Решение Центрального районного суда г. Твери
от 28 апреля 2005 г. N 2-14/2005
(извлечение)
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 31 мая 2005 г. N 33-1126 настоящее решение оставлено без изменения
Прокурор Тверской области в интересах неопределенного круга лиц (жителей города Твери) обратился в суд с заявлением о восстановлении нарушенных Главой города Твери, Тверской городской Думой жилищных прав граждан города Твери на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с законно установленными ставками и тарифами за период с 01.01.2004 г. по 31.07.2004 г. и об обязанности Главы города Твери, Тверской городской Думы произвести действия по перерасчету стоимости жилищно-коммунальных услуг населению города Твери и возмещению излишне уплаченных сумм за период с 1 января 2004 г. по 31 июля 2004 г., в связи с принятием Главой города Твери и Тверской городской Думой незаконных правовых актов от 29.12.2003 г. за N 3087 и от 16.03.04. за N 22.
В дополнительных требованиях заявитель просит признать незаконным бездействие Главы города Твери, Тверской городской Думы по не восстановлению нарушенных изданием Главой города Твери и Тверской городской Думой нормативно-правовых актов N 3087 от 29.12.2003 г. и N 22 от 16.03.2004 г. прав граждан города Твери на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2004 г. по 31.07.2004 г. в соответствии со ставками и тарифами на оплату жилья и коммунальных услуг, установленных постановлениями Главы города Твери N 3280 от 26.12.2002 г. и Главы Администрации города Твери N 1119 от 29.04.2003 г., обязать Главу города Твери, Тверскую городскую Думу восстановить до принятия ими нормативно-правовых актов, признанных решениями суда недействующими и нарушающими права граждан, положение по оплате населением города Твери жилищно-коммунальных услуг, обязать Главу города Твери, Тверскую городскую Думу определить порядок, способы, источники производства перерасчета стоимости жилищно-коммунальных услуг, взысканных с населения города Твери за период с 1 января 2004 года по 31 июля 2004 года.
В судебном заседании представитель заявителя Г-рина Н.С. уточнила исковые требования, в связи с принятием Главой города Твери и Тверской городской Думой распоряжения от 25 ноября 2004 года за N 1185 "О проведении компенсационного перерасчета" и решения Тверской городской Думы от 20 декабря 2004 г. N 19(95) "Об оплате жилищно-коммунальных услуг населением города Твери", полагая, что права граждан не восстановлены в полном объеме, просит признать незаконными бездействие Главы города Твери и Тверской городской Думы, обязать восстановить нарушенные права граждан и обязать Главу города Твери и Тверскую городскую Думу определить источники производства перерасчета населению города Твери стоимости жилищно-коммунальных услуг, поскольку они не определены принятыми распоряжением и решением, кроме того не произведен перерасчет в отношении отдельных категорий граждан.
Представители Главы города Твери по доверенностям К-рова А.А.и Кап-н Я.В. исковые требования не признали, пояснив, что прокурор не вправе обращаться с такими исковыми требованиями в защиту какого бы то ни было "значительного числа граждан", если их можно должно# индивидуализировать, так как возможно определить размер сумм, подлежащих компенсации каждому конкретному гражданину, чьи права были нарушены, что свидетельствует именно об определенности (ограниченности) круга лиц, при этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Кроме того, хотя решениями судов были отменены проиндексированные тарифы, проведенная в последующем независимая экспертиза показала, что затраты на содержание и ремонт жилья, водоснабжение, водоотведение значительно выше, чем отмененные судом. Не могут быть удовлетворены требования о признании незаконным бездействия Главы города Твери, так как оспоренное постановление было отменено постановлением Главы города Твери от 13.04.2004 г. N 718, было принято распоряжение от 25.11.2004 г. N 1185 "О проведении компенсационного перерасчета", внесен в Тверскую городскую Думу проект решения о проведении перерасчета. Был реально произведен перерасчет по данным "ЕРКЦ", МУП "Тверьводоканал", МУП "ДЭЗ-2", МУП "Сахарово", Нии-2, ОАО "Тверские коммунальные системы". Полагают, что требования прокурора о обязанности Главы города определить источники перерасчета не подлежат удовлетворению, так как эти источники определены в п. 2 распоряжения N 1185, п. 3 решения Тверской городской Думы от 20.12.2004 г. N 19(95) в счет будущих платежей граждан, что не противоречит действующему законодательству, так как поставщики жилищно-коммунальных услуг без законных оснований получили от населения оплату по завышенным тарифам и в соответствии со ст. 1102 ГК РФ обязаны вернуть гражданам сумму неосновательного обогащения, ссылка прокуратуры на ст. 83 БК РФ о необходимости бюджетного финансирования несостоятельна, поскольку из бюджета города финансируются подтвержденные затраты предприятий, а не суммы недоплаченные населением. В связи с чем, просят в иске отказать.
Представитель Тверской городской Думы по доверенности Бон-нко В.В. исковые требования признал в части удовлетворения требований о необходимости произвести перерасчет всем гражданам города Твери, при этом не согласен, что Тверская городская Дума незаконно бездействовала, так как 29.04.2004 г. решением N 47 Дума отменила самостоятельно ранее принятое решение от 16.03.2004 г. N 22, однако распоряжением от 13 мая 2004 года Глава города Твери наложил вето на принятое решение, в дальнейшем на заседании Тверской городской Думы 20.12.2004 года было принято решение N 19(95) "Об оплате жилищно-коммунальных услуг", рассматривался представленный Главой города Твери проект, где уже указывалась сумма перерасчета, способы и порядок его проведения.
Представитель третьего лица - 000 "ЕРКЦ" по доверенности Г-сарев В.Н. исковые требования не поддержал, уточнив при этом, что ООО "ЕРКЦ" произвело в январе-феврале 2005 года перерасчет на сумму 43765338,78 рублей, при этом указанная сумма была обозначена Департаментом ЖКХ Администрации города Твери перерасчет производился в соответствии с решением Тверской городской Думы N 19(95) и таблицей "Размер перерасчета оплаты за жилье и коммунальные услуги за 2004 г.", который в январе был представлен департаментом ЖКХ, в январе перерасчет был произведен с уменьшающим эффектом, поэтому феврале были применены повышающие коэффициенты.
Представитель третьего лица - МУП "ДЭЗ-2" по доверенности Е-вич Т.Н. пояснила, что ими был произведен перерасчет на сумму 1554, 6 тыс. рублей, при этом каких-либо денежных средств им не поступало, сумма определялась на основании таблицы, представленной Департаментом ЖКХ. Представитель третьего лица - МУП "Сахарово" по доверенности А-нькина Е.Г. пояснила, что ими был произведен перерасчет в январе-феврале 2005 год на сумму 587,5 тыс. руб., перерасчет производился за счет собственных средств. Представитель третьего лица - ООО "ЖЭУ - Застава" по доверенности К-жухова С.Н.пояснила, что был произведен перерасчет на сумму 70621,14 руб. в январе-феврале 2005 года, при этом общество понесло убытки, так как денежных средств на перерасчет не поступило и он был осуществлен за счет собственных средств, полагает, что необходимо решить вопрос с источниками финансирования перерасчета, сумма перерасчета определялась на основании таблицы, полученной из Департамента ЖКХ Администрации города. Заслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Частью 2 статьи 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации в качестве последствия признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления установлено, что нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты прав граждан определено восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что пунктом 1 постановления главы города Твери от 29.12.2003 года N 3087 "Об утверждении базовой себестоимости, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в городе Твери" была утверждена таблица базовых экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги в городе Твери. Пунктом 2 постановления Главы города Твери от 29.12.2003 N 3087 были введены в действие с 01.01.2004 года ставки и тарифы оплаты жилья и коммунальных услуг для населения города Твери. Решением Центрального районного суда г.Твери от 09.03.2004 пункты 1, 2 указанного выше постановления главы города Твери признаны несоответствующими закону и недействующими с момента их принятия, т.е. с 29 декабря 2003 года. 05.04.04 решение суда вступило в законную силу.
Во время рассмотрения настоящего заявления в суде, по инициативе Главы города на рассмотрение и утверждение Тверской городской Думы был вынесен проект решения "Об утверждении уровней платежей граждан на содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 год", который 16.03.2004 года Тверской городской Думой был рассмотрен и принят.
Пунктом 1 решения Тверской городской Думы от 16.03.2004 N 22 "Об утверждении уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 год", опубликованного в газете "Вся Тверь" 30.03 2004 года N 1(260) была утверждена таблица уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги, согласно Приложению N 1 к настоящему решению.
Пунктом 2 настоящего решения утверждены базовые экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2004 год, согласно Приложению N 2 к настоящему решению. Пунктом 3 решения Тверской городской Думы от 16.03.2004 N 22 утверждены ставки и тарифы оплаты жилья и коммунальных услуг для населения города Твери с 01.01.2004 согласно Приложению N 3 к настоящему решению. Решением Центрального районного суда г.Твери от 03.06.04 признаны несоответствующими законодательству, нарушающими права граждан и недействующими с момента принятия решение Тверской городской Думы N 22 от 16.03.2004 "Об утверждении уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 год" и приложений к нему N 1, 2, 3. 13.07.04 решение вступило в законную силу.
В связи с признанием несоответствующими законодательству и недействующими с момента их принятия вышеуказанных решений Главы города Твери и Тверской городской Думы исчисление коммунальных платежей за период с января по июль 2004 года должно было производиться в соответствии с ранее действующими нормативными актами (до принятия признанных судом незаконными решениями главы города и Тверской городской Думы) решением Тверской городской Думы от 21.12.01 N 185 и изданными в соответствии с ним постановлением Главы города Твери N 3280 от 26.12.2002 и постановлением Главы администрации города N 1119 от 29.04.2003 г. Таким образом, в период с 1 января 2004 года по 31.07.2004 года населению города Твери начисление платежей за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги производилось по незаконно завышенным ставкам и тарифам, установленными постановлением Главы города Твери N 3087 от 29.12.2003 и решением Тверской городской Думой N 22 от 16.03.2004 года, признанными судом противоречащими закону и недействующими с момента принятия (постановлением Главы города Твери N 1981 от 30.07.2004 утверждены новые ставки и тарифы на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения города Твери, которые введены в действие с 01.08.2004).
Однако, в нарушение вышеуказанных норм гражданского законодательства, ст. 13 ГПК РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, Глава города Твери, Тверская городская Дума после вступления в законную силу решений Центрального районного суда города Твери не приняли каких-либо мер к восстановлению нарушенных прав граждан города Твери, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг.
В связи с продолжением нарушения прав граждан, Прокуратурой области 23.07.04 Главе города Твери Л-деву О.С. и Председателю Тверской городской Думы Б-сенко А.В. в соответствий со ст. 24 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" были внесены представления об устранении нарушений действующего гражданского и жилищного законодательства и предложено привести в соответствие с законодательством нормативные акты, регулирующие вопросы оплаты содержания жилья и коммунальных услуг в городе Твери, а также принять организационные и распорядительные меры по начислению жилищно-коммунальных платежей в соответствие с действующим законодательством и решить в централизованном порядке вопрос возмещения гражданам излишне взысканных средств в результате принятых Главой города Твери и Тверской городской Думой незаконных нормативных актов. 19.08.2004 года Глава города Твери в своем ответе на представление прокуратуры отказался от восстановления нарушенных прав в результате принятого им незаконного правового акта, ссылаясь, что представление внесено в адрес ненадлежащего лица. Тверской городской Думой представление рассмотрено не было.
В соответствии с п. 1.2 Устава ООО "Единый расчетный кассовый центр", утвержденным решением N 1 от 10.02.2004 участника общества, которым является муниципальное специализированное учреждение "Тверьэффектинвест", ООО "Единый расчетный кассовый центр" занимается сбором платежей за жилье, капитальный ремонт и техническое обслуживание дома от арендаторов, нанимателей и собственников помещений, строений, а также платежей за коммунальные и прочие услуги на основании договоров. В своей деятельности по заключению договоров с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, по начислению, сбору средств с населения за поставленные услуги руководствуется действующим законодательством и решениями органов местного самоуправления. 03.08.2004 года, прокуратурой области директору ООО "Единый расчетный кассовый центр" П-ву В.Н. в связи с продолжением начисления платежей граждан за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги в соответствии с отмененными решениями судов нормативными актами Главы города Твери и Тверской городской Думы, а также непроизводству гражданам г. Твери перерасчета платежей необоснованно начисленных и излишне взысканных сумм за период с 01.01.04 объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона. Согласно ответу директора ООО "Единый расчетный кассовый центр" П-ва В.П., общество обращалось в Администрацию города и Тверскую городскую Думу с запросами о порядке проведения перерасчета, однако, ответа не получило.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с п. 1 статьей 64 Устава города Твери глава города, Тверская городская Дума, руководители органов и структурных подразделений администрации города несут ответственность за принятие ими незаконных# действующим законодательством. К полномочиям Главы города Твери на основании пункта статьи 55 Устава города Твери отнесена организация управления городским хозяйством, социальной и другими сферами, осуществление мер по обеспечению законности, защите прав и свобод граждан. Пунктом 1 ст. 51 Устава города Твери определено, что Глава города Твери является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления в пределах своих полномочий. Статья 56 Устава устанавливает, что Глава города на основании и во исполнение федеральною и областного законодательства, настоящего Устава и решений Тверской городской Думы издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории города, а также иные распорядительные документы.
Как следует из показаний свидетелей, ранее допрошенных в ходе судебного заседания из пояснений третьих лиц, принятые Главой города Твери распоряжение N 1185 и решение Тверской городской Думы не восстановили в полной мере нарушенные права всех жителей города Твери, указанные решения не содержат источников финансирования перерасчета, ссылка представителей Главы города Твери о том, что источником являются будущие платежи граждан представляется несостоятельной, так как в соответствии со ст. 87 Бюджетного Кодекса Российской Федерации исключительно из местного бюджета финансируются расходы на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому, в целях восстановления нарушенных прав граждан в результате незаконно принятых нормативно-правовых актов, Главой города Твери в соответствии с его компетенцией, должен быть принят правовой акт организационно-распорядительного характера по порядку производства перерасчета стоимости жилищно-коммунальных услуг населению города Твери. Вышеуказанные выводы подтверждаются показаниями свидетелей. Так, свидетель Б-ев Р.Т.- руководитель ОАО "Тверские коммунальные системы" пояснял суду, что ООО "ЕРКЦ" без уведомления произвели перерасчет в январе в феврале 2005 года, общество недополучило около 25 млн. рублей, образовались прямые убытки, до настоящего времени каких-либо денежных средств на их возмещение не поступило, при этом не производился перерасчет для жителей ТСЖ и ЖСК, с которыми имеются прямые договорные отношения, поскольку отсутствуют основания и денежные средства для этого перерасчета, полагает, что Тверская городская Дума должна определить источники финансирования перерасчета.
Свидетель Люб-ва Л.Н.- казначей ЖСК-101 и свидетель Д-манский С.Т. - управляющий ТСЖ "Южный" ранее в ходе судебного заседания пояснили, что не смогли произвести перерасчет жителям за горячую воду, отопление, газ, вывоз мусора, так как отсутствуют денежные средства для его реализации, ТКС отказывает в производстве перерасчета, так как полностью поставляет услугу, которую они оплачивают по выставленным платежным поручениям, перерасчет был произведен лишь "Тверьводоканалом", жители постоянно обращаются с требованиями о перерасчете. О производстве перерасчета стало известно из органов СМИ, каких-либо документов и денежных средств от органов местного самоуправления не поступало.
Таким образом, указанные доказательства подтверждают факт того, что перерасчет произведен не для всех категорий граждан, нарушенные права граждан, проживающих в жилом фонде ТСЖ и ЖСК не восстановлены, в связи с отсутствием источников финансирования перерасчета.
Более того, суд приходит к выводу, что в результате бездействия Главы города Твери и Тверской городской Думы, не восстановлены надлежащим образом и права жителей города Твери, которым был произведен перерасчет.
Как следует из показаний свидетеля Ж-влевой Н.П. начальника расчетного отдела ООО "ЕРКЦ", ранее допрошенной в ходе судебного заседания, сумма перерасчета была представлена Департаментом ЖКХ Администрации города Твери в виде таблицы с индексами, при этом не могли выйти за сумму перерасчета, определенную в решении Тверской городской Думы.
Аналогичные показания дали в ходе судебного заседания представители третьих лиц, сообщившие, что сумма перерасчета была представлена Департаментом ЖКХ с приложением таблиц, в которых указывались индексы и коэффициенты, которые следует применять при перерасчете, представитель ООО "ЖЭ-Застава" пояснила, что эти коэффициенты являются заниженными.
Свидетели С-кая Г.П. - зам.начальника Департамента ЖКХ Администрации города Твери и С-нов Д. Г.- заместитель Главы города, ранее в ходе судебного заседания не могли представить суду надлежащих доказательств и дать пояснений обоснованности произведенного расчета и определения суммы перерасчета в 59882 тыс. рублей, при этом С-кая пояснила, что ТСЖ и ЖСК не вошли в расчет изначально, для производства перерасчета были привлечены только организации: ООО "ЕРКЦ", ООО "ЖЭУ - Застава", МУП "Сахарово", МУП "ДЭЗ-2", поскольку эти организации "на слуху".
Данные показания свидетелей и участников процесса свидетельствуют о том, что в нарушение действующего законодательства при восстановлении нарушенных прав граждан в результате принятия нормативных актов, признанных решениями судов незаконными и недействующими, обслуживающими организациями при производстве перерасчета применялись не ранее действующие нормативные акты, а использовалась таблица Департамента ЖКХ Администрации города Твери с указанием определенных сумм перерасчетами этом суду не представлено надлежащих доказательств обоснованности этой суммы и применяемых коэффициентов и индексов.
Признавая незаконным бездействие Тверской городской Думы, которая по истечении продолжительного времени после принятия решения суда, на основании которого было признано незаконным и недействующим решение Думы N 22, лишь 20 декабря 2004 года приняла решение N 19(95) "Об оплате жилищно-коммунальных услуг населением города Твери", суд исходит из того, что данное решение не восстановило в полной мере права граждан Твери, при принятии этого решения не проводилась проверка обоснованности, указанной в проекте решения, направленного в адрес Думы Главой города Твери, суммы перерасчета в размере 59882 тыс.рублей, не определены источники финансирования перерасчета.
Как пояснил представитель Тверской городской Думы Б-ренко в адрес Думы от Главы города Твери поступил пакет документов, который содержал проект решения Тверской городской Думы с пояснительной запиской заместителя Главы города Твери начальника Департамента ЖКХ - С-нова Д.Г., каких-либо расчетов и документов, подтверждающих обоснованность указанной в проекте суммы перерасчета и таблиц по коэффициентам и индексам не представлялось. Заключение юридической службы Тверской городской Думы по данному вопросу отсутствует.
Свидетель Г-бова Е.П. - депутат Тверской городской Думы, председатель постоянной комиссии по экономике, бюджету, финансам и налоговой политике пояснила, что каких-либо изменений в бюджет города не вносилось в связи с перерасчетом, из бюджета обслуживающим предприятиям денежные средства также не выделялись.
Свидетель П-лосина Л.С. - депутат Тверской городской Думы, председатель комиссии по развитию города и городскому хозяйству, в судебном заседании пояснила, что проект решения рассматривался на заседании комиссии, полагает, что ТСЖ и ЖСК должны производить перерасчет самоконтроль за исполнением решения Думы N 19(95) действительно возлагался на нее и будет производиться во втором квартале 2005 года. Считает, что источниками перерасчета являются денежные средства организаций, которые предоставляют услуги населению, что нашло свое отражение в принятом Думой решении, сумма в размере 59882 тыс. рублей не вызывает сомнения, какие организации были охвачены при производстве перерасчета сказать не может, расчеты проверялись контрольно-счетной палатой Тверской городской Думы.
К показаниям свидетеля П-лосиной Л.С. в части того, что расчеты проверялись контрольно-счетной палатой, суд относится критически, так представленный пакет документов, который находился на рассмотрении комиссии не содержит даже какой-либо таблицы с указанием представленной на рассмотрение суммы, а расчет ее как таковой отсутствует вообще, что подтверждается копиями документов представленными Тверской городской Думой с сопроводительным письмом, подписанным Главой города Твери N 1634 от 22.12.2004 г. Кроме того, как следует из представленного пакета документов они поступили председателю Тверской городской Думы 22 декабря 2004 года, о чем свидетельствует входящий номер 1611, тогда как решение N 19(95) было принято 20 декабря 2004 года. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что принятое Думой решение не восстановило в полной мере прав граждан, оно не содержит источников финансирования перерасчета, при его принятий не проверена надлежащим образом сумма перерасчета в размере 59882 тыс. рублей, контроль за исполнением решения N 19(95) не осуществлен до настоящего времени. В связи с чем, доводы представителя Тверской городской Думы о том, что после признания незаконным и недействующим решения Тверской городской Думы от 16.03.2004 г. N 22 были восстановлены права граждан города Твери по оплате ими жилищно-коммунальных услуг, Тверская городская Дума не бездействовала не могут быть признаны состоятельными и опровергаются вышеперечисленными доказательствами.
Доводы представителей Главы города Твери о том, что прокурор не вправе обращаться с таким иском в суд в защиту прав какого бы то ни было "значительного числа граждан" если их можно и должно индивидуализировать, не могут быть приняты судом во внимание, так как под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах, и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2004 г. по гражданским делам, утв.постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 и 30 июня 2004 г.). Прокурор Тверской области в пределах своих полномочий в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц жителей города Твери, при этом невозможно индивидуализировать каждого жителя города Твери (потребителя), невозможно привлечь в процесс в качестве истцов. Кроме того, с данным иском прокурор обратился с целью восстановления прав граждан, которые были нарушены принятием нормативно-правовых актов Главой города Твери и Тверской городской Думой, признанные незаконными и недействующими эти правовые акты касались неопределенного круга лиц - жителей города Твери и именно в защиту этих прав обратился с иском прокурор Тверской области.
Доводы представителей Главы города Твери о том, что поставщики жилищно-коммунальных услуг без законных оснований получили от населения оплату по завышенным тарифам и в соответствии со ст. 1102 ГК РФ обязаны вернуть сумму неосновательного обогащения в случае если после проведения компенсационного перерасчета докажут наличие убытков, вправе возместить их в порядке ст. 1069 ГК РФ, представляются не основанными на законе, так как на поставщиков жилищно-коммунальных услуг не может быть возложена ответственность по восстановлению нарушенных прав вследствие принятия Главой города Твери и Тверской городской Думой нормативных актов, признанных решениями судов недействительными, поскольку в силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, что в данном случае находится именно в компетенции Главы города Твери и Тверской городской Думы, а не поставщиков жилищно-коммунальных услуг, которые взимали плату и предоставляли услуги именно в том объеме, по тем ставкам и тарифам, которые были определены Главой города Твери и Тверской городской Думой, и в дальнейшем признаны недействительными.
Таким образом, суд приходит к выводу, что принятые главой города Твери распоряжение N 1185 от 2004 года, решение Тверской городской Думы N 19(95) от 20.12.2004 года не восстановили в полном объеме нарушенные права граждан всех жителей города Твери, не содержат реальных источников финансирования перерасчета, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Признать незаконным бездействие Главы города Твери, Тверской городской Думы по не восстановлению нарушенных изданием Главой города Твери и Тверской городской Думой нормативно-правовых актов N 3087 от 29.12.2003 г. и N 22 от 16.03.2004 г. прав граждан города Твери на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 января 2004 года по 31 июля 2004 года в соответствии со ставками и тарифами на оплату жилья и коммунальных услуг, установленных постановлениями Главы города Твери N 3280 от 26.12.2002 года и Главы Администрации города Твери N 1119 от 29.04.2003 г.
Обязать Главу города Твери, Тверскую городскую Думу восстановить существовавшее до принятия ими нормативно-правовых актов N 3087 от 29.12.2003 г. и N 22 от 16.03.2004 г.ю,# признанных решениями судов недействующими нарушающими права граждан с момента их принятия, положение по оплате населением города Твери жилищно-коммунальных услуг в соответствии с постановлениями Главы города Твери N 3280 от 26.12.2002 г. и Главы Администрации города Твери N 1119 от 29.04.2003 г. за период с 1 января 2004 года по 31 июля 2004 года. Обязать Главу города Твери, Тверскую городскую Думу определить источники финансирования производства перерасчета населению города Твери за период с 1 января 2004 года по 31 июля 2004 года стоимости жилищно-коммунальных услуг, взысканных с населения города Твери за указанный период из расчета ставок и тарифов, установленных постановлением Главы города Твери и решением Тверской городской Думы, признанных решениями суда недействующими с момента их принятия, по ставкам и тарифам, существовавшим до нарушения прав граждан города, утвержденных постановлением Главы города Твери N 3280 от 26.12.2002 г. и Главы Администрации города Твери N 1119 от 29.04.2003 г.
Решение может быть обжаловано или опротестовано прокурором в Тверской Областной суд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Центрального районного суда г. Твери от 28 апреля 2005 г. N 2-14/2005
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривающего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании