Решение Центрального районного суда г. Твери
от 10 августа 2005 г. N 56
(извлечение)
З-в А.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Тверской городской Думы N 56 от 29 июня 2004 года, которым утвержден годовой норматив потребления тепловой энергии в жилых домах города Твери в размере 0,22 Гкал на отопление 1 кв.м общей площади квартиры, полагая, что данное решение неправомерно из-за необоснованности норматива, отсутствия надлежащей экспертизы, утверждение завышенного норматива, который увеличился на 22,22% привело к повышению оплаты за коммунальные услуги.
В дальнейшем З-в А.М. дополнил свои требования и просит признать результаты экспертизы Института экономики ЖКХ, проведенные по инициативе ООО "Тверские коммунальные системы" в 2003 году необъективными, как несоответствующими фактическим данным, а также признать решение Тверской городской Думы N 56 незаконным и недействующим с момента принятия решения судом.
В судебном заседании истец поддержал свои требования в части признания незаконным и недействующим решения Тверской городской Думы N 56 со дня принятия этого решения, мотивируя свои требования тем, что утвержденный норматив является завышенным, норматив представляет собой экономический показатель, характеризующий потребление населением тепловой энергии, он должен разрабатываться на научной основе как эталон для проектов отопления, вентеляции#, кондиционирования. Проведенная институтом ЖКХ экспертиза несостоятельна, так как свои выводы эксперты основывали на недостоверных сведениях, представленных ОАО "Тверские коммунальные системы", в частности по заниженным показателям этажности домов в г. Твери (3-4 этажн.), климатические параметры среднемесячной температуры отопительного периода по данным местных метереологических# служб принимаются за последние 5 лет, либо по СНИПу 2.01.01- 82 "Строительная климатология и геофизика"(-3 гр С), тогда как на экспертизу представлена справка, где этот период указан с 1885 года и средняя температура значится - 3,5 С, структура затрат принималась пор# предприятию "Тверьгортеплоэнерго", которое является банкротом, утверждение завышенного норматива привело к увеличению тарифов по оплате населением города Твери жилищно-коммунальных услуг, что не соответствует Постановлению Правительства РФ от 2 августа 1999ш. N 887 "О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", которым органы местного самоуправления обязаны защищать население от попыток производителей тепловой энергии навязывать увеличение норм потребления для покрытия своих производственных издержек, п. 9 Постановления рекомендует органам местного самоуправления устанавливать размер платы за жилье и коммунальные услуги в пределах федерального стандарта. Таким образом, полагает, что решение Тверской городской Думы является незаконным, нарушающим его права как потребителя. При этом, отказался от поддержания своих дополнительных требований о признании недействительным экспертного заключения Института ЖКХ, просит рассматривать необоснованные выводы экспертизы как одно из оснований для признания недействительным решения Тверской городской Думы.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "Постановлению Правительства РФ от 2 августа 1999ш" следует читать: "Постановлению Правительства РФ от 2 августа 1999 г."
Представитель Тверской городской Думы в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ОАО "Тверские коммунальные системы" по доверенности Б-кова О.Г. исковые требования не поддержала, пояснив, что нормативы потребления тепловой энергии утверждались Тверской городской Думой в пределах полномочий, предоставленных Уставом города Твери и Постановлением Правительства РПФ N 887 от 2.08.1999 г., в соответствии с которым не обязательно проведение экспертизы при утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, кроме того, положение об установлении размера платы за жилье и коммунальные услуги в пределах федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на одного человека, в соответствии с п. 9 Постановления Правительства N 887, носит для органов местного самоуправления рекомендательный характер. Экспертиза тарифов на услуги теплоснабжения в городе Твери, а в ее рамках расчеты нормативов потребления тепловой энергии, проводилась экспертной организацией, аккредитованной при Госстрое России - Институтом экономики жилищно-коммунального хозяйства, нормативы рассчитывались в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию Нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства N 240 от 6.05.99 г., на основании данных ГУ Тверской областной центр по гидрометереологии# и мониторингу окружающей среды, Администрации города Твери (по муниципальному жилищному фонду) и ОАО "ТКС (по ведомственному жилому фонду, жилых домов ТСЖ, ЖСК и т.п.), при этом полагает что утверждения истца о недостоверности представленных данных ничем не подтверждены. Действовавший ранее норматив 0,18 Гкал в год был утвержден без должного методического обоснования.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, с учетом мнения прокурора, суда# находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что решением Тверской городской Думы N 56 от 29 июня 2004 года "О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 21.12.2001 г. N 185 "О проведении нормативных актов в сфере ЖКХ в соответствие с действующим законодательством" увеличен годовой норматив потребления тепловой энергии в жилых домах города Твери с 0,18 Гкал на 0,22 Гкал на отопление 1 кв.м общей площади квартиры.
Как следует из текста решения, принято оно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" и ст. 41 Устава города Твери.
З-в А.М. полагая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа местного самоуправления, нарушено его право, как потребителя тепловой энергии (в связи с дальнейшем повышением оплаты за жилищно-коммунальные услуги), гарантированное законом, обратился в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону, так как утвержденный Тверской городской Думой норматив является завышенным, не соответствующим Постановлению Правительства РФ от 02.08.99 г. N 887 N "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", что соответствует требованиям ст. 251 ч. 1 ГПК РФ.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Действительно, в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 г. N 887, действовавшим на момент принятия нормативного акта, и п. 41 Устава города Твери Тверская городская Дума была уполномочена утверждать нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, к каковым относится норматив потребления тепловой энергии.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "п. 41 Устава города Твери" следует читать: "ст. 41 Устава города Твери"
Однако, суд приходит к выводу, что принятый Тверской городской Думой нормативный акт-решение N 56 от 29 июня 2004 года, которым утвержден норматив потребления тепловой энергии для города Твери - 0,22 Гкал, противоречит Постановлению Правительства от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", целью которого являлась реализация положений Послания Президента Российской Федерации, касающихся совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг и реализации мер по социальной защите населения в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", направленных согласно п. 1 Постановления, в том числе, на реализацию мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг. Пункт 9 Постановления рекомендует органам местного самоуправления устанавливать размер платы за жилье и коммунальные услуги в пределах федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе на одного человека, который установлен Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2003 года N 522 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг н 2004 год", в котором в свою очередь, установлен федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц по субъектам Российской Федерации (Приложение 1: для Центрального Федерального округа Тверская область - 22,4 рубля), тогда как истец, имея общую жилую площадь 68 кв.м., производил за период с октября по декабрь 2004 года оплату жилищно-коммунальных услуг выше предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается копиями лицевых счетов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг н 2004 год" следует читать: "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год"
Утвержденный Тверской городской Думой норматив потребления тепловой энергии - 0,22 Гкал по отношению к ранее действующему нормативу - 0,18 Гкал, приводит к тому, что вопрос совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг решается за счет платежей граждан города Твери за жилищно-коммунальные услуги, которые увеличиваются, в связи с увеличением тарифов на эти услуги из-за принятия повышенного норматива потребления тепловой энергии, что также не соответствует Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997 г. N 425, согласно разделу 1 которой, органы местного самоуправления должны устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта, при этом если на предыдущем этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения Происходило# путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг, поскольку есть все основания полагать, что опережающий инфляцию рост стоимости жилищно-коммунальных услуг в значительной степени связан с монополией представляющих их организаций, необходимой предпосылкой развития конкуренции является демонополизация.
В связи с этим органам местного самоуправления рекомендуется осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения объективности расчета затрат предприятий-организаций поставщиков топливно-энергетического комплекса.
Однако, утверждая повышенный норматив потребления тепловой энергии, фактически Тверская городская Дума исходила из объективности величины норматива, складывающейся из группы показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, в частности по обеспечению тепловой энергии#, а из интересов монополистов-организаций поставщиков топливно-энергетического комплекса ОАО "Российские коммунальные системы" и ОАО "Тверские коммунальные системы", о чем свидетельствуют показания свидетеля Л-вой Е.И., которая ранее в судебном заседании пояснила, что 29 июня 2004 года, до принятия решения об утверждении норматива потребления тепловой энергии, было принято решение N 53 "Об одобрении соглашения" "О реализации проекта ОАО "Российские коммунальные системы" на территории города Твери между Администрацией Тверской области, Администрацией города Твери, ОАО "Российские коммунальные системы", ОАО "Тверские коммунальные системы", которое являлось условием для работы ОАО "Тверские коммунальные системы на рынке города Твери, в данном соглашении пунктом 4.3 было обеспечено принятие экономически обоснованных нормативов потребления отпления# - 0,216 Гкал.
Таким образом, до принятия решения N 56, фактически был установлен норматив потребления, данный факт подтверждается копией решения N 53. Соглашения, регламента Думы в материалах дела, при этом свидетель Л-ва Е.И. подтвердила в своих показаниях и факт того, что норматив утверждался необъективно и необоснованно, так как до решения этого вопроса рабочая группа Тверской городской Думой не создавалась, на заседании Думы при принятии решения результаты экспертизы не представлялись, в дальнейшем была создана рабочая группа с целью снижения норматива, которая пришла к выводу, что при производстве экспертизы в Институте ЖКХ ОАО "Тверские коммунальные системы" представило неправильные данные по структуре жилья и температурному режиму города Твери.
Кроме того, согласно заключению контрольно-счетной палаты Тверской городской Думы N 6 от 19 января 2004 года, было установлено, что увеличивать нормативы потребления теплоэнергии на отопление и горячее водоснабжение нет оснований, так как экспертиза проведенная в 2003 году Институтом экономики ЖКХ не учитывала в полном объеме местные условия теплоснабжения в городе. Более того, увеличение нормативов приведет к увеличению компенсаций из бюджета города и областного бюджета на 2004 год, что не предусмотрено бюджетом области на 2004 год (ст. 15 Федерального закона "Об основах жилищной политики" не допускает пересмотр или изменение тарифов на коммунальные услуги без внесения изменений в бюджеты на текущий финансовый год), в связи с чем предлагалось отклонить проект решения Тверской городской Думы "О внесении изменений в решение Тверской Городской Думы от 21.12.2001 г. N 185 "О приведении нормативных актов в сфере ЖКХ в соответствие с действующим законодательством". Доводы истца, о том, что выводы экспертизы ОАО Института экономики жилищно-коммунального хозяйства по определению экономической обоснованности тарифов с оценкой обоснованности затрат на услуги теплоснабжения, оказываемые ОАО "Тверские коммунальные системы" потребителям города Твери, проведенной в 2003 году, являются необъективными, поскольку не соответствуют фактическим данным, экспертиза проводилась по инициативе ОАО "Тверские коммунальные системы", которые представили в экспертное учреждение недостоверные сведения, суд полагает обоснованными.
Согласно представленных Институтом экономики ЖКХ документов, связанных с проведением экспертизы, усматривается, что в рамках экспертизы тарифов был проведен расчет нормативов потребления тепловой энергии. Нормативы потребления тепловой энергии рассчитывались в соответствии с "Методическими рекомендациями по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства", утвержденных приказом Минэкономики России от 6 мая 1999 года N 240.
При этом использовались материалы, представленные ОАО "Тверские коммунальные системы" и СНиПы:
- структура жилищного фонда города Твери по капитальности и состоянию (принята в соответствии с письмом N 5302 от 23.09.2004 года за подписью первого заместителя Главы Администрации города Твери К.И. Буевича)
- температура внутреннего воздуха отапливаемых помещений (в соответствии со СНиП 2.08.01-81 "Жилые здания" расчетная температура воздуха в жилых помещениях зданий в холодный период года должна составлять в г. Твери не ниже +18 градусов С)
- среднемесячная температура наружного воздуха за отопительный период в 2003г. - минус 3,5 градуса С (принята по данным Тверского областного Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: письмо от 01.12.2003 г. N 191/13-Б
- среднемесячная скорость ветра за отопительный период 4,9 м/сек (также по данным ГУ Тверской ЦГМС письмо от 1.12.2003 г. N 191/13-Б)
- расчетная температура наружного воздуха для проектирования отопления СНиП 23.01.99 "Строительная климатология")
- продолжительность отопительного периода (СНиП 23.01.99 "Строительная климатология"
- продолжительность работы систем отопления в сутки - 24 часа.
В соответствии с вышеназванными Методическими рекомендациями расчет норматива зависит, в частности, от этажности зданий и климатических условий рассматриваемой территории.
Как следует из сообщения Института экономики ЖКХ от 25 мая 2005 года N И-67, при проведении экспертизы структура жилищного фонда по этажности принималась на основании письма N 5302 от 23.09.2004 г., в котором этажность зданий в городе Твери определена как 3-4 этажн., данный показатель является заниженным и влияет на результат расчета норматива. Кроме того, необходимо отметить, что экспертиза проводилась в 2003 года, тогда как данное письмо датировано 23.09.2004 г., что ставит под сомнение наличие этого документа в распоряжении экспертов при проведении экспертизы.
Средняя температура за отопительный период принималась на основании данных ГУ Тверской ЦГМС от 1.12.2003 г N 191/13-Б, согласно которым составила -3,5 градуса С, данный показатель также вызывает сомнение в его объективности, поскольку данная величина является средней многолетней и рассчитана за период с 1885 (суд полагает, что в 1885 г. не могло быть отопительного периода) по 2002 годы, при этом согласно справки ГУ Тверской ЦГМС N 45-13 Б от 10.02 2005 г. в отопительный период 2003-2004 г. средняя температура отопительного периода составляет -1,2 градуса С.
При этом суд полагает, что при наличии таких сведений от метеослужбы, вызывающих сомнение в их объективности, при проведении экспертизы должна была быть принята средняя температура по СНиП 23-01-99 "Строительная климатология (таблица 1), которая составляет для города Твери минус 3 градуса С. Более того, в разделе 1.2 Экспертизы тарифов на услуги теплоснабжения г. Твери данная величина (-3 гр С) фигурирует, однако расчет произведен, исходя из температуры -3,5 гр С.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в результате проведения экспертизы, на основании недостоверных данных, расчет норматива потребления тепловой энергии в городе Твери произведен неправильно и является завышенным, а решение Тверской городской Думы, которым утвержден данный норматив незаконным.
Доводы представителя ОАО "Тверские коммунальные системы" о том, что согласно действующему законодательству при утверждении нормативов на жилищно-коммунальные услуги не требуется обязательного проведения экспертизы не могут служить основанием признания нормативного акта-решения Тверской городской Думы N 56 соответствующим требованиям закона, кроме того иным документом, подтверждающим обоснованность утверждения именно такого норматива (0,22 Гкал) Тверская городская Дума не располагала.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемы# нормативный акт противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный акт недействующим со дня его принятия или иного казанного# судом времени. На основании изложенного, руководствуясь ст. 1194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "ст. 1194-198, 253 ГПК РФ" следует читать: "ст. 194-198, 253 ГПК РФ"
Признать решение Тверской Городской Думы N 56 от 29 июня 2004 года "О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 21.12.2001 г. N 185 "О приведении нормативных актов в сфере ЖКХ в соответствие с действующим законодательством" незаконным недействующим с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в тверской Областной суд в течении 10 дней.#
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Центрального районного суда г. Твери от 10 августа 2005 г. N 56
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривающего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании