Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Тверской области от 24 мая 2006 г. N 115-па в настоящее положение внесены изменения
Приложение
Положение
об организации государственного контроля за соблюдением
порядка ценообразования в Тверской области
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 27 января 2005 г. N 19-па)
16 августа 2005 г., 24 мая 2006 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет на территории Тверской области единый порядок организации и проведения мероприятий по государственному контролю за соблюдением порядка ценообразования.
1.2. Положение разработано в целях повышения эффективности осуществления контрольных функций органа государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования и четкой организации его работы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.
2. Цели и задачи органа, осуществляющего государственный
контроль за соблюдением порядка ценообразования
2.1. Основные цели организации деятельности по государственному контролю за порядком ценообразования:
- обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о порядке ценообразования;
- защита законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от необоснованного завышения (занижения) регулируемых государством и органами местного самоуправления цен (тарифов, ставок, расценок, надбавок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышения (занижения) установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), нарушения установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иного нарушения установленного порядка ценообразования;
- совершенствование форм и методов государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования.
2.2. Цели организации деятельности по государственному контролю за соблюдением порядка ценообразования достигаются путем реализации комплекса задач:
- изучение практики государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в субъектах Российской Федерации, причин и условий, определяющих наличие нарушений в области ценообразования;
- специальные исследования проектов цен и тарифов, устанавливаемых на территории Тверской области с учетом экономически обоснованных затрат, включаемых в цены и тарифы;
- подготовка по результатам проверок информации Губернатору и Администрации Тверской области об уровне цен и тарифов на территории Тверской области;
- участие в подготовке нормативных правовых актов Российской Федерации и Тверской области по вопросам ценообразования, государственного регулирования тарифов и государственного контроля за порядком ценообразования;
- создание условий для взаимодействия органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, с правоохранительными, налоговыми, таможенными и другими контролирующими органами, а также органами местного самоуправления в Тверской области;
- анализ и систематизация информации по проведенным мероприятиям по контролю в области ценообразования органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, для принятия решений исполнительными органами государственной власти Тверской области, органами местного самоуправления.
- применение экономических и штрафных санкций к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение порядка ценообразования.
3. Орган государственного контроля за соблюдением порядка
ценообразования и субъекты государственного контроля
3.1. Отдел цен Тверской области является органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования и за порядком государственного регулирования тарифов (далее - Орган).
3.2. Субъектами мероприятий по государственному контролю за соблюдением порядка ценообразования являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Тверской области, органы местного самоуправления Тверской области.
4. Порядок проведения государственного контроля
за соблюдением порядка ценообразования
4.1. Мероприятия по государственному контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся на основании приказов (распоряжений) Органа.
В приказе (распоряжении) Органа о проведении мероприятий по государственному контролю указываются:
- номер и дата приказа (распоряжения);
- наименование Органа;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение мероприятий по государственному контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводятся мероприятия по государственному контролю;
- цели, задачи и предмет мероприятий по государственному контролю;
- правовые основания государственного контроля, в том числе нормативные правовые акты, исполнение обязательных требований которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятий по государственному контролю.
Приказ (распоряжение) о проведении мероприятий по государственному контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятия по государственному контролю, руководителю или иному уполномоченному должностному лицу юридического лица, либо индивидуальному предпринимателю со служебным удостоверением должностного лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение мероприятий по государственному контролю.
Мероприятия по государственному контролю не должны превышать один месяц и проводятся только должностным лицом (должностными лицами), указанным (указанными) в приказе (распоряжении). В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятия по контролю, руководителем Органа или его заместителем срок проведения мероприятий по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
4.2. В случае неповиновения законному распоряжению должностного лица Органа или непредставления сведений (информации) составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством.
4.3. С учетом целей и задач проверки должностное лицо (лица) Органа самостоятельно определяет методы проверки и конкретные контрольные действия, необходимые для ее проведения.
Выборочный метод предполагает проверку части первичных документов за проверяемый период.
Должностные лица юридического лица, индивидуальный предприниматель по требованию лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение мероприятий по государственному контролю, обязаны представить необходимую для проверки следующую документацию (при ее наличии): отчетную плановую документацию, устав или положение, свидетельство о государственной регистрации, лицензии, если осуществляется деятельность, подлежащая лицензированию, приказ об учетной политике, договоры, формы статистической и бухгалтерской отчетности о составе затрат, прибыли, численности работающих и средней заработной плате (форма 2 к балансу "отчет о прибылях и убытках"; формы статистической отчетности 5-3 "сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), 1-Т "Сведения о численности, заработной плате и движении работников"; форма 2 "Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации"; форма 4 "Отчет об исполнении сметы по специальным средствам" и другие отчеты в соответствии с отраслевыми особенностями), сметы, калькуляции и иные документы, относящиеся к предмету проверки.
Должностным лицом (лицами), осуществляющим проверку, проводится анализ по отчетам юридического лица, индивидуального предпринимателя финансовых результатов деятельности, объемных показателей, численности персонала, действующих (установленных) цен (тарифов) в динамике, рентабельности и себестоимости по регулируемым видам продукции (работ, услуг) за проверяемый период, а также влияния применения установленных или регулируемых цен на общие показатели работы проверяемых субъектов.
Вся требуемая документация может представляться в копиях, заверенных уполномоченным должностным лицом юридического лица.
При проверке исполнительных органов государственной власти и созданных ими учреждений, оказывающих платные услуги, необходимо проанализировать и отразить:
- плановую смету расходов в сравнении с отчетной;
- сумму фактически полученных дотаций из соответствующего бюджета;
- плановую смету специального (бюджетного) фонда, отчет о ее фактическом исполнении.
4.4. По результатам анализа необходимых документов осуществляется проверка порядка формирования цены (тарифа):
- обоснованность отнесения видов затрат на себестоимость (издержки обращения) продукции (товаров, работ, услуг);
- соответствие элементов затрат в плановой себестоимости (издержках обращения) действующим отраслевым нормативам;
- правильность отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг, товаров) затрат вспомогательных цехов, производств и т.д.;
- правильность включения в свободную отпускную цену прибыли или применения предельного уровня рентабельности для продукции, цены на которые регулируются предельным уровнем рентабельности;
- при определении доли элементов затрат в цене (тарифе) продукции (товаров, работ, услуг) провести более детальный анализ по элементам затрат, занимающим наибольший удельный вес;
- сравнить динамику изменения цен (тарифов) за проверяемый период с индексами оптовых цен (тарифов) производителей, статистическими данными;
- сделать выводы о соответствии (несоответствии) цены (тарифа) фактически произведенным затратам и уровню рентабельности.
В случае выявления нарушения установленного порядка ценообразования должностное лицо (лица) Органа производит расчет новой цены (тарифа) в соответствии с действующим порядком ценообразования, определяет сумму излишне полученной (недополученной) выручки за период применения неправомерно установленной цены (тарифа) и готовит предложения по внесению изменений в расчет себестоимости и действующие цены (тарифы).
В случае завышения фактической рентабельности в отношении установленной нормативным правовым актом необходимо рассчитать сумму дополнительно полученной выручки с указанием причин превышения.
В случае применения свободных цен (тарифов) сумма неправомерно полученной (недополученной) выручки считается по отклонению элементов затрат в себестоимости продукции (товаров, услуг) от нормативных, принятых при расчете цен (тарифов).
В случае подтверждения по платежным документам выставления в счетах дополнительных сборов и надбавок к установленным ценам (тарифам) необходимо рассчитать объемы продукции и суммы дополнительно полученной выручки.
По результатам мероприятий по государственному контролю должностное лицо (лица) Органа вправе требовать от должностных лиц и других работников проверяемой организации письменные объяснения по возникающим вопросам.
4.5. Мероприятия по государственному контролю осуществляются в следующем порядке:
- выезд лица (лиц) Органа непосредственно к месту нахождения проверяемого субъекта;
- вручение руководителю проверяемого субъекта приказа (распоряжения) на проведение мероприятий по государственному контролю (на копии которого руководителем либо уполномоченным должностным лицом проверяемого субъекта делается отметка о его получении);
- доведение до сведения руководителя проверяемого субъекта целей мероприятий по государственному контролю;
- уточнение круга должностных лиц субъекта проверки, уполномоченных представлять лицу (лицам) Органа всю необходимую документацию и оказывать содействие;
- срок представления оригиналов документов лицу (лицам) Органа не должен превышать пяти дней;
- в случае необходимости лицу (лицам) Органа представляются копии документов, заверенные надлежащим образом (печатью проверяемого субъекта и подписью лица, ответственного за финансово-хозяйственную деятельность).
Истребование подлинников документов оформляется актом приема-передачи документов с подписями должностного лица проверяемого субъекта и лицом (лицами) Органа. Первый экземпляр акта приема-передачи документов приобщается к материалам проверки, второй передается руководителю или уполномоченному должностному лицу проверяемого субъекта.
В отдельных случаях для решения вопросов, возникающих в ходе проверки, когда необходимы специальные знания, лицо (лица) Органа вправе привлекать специалистов других контролирующих и правоохранительных органов, организаций независимо от форм собственности. Заключение данных специалистов не обязательно для лица (лиц) Органа.
4.6. При проведении мероприятий по государственному контролю в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении лицом (лицами) Органа может быть произведено изъятие документов проверяемого субъекта в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.7. Лицо (лица) Органа обеспечивает конфиденциальность полученных сведений о проверяемом субъекте, его деятельности и результатах проведенной проверки.
4.8. По окончании проверки соблюдения установленного порядка ценообразования лицом (лицами) Органа составляется акт. Акт проверки - это документ, который должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы, предложения, предписания лица (лиц) Органа по устранению нарушений и ссылки на конкретные нормативные акты Российской Федерации, предусматривающие ответственность за конкретные виды нарушений порядка ценообразования (завышение (занижение) регулируемых государством цен (тарифов, ставок, расценок, надбавок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение (занижение) установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иного нарушения установленного порядка ценообразования.
В акте описательная часть должна содержать результаты проведенной проверки по соблюдению порядка ценообразования, объективность и обоснованность ее соответствия действующему законодательству.
Каждый факт нарушения порядка ценообразования отражается в акте самостоятельно с указанием времени совершенного действия и стоимостной оценки с обязательной ссылкой на соответствующие первичные документы. По каждому отраженному в акте факту правонарушения должны быть четко изложены:
- вид нарушения порядка ценообразования со ссылками на нормы законодательства Российской Федерации и законодательства Тверской области и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Тверской области с указанием конкретных статей и пунктов;
- суммы, полученные (недополученные) в результате завышения (занижения) регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию, товар либо услуги, предельных цен (тарифов), завышения (занижения) установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), нарушения установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иного нарушения установленного порядка ценообразования;
- ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), объяснения должностных лиц субъекта проверки, а также протоколы и акты, составленные в ходе проверки;
- конкретные действия (бездействия) должностных лиц объекта проверки, приведшие к нарушению установленного порядка ценообразования;
- нормы административного законодательства, которые предусматривают ответственность за данное нарушение.
Акт проверки должен содержать объективное и четкое изложение выявленных фактов. Не допускается включение субъективных предположений проверяющих, не обоснованных достаточными доказательствами.
Изложенные в акте формулировки должны быть краткими, четкими, ясными, доступными для лиц, не имеющих специальных познаний, а также исключающими возможность двоякого толкования.
В заключительной части акта отражаются:
- сведения о допущенных нарушениях порядка ценообразования и общей сумме таких нарушений;
- предложения лица (лиц) Органа по устранению нарушений порядка ценообразования с указанием перечня конкретных мер либо информация о факте устранения нарушений в ходе проверки;
- выводы лица (лиц) Органа о наличии в деяниях проверяемого признаков правонарушений со ссылкой на конкретные статьи нормативных правовых актов Российской Федерации и Тверской области;
- подпись должностного лица (лиц), уполномоченного на проведение государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования;
- подписи индивидуального предпринимателя или руководителя и главного бухгалтера организации, заверенные печатью.
К акту должны быть приложены:
- копия приказа (распоряжения) о проведении мероприятий по контролю;
- акты приема-передачи документов и копии затребованных документов;
- копии учредительных документов (выписки) и свидетельства о государственной регистрации;
- объяснения должностных лиц субъекта проверки (при наличии);
- заключения экспертов (в случае проведения экспертизы);
- протокол об изъятии документов (в случае производства по делу об административном правонарушении) и подлинники изъятых документов;
- иные материалы, имеющие значение для подтверждения указанных в акте фактов правонарушения.
В случае, если проверка проводилась по поручениям государственных контролирующих или правоохранительных органов, дополнительный экземпляр акта с приложениями направляется им.
В случае, если руководитель, главный бухгалтер или уполномоченное лицо субъекта проверки отказывается от подписи, в акте производится запись: "от подписи отказался" с указанием его фамилии и инициалов. Запись заверяется подписью лица (лиц) Органа с указанием даты.
Ответственность за содержание акта и сделанные в нем выводы несет должностное лицо (лица) Органа.
Акты проверок подлежат регистрации в журнале проверок юридического лица.
Отсутствие в акте проверки подписей представителей проверяемого лица либо их отказ от получения акта проверки не являются основанием для непринятия Органом действий и мер, предусмотренных действующим законодательством.
В том случае, если субъект проверки добровольно и полностью уплатил суммы незаконно полученных в результате нарушения установленного порядка ценообразования средств в доход соответствующего бюджета или добровольно возместил причиненный ущерб, в акте проверки производится соответствующая запись.
4.9. При непосредственном обнаружении должностным лицом (лицами) Органа признаков административного правонарушения ими составляется протокол об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тверской области от 27 января 2005 г. N 19-па "Об утверждении Положения об организации государственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.