Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
К субъектам малого предпринимательства области относятся малые предприятия (юридические лица), предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области на 1 июля 2005 года в области насчитывается около 6,9 тысяч малых предприятий. В малом бизнесе области работают также более 24,3 тысяч предпринимателей без образования юридического лица и около 3,4 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, общее количество субъектов малого предпринимательства в области составляет более 32 тысяч.
Среднесписочная численность работников на малых предприятиях составляет свыше 51,2 тыс. человек, или 8,2% от занятых в экономике области.
Малым бизнесом охвачены практически все сферы экономики области. Малые предприятия Тверской области производят металлоизделия, продукцию переработки древесины, строительные материалы, продукцию легкой промышленности, научно-техническую продукцию, товары народного потребления и народных промыслов, продовольственные товары, полиграфическую продукцию, выполняют ремонтно-строительные работы, оказывают услуги в сфере бытового обслуживания населения, медицины, автомобильных перевозок, образовательной, издательской деятельности, а также юридические, аудиторские, риэлтерские, консалтинговые, рекламные услуги.
Выручка от реализации товаров, работ, услуг малыми предприятиями всех видов деятельности по данным органов статистики за 2005 год составила 26112,5 млн. рублей.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, малый бизнес в Тверской области остается пока мало используемым резервом в экономических преобразованиях территории.
Развиваясь бурными темпами в начале 90-х годов, в настоящее время предпринимательство переживает период стагнации. До сих пор предпринимательскому сообществу приходится действовать в неблагоприятной окружающей среде. В отличие от крупного и среднего бизнеса малому предпринимательству в результате приватизации не достались финансовые и материально-технические ресурсы. Малый бизнес изначально был поставлен в неравные стартовые условия, поэтому не может полноценно развиваться и конкурировать с крупными хозяйствующими субъектами. В своей деятельности предприниматели ощущают давление как со стороны власти, силовых структур, так и криминала.
Неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства, в частности, о правах и полномочиях контролирующих органов, приводит к тому, что предприниматели не могут отстоять свои интересы, несут большие издержки непроизводственного характера.
Информационная, консультационная и научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства упростит процедуру вхождения граждан в малый бизнес, обеспечит доступ предпринимателей к информационным ресурсам.
Содействие выставочно-ярмарочной деятельности будет способствовать продвижению продукции субъектов малого предпринимательства на региональный, межрегиональный и внешний рынки.
Как правило, у начинающих предпринимателей отсутствует начальный капитал, офисные и производственные площади для предоставления кредитным организациям в залог. Поэтому получение кредита при процентной ставке от 15,5 до 20 процентов годовых является для предпринимателей большой проблемой.
Специальные фонды неохотно предоставляют предприятиям и организациям долгосрочные ссуды. Объем средств, выданных на срок от 1 до 3 лет, составляет в кредитном портфеле всего 9 процентов (краткосрочные ссуды - 62 процента).
Острой остается проблема негативного отношения общества к предпринимателям, особенно со стороны малообеспеченных слоев населения. Это обстоятельство сдерживает предпринимательскую активность населения Тверской области, препятствует формированию "среднего класса", росту благосостояния граждан, а в конечном итоге оказывает негативное влияние на политическую и экономическую стабильность в регионе.
Сложившаяся ситуация в малом секторе экономики, несмотря на предпринимаемые попытки ее изменения в лучшую сторону, требует дальнейшей активизации государственной политики, направленной на создание приемлемых условий развития малого предпринимательства.
Практика показывает, что существующие в экономике проблемы, в том числе и в малом предпринимательстве, наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход обеспечивает наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов для достижения целевой функции. Помощь предпринимателям со стороны государства должна носить системный и целевой характер.
Программа является логичным продолжением областной целевой программы "Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области" на 2005 год и представляет собой комплексную систему мероприятий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства, разработанную с учетом существующей инфрастуктуры поддержки предпринимательства. Программные мероприятия, направленные на решение задач малого предпринимательства, тесно связаны с общими задачами социально-экономического развития Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.