Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Концепция реформирования региональных финансов Тверской области
на 2008-2009 годы
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 12 декабря 2007 г. N 383-па)
1. Характеристика текущей ситуации и обоснование
необходимости реформирования
1.1. Социально-экономическое положение Тверской области
Тверская область расположена в северо-западной части России на территории Русской равнины. Административно Тверская область входит в состав Центрального федерального округа и граничит с шестью субъектами Российской Федерации: Московской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Ярославской областями.
По занимаемой территории - 84,2 тыс. кв. км - Тверская область является самой крупной в Центральном федеральном округе.
По численности постоянного населения Тверская область занимает седьмое место в округе. По состоянию на 1 января 2007 года численность постоянного населения Тверской области составляла 1,39 млн. человек.
Наблюдается сокращение численности населения Тверской области, превышающее сокращение по России в целом и по Центральному федеральному округу. Плотность населения в Тверской области - 16,7 человека на один кв. км, что в два раза выше среднероссийского показателя (8,3 человека на 1 кв.км), но более чем в три раза ниже, чем по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) (57,5 человека на 1 кв.км). Большая часть населения (73,5%) проживает в городской местности.
Экономика Тверской области в последние годы представляет собой динамично развивающийся хозяйственный комплекс. Индексы физического объема валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2003-2004 годах превысили средние российские показатели и средние показатели по ЦФО. Однако в целом за период с 1998 по 2004 годы темп роста ВРП Тверской области (139%) отстает от темпов роста по Российской Федерации (151%) и ЦФО (160%).
По производству ВРП на душу населения - 67 тыс. рублей по результатам 2005 года - Тверская область занимает двенадцатое место в ЦФО, значительно отставая от средних показателей по России (125,8 тыс. рублей) и ЦФО (164,4 тыс. рублей).
Валовый региональный продукт на душу населения Тверской области
(в текущих основных ценах, рублей)
Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
ВРП | 23073,1 | 31209,8 | 37695,3 | 47301,9 | 61396,6 | 66988,4 |
Основной вклад в производство ВРП Тверской области вносят отрасли, производящие услуги (здравоохранение, образование, культура).
Более половины производства товаров и услуг приходится на промышленность, другая половина распределена приблизительно равными долями между сельским хозяйством, строительством, розничной торговлей и транспортом.
Развитие экономики Тверской области обеспечило позитивную динамику основных показателей уровня жизни населения. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Тверской области в 2006 году составила 8 040,3 рубля, что на 24 процента выше уровня прошлого года (6 486,3 рубля), однако более чем на 30 процентов ниже аналогичного показателя по ЦФО.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
в Тверской области
Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей |
1574,5 |
2343,2 |
3306,5 |
4267,9 |
5385,9 |
6486,3 |
8040,3 |
По уровню среднемесячной начисленной заработной платы по сравнению с другими регионами ЦФО Тверская область по результатам 2006 года находится на седьмом месте после Москвы, Московской, Ярославской, Липецкой, Калужской и Белгородской областей.
В Тверской области развита сеть учреждений, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.
На территории Тверской области осуществляют образовательную деятельность 4 государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования (Тверской государственный университет, Тверской государственный технический университет, Тверская государственная медицинская академия, Тверская государственная сельскохозяйственная академия) и 16 филиалов вузов. В Тверской области функционируют 40 государственных средних специальных учебных заведений и 44 учреждения начального профессионального образования. Образовательная сеть региона состоит из 583 дошкольных образовательных учреждений, 786 учреждений общего образования, включая 3 общеобразовательных школы-интерната и 19 специальных (коррекционных) школ-интернатов I-VIII видов, 8 негосударственных учреждений общего образования, 24 вечерних образовательных учреждения, 121 учреждения дополнительного образования, 6 детских домов.
В системе здравоохранения на территории Тверской области функционируют 131 больничное и 284 амбулаторно-поликлинических учреждения, 854 фельдшерско-акушерских пункта, 4 Дома ребенка. В стационарных учреждениях развернуто 17660 коек, в том числе - 15614 круглосуточных, обеспеченность которыми составляет на 10 тыс. населения - 125,6 (2004 год - 128,9), что превышает среднероссийский уровень. В 32 районах Тверской области функционируют 74 кабинета, в которых работают 115 врачей общей практики, оказывающих многопрофильную помощь на базе сельских участковых больниц, врачебных амбулаторий и центральных районных больниц.
В Тверской области создана система государственных социальных учреждений, предоставляющих стационарные и нестационарные социальные услуги детям, семьям, пожилым и инвалидам. Среди них: 41 территориальный отдел социальной защиты населения, 51 дом-интернат для престарелых и инвалидов, 46 комплексных центров социального обслуживания населения, 48 учреждений социального обслуживания семьи и детей, один областной центр социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Сеть культурно-досуговых учреждений представлена 2415 учреждениями. В их числе: 6 театрально-концертных организаций, 903 библиотеки, 1164 культурно-досуговых учреждения и народных коллективов, 51 музей и постоянных выставок, 215 киноорганизаций, 3 учреждения среднего профессионального образования и целевой курс Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, 65 детских школ искусств. По охвату населения библиотечным обслуживанием Тверская область занимает 6-ое место в ЦФО, по книгообеспеченности жителей - 10-ое место по России.
Бюджет Тверской области по объему приближается к 25 млрд. рублей, при этом в течение последних лет отмечалось стабильное увеличение данного объема. Бюджет Тверской области формируется как за счет налоговых и неналоговых доходов, так и за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, составляющих в среднем около 20% доходов областного бюджета Тверской области.
1.2. Обоснование необходимости реформирования в сфере региональных финансов
В настоящее время перед Тверской областью стоят цели повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения устойчивых темпов роста экономики, повышения качества государственного и муниципального управления.
Во многом успешность достижения данных целей зависит от того, насколько эффективно будет организована деятельность органов государственной власти Тверской области, по какому направлению пойдет развитие бюджетного сектора, будет ли он обеспечивать предоставление услуг надлежащего качества, удастся ли организовать осуществление бюджетных расходов в соответствии с принципами максимизации их результативности и эффективности и в целом повысить прозрачность финансовой, налоговой, инвестиционной политики Тверской области, а также какие стимулы будут созданы для проведения аналогичных преобразований на муниципальном уровне.
Данные вопросы целесообразно решать в рамках комплексных реформ сектора государственного управления, в том числе реформ финансовой сферы. Определенные работы в этом направлении в Тверской области уже начаты.
Так, необходимый импульс бюджетной реформе в Тверской области был задан в 2005 году, когда на основе сформулированных на федеральном уровне подходов в области были начаты масштабные работы по переходу на новые принципы планирования и финансирования деятельности исполнительных органов государственной власти.
К настоящему времени всеми исполнительными органами государственной власти Тверской области составляются бюджетные целевые программы, а с 2007 года - обоснования бюджетных ассигнований.
Предусмотренные в областном бюджете расходы имеют увязку с целевыми показателями деятельности главных распорядителей средств областного бюджета как на уровне стратегических целей их деятельности, так и на уровне реализации конкретных мероприятий.
Подобная взаимосвязь подкреплена законодательно: в областной бюджет на 2007 год включены сведения о плановом финансировании бюджетных целевых программ в среднесрочной перспективе. Областной бюджет на 2008-2010 годы впервые формируется на три года.
Реестр расходных обязательств Тверской области и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований Тверской области составляется систематически начиная с 2006 года. В рамках этой деятельности четко отслеживается правовая обоснованность расходов областного бюджета, ведутся работы по стимулированию создания достаточной правовой базы для осуществления расходов местных бюджетов.
Информация о целях, задачах, мероприятиях и показателях деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области, а также информация из реестров расходных обязательств Тверской области и реестров расходных обязательств муниципальных образований Тверской области обрабатывается в автоматизированных системах, благодаря чему может быть использована как при формировании проекта областного бюджета Тверской области, так и в аналитических целях.
Реформа бюджетного процесса в Тверской области проводится в тесной взаимосвязи с административной реформой: проведен анализ функций органов государственной власти Тверской области, сформирован перечень государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти, ведется работа по их стандартизации и регламентации. В Тверской области ведутся работы по противодействию коррупции, повышению информационной открытости деятельности органов государственной власти Тверской области.
Начаты работы по внедрению программно-целевого бюджетирования и системы показателей деятельности на муниципальном уровне.
Однако принимаемых мер недостаточно для того, чтобы обеспечить лидерство Тверской области в вопросах внедрения новейших принципов и технологий, диктуемых проводимыми в стране преобразованиями в финансово-экономической сфере.
Необходимо признать, что не в полной мере проработаны вопросы, связанные с повышением качества государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями. Как следствие, имеют место случаи недостаточной удовлетворенности потребителей данных услуг.
Не разработана методология, которая позволяла бы применительно к отдельным государственным услугам оценивать потребности в их предоставлении и определять финансовые затраты, необходимые для их предоставления в расчете на одного потребителя. Непроработанность данных тем ставит под вопрос обоснованность объемов расходных потребностей в реестре расходных обязательств Тверской области, правильность расчета расходов на реализацию мероприятий по оказанию государственных услуг в бюджетных целевых программах. Отсутствие четкого понимания о наборе требований к материальной, кадровой, информационной сторонам предоставления государственных услуг не позволяет на формализованной основе оценить, какие резервы имеются у государственных учреждений, какие проблемы следует решать в первую очередь для повышения уровня удовлетворенности потребителей услуг.
Кроме того, отсутствие методологии оценки потребности в предоставлении государственных услуг и требований к качеству их предоставления будет препятствовать внедрению в бюджетный процесс государственного задания, требование об обязательном использовании которого с 1 января 2009 года установлено в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Недостаточно активно ведутся работы по мониторингу состояния бюджетных учреждений, финансируемых из областного бюджета Тверской области. Не принимается обоснованных решений по реструктуризации государственного сектора, в частности по созданию автономных учреждений по меньшей мере на базе существующих бюджетных учреждений, имеющих достаточный уровень доходов от платных услуг.
В Тверской области не приняты меры по использованию закрепленных в бюджетном законодательстве Российской Федерации возможностей по заключению среднесрочных и долгосрочных договоров с поставщиками товаров, работ, услуг для государственных нужд, что затрудняет планирование деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств на период, превышающий финансовый год; ежегодно является причиной пикового роста бюджетных расходов в четвертом квартале; дестабилизирует макроэкономическую ситуацию в регионе; негативно сказывается на качестве приобретаемых товаров, работ, услуг для государственных нужд.
До настоящего времени реформы бюджетного процесса стимулировались на муниципальном уровне лишь в рамках регионального фонда реформирования муниципальных финансов, однако усиление роли результативного бюджетного планирования, а также внедрение на федеральном уровне системы показателей эффективности деятельности органов государственной власти требует расширения данной практики. Положительные результаты развития в стратегически значимых для региона направлениях могут быть получены только в случае объединения в рамках существующего правового поля усилий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В области не исчерпаны возможности оптимизации бюджетных расходов путем реструктуризации бюджетного сектора, повышения эффективности управления государственными унитарными предприятиями и имуществом, находящимся в казне. По состоянию на 1 июля 2007 года в Тверской области действуют 55 областных государственных унитарных предприятия, в отношении части из которых целесообразно ставить вопрос о приватизации, реорганизации или ликвидации, а в отношении остальных - принимать меры по стимулированию эффективности их работы.
Необходимо продолжать принимать активные меры по развитию налогового потенциала Тверской области, привлекать крупных производителей и инвесторов, поддерживать развитие малого предпринимательства. Последнее будет также способствовать решению комплекса социальных проблем жителей Тверской области.
Очевидна необходимость продолжения отработки на практике передовых идей, получивших методологическую проработку и правовое закрепление в областных правовых актах. Следствием промедления с практической реализацией данных норм может быть потеря Тверской областью лидирующих позиций, снижение уровня готовности исполнительных органов государственной власти Тверской области и подведомственных им учреждений к практическому внедрению разработанных подходов.
Следует дальше продвигаться по пути реформ, качественно и своевременно внедряя новые элементы управления финансами и государственным сектором в целом, развивая доходную базу, ориентируя на результат бюджетные отношения. Данное продвижение необходимо осуществлять сбалансированно, поддерживая, помимо реформы бюджетного процесса, проводимые параллельно реформы в отраслях образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
Необходимо принимать меры по повышению качества государственных услуг и переносу принципов бюджетирования, ориентированного на результат, на уровень государственных учреждений и иных поставщиков государственных услуг.
2. Цели и задачи реформирования
2.1. Основные цели и задачи настоящей Концепции
Целями реформы, предусмотренной настоящей Концепцией, является создание в среднесрочной перспективе правовых, административных, финансовых условий для устойчивого развития Тверской области, обеспечения эффективного функционирования государственного сектора экономики и повышения удовлетворенности населения деятельностью данного сектора на основе:
- оптимизации структуры государственного сектора;
- расширения полномочий и ответственности исполнительных органов государственной власти Тверской области, в том числе при управлении финансовыми ресурсами, для наилучшего достижения заявленных показателей деятельности;
- внедрения процедур оценки качества государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Тверской области;
- внедрения системы регулярного мониторинга достижения установленных показателей;
- повышения заинтересованности государственных гражданских служащих в оптимизации результатов своей деятельности;
- создания долгосрочных финансовых ориентиров для повышения в Тверской области предпринимательской активности.
В рамках реализации настоящей Концепции планируется идеологическое объединение и комплексное осуществление всех проводимых в Тверской области реформ в административном и финансовом секторах, обеспечение их взаимной сбалансированности и благодаря этому достижение мультипликативных эффектов от предпринимаемых усилий по реформированию.
Альтернативный подход - обособленная реализация каждой из реформ либо точечные работы по улучшению вопросов организации бюджетного финансирования в отдельных отраслях - не даст аналогичного эффекта, поскольку несет в себе риск временной и функциональной несогласованности хода обособленных преобразований, недостаточной продуманности сроков и содержания работ, снижения уровня готовности исполнительных органов государственной власти Тверской области и конкретных государственных гражданских служащих, а также муниципальных служащих к разрозненному внедрению новых элементов и постоянной корректировке подходов на этапе практической реализации.
Достижение поставленных целей будет осуществляться путем решения следующих задач:
- повышение качества и эффективности оказания государственных услуг;
- совершенствование методов программно-целевого планирования в бюджетном процессе;
- создание стимулов для эффективной работы органов местного самоуправления;
- повышение эффективности управления имуществом и реструктуризация государственного сектора;
- оптимизация управления государственным долгом;
- создание условий для роста налоговых поступлений в региональный бюджет;
- обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и учреждений Тверской области.
2.2. Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг
В Тверской области в 2007 году в рамках реализации административной реформы проводились работы по формированию перечней государственных услуг, оказываемых органами государственной власти Тверской области, методологической проработке подходов к составлению регламентов и стандартов предоставления данных услуг в целях повышения их качества, обеспечения прозрачности процедур их предоставления, повышения удовлетворенности потребителей данных услуг.
В результате данных работ постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2007 N 64-па "О реестре государственных услуг Тверской области" было утверждено Положение о реестре государственных услуг, постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2007 N 66-па "Об утверждении порядка разработки и утверждения стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" был утвержден Порядок разработки и утверждения стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. В развитие данных постановлений был утвержден график стандартизации и регламентации государственных услуг Тверской области, кроме того, постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2007 N 65-па "Об утверждении стандартов государственных услуг" были утверждены семь стандартов и семь административных регламентов государственных услуг в социальной сфере.
В 2008-2009 годах планируется продолжить работы по стандартизации и регламентации услуг, предоставляемых органами государственной власти Тверской области, благодаря чему обеспечить прозрачность деятельности органов государственной власти и их взаимодействия с населением и организациями.
Для упрощения организации взаимодействия с потребителями государственных услуг, оптимизации потоков информации, ускорения рассмотрения представленных юридическими и физическими лицами документов в Тверской области будет проводиться работа по созданию многофункциональных центров предоставления государственных услуг Тверской области.
Работы, аналогичные проведенным в отношении услуг, предоставляемых органами государственной власти, планируется также осуществить применительно к государственным услугам, оказываемым областными учреждениями. В частности, планируется сформировать перечни услуг, оказываемых государственными учреждениями Тверской области, разработать методологию оценки потребности в их предоставлении, утвердить стандарты предоставления данных услуг. При проведении вышеперечисленных работ будет обеспечена их комплексность и непротиворечивость ранее предпринятым шагам в части услуг государственных органов.
На основе рассмотренных мер в Тверской области необходимо осуществить переход от оплаты содержания государственных учреждений к приобретению государственных услуг, для чего необходимо внедрить в бюджетный процесс процедуры, связанные с составлением и утверждением государственных заданий и последующей проверкой их выполнения государственными учреждениями Тверской области. Введение в бюджетный процесс государственного задания позволит обеспечить при составлении проекта бюджета учет потребности в предоставлении государственных услуг, а также планирование объемов бюджетного финансирования с учетом ожидаемого качества предоставления данных услуг. Организация систематического сбора отчетности о выполнении государственного задания создаст информационную основу для регулярной оценки качества предоставляемых государственных услуг, соблюдения установленных стандартов государственных услуг. В свою очередь это сформирует предпосылки для своевременного принятия мер по устранению нарушения стандартов, а в перспективе - необходимую эмпирическую базу для пересмотра стандартов государственных услуг в сторону ужесточения их требований в интересах потребителей услуг.
В рамках полномочий, предоставленных финансовым органам Бюджетным кодексом Российской Федерации, механизм государственного задания в пилотном режиме будет использоваться в Тверской области начиная с 2008 года.
В целях обеспечения обоснованности планирования объемов бюджетных расходов на оказание государственных услуг на основе утвержденных стандартов государственных услуг планируется разработка и утверждение нормативов финансирования государственных услуг. Это позволит упростить и сделать более прозрачными механизмы планирования бюджетных ассигнований, отражаемых в реестре расходных обязательств Тверской области и включаемых в областной бюджет Тверской области, обеспечить обоснованную балансировку параметров государственного задания с объемами бюджетного финансирования, предусматриваемыми для каждого государственного учреждения.
Учитывая существенные объемы информации, которая потребует обработки в рамках применения в бюджетном процессе государственного задания, стандартов качества и нормативов финансирования государственных услуг, соответствующие процедуры планируется автоматизировать.
Отказ от проведения предусмотренных в настоящем разделе работ создаст непреодолимые препятствия для переноса принципов бюджетирования, ориентированного на результат, на микроуровень; не позволит в ближайшие годы существенным образом повысить качество государственных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета. Отказ от формализации подходов к оценке качества услуг и потребности в них создаст условия для сохранения таких неблагоприятных явлений, как неудовлетворенность потребителей государственных услуг их качеством и доступностью, неполная ясность механизмов получения данных услуг и их финансирования.
Основные риски, связанные с внедрением прозрачных процедур оценки потребности в предоставлении государственных услуг, а также с внедрением стандартов качества предоставления услуг, заключаются в возможном выявлении недостаточности средств областного бюджета на покрытие всех потребностей в услугах, предоставляемых с требуемым уровнем качества. В целях предупреждения подобных сложностей работы по установлению стандартов качества государственных услуг должны проводиться таким образом, чтобы требования к качеству услуг могли быть профинансированы за счет средств областного бюджета. Планируется не допускать возникновения новых "нефинансируемых мандатов", связанных с предоставлением государственных услуг.
Кроме того, одним из серьезных рисков является существенное увеличение объемов работы исполнительных органов государственной власти Тверской области и находящихся в их ведении государственных учреждений в первые годы практического применения в бюджетном процессе государственного задания. Во избежание замедления бюджетного процесса, в связи с необходимостью проработки государственных заданий планируется вводить данный инструмент в практику поэтапно, предварять его введение утверждением стандартов государственных услуг и обучением специалистов органов государственной власти и государственных учреждений Тверской области.
2.3. Совершенствование методов программно-целевого планирования в бюджетном процессе
В 2006-2007 годах в Тверской области была разработана и применена на практике технология составления бюджетных целевых программ исполнительных органов государственной власти Тверской области и обоснований бюджетных ассигнований. Также были начаты работы по составлению докладов о результатах и основных направлениях деятельности.
Деятельность каждого исполнительного органа государственной власти Тверской области структурирована по целям, задачам и мероприятиям, для которых установлены показатели реализации на среднесрочную перспективу. В 2007 году в Тверской области отрабатывались процедуры формирования регулярной отчетности о выполнении бюджетных целевых программ.
Однако данные работы нельзя признать полностью завершенными. Требует дальнейшего совершенствования разработанная органами исполнительной власти Тверской области система целей, задач, мероприятий и показателей их выполнения. Необходимо продолжать отработку составления и реализации бюджетных целевых программ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности во взаимосвязи с составлением и исполнением проекта областного бюджета.
Необходимость систематического представления на федеральный уровень плановых и фактических показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации требует соответствующей адаптации процедур составления бюджетных целевых программ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности.
Структурирование деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области по целям, задачам и мероприятиям является управленческой классификацией их деятельности, которая не в полной мере может быть сопоставлена с бюджетной классификацией расходов бюджета Тверской области. Данная тема также нуждается в дополнительной проработке.
В 2007 году на федеральном уровне в рамках реализации реформы бюджетного процесса были внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые повлекли изменение правового поля, в соответствии с которым в Тверской области велись работы по внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат.
С учетом изложенного в период реализации настоящей Концепции проводимые в области работы по данному направлению можно разделить на два основных блока:
- продолжение практического внедрения методов программно-целевого планирования с учетом выявленных на начальных стадиях их применения особенностей;
- совершенствование принципов и подходов к бюджетированию, ориентированному на результат, с учетом изменения федерального законодательства.
В частности, в ходе реализации настоящей Концепции планируется продолжение отработки практического применения в бюджетном процессе бюджетных (ведомственных) целевых программ и обоснований бюджетных ассигнований, совершенствование практики составления докладов о результатах и основных направлениях деятельности. В связи с необходимостью ежегодного представления показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" планируется наладить данную работу во временной и содержательной взаимосвязи с подготовкой докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области.
Несмотря на утверждение целевых показателей деятельности и планов мер по их достижению администраторы бюджетных целевых программ ограничены в возможностях влияния на достижение запланированных результатов деятельности в связи с недостаточным уровнем свободы в управлении закрепленными за ними бюджетными ресурсами. Новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации создает правовые предпосылки для расширения полномочий главных распорядителей бюджетных средств при управлении бюджетными ассигнованиями. В рамках программы реформирования планируется усовершенствовать правовое регулирование процедур исполнения областного бюджета, с тем чтобы создать для лучших главных распорядителей бюджетных средств возможности по дальнейшему улучшению результатов деятельности в рамках получения дополнительных полномочий по управлению закрепленными за ними бюджетными ресурсами. Одновременно планируется наладить систематический учет и анализ кредиторской задолженности бюджетных учреждений и внедрить механизмы, препятствующие возникновению просроченной кредиторской задолженности впредь.
В целях обеспечения системы внутреннего контроля за достижением заявленных планов и показателей деятельности планируется внедрить в исполнительных органах государственной власти Тверской области процедуры внутреннего аудита.
В отсутствие утвержденной стратегии развития Тверской области на долгосрочную перспективу проблематичным являлось составление сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности области. В рамках реализации настоящей Концепции в случае утверждения стратегии развития Тверской области предполагается начать регулярно проводить сопоставление целей и задач деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области со стратегическими целями развития региона путем составления сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Тверской области.
В целях создания финансовых ориентиров в организации деятельности главных распорядителей средств областного бюджета на среднесрочную перспективу в рамках настоящей Концепции в Тверской области будут завершены работы по переходу на составление трехлетнего бюджета.
Новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации вводит требование о формировании долгосрочных целевых программ. В ходе реализации Концепции планируется принять меры по подготовке необходимой правовой базы для начала составления, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ, провести аналитическую работу по анализу существующих региональных целевых программ и обеспечить возможности для утверждения долгосрочных целевых программ. Одновременно планируется воспользоваться предусмотренной новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации возможностью заключения долгосрочных договоров, для чего планируется принять в Тверской области необходимые нормативные правовые акты процедурного характера.
В ходе реализации Концепции планируется оптимизировать и начать применять на практике методологию распределения бюджетных ресурсов в части бюджета принимаемых обязательств с учетом результатов деятельности администраторов бюджетных целевых программ. Кроме того, будут более четко прописаны процедуры планирования объема бюджетов действующих и принимаемых обязательств. В рамках данных процедур планируется учесть результаты работы по стандартизации государственных услуг и внедрению нормативов финансирования данных услуг.
Особые процедуры распределения бюджета принимаемых обязательств планируется установить применительно к отбору новых инвестиционных проектов, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета Тверской области. При этом в целях обеспечения реализации за счет бюджетных средств исключительно значимых для области инвестиционных проектов планируется создать правовые основы для принятия решений о прекращении инвестиционных проектов, актуальность которых незначительна.
Отказ от продолжения и углубления начатых реформ по внедрению принципов программно-целевого бюджетирования не позволит воспользоваться наработками, приобретенными Тверской областью за весь период реформирования бюджетного процесса с 2004 года, и обеспечить повышение результативности и эффективности использования бюджетных средств. Использование прежних механизмов планирования бюджетных расходов и организации деятельности главных распорядителей бюджетных средств не может являться достойной альтернативой продолжению внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результат.
Кроме того, приостановление работ по реформированию со временем может повлечь нарушение нормативными правовыми актами Тверской области требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основными рисками реализации рассматриваемого направления являются:
- недостаточный уровень готовности специалистов исполнительных органов государственной власти Тверской области к практическому применению большого массива новых технологий финансового планирования и исполнения бюджета в соответствии с механизмами бюджетирования, ориентированного на результат;
- существенные временные затраты, которые требуются со стороны органов государственной власти Тверской области на первоначальных этапах внедрения новых подходов, создают опасность замедления бюджетного процесса (в первую очередь, на стадии составления проекта бюджета) либо, напротив, сохранения его высоких темпов при поверхностном, формальном применении новых принципов и подходов.
В целях предупреждения подобных неблагоприятных ситуаций планируется:
- по возможности ориентироваться на пилотные внедрения сложных технологий составления и исполнения областного бюджета;
- обеспечивать своевременную автоматизацию всех процедур, связанных с применением новых инструментов программно-целевого бюджетирования и среднесрочного финансового планирования;
- систематически проводить обучение специалистов исполнительных органов государственной власти Тверской области применению новых методик и использованию новых программных продуктов.
2.4. Создание стимулов для эффективной работы органов местного самоуправления
Существующая система распределения межбюджетных трансфертов из областного бюджета Тверской области во многом ориентирована на сокращение текущих проблем с финансовой обеспеченностью местных бюджетов. Достаточно четкие ориентиры для деятельности муниципальных образований были созданы в рамках распределения субсидий из регионального фонда реформирования муниципальных финансов, во многом направленного на создание стимулов для повышения эффективности местных бюджетов, роста доходной базы на муниципальном уровне, а также регионального фонда муниципального развития, нацеленного на стимулирование развития муниципальной инфраструктуры в приоритетных для Тверской области направлениях.
Кроме того, в рамках выполнения требований Минфина России в Тверской области проводилась работа по мониторингу местных бюджетов.
Иных процедур, позволяющих устанавливать и отслеживать показатели деятельности муниципальных образований и в рамках существующего правового поля содействовать улучшению состояния данных показателей, в Тверской области до настоящего времени не использовалось.
В ходе реализации настоящей Концепции планируется сориентировать систему взаимодействия с муниципальными образованиями в целом и систему распределения межбюджетных трансфертов в частности на стимулирование органов местного самоуправления к повышению их активности в развитии налоговой базы, а также к улучшению состояния дел в приоритетных для развития региона сферах.
В этих целях планируется оптимизировать методологию распределения субсидий из фонда софинансирования расходов и обеспечить организацию сбора показателей о деятельности местных администраций. Сбор и анализ показателей в разрезе муниципальных образований Тверской области будут использоваться в целях:
- отслеживания состояния на муниципальном уровне показателей, характеризующих уровень их социально-экономического развития, а также состояние дел в сферах, приоритетных с точки зрения развития Тверской области в целом;
- мониторинга качества управления муниципальными финансами;
- повышения обоснованности распределения субсидий из регионального фонда муниципального развития.
Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" ввел требования о представлении субъектами Российской Федерации информации о показателях, на состояние которых во многом оказывают влияние органы местного самоуправления. Подобное влияние также будет приниматься во внимание при разработке системы показателей мониторинга деятельности муниципальных образований.
Особое внимание при распределении межбюджетных трансфертов и организации системы мониторинга деятельности муниципальных образований планируется уделять вопросам стимулирования реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности:
- привлечения к деятельности в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и управления многоквартирными жилыми домами негосударственных коммерческих организаций;
- активизации создания товариществ собственников жилья;
- принятия мер по сокращению дотирования из бюджетов организаций жилищно-коммунального комплекса;
- организации капитального ремонта многоквартирных жилых домов и переселения граждан из аварийного жилого фонда.
Отказ от введения системы мониторинга деятельности муниципальных образований и повышения стимулирующей роли межбюджетных трансфертов лишит Тверскую область действенного рычага правового воздействия на органы местного самоуправления в целях улучшения общеобластных параметров деятельности. Обособленное внедрение мониторинга деятельности муниципальных образований либо доработанной методологии распределения межбюджетных трансфертов не позволит создать позитивного кумулятивного эффекта, комплексно улучшающего состояние дел в соответствующей сфере в сжатые сроки.
Основные риски реализации данного направления связаны с неготовностью специалистов муниципальных образований формировать необходимую отчетность, внедрять новые подходы к управлению местными бюджетами и имуществом.
В целях предупреждения наступления указанных неблагоприятных последствий планируется принять меры по своевременному доведению до органов местного самоуправления информации обо всех планируемых нововведениях, обучение специалистов органов местного самоуправления, распространение необходимых форм типовых документов и методических рекомендаций.
2.5. Повышение эффективности управления имуществом и реструктуризация государственного сектора
В настоящее время в Тверской области действуют 543 областных государственных учреждения (их количество начиная с 2004 года стабильно увеличивается) и 55 областных государственных унитарных предприятий (с 2004 года количество сократилось со 106 почти в два раза). В 28 акционерных обществах доля Тверской области составляет более 50 процентов.
Государственные унитарные предприятия Тверской области действуют в сферах строительства, полиграфии, сельского хозяйства, автомобильного хозяйства, бытового обслуживания, машиностроения, жилищно-коммунального хозяйства, медицинской промышленности, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта. В отношении двадцати четырех унитарных предприятий в настоящее время проводятся процедуры конкурсного производства; 5 унитарных предприятий находятся в стадии ликвидации.
Областные государственные учреждения функционируют преимущественно в социальной сфере, сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.
Существующая структура государственного сектора в Тверской области может быть оптимизирована с целью сокращения бюджетных расходов на его содержание и повышения эффективности его функционирования.
В целях создания возможностей для государственных учреждений Тверской области по привлечению доходов из внебюджетных источников при одновременном снижении ответственности Тверской области как собственника за результаты предпринимательской деятельности учреждений планируется провести работу по изменению типа ряда существующих бюджетных учреждений на автономные учреждения. Это позволит увеличить объемы средств, расходуемых из всех источников на создание материально-технической базы бюджетных учреждений и оплату труда их работников, но при этом будут сохранены возможности прямого воздействия государства в целях обеспечения прав и свобод граждан в сферах образования, здравоохранения, культуры и иных.
Предварять данную работу будет принятие областных правовых актов, необходимых для создания автономных учреждений, а также мониторинг состояния существующих учреждений с точки зрения наличия материальных и трудовых возможностей для осуществления деятельности в режиме автономного учреждения и вероятности предоставления ими услуг на платной основе.
Что касается деятельности государственных унитарных предприятий, то в Тверской области планируется продолжать работу по сокращению количества существующих унитарных предприятий путем их приватизации, реорганизации или ликвидации. Для повышения обоснованности принятия решений о целесообразности сохранения государственного унитарного предприятия в Тверской области планируется разработать набор соответствующих критериев сохранения государственных унитарных предприятий в данной организационно-правовой форме. При этом будут соблюдаться требования федерального законодательства о необходимости проведения обязательной оценки стоимости объектов в целях их приватизации, передачи в доверительное управление или аренду, продаже или ином отчуждении.
Альтернативный путь - реструктуризация бюджетного сектора путем ликвидации государственных учреждений и привлечения на их место негосударственных организаций - в связи с особенностями законодательства о приватизации и отраслевого законодательства на практике реализовать проблематично. При этом у государства в таком случае снижаются возможности беспрепятственно обеспечивать гражданам их конституционные права и свободы. В связи с этим альтернативные пути реструктуризации бюджетного сектора использовать не планируется.
Основные риски создания автономных учреждений заключаются в том, что данные учреждения не будут в достаточной степени готовы осуществлять деятельность в новых условиях, станут проводить рискованную финансовую политику, не сумеют обеспечить достаточный для их деятельности приток поступлений от оказания гражданам и юридическим лицам платных услуг, не сумеют наладить взаимодействие с поставщиками и подрядчиками, а также кредитными организациями. Во избежание подобных ситуаций планируется уделить большее внимание вопросам отбора бюджетных учреждений Тверской области, тип которых планируется изменить на автономные учреждения. Кроме того, после создания автономных учреждений планируется принять меры по установлению данным учреждениям государственных заданий и обеспечению необходимыми для их выполнения объемами бюджетного финансирования, а также систематически взаимодействовать с руководителями учреждений, создавая им возможности деятельности в новых условиях.
При этом у Тверской области сохраняются возможности принимать решения об изменении типа автономного учреждения на бюджетное учреждение, воспользоваться которыми планируется в случае наступления обозначенных рисков.
2.6. Оптимизация управления государственным долгом
В Тверской области проводится обоснованная политика заимствований, обеспечивающая удовлетворение потребностей областного бюджета в заемных средствах на максимально выгодных для Тверской области условиях.
В структуру государственных долговых обязательств Тверской области входят кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Тверской области (около трети общего объема задолженности), государственные ценные бумаги Тверской области (около 40 процентов общего объема задолженности), предоставленные областью государственные гарантии (немногим более 20 процентов общего объема задолженности).
Уровень государственного долга Тверской области поддерживается в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации пределах.
В рамках управления государственным долгом с целью обеспечения потребностей Тверской области в финансировании при наименьших затратах в средне- и долгосрочной перспективе при разумной степени риска проводится мониторинг состояния финансовых рынков. Кроме того, в Тверской области разработана методология определения приведенной стоимости государственного долга Тверской области на основе ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В целях повышения обоснованности механизмов управления государственным долгом Тверской области применяются меры по внедрению механизмов оценки долговой нагрузки на областной бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств в среднесрочной перспективе (долговой емкости), в частности с использованием программного продукта.
Благодаря направленности действий органов государственной власти Тверской области на стабильное укрепление позиции Тверской области как надежного заемщика к настоящему времени созданы условия для существенного увеличения в будущем году и среднесрочной перспективе сроков заимствований и снижения процентных платежей по ним.
Администрацией Тверской области будет продолжена работа по привлечению государственных заимствований путем выпуска государственных облигаций Тверской области. Политика в области заимствований на рынке ценных бумаг будет строиться на основе его конъюнктуры, с учетом размера дефицита бюджета Тверской области.
В рамках реализации настоящей Концепции планируется обеспечить правовое закрепление применяемых механизмов оценки долговой емкости с учетом расходных потребностей и доходных возможностей областного бюджета Тверской области.
Риски для успешной разработки и практического применения рассмотренной методологии минимальны и могут быть связаны со сложностью агрегирования информации для оценки долговой емкости. В целях предупреждения их наступления на стадии разработки соответствующих правовых актов планируется более детально проработать вопрос об источниках необходимой информации.
В предстоящем году будет продолжен курс на умеренность и избирательность в предоставлении государственных гарантий Тверской области. При этом в связи с изменением в Бюджетном кодексе Российской Федерации регулирования вопросов предоставления государственных гарантий в рамках реализации настоящей Концепции предполагается внести необходимые изменения в действующее региональное законодательство.
Альтернативы изменения правового регулирования вопросов предоставления государственных гарантий Тверской области не существует, поскольку необходимость корректировки существующих норм диктует федеральное бюджетное законодательство.
Органы государственной власти Тверской области и в дальнейшем будут придерживаться политики безусловного исполнения обязательств перед кредиторами Тверской области в полном объеме и в установленные сроки.
Управление государственным долгом будет осуществляться в условиях дальнейшего совершенствования механизмов управления государственным долгом, в том числе и в соответствии с международной практикой, с целью минимизации рисков для бюджета Тверской области.
Планируется активизировать практику публичного раскрытия исчерпывающей информации о государственном долге Тверской области и действиях Администрации Тверской области в этой сфере.
2.7. Создание условий для роста налоговых поступлений в областной бюджет Тверской области
В последние годы объем поступлений доходов в областной бюджет Тверской области, в том числе объем налоговых доходов, демонстрирует стабильный рост. В структуре налоговых доходов областного бюджета Тверской области ведущее место занимают поступления по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций (в среднем доля поступлений по каждому налогу составляет свыше двадцати процентов от налоговых доходов областного бюджета).
Законом Тверской области от 19.06.2007 N 69-ЗО принята областная целевая программа "Обеспечение повышения собираемости налогов и эффективное взаимодействие с налоговыми и правоохранительными органами Тверской области" на 2007 год. Основная цель данной программы обеспечение повышения собираемости налогов и улучшение взаимодействия с налоговыми и правоохранительными органами.
Создание предпосылок для устойчивого развития области в средне- и долгосрочной перспективе, повышение ее финансовой самостоятельности невозможно без выработки механизмов стабильного поступательного развития налоговой базы Тверской области.
Упор планируется делать как на привлечение в Тверскую область крупных инвесторов, создание либо восстановление производственных мощностей, так и на поддержание развития малого предпринимательства.
Законом Тверской области от 04.05.2006 N 47-ЗО утверждена областная целевая программа "Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области на 2006-2008 годы", содержащая комплекс мер и мероприятий по поддержке малого предпринимательства, направленных на развитие рыночной инфраструктуры субъектов малого предпринимательства, системы финансово-кредитной поддержки малых предпринимателей, развитие форм и методов взаимодействия малых предпринимателей с органами государственной власти Тверской области, подготовку кадров для малого предпринимательства, создание положительного имиджа предпринимателей у населения Тверской области.
Реализация данной программы, ориентация на развитие новых сфер активности малого предпринимательства, организация системы мониторинга деятельности малых предприятий должны позволить добиться в среднесрочной перспективе положительных тенденций, включая рост объемов продукции и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства, и рост поступлений в бюджет от малого предпринимательства.
Что касается взаимодействия с иными организациями, то особый акцент планируется сделать на создание условий для роста прибыльности деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В частности, планируется принимать меры по установлению тарифов и надбавок по оплате жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ развития системы коммунальной инфраструктуры. Одновременно с увеличением тарифов будет проводиться работа по обеспечению материальной поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных услуг социально незащищенных слоев населения.
Кроме того, планируется провести работы, направленные на исключение случаев перекрестного субсидирования оплаты жилищно-коммунальных услуг, для чего планируется принять меры для того, чтобы тарифы для различных групп потребителей коммунальных услуг устанавливались без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей.
В рамках настоящей Концепции планируется принятие шагов технического характера, направленных на оптимизацию взаимодействия с налоговыми органами в целях повышения прозрачности и предсказуемости для органов государственной власти Тверской области ситуации с предоставлением отсрочек и рассрочек по налоговым платежам, а также для выработки обоснованных подходов к предоставлению налоговых льгот.
Основные риски реализации данной задачи связаны с неготовностью, нежеланием предприятий и организаций, инвесторов, малых предпринимателей активизировать свою деятельность на территории Тверской области.
В целях нивелирования данного риска будут приниматься меры по повышению информационной открытости деятельности органов государственной власти Тверской области по устранению административных барьеров, по созданию более прозрачных и предсказуемых условий для осуществления коммерческой деятельности на территории Тверской области.
2.8. Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и учреждений Тверской области
Устав Тверской области предполагает публичность и открытость нормотворческой деятельности в Тверской области в интересах общественности. Законодательному Собранию Тверской области, а также Губернатору Тверской области предоставлено право выносить на народное обсуждение важные вопросы и проекты нормативных правовых актов Тверской области.
Обсуждение вопросов и проектов нормативных правовых актов может осуществляться гражданами коллективно (на собраниях по месту работы и жительства) и индивидуально. Свои предложения граждане могут направлять непосредственно в Законодательное Собрание Тверской области, Губернатору Тверской области, а также в органы местного самоуправления, в областные и местные средства массовой информации, которые организуют освещение хода обсуждения вопросов и проектов актов.
Законодательный и исполнительные органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления проводят обобщение поступивших от граждан предложений, помещают в средствах массовой информации текущую и итоговую информацию о ходе обсуждения вопросов и проектов нормативных правовых актов.
Постановлением Администрации Тверской области от 27.09.2006 N 250-па "О Порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов Тверской области, вносимых Губернатором Тверской области в Законодательное Собрание Тверской области" был утвержден Порядок проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов Тверской области, вносимых Губернатором Тверской области в Законодательное Собрание Тверской области.
Кроме того, в 2006-2007 годах в Тверской области был предпринят ряд шагов по повышению открытости деятельности органов государственной власти Тверской области для общественности. В частности, были созданы сайты исполнительных органов государственной власти Тверской области в сети Интернет, организовано проведение общественной независимой экспертизы проектов социально значимых нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тверской области; переработан сайт, на котором в актуальном режиме вывешивается информация о размещении государственного заказа Тверской области.
Деятельность органов государственной власти Тверской области по реализации настоящей Концепции планируется сделать максимально прозрачной для общественности.
В этих целях планируется обеспечить публикации в средствах массовой информации и/или систематическое размещение на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Тверской области:
- перечней государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Тверской области;
- информации о потребности в предоставлении государственных услуг государственными учреждениями Тверской области;
- информации об утвержденных стандартах качества государственных услуг и результатах оценки соблюдения данных стандартов;
- бюджетных (ведомственных) целевых программ и отчетов об их исполнении;
- докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области и сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Тверской области;
- утвержденных долгосрочных целевых программ Тверской области и отчетов об их реализации;
- реестра расходных обязательств Тверской области;
- информации аналитического характера и правовых актов, регулирующих вопросы финансирования временных кассовых разрывов;
- информации о ходе работ по созданию автономных учреждений Тверской области (в том числе путем изменения типа существующих бюджетных учреждений Тверской области);
- оперативной информации о ходе исполнения областного бюджета Тверской области, а также внесении изменений и дополнений в объемы доходов и расходов областного бюджета с указанием причин подобных изменений;
- информации о состоянии кредиторской задолженности бюджетных учреждений и унитарных предприятий;
- информации о реализации инвестиционных проектов;
- результатов публичной экспертизы проектов законов Тверской области в налоговой и бюджетной сферах;
- сведений об установленном уровне платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, а также планируемых величинах тарифов на жилищно-коммунальные услуги на среднесрочную перспективу;
- информации о реализации инвестиционных проектов (включая сведения об их бюджетной и социальной эффективности);
- сведений о рассрочках, отсрочках налоговых платежей, предоставлении налоговых льгот по региональным налогам;
- информации о результатах мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства;
- сведений об областной собственности, в частности, о результатах деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществах, доли уставного капитала которых принадлежат Тверской области;
- информации о государственных долговых обязательствах Тверской области;
- информации о межбюджетных трансфертах (в частности методологии и результатов распределения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области, а также сведений о временных кассовых разрывах местных бюджетов);
- сведений о результатах мониторинга оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований.
Кроме того, планируется на систематической основе осуществлять публичное освещение хода проводимой реформы региональных финансов Тверской области.
В рамках реализации настоящей Концепции будет проводиться работа по организации и осуществлению публичной независимой экспертизы проектов законов Тверской области в области бюджетного и налогового законодательства Тверской области.
Непринятие мер, способствующих повышению прозрачности деятельности органов государственной власти Тверской области по реформированию региональных финансов, не позволит обеспечить достаточной поддержки принимаемых мер со стороны населения, органов местного самоуправления, организаций коммерческого сектора.
Альтернативой может являться лишь использование иных средств массовой информации для доведения информации до организаций и населения (например, радио и телевидение). Однако учитывая, что реализация реформы предполагает разработку большого количества документов и интерес представляют именно закрепляемые в них нормы, активное использование средств массовой информации, не обеспечивающих заинтересованных граждан и организации текстовыми материалами, не будет являться превалирующим в работе по повышению информационной открытости реформы.
К основным рискам реализации рассматриваемой задачи относится недостаточная отработанность технологии формирования исполнительными органами государственной власти Тверской области удобных для восприятия потребителем информационных материалов, а также низкая активность граждан и организаций в использовании размещаемой информации.
В целях минимизации указанных рисков планируется разработать процедуры и форматы размещения необходимых сведений в средствах массовой информации, а также принять меры по оповещению заинтересованной общественности о том, что подобная информация размещается публично и доступна для изучения.
3. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
Предполагается, что в результате реализации Концепции:
- повысится качество предоставления государственных услуг государственными учреждениями Тверской области и в среднесрочной перспективе будет отмечена тенденция сокращения количества обоснованных жалоб со стороны потребителей государственных услуг;
- повысится открытость процедур предоставления государственных услуг;
- будет полностью ликвидирована кредиторская задолженность бюджетных учреждений и в перспективе подобная задолженность возникать не будет;
- благодаря установлению стандартов и нормативов финансирования государственных услуг, определения методологии формирования бюджетов действующих и принимаемых обязательств повысится прозрачность формирования проекта областного бюджета;
- из бюджета не будут финансироваться расходы, не относящиеся к полномочиям Тверской области;
- государственные услуги будут предоставляться не только бюджетными, но и автономными учреждениями Тверской области;
- будут исключены случаи долгостроя, финансируемого за счет областного бюджета Тверской области;
- общественностью финансовая деятельность органов государственной власти Тверской области будет оцениваться как прозрачная, направленная на развитие Тверской области и соблюдение интересов граждан.
Благодаря реализации настоящей Концепции будет создан импульс для устойчивого развития региона в среднесрочной перспективе в интересах его населения.
4. Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции
4.1. Характеристика расходов на реализацию настоящей Концепции
Реализация Концепции предполагает выполнение работ по проведению аналитических исследований, подготовке и принятию необходимых правовых актов, организации практического применения принятых правовых актов, обеспечению публичности (своевременных публикаций в средствах массовой информации и сети Интернет) сведений о результатах деятельности органов государственной власти и учреждений Тверской области, а также информации о последствиях практического применения принятых правовых актов.
Данные работы будут осуществляться преимущественно государственными гражданскими служащими исполнительных органов государственной власти Тверской области в соответствии с Планом действий по реализации Концепции реформирования региональных финансов Тверской области.
Реализация Концепции будет финансироваться за счет средств областного бюджета Тверской области и субсидий из федерального бюджета, предназначенных на реформирование региональных и муниципальных финансов.
Общий прогнозный объем финансирования работ по реализации Концепции составляет 198,5 млн. рублей, из них прогнозный объем расходов из областного бюджета Тверской области - 39,7 млн. рублей, прогнозный объем субсидий из федерального бюджета - 158,8 млн. рублей.
Указанные средства планируется направить на финансирование следующих направлений (работ):
- совершенствование нормативно-правовой и методической базы процесса управления финансами Тверской области - 10 млн. рублей;
- внедрение утвержденных стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и государственных услуг и приведение их качества утвержденным стандартам - 100 млн.рублей;
- повышение уровня автоматизации процессов управления финансами Тверской области и степени их публичности - 50 млн. рублей;
- повышение публичности деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области - 10 млн. рублей;
- повышение квалификации специалистов исполнительных органов государственной власти Тверской области в сферах управления финансами - 5 млн. рублей;
- расходы по организации и осуществлению изменения типа существующих государственных учреждений Тверской области на автономные учреждения Тверской области - 2,5 млн. рублей;
- обеспечение процесса реализации настоящей Концепции исполнительными органами государственной власти Тверской области - 5 млн. рублей;
- стимулирование органов местного самоуправления в части повышения результативности бюджетных расходов, эффективности и прозрачности финансовой системы - 16 млн. рублей.
Данное распределение объемов финансирования между видами работ по реализации Концепции является прогнозным и подлежит уточнению после уточнения размера субсидий, получаемых из федерального бюджета.
Финансирование рассмотренных работ позволит в ускоренном темпе обеспечить разработку и внедрение в Тверской области прогрессивных методов и технологий работ в бюджетной сфере.
4.2. Обоснование этапов (плана) финансирования
Финансирование настоящей Концепции будет осуществляться в 2008-2009 годах в два этапа с учетом сроков реализации мероприятий и подготовки документов, предусмотренных в Плане действий по реализации Концепции реформирования региональных финансов Тверской области.
В рамках первого этапа будут финансироваться в первую очередь работы, направленные на подготовку необходимой методологии, разработку и принятие нормативных правовых актов Тверской области, разработку и внедрение автоматизированных систем, упрощающих формирование и обработку необходимой информации, связанной с применением в бюджетном процессе Тверской области новых документов и процедур. Также планируется организовать и профинансировать ряд пилотных внедрений в органах государственной власти и государственных учреждениях Тверской области новых методов и технологий, разработанных для сферы государственных финансов.
В ходе второго этапа основные объемы средств планируется направлять на осуществление практического внедрения утвержденных правил и процедур, организацию необходимого содействия исполнительным органам государственной власти и государственным учреждениям Тверской области, комплексное публичное освещение проводимых работ по реформированию и их результатов.
В рамках обоих этапов будут финансироваться работы, связанные с организацией реализации Концепции, а также повышением квалификации государственных гражданских служащих Тверской области, что позволит создать дополнительные гарантии успешного практического применения нововведений в сфере государственных финансов Тверской области.
4.3. Обоснование механизма (порядка) финансирования
В связи с тем, что финансирование реализации Концепции планируется осуществлять из двух источников - федерального бюджета (в форме субсидий) и областного бюджета Тверской области - механизмы расходования данных средств будут опираться на требования, связанные с исполнением федерального бюджета в части распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов, установленные на федеральном уровне, а также на требования по исполнению областного бюджета Тверской области, определенные нормативными правовыми актами, принятыми в Тверской области, с учетом новых требований федерального бюджетного законодательства к организации исполнения бюджета.
Расходование средств будет осуществляться через казначейскую систему исполнения бюджета с проведением предварительного и текущего контроля за их целевым использованием в установленном порядке.
Бюджетный учет расходов, связанных с реализацией Концепции, будет осуществляться в соответствии с требованиями Минфина России к осуществлению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Отбор поставщиков товаров, работ, услуг в рамках реализации мероприятий Концепции будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также в соответствии с требованиями правовых актов Тверской области.
4.4. Оценка эффективности планируемых расходов
Выполнение настоящей Концепции повлечет в средне- и долгосрочной перспективе улучшение общественного и социального характера, повышение качества оказания государственных услуг Тверской области.
Бюджетная эффективность реализации настоящей Концепции может быть оценена следующими показателями:
- рост поступлений налоговых доходов в областной бюджет Тверской области от субъектов малого предпринимательства;
- рост поступлений налоговых доходов в областной бюджет Тверской области в результате сокращения недоимки по налогам;
- снижение расходов областного бюджета в части выплат штрафных санкций и прочих платежей компенсационного характера в связи с субсидиарной ответственностью Тверской области по обязательствам государственных учреждений;
- снижение расходов областного бюджета в связи с выплатами компенсационного характера, вызванными претензиями потребителей государственных услуг в связи с низким качеством их оказания;
- снижение расходов областного бюджета в связи с прекращением финансирования расходов, которые не относятся к расходным обязательствам Тверской области в соответствии с полномочиями Тверской области как субъекта Российской Федерации.
Кроме того, повышение качества государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Тверской области в связи с оптимизацией процедур, позволит при сохранении объемов бюджетного финансирования улучшить результаты работы государственных учреждений и, соответственно, повысить эффективность их деятельности.
5. Управление реализацией Концепции
5.1. Организационная структура управления реализацией Концепции
В соответствии со статусом Концепции общее руководство и контроль за ее реализацией осуществляются Губернатором Тверской области.
Концепция будет выполняться исполнительными органами государственной власти Тверской области с привлечением Законодательного Собрания Тверской области в случае необходимости принятия законодательных актов Тверской области.
Для выполнения мероприятий, требующих проведения работ по вопросам местного значения, планируется привлекать соответствующие муниципальные образования Тверской области либо Ассоциацию "Совет муниципальных образований Тверской области", созданную муниципальными образованиями Тверской области для достижения социальных, культурных, научных, управленческих, образовательных, благотворительных целей в сфере становления и развития местного самоуправления на территории Тверской области и имеющую право представлять интересы членов Ассоциации в отношениях с органами государственной власти.
Координация работы по реализации настоящей Концепции будет осуществляться Бюджетной комиссией Тверской области, созданной по решению Администрации Тверской области. В состав Бюджетной комиссии Тверской области входят: первый заместитель Губернатора Тверской области, три заместителя Губернатора Тверской области, начальник департамента финансов Тверской области, начальник и заместитель начальника департамента экономики Тверской области.
В настоящее время Бюджетная комиссия Тверской области, образованная в целях обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тверской области, получателей средств бюджета Тверской области, является координационным органом по рассмотрению:
- докладов о результатах и основных направлениях деятельности, подготовленных главными распорядителями средств областного бюджета Тверской области;
- вновь вводимых бюджетных целевых программ и изменений в действующие бюджетные целевые программы;
- вновь вводимых областных целевых программ и изменений в действующие областные целевые программы;
- отчетов о реализации бюджетных целевых программ и областных целевых программ;
- вопросов по внесению изменений и дополнений в закон об областном бюджете Тверской области;
- проектов смет доходов и расходов получателей средств бюджета Тверской области, государственных заданий.
В целях реформирования региональных финансов Тверской области к компетенции Бюджетной комиссии Тверской области планируется отнести вопросы организации реализации настоящей Концепции, осуществления текущего мониторинга и формирования отчетности о выполнении Концепции.
На заседаниях Бюджетной комиссии Тверской области должны рассматриваться вопросы:
- распределение работ и ответственных за реализацию Концепции;
- фактический ход реализации Концепции;
- планирование и фактическое распределение субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных финансов.
Заседания Бюджетной комиссии Тверской области по вопросам реформирования региональных финансов планируется проводить:
- в плановом порядке - ежемесячно;
- во внеплановом порядке - по инициативе руководителя Бюджетной комиссии Тверской области, руководителей департамента финансов Тверской области, департамента экономики Тверской области.
Решения, принятые на заседаниях Бюджетной комиссии Тверской области, будут являться обязательными для выполнения исполнительными органами государственной власти Тверской области.
К реализации Концепции планируется привлекать руководителей и специалистов департамента финансов Тверской области, департамента экономики Тверской области, департамента социальной защиты населения Тверской области, департамента здравоохранения Тверской области, департамента образования Тверской области, комитета по делам культуры Тверской области, комитета по управлению имуществом Тверской области, департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области, комитета внутренней политики Тверской области. При необходимости планируется привлекать иные исполнительные органы государственной власти Тверской области и организации.
Для решения вопросов о принятии необходимых законов Тверской области либо решении вопросов, связанных с деятельностью муниципальных образований, к реализации настоящей Концепции будут привлекаться представители Законодательного Собрания Тверской области и представители муниципальных образований либо Ассоциации "Совет муниципальных образований Тверской области".
Департамент финансов Тверской области будет осуществлять текущий контроль за реализацией Концепции в целом, а также выполнять мероприятия, относящиеся к сфере его компетенции. Иные исполнительные органы государственной власти Тверской области будут осуществлять отдельные мероприятия Концепции в соответствии с закрепленными за ними мерами согласно Плану действий по реализации Концепции реформирования региональных финансов Тверской области.
5.2. Стимулы и контроль за реализацией настоящей Концепции
Мониторинг хода реализации Концепции, осуществляемый в рамках деятельности департамента финансов Тверской области и Бюджетной комиссии Тверской области, будет являться действенным механизмом текущего контроля за ходом реализации Концепции и обеспечивать стимулы организационного характера для полного и своевременного выполнения всех запланированных мер и мероприятий.
Подобный мониторинг позволит не только обеспечивать разработку и принятие необходимых правовых актов, но и оценивать практику их правоприменения, выявлять слабые места и при необходимости принимать дополнительные меры по устранению выявленных недоработок.
Кроме того, планируется использовать предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе механизмы материального поощрения и награждения государственных гражданских служащих Тверской области.
В целях стимулирования применения новых принципов бюджетирования исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации также планируется разработать механизмы, обеспечивающие конкурсное распределение между ними финансовых ресурсов в зависимости от успешности применения программно-целевого бюджетирования.
5.3. Механизмы взаимодействия с муниципальными образованиями
В связи с тем, что в рамках Концепции планируется выполнять работы, затрагивающие интересы муниципальных образований, в частности: совершенствовать методологию распределения межбюджетных трансфертов, продолжать оптимизировать подходы к покрытию временных кассовых разрывов местных бюджетов, осуществлять оценку деятельности муниципальных образований включая мониторинг качества управления муниципальными финансами, стимулировать реформирование на муниципальном уровне бюджетного процесса и проведение структурных реформ в отраслях, - необходима организация эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления Тверской области.
Подобное взаимодействие будет обеспечено в первую очередь путем привлечения представителей органов местного самоуправления либо Ассоциации "Совет муниципальных образований Тверской области" к участию в работе Бюджетной комиссии Тверской области, обсуждения с органами местного самоуправления проектов правовых актов регионального уровня, затрагивающих их интересы.
Финансовые стимулы для муниципальных образований будут созданы в рамках уточнения методологии распределения регионального Фонда софинансирования расходов, который планируется распределять с учетом в том числе планируемых и фактических результатов деятельности органов местного самоуправления.
Организационные стимулы будут создаваться благодаря систематическому проведению мониторинга качества управления муниципальными финансами и публичному распространению результатов такого мониторинга.
Кроме того, на региональном уровне организована разработка типовых правовых актов, необходимых для реализации реформы бюджетного процесса на муниципальном уровне, что также должно сыграть роль в деле ускорения продвижения реформы в муниципальных образованиях Тверской области.
Контроль за работой муниципальных образований планируется осуществлять следующими способами:
- через участие уполномоченных представителей муниципальных образований в деятельности Бюджетной комиссии Тверской области;
- в рамках сбора плановой и отчетной информации муниципальных образований, который будет осуществляться в ходе конкурентного распределения субсидий из областного фонда софинансирования расходов и мониторинга муниципальных финансов.
5.4. Особенности статуса Концепции
После уточнения размера субсидий из федерального бюджета Концепция будет направлена в Законодательное Собрание Тверской области для рассмотрения и одобрения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.