20 сентября 2001 года Законодательным Собранием Тверской области принят закон Тверской области N 172-30 "Об образовании в Тверской области".
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Вместо слов "закон Тверской области N 172-ЗО" следует читать: "закон Тверской области N 172-ОЗ-2"
Закон опубликован в газете "Тверские ведомости" N 82 от 12-18.10.2001 г. и вступил в силу со дня его опубликования.
Отдельные положения закона Тверской области N 172-30 от 20.09.2001 г. противоречат федеральному законодательству и подлежат приведению в соответствие с ним.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Вместо слов "закона Тверской области N 172-ЗО" следует читать: "закона Тверской области N 172-ОЗ-2"
Согласно пункту 3 статьи 1 закона органы государственной власти Тверской области гарантируют гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Тверской области в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Пунктом 3 статьи 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что государство помимо указанных видов образования гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность также дошкольного образования.
П.п. 6.1 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения внесены статьей 23 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в подпункт 13 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, на органы государственной власти субъекта Российской Федерации возложены полномочия не только в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и установления нормативов финансирования, но и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях и дошкольного образования.
Пункты 4, 7, 8, 9 статьи 6 закона Тверской области N 172-30, определяющие компетенцию исполнительных органов государственной власти Тверской области в сфере образования, не соответствуют п.п. 7, 16.1 ст. 29 закона РФ "Об образовании".
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Вместо слов "закона Тверской области N 172-ЗО" следует читать: "закона Тверской области N 172-ОЗ-2"
П. 11 ст. 6 закона Тверской области, относящий к полномочиям исполнительных органов государственной власти Тверской области в сфере образования организацию дополнительною финансирования образовательных учреждений федерального подчинения, противоречит п. 17. ст. 28 закона РФ "Об образовании", согласно которой это является полномочием Российской Федерации.
Кроме того, в нарушение требований пунктов 3, 6.1, 6.2, 6.3 статьи 29 и п. 4 статьи 30 Закона РФ "Об образовании", подпунктов 13, 13.1, 14 и др. ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом не разграничена компетенция между органами законодательной и исполнительной власти Тверской области в области порядка,# создания, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений Тверской области, обеспечения государстве иных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, организации предоставления дополнительного профессиональною образования в образовательных учреждениях Тверской области, а также дополнительного образования в учреждениях регионального значения, организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Тверской области.
Статьей 9 закона Тверской области N 172-03-2 установлено, что деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования. Финансирование государственных областных образовательных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансирования. Финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе муниципальных нормативов.
Указанное положение не соответствует статье 41 Закона РФ N 3266-1 (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г.), согласно которой финансирование государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника также на иной основе.
Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с п. 4 ст. 41 и п. 6.1 ст. 29 Закона РФ N 3266-1 устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Из п. 1 ст. 11 закона Тверской области N 3266-1 следует, что работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений за счет соответствующих бюджетов повышаются тарифные ставки (оклады) ETC по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере от 15 до 25 процентов.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Имеется в виду закон Тверской области N 172-ОЗ-2
Вместе с тем, Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. Федеральный закон N 139-ФЗ от 25.10.2001 г. "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" признан утратившим силу с 01.01.2005 г.
Согласно п. 2 ст. 11 закона Тверской области N 172-03-2 работникам сельских образовательных учреждений и образовательных учреждений поселков городского типа в соответствии с действующим законодательством предоставляются льготы по оплате жилья, электроэнергии и отопления по нормам, утвержденным решениями органов местного самоуправления.
Это положение противоречит п. 5 от. 55 Федерального закона N 3266-1, согласно которой педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Право педагогических работников, руководящих работников (деятельность которых связана с образовательным процессом) образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением закреплено и в статье 1 закона Тверской области от 04.05.2006 г. N 50-30 "О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Рассмотреть настоящее представление и принять меры по приведению в соответствие с федеральным законодательством закона Тверской области N 172-30 от 20.09.2001 г. "Об образовании в Тверской области".
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Вместо слов "закона Тверской области N 172-ЗО" следует читать: "закона Тверской области N 172-ОЗ-2"
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
О результатах принятых мер должно быть сообщено в прокуратуру области в письменной форме.
Заместитель прокурора
области
старший советник юстиции |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокуратуры Тверской области от 1 июня 2006 г. N 7-06-05 О приведении в соответствие с федеральным законодательством закона Тверской области "Об образовании в Тверской области"
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене