Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел первый
Основы конституционно-правового статуса
Тверской области
Глава 1. Общие положения
Законом Тверской области от 14 марта 2002 г. N 1-ЗО в статью 1 устава внесены изменения
Статья 1.
Тверская область (далее - область) является неотъемлемой частью и равноправным субъектом Российской Федерации.
Статья 2.
Область обладает конституционно-правовым статусом (далее статусом) субъекта Российской Федерации, включающим в себя права на: территорию области, бюджет и имущество области, органы государственной власти области, систему местного самоуправления области, собственные и совместные с Российской Федерацией предметы ведения и полномочия области, символику области и другие признаки статуса субъекта Российской Федерации.
В пределах своего статуса область обладает всей полнотой государственной власти.
Статья 3.
Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом области, принимаемым Законодательным Собранием.
Поправками к Уставу Тверской области от 10 февраля 2004 г. N 5-ПУ статья 4 настоящего закона изложена в новой редакции
Статья 4.
Статус области может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области.
В случаях, предусмотренных Уставом области, согласие на изменение статуса области определяется населением на областном референдуме, в иных случаях - законами области.
Поправками к Уставу Тверской области от 14 марта 2003 г. N 3-ПУ в настоящую статью внесены изменения
Статья 5.
В отношениях с Российской Федерацией, другими субъектами Российской Федерации, субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также органами государственной власти иностранных государств область представляют Председатель Законодательного Собрания и Губернатор или уполномоченные Законодательным Собранием и Губернатором лица.
Глава 2. Территория Тверской области
Поправками к Уставу Тверской области от 10 февраля 2004 г. N 5-ПУ в статью 6 настоящего закона внесены изменения
Статья 6.
Область имеет свою территорию, которая является частью единой территории Российской Федерации.
Границы территории области могут быть изменены лишь с взаимного согласия области и прилегающих к ней других субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласие на изменение границ территории области определяется населением области на референдуме области.
Статья 7.
Существующие границы Тверской области установлены Постановлением Президиума ВЦИК от 29 января 1935 года "Об образовании Калининской области", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года "Об образовании Псковской области в составе РСФСР", Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 октября 1957 года "Об упразднении Великолукской области".
Обзорное описание границ области, заверенное подписями Председателя Законодательного Собрания и Губернатора, прилагается и является неотъемлемой частью настоящего Устава.
Поправками к Уставу Тверской области от 3 октября 2002 г. N 2-ПУ статья 8 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 8.
В состав Тверской области входят:
1. Города: Вышний Волочек, Кимры, Ржев, Тверь, Торжок.
2. Районы: Андреапольский, Бежецкий, Бельский, Бологовский, Весьегонский, Вышневолоцкий, Жарковский, Западнодвинский, Зубцовский, Калининский, Калязинский, Кашинский, Кесовогорский, Кимрский, Конаковский, Краснохолмский, Кувшиновский, Лесной, Лихославльский, Максатихинский, Молоковский, Нелидовский, Оленинский, Осташковский, Пеновский, Рамешковский, Ржевский, Сандовский, Селижаровский, Сонковский, Спировский, Старицкий, Торжокский, Торопецкий, Удомельский, Фировский.
3. Закрытые административно-территориальные образования: "Озерный", "Солнечный".
Административным центром Тверской области является город Тверь, статус которого определяется законом области.
О статусе города Твери см. закон Тверской области от 3 октября 2002 г. N 70-ЗО
Административные центры районов Тверской области устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законом Тверской области.
Статья 9.
Административно-территориальное устройство устанавливается и изменяется областью самостоятельно в соответствии с федеральными и областными законами и с учетом мнения населения соответствующих административных территорий.
Статья 10. Исключена.
См. текст статьи 10.
Глава 3. Устав и законодательство Тверской области
Статья 11.
Область имеет свой Устав, собственное законодательство.
Устав, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области образуют систему законодательства области, которая является частью системы законодательства Российской Федерации.
Система нормативных правовых актов области, порядок их подготовки, принятия, издания и действия определяются законом области.
Устав, законы и иные нормативные правовые акты области подлежат государственной защите и применяются судами в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Законом Тверской области от 14 марта 2002 г. N 1-ЗО в статье 12 часть вторая исключена
Статья 12.
Устав области имеет высшую юридическую силу в системе законов и иных нормативных правовых актов области, прямое действие и применяется на всей территории области.
Статья 13.
Законом Тверской области от 28 сентября 2000 г. N 120-ОЗ-2 часть 1 статьи 13 Устава изложена в новой редакции
Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия действует федеральный закон.
Статья 14. Исключена.
См. текст статьи 14.
Глава 4. Предметы ведения и полномочия Тверской области
Статья 15.
Полномочия области определяются исходя из разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и областью и подразделяются:
- на полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и области;
- на полномочия по предметам ведения области.
Законом Тверской области от 28 сентября 2000 г. N 120-ОЗ-2 статья 16 Устава изложена в новой редакции
Статья 16.
В совместном ведении Российской Федерации и Тверской области как субъекта Российской Федерации находятся:
а) участие в подготовке федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и области;
б) обеспечение соответствия Устава, законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
в) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;
г) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
д) разграничение государственной собственности;
е) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;
ж) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
з) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
и) осуществление мер по предотвращению катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
к) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
л) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
м) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
н) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
о) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
п) координация международных и внешнеэкономических связей Тверской области, выполнение международных договоров Российской Федерации;
По предметам совместного ведения Российской Федерации и Тверской области издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Тверской области.
При отсутствии федерального закона по предметам совместного ведения область осуществляет собственное правовое регулирование.
После принятия федерального закона по перечисленным вопросам законы и иные нормативные правовые акты области приводятся в соответствие с федеральным законодательством.
Законы и иные нормативные правовые акты области, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат.
Поправками к Уставу Тверской области от 15 ноября 2005 г. N 6-ПУ в статью 17 настоящего Устава внесены изменения
Статья 17.
К исключительному ведению области относятся:
а) принятие и изменение Устава, законов и иных нормативных правовых актов области, контроль за их соблюдением;
б) определение административно-территориального устройства области;
в) установление системы органов государственной власти области, порядка их организации и деятельности, формирование органов государственной власти области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
г) правовое обеспечение организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных федеральным законом;
д) областная государственная собственность и управление ею;
е) определение политики области и принятие областных программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития области;
ж) финансовое регулирование в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации, областные экономические службы;
з) составление и рассмотрение проектов областного и консолидированного бюджетов Тверской области, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Тверской области, утверждение и исполнение областного бюджета Тверской области и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Тверской области, осуществление контроля за их исполнением, утверждение отчетов об исполнении областного бюджета Тверской области и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Тверской области;".
и) областные энергетические, транспортные, информационные, инженерные и иные системы жизнеобеспечения;
к) внешнеэкономические, внешнеторговые связи.
л) государственная гражданская служба области в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
м) установление административной ответственности за нарушение законов области, иных нормативных правовых актов области, а также актов органов местного самоуправления в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
н) самостоятельное определение системы органов государственной власти области по управлению объектами государственной собственности области;
о) иные вопросы, не отнесенные к ведению Российской Федерации.
По предметам собственного ведения область осуществляет собственное правовое регулирование.
Глава 5. Основы государственной власти в Тверской области
Законом Тверской области от 28 сентября 2000 г. N 120-ОЗ-2 статья 18 Устава изложена в новой редакции
Статья 18.
Источником власти в области в пределах ее конституционно-правового статуса являются граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории области, обладающие избирательным правом, правом на участие в референдуме - как часть народа Российской Федерации.
Граждане осуществляют власть непосредственно, а также через органы государственной власти области и органы местного самоуправления.
Статья 19.
Осуществление государственной власти в области основано на государственной целостности и единстве системы государственной власти Российской Федерации, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Поправками к Уставу Тверской области от 15 ноября 2005 г. N 6-ПУ в статью 20 настоящего Устава внесены изменения
Статья 20.
Систему органов государственной власти области составляют:
законодательный (представительный) орган государственной власти области - Законодательное Собрание Тверской области;
исполнительные органы государственной власти Тверской области - Администрация Тверской области (высший исполнительный орган государственной власти области); иные исполнительные органы государственной власти области;
Уставный суд Тверской области; мировые судьи.
Губернатор Тверской области является высшим должностным лицом области, возглавляет Администрацию Тверской области и руководит ее работой.
Статья 21.
Законодательное Собрание осуществляет взаимодействие с Федеральным Собранием Российской Федерации.
Статья 22.
Органы исполнительной власти области участвуют в осуществлении федеральных полномочий и координируют свою деятельность с федеральными органами власти на территории области в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом.
Статья 23.
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти области образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Поправками к Уставу Тверской области от 10 февраля 2004 г. N 5-ПУ в статью 24 внесены изменения
Статья 24.
В области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действуют территориальные органы федеральных органов государственной власти в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством.
Поправками к Уставу Тверской области от 10 февраля 2004 г. N 5-ПУ статья 25 изложена в новой редакции
Статья 25.
Органы исполнительной власти области могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным Администрацией области с Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Статья 26. Утратила силу
См. текст статьи 26
Статья 27.
В целях эффективного взаимодействия органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти области могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах.
Статья 28.
В случае возникновения разногласий между органами государственной власти области и органами государственной власти Российской Федерации или ее субъектов, органы государственной власти области для их разрешения используют согласительные процедуры. Разногласия, не урегулированные с использованием согласительных процедур, рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в установленном порядке.
Статья 29.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти области вправе иметь свои представительства соответственно в г. Твери и в г. Москве.
Глава 6. Основы местного самоуправления в Тверской области
Поправками к Уставу Тверской области от 15 ноября 2005 г. N 6-ПУ в статью 30 настоящего Устава вносятся изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 года
Статья 30.
В области признается и гарантируется местное самоуправление самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
Основные принципы, порядок организации и деятельности местного самоуправления в области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области, уставами муниципальных образований и иными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 31.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Поправками к Уставу Тверской области от 15 ноября 2005 г. N 6-ПУ в статью 32 настоящего Устава вносятся изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 года
Статья 32.
Экономической основой местного самоуправления являются собственные материальные и финансовые ресурсы, а также имущество, находящееся в государственной собственности и в соответствии с законом переданное в управление органам местного самоуправления, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Статья 33.
Местное самоуправление не должно нарушать конституционных прав и свобод граждан, целостности области как субъекта Российской Федерации.
Статья 34.
Деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления строится на основе законности, сочетания местных и государственных интересов.
Статья 35.
Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Глава 7. Экономическая и финансовая основы
Тверской области
Поправками к Уставу Тверской области от 15 ноября 2005 г. N 6-ПУ статья 36 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 36.
Экономическую основу деятельности органов государственной власти Тверской области составляют находящееся в собственности Тверской области имущество, средства бюджета Тверской области и территориальных государственных внебюджетных фондов Тверской области, а также имущественные права Тверской области.
Статья 37.
Экономика области формируется в рамках единого экономического пространства Российской Федерации и основывается на свободе экономической деятельности, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, рыночном хозяйстве и свободе конкуренции, разнообразии форм собственности.
Поправками к Уставу Тверской области от 10 февраля 2004 г. N 5-ПУ в статью 38 внесены изменения
Статья 38.
Финансовую основу области составляют средства областного и местных бюджетов, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также средства, полученные из иных источников, не противоречащих законодательству.
Статья 39.
Финансовые ресурсы области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами Российской Федерации и ее субъектов, с финансовыми ресурсами муниципальных образований, а также физических и юридических лиц для финансирования совместных программ и мероприятий.
Статья 40. Исключена.
См. текст статьи 40.
Глава 8. Внешнеэкономическая деятельность Тверской области
Поправками к Уставу Тверской области от 14 марта 2003 г. N 3-ПУ статья 41 настоящего устава изложена в новой редакции
Статья 41.
Тверская область в пределах предоставленных ей полномочий обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Тверская область с согласия Правительства Российской Федерации может осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
Глава 9. Символика Тверской области
Статья 42.
Область вправе иметь свой герб, гимн и флаг, утвержденные Законодательным Собранием.
Описание и порядок использования официальной символики области определяются законами области.
<< Назад |
Раздел >> второй. Человек, гражданин и государственная власть Тверской области (ст.ст. 43 - 70) |
|
Содержание Устав Тверской области (принят 5 ноября 1996 г.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.