Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тверской городской Думы
N 51 от 24 мая 2005 г.
Городская целевая программа на 2005 год
"Социальная поддержка малоимущих граждан города Твери
и граждан, оказавшихся в экстренной жизненной ситуации"
г. Тверь
2005 год
Содержание
Паспорт
Городской целевой программы "Социальная поддержка
малоимущих граждан города Твери и граждан,
оказавшихся в экстренной жизненной ситуации"
Наименование программы | Социальная поддержка малоимущих граждан города Твери и граждан, оказавшихся в экстренной жизненной ситуации |
Основание для разработки программы |
Распоряжение главы города от 02.12.2004 г. N 1213 "О разработке и представлении городских целевых программ на 2005 год" |
Дата принятия программы и номер нормативного акта |
|
Кем принята | Тверская городская Дума |
Заказчик программы | Администрация города Твери |
Основные разработчики программы |
Комитет социальной политики администрации города Твери Городской фонд социальной поддержки населения |
Цели программы | Сохранение возможности воздействия органов местного самоуправления на уровень социальной защищенности отдельных категорий населения; Снижение социальной напряженности; Формирование позитивного отношения населения города к деятельности органов власти местного самоуправления. |
Задачи программы | Адресная поддержка граждан, оказавшихся в экстренной жизненной ситуации; Поддержание в актуальном состоянии банка данных о малоимущих слоях населения города, уровне доходов отдельных категорий населения, мониторинг социально-психологического состояния городского сообщества; Взаимодействие с общественными организациями, объединяющими слабо защищенные категории населения и оказание им содействия в их деятельности. |
Сроки реализации программы |
2005 год |
Исполнители мероприятий программы |
Комитет социальной политики администрации города Городской фонд социальной поддержки населения |
Объемы и источники финансирования |
Всего по мероприятиям программы - 13952 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета города - 12152 тыс. руб., привлеченные средства - 1800 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Поддержание жизни отдельных категорий граждан, оказавшихся в экстренных жизненных ситуациях, на уровне минимальных социальных стандартов; Сокращение числа граждан, проживающих в условиях крайней нищеты. Сохранение социальной стабильности на территории города; |
Организация контроля за исполнением программы |
Комитет социальной политики администрации города отвечает за исполнение Программы, в т.ч. за целевое использование денежных средств, текущую корректировку программы. Предоставление ежеквартальной отчетности о ходе реализации программы правлению городского фонда социальной поддержки населения. Обсуждение хода реализации программы на совещаниях у заместителя Главы администрации города, курирующего социальную сферу. Комитет социальной политики администрации города ежемесячно (до 5 числа следующего за отчетным месяца) представляет в департамент экономики, инвестиций и промышленной политики информацию о ходе реализации Программы для подготовки департаментом обобщенного отчета Главе города о ходе реализации городских целевых программ. Ежеквартальное предоставление отчета о ходе реализации программы Главе города (до 5 числа следующего за отчетным периодом месяца). Предоставление отчета об исполнении программы Тверской городской Думе один раз в конце календарного года (до 15 декабря). |
Принятые сокращения | КСП - комитет социальной политики ГФСП - городской фонд социальной поддержки населения |
I. Содержание проблемы
Наметившиеся в последнее время некоторые положительные тенденции как в экономике региона так и города Твери пока существенным образом не повлияли на социально-экономическое положение основной части населения. По оценкам специалистов, уровень населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума продолжает оставаться достаточно высоким, в пределах 35-38% от общей численности населения города. В соответствии с российским законодательством номинально около 150 тыс. чел. в городе имеют юридическое право на получение от органов социальной защиты населения социальной помощи в различных видах.
На практике, в 2004 году в отделы социальной защиты населения обратились и поставлены на учет как малоимущие более 30 тыс. чел.
По сравнению с концом 90-х годов эта цифра несколько возросла, что связано с существенным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, продовольственные и промышленные товары, который не перекрывается индексацией государственных пенсий и пособий и ростом заработной платы.
За годы реформ существенным образом изменилась структура денежных доходов населения. Возросла доля расходов семьи на питание до 42-44%, при этом сократилась доля расходов на непродовольственные товары, особенно длительного пользования. Доля расходов на услуги возросла до 22-24% при снижении доли расходов на бытовое обслуживание, питание вне дома, культуру, спорт, развлечения и отдых.
Продолжает сохраняться высокой доля работников, имеющих заработную плату ниже среднего уровня, на уровне минимальной и ниже величины прожиточного минимума. Как социальный норматив, минимальная заработная плата давно утратила социально-экономический смысл и может рассматриваться как некая расчетная величина для определения уровня различного рода социальных выплат, налогов, штрафов.
В наш обиход вернулись и такие понятия, как "бедность", "крайняя бедность", "нищета". Как следствие, формируются принципиально новые ценностные жизненные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий жизни горожан, некоторые негативные явления приобрели застойный характер. Например, растет число асоциальных семей, в которых дети при живых родителях остаются социальными сиротами, не получают не только должного воспитания, но и лишены нормального питания, ухода, возможности проживать в нормальных санитарных условия. Пожилых людей оставляют без поддержки взрослые дети, старики вынуждены прибегать к услугам социальных учреждений.
В этих сложных условиях государство одним из приоритетов своей социальной политики провозгласило снижение уровня бедности, выравнивание соотношения между уровнями доходов самых бедных и самых богатых категорий населения, создание достаточно большого по численности среднего класса.
Новое законодательство государства о местном самоуправлении выводит вопросы социальной поддержки населения из числа приоритетных направлений их деятельности. С одной стороны, это позволит выстроить в регионах единую для всех муниципальных образований целостную систему мер социальной защиты населения. Система финансирования из областного бюджета выравнивает условия получения помощи всеми жителями области, невзирая на место проживания.
С другой стороны, с передачей городского социального комплекса в ведение субъекта Федерации существенным образом снижаются и сводятся на нет возможности органов местного самоуправления влиять на социально-экономическую ситуацию, управлять ею в интересах жителей, принимать обоснованные социально значимые для городского сообщества решения.
Увод полномочий на уровень субъекта освобождает органы местного самоуправления от ответственности за социальное положение населения, разрывает установленные через общественные организации взаимосвязи социально незащищенных категорий населения с администрацией города, не учитывает традиционно и объективно сложившуюся привычку жителей разрешение всех своих социальных проблем получать на местном уровне, по месту жительства.
Ряд регионов Российской Федерации пошел по наиболее правильному с нашей точки зрения пути передачи полномочий социальной поддержки населения и финансовых ресурсов для их осуществления органам местного самоуправления. Теория и практика социальной деятельности свидетельствует, что наиболее эффективно и оперативно социальные проблемы жителей решаются по месту их основного жительства, с учетом местных условий, демографических, социально-экономических, общественно-политических, национальных и иных факторов, сложившихся на территории конкретного социума.
В Тверской области с 1 января 2005 года в ведение субъекта Федерации передаются органы социальной защиты населения города - городское управление по социальной защите населения (13 сотрудников) и районные отделы социальной защиты населения (30 сотрудников), муниципальные учреждения отрасли (9 с численностью работников 647 человек). До настоящего времени именно они реализовывали на территории города весь комплекс социальных мероприятий, осуществляли социальное обслуживание граждан, формировали общегородской банк данных о численности населения, проживающего за чертой бедности, осуществляли прием населения по целому комплексу социальных проблем жителей, что позволяло сдерживать социальную напряженность и не допускать выражений массового недовольства.
Обеспокоенность администрации города отсутствием в следующем году реальных рычагов для решения социальных вопросов жителей города побудила разработать целевую программу социальной поддержки отдельных категорий населения.
Так, право на получение помощи по данной программе предоставляется малоимущим категориям населения, оказавшимся в экстренной жизненной ситуации.
Малоимущими признаются семьи и граждане, размер среднедушевого дохода которых составляет ниже бюджета прожиточного минимума.
Экстренная жизненная ситуация - это ситуация, в которой граждане оказались по независящим от них объективным причинам (пожар или иное стихийное бедствие; длительная болезнь; смерть близкого родственника, доход которого является основной частью семейного дохода; кража личного имущества, иное) и которая угрожает жизни и здоровью граждан и членам их семей.
Исполнители программы - городской комитет социальной политики (структурное подразделение администрации города) и его подразделения в администрациях районов в городе; городской фонд социальной поддержки населения; управления образования и здравоохранения администрации города.
Механизм реализации права граждан на социальную помощь из бюджета города - личное обращение в городской комитет социальной политики и его структурные подразделения в администрациях районов города.
Источник финансирования программы - средства бюджета города и привлеченные спонсорские средства.
II. Основные цели и задачи программы
Основными целями программы являются:
Сохранение возможности воздействия органов местного самоуправления на уровень социальной защищенности отдельных категорий населения;
Снижение социальной напряженности среди бедных слоев населения, связанной с низкой покупательной способностью, тяжелым морально-психологическим состоянием;
Формирование позитивного отношения населения города к деятельности органов власти местного самоуправления.
Программа призвана решать следующие задачи:
Оказание адресной поддержки гражданам, оказавшимся в экстренной жизненной ситуации;
Поддержание в актуальном состоянии банка данных о малоимущих слоях населения города, уровне доходов отдельных категорий населения, мониторинг социально-психологического состояния городского сообщества;
Взаимодействие с общественными организациями, объединяющими слабо защищенные категории населения и оказание им содействия в их деятельности.
III. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий программы с указанием объемов их финансирования указан в приложении, в котором предусмотрены мероприятия, финансируемые непосредственно из бюджета города, а также за счет привлеченных спонсорских средств (прилагается).
Данный перечень разработан с учетом сложившейся практики социальной деятельности, анализа эффективности для отдельных групп населения различных видов помощи и объемов ее оказания. Перечень учитывает также факт передачи полномочий социальной поддержки населения в ведение субъекта и разработанные субъектом проекты законодательных актов, регламентирующие ее оказание на территории Тверской области, начиная с 2005 года.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города по городскому фонду социальной поддержки населения. Также источником финансирования реализации программы являются привлеченные спонсорские средства, гуманитарные поставки товаров, продовольствия и средств индивидуальной реабилитации.
Необходимый объем средств на реализацию программы составляет 13952 тыс. руб., в том числе за счет бюджета города 12152 тыс. руб., внебюджетных источников 1800,0 тыс. руб.
V. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется комитетом социальной политики и дирекцией городского фонда социальной поддержки населения.
Специалисты комитета социальной политики выполняют координирующие, управленческие функции, ведут прием населения и выполняют функции по реализации мероприятий программы. Сотрудники городского фонда социальной поддержки населения в составе 5 чел. выполняют функции финансового обеспечения реализации программы и привлечения дополнительных материальных ресурсов.
VI. Ожидаемые результаты реализации программы.
Оценка эффективности и социальных последствий от ее реализации
Администрация города считает, что реализация целевой программы позволит поддержать жизнь отдельных категорий граждан, проживающих за чертой бедности, на уровне минимальных социальных стандартов, в том числе граждан, которые по объективным причинам не могут самостоятельно поддержать свой доход на уровне бюджета прожиточного минимума: малоимущие семьи с детьми, инвалиды и родители, воспитывающие детей-инвалидов, малоимущие одинокие пенсионеры.
Реализация программы позволит поддерживать банк данных о малоимущих слоях населения города, уровне доходов отдельных категорий населения в актуальном состоянии; плодотворно осуществлять взаимодействие с общественными организациями города; сохранить возможность воздействия органов местного самоуправления на уровень социальной защищенности отдельных категорий населения города.
Кроме того, как результат реализации программы, ожидается сохранение социальной стабильности городского сообщества, формирование позитивного отношения населения к деятельности органов власти местного самоуправления.
VII. Управление программой
Комитет социальной политики администрации города отвечает за исполнение Программы, в т.ч. за целевое использование денежных средств, текущую корректировку программы.
Предоставление ежеквартальной отчетности о ходе реализации программы правлению городского фонда социальной поддержки населения.
Обсуждение хода реализации программы на совещаниях у заместителя Главы администрации города, курирующего социальную сферу.
Комитет социальной политики администрации города ежемесячно (до 5 числа следующего за отчетным месяца) представляет в департамент экономики, инвестиций и промышленной политики информацию о ходе реализации Программы для подготовки департаментом обобщенного отчета Главе города о ходе реализации городских целевых программ.
Ежеквартальное предоставление отчета о ходе реализации программы Главе города (до 5 числа следующего за отчетным периодом месяца).
Предоставление отчета об исполнении программы Тверской городской Думе один раз в конце календарного года (до 15 декабря).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.