Прокуратурой области проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего порядок оборота алкогольной продукции на территории. Тверской области.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с абзацем четвертым ч. 2 и ч. 3 ст. 12 данного Федерального закона.
В указанных нормах ст. 12 Федерального закона предусмотрена маркировка готовой алкогольной продукции региональными специальными марками при условии проверки качества алкогольной продукции. Региональная марка подтверждает проведение субъектом Российской Федерации специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции на указанной территории.
В целях реализации на территории Тверской области комплекса мер по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции, предназначенной для розничной реализации на территории Тверской области, Администрацией Тверской области 14.11.2002 г. принято постановление N 383-па, которым утвержден Порядок организации контроля качества и безопасности алкогольной продукции, контроля за ее маркировкой региональными специальными марками и контроля за оборотом алкогольной продукции.
Постановлением Администрации области N 212-па от 11.11.2004 г. внесены изменения и дополнения в Порядок, который принят в новой редакции.
Отдельные пункты данного Порядка, утвержденного постановлением Администрации области от 11.11.2004 г. N 212-па, противоречат действующему законодательству и подлежат приведению в соответствии# с действующим законодательством по следующим основаниям:
Пунктами 1.3 и 2.1.1, 2.2.2 Порядка предусмотрено, что контролю качества и безопасности алкогольной продукции подлежит вся алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более девяти процентов объема готовой продукции и предназначенная для продажи на территории Тверской области, в том числе ввезенная (импортированная) на территорию Тверской области из-за рубежа.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 171-ФЗ к предметам ведения Российской Федерации отнесены организация государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей алкогольной продукции. Пунктом 4 ст. 13 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что установление порядка осуществления контроля за качеством ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции является предметом ведения Правительства Российской Федерации, а не субъекта Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято 12.07.1996 г. постановление N 799 "О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров" (в редакции постановления от 13.07.2004 г. N 349), пунктом 3 которого предписывалось Министерству экономики Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Комитету Российской Федерации по торговле с участием других федеральных органов исполнительной власти представить в Правительство Российской Федерации предложения о доведении до потребителей информации о происхождении продукции иностранного производства; разработать порядок, обеспечивающий наличие на продуктах питания, ввозимых в Россию, этикеток (листов-вкладышей) на русском языке с указанием состава, пищевой ценности, сроков годности, условий хранения и применения продукта. Пунктом 4 данного постановления Государственному таможенному комитету Российской Федерации и Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти внести изменения и дополнения в порядок ввоза на территорию Российской Федерации грузов, подлежащих обязательной сертификации, с целью ужесточения контроля за качеством поступающей продукции.
Статьей 21 Федерального закона от 2.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрено, что качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, должны соответствовать требованиям нормативных документов. Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий, не имеющих документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных документов. В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и пунктах таможенного оформления пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, в соответствии со своей компетенцией проводят досмотр таких пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов и принимают решение о возможности оформления ввоза таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации.
Таким образом, при принятии 11.11.2004 г. постановления N 212-па Администрация Тверской области вышла за рамки своих полномочий и ввела комплекс защитных мер, не предусмотренных федеральным законодательством, выразившихся в проверке качества импортной алкогольной продукции.
Пунктом 1.4. Порядка установлено, что организация по контролю качества и безопасности, контроля за ее маркировкой региональными специальными марками и контроля за оборотом алкогольной продукции возлагается на департамент продовольствия, потребительского рынка и услуг Тверской области во взаимодействии с действующими на основании федерального законодательства ФГУ "Тверской ЦСМ" (далее - ЦСМ), государственной инспекцией по контролю за качеством товаров и услуг, другими государственными контролирующими и правоохранительными органами, в соответствии с действующим законодательством и в рамках их компетенции. Контроль качества и безопасности алкогольной продукции, контроль за ее маркировкой региональными специальными марками и контроль за оборотом алкогольной продукции осуществляется в соответствии с настоящим порядком и на основании заключенных соглашений и (или) договоров. Пунктом 1.5. Порядка также предусмотрено, что организация проведения лабораторного контроля качества и безопасности алкогольной продукции на соответствие требованиям нормативной документации осуществляется ЦСМ в соответствии с его компетенцией, установленной федеральным законодательством, и на основании заключенных соглашений и (или) договоров.
Как показала проверка, ФГУ "Тверской ЦСМ" в соответствии с постановлением N 212-па от 11.11.2004 г. заключает договора с хозяйствующими субъектами по проведению контроля качества и безопасности алкогольной продукции на возмездной основе. При этом плата за указанный контроль алкогольной продукции, произведенной в Российской Федерации и предназначенной для реализации на территории Тверской области, взимается сверх платы за региональную специальную марку, в стоимость которой уже включены расходы по проверке качества и безопасности продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.10.2002 г. N 723 утверждены общие требования к порядку выдачи региональных специальных марок, согласно п. 9 которого, в цену марки включаются, в том числе и затраты связанные с осуществлением защитных мер по проверке качества алкогольной продукции, предназначенной для маркировки. Таким образом, затраты на проведение защитных мер по проверке качества, маркируемой региональными марками алкогольной продукции, уже входят в цену региональной марки.
Кроме того, постановлением Администрации Тверской области от 9.06.2003 г. N 175-па утвержден Порядок изготовления, приобретения и выдачи региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, реализуемой на территории Тверской области, пунктом 1.4. которого в цену марки включаются расходы на изготовление, хранение, доставку и налог на добавленную стоимость, а также затраты, связанные с нанесением на марку штрих-кода и с осуществлением Администрацией Тверской области специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для маркировки. Цена марки не может превышать 1 процент налоговой ставки на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 25 процентов, предусмотренной статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации. Цена марки относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. Согласно приложению 3 к данному постановлению затраты по осуществлению специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции в сумме 0,11 руб. направляются организации, уполномоченной субъектом Российской Федерации на проведение защитных мер по контролю за качеством и безопасностью алкогольной продукции.
Таким образом, стоимость работ по проведению защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, согласно указанному выше постановлению Правительства Российской Федерации, постановлению администрации области N 175-па от 09.06.2003 г., входит в цену региональной марки, и дополнительная плата за проведение идентификации качества алкогольной продукции взиматься не должна. Поэтому положения Порядка, предусматривающие заключение договоров взимание платы за проверку качества и безопасности алкогольной продукции на основании заключенных соглашений и (или) договоров не соответствует законодательству.
Пунктом 1.4. Порядка установлено, что организация по контролю качества и безопасности, контроля за ее маркировкой региональными специальными марками и контроля за оборотом алкогольной продукции возлагается на департамент продовольствия, потребительского рынка и услуг Тверской области во взаимодействии с государственной инспекцией по контролю за качеством товаров и услуг, другими государственными контролирующими и правоохранительными органами, в соответствии с действующим законодательством и в рамках их компетенции.
Департамент Госторгинспекции Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации являлся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Минэкономразвития России, осуществляющим организацию и проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров и услуг на потребительском рынке. В непосредственном подчинении Департамента находятся территориальные органы управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в субъектах Российской Федерации. (Постановление Правительства Российской Федерации от 5.07.2000 г. N 488 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации").
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека# которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
В связи с чем в пункте 1.4 Порядка необходимо внести изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Рассмотреть настоящее представление и принять меры к приведению постановления Администрации Тверской области от 11.11.2004 г. N 212-па "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации области от 14.11.2002 г. N 383-па" в соответствие с действующим законодательством.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор области государственный
советник юстиции 2 класса |
А.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокуратуры Тверской области от 29 апреля 2005 г. "Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок оборота алкогольной продукции на территории Тверской области"
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене