Решение Судебной коллегии по гражданским делам
Тверского областного суда
от 15 августа 2006 г. N 33-1731
(извлечение)
Жители села Свердлово Вахонинского сельского округа Конаковского района Дем-ва Т.В. и Тол-ва В.Н. обратились в суд с требованиями об отмене постановлений органа местного самоуправления, которыми юридическим лицам под строительство лодочной станции был предоставлен земельный участок площадью 3,5 га и предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 10,2 га по берегу Иваньковского водохранилища на территории поселения по месту жительства.
Постановлением главы администрации Вахонинского сельского округа N 180 от 19 ноября 2002 года на территории поселения из свободных земель с. Свердлово был выделен земельный участок площадью 3,5 га в том числе в водоохраной# зоне Иваньковского водохранилища и предоставлен ООО "Летний комплекс отдыха "П-рус" в аренду сроком на 49 лет.
Постановлением главы администрации Вахонинского сельского округа N 215 от 13 октября 2004 года указанный земельный участок площадью 3,5 га был изъят у ООО "Летний комплекс отдыха "П-рус" с расторжением договора аренды и предоставлен ООО "Р-та" в аренду сроком на 49 лет.
В газете "Все Конаково" N 39 за 7 - 16 октября 2005 года (л.д. 29) было опубликовано сообщение: "продается земля 3,5 га на Иваньковском водохранилище (!-ая# линия от воды)" с указанием телефонного номера, по которому истцы узнали о возможном приобретении участка за 3 млн. дол. США.
19 сентября 2005 года директор ООО "Областная э-вая компания" обратился к главе муниципального образования "Конаковский район" с заявлением, в котором просил выделить юридическому лицу земельный участок площадью 101425 кв. метров под строительство яхт-клуба в дер. Свердлово Вахонинского сельского округа Конаковского района.
В газете "Заря" от 7 октября 2005 года администрация Конаковского района информировало# население района о том, что намечается отвод земельного участка площадью 101425 кв. метров под строительство яхт-клуба в с. Свердлово Вахонинского с/о.
9 октября 2005 года сход жителей с. Свердлово принял решение о своем несогласии с выделением земельного участка для этих целей по берегу водохранилища на территории поселения.
11 ноября 2005 года начальник управления архитектуры и градостроительства Конаковского района сообщил жителям с. Свердлово (л.д. 27), что директору ООО "Областная э-вая компания" было направлено письмо об отказе в предоставлении земельного участка.
5 декабря 2005 года произведен акт выбора земельного участка под строительство яхт-клуба (л.д. 85).
9 декабря 2005 года глава Конаковского района направляет пакет документов в Администрацию Тверской области на согласование предоставления в аренду ООО "Областная э-вая компания" земельного участка площадью 10 га из свободных земель поселений с. Свердлово Вахонинского сельского округа Конаковского района. Земельный участок находится в государственной собственности.
Письмом от 27 декабря 2005 года зам. губернатора Тверской области Грабарник В.Е. сообщил в администрацию Конаковского района, что Администрация Тверской области предварительно согласовывает ООО "Областная э-вая компания" предоставление в аренду сроком на три года земельный участок из свободных земель поселений под строительство яхт-клуба в с. Свердлово Вахонинского сельского округа Конаковского района общей площадью 10,0 га при условии соблюдения требований ст. ст. 30, 31 ЗК РФ и предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в аренду.
30 декабря 2005 года постановлением N 1602 (л.д. 46) глава Конаковского района предварительно согласовал ООО "Областная э-вая компания" место размещения яхт-клуба на земельном участке площадью 102000 кв. метров из земель поселений в с. Свердлово Вахонинского сельского округа Конаковского района.
3 февраля 2006 года Дем-ва Т.В. и Тол-чева В.Н. обратились за судебной защитой.
Судом постановлено приведенное решение.
В кассационной жалобе представитель ООО "Р-та" по доверенности К-топ Ю.М. указывает, что суд необоснованно пришел к выводу об отсутствии предварительного согласования места размещения строящегося объекта. Такое согласование было произведено, что нашло отражение в постановлении Вахонинского сельского округа N 87 от 5 июля 2000 года.# Ранее согласованный земельный участок под строительство лодочной станции был передан ООО "ЛКО "П-рус". Этот же участок по постановлению N 215 от 13 октября 2004 года был передан ООО "Рег-та". Передача участка производилась без каких-либо изменений, поэтому необходимость повторного предварительного согласования места размещения строящегося объекта отсутствовала. В жалобе указывается, что изданным постановлением права истиц не нарушаются, поэтому они не вправе требовать отмены названного акта органа местного самоуправления. По мнению жалобы, суд необоснованно применил нормы водного законодательства. Строительство лодочной станции не подлежит лицензированию и водопользованием не является, поэтому лицензия на водопользование не требуется.
Администрация Конаковского района считает, что при вынесении решения суд не учел последовательность действий органа местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении земельного участка. Предварительное согласование необходимо при определении места размещения строительства объекта, не предусмотренного генеральными планами поселения. Расположение земельного участка согласовано со всеми заинтересованными службами. О месте размещения строительства объектов население извещено через местную газету. Возражение группы граждан по размещению земельного участка не было мотивировано, поэтому администрация вправе была не принимать во внимание такое возражение. Решением администрации водное законодательство нарушено не было. По мнению администрации, граждане пропустили срок для защиты своих прав, который необходимо исчислять с даты публикации - 7 октября 2005 года. В жалобе предлагается решение отменить и дело направить на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе ООО "Областная э-вая компания" указывается, что предварительным согласованием размещения земельного участка права заявителей нарушены не были, так как границы земельного участка не определены. Изображение границы при избранном масштабе не дает представление о место положении# границы участка и уреза воды. Получение лицензии на водопользование необходимо при решении вопроса о предоставлении земельного участка на определенном праве, предварительное согласование наличие такой лицензии не требует. В жалобе указывается на нарушение процессуальных прав ООО "Областная э-вая компания", которые привели к неправильному разрешению дела и предлагается решение отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доклад члена суда, объяснения представителя администрации Конаковского района по доверенности М-ник Т.Л., представителя 000 "Р-та" по доверенности К-топ Ю.М., представителя 000 "Областная э-вая компания" по доверенности Г-мова P.M., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения представителя Дем-вой Т.В. и Тол-вой В.Н. по доверенности Гер-кова В.Р., просившего об оставлении решения без изменения, судебная коллегия не нашла оснований для удовлетворения жалоб.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Положения градостроительного законодательства (ст. ст. 1, 7, 17, 18, 37 Град. К РФ) закрепляют право каждого гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности. Названные нормы, а также положения ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" закрепляют право каждого на благоприятную окружающую среду, на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях. Закрепляет правила, согласно которым хозяйственная и иная деятельность субъектов экологических отношений должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" следует читать: "ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Перечисленные положения закона подтверждают наличие у Д-довой Т.В. и Тол-чевой В.Н. права на судебную защиту, в том числе права на оспаривание постановлений органа местного самоуправления по вопросам предоставления земельного участка или предварительного согласования такого предоставления, если принятыми постановлениями нарушены требования градостроительного и природоохранного законодательства, закрепившего конституционное право на благоприятную окружающую среду.
Высказанный в жалобе довод об отсутствии конкретного личного права Де-довой Т.В. и Тол-чевой В.Н., которое оказалось нарушенным изданными постановлениями, не может быть принят, поскольку материалами судебного разбирательства подтверждены нарушения, допущенные при издании постановлений N 215 от 13 октября 2004 года, N 180 от 19 ноября 2002 года и N 1602 от 30 декабря 2005 года.
Из текста постановлений от 19 ноября 2002 года и от 13 октября 2004 года видно, что предоставление земельного участка ООО "ЛКО "П-рус" и ООО "Р-та" под строительство лодочной станции производилось в нарушение требований ст. ст. 30 и 31 ЗК РФ. Юридические лица отказывались от ранее согласованного земельного участка под строительство лодочной станции, поэтому орган местного самоуправления предоставил без соблюдения установленной процедуры земельный участок площадью 3,5 га в аренду сроком на 49 лет вначале ООО "Летний комплекс отдыха "П-рус", а затем ООО "Р-та". Названные юридические лица не являются правопреемниками и предоставление земельного участка им производилось впервые.
Отсутствие установленной процедуры предоставления земли привело к тому, что о состоявшемся решении Дем-ва Т.В. и Тол-чева В.Н. узнали 7 октября 2005 года, когда было напечатано сообщение о продаже земельного участка.
Довод жалобы о наличии сформированного земельного участка, что исключает необходимость предварительного согласования при его предоставлении, не может быть принят, поскольку порядок предоставления в этих случаях законом (ст. 30 ЗК РФ) установлен через проведение торгов или предварительной и заблаговременной публикации сообщения о предполагаемой передаче. Требования закона в этой части не выполнялись.
В соответствии со ст. 83 ЗК РФ порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. К таким зонам, в том числе, относятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.
Постановлением N 396 от 27 апреля 2001 года "О водоохранных зонах водных объектов на территории Конаковского района" глава Конаковского района установил размер водоохраной# зоны вдоль берегов водных объектов общего пользования участком суши в 20 метров и прибрежную полосу для Иваньковского водохранилища - 75 метров. Пункт 1 части 1 ст. 97 ЗК РФ предусматривает, что земли водоохранных зон относятся к землям природоохранного значения, которые в свою очередь относятся к землям особо охраняемых территорий. Пункт 4 этой статьи устанавливает, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Изменение правового режима использования земель, равно как занятие на земельном участке деятельностью, возможной только после получения лицензии требует согласование названных действий с федеральным органом исполнительной власти в области управления и охраны водного фонда.
В опубликованной Администрацией Конаковского района информации о предполагаемом выделении земельного участка под строительство яхт-клуба не содержится сведений по целевому использованию земли и возможному его изменению.
Распоряжением Администрации Тверской области N 295 от 17 июня 2004 года "О мерах по соблюдению градостроительного и земельного законодательства при предоставлении земельных участков для строительства" предусмотрено, что органы местного самоуправления в случае отсутствия необходимой градостроительной документации должны обеспечить разработку предпроектных градостроительных обоснований, определяющих градостроительные условия использования соответствующих территорий для размещения объектов строительства.
Неполная опубликованная информация по земельному участку и отсутствие градостроительной документации нарушили права Дем-вой Т.В. и Тол-вой В.Н. на благоприятную окружающую среду, поскольку администрация Конаковского района, зная о возражениях граждан против предоставления земли в конкретной части поселения, не приняла мер по градостроительному обоснованию своих действий.
Доводы жалобы о том, что получение согласия федерального органа исполнительной власти по управлению и охране водного фонда, равно как получение лицензии на строительство лодочной станции и яхт-клуба возможно на стадии предоставления права юридическому лицу на использование земельного участка не могут быть приняты как не основанные на законе. Предварительное согласование сопровождается разрешением заинтересованному лицу на использование земельного участка для целей, достижение которых возможно при использовании лицензии. Проведение экологической экспертизы (л.д. 87-94) по представленным ООО "Областная э-вая компания" материалам выявляло уровень воздействия на окружающую природную среду объектов яхт-клуба. Заключение такой экспертизы датировано 14 февраля 2006 года, т.е. после даты предварительного согласования, но до получения согласия органов по управлению и охране водного фонда и получения лицензии на специальное водопользование, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов РФ от 25 марта 2005 года.
Названное, а также утверждение акта выбора земельного участка (л.д. 85) 5 декабря 2005 года, т.е. до принятия решения о предварительном согласовании нарушило процедуру формирования земельного участка, что привело к включению в общую площадь предполагаемого земельного участка водоохранной зоны и прибрежной полосы Иваньковского водохранилища, и это обстоятельство нашло отражение в графическом изображении участка на выкопировке из плана поселения.
Перечисленные нарушения земельного водного и градостроительного законодательства нарушают права Дем-вой Т.В. и Тол-чевой В.Н. на благоприятную окружающую среду.# В силу ст. 13 ГК РФ основанием для признания недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления являются несоответствие данного акта закону или иным правовым актам и нарушения данным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан. В судебном заседании нашло подтверждение нарушение прав Дем-вой Т.В. и Тол-вой В.Н. принятыми 19 ноября 2002 года, 13 октября 2004 года и 30 декабря 2005 года актами, а поэтому суд обоснованно признал их незаконными.
Довод жалобы ООО "Областная э-вая компания" о нарушении процессуальных прав не может быть принят. Представитель юридического лица не представил документ о своих полномочиях на участие в деле, что нашло отражение в протоколе судебного заседания, а поэтому не мог участвовать в судебном разбирательстве в силу ст. 161 ГПК РФ. Отказ суда предоставить явившемуся лицу, не имевшему полномочий на участие в деле, права стороны, не может рассматриваться как процессуальное нарушение.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия определила:
Решение Конаковского городского суда от 18 апреля 2006 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации Конаковского района, ООО "Областная э-вая компания" и ООО "Р-та" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 15 августа 2006 г. N 33-1731
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривающего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании