Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N 35-ГО7-12 заявленные прокурором требования удовлетворены
В соответствии с положениями ст. 251 ГПК РФ прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам, могут быть признаны судом недействительными.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 закона Тверской области от 15.02.2007 г. N 7-30 "О внесении изменений в закон Тверской области "О мерах по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Тверской области" часть 1 статьи 2 закона Тверской области N 50 от 30.01.1997 г. (в редакции от 17.04.2006 г.) изложена в новой редакции. Данная норма устанавливает, что размер сбора за выдачу лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции рассчитывается по формуле, согласно которой его величина определяется площадью, на которой планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности.
Пунктом 2 подпункта "а" пункта 1 статьи 1 закона от 15.02.2007 г. N 7-30 предусмотрено, что в случае увеличения заявленной площади, используемой для розничной продажи алкогольной продукции, в течение срока действия лицензии сумма, равная разнице между размером сбора, рассчитанным по формуле, указанной в пункте 1 настоящей части, с учетом дополнительно заявленной площади, используемой для розничной продажи алкогольной продукции, и размером сбора, фактически уплаченного за выдачу лицензии, подлежит доплате в течение месяца со дня представления организацией в порядке, установленном Администрацией Тверской области, сведений об увеличении заявленной площади, используемой для розничной продажи алкогольной продукции, в лицензирующий орган. Документ о доплате сбора за выдачу лицензии представляется в лицензирующий орган в течение 10 дней со дня такой доплаты.
Пунктом 4 ст. 2 закона предусмотрено, что организации, которым лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданы в период с 30 апреля по 27 сентября 2006 года, обязаны представить в лицензирующий орган сведения о площади, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 ст. 1 настоящего закона.
Указанные нормы законопроекта противоречат действующему законодательству.
Розничная продажа алкогольной продукции в силу п. 1 ст. 16, п. п. 2 и 10 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" является видом деятельности, которая осуществляется на основании лицензий, выдаваемых субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.
Таким образом, право субъекта на выдачу лицензии не является безусловным, порядок выдачи лицензии должен соответствовать федеральному законодательству.
Статьями 1 и 3 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что настоящий закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определено, что размер сбора является единым и не зависит от каких-либо условий.
Статьей 3 этого же закона предусмотрены единые на территории Российской Федерации размеры ставок данного сбора. Размер сбора зависит от конкретного вида деятельности и от конкретного вида продукции. Статьей 2 данного закона определено, что плательщиками сбора являются юридические лица, подавшие заявление в лицензирующий орган о выдаче лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности. Все юридические лица поставлены в равные условия и должны одинаково выполнять положения закона, в том числе, и устанавливающие единые размеры сбора. Дифференциации размера этого сбора федеральным законодательством не предусмотрены. Таким образом, все организации поставлены в равные условия.
В ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ сделано исключение в отношении розничной продажи алкогольной продукции, а в ст. 1 Федерального закона N 114-ФЗ указано, что действие этого закона не распространяется на отношения, связанные с розничной продажей алкогольной продукции, однако это не означает, что лицензирование розничной продажи алкогольной продукции зависит только от усмотрения законодательного органа субъекта Российской Федерации. Приведенные нормы закона в их взаимосвязи со ст. ст. 1, 3, 18 Федерального закона N 171-ФЗ обязывают субъекты Российской Федерации при регулировании порядка выдачи лицензии, установлении размера лицензионного сбора учитывать принципы лицензирования, определенные федеральным законодателем.
Указанная позиция изложена в решении Тверского областного суда от 14.06.2006 г. и определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2006 г. по делу по заявлению прокурора Тверской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. п. 1, 3, 4, 6 статьи 2, п. п. 1, 3 статьи 3 закона Тверской области "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Тверской области" (в редакции закона от 17.04.2006 г. N 41-30).
Согласно ст. ст. 8, 34, 71, 74 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; на территории Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Регулирование и защита прав и свобод, а также гражданское законодательство и установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации.
С учетом этого, только федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе вводить ограничения пер смещения товаров и услуг, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы, культурных ценностей (ч. 2 ст. 74 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Подтверждением тому, что лицензионный сбор должен быть единым для всех организаций, являются положения Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2005 г. N 114-ФЗ, которыми размеры пошлин и сбора за выдачу лицензий установлены единые для организаций вне зависимости от каких-либо условий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 251 ГПК РФ, п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункт "а" п. 1 статьи 1, п. 2 подпункта "а" п. 1 статьи 1, п. 4 ст. 2 закона Тверской области от 15.02.2007 г. N 7-30 "О внесении изменений в закон Тверской области "О мерах по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Тверской области".
Приложение: газета "Тверские ведомости" N 8 (1628) от 16-22.02.2007, 3 копии заявления.
И.о. прокурора области
старший советник юстиции |
А.Н. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявление Прокуратуры Тверской области от 19 марта 2007 г. N 8-11-2007 "О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункт "а" пункта 1 статьи 1, пункт 2 подпункта "а" пункта 1 статьи 1, пункт 4 ст. 2 закона Тверской области от 15.02.2007 г. N 7-30 "О внесении изменений в закон Тверской области "О мерах по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Тверской области"
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене