Законодательным Собранием Тверской области 30.09.1998 г. принят закон Тверской области "О пожарной безопасности в Тверской области" 33-ОЗ-2.
Закон опубликован в газете "Тверские ведомости" N 84 от 16-22 октября 1998 года и вступил в силу с момента опубликования.
Законом Тверской области N 71-30 от 24.09.2003 г. признана утратившей силу ч. 5 ст. 6 указанного закона.
Законом Тверской области N 15-30 от 16.03.2004 г. внесены изменения в закон Тверской области N 33-ОЗ-2 от 30.09.1998 г.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
С учетом того, что закон Тверской области N 33-ОЗ-2 от 30.09.1998 г. принят в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ, отдельные его положения подлежат приведению в соответствие с изменениями, которые внесены в него Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 г.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительно к установленным в ст.ст. 18 и 22 закона Тверской области отнесены создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; организация тушения пожаров (за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного населения России, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей); утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации; решение вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения.
Статья 18 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относит также осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, только находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим статьи 18 и 22 закона Тверской области N 33-ОЗ-2, определяющие полномочия органов государственной власти и обязанности органов исполнительной власти в области пожарной безопасности необходимо привести в соответствие с требованиями Федерального закона N 69-ФЗ.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 69-ФЗ противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В нарушение указанного положения статьей 4 закона Тверской области N 33-ОЗ-2 установлено, что в систему Государственной противопожарной службы Тверской области входят Управление Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 69-ФЗ в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом N 69-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право осуществлять нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности в пределах их компетенции.
Статьей 10 Федерального закона N 69-ФЗ закреплено, что финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу подразделений, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, статья 5 закона Тверской области N 33-ОЗ-2 регулирует вопросы гарантий правовой и социальной защиты личного состава государственной противопожарной службы без указания на то, что это относится только к личному составу противопожарной службы Тверской области.
Статьи 1, 22 и 25 Федерального закона N 69-ФЗ определяют понятия "пожарная охрана", "тушение пожаров", и "противопожарная пропаганда", которые не соответствуют содержанию этих понятий, закрепленных в законе Тверской области N 33-ОЗ-2 (статьи 1, 13 и 14).
Статьей 3 закона Тверской области N 33-ОЗ-2 к видам пожарной охраны отнесены государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана и добровольная пожарная охрана. Статья 4 Федерального закона N 69-ФЗ помимо этих видов к пожарной охране относит также муниципальную пожарную охрану и частную пожарную охрану.
Задачами пожарной охраны в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 69-ФЗ помимо закрепленных в статье 3 закона Тверской области N 33-03-2 организации предупреждения пожаров и тушения пожаров являются осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
С учетом того, что Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 года признана утратившей силу статья 14 Федерального закона N 69-ФЗ, регулирующая вопросы создания объединений пожарной охраны, из закона Тверской области N 33-ОЗ-2 следует исключить статью 11, предусматривающую возможность создания объединений пожарной охраны.
Частью 2 статьи 14 закона Тверской области N 33-ОЗ-2 установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий производится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации. Вместе с тем, согласно части 2 статьи 25 Федерального закона N 69-ФЗ обучение мерам пожарной безопасности производится в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с абз. 3 ст. 12 закона Тверской области N 33-ОЗ-2
Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает УГПС.# Абзацем же 6 ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ установление такого порядка отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Абз. 2 ч. 1 ст. 24 закона Тверской области N 33-ОЗ-2 предприятиям предоставлено право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с ГПС. Федеральным законом N 69-ФЗ предприятиям не предоставлено право создавать такие подразделения на основе договоров с ГПС.
Абз. 9 ч. 2 ст. 24 закона Тверской области N 33-ОЗ-2 установлена обязанность предприятий предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территории предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил. Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ закреплена обязанность предприятий по предоставлению в установленном порядке при тушении пожаров предприятий только необходимых сил и средств.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", на территориях прошу:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению нарушений закона.
2. Привести в соответствие с требованиями федерального законодательства ст.ст. 1, 3, 4, 5, абз. 3 ст. 12, 13, 14, 18, 22, абз. 2 ч. 1, абз. 9 ч. 2 ст. 24 закона Тверской области N 33-ОЗ-2 от 30.09.1998 г. "О пожарной безопасности в Тверской области".
3. Исключить из закона Тверской области N 33-ОЗ-2 от 30.09.1998 г. "О пожарной безопасности в Тверской области" статью 11.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О результатах принятых мер сообщите прокурору области в письменной форме.
Первый заместитель прокурора области
старший советник юстиции |
И.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокуратуры Тверской области от 26 мая 2005 г. N 7-08-05 "О приведении в соответствие с федеральным законодательством закона Тверской области N 33-ОЗ-2 "О пожарной безопасности в Тверской области"
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене