Уважаемые депутаты Законодательного собрания!
Уважаемые жители Тверской области!
В последние годы Россия изменилась. Из государства, растерявшего былое величие и фактически ставшего сырьевым придатком зарубежных стран, государства со слабыми внешнеполитическими позициями и низким уровнем самосознания граждан наша страна снова превратилась в одну из великих держав мира, с которой уже нельзя не считаться.
Сегодняшний период в ее истории ознаменован поступательным развитием экономики и социальной сферы, ростом инвестиций, укреплением обороноспособности страны. Как заявил в своем Послании Федеральному собранию Президент Владимир Владимирович Путин, "в настоящее время Россия не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. За период с 2000 года более чем в два раза увеличились реальные доходы населения. И хотя разрыв между доходами граждан еще недопустимо большой, но все-таки в результате принятых в последние годы мер почти вдвое сократились масштабы бедности в России".
Перемены и динамика движения вперед заметны сегодня всем. И мне приятно отметить, что наша область не стоит в стороне от этих процессов. Наш регион не только выглядит достойно, но и опережает по целому ряду позиций среднероссийские показатели роста. Он зазвучал по-другому на федеральном уровне. Нас заметили.
Сегодняшнюю Тверскую область отличает гораздо более высокая экономическая активность. Наш регион не просто стал больше производить и потреблять товаров и услуг. Произошел выход на траекторию качественно нового роста, имеющего более современные и перспективные параметры.
За три года валовой региональный продукт стал больше на четверть, промышленность выросла на треть.
Увеличилось число адресов, по которым прописаны успешно работающие предприятия и новые инвестиционные проекты. Они встречаются от Торопца до Калязина, от Бологовского до Конаковского районов.
Второе дыхание открылось за эти годы у многих крупных предприятий, бывших и остающихся "становым хребтом" региональной экономики: тверских вагоностроительного и экскаваторного заводов. Пущен третий энергоблок на Калининской атомной электростанции. Успешно работают: тверские "Мелькомбинат" и "Волжский пекарь", торжокская "Пожтехника" и вагоностроительный завод, ржевские "Элтра" и "Высота", бологовские металлургический комбинат и "Арматура", Жарковский и Вышневолоцкий ДОКи, Савёловский машиностроительный завод и многие другие.
С каждым годом становится обширнее список молодых предприятий и все больше - их вес в региональной экономике, налоговая отдача. В этом списке торопецкие "Мегапласт" и "Гекса", ржевские "Галерея вкуса" и "Искра Автоматика", тверские "Диэлектрические кабельные системы", трубный завод и "Камит".
Буквально через несколько месяцев заявят о себе бельгийский "Текос" и финская "Альстром", вышневолоцкая "Тверская керамика".
За эти три года возникли новые секторы современной сервисной экономики. Прежде всего - сектор колл-центров, который насчитывает уже более 5 тысяч работников. Затем транспортно-логистический сектор, где появляются мировые имена, такие, как компания "Отто". На глазах формируется производственный комплекс в сфере информационных технологий, в которой тверские специалисты всегда были сильны.
Президент и правительство ставят задачу перевода экономики страны на инновационный путь развития, и наша область сегодня находится в фарватере этого движения.
Однако общие экономические показатели бессмысленны, если не меняются показатели частные - у каждого человека, каждой конкретной семьи. Средняя заработная плата росла у нас в последнее время на одну треть в год, а с учетом инфляции - на 40%. Потребление увеличилось в четыре раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась более чем в два раза.
Да, еще очень высок уровень материального расслоения граждан. Но мы не можем не замечать, как растет количество личных машин. Практически у каждого жителя появился мобильный телефон. У многих жителей появилась реальная возможность ездить на курорты. Кто мог поверить в это еще 5 лет назад?
Оглянитесь, жизнь реально изменилась - и в лучшую сторону.
Эти факты подтверждают: наша область действительно стала другой. Но жизнь в ней еще далека от идеальной. Сегодня у нас есть исторический шанс еще больше изменить ситуацию в регионе, полностью преобразить облик Верхневолжья, воплотив в жизнь надежды и ожидания жителей области. А заключаются эти надежды и ожидания в том, что тверитяне просто хотят жить хорошо. Хотят жить в индустриально развитых, благоустроенных городах, ездить не по разбитым вдрызг "фронтовым" дорогам, а по современным качественным магистралям. Хотят, чтобы в городах строились новые дома и целые микрорайоны, создавались новые предприятия, возводились школы, детские сады и спортивные площадки. Тверитянам нужны хорошая работа и достойная зарплата, нужна возможность получать качественное образование и медицинские услуги. Иными словами, нужно, чтобы качество жизни в регионе было высоким.
Все это элементы формулы простого человеческого счастья. Если вычесть из этой суммы хотя бы одно слагаемое, то задачка не сойдется с ответом. А значит, мы упустим свой исторический шанс преобразить нашу область. Этого ни в коем случае нельзя допустить.
Сегодня мы должны приложить все усилия к решению комплекса важнейших задач по повышению уровня жизни в регионе. Условно его можно разделить на четыре обширных блока.
Остановлюсь на каждом из них более подробно.
Итак, первый блок задач касается улучшения бытовых условий и качества жизни людей. Одна из ключевых составляющих - жилищные условия. Сегодня три главные проблемы в этом плане - это неудовлетворительное техническое состояние многоквартирных домов, высокий объем ветхого и аварийного жилья и достаточно низкие объемы строительства жилья.
Что касается ветхого и аварийного жилья, то его объемы составляют в нашей области более 5 процентов от всего жилого фонда. Перед нами сегодня стоит задача быстрого и эффективного сокращения доли ветхого и аварийного жилья, и сейчас в стране, и в частности в нашей области, уже создаются необходимые условия для решения данной проблемы.
Мы всегда оказывали этому повышенное внимание на уровне области, однако только лишь региональных средств для ее решения было недостаточно. Теперь, найдя поддержку у федеральной власти, мы рассчитываем более эффективно двигаться по направлению сокращения площадей ветхого жилья на территории Верхневолжья. Уже в этом году мы обеспечим выделение из всех бюджетов не менее 200 миллионов рублей на эти цели. Это позволит в текущем году переселить из аварийного жилищного фонда 270 человек, отремонтировать 80 тыс. кв. м. Соответственно в следующем году необходимо удвоить финансирование.
В первую очередь выделяемые средства будут направляться на капитальный ремонт домов, в которых создаются товарищества собственников жилья. Кроме того, мы будем оказывать им юридическую и консультативную помощь. Поскольку ни собственникам - владельцам квартир, ни муниципалитетам самостоятельно справиться с огромными объемами недоремонта, копившегося годами, невозможно.
За последний год нам удалось нарастить темпы жилищного строительства. Стоит задача резко увеличить эти темпы и активизировать работу по формированию и предоставлению земельных участков под комплексную застройку, включающую строительство жилья и объектов социально-культурного назначения. В прошлые годы я уже ставил задачу по комплексной застройке территорий, однако она так и не была выполнена. Во многом ответственность за это лежит на муниципальных властях, которые недостаточно эффективно действуют в этом направлении. Данную ситуацию необходимо исправить.
Площадь земельных участков под жилищное строительство должна удвоиться уже в следующем году. Мы прогнозируем обеспечить в 2007 году ввод в эксплуатацию не менее 390 тыс. кв. м жилья, а к 2010 году добиться увеличения объемов ввода жилья до одного миллиона квадратных метров.
В связи с этим необходимо решить острейший вопрос, без чего просто невозможно дальнейшее широкомасштабное строительство, как жилищное, так и промышленное. Хочу напомнить, что в соответствии с действующим градостроительным кодексом с 1 января 2009 г. больше нельзя будет обходиться без завершения работ по территориальному планированию. Считаю необходимым увеличить помощь муниципальным образованиям по подготовке градостроительных планов. Кроме этого, нужно осуществлять жесткий контроль за сохранением архитектуры городов Тверской области. Для того чтобы из-за вновь построенных зданий и сооружений не страдал их исторический облик.
Еще одна важная задача, стоящая перед строительным комплексом региона, - создание условий для развития отрасли стройматериалов. В нынешнем году два таких предприятия уже начинают свою работу. В следующем году мы ставим целью содействовать открытию еще нескольких производств, чтобы возводить новые здания из наших строительных материалов.
Жилищный вопрос - это один из главных элементов нашей молодежной политики. Сегодня две трети участников программы ипотечного жилищного кредитования - граждане в возрасте до 30 лет. Только в этом году по федеральной программе свои жилищные условия смогли улучшить 270 молодых семей, а сейчас в администрацию области поступило еще 385 заявок на участие в ипотечной программе. Мы расширяем круг граждан, которым будет предоставляться финансовая помощь из областного бюджета. Мы планируем, что со следующего года по областной целевой программе будет выдаваться ежегодно не менее 3 тысяч ипотечных жилищных кредитов и непременно добьемся этих показателей при постепенном снижении процентных ставок.
Следующая важная составляющая качества жизни людей - наличие газа в их домах.
Как вы знаете, это мой личный и областной приоритет. По-прежнему убежден: принципиально важно не ослаблять усилий в этой сфере. За два года мы совершили мощный рывок, увеличив инвестиции в газификацию области в 17 раз. В прошлом году введено в эксплуатацию свыше 170 км газопроводных путей. В 2006 году построено 2 газопровода: межпоселковый газопровод Игуменка - Алексино и межпоселковый газопровод д. Лаптево - д. Чертолино. Всего в настоящее время прокладывается 17 газопроводов. Их техническая готовность на сегодняшний день составляет 80-90%. Все они будут введены в строй в этом году. Голубое топливо получат еще 60 населенных пунктов, а это 16 тысяч квартир и домовладений.
Одновременно в текущем году начато строительство еще 9 новых объектов газификации общей протяженностью более 150 км.
До конца 2007 года планируется газифицировать два района на западе области: Осташковский и Пеновский, и уже начато строительство газопровода Пено - Андреаполь - д. Костюшино, что позволит в следующем году газифицировать Андреапольский район. Кроме этого на следующий год планируется газифицировать Сонковский и Селижаровский районы.
Наша стратегическая цель в этой сфере остается прежней - в течение нескольких лет газифицировать до 57 тысяч квартир и домовладений, поднять уровень газификации в области с 52 на 2004 год до 62 процентов на 2009 год, а в сельской местности - с 18 до 25.
Именно с этой целью помимо программы Газпрома мы имеем еще и собственную программу помощи муниципальным образованиям в газификации. Софинансирование этого проекта из регионального бюджета необходимо довести в 2008 году до 800 миллионов рублей.
Одновременно будет продолжаться реализация областной программы поддержки социально слабо защищенных категорий населения, чтобы обеспечить газификацию их домохозяйств. На эти цели в прошлом году было ассигновано более 2 млн. рублей, в текущем году расходы областного бюджета на эти цели увеличены в десять раз. Согласитесь, абсурдна ситуация, когда по улице проходит газ, а семья, к примеру, ветерана Великой Отечественной войны не может подвести его к своему дому из-за нехватки средств. Люди ждут от нас конкретной помощи в этом вопросе, и мы будем ее оказывать, увеличивая объемы бюджетного финансирования.
Еще один важнейший вопрос - наши дороги. Особенно остро проблема состояния дорожного покрытия стоит в сельской местности. Мы работаем над повышением качества и расширением сети сельских дорог, но пока, к сожалению, не преуспели в этом. Уверен, не следует считать ситуацию безнадежной, в будущем мы непременно решим эту проблему. Сегодня поверить в это, конечно, непросто. Но кто мог подумать еще три года назад, что мы отремонтируем и откроем мост через Волгу в Кимрах, долгое время находившийся в аварийном состоянии?!
Мы добились получения из федерального центра 320 миллионов рублей на ремонт дорог в Твери. Дополнительно выделяем еще 100 миллионов на ремонт дорог в муниципальных центрах. Начался активный капитальный ремонт федеральной трассы Москва-Рига, на который только в 2007 году выделено 200 миллионов рублей. А начиная с 2008 года на финансирование капитального ремонта трассы "Балтия" будет направляться ежегодно около 1 миллиарда рублей. Это позволит уже в будущем году отремонтировать 70 километров трассы, а в течение трех-четырех лет полностью привести автодорогу в надлежащее состояние.
Еще два миллиарда рублей придет из федерального бюджета на ремонт другой трассы, проходящей по территории нашей области, - Москва - Санкт-Петербург. Этих денег хватит на то, чтобы в следующем году привести в порядок 23 километра дорожного покрытия и создать серьезный задел на ближайшую перспективу. Здесь мы требуем и решаем с федеральным центром, чтобы ежегодно ремонтировалось не менее 30-35 километров дорожного полотна на трассе Москва-Санкт-Петербург.
Второй блок задач на ближайшую перспективу касается социальной сферы, отраслей образования и здравоохранения, а также сферы культуры и спорта.
В области образования мы продолжим курс на активизацию инновационной деятельности образовательных учреждений и разработку единой концепции развития региональной системы образования.
Изменения затрагивают все уровни. Так, в помощь городским поселениям и сельским округам выделяются средства областного бюджета на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий детских садов для увеличения количества мест детям дошкольного возраста. Мы будем оказывать финансовая помощь семьям, дети которых посещают дошкольные учреждения. Эти меры позволят уже в нынешнем году сократить очередь в детские сады на 1300 мест. В трехлетней перспективе вопроса об очереди вообще не должно стоять на повестке дня.
Введение нормативного подушевого финансирования стимулировало изменение сети общеобразовательных учреждений региона. Формируются базовые школы - ресурсные центры сельских образовательных округов. Разработаны региональные требования к оснащению школ, которые будут достигнуты к середине 2009 года.
В школах обеспечивается пожарная безопасность, создается система защиты от террористических угроз. Так, по просьбам директоров, в образовательных учреждениях нашей области в ближайшее время будут оборудованы "тревожные кнопки".
В ближайшие пять лет мы полностью завершим реформу системы профессионального образования. Существенно расширим количество учащихся и учреждений начального и среднего профессионального образования, при этом сделаем все возможное для сохранения бюджетных мест в вузах, обеспечив студентам возможность учиться и жить в современных условиях. Со следующего года мы начнем строительство общежитий для вузов региона.
Тверская область - активный участник реализации приоритетного национального проекта "Образование". Внедрение инновационных технологий, обеспечение широкополосного доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, развитие творческого потенциала молодежи - вот элементы последовательной региональной политики в сфере образования на предстоящие годы. Кстати, наша политика уже сейчас дает хорошие результаты. Наша область победила в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. И это принесло нам дополнительное федеральное финансирование в размере полумиллиарда рублей!
В сфере социальной защиты мы продолжаем решение ее основной задачи - снижение уровня бедности в области. Весь комплекс мер социальной поддержки, начиная от адресной социальной помощи до ежемесячных денежных выплат, должен привести к снижению доли бедных с существующего уровня 16% - в 2007 году, до 14% - в 2008-м и далее - до 10% в течение последующих пяти лет.
Кроме того, уже в будущем году:
В два раза возрастут расходы областного бюджета на организацию питания каждого школьника во всех районах Тверской области как в начальных классах, так и малообеспеченных в старших классах (с 5-го по 11-й).
Впервые будет обеспечен льготный проезд на транспорте всех школьников во всех районах Тверской области. На эти цели мы выделили более 30 млн. рублей.
Серьезным нововведением станет трехлетняя отдельная целевая программа социальной поддержки инвалидов, финансируемая из областного бюджета (только в первый год расходы на ее реализацию составит более 23 млн. рублей).
В качестве радикальной меры по снижению нагрузки на граждан по оплате расходов за жилищно-коммунальные услуги в следующем году размер максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ изменится с 22% до 18% для всех категорий граждан и с 18% до 15% - для льготных категорий. Это позволит не только существенно увеличить размер самой субсидии, но мы ставим задачу расширения охвата получателей (на эти цели нам потребуется более 130 млн. рублей в год).
Будет введено совершенно новое государственное полномочие по предоставлению профессионального сертификата на обучение и повышение квалификации матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет и желающих выйти на работу и приобрести экономическую самостоятельность.
Указанные направления являются лишь одними из основных для существенного укрепления наших позиций в социальной сфере. Практически по всем реализуемым программам в области социальной защиты населения будет существенно увеличен объем финансирования.
Следующее слагаемое высокого качества жизни - возможность получать качественные медицинские услуги.
В сфере здравоохранения сегодня уровень и объем предоставляемых услуг пока еще не соответствует ожиданиям наших граждан. В этой связи считаю необходимым увеличить бюджетную программу отрасли в полтора раза и довести ее до 3,5 миллиарда рублей.
В частности, на лекарственное обеспечение граждан, страдающих социальнозначимыми и тяжелыми заболеваниями, будет выделено порядка 140 миллионов рублей.
И, конечно же, продолжится реализация в области приоритетного национального проекта "Здоровье", с которым связаны многие позитивные перемены в отрасли. А этот проект дополнен нашими региональными программами.
Согласно его идеологии мы должны удовлетворить потребность населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи. Только за первое полугодие нынешнего года мы уже направили в федеральные клиники более 2000 человек. Дополнительно, за счет собственных источников мы направили на лечение еще более 200 человек и приблизились к ликвидации очереди на высокотехнологичные виды помощи. И мы ее ликвидируем.
Квалифицированная врачебная помощь должна прийти и в отдаленные сельские районы. Решение мы видим во внедрении новых, инновационных технологий, в частности, в развитии телемедицины. Первый шаг уже сделан. В область поступила мобильная телемедицинская лаборатория, оснащенная современным диагностическим оборудованием, способная самостоятельно обследовать и консультировать больных из отдаленных населенных пунктов в областных и федеральных клиниках в режиме реального времени.
Повышение общего уровня здоровья населения невозможно без развития физкультуры и спорта. В 2008 году из бюджета региона на возведение спорткомплексов предусматривается 560 миллионов рублей. За счет этих средств будут построены физкультурно-оздоровительные комплексы в Твери, Кимрах, Калязине и Бологом.
Мы разработали новую программу помощи муниципальным образованиям по подготовке детских спортивных площадок во всех городских и сельских поселениях области. В наших планах на ближайшее время - строительство 150 хоккейных площадок при базовых школах региона и капитальный ремонт спортивных залов.
Кроме того, мы будем продолжать развитие системы спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва. В этом году откроются две такие школы - по боксу и кикбоксингу, а также по игровым видам спорта. Также мы планируем ввести в эксплуатацию два ФОКа с искусственным льдом и еще два - с универсальными игровыми залами. Общий объем финансирования на эти объекты составит 500 миллионов рублей. Перед органами власти я ставлю задачу, чтобы в каждом муниципальном образовании был построен крытый физкультурно-оздоровительный комплекс.
Сегодня в нашем регионе реализуется целый ряд целевых программ, направленных на сохранение историко-культурного наследия. Среди них программы по сохранению тверской дворянской усадьбы и сохранению памятников и традиций деревянного зодчества с общим объемом финансирования в 50 млн. рублей.
И очень важный аспект! Уже через пять лет Тверской академический театр драмы получит новое, современное здание. Будет капитально отреставрирована Тверская областная картинная галерея - оснащенное современным музейным оборудованием здание Императорского путевого дворца. На эти цели привлекаются средства не только областного, но и федерального бюджета. За 3-4 года мы решим эту задачу.
Мы стремимся к тому, чтобы наша область приобрела статус всероссийского центра культурной жизни. Важным шагом на этом пути в следующем году станет празднование в нашем регионе Международных дней славянской письменности и культуры. Проведение мероприятия такого уровня придаст новый импульс интеграционным процессам между славянскими народами, привлечет внимание к нашей области со стороны международных научных и культурных сообществ. К этому событию в областном центре будет установлен памятник Михаилу Ярославичу Тверскому.
Экономика области - это приводной механизм озвученных выше социальных и инфраструктурных реформ.
В области экономической политики одной из главных задач является развитие рынка труда.
Сейчас нередко можно слышать, что предприятия испытывают "нехватку трудовых ресурсов", что конкуренты переманивают персонал более высокими зарплатами.
Разумеется, нет ничего плохого в том, что люди имеют возможность выбора, что их зарплата растет. Но когда рост зарплаты опережает рост производительности труда, что наблюдается в последние два года, это создает трудности не только для предприятий, но и для экономики в целом. "Перегретый" рынок труда, как правило, ведет к снижению рентабельности производства, несет риск возобновления высоких темпов инфляции и ведет к потере конкурентоспособности наших предприятий.
Формирование развитого рынка труда - задача общая, но государство готово взять на себя руководящую и регулирующую роль. Это очень сложная управленческая функция, но мы должны создать систему прогнозирования потребностей региональной экономики в кадрах, а также соответствующую инфраструктуру для нее, с тем чтобы у нас появился действенный механизм анализа и воздействия на рынок труда, который в ближайшей перспективе станет самым ценным по значению экономическим фактором.
В течение ближайших полутора-двух лет нам следует пересмотреть систему подготовки специалистов, набор специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка, с тем чтобы максимально адаптировать их к потребностям наших предприятий.
Самим же предприятиям, чтобы бороться с текучестью кадров и иметь возможность повышать зарплату, необходимо сосредоточиться на техническом перевооружении производств. Мы уже имеем такие программы помощи тверским предприятиям и средства на их реализацию. Но этого пока недостаточно.
От руководителей предприятий необходимо добиться отказа от "черных" и "серых" схем оплаты труда, они должны предлагать своим работникам социальные пакеты. В этих вопросах мы рассчитываем на активную позицию профсоюзов. А задача органов власти - и на региональном, и на муниципальном уровне - способствовать развитию сети страховых, пенсионных, медицинских учреждений, а также ипотеки, чтобы предприятиям было из чего формировать свои социальные пакеты.
Отдельно хотел бы остановиться на развитии сельского хозяйства и лесной отрасли.
Необходимо наращивать нашу поддержку тем, кто работает на селе. В том числе путем субсидирования производства молока, мяса, льна, затрат на ГСМ. Вы знаете, что на эти цели буквально сегодня мы увеличиваем расходы областного бюджета на этот год на 120 миллионов рублей. А вообще на следующий год бюджетная поддержка сельского хозяйства области должна вырасти минимум на 40%. Мы обязаны помогать нашему селу.
Рост экономических показателей в аграрном секторе, конечно, важен. Однако не стоит забывать о самом главном - людях, которые трудятся на земле. В сельской местности остро стоит кадровая проблема. Мы должны создать условия для того, чтобы молодые люди, желающие работать в сельском хозяйстве, имели крышу над головой. Одно из направлений приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и политики областной администрации - это строительство на селе.
В 2006 году смогли получить жилье 80 молодых семей и молодых специалистов на селе. В нынешнем году - 104. Считаю, что этого недостаточно. Необходимо сделать так, чтобы новоселов было в три раза больше. Это и будет реальной социальной поддержкой тружеников села.
В лесной отрасли мы завершаем процесс реформирования. Государство должно сконцентрировать свои усилия на функциях контроля, надзора и развития лесного комплекса. Поставлена задача увеличить объемы глубокой переработки древесины в области и прекратить незаконные, хищнические вырубки леса.
Уже в ближайшие годы принимаемые нами меры позволят перерабатывать до семидесяти процентов собственного лесного ресурса. А также мы в два раза увеличим использование расчетной лесосеки. В течение пяти лет необходимо вплотную приблизиться к стопроцентной переработке круглой древесины, добытой на территории области.
Безусловно, важным инструментом для развития тверской экономики является создание промышленных площадок и зон для размещения инвестиционных проектов.
Пример редкинской промплощадки показал эффективность этого направления работы. Люди получают новые рабочие места, новый опыт, новые профессии и, конечно же, качественно иной уровень заработной платы. На ближайшие пять лет я ставлю задачу создать промышленные зоны в большинстве муниципальных образований области. В следующем году это будут Кимры, Ржев и еще две промплощадки в Твери. Я обращаюсь к руководителям тверских предприятий - активно участвуйте в их формировании, ведь промышленные зоны должны способствовать развитию ваших компаний, чтобы люди приходили работать на наши тверские предприятии.
Говоря о развитии экономики нашего региона, нельзя не остановиться на малом бизнесе. В этой сфере наша цель уже озвучена - через пять лет 40% трудоспособного населения должно быть занято в малом бизнесе.
Однако сегодня мы вынуждены констатировать, что ранее сложившаяся система государственной поддержки малого предпринимательства в Тверской области не способна содействовать решению этой задачи, требует коренной перестройки, а значит, и средств на ее развитие.
Поэтому считаю необходимым кардинально изменить действующую систему государственной поддержки малого предпринимательства. Создание для него стимулирующих условий - это прежде всего наличие стандартов, работающих в каждом муниципальном образовании. Стандартов тех методов поддержки малого бизнеса, которые должны быть везде - на всех уровнях власти, во всех муниципалитетах, в том числе первого уровня.
В стандарты должен входить комплекс услуг для малого бизнеса. В том числе услуги по подготовке и обучению предпринимателей, консультационные, юридические, информационные услуги, нотариат, услуги банков и страховых компаний. Все это - инфраструктура развития, и мы должны ее создавать и всячески поддерживать в каждом муниципалитете.
Муниципальные власти должны прислушиваться к пожеланиям малого бизнеса. Создание при муниципалитетах реально действующих советов по малому предпринимательству поможет решить проблему барьера в общении власти и бизнеса. Мы будем на региональном уровне оказывать содействие и финансовую помощь, но первоочередная роль в процессе отводится муниципалитетам.
Поэтому мы разработали совершенно новую областную комплексную программу развития малого предпринимательства, на реализацию которой только до конца 2007 года будет направлено 70 миллионов рублей. Самая большая часть программы - это именно муниципальный уровень поддержки, куда и будет направлена основная часть бюджетных средств. Поддержка объединений предпринимателей и их инициатив с помощью механизмов выделения грантов будет поставлена "на поток".
Мы прекрасно понимаем, что малый бизнес нуждается в доступе к ресурсам. Отсутствие залогового обеспечения для получения кредитов не позволяет бизнесу активно развиваться, и это в том числе касается фермерства. Поэтому в 2008 году мы создаем областной залоговый фонд, который позволит открыть дорогу к получению банковских кредитов для малых предприятий и фермеров.
Отдельное внимание мы уделим поддержке малых предприятий, внедряющих инновационные технологии. Их включение в производственные цепочки крупного бизнеса позволит сделать существенный толчок в развитии таких компаний. Для этого мы планируем в программе развития малого предпринимательства мероприятия по созданию системы субконрактации и партнерства, то есть вовлечение малых форм инновационного и производственного предпринимательства в систему межрегионального и международного сотрудничества.
Еще одна из задач - открытие бизнес-инкубаторов во всех городах области. Каждый год мы должны создавать их не менее четырех.
Определяя основные ориентиры развития области, следует подтвердить наше стремление к инновационным преобразованиям в экономике, развитию нашего научного потенциала.
Я ставлю задачу в 2008 году разработать реально действующие механизмы поддержки нашего инновационного развития, а промышленным предприятиям нужно шире привлекать в советы директоров, в качестве независимых консультантов тверских ученых и преподавателей наших ВУЗов.
Переходим к последнему блоку задач. Важной его составляющей является реализация 131-го Федерального закона о местном самоуправлении.
С 2008 года необходимо обеспечить реализацию поселениями практически всех предусмотренных им вопросов местного значения. И соответствующий законопроект внесен мною в Законодательное собрание Тверской области.
Опыт самостоятельной реализации поселениями вопросов местного значения показал, что распределение финансовых ресурсов между муниципальным районом и поселениями сложился явно не в пользу поселений. Имеет место устранение администрации района от совместного решения проблем, возникающих на территории поселений.
Таковой ситуация не должна оставаться.
Необходимо закрепить за поселениями налоговые доходы, предусмотренные законом, для чего будет поставлена задача существенно увеличить региональный фонд финансовой поддержки поселений.
Данные меры позволят значительно увеличить бюджетную обеспеченность в малых городах Тверской области, что даст качественный толчок их развитию, переломит тенденцию оттока молодых жителей этих городов.
Для того чтобы это стало возможным, необходимо в 2008 году активнее софинансировать осуществление муниципальной реформы, стимулируя самостоятельную реализацию поселениями вопросов, отнесенных к их компетенции, а муниципальные районы - к активному участию в развитии поселений.
Определена задача - значительно увеличить софинансирование муниципальных реформ: предусмотреть средства на софинансирование расходов на формирование стратегий развития территорий, инвентаризацию и паспортизацию передаваемых поселениям объектов ЖКХ, создание материально-технической базы поселений и так далее.
Важнейшим направлением является продолжение процедуры разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями нашей области.
Поскольку одной из основных проблем эффективности местного самоуправления на сегодняшний день является отсутствие квалифицированных кадров, считаю необходимым продолжить создание в области сети обучающих центров с целью повышения квалификации максимального числа муниципальных служащих области, особенно служащих поселений.
Выполнение всех сформулированных выше задач невозможно без развития гражданского общества. Важнейшими политическими событиями в жизни страны станут предстоящие в конце года выборы в Государственную думу Российской Федерации, а весной 2008 г. - выборы Президента страны. Важно, чтобы жители региона продемонстрировали активную гражданскую позицию, а общественные организации должны увеличить свое влияние на деятельность и решения, принимаемые органами власти всех уровней.
Через систему грантов мы намерены способствовать этому. Поэтому в нынешнем году значительно увеличено финансирование некоммерческих организаций. Сумма поддержки составит более 30 млн. рублей, что позволит реализовать значимые социальные проекты, вдохнуть новую жизнь более чем в 100 общественных организаций области.
Задачи по повышению качества жизни в нашем регионе формируют целостную программу развития Тверской области. Воплотив эту программу в жизнь, мы, как я уже говорил в начале своего выступления, полностью преобразим облик Верхневолжья.
Мы все хотим, чтобы Тверская область через пять лет стала благополучным регионом! С сильной экономикой и хорошими перспективами!
В своем сегодняшнем Послании я поставил перед собой и перед вами очень серьезные и очень трудные, но выполнимые задачи. Причем не только на следующий год, но и на ближайшие пять лет. Уверен, именно так и должно быть. Только видя и понимая конечную цель, можно эффективно и последовательно идти к ее осуществлению. И мы справимся с поставленными задачами.
Эта пятилетка станет переломной в истории нашего региона! А значит - будем работать. Будем меняться сами и менять область к лучшему. Будем двигаться вперед!
г. Тверь,
06 сентября 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ежегодное Послание Губернатора Тверской области Д.В. Зеленина Законодательному Собранию Тверской области от 6 сентября 2007 г. ("Пятилетка Зеленина")
Текст документа опубликован в газете "Тверская жизнь" N 164, 7 сентября 2007 г.