Постановлением администрации Тверской области N 192-ПА от 29.09.2004 утверждено Положение об аренде недвижимого государственного имущества Тверской области (далее - Положение).
Отдельные пункты утвержденного названным постановлением Положения противоречат действующему законодательству и подлежат приведению в соответствии с ним.
Отношения, возникающие в связи с передачей в аренду недвижимого имущества, а также правоотношения, связанные с проведением торгов в силу п. 1 ст. 2 ГК РФ являются гражданско-правовыми.
Согласно п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ГК РФ, отношения, регулируемые гражданским законодательством, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
В противоречии с нормами федерального законодательства и с превышением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Положении дано толкование определениям, которые относятся к предмету регулирования гражданским законодательством.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 447 ГК РФ выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В нарушение указанной нормы ГК РФ согласно пункту 1.8 Положения победителем конкурса признается участник торгов, предложивший наибольшую цену за право заключить договор аренды или наибольший размер арендной платы при условии выполнения таким лицом условий конкурса, что не соответствует п. 4 ст. 447 ГК РФ.
Пунктом 3.3 Положения с превышением полномочий на орган по управлению государственным имуществом возложены полномочия по определению порядка проведения торгов на право аренды объектов нежилого фонда, так как правоотношения, связанные с порядком проведения торгов, регламентированы Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.ст. 447-449).
Пунктом 1.5 Положения на орган по управлению государственным имуществом возложена обязанность по обеспечению "предварительного и заблаговременного" опубликования сообщений о предлагаемых для передачи в аренду объектов недвижимого имущества в газете "Тверская жизнь", а также путем размещения соответствующей информации в сети Интернет. В пункте 4.4 раздела 4 Положения, в котором определен порядок сдачи в аренду земельных участков, также предусмотрено условие о "предварительном и заблаговременном" опубликовании сообщений.
Вместе с тем в нарушение пункта 2 статьи 448 ГК РФ, устанавливающего обязанность организатора торгов сделать извещение о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до их проведения, в Положении отсутствует данная норма.
Согласно п. 3.6 Положения договоры аренды объектов нежилого фонда, закрепленных на праве хозяйственного ведения за предприятиями, заключаются данными предприятиями при участии органа по управлению государственным имуществом, что противоречит требованиям статьи 209 ГК РФ, в соответствии с которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не предусмотрен такой способ отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (приватизации), как выкуп арендованного имущества. Согласно п. 5 ст. 13 данного закона приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
На основании этого пункт 3.10 Положения, согласно которому при предоставлении объекта нежилого фонда за минимальную (льготную) арендную плату договор аренды заключается без права выкупа объекта нежилого фонда, не соответствует требованиям законодательства о приватизации.
Право на заключение договора аренды с правом выкупа не может иметь место не только при предоставлении объекта нежилого фонда за минимальную (льготную) арендную плату, но и в других случаях.
В нарушение требований гражданского и бюджетного законодательства пунктом 5 Положения вводится обеспечительный платеж, который устанавливается в целях обеспечения арендатором своих обязательств по договору аренды, в том числе по уплате арендной платы.
Правоотношения, возникающие при заключении договоров аренды, являются гражданско-правовыми и в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации урегулированы главой 34 Гражданского кодекса РФ. Установление обеспечительного платежа в целях обеспечения арендатором обязательств по договору аренды ГК РФ не предусмотрено.
Согласно ч. 2 пункта 5.1 Положения обеспечительный платеж зачисляется на счет органа по управлению имуществом.
Вместе с тем согласно ст. 41, БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов. В соответствии со ст. 42 БК РФ средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности, учитываются в доходах бюджетов.
Кроме того, в соответствии с п.3.3.6 Положения о комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного постановлением губернатора Тверской области N 478 от 1 ноября 2000, комитет по управлению имуществом Тверской области от имени Тверской области по поручению губернатора Тверской области участвует в имущественных гражданско-правовых отношениях (кроме расчетных и заемно-кредитных).
С учетом этого зачисление обеспечительного платежа на счет органа по управлению государственным имуществом неправомерно.
В соответствии с гражданским законодательством договор аренды является возмездным. Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Статьей 614 ГК РФ предусмотрена обязанность арендатора своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Федеральным законодательством не предусмотрена возможность освобождения арендатора от уплаты арендной платы при наличии заключенного в установленном порядке договора аренды.
В связи с этим пункты 6.5, 6.6 Положения об освобождении от арендной платы при наличии заключенного в установленном порядке договора аренды недвижимого имущества противоречат федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерацию", предлагаю:
Рассмотреть настоящее представление и привести в соответствие с федеральным законодательством постановление администрации Тверской области N 192-ПА от 29.09.2004 "Об утверждении Положения об аренде недвижимого государственного имущества Тверской области".
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня внесения представления должны быть приняты меры по устранению нарушений законодательства.
О принятых мерах сообщите в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса |
А.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление прокуратуры Тверской области от 3 ноября 2004 г. N 7-08-04 "О приведении в соответствие с федеральным законодательством постановления администрации Тверской области от 29.09.2004 N 192-ПА "Об утверждении Положения об аренде недвижимого государственного имущества Тверской области"
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене