Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 18
к Программе социально-экономического
развития Тверской области
на период до 2020 года
Цели, приоритетные направления и ожидаемые результаты
социально-экономического развития муниципального образования Калязинский район на период до 2020 года
Общие сведения
Калязинский район имеет выгодное географическое положение: он расположен на крайнем юго-востоке Тверской области, граничит с Кашинским и Кимрским районами Тверской области, Угличским и Переславским районами Ярославской области, Талдомским и Сергиево-Посадским районами Московской области.
Административный центр района - г. Калязин, удален от г. Твери на 180 км, от г. Москвы - на 176 км.
Площадь территории Калязинского района - 1 671 кв. км.
Численность населения на 01.01.2012 - 21 318 человек.
В состав муниципального образования "Калязинский район" входят: городское поселение - г. Калязин и 4 сельских поселений (Алферовское, Нерльское, Семендяевское и Старобисловское). Всего в районе 331 населенный пункт: 1 город, 2 поселка, 6 сел, 322 деревни.
Калязинский район расположен в своеобразном треугольнике между Тверью, Ярославлем и Москвой между двумя федеральными автодорогами М10 "Москва - Санкт-Петербург" и М8 "Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск". По территории района также проходит автодорога межрегионального значения Р104 "Москва - Сергиев Посад - Калязин - Углич - Рыбинск - Череповец" (ответвление от федеральной трассы М8 "Москва - Вологда - Архангельск") и автодорога Нерль - Талдом.
Существует прямое железнодорожное сообщение "Калязин - Москва" "Калязин - Санкт-Петербург".
Город Калязин расположен на берегу Угличского водохранилища, входящего в Большое Европейское воднотранспортное кольцо.
В составе земельного фонда района земли сельскохозяйственного назначения составляют 40 090 га (24 % общей площади земель), земли населенных пунктов - 10 120 га (6 %), земли промышленности - 1 290 га (0,8 %), земли лесного фонда - 73 539 га (44 %), земли запаса - 1 858 га (1,1 %). Значительная часть территорий относится к особо охраняемым природным территориям.
Территория района расположена в зоне смешанных лесов, состоящих из хвойных и мелколиственных древесных пород. Более 70 % территории района занято лесным массивом. Расчетная лесосека составляет 129 тыс. куб. м.
Леса Калязинского района используются и в рекреационных целях: бор "Калязинский" (сосновые массивы по берегам Волги), лесопарк "Калабриево" (сосновый массив на берегу реки Нерль), лесопарк "Байкусово" (лесной массив на полуострове, омываемом рекой Сабля), Спировские острова (сосновый лес и песчаные пляжи на островах Волги), лесопарковая зона бывшего дома отдыха "Фонвизино" и др.
На территории района располагается 2 месторождения глины, 29 месторождений торфа, месторождения сапропеля, песка и других общераспрастраненных полезных ископаемых.
Имеется большое количество разнообразных водных объектов: одно водохранилище, 21 озеро, более 20 рек, 54 болота, многочисленные мелиоративные каналы.
Калязинский район обладает богатым историко-культурным наследием. Упоминания о поселениях на месте нынешнего города Калязина относятся к XII в. (Никола-на-Жабне). В XV в. на левом берегу Волги был основан Макарьев монастырь, известный как Троицкий Калязинский мужской монастырь, с XVI в. ставший центром города Калязина (статус уездного города присвоен в 1775 году). В Тверской губернии Калязин наряду с Торжком являлся одним из центров кружевоплетения (плетение узорной сетчатой ткани для отделки и украшений царской и великокняжеской одежды). Помимо кружевного дела в Калязинском уезде развивались кузнечный, валяльный, сапожный и портновский промыслы, на основе которых в XIX - XX вв. сложились текстильное и кожевенно-обувное производство.
В районе сохранились памятники истории, культуры и зодчества: Свято-Введенская церковь (1882 год), Церковь Богоявления Господня (1781 год), Вознесенская церковь (1787 год), Колокольня Николаевского собора (1800 год), Купеческие усадьбы XIX века.
В настоящее время в районе активно возрождаются народные промыслы - гончарное дело (изготовление глиняной игрушки и декоративных изделий в д. Матвейково), кузнечное дело (сувенирная и жилищно-бытовая продукция в г. Калязине), резьба по дереву, кружевоплетение и др. Действует муниципальное автономное учреждение "Районный Дом ремесел", в котором происходит обучение и распространение умений народным промыслам.
Калязин входит в состав расширенного списка городов Золотого кольца России.
Транспортная доступность к столице и наличие богатых водных ресурсов, включая Угличское водохранилище и реку Волга, обусловили актуальность использования рекреационных возможностей района, на его территории находятся туристические, охотничьи и рыболовно-спортивные базы.
1. Комплексный анализ социально-экономического положения
муниципального образования
1.1. Демографическая ситуация
Численность постоянного населения в районе по состоянию на 01.01.2012 составляет 21,3 тыс. человек, в том числе в городском поселении г. Калязин - 13,7 тыс. человек, Алферовском сельском поселении - 1,5 тыс. человек, Нерльском сельском поселении - 2,6 тыс. человек, Семендяевском сельском поселении - 1,4 тыс. человек, Старобисловском сельском поселении - 2,1 тыс. человек.
Падение численности населения происходит из - за естественной убыли (смертность превышает рождаемость в 1,88 раза). Миграция существенного влияния на численность населения не оказывает.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Численность населения на конец года (тыс. человек), в том числе: моложе трудоспособного возраста трудоспособного возраста старше трудоспособного возраста |
21,6
3,6 10,5 0,7 |
21,3
3,5 10,4 0,7 |
21,0
3,5 10,3 0,7 |
Родившихся (человек) |
231 |
209 |
210 |
Уровень рождаемости (человек на 1000 населения) |
10,5 |
9,3 |
9,4 |
Умерших (человек) |
458 |
394 |
380 |
Уровень смертности (человек на 1000 населения) |
21,0 |
18,1 |
18,0 |
Естественный прирост/убыль (человек) |
-227 |
-185 |
-170 |
Коэффициент естественного прироста (человек на 1000 населения) |
1,05 |
0,87 |
0,33 |
Миграционный прирост/убыль (человек на 1000 населения) |
-150 |
-86 |
-120 |
Коэффициент миграционного прироста (человек на 1000 населения) |
6,9 |
4,0 |
5,6 |
Удельный вес сельского населения в общей численности населения (%) |
36,1 |
35,7 |
35,7 |
1.2. Трудовые ресурсы и занятость
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Среднегодовая численность постоянного населения трудоспособного возраста (тыс. человек), из них занято в экономике |
10,5
8,11 |
10,4
8,11 |
10,3
8,11 |
Численность зарегистрированных безработных на конец года (человек) |
283 |
251 |
270 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы (%) |
3,5 |
3,1 |
3,3 |
Уровень регистрируемой безработицы составил на 01.05.2012 3,0 % от экономически активного населения района, при среднеобластном показателе 1,3 % (по уровню безработицы район разделил с Кашинским районом в области 26-27 места).
Коэффициент напряженности (число незанятых на одну вакансию) на регистрируемом рынке труда уменьшился с 2,6 человека на 01.01.2012 до 1,1 человека на 01.05.2012.
Рынок труда района ослаблен оттоком кадров в г. Москву и Московскую область.
1.3. Уровень жизни населения
Среди муниципальных образований (за исключением ЗАТО "Солнечный" и ЗАТО "Озерный") Калязинский район по уровню заработной платы по крупным и средним предприятиям и организациям занимает 19 место. Среднемесячная зарплата работников Калязинского района за январь-март 2012 года составляет 14 406 руб., или 73,9 % к областному показателю.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Среднемесячная начисленная заработная плата (рублей) |
12 637,8 |
13 731,3 |
14 692 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
3 147,4 |
5 931,3 |
7 218 |
обрабатывающие производства |
15 786 |
16 891,4 |
16 995 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
15 079 |
15 962,4 |
18 356 |
строительство |
11 968,7 |
15 245,1 |
16 904 |
оптовая и розничная торговля |
10 427 |
9 403,5 |
9 685 |
транспорт и связь |
13 330,3 |
15 293,5 |
16 853 |
финансовая деятельность |
15 971,3 |
21 015,3 |
25 828 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
18 694,2 |
11 773,3 |
12 091 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности |
18 732,4 |
19 066,8 |
20 973 |
образование |
8 159,2 |
9 666,8 |
11 242 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
10 890,5 |
12 095,8 |
13 426 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
7 581,3 |
8 290,8 |
10 777 |
Средний размер назначенных месячных пенсий по старости (рублей) |
7 261,4 |
7 870,0 |
9 609 |
Справочно: средний прожиточный минимум по Тверской области, в среднем на душу населения (рублей в месяц) |
5 600 |
5 800 |
5 950 |
1.4. Экономическое развитие
1.4.1. Структура экономики района
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Оборот крупных и средних предприятий (тыс. рублей) |
438 207 |
475 006,1 |
515 382 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
14 390,8 |
12 390,8 |
12 400 |
обрабатывающие производства, из них: |
140 119,2 |
193 732,5 |
232 479 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
54 467 |
90 546,8 |
138 202 |
производство электронного и оптического оборудования |
2 205 |
4 520 |
6 780 |
производство машин и оборудования |
84 175,2 |
101 522,7 |
122 437 |
производство транспортных средств и оборудования |
1 477 |
1 663 |
1 996 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
110 786,1 |
92 166,7 |
110 600 |
строительство |
- |
242 |
- |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
125 947 |
129 898 |
134 444 |
транспорт и связь |
40 739,8 |
38 747,2 |
38 747 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности |
4 145 |
4 986 |
5 998 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2 079,8 |
2 736,5 |
3 336 |
1.4.2. Промышленность
Основу экономического потенциала района составляют промышленные виды экономической деятельности, представленные следующими наиболее крупными предприятиями:
- в производстве машин и оборудования: филиал ОАО РСК "МиГ" Калязинский машиностроительный завод (около 400 человек работающих), ОАО "Механический завод "Калязинский" (200 человек);
- в производстве обуви: ООО "Аванти", ООО "Битца", ООО ПФ "Калязин-обувь";
- в швейном производстве: ООО ПО "Интри", ООО "Красная швея", ООО "Волжанка", ООО "Калязинская швейная фабрика";
- в производстве пищевой продукции: ОП ООО "Русский хлеб", ООО "Калязинский ЭПК", ЗАО "Калязинский завод по производству молочных продуктов";
- в производстве резиновых и пластмассовых изделий: ООО "Европластик";
- в прочих производствах: ООО "Арт-металлика", ООО "Норма", ООО "Огран", ООО "Ирбис-групп".
Финансовое положение крупных и средних предприятий
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Прибыль/убыток (тыс. рублей) |
+14 465 |
-2 823 |
0 |
Кредиторская задолженность (тыс. рублей) |
165 871 |
185 985 |
204 583 |
в том числе просроченная |
95 310 |
76 431 |
|
Задолженность по платежам в бюджет (тыс. рублей) |
9 020 |
8 695 |
8 500 |
Задолженность в государственные внебюджетные фонды (тыс. рублей) |
2 130 |
5293 |
5 296 |
Задолженность поставщикам и подрядчикам за товары, работы и услуги (тыс. рублей) |
135 477 |
160 820 |
176 902 |
Задолженность по полученным займам и кредитам (тыс. рублей) |
23 412 |
38 996 |
50 694 |
Дебиторская задолженность (тыс. рублей) |
73 713 |
72 967 |
71 800 |
1.4.3. Сельское хозяйство
В сельском хозяйстве функционирует 13 сельхозпредприятий, 1 льноперерабатывающее производство, 22 крестьянских (фермерских) хозяйства, 3 283 личных подсобных хозяйств.
Сельскохозяйственными предприятиями Калязинского района производится 1,9 % объема производства продукции сельского хозяйства сельхозпредприятий Тверской области, в том числе доля продукции растениеводства составляет 1,9 %, животноводства - 1,8 %. В районе более развито животноводство, которое в годовом объеме производства продукции сельского хозяйства района составляет 73,5 % и 26,5 % - растениеводство.
1.4.4. Потребительский рынок товаров и услуг
На 01.01.2012 количество предприятий торговли (стационарных) составляло 251 единицу. По обеспеченности торговыми площадями Калязинский район имеет один из самых высоких показателей в Тверской области, сфера же бытовых услуг развита недостаточно, особенно в сельской местности.
Бытовые услуги населению оказывают 59 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: ремонт обуви - 3 организации, ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий - 7, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств - 2, ремонт, строительство жилья и других построек - 11, ремонт и изготовление мебели - 1, ремонт бытовой техники - 5, услуги бань душевых - 2, химчистка и крашение (посреднические услуги) - 1, услуги прачечных (посреднические услуги) - 7, фото услуги - 3, услуги парикмахерских - 6, ритуальные услуги - 7, прочие виды услуг - 10 (изготовление столярных изделий, сварочные работы, изготовление и ремонт очков, копка колодцев, услуги такси, ремонт ювелирных изделий, витражная мастерская, офис полиграфических услуг, солярий, медицинские услуги).
Услуги общественного питания в начале 2012 года представляли 26 предприятий с числом посадочных мест 1 107.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Оборот розничной торговли, в фактически действующих ценах (млн. рублей) |
1 633,2 |
1 750,6 |
1 832,9 |
Индекс оборота розничной торговли (в % к предыдущему году) |
106,5 |
107,1 |
104,7 |
Объем платных услуг населению, в фактически действующих ценах (млн. рублей) |
172,5 |
177,2 |
191,6 |
Индекс платных услуг населению (в % к предыдущему году) |
115,2 |
109,6 |
105,3 |
1.4.5. Жилищно-коммунальное хозяйство
В коммунальном хозяйстве складывается сложная ситуация из-за неустойчивого финансового положения организаций ЖКХ, а также высокой степени изношенности инженерных сетей.
Активно ведется жилищное строительство: Калязинский район входит в тройку лидеров среди муниципальных образований по объемам ввода жилья. Также, за счет участия в областных программах по переселению граждан, снижается доля ветхого и аварийного жилого фонда.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам (млн. рублей) |
141,0 |
159,3 |
172,8 |
Установленный уровень платежей населения за жилое помещение и коммунальные услуги (%) |
90,7 |
100 |
100 |
Уровень собираемости платежей граждан за ЖКУ (%) |
98 |
98,8 |
99 |
Фактический уровень платежей населения за жилое помещение и коммунальные услуги (%) |
89 |
98,8 |
99 |
Общая площадь жилищного фонда на конец года (тыс. м2) |
758,2 |
758,6 |
768,0 |
в том числе муниципального |
35,2 |
33 |
32,4 |
Площадь ветхого и аварийного жилфонда (тыс. м2) |
13,0 |
13,0 |
10,41 |
в том числе из общей площади муниципального жилфонда |
6,2 |
5,9 |
5,6 |
Наличие товариществ собственников жилья на конец года (количеств/тыс. м2) |
39/17,45 |
39/17,45 |
39/17,45 |
1.4.6. Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство занимает весомое место в экономике Калязинского района: в этой категории бизнеса занято около трети численности занятых в экономике района. По числу субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей району принадлежит одна из лидирующих позиций в Тверской области.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Численность субъектов малого и среднего предпринимательства (единиц) |
742 |
840 |
850 |
в том числе: |
|
|
|
юридические лица |
218 |
240 |
242 |
индивидуальные предприниматели |
502 |
578 |
590 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
22 |
22 |
18 |
Численность занятых в малом и среднем бизнесе |
2590 |
2690 |
2770 |
Удельный вес в общей численности занятых в экономике (%) |
32,0 |
33,0 |
34,0 |
Общее поступление в бюджеты (млн. рублей) |
89 |
92 |
95 |
Среднее поступление в бюджет на одного субъекта малого и среднего предпринимательства (млн. рублей) |
0,12 |
0,11 |
0,11 |
1.5. Инвестиции
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям (тыс. рублей) |
100 939 |
98 575 |
83 837 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
4 |
173 |
0 |
обрабатывающие производства |
29 994 |
49 957 |
33 456 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
27 987 |
21 991 |
13 720 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
2 148 |
2 048 |
0 |
транспорт и связь |
28 279 |
342 |
0 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
6 731 |
1 271 |
0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2 273 |
20 830 |
2 000 |
1.6. Социальная сфера
Состояние объектов социальной сферы в целом оценивается как удовлетворительное. Ежегодно проводятся текущие и капитальные ремонты учреждений социальной сферы, открываются новые объекты (стадион, две спортивных универсальных площадки при учебных заведениях), переведены в новое здание детская и женская консультация, в стадии строительства Ледовый дворец. Вместе с тем, из-за недостатка финансовых ресурсов имеются объекты, требующие ремонтных работ и укрепления материально-технической базы. Имеются кадровые проблемы, особенно в сельской местности. В сельских поселениях отсутствуют учреждения физкультуры и спорта, работа в этом направлении осуществляется на базе сельских школ и домов культуры.
За счет создания дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях полностью ликвидирована очередь в детские сады.
1.6.1. Образование
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Число дошкольных образовательных организаций, всего |
8 |
8 |
8 |
Численность детей дошкольного возраста (1 - 6 лет) (человек) |
1 263 |
1 285 |
1 305 |
Численность детей в дошкольных образовательных организациях (человек) |
697 |
660 |
736 |
Обеспеченность дошкольными образовательными организациями (мест на 100 детей) |
46 |
45,2 |
47,5 |
Число общеобразовательных школ (единиц) |
8 |
8 |
8 |
Число общеобразовательных школ на селе (единиц) |
5 |
5 |
5 |
Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах (человек) |
1 771 |
1 818 |
1 880 |
в том числе: на селе |
402 |
380 |
430 |
Численность учащихся дневных общеобразовательных школ, занимающихся в первую смену (человек) |
1 416 |
1 483 |
1 530 |
в том числе: город |
1 014 |
1 103 |
1 100 |
село |
402 |
380 |
430 |
1.6.2. Здравоохранение
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число больничных койко-мест (единиц) |
150 |
123 |
115 |
в том числе, койко-мест дневного стационара |
20 |
20 |
20 |
Число пролеченных больных в дневных стационарах (человек) |
618 |
650 |
680 |
Обеспеченность больничными койко-местами, койко-мест на 10 (тыс. человек) |
68,8 |
57,5 |
57,4 |
Число амбулаторно-поликлинических учреждений, единиц/ посещений в смену |
4 |
4 |
4 |
Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. жителей) |
67,5 |
116,6 |
116,7 |
ФАП |
22 |
20 |
19 |
Число офисов врачей общей практики (семейных врачей), (единиц) |
4 |
5 |
5 |
Численность врачей (человек) |
36 |
36 |
38 |
Обеспеченность врачами (врачей на 10 тыс. жителей) |
16,5 |
16,8 |
16,8 |
Численность среднего медицинского персонала (человек) |
159 |
175 |
176 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом (человек на 10 тыс. жителей) |
72,9 |
81,6 |
82,1 |
1.6.3. Культура
В настоящее время на территории района действует 25 учреждений культурно-досугового типа и 24 публичные библиотеки.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Количество мест в учреждениях культурно - досугового типа (мест) |
3 311 |
3 311 |
3 311 |
Обеспеченность учреждениями культурно - досугового типа (учреждений на 100 тыс. населения) |
116 |
116 |
116 |
Обеспеченность учреждениями библиотеками (учреждений на 100 тыс. населения) |
111 |
112 |
114 |
1.7. Охрана окружающей среды
Калязинский район является экологически благополучным. На его территории отсутствуют вредные производства и крупные предприятия, деятельность которых могла бы негативно влиять на состояние окружающей среды.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников финансирования (млн. рублей) |
4,1 |
18,18 |
16,3 |
1.8. Исполнение бюджета
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего доходов |
348 825 |
433 687 |
437 716 |
Налоговые доходы |
115 898 |
105 402 |
149 168 |
Неналоговые доходы |
68 206 |
87 276 |
114 143 |
Безвозмездные поступления |
154 071 |
227 553 |
158 602 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
10 650 |
13 455 |
15 803 |
Всего расходов |
516 291 |
396 440 |
484 796 |
1.9. Оценка социально-экономического состояния городского и сельских поселений,
расположенных на территории Калязинского района
Показатель |
Алферовское сельское поселение |
Нерльское сельское поселение |
Семендяевское сельское поселение |
Старобисловское сельское поселение |
Городское поселение г. Калязин |
|||||
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Численность населения (тыс. человек) |
1,5 |
1,5 |
2,6 |
2,6 |
1,4 |
1,35 |
2,1 |
2,1 |
13,8 |
13,7 |
Количество личных подсобных хозяйств (единиц) |
768 |
788 |
1 302 |
1 233 |
343 |
384 |
922 |
860 |
- |
- |
Численность занятых в экономике (тыс. человек) |
0,43 |
0,43 |
1,11 |
1,11 |
0,92 |
0,92 |
0,65 |
0,65 |
5 |
5 |
Численность субъектов малого предпринимательства, единиц в том числе: юридические лица индивидуальные предприниматели крестьянские (фермерские) хозяйства |
-
44
12 |
-
49
12 |
-
29
- |
-
35
- |
-
18
4 |
-
21
4 |
-
39
1 |
-
44
1 |
-
372
1 |
-
429
1 |
Всего доходов (тыс. рублей) |
16 147 |
25 118 |
9 150 |
13 763 |
8 478 |
14 368 |
8 920 |
11 951 |
50 338 |
55 186 |
Налоговые доходы |
6 329 |
4 817 |
5 400 |
3 403 |
3 069 |
2 449 |
4 323 |
1 217 |
26 843 |
21 733 |
Неналоговые доходы |
6 329 |
15 754 |
2 811 |
4 311 |
5 244 |
11 091 |
1 527 |
362 |
10 712 |
7 427 |
Безвозмездные поступления |
241 |
4 547 |
939 |
6 049 |
165 |
828 |
3 070 |
10 373 |
12 783 |
26 026 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0 |
0 |
72 |
562 |
12 |
14 |
67 |
48 |
0 |
0 |
Бюджетная обеспеченность на душу населения (рублей) |
10 765 |
16 745 |
3 519 |
5 293 |
6056 |
10 643 |
4 248 |
5 691 |
3 648 |
4 028 |
Всего расходов (тыс. рублей) |
22 920 |
14 361 |
27 935 |
13 852 |
10 280 |
13 219 |
7 852 |
12 048 |
169 795 |
49 636 |
ФАП (единиц) |
5 |
5 |
7 |
7 |
2 |
2 |
7 |
7 |
- |
- |
Число офисов врачей общей практики (семейных врачей) (единиц) |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Детские дошкольные организации (единиц) |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
6 |
6 |
Число общеобразовательных школ на селе (единиц) |
1 |
1 |
4 |
4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Число учреждений культурно - досугового типа (единиц) |
5 |
5 |
6 |
6 |
3 |
3 |
8 |
8 |
2 |
2 |
Число публичных библиотек (единиц) |
5 |
5 |
7 |
7 |
3 |
3 |
7 |
7 |
2 |
2 |
1. Приоритетные направления и ожидаемые результаты развития муниципального образования Калязинский район на период до 2020 года
Существующий потенциал промышленного развития Калязинского района в значительной степени исчерпан. Перспективное развитие промышленности требует привлечения инвестиций как отечественных, так и иностранных.
Район обладает полезными ископаемыми, использование которых могло бы в незначительной степени повлиять на дальнейшее развитие района, так как имеющиеся полезные ископаемые относятся к категории общераспространенных (строительные пески, песчано-гравийный материал, глины) или в настоящее время мало используемых (сапропели, торф). Значительная территория лесов района относится к категории особо охраняемых природных территорий, что не позволяет наладить масштабную переработку древесины.
Хорошая экология может стать основой для развития кластера малых сельскохозяйственных предприятий по производству экологически чистой продукции.
Природный потенциал (земля, природные ландшафты) и историко-культурное наследие Калязинского района в наибольшей степени привлекательны для возможности развития туризма (рекреационного, паломнического, спортивного и т.д.) и отдыха. Для Калязинского района также характерен активный процесс размещения дальних дач в основном для жителей московского региона.
Стратегическим направлением развития Калязинского района является создание условий для формирования эффективной экономики, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения на основе воспроизводства и модернизации промышленного и аграрного потенциалов, развития социальной сферы и инфраструктуры муниципального образования, эффективного использования природных ресурсов.
Основные задачи социально-экономического развития района.
Задача 1. Повышение уровня и качества жизни населения.
Задача 1.1. Сокращение структурных диспропорций в сфере занятости, снижение уровня безработицы, обеспечение роста реальной заработной платы.
Показателями данной задачи являются.
Показатель |
2012 год |
2013-2014 годы |
2015-2017 годы |
2018-2020 годы |
2020 год к 2012 году (%) |
Реальные доходы населения (тыс. рублей) |
104,9 |
115,8 |
150,0 |
170,0 |
162,1 |
Количество трудоустроенных в результате мероприятий, проводимых органами местного самоуправления, (человек) |
33,3 |
66 |
100 |
100 |
в 3 раза |
Численность населения района (тыс. человек) |
21,1 |
20,6 |
20,8 |
21,0 |
99,3 |
Реализация задачи предусматривает выполнение следующих основных мероприятий.
Мероприятие 1. Повышение доходов населения:
- проведение систематического мониторинга уровня заработной платы по отраслям экономики и хозяйствующим субъектам с целью выявления и своевременного реагирования на появление негативных тенденций;
- проведение переговоров с работодателями по вопросу недопущения задолженности по выплате заработной платы;
- содействие в организации самозанятости граждан;
- обеспечение темпов роста заработной платы работников муниципальных бюджетных учреждений на уровне, установленном федеральным и областным законодательством.
Мероприятие 2. Содействие трудоустройству жителей муниципального района:
- определение и нормативное закрепление сфер, где возможна организация систематических оплачиваемых общественных работ (строительство, ремонт и содержание автодорог, прокладка водопроводных коммуникаций, строительство жилья и реконструкция жилищного фонда, объектов социально-культурного назначения, обслуживание пассажирского автотранспорта, бытовое обслуживание населения, озеленение и благоустройство территорий, зон массового отдыха, уход за престарелыми и инвалидами и др.). Формирование муниципального заказа на их организацию и проведение;
- создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведений, включающего представителей учебных заведений, работодателей, профсоюзов и администрации района.
Мероприятие 3. Стабилизация, рост численности населения:
- разработка концепции и на ее основе принятие и реализация программы улучшения демографической ситуации в муниципальном образовании "Калязинский район".
Задача 1.2. Создание комфортной среды жизнедеятельности.
Показателями данной задачи являются.
Показатель |
2012 год |
2013-2014 годы |
2015-2017 годы |
2018-2020 годы |
2020 год к 2012 году (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доля населения, занимающихся физкультурой и спортом, (%) |
28 |
35 |
43 |
50 |
178,6 |
Удовлетворенность населения услугами дошкольных образовательных учреждений, (%) |
81 |
84 |
87 |
90 |
90 |
Доля молодежи трудоспособного возраста (18-35 лет) в общей численности занятых в экономике района, (%) |
65,3 |
68,0 |
68,0 |
70,0 |
107,2 |
Удовлетворенность населения состоянием мест массового отдыха, (%) |
+1 |
+3 |
+5 |
+7 |
+7 |
Удовлетворенность населения культурной жизнью в районе, (%) |
75 |
81 |
82 |
83 |
110,7 |
Доля объектов размещения отходов, соответствующая требованиям действующего законодательства, % |
30 |
36 |
46 |
57 |
57 |
Ввод жилья, кв.м общей площади |
14 674 |
24 000 |
36 000 |
36 000 |
100,0 |
Доля площади, выведенная из общей площади ветхого и аварийного жилья, (%) |
19,9 |
18,9 |
33,3 |
50,0 |
50,0 |
Доля отремонтированных дорог местного значения в общем объеме, подлежащих ремонту, (%) |
0,5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
Удовлетворенность граждан услугами общественного пассажирского транспорта,(%) |
+1 |
+3 |
+5 |
+7 |
+7 |
Удовлетворенность граждан услугами почтовой и иных видов связи, (%) |
нет данных |
+3 |
+5 |
+7 |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Удовлетворенность граждан жилищно-коммунальными услугами, (%) |
нет данных |
+3 |
+5 |
+7 |
- |
Экономия энерго и финасовых ресурсов, (%) |
1,5 |
6,0 |
9,0 |
9,0 |
в 6 раз |
Удовлетворенность граждан благоустройством территории, (%) |
нет данных |
+3 |
+5 |
+7 |
+3 |
Удовлетворенность граждан услугами в иных направлениях деятельности в сфере жизнеобеспечения, (%) |
нет данных |
+3 |
+5 |
+7 |
+7 |
Реализация задачи предусматривает выполнение следующих основных мероприятий.
Мероприятие 1. Увеличение числа жителей района, занимающихся физической культурой и спортом и ведущих здоровый образ жизни:
- организация строительства, ремонта и реконструкции спортивных объектов на территории района;
- организация спортивных праздников по наиболее популярным видам спорта;
- организация в населенных пунктах спортивно-массовой работы по пропаганде физической культуры и спорта и здорового образа жизни;
- реализация муниципальной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта и формирование здорового образа жизни населения Калязинского района".
- развитие кабинетов здоровья в школах района;
- строительство ледового дворца в г. Калязин.
Мероприятие 2. Развитие различных форм дошкольных образовательных учреждений и повышение качества предоставления муниципальных услуг:
- разработка плана удовлетворения потребности населения в детских дошкольных организациях за счет сочетания разных форм (муниципальные, частные и т.д.);
- разработка экономически обоснованного норматива родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольной организации;
- разработка концепции и на ее основе программы развития учреждений образования Калязинского района.
Мероприятие 3. Совершенствование предоставления общеобразовательных услуг и повышение качества общеобразовательных услуг, предоставляемых населению:
- учет детей, подлежащих обучению в образовательных организациях, реализующих программы основного общего образования;
- обеспечение гражданам, проживающим в границах муниципального района, возможности выбора образовательной организации;
- разработка концепции и на ее основе программы развития организаций образования Калязинского района.
Мероприятие 4. Повышение деловой активности молодежи в экономической и социальной сферах района:
- разработка концепции молодежной политики района и на ее основе формирование и реализации целевой программы "Создание условий для формирования, развития, укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан".
Мероприятие 5. Улучшение состояния мест массового отдыха населения:
- организация и проведение работ по обустройству мест массового отдыха населения;
- организация работы летних площадок для отдыха детей в каникулярное время.
Мероприятие 6. Повышение уровня культурного развития населения района, повышение качества муниципальных услуг:
- разработка концепции и на ее основе разработка и реализация программы по развитию культурного потенциала Калязинского района.
Мероприятие 7. Повышение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления:
- инвентаризация объектов размещения отходов, оформление соответствующей документации на их использование;
- обустройство объектов размещения отходов в населенных пунктах в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
- разработка и принятие целевой программы.
Мероприятие 8. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности населения:
- разработка и принятие районной целевой программы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мероприятие 9. Улучшение жилищных условий граждан:
- выявление потребности населения в социальном жилье;
- выделение и обустройство земельных участков под комплексную жилую застройку;
- разработка и реализация районной долгосрочной целевой программы "Доступное и комфортное жилье гражданам Калязинского района";
- содействие молодым семьям района в участии в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" в ФЦП "Жилище".
Мероприятие 10. Повышение качества жилищных условий, обеспечение безопасности условий проживания граждан. Сокращение количества ветхого и аварийного жилья:
- введение персонифицированного учета ветхого и аварийного жилищного фонда;
- разработка и реализация программы по капитальному ремонту многоквартирных домов;
- формирование заявок на участие в "Адресной программе Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства".
Мероприятие 11. Улучшение состояния автомобильных дорог, развитие придорожной инфраструктуры:
- разработка муниципальной целевой программы "Строительство и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в границах Калязинского района".
Мероприятие 12. Обеспечение устойчивого транспортного сообщения между поселениями в границах муниципального района:
- проведение ежегодной инвентаризации внутрирайонных автомобильных и водных маршрутов. Разработка паспортов маршрутов и графиков движения автомобильного и водного транспорта по внутрирайонным маршрутам;
- проведение мониторинга потребности населения в социальных маршрутах.
Мероприятие 13. Обеспечение доступности почтовой и иных видов связи:
- определение состава и структуры объектов связи, а также необходимых мощностей в инженерной инфраструктуре для обеспечения функционирования средств связи;
- содействие расширению сети сотовой связи и сети "Интернет" на территории района.
Мероприятие 14. Повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг:
- передача муниципального имущества (объектов коммунального хозяйства) в аренду на конкурсной основе;
- стимулирование населения к созданию ТСЖ и выбору управляющих компаний;
- разработка и реализация муниципальной целевой программы "Комплексное развитие систем коммунальной и инженерной инфраструктуры Калязинского района";
- повышение уровня собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Мероприятие 15. Повышение эффективности использования энергоресурсов:
- реализация районной целевой программы энергосбережения;
- проведение систематических проверок работы муниципальных предприятий и учреждений по энергосбережению;
- разработка и реализация мероприятий по развитию альтернативной энергетики с использованием конкретных видов ресурса;
- оптимизация и развитие энергетической инфраструктуры в соответствии с уровнем и перспективами развития муниципального района.
Мероприятие 16. Улучшение условий жизни населения, повышение привлекательности территории:
- формирование программ благоустройства территорий района.
Мероприятие 17. Развитие конкуренции и повышение качества услуг:
- стимулирование создания и развития коммерческих организаций по организации: сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; ритуальных услуг; услуг общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Задача 2. Наращивание экономического потенциала и формирование инвестиционной привлекательности района.
Задача 2.1. Формирование инвестиционной привлекательности района для инвесторов.
Показателями данной задачи являются.
Показатель |
2012 год |
2013-2014 годы |
2015-2017 годы |
2018-2020 годы |
2020 год к 2012 году (%) |
Количество туристов, посетивших район (тыс. человек) |
40 |
45 |
55 |
65 |
162,5 |
Количество инвесторов, привлеченных в район (единиц) |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Количество вновь созданных производств, включая малые формы хозяйствования (единиц) |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
Количество привлеченных инвесторов (единиц) |
- |
3 |
3 |
3 |
3 |
Рост объема поступлений доходов в бюджет (%) |
- |
+2 |
+3 |
+3 |
+3 |
Количество заключенных и реализуемых соглашений (единиц) |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
Реализация задачи предусматривает выполнение следующих основных мероприятий.
Мероприятие 1. Развитие туризма:
- разработка концепции развития туризма в Калязинском районе;
- принятие и реализация соответствующей целевой программы.
Мероприятие 2. Формирование индустрии добычи и переработки общераспространённых полезных ископаемых:
- подготовка паспортов инвестиционных проектов по разработке полезных ископаемых;
- привлечение инвесторов к участию в разработке месторождений общераспространённых полезных ископаемых;
- оказание помощи предприятиям недропользователям в оформлении документов, землеотводов и т. д.
Мероприятие 3. Содействие развитию сельскохозяйственного производства:
- подготовка инвестиционных паспортов в сфере АПК;
- разработка концепции поддержки малых форм хозяйствования (КФХ, ЛПХ).
Мероприятие 4. Создание и ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации. Установление правил в сфере землепользования:
- формирование банка данных об объектах продажи и спросе на земельные участки, в том числе с объектами недвижимости;
- освещение в СМИ необходимости и целей оформления земельных участков;
- комплексная подготовка площадок под застройку.
Мероприятие 5. Сокращение сроков выдачи комплекта разрешительных документов до одного месяца:
- разработка единого положения по выдаче разрешительной документации на проектирование и строительство;
- разработка процедур и административных регламентов для выдачи разрешительных документов;
- внедрение системы выдачи документов в режиме "одного окна".
Мероприятие 6. Привлечение инвесторов:
- реализация долгосрочной целевой программы "Развитие индустриальных площадок на территории Калязинского района Тверской области";
- пропаганда конкурентных преимуществ и возможностей развития территории.
Мероприятие 7. Повышение налоговых поступлений в местные бюджеты:
- проведение работы по обеспечению полной инвентаризация имущества физических лиц;
- инвентаризация земель и объектов недвижимости;
- организация работы по перерегистрации хозяйствующих субъектов, фактически осуществляющих деятельность на территории района.
Мероприятие 8. Развитие взаимовыгодных партнерских отношений с соседними районами, иными муниципальными образованиями Тверской области:
- проведение "круглых столов", семинаров, конференций по обсуждению общих проблем социально-экономического развития соседних муниципальных районов Тверской области;
- содействие при реализации совместных проектов, планов;
- совместное использование информационных ресурсов;
- заключение соглашений с соседними муниципальными районами Тверской области и иными муниципальными образованиями для решения задач социально-экономического развития и эффективного использования природных ресурсов территорий.
Задача 2.2. Поддержание высокого уровня развития предпринимательства.
Показателями данной задачи являются.
Показатель |
2012 год |
2013-2014 годы |
2015-2017 годы |
2018-2020 годы |
2020 год к 2012 году (%) |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (единиц) |
850 |
865 |
880 |
900 |
105,9 |
Мероприятие 1. Повышение доступности и поддержки предпринимательской деятельности:
- реализация районной целевой программы "Поддержка развития малого и среднего предпринимательства в Калязинском районе".
Задача 2.3. Эффективное использование природно-ресурсного потенциала территории.
Реализация задачи предусматривает выполнение следующих основных мероприятий.
Мероприятие 1. Проведение эколого-экономической оценки природного капитала района:
- оценка возможностей использования ресурсов животного и растительного мира территории;
- инвентаризация особоохраняемых территорий, в том числе памятников природы; мест, традиционно используемых населением для рекреации.
Мероприятие 2. Организация отдыха жителей и гостей района:
- определение комплекса правовых и организационных мероприятий по созданию зон отдыха;
- развитие рекреационных зон района.
Задача 3. Повышение эффективности работы органов местного самоуправления.
Задача 3.1. Внедрение системы управления по целям (результатам).
Реализация задачи предусматривает выполнение следующих основных мероприятий.
Мероприятие 1. Повышение качества принятия управленческих решений:
- создание и развитие системы сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики муниципального района;
- ведение паспорта муниципального района;
- разработка и утверждение плана проведения социологических исследований, отражающих отношение населения к результативности деятельности администраций муниципальных образований района.
Мероприятие 2. Оценка результатов деятельности администрации района (в том числе по структурным подразделениям):
- определение целей и задач развития района, увязанных со стратегическими целями и задачами развития области;
- определение среднесрочных и оперативных задач, ответственность за решение которых закреплена за каждым структурным подразделением администрации, на основе декомпозиции целей и задач Программы социально-экономического развития района;
- разработка показателей эффективности деятельности структурных подразделений;
- подготовка постановления о целях и контрольных показателях результатов деятельности для структурных подразделений администрации муниципального образования;
- разработка и утверждение нормативного правового акта, устанавливающего порядок (регламент) оценки деятельности структурных подразделений администрации;
- подготовка ежегодного отчета об эффективности деятельности администрации района в соответствии с утвержденным регламентом оценки деятельности.
Мероприятие 3. Регламентация муниципальных услуг и функций:
- мониторинг внедрения регламентов (проведение соцопросов и анкетирования непосредственно в местах предоставления услуг). Внесение коррективов в регламенты на основе результатов мониторинга.
Задача 3.2. Формирование эффективной системы управления муниципальной службы.
Реализация задачи предусматривает выполнение следующих основных мероприятий.
Мероприятие 1. Проведение функционального анализа деятельности органов местного самоуправления
- разработка и утверждение нормативного правового акта, определяющего регламент проведения анализа функций органов местного самоуправления;
- составление реестра функций органов местного самоуправления;
- анализ соответствия функций перечню полномочий органа местного самоуправления, выявление избыточных и дублирующих функций, выработка предложений;
- внесение изменений в положения о структурных подразделениях администрации по результатам анализа функций.
Мероприятие 2. Повышение профессионального уровня муниципальных служащих:
- разработка и принятие программы развития кадрового потенциала муниципальных служащих Калязинского района.
Задача 3.3. Информационная открытость органов местного самоуправления района, расширение использования информационных технологий.
Реализация задачи предусматривает выполнение следующих основных мероприятий.
Мероприятие 1. Повышение роли местного населения в решении вопросов местного значения:
- активизация работы общественных организаций и советов;
- проведение публичных слушаний, опросов граждан, встреч с населением, телефонных линий связи с населением, приема граждан.
Мероприятие 2. Повышение уровня информированности и грамотности населения:
- разработка и принятие районной целевой программы по повышению доступности информации населению.
Мероприятие 3. Организация и проведение работ по внедрению информационных технологий:
- обеспечение защиты автоматических рабочих мест выполняющих обработку персональных данных;
- обновление интернет-сайта администрации района;
- развитие системы электронного документооборота.
Мероприятие 4. Повышение эффективности использования финансовых и экономических ресурсов органов местного самоуправления:
- разработка и реализация программы повышения доходов и оптимизации расходов бюджета;
- разработка и реализация программы по повышению эффективности пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.