки текущего ремонта конструкций здания;
- участвовать в заседаниях соответствующих органов ТОС;
- требовать от жилищно-эксплуатационных служб выполнения работ по техническому обслуживанию дома (подъезда) согласно поданным заявкам;
- осуществлять контроль за использованием финансовых средств на содержание, эксплуатацию и ремонт дома (подъезда), за использованием мест общего пользования и оборудования, придомовых территорий по назначению, без ущемления жилищных и иных прав и свобод граждан;
- осуществлять контроль за уборкой подъездов, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, за выполнением работ по уборке, благоустройству и оборудованию придомовой территории, за выполнением жителями санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и эксплуатационных требований, за соблюдением установленных правил содержания домашних животных;
- подписывать акты по приемке и оплате работ, произведенных в доме (подъезде);
- составлять и подписывать акты о невыполнении обязательств жилищно-эксплуатационных предприятий по техническому обслуживанию дома (подъезда) и по обеспечению жителей жилищно-коммунальными услугами в случае отказа представителя предприятия подписать указанный акт;
- кооперировать по решению общего собрания личные средства жителей дома (подъезда) с целью удовлетворения общих потребностей (для оплаты работ, не включенных в план работ жилищно-эксплуатационных служб, и для других целей);
- получать материальное поощрение из бюджетных или внебюджетных средств, собственных средств домового комитета, кооперированных средств жителей (по решению общего собрания жителей дома (подъезда);
- представлять интересы жителей дома (подъезда) в суде в соответствии с действующим законодательством.
12. Старший по дому (подъезду) осуществляет следующие полномочия:
- участвует с правом решающего голоса в работе официальных комиссий по управлению и обслуживанию жилого дома, в т.ч. по жалобам жителей и др.;
- организует жителей на проведение работ по благоустройству домов и придомовой территории;
- рассматривает в пределах своих полномочий заявления и предложения жителей дома (подъезда) и доводит их до сведения соответствующих служб и органов;
- взаимодействует с представителями участковых избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления, с районными отделами по работе с населением, с соответствующими органами ТОС.
По просьбе соответствующих учреждений и организаций:
- оказывает помощь органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилого дома (подъезда);
- оказывает содействие органам социальной защиты по выявлению и оказанию помощи малоимущим гражданам;
- оказывает помощь учреждениям здравоохранения в проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, органам внутренних дел в укреплении общественного порядка.
13. Старший по дому (подъезду) обязан:
- не реже 1 раза в год отчитываться перед общим собранием жителей дома (подъезда) о своей деятельности и о расходовании скооперированных средств;
- организовывать выполнение решений общих собраний жителей дома (подъезда);
- информировать жителей о плановых сроках ремонтных работ и об общем состоянии дел в доме (подъезде);
- в случае неустранения жильцами за свой счет повреждения конструкций здания или внутриподъездного оборудования, если указанные повреждения произошли по их вине, сообщить об этом жилищно-эксплуатационной службе, с которой у проживающего заключен "Договор найма и эксплуатации жилого помещения" или "Договор на обслуживание и ремонт квартиры".
Заключительные положения
14. Старший по дому (подъезду) подотчетен и подконтролен общему собранию жителей дома (подъезда).
15. Координируют деятельность старших по дому (подъезду) местные органы исполнительной власти (районные отделы по работе с населением), которые оказывают старшим методическую помощь, организуют их учебу.
16. Жители дома (подъезда) имеют право на отзыв или на выражение недоверия старшему по дому (подъезду).
Вопрос об отзыве или переизбрании старшего по дому (подъезду) рассматривается на общем собрании, если этого потребуют не менее одной трети жителей дома (подъезда).
17. В случае, если общее собрание жителей принимает решение об избрании домового комитета (совета), который может обладать правами юридического лица, полномочия старшего по дому прекращаются с момента избрания председателя домового комитета (домового совета).
18. Полномочия старшего по дому также прекращаются при избрании председателя правления товарищества собственников квартир (жилья) в едином комплексе недвижимого имущества в жилищной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ржевской городской Думы от 25 мая 2004 г. N 204 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.Ржеве"
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене
Решением Думы Ржевского муниципального округа от 28 марта 2024 г. N 201 настоящий документ признан утратившим силу с 12 апреля 2024 г.