Решением Тверской городской Думы от 06.02.03 N 12 внесены изменения в решение Тверской городской Думы от 21.12.01 N 185 "О приведении нормативных актов в сфере ЖКХ в соответствие с действующим законодательством".
В "Положение об управлении многоквартирными домами в г. Твери" (Приложение N 1 к решению Тверской городской Думы от 21.12.01 N 185) внесены изменения в соответствии с Приложением N 1 к решению Тверской городской Думы от 06.02.03 N 12 (п. 1.1 решения от 06.02.03 N 12).
Показатели качества коммунальных услуг в жилых домах г. Твери (Приложение N 3 к решению от 21.12.01 N 185) изложены в редакции Приложения N 2 к настоящему решению (п. 1.2.1 решения от 06.02.03 N 12).
В "Порядок фиксации фактов снижения качества коммунальных услуг и предъявления штрафных санкций" (Приложение N 3 к решению от 21.12.01 N 185) внесены изменения в соответствии с Приложением N 3 к решению Тверской городской Думы от 06.02.03 N 12 (п. 1.2.2).
На основании п. 1.3 решения от 06.02.03 N 12 решение Тверской городской Думы от 21.12.01 N 185 дополнено Приложением N 4 "Порядок проведения ежемесячной оценки качества жилищно-коммунальных услуг и методика перерасчета размера месячной квартирной платы при отсутствии или снижении качества жилищно-коммунальных услуг" в редакции Приложения N 4 к решению от 06.02.03 N 12.
Ряд положений решения Тверской городской Думы от 06.02.03 N 12 противоречат действующему законодательству и подлежат отмене.
Пункты 2.1. и 2.2. Приложения N 1 к решению от 06.02.03 N 12 предусматривают, что при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги за текущий месяц перерасчет (уменьшение оплаты) за не предоставленные или не соответствующего качества услуги производится с 16 числа месяца предшествующего расчетному по 5 число расчетного месяца.#
Аналогичное положение о перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги содержится в п. 2 Приложения N 3 к решению от 06.02.03 N 12.
Определенный данными нормами период для перерасчета за не предоставленные в текущем месяце или не соответствующего качества услуги только с 16 числа месяца, предшествующего расчетному, по 15 число расчетного месяца, противоречит установленному законом расчетному периоду для оплаты коммунальных услуг.#
Данный период определен п. 2.4. Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 26.09.94 N 1099 - в один календарный месяц. Срок внесения платежей до 10 числа следующего за истекшим месяца.
Следовательно, перерасчет за недопоставленные в расчетном периоде коммунальные услуги или услуги ненадлежащего качества должен быть произведен в полном объеме по итогам данного периода, а не только за 15 дней.
Пункты 2.4 и п. 3.6 Приложения N 1 к решению Тверской городской Думы от 06.02.03 N 12 необоснованно устанавливают гражданско-правовую ответственность в виде неустойки для управляющей организации за несвоевременное составление акт - отсутствии жилищно-коммунальных услуг или снижение их качества. Пункт 3.2. Приложения N 1 аналогичное требование содержит в отношении исполнителя жилищно-коммунальных услуг при нарушении им установленных сроков устранения недостатков в качестве предоставляемых услуг, а п. 18.5 - в отношении наймодателя за несвоевременное составление управляющей компанией акта об отсутствии жилищно-коммунальных услуг или снижении их качества. Пункт 3.5, предусматривает ответственность управляющего в виде штрафа за нецелевое расходование средств от использования общего имущества домовладельцев.
Неустойка предусмотрена также примечанием к Приложению N 2 к решению Тверской городской Думы от 06.02.03 N 12 - за нарушение исполнителем сроков устранения недостатков в качестве предоставляемых коммунальных услуг, а также в случае прекращения подачи электрической энергии, не предусмотренной госстандартом. Гражданское законодательство ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ).
Орган местного самоуправления не вправе устанавливать собственные нормы гражданского права.
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойка (пеня, штраф) может быть определена только законом или договором, а не правовым актом органов местного самоуправления.
Пункты 4,5, 5.2, 6, 7.3, 8, 9, 10, 11, 12 13, 14, 15, 16.2, 17 Приложения N 1 к решению Тверской городской Думы от 06.02.03 N 12 устанавливают обязанность исполнителей жилищно-коммунальных услуг предоставить потребителю льготы, предусмотренные федеральным законодательством.
Указанные положения приняты с превышением компетенции органа местного самоуправления, так как в силу ст. ст. 72, 76 п. 2 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном, ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данному предмету издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые и определяют порядок предоставления соответствующих льгот.
В частности, социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендатopов жилых помещений в кондоминиумах согласно ст. 19 Федерального закона от 15.06.96. N 72-ФЗ осуществляется путем передачи товариществам собственников жилья компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций.
Порядок финансирования текущих расходов по реализации Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части предоставления льгот ветеранам и инвалидам, проживающим в домах жилищно-строительных кооперативов и товариществах собственников жилья, по оплате услуг газоснабжающим организациям утвержден постановлением Администрации Тверской области от 16.10.02 N 363-па. Данный Порядок предусматривает, что средства на финансирование 50-процентной оплаты за поставленный газ ветеранам и инвалидам, проживающим в ЖСК и ТСК, перечисляются непосредственно ЖСК и ТСЖ. Приложением N 2 к решению Тверской городской Думы от 06.02.03 N 12 установлены показатели качества жилищно-коммунальных услуг, а Приложением N 4 названному решению определен Порядок проведения ежемесячной оценки качества коммунальных услуг и методика перерасчета месячной квартирной платы при отсутствии или снижении качества этих услуг.
Нормы, содержащиеся в Приложениях N N 2 и 4 приняты с превышением полномочий, предоставленных органу местного самоуправления. Отдельные из них противоречат действующему законодательству.
Из Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 1.5 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1099 следует, что качество коммунальных услуг, предоставляемых потребителям, должно соответствовать обязательным требованиям нормативов, стандартов, санитарным правилам и нормам, а также условиям договора.
Отношения в области стандартизации регулируются Законом РФ от 10.06.93 N 5154-1 "О стандартизации" и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации (ст. 2 названного Закона).
Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3).
Следовательно, обязательные требования к качеству коммунальных услуг определяются стандартами, нормативами, санитарными правилами и нормами. Органам местного самоуправления не предоставлено право принимать собственные правовые акты, регулирующие отношения в области стандартизации и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Из пунктов 1.6, 2.7, 7.1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1099 следует, что органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за безопасностью для потребителя услуг (Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственная жилищная инспекция), их территориальные органы совместно с органами местного самоуправления вправе уточнять параметры потребительских свойств, режим предоставления услуг и устанавливать гарантированный уровень качества, а также определять перечень и величину отклонений качества услуг.
Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере, а также рекомендуемые условия снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг определены Приложением к указанным Правилам.
Из этого Приложения следует, что установление показателей качества услуг на основании стандартов, нормативов, санитарных норм и правил, является компетенцией указанных выше органов исполнительной власти. Органы местного самоуправления с учетом установленных показателей качества вправе определить только вид снижения качества услуг; допустимую продолжительность отклонений за расчетный период; расчетную единицу для снижения оплаты потребителю; имеющему приборы учета; условия снижения оплаты услуг водоснабжения в случае несоответствия состава воды установленным нормативам.#
Таким образом, установив показатели качества жилищно-коммунальных услуг (Приложение N 2 к решению Тверской городской Думы от 06.02.03 N 12), а на основе этих показателей - порядок проведения ежемесячной оценки качества коммунальных услуг и методику перерасчета размера месячной квартирной платы при отсутствии или снижении качества этих услуг (Приложение N 4), Тверская городская Дума вышла за пределы предоставленных полномочий.
Некоторые из установленных Приложением N 2 показателей качества коммунальных услуг в жилых домах г. Твери противоречат требованиям Правил предоставления коммунальных услуг и государственных стандартов.
Раздел 4 п. 3.3 (3.2) Приложения N 2 необоснованно предусматривает в качестве показателя услуги отопления обеспечение требуемых параметров теплоносителя, температуры и давления в подающей и обратной магистралях отопительной системы, в то время как п. 1.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1099 потребительские свойства услуги теплоснабжения характеризует только установленным нормативом температуры воздуха в жилых помещениях.
Раздел 6 п. 3.3 (3.1) Приложения N 2 определяет допустимую продолжительность отклонений качества услуги теплоснабжения за расчетный период в течение 1 суток задержки включения отопления, 4 часов отсутствия отопления в отопительный период, не учитывая при этом возможного аварийного перерыва в теплоснабжении.
Между тем, из п. 4.16.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.00 N 158-ст следует, что при аварийных ситуациях продолжительность отключения наружных сетей отопления и горячего водоснабжения должна определяться допустимым снижением температуры воздуха в жилых помещениях и допускается - не более 16 ч при температуре воздуха в помещениях не ниже 12°С; не более 8 ч при температуре воздуха в помещениях не ниже 10°С; не более 4 ч при температуре воздуха в помещениях не ниже 8°С.
Раздел 7 пунктов 3.3 (3.3) и 3.4 (4.2) указанных Показателей предоставляет потребителю право не оплачивать коммунальную услугу отопления в случае снижения температуры воздуха в жилых помещениях ниже нормативной на 3°С и более, услугу горячего водоснабжения - при снижении температуры воды ниже нормативной на 8°С и ниже. Данная норма противоречит ст. 57 Жилищного кодекса РСФСР, обязывающей нанимателя своевременно оплачивать предоставленные коммунальные услуги. Ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 2.7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1099, предоставляют потребителю право при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе потребовать соответствующего уменьшения ее цены, но не отказаться от ее оплаты.
Установленные Тверской городской Думой показатели качества жилищно-коммунальных услуг, порядок проведения ежемесячной оценки качества и методика перерасчета размера месячной квартирной платы при отсутствии или снижении их качества, не соответствуют требованиям действующего законодательства, осложняют проведение расчетов с исполнителями жилищно-коммунальных услуг и нарушают экономические права последних, что может оказать негативное воздействие на качественное обеспечение потребителей коммунальными услугами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Пункты: 2.1, 2.2, 2.4, 3.2, 3.5, З.6, 4.5, 5.2, 6, 7.3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.2, 17, 18.5 Приложения N 1; Приложение N 2; п. 2 Приложения N 3; Приложение N 4 - к решению Тверской городской Думы от 06.02.03 N 12 "О внесении изменений в решение Тверской городской думы от 21.12.01 N 185 "О приведении нормативных актов в сфере ЖКХ в соответствие с действующим законодательством" отменить.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Тверской городской Думы.
О результатах рассмотрения протеста сообщите прокурору области в письменной форме.
Первый заместитель
прокурора области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.А. Федулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокуратуры Тверской области от 22 апреля 2003 г. N 7-06-03 "На решение Тверской городской Думы от 06.02.03 N 12 "О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 21.12.01 N 185 "О приведении нормативных актов в сфере ЖКХ в соответствие с действующим законодательством"
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене