Проведенной прокуратурой области проверкой установлено не соответствие действующему законодательству о муниципальной службе Положения о муниципальной службе в городе Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 07.10.1996 N 103 (далее - Положение).
Решением Тверской городской Думы от 19.02.2008 N 21 "О внесении изменений и дополнений в решение Тверской городской Думы от 07.10.1996 N 103 "О временном положении о муниципальной службе в городе Твери" внесены существенные изменения, однако не все нормы Положения приведены в соответствие с действующим законодательством о муниципальной службе.
Абзацем 2 пункта 4 статьи 10 Положения установлены дополнительные социальные гарантии. В соответствии с указанной нормой Положения лицу, замещающему выборную муниципальную должность категории "А" и муниципальную должность муниципальной службы категории "Б", в случае освобождения от занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий, реорганизации органов городского самоуправления, выплачивается из городского бюджета пособие в размере получаемой им заработной платы до устройства на новое место работы в течение до одного года. Если на новом месте размер его заработной платы ниже, получаемой им ранее, то производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более одного календарного года со дня освобождения от должности.
Даная социальная гарантия федеральным законодательством не установлена. Однако по части 3 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и уставом, муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.#
В Уставе города Твери и законе Тверской области от 09.11.2007 N 121-ЗО "О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области" такие дополнительные гарантии не закреплены.
Такая гарантия предусмотрена пунктом 2 статьи 6 закона Тверской области от 27.02.1997 N 54 "Об особенностях правового статуса и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципальных образований Тверской области (муниципальных должностях категории "А")" для лиц находящихся на муниципальных должностях муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 1 закона Тверской области от 09.11.2007 N 121-ЗО к таким лицам относятся только выборный глава муниципального образования, иное выборное лицо местного самоуправления, депутат представительного органа местного самоуправления, председатель (или заместитель председателя) и (или) секретарь избирательной комиссии, работающий на оплачиваемой основе.
Таким образом, указанные гарантии незаконно распространены на муниципальных служащих, ранее относящихся к категории "Б". Действующим на момент принятия Положения законом Тверской области от 30.07.1998 N 28-03-2 "О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Тверской области" к этой категории были отнесены: руководитель органа местного самоуправления, работающий по контракту (трудовому договору), первый заместитель, заместитель органа местного самоуправления, управляющий делами (руководитель аппарата) органа местного самоуправления.
Таким образом, на указанных лиц незаконно распространены дополнительные социальные гарантии.
Формулировка статьи 18 Положения приводит к нарушению принципа равного доступа граждан к муниципальной службе и имеет признаки коррупционных факторов.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ в качестве одного из принципов муниципальной службы закреплен принцип равного доступа граждан к муниципальной службе и равных условий ее прохождения.
Согласно статьи 18 Положения, конкурс на замещение вакантной муниципальной должности обеспечивает равный доступ граждан к муниципальной службе и повышение профессионального уровня муниципальных служащих. Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципального служащего утверждается Тверской городской Думой.
Частью 3 статьи 45 Устава города Твери предусмотрен прием на муниципальную службу в порядке назначения или по конкурсу.
Пунктом 2 Положения о проведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности в администрации города Твери, утвержденного постановлением Тверской городской Думы от 27.12.1996 N 29 (134), предусмотрено проведение в администрации города конкурса для граждан впервые или вновь поступающих на муниципальную службу.
Указанные выше нормы не дают однозначного предписания о том, в каких случаях конкурс на замещение вакантных должностей производится в обязательном порядке. С учетом того, что частью 3 статьи 45 Устава города Твери предусмотрен прием на муниципальную службу в порядке назначения или по конкурсу, представитель работодателя принимает решение о замещении вакантных должностей муниципальной службы города Твери по назначению или на конкурсной основе по своему усмотрению.
Изучение практики назначения лиц на вакантные должности муниципальной службы в администрации города Твери показало, что без проведения конкурса назначены на вакантные должности заместителя главы администрации города Твери - Борисов А.В., заместителя начальника департамента - Куликов В.И., Пушкарев Ю.А., Кузнецов Н.В., Селиванов Е.В., начальника управления - Лундовская Н.В., Карчевская Е.В., первого заместителя начальника управления - Попов В.Е., заместителя начальника управления - Нечаев Д.Л., председателя комитета Кузнецова Л.В., заместителя начальника инспекции - Ельчанинов А.О., начальника отдела - Синикова И.В., Мосиевский А.А., Морозова Е.Н., Мельников А.Н. На конкурсной основе назначен только начальник департамента здравоохранения Лошкарев Ю.Е.
Таким образом, неопределенность формулировки указанной нормы Положения позволяет представителю работодателя применять или не применять конкурсный отбор граждан на вакантные должности муниципальной службы по своему усмотрению, что создает условия для возникновения коррупционных проявлений, и приводит к нарушению принципа равного доступа граждан к муниципальной службе.
Российской Федерацией в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных наций Против коррупции от 31.10.2003 Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции" взяты на себя международные обязательства по противодействию коррупции. Пунктом 3 статьи 5 Конвекции# предусмотрено периодическое проведение оценки соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление и в течение месяца со дня его внесения принять конкретные меры к приведению Положения о муниципальной службе в городе Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 07.10.1996 N 103 в соответствие с действующим законодательством о муниципальной службе.
2. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору Тверской области в письменной форме в месячный срок с момента его внесения.
И.о. прокурора области |
А.Н. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокуратуры Тверской области от 28 марта 2007 г. N 86-18-08 о приведении Положения о муниципальной службе в городе Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 17.10.1996 N 103, в соответствие с действующим законодательством о муниципальной службе
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене