Определение Судебной коллегии по гражданским делам
Тверского областного суда
от 31 мая 2005 г. N 33-1126
(извлечение)
Прокурор Тверской области в интересах неопределенного круга лиц (жителей города Твери) обратился в суд с заявлением о восстановлении нарушенных Главой города Твери, Тверской городской Думой жилищных прав граждан города Твери на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с законно установленными ставками за период с 01.01.2004 г. по 31.07.2004 г. В заявлении был также поставлен вопрос о возложении на Главу города Твери и Тверскую городскую Думу обязанности по осуществлению действий, направленных на произведение перерасчета стоимости жилищно-коммунальных услуг населению города и возмещение излишне уплаченных сумм за период с 01 января 2004 г, в связи с принятием Главой города Твери и Тверской городской Думой незаконных правовых актов от 29.12.2003 г. за N 3087 и от 16.03.04 г. за N 22.
В ходе рассмотрения дела прокурором дополнительно были заявлены требования о признании незаконным бездействия Главы города Твери и Тверской городской Думы по не восстановлению нарушенных изданием Главой города Твери и Тверской городской Думой нормативно-правовых актов N 3087 от 29.12.2003 и N 22 от 16.03.2004 г. прав граждан города Твери на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2004 г. по 31.07.2004 г. в соответствии со ставками и тарифами, установленными постановлениями Главы города Твери N 3280 от 26.12.2002 г. и Главы Администрации города Твери N 1119 от 29.04.2003 г. Прокуратурой был также поставлен вопрос о возложении на Главу города Твери, Тверскую городскую Думу обязанности по восстановлению положения, существовавшего до принятия нормативно-правовых актов, признанных решениями суда недействующими и нарушающими права граждан. Также заявлялось о возложении на Главу города Твери и Тверскую городскую Думу обязанности по определению порядка, способов и источников производства перерасчета стоимости жилищно-коммунальных услуг, взысканных с населения города Твери за период с 1 января 2004 года по 31 июля 2004 года.
В судебном заседании представителем прокуратуры были уточнены исковые требования, в связи с принятием Главой города Твери и Тверской городской Думой распоряжения от 25 ноября 2004 года за N 1185 "О проведении компенсационного перерасчета" и решения Тверской городской Думы от 20 декабря 2004 г. N 19(95) "Об оплате жилищно-коммунальных услуг населением города Твери". Указывалось при этом, что права граждан в связи с принятием указанных постановлений не восстановлены в полном объеме. По-прежнему имеются основания для признания незаконным бездействия Главы города Твери и Тверской городской Думы и возложении на них обязанности по восстановлению нарушенных прав граждан и определению источников произведения перерасчета. Принятыми постановлениями источники перерасчета не определены и не решен вопрос о произведении перерасчет# в отношении отдельных категорий граждан.
Представители Главы города Твери исковые требования в судебном заседании не признали. Пояснили при этом, что прокурор был не вправе обращаться с исковыми требованиями в защиту какого бы то ни было "значительного числа граждан", каковым является население города, если их можно индивидуализировать. Имеется и возможность определить размер сумм, подлежащих компенсации каждому конкретному гражданину, чьи права были нарушены, что свидетельствует именно об определенности (ограниченности) круга лиц. В этой связи предъявление требований в интересах неопределенного круга лиц является неправомерным. Кроме того, хотя решениями судов были отменены проиндексированные тарифы, проведенная в последующем независимая экспертиза показала, что затраты на содержание и ремонт жилья, водоснабжение, водоотведение значительно выше, чем отмененные судом. Не могут быть удовлетворены требования о признании незаконным бездействия Главы города Твери, так как оспоренное постановление было отменено, постановлением Главы города Твери от 13.04.2004 г. N 718, было принято распоряжение от 25.11.2004 г. N 1185 "О проведении компенсационного перерасчета", внесен в Тверскую городскую Думу проект решения о проведении перерасчета. Был реально произведен перерасчет по данным "ЕРКЦ", МУП "Тверьводоканал", МУП "ДЭЗ-2", МУП "Сахарово", НИИ-2, ОАО "Тверские коммунальные системы". Полагали, что требования прокурора о возложении на Главу города обязанности по определению источников перерасчета не подлежат удовлетворению, так как это уже было сделано в соответствии с п. 2 распоряжения N 1185, п. 3 решения Тверской городской Думы от 20.12.2004 г. N 19(95). Было установлено, что произведение перерасчета осуществиться в счет будущих платежей граждан, что не противоречит действующему законодательству. Поскольку в сложившейся ситуации поставщики жилищно-коммунальных услуг без законных оснований получили от населения оплату по завышенным тарифам, то они и обязаны вернуть сумму неосновательного обогащения. Ссылка прокуратуры на ст. 83 БК РФ о необходимости бюджетного финансирования несостоятельна, поскольку из бюджета города финансируются подтвержденные затраты предприятий, а не суммы недоплаченные населением.
Представитель Тверской городской Думы исковые требования признал в части возложения на Думу обязанности произвести перерасчет всем гражданам города Твери. Не был согласен с тем, что Тверская городская Дума незаконно бездействовала, так как 29.04.2004 г. решением N 47 Дума отменила самостоятельно ранее принятое решение от 26.03.2004 г. N 22, однако распоряжением от 13 мая 2004 года Глава города Твери наложил вето на принятое решение, в дальнейшем на заседании Тверской городской Думы 20.12.2004 года было принято решение N 19(95) "Об оплате жилищно-коммунальных услуг", рассматривался представленный Главой города Твери проект, где уже указывалась сумма перерасчета, способы и порядок его проведения.
Представитель третьего лица - ООО "ЕРКЦ" исковые требования не признал, указав, что ими был произведен перерасчет в январе-феврале 2005 года на сумму 43765338,78 руб. Названная сумма была обозначена Департаментом ЖКХ Администрации города Твери, перерасчет производился в соответствии с решением Тверской городской Думы N 19(95) и таблицей "Размер перерасчета оплаты за жилье и коммунальные услуги за 2004 г.", который в январе был представлен департаментом ЖКХ, в январе перерасчет был произведен с уменьшающим эффектом, поэтому в феврале были применены повышающие коэффициенты.
Представитель третьего лица - МУП "ДЭЗ-2" пояснил, что ими был произведен перерасчет на сумму 1554,6 тыс.руб., при этом каких-либо денежных средств им не поступало, сумма определялась на основании таблицы, представленной Департаментом ЖКХ.
Представители третьих лиц - МУП "Сахарово" и ООО "ЖЭУ-Застава" также ссылались на фактическое произведение перерасчета в январе-феврале 2005 год#, осуществленного за счет собственных средств.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Главы города Твери ставится вопрос об отмене решения суда. В жалобе указывается, что прокурор обращаясь с иском в защиту прав граждан, требует восстановления прав конкретных граждан, проживающих в городе Твери и оплативших жилищно-коммунальные услуги в течение января-июля 2004 года по отмененным ценам и тарифам, что не соответствует понятию неопределенного круга лиц и противоречит действующему законодательству. В п. 3 Решения Тверской городской Думы N 19(95) от 20.12.2004 г. определен источник финансирования перерасчета - это излишне полученные поставщиками жилищно-коммунальных услуг средства, собранные с населения города в оплату поставленных услуг по ставкам и тарифам, признанным впоследствии судом незаконно завышенными. Главой города Твери были совершенны действия направленные на восстановление прав граждан, а именно, оспоренное постановление (N 718 от 13.04.2004 г.) было отменено. Было принято распоряжение от 25.11.2004 г. N 1185 "О проведении компенсационного перерасчета", и этот перерасчет фактически был организован. Таким образом, у суда отсутствовали основания для признания установленным бездействия Главы города Твери по восстановлению нарушенных прав граждан. Нет оснований и для возложения на Главу города обязанности по определению источников перерасчета, т.к. он установлен решением Тверской городской Думы N 19(95) от 20.12.04 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей Главы города по доверенности К-ровой А.А., К-лун Я.В., представителя Тверской городской Думы по доверенности Б-ренко В.В., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя прокуратуры Тверской области Г-риной Н.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, и заключение прокурора С-вой Т.И., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Судом установлено, что постановлением Главы города Твери от 29.12.2003 года N 3087 "Об утверждении базовой себестоимости, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в городе Твери" были введены в действие с 01.01.2004 года ставки и тарифы оплаты жилья и коммунальных услуг для населения города Твери. Решением Центрального районного суда г.Твери от 09.03.2004 г. пункты 1, 2 указанного постановления Главы города Твери признаны несоответствующими закону и недействующими с момента их принятия, то есть с 29 декабря 2003 года. 05.04.04 г. названное решение суда вступило в законную силу.
Решением Тверской городской Думы от 16.03.2004 г. N 22 "Об утверждении уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 год" утверждена таблица уровней платежей, граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги, утверждены базовые экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2004 год, утверждены ставки и тарифы оплаты жилья и коммунальных услуг для населения города Твери с 01.01.2004 года. Решением Центрального районного суда г.Твери от 03.06.04 г. признаны несоответствующими законодательству, нарушающими права граждан и недействующими с момента принятия решение Тверской городской Думы N 22 от 16.03.2004 года "Об утверждении уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 год" и приложений к нему N 1, 2, 3. Решение вступило в законную силу 13.07.04.
В связи с этим, исчисление коммунальных платежей за период с января по июль 2004 года должно было производиться в соответствии с иными нормативными актами, а именно, с решением Тверской городской Думы от 21.12.01 N 185 и изданными на его основании постановлением Главы города Твери N 3280 от 26.12.2002 г., а также постановлением Главы администрации города N 1119 от 29.04.2003 г.
Фактически же в период с 1 января 2004 года по 31.07.2004 года начисление платежей населению города Твери за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги производилось по незаконно завышенным, как установлено в судебном порядке, ставкам и тарифам.
Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Однако, в ходе рассмотрения заявленных прокуратурой требований, нашли подтверждение доводы о том, что Глава города Твери, Тверская городская Дума после вступления в законную силу решений Центрального районного суда города Твери не приняли мер по восстановлению нарушенных прав граждан города Твери, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 24 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратурой Тверской области 23.07.2004 года были внесены представления об устранении нарушений действующего гражданского и жилищного законодательства и предложено привести в соответствие с законодательством нормативные акты, регулирующие вопросы оплаты содержания жилья и коммунальных услуг в городе Твери, а также принять организационные и распорядительные меры по начислению жилищно-коммунальных платежей в соответствие# с действующим законодательством и решить в централизованном порядке вопрос возмещения гражданам излишне уплаченных средств в результате принятых Главой города Твери и Тверской городской Думой незаконных нормативных актов.
Несмотря на то, что имели место вступившие в законную силу 05.04.05 и 13.07.05 г. судебные решения, внесенные прокуратурой представления, необходимой и соответствующей закону реакции со стороны Главы города и Тверской городской Думы не последовало.
Представления прокуратуры Тверской области по вопросу необходимости реального восстановления нарушенных прав граждан города по существу поставленных в них вопросов ни Главой города, ни Думой рассмотрены не были.
Содержание ответа ООО "ЕРКЦ", связанного с предостережением прокуратуры о недопустимости нарушения закона, свидетельствует о том, что обращения названной организации в Администрацию города и Тверскую городскую Думу с запросами о порядке и условиях проведения перерасчета, были оставлены без какого-либо реагирования.
Приведенное правомерно было расценено судом в качестве обстоятельств, свидетельствующих о неправомерном бездействии Главы города Твери и Тверской городской Думы после принятия и вступления в силу судебных решений об отмене незаконных правовых актов и возникших в связи с этим правовых последствий.
Доводы о том, что Главой города Твери и Тверской городской Думой были предприняты действия, направленные на восстановление прав граждан, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и обоснованно не были приняты в качестве достаточных оснований для отказа в удовлетворении заявления прокуратуры.
В соответствии с положениями Устава города Твери Глава города и Тверская городская Дума несут ответственность за принятие незаконных решений, а также за бездействие или ненадлежащее осуществление своих полномочий перед жителями муниципального образования.
Распоряжение Главы города Твери N 1185 "О произведении компенсационного перерасчета" было принято только 25.11.04 г.
Показания допрошенных судом первой инстанции свидетелей, а также объяснения представителей третьих лиц свидетельствуют о том, что в связи с изданием названного распоряжения не были восстановили# в полной мере нарушенные права всех жителей города Твери, отдельные категории плательщиков, а именно, проживающие# в домах ЖСК, или управляемых ТСЖ, вовсе не были учтены, в распоряжении не разрешен вопрос об источниках финансирования перерасчета. При реализации названного распоряжения у обслуживающих организаций возникли убытки, средства на возмещение которых отсутствуют. При этом при произведении перерасчета применялась таблица департамента ЖКХ Администрации города Твери с указанием определенных сумм, индексов и коэффициентов, обоснование которых отсутствовало. Нормативные акты, действовавшие до отмены в судебном порядке постановления Главы города Твери от 29.12.2003 года N 3087 и решения Тверской городской Думы от 16.03.2004 г. N 22 не применялись.
Тверской городской Думой решение N 19(95) "Об оплате жилищно-коммунальных услуг населением города Твери" было принято 20.12.04 г. С его принятием также не были в полной мере восстановлены нарушенные права граждан. Не проводилась проверка обоснованности предусмотренной Главой города Твери денежной суммы для произведения перерасчета, не истребовались документы ее подтверждающие, не определялись источники финансирования, вопросы, связанные с внесением изменений в бюджет города, не рассматривались.
Несвоевременное принятие Думой решения по вопросу перерасчета, а также то обстоятельство, что с его принятием не были разрешены необходимые для восстановления прав граждан вопросы, как правильно указано судом первой инстанции, свидетельствовало о неправомерном бездействии названного органа местного самоуправления.
Ссылка представителей Главы города Твери о том, что источником финансирования перерасчета должны являются будущие платежи граждан, несостоятельны, поскольку ст. 87 Бюджетного Кодекса РФ расходы на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства финансируются из местного бюджета.
Оснований для вывода о том, что у обслуживающих организаций, получавших платежи по повышенным ставкам, возникло неосновательное обогащение, влекущее предусмотренные ст. 1102 ГК РФ правовые последствия также не имеется, поскольку названные организации действовали в соответствии с принятыми компетентными органами нормативными актами, которые впоследствии были признаны судом недействующими.
Как определено п. 1 ст. 51 Устава города Твери, Глава города Твери является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления в пределах своих полномочий. Согласно ст. 56 Устава, Глава города на основании и во исполнение федерального и областного законодательства, настоящего Устава и решений Тверской городской Думы издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории города, а также иные распорядительные документы.
Следовательно, в целях восстановления нарушенных прав граждан в результате незаконно принятых нормативно-правовых актов, Главой города Твери в соответствии с его компетенцией, должен быть принят правовой акт организационно-распорядительного характера по порядку производства перерасчета стоимости жилищно-коммунальных, услуг населению города Твери.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В этой связи правомерным является вывод суда о том, что полное восстановление нарушенных прав населения города должно быть осуществлено путем принятия необходимых к этому мер Главой города и городской Думой. При этом должны быть учтены интересы всех категорий граждан и четко определены источники финансирования необходимого перерасчета платежей.
Позиция представителей Главы города Твери, связанная с тем, что прокурор области не имел законных полномочий на обращение в суд в интересах жителей города, обоснованно отвергнута судом первой инстанции.
Как видно из содержания заявления, прокурор Тверской области обратился в суд. в пределах своих полномочий в защиту неопределенного круга лиц - жителей города Твери, что не противоречит требованиям п. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Обращение имело место в связи с необходимостью восстановления прав нарушенных принятием нормативных актов, рассчитанных на применение в отношении не индивидуализированного, т.е. неопределенного круга лиц.
Население муниципального образования при решении вопроса о применении процессуальных норм не может быть четко индивидуализировано, привлечено в процесс в качестве его участников, указано в полном объеме в решении суда.
В этой связи правомерным является, использование предусмотренного процессуальным законом понятия, как неопределенный круг лиц, при обращении прокурора в защиту интересов жителей города.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, сто постановленное по делу решение является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не могут послужить поводом для его отмены.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Центрального районного суда от 28 апреля 2005 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы, города Твери - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 31 мая 2005 г. N 33-1126
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривающего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании