Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
К субъектам малого предпринимательства области относятся малые предприятия (юридические лица), предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области на 1 июля 2005 года в области насчитывается около 6,9 тысяч малых предприятий. В малом бизнесе области работают также более 24,3 тысяч предпринимателей без образования юридического лица и около 3,4 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, общее количество субъектов малого предпринимательства в области составляет более 32 тысяч.
Среднесписочная численность работников на малых предприятиях составляет свыше 51,2 тыс. человек, или 8,2% от занятых в экономике области.
Малым бизнесом охвачены практически все сферы экономики области. Малые предприятия Тверской области производят металлоизделия, продукцию переработки древесины, строительные материалы, продукцию легкой промышленности, научно-техническую продукцию, товары народного потребления и народных промыслов, продовольственные товары, полиграфическую продукцию, выполняют ремонтно-строительные работы, оказывают услуги в сфере бытового обслуживания населения, медицины, автомобильных перевозок, образовательной, издательской деятельности, а также юридические, аудиторские, риэлтерские, консалтинговые, рекламные услуги.
Выручка от реализации товаров, работ, услуг малыми предприятиями всех видов деятельности по данным органов статистики за I полугодие 2005 года составила 11047,2 млн. рублей.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, малый бизнес в Тверской области остается пока мало используемым резервом в экономических преобразованиях территории.
Развиваясь бурными темпами в начале 90-х годов, в настоящее время предпринимательство переживает период стагнации. До сих пор предпринимательскому сообществу приходится действовать в неблагоприятной окружающей среде. В отличие от крупного и среднего бизнеса малому предпринимательству в результате приватизации не достались финансовые и материально-технические ресурсы. Малый бизнес изначально был поставлен в неравные стартовые условия, поэтому не может полноценно развиваться и конкурировать с крупными хозяйствующими субъектами. В своей деятельности предприниматели ощущают давление как со стороны власти, силовых структур, так и криминала.
Неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства, в частности, о правах и полномочиях контролирующих органов, приводит к тому, что предприниматели не могут отстоять свои интересы, несут большие издержки непроизводственного характера.
Информационная, консультационная и научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства упростит процедуру вхождения граждан в малый бизнес, обеспечит доступ предпринимателей к информационным ресурсам.
Содействие выставочно-ярмарочной деятельности будет способствовать продвижению продукции субъектов малого предпринимательства на региональный, межрегиональный и внешний рынки.
Как правило, у начинающих предпринимателей отсутствует начальный капитал, офисные и производственные площади для предоставления кредитным организациям в залог. Поэтому получение кредита при процентной ставке от 15,5 до 20 процентов годовых является для предпринимателей большой проблемой.
Специальные фонды неохотно предоставляют предприятиям и организациям долгосрочные ссуды. Объем средств, выданных на срок от 1 до 3 лет, составляет в кредитном портфеле всего 9 процентов (краткосрочные ссуды - 62 процента).
Острой остается проблема негативного отношения общества к предпринимателям, особенно со стороны малообеспеченных слоев населения. Это обстоятельство сдерживает предпринимательскую активность населения Тверской области, препятствует формированию "среднего класса", росту благосостояния граждан, а в конечном итоге оказывает негативное влияние на политическую и экономическую стабильность в регионе.
Сложившаяся ситуация в малом секторе экономики, несмотря на предпринимаемые попытки ее изменения в лучшую сторону, требует дальнейшей активизации государственной политики, направленной на создание приемлемых условий развития малого предпринимательства.
Практика показывает, что существующие в экономике проблемы, в том числе и в малом предпринимательстве, наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход обеспечивает наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов для достижения целевой функции. Помощь предпринимателям со стороны государства должна носить системный и целевой характер.
Программа является логичным продолжением областной целевой программы "Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области" на 2005 год и представляет собой комплексную систему мероприятий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства, разработанную с учетом существующей инфрастуктуры поддержки предпринимательства. Программные мероприятия, направленные на решение задач малого предпринимательства, тесно связаны с общими задачами социально-экономического развития Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.