Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
проведения независимой экспертизы проектов стандартов
государственных услуг, проектов административных регламентов
исполнения государственных функций и административных регламентов
предоставления государственных услуг
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 29 декабря 2007 г. N 402-па)
I. Общие положения
1.1. Порядок проведения независимой экспертизы проектов стандартов государственных услуг, проектов административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - Порядок) определяет виды независимой экспертизы проектов стандартов государственных услуг, проектов административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - проектов стандартов и административных регламентов), сроки, процедуры проведения и представления ее результатов, требования к результатам независимой экспертизы.
1.2. Под независимой экспертизой проектов стандартов и административных регламентов понимается компетентное специализированное исследование, осуществляемое специалистами в соответствующей области, а также опрос мнения населения - получателей услуги - в рамках гражданской инициативы с целью оценки качества разработанных проектов.
1.3. Целью проведения независимой экспертизы является повышение качества разрабатываемых стандартов и административных регламентов за счет получения компетентной независимой оценки проектов.
1.4. Независимая экспертиза проектов стандартов и проектов административных регламентов проводится:
- саморегулируемыми и иными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере или имеющими опыт работы по проведению независимой экспертизы проектов стандартов и административных регламентов;
- общественными независимыми экспертами (юридическими и физическими лицами, в том числе получателями государственной услуги) в рамках гражданской инициативы.
1.5. Поиск и привлечение организаций, которые могут выступать в качестве независимых экспертов, осуществляет областной исполнительный орган государственной власти Тверской области, разработавший проект стандарта или административного регламента (далее - разработчик стандарта или административного регламента) до опубликования проектов на официальном сайте в сети Интернет.
1.6. Независимая экспертиза привлеченными организациями носит обязательный характер для всех проектов стандартов и административных регламентов.
1.7. Результатом независимой экспертизы является экспертное заключение на проект стандарта государственной услуги/ административного регламента исполнения государственной функции/ административного регламента предоставления государственной услуги по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
1.8. Разработчик проекта обеспечивает получение не менее одного заключения независимой экспертизы от привлеченных организаций по каждому проекту стандарта или административного регламента.
1.9. Мониторинг проводимых экспертиз проектов осуществляется их разработчиком.
1.10. Результаты независимой экспертизы носят рекомендательный характер.
II. Порядок проведения независимой экспертизы
2.1. Порядок проведения общественной независимой экспертизы
2.1.1. Для проведения общественной независимой экспертизы проекта стандарта или административного регламента разработчик публикует на официальном сайте в сети Интернет:
- уведомление о разработке проекта стандарта или административного регламента;
- проект стандарта или административного регламента;
- форму для регистрации в качестве общественного независимого эксперта, содержащую основные идентификационные поля (Ф.И.О. гражданина, социальный статус, уровень образования, обладание специальными знаниями, для юридических лиц - наименование организации, месторасположение организации, основной вид деятельности и т.п.);
2.1.2. Уведомление о разработке проекта стандарта и административного регламента подлежит опубликованию в средствах массовой информации Тверской области со ссылкой на:
- официальный сайт в сети Интернет разработчика проекта стандарта или административного регламента, при отсутствии такового - на сайт Администрации Тверской области "Административная реформа в Тверской области";
- юридический адрес областного исполнительного органа государственной власти Тверской области - разработчика проекта;
2.1.3. Уведомление о разработке проекта стандарта или административного регламента содержит следующую информацию:
- наименование стандарта или административного регламента;
- наименование областного исполнительного органа государственной власти Тверской области, который разрабатывает проект стандарта или административного регламента;
- почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым направляются заключения независимой экспертизы, замечания и предложения заинтересованных организаций и граждан;
- срок направления экспертных заключений, замечаний и предложений заинтересованных организаций и граждан по проекту стандарта или административного регламента;
2.1.4. Форма для регистрации в качестве общественного независимого эксперта устанавливается разработчиком проекта;
2.1.5. Срок проведения общественной независимой экспертизы составляет 30 дней со дня публикации уведомления о разработке проекта стандарта или административного регламента на официальном сайте разработчика проекта или официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области.
Экспертные заключения, представленные после установленных в уведомлении о разработке проекта стандарта или административного регламента сроков, не рассматриваются;
2.1.6. Экспертное заключение, а также заполненная форма для регистрации в качестве общественного независимого эксперта направляются по почте в адрес разработчика проекта. Электронная копия экспертного заключения может быть направлена разработчику проектов по электронной почте, указанной в уведомлении о разработке стандарта или административного регламента.
Экспертные заключения без представления заполненной формы для регистрации в качестве общественного эксперта не рассматриваются;
2.1.7. Разработчиком стандарта или административного регламента могут быть также получены замечания и предложения по проекту стандарта или административного регламента от заинтересованных организаций, не проводящих независимую экспертизу, и граждан. Разработчик административного регламента обязан рассматривать замечания и предложения, поступившие от заинтересованных организаций и граждан;
2.1.8. По проектам стандарта или административного регламента предоставления государственной услуги разработчик стандарта или административного регламента может проводить опросы получателей соответствующей государственной услуги, проводить публичное обсуждение проекта.
Опросы получателей государственной услуги и публичное обсуждение проекта административного регламента осуществляются до проведения независимой экспертизы или в период ее проведения.
2.2. Порядок проведения независимой экспертизы привлеченными организациями
2.2.1. Разработчик проекта стандарта или административного регламента вправе привлекать на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на безвозмездной основе саморегулируемые и иные организации, осуществляющие свою деятельность в соответствующей сфере, или имеющих опыт работы по проведению независимой экспертизы проектов стандартов и административных регламентов для проведения независимой экспертизы.
Поиск и привлечение организаций для проведения независимой экспертизы осуществляется до опубликования на сайте в Интернете уведомления о разработке проекта стандарта или административного регламента;
2.2.2. Экспертное заключение направляется с сопроводительным письмом организации в адрес разработчика проекта стандарта или административного регламента за подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. Сопроводительное письмо должно содержать все необходимые реквизиты организации. Экспертное заключение должно быть завизировано лицом, подписавшим сопроводительное письмо;
2.2.3. Экспертное заключение направляется разработчику проекта по почте или курьерским способом. Электронная копия экспертного заключения может быть направлена разработчику проектов по электронной почте;
2.2.4. Срок проведения независимой экспертизы привлеченными организациями составляет 30 дней.
III. Требования к содержанию и оформлению экспертного заключения
3.1. По каждому проекту стандарта или административного регламента независимый эксперт дает отдельное экспертное заключение.
3.2. Экспертное заключение должно содержать следующие обязательные разделы:
- раздел 1 "Общие сведения";
- раздел 2 "Недостатки сложившейся практики исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги";
- раздел 3 "Степень улучшения сложившейся практики исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги после внедрения стандарта или административного регламента и отсутствие отрицательных последствий внедрения стандарта или административного регламента";
- раздел 4 "Выводы по результатам проведенной экспертизы".
3.3. В разделе 1 "Общие сведения" экспертного заключения указывается:
- наименование проекта стандарта или административного регламента;
- исполнительный орган государственной власти Тверской области, разработавший проект;
- основания для проведения независимой экспертизы;
- дата проведения независимой экспертизы.
3.4. В разделе 2 "Недостатки сложившейся практики исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги" экспертного заключения указываются типичные недостатки, в том числе связанные с:
- качеством обслуживания получателей государственной услуги (длительные очереди, невнимательное или неуважительное отношение к получателям, высокие затраты, которые получатель государственной услуги вынужден нести для получения информации о государственной услуге, некомфортные условия ожидания приема у должностного лица и другое);
- оптимальностью административных процедур исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги (избыточные согласования, визирования, избыточные требования по предоставлению информации, предъявляемые к получателям государственной услуги, необоснованно длительные сроки выполнения административных процедур и административных действий и другое);
- оптимальностью способов предоставления информации и другое.
Приводится подтверждение указанных недостатков:
- результатами опроса мнений потребителей государственной услуги;
- копиями жалоб потребителей государственной услуги;
- публикациями в средствах массовой информации;
- иное подтверждение.
3.5. В разделе 3 "Степень улучшения сложившейся практики исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги после внедрения стандарта или административного регламента и отсутствие отрицательных последствий внедрения стандарта или административного регламента" экспертного заключения указывается:
- оценка того, каким образом и в какой степени недостатки, указанные в разделе 2 заключения, будут устранены при внедрении стандарта или административного регламента;
- достаточность (недостаточность) улучшения сложившейся практики после внедрения стандарта или административного регламента;
- отсутствие или наличие отрицательных последствий внедрения стандарта или административного регламента.
Даются рекомендации по доработке проекта стандарта или административного регламента с целью недопущения возможных отрицательных последствий.
3.6. В разделе 4 "Выводы по результатам проведенной экспертизы" экспертного заключения указывается отсутствие или наличие замечаний по проекту стандарта или административного регламента. При наличии замечаний раскрывается их содержание.
Замечания должны быть направлены прежде всего на оценку отдельных административных процедур и стандарта или административного регламента в целом, в том числе в части:
- оптимальности административных процедур, включая уменьшение сроков выполнения административных процедур и административных действий;
- устранения избыточных административных действий в том случае, если это не противоречит федеральному и областному законодательству;
- оптимальности способов предоставления информации об административных процедурах и административных действиях гражданам и организациям;
- соблюдения требований к удобству и комфорту мест предоставления государственной услуги, включая необходимое оборудование мест ожидания, мест получения информации, мест заполнения документов и других.
Кроме того, замечания могут быть направлены на оценку полноты и правильности оформления административного регламента, его недостаточности или избыточности и др.
Обязательной составной частью данного раздела экспертного заключения является рекомендация по дальнейшей работе с проектом стандарта или административного регламента:
- рекомендуется к доработке в соответствии с замечаниями и повторному проведению независимой экспертизы;
- рекомендуется к доработке в соответствии с замечаниями и принятию (без повторного проведения независимой экспертизы);
- рекомендуется к принятию без замечаний.
IV. Доработка проектов по результатам независимой экспертизы
4.1. Разработчик проектов обязан рассмотреть все экспертные заключения в течение срока проведения независимой экспертизы.
4.2. После окончания независимой экспертизы проекта стандарта или административного регламента:
- в случае если имеется хотя бы одна мотивированная рекомендация к доработке проекта и повторному проведению независимой экспертизы, разработчик проекта осуществляет его доработку и публикует на официальном сайте в сети Интернет уведомление о доработке проекта стандарта или административного регламента и доработанный проект стандарта или административного регламента;
- в случае если по проекту стандарта или административного регламента отсутствуют рекомендации к доработке и повторному проведению независимой экспертизы, при этом хотя бы одним экспертным заключением проект рекомендован к принятию после доработки в соответствии с замечаниями (без повторного проведения независимой экспертизы) и (или) имеются существенные замечания и предложения, поступившие от заинтересованных организаций и (или) от граждан, разработчик проекта в двухнедельный срок осуществляет доработку проекта и подготовку справки об учете замечаний организаций и граждан, проводивших независимую экспертизу проекта стандарта государственной услуги / административного регламента исполнения государственной функции / административного регламента предоставления государственной услуги по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку;
- в случае если всеми независимыми экспертами проект рекомендован к принятию без замечаний и по проекту отсутствуют существенные замечания и предложения, поступившие от заинтересованных организаций и от граждан, разработчик проекта в недельный срок осуществляет подготовку справки о проведении независимой экспертизы и об отсутствии существенных замечаний и предложений. Примерная форма справки аналогична приведенной в приложении 2 с учетом отсутствия замечаний.
4.3. Доработка проекта стандарта или административного регламента осуществляется в соответствии с замечаниями и предложениями следующего характера:
- замечания по недостаточности улучшения сложившейся практики после внедрения стандарта или административного регламента (раздел 3 экспертного заключения);
- замечания по наличию отрицательных последствий внедрения стандарта или административного регламента (раздел 3 экспертного заключения);
- замечания по содержанию и оформлению проекта стандарта или административного регламента (раздел 4 экспертного заключения);
- иные существенные замечания и предложения, поступившие по проекту стандарта или административного регламента.
4.4. Доработанный проект стандарта или административного регламента вместе со справкой об учете результатов независимой экспертизы направляется на согласование в комиссию по проведению административной реформы в Тверской области.
Неотъемлемой частью справки является таблица учета замечаний, включающая полный перечень замечаний, содержащихся в заключениях независимой экспертизы, данные об их учете, возражения на замечания, если они не были учтены.
4.5. После рассмотрения и одобрения проекта стандарта или административного регламента решением комиссии по проведению административной реформы в Тверской области:
- стандарт утверждается постановлением Администрации Тверской области;
- административный регламент утверждается приказом органа, его разработавшего.
4.6. Утвержденные стандарты и административные регламенты подлежат размещению на официальном сайте в сети Интернет разработчика проекта стандарта или административного регламента, при отсутствии такового - на сайте Администрации Тверской области "Административная реформа в Тверской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.