Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 27
к Программе социально-экономического
развития Тверской области
на период до 2020 года
Цели, приоритетные направления и ожидаемые результаты
социально-экономического развития муниципального образования Максатихинский район на период до 2020 года
Общие сведения
Максатихинский район расположен в северо-западной части Тверской области и граничит с Лесным, Сандовским, Молоковским, Бежецким, Рамешковским, Лихославльским, Спировским, Вышневолоцким и Удомельским районами.
Территория района - 2 766 кв. км.
Численность населения на 01.01.2012 составляет 16,3 тыс. человек.
Максатихинский район включает в себя 293 населённых пункта, 12 сельских поселений, 1 городское поселение.
Административный центр района - поселок городского типа Максатиха удалён от города Твери на 120 километров от города Москва - на 300 км.
Территорию района пересекает Октябрьская железная дорога. Общая протяжённость железных дорог в районе достигает 28 км.
Первые документальные сведения о населении района относятся к 1137 году. Впервые Максатиха упоминается в ведомостях Новгородской земли в 1545 году. В 1870 году на железной дороге Виндаво-Рыбинск построена станция с этим названием. Наиболее древним населённым пунктом в районе является село Рыбинское, которое в начале ХХ века было волостным центром, а в 1924 году центр волости перенесён в Максатиху. 17 июня 1929 года образован Максатихинский район. В состав Тверской области он входит с 1935 года.
Муниципальное образование Максатихинский район расположено в зоне умерено-континентального климата.
В составе земель Максатихинского района земли лесного фонда занимают 105,6 тыс. га, земли сельхозназначений - 156,7 тыс. га, земли населённых пунктов - 9,8 тыс. га, земли промышленности - 2,5 тыс. га, земли запаса - 1,0 тыс. га, земли водного фонда - 1,0 тыс. га.
Более 60 % территории района занимают смешанные леса с преобладанием лиственных пород. По территории района протекают многочисленные реки общей протяжённостью 589 км. Минерально-сырьевой потенциал представлен месторождениями песчано - гравийных материалов, песков, глин, торфа.
Экономика района традиционно строится на использовании имеющихся природных ресурсов.
1. Комплексный анализ социально-экономического положения муниципального образования
1.1. Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в районе характеризуется снижением численности населения как за счёт естественной убыли, так и за счёт миграции. Общая численность постоянного населения Максатихинского района на 01.01.2012 составила 16 333 человека, в том числе городское население составляет 8 460 человек, сельское население - 7 873 человека.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Численность населения - всего на начало года (человек) |
18 756 |
18 254 |
17 773 |
16 618 |
16 333 |
Городское |
9 499 |
9 325 |
9 149 |
8 706 |
8 460 |
Сельское |
9 257 |
8 929 |
8 624 |
7 912 |
7 873 |
Рождаемость (человек на 1000 населения) |
10,9 |
11,4 |
15,0 |
12,7 |
13,9 |
Смертность (человек на 1000 населения) |
25,2 |
25,9 |
27,8 |
23,1 |
23,0 |
Естественный прирост (убыль населения +/-) |
-14,3 |
-14,5 |
-12,8 |
-10,4 |
-9,1 |
Основные тенденции:
- превышение уровня смертности над уровнем рождаемости (2011 год в 1,8 раза);
- снижение численности постоянного населения, как следствие, - снижение численности экономически активного населения;
- сокращение доли сельского населения;
- сокращение продолжительности жизни.
В 2012 году по оценке уровень рождаемости увеличится по сравнению с 2011 годом и составит 13,9 человек на 1000 человек населения.
1.2. Занятость населения
Численность трудовых ресурсов на 01.01.2011 составила 10169 человек, или 57,2 % от общей численности населения.
Уровень зарегистрированной безработицы в районе на начало 2012 года составил 1,5 % от экономически активного населения. Официальный статус безработного в государственной службе занятости в 2011 году имели 310 человек, что ниже предыдущего года на 73 человека. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учёте в органах государственной службы, за 2011 год составила 112 граждан.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год (оценка) |
Численность незанятых граждан, обратившихся в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве за год (человек) |
638 |
901 |
686 |
588 |
298 |
Признано безработными на конец года (человек) |
96 |
192 |
143 |
111 |
116 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы (%) |
1,3 |
2,8 |
2 |
1,5 |
1,8 |
Коэффициент напряжённости на рынке труда (человек) |
1,2 |
5,9 |
2,1 |
1,8 |
1,7 |
В экономике района в 2011 году было занято 6,4 тыс. человек: 23 % занятого в экономике района населения сосредоточено на предприятиях и в организациях промышленности, 10,9 % - в учреждениях образования, 4,7 % - в учреждениях здравоохранения.
В настоящее время можно выделить три главные проблемы в области занятости населения:
- несоответствие профессионально-квалификационной структуры безработных граждан структуре вакантных рабочих мест: более 90 % спроса составляют заявки на рабочие кадры. В числе безработных граждан: бухгалтеры, работники культур, педагоги, специалисты по кадрам;
- высокий уровень незанятости сельского населения, что обусловлено ограниченностью сферы приложения в отдалённых лесных и сельских населённых пунктах;
- ограниченные возможности для трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве.
1.3. Уровень жизни населения
Денежные доходы населения всего по итогам 2011 года составили 1 457,7 млн. руб. По оценке в 2012 году доходы составят 1 552,7 млн. руб., или в среднем на душу населения - 8 036,6 руб. в месяц. Рост реальных денежных доходов прогнозируется на уровне 101,4 % к предыдущему году.
В структуре денежных доходов в 2011 году наибольший удельный вес занимают оплата труда и социальные выплаты.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Среднемесячная заработная плата |
9 854 |
11 222 |
12 512 |
13 388 |
14 460 |
Расходы и сбережения населения района в 2011 году составили 1 172,4 млн. руб. Наибольший удельный вес в расходах занимает покупка товаров и оплата услуг (81,4 %).
1.4. Экономическое развитие
1.4.1. Промышленное производство
Доминирующая роль в промышленности района принадлежит деревообработке.
(тыс. рублей)
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности-всего |
1 000 352 |
903 446 |
1 043 979 |
1 168 323 |
1 246 555 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
обрабатывающие производства |
830 037 |
691 924 |
778 204 |
858 949 |
924 506 |
производство пищевых продуктов |
138 699 |
196 867 |
217 806 |
230854 |
236 287 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
689 416 |
492 719 |
558 128 |
625 535 |
685 704 |
прочие |
1 922 |
2 338 |
2 270 |
2 560 |
2 515 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
170 315 |
211 522 |
265 775 |
309 374 |
322 049 |
По итогам работы за 2011 год индекс промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года по двум видам экономической деятельности "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" составил 96,8 %.
Основными предприятиями по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" являются: производственный кооператив "Максатихинский лесопромышленный комбинат", который занимается заготовкой древесины, производством фанеры, пиломатериалов; ООО "Агросервис" производит древесные гранулы (пеллеты); ООО "Интерфорест" занимается производством древесноволокнистой плиты; ОАО "Максатихинский маслозавод" занимается выпуском молочной продукции; потребительское общество "Хлебокомбинат" занимается производством хлебобулочных и кондитерских изделий.
Основные предприятия по виду экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды": муниципальное унитарное предприятие "Максатихинские коммунальные системы", ООО "ПК Теплоэнергосбыт", муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Городское поселение посёлок Максатиха" "Городские коммунальные сети".
1.4.2. Сельское хозяйство
Земли сельхозназначений занимают 76 238 тыс. га, из них 69,1 тыс. га - сельхозугодья. Большая часть земли 67,8 %, или 46,9 тыс. га - пашня, 19,1 тыс. га - пастбища, 11,6 тыс. га - сенокосы, 0,6 тыс. га - залежи.
На территории района функционируют: 13 сельскохозяйственных предприятий, 35 крестьянских (фермерских) хозяйств, 3 820 личных подсобных хозяйств.
Общая численность работающих в сельском хозяйстве составляет 273 человека.
Обеспеченность района собственной сельхозпродукцией - 78 %.
Главным направлением сельскохозяйственного производства является животноводство, которое дает 96 % общей выручки от реализации сельхозпродукции.
Показатель |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Количество сельскохозяйственных предприятий |
единиц |
19 |
17 |
17 |
16 |
15 |
Число крестьянских (фермерских) хозяйств |
единиц |
44 |
39 |
57 |
47 |
47 |
Валовая продукция сельского хозяйства, всего |
млн. рублей |
217,7 |
211,9 |
230,5 |
294,6 |
292,2 |
в том числе продукция: |
|
|
|
|
|
|
сельскохозяйственных предприятий |
млн. руб. |
74 |
61,55 |
64,9 |
64,3 |
54,2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
крестьянских (фермерских) хозяйств |
млн. руб. |
16,9 |
17,4 |
23,8 |
57,3 |
61,9 |
хозяйств населения |
млн. рублей |
122 |
133 |
141,8 |
173 |
176,1 |
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции: |
|
|
|
|
|
|
зерно (в весе после доработки) |
тонн |
836 |
668 |
387 |
915 |
940 |
картофель |
тонн |
7 983 |
4 919 |
3 791 |
6 864 |
6 630 |
овощи |
тонн |
827 |
593 |
649 |
1012 |
840 |
скот и птица (в живом весе) |
тонн |
527,9 |
437,6 |
552,6 |
630,4 |
555 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
крупного рогатого скота |
тонн |
375,2 |
373 |
391,3 |
466,8 |
373 |
свиней |
тонн |
103,8 |
95 |
124,2 |
122,6 |
143 |
овец и коз |
тонн |
25,4 |
22 |
21,8 |
26,2 |
24 |
прочих видов |
тонн |
23,5 |
22 |
15,3 |
9,4 |
10 |
молоко |
тонн |
6 488 |
6 373 |
5 624 |
4 628 |
4 910 |
Посевные площади всего: |
га |
14 012 |
16 439 |
17 228 |
18 000 |
18 223 |
В том числе: зерновые |
га |
597 |
525 |
486 |
608 |
750 |
- картофель |
га |
399 |
439 |
418 |
429 |
419 |
- овощи |
га |
38 |
35 |
36 |
41 |
34 |
- кормовые культуры |
га |
12 978 |
15 440 |
16 288 |
16 922 |
17 020 |
Зерно (в весе после доработки) |
тонн |
836 |
668 |
387 |
915 |
940 |
Картофель |
тонн |
7 983 |
4 919 |
3 791 |
6 864 |
6 630 |
Овощи |
тонн |
827 |
593 |
649 |
1012 |
840 |
1.4.3. Малое предпринимательство
На территории района сегодня действуют 559 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 21 единица малых предприятий, 1 среднее предприятие, 61 единица микропредприятий, 474 индивидуальных предпринимателя, 2 крестьянских (фермерских) хозяйства, где занято 27 % от экономически активного населения.
Доля выпуска товаров (работ и услуг) субъектами малого предпринимательства в общем объеме выпуска товаров (работ и услуг) составляет 50 %.
В структуре числа малых предприятий по основным видам экономической деятельности в 2011 году предприятия сельского хозяйства занимали 57,1 %, обрабатывающего производства - 9,5 %, оптовой торговли - 14,2 %, строительства - 4,8 %.
В структуре числа микропредприятий оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий составили 34,4 %, сельское хозяйство - 24,6 %, обрабатывающее производство - 11,5 %, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 11,5 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 6,6 %.
Индивидуальными предпринимателями оказываются все социально приоритетные виды услуг: парикмахерские услуги, ремонт обуви, пошив одежды и головных уборов, ремонт бытовой техники, услуги фотографии, транспортные услуги и др.
Для создания благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства в районе принята долгосрочная целевая программа "Поддержка развития малого и среднего предпринимательства на территории МО "Максатихинский район" на 2012-2014 годы". На финансирование целевой программы выделены денежные средства из местного бюджета в сумме 150 тыс. руб.
1.4.4. Развитие потребительского рынка
Развитие потребительского рынка Максатихинского района характеризуется положительной динамикой оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг. Торговые предприятия и индивидуальные предприниматели осуществляют реконструкцию предприятий розничной торговли, открывают новые магазины, расширяется сеть общественного питания.
(млн. рублей)
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Оборот розничной торговли |
637,0 |
678,0 |
762,0 |
845,3 |
911,6 |
Оборот общественного питания |
22,6 |
24,3 |
26,1 |
28,8 |
31,3 |
Объём платных услуг |
64,1 |
68,1 |
72,8 |
85,0 |
86,2 |
Оборот розничной торговли на одного жителя в рублях |
34 426 |
37 615 |
45 330 |
50 866 |
55 813 |
Оборот розничной торговли в 2011 году составил 845,3 млн. руб., или 103,5 % в сопоставимых ценах к 2010 году. Торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, сформировано 97,0 % оборота розничной торговли, что составило 821,6 млн. руб. В 2012 году оборот розничной торговли составил 911,6 млн. руб., или 103,0 % к уровню 2011 года, в сопоставимых ценах.
Планируется открытие магазина сети "Добрая ярмарка".
Оборот общественного питания составил в 2011 году 28,8 млн руб. К 2012 году оборот общественного питания достиг 31,3 млн. руб.
В 2011 году оказано платных услуг населению на сумму 80,8 млн. руб., или 101,0 % в сопоставимых ценах к 2010 году, что обусловлено ростом объёма услуг связи, которые занимали в структуре платных услуг около 30 %. В структуре платных услуг населению преобладают виды, которые носят обязательный характер: жилищные, коммунальные, транспортные услуги. В 2012 году объемов услуг увеличился на 1,3 % в сопоставимых ценах.
1.5. Социальная сфера
Основные показатели развития социальной сферы Максатихинского район
Показатель |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Число больничных койко-мест |
койко-место |
138 |
138 |
135 |
107 |
95 |
в том числе: койко-мест в дневных стационарах |
койко-место |
27 |
27 |
27 |
27 |
26 |
Обеспеченность больничными койко-местами |
койко-мест на 10 тыс. жителей |
75 |
76 |
79 |
65 |
59 |
Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями |
посещений в смену на 10 тыс. жителей |
224 |
249 |
357 |
318 |
319 |
Фельдшерско-акушерские пункты |
единиц |
24 |
23 |
23 |
22 |
21 |
Число офисов врачей общей практики (семейных врачей) |
единиц |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
Численность врачей всего |
человек |
28 |
24 |
27 |
28 |
27 |
Обеспеченность врачами |
врачей на 10 тыс. жителей |
15 |
13 |
16 |
17 |
17 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом |
человек на 10 тыс. жителей |
77 |
73 |
75 |
73 |
71 |
Число дошкольных организаций |
единиц |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Число детей в дошкольных образовательных организациях |
детей |
570 |
570 |
577 |
731 |
761 |
Обеспеченность дошкольными образовательными организациями |
мест на 100 детей возраста (1-6 лет) |
53 |
54 |
55 |
65 |
65 |
Число общеобразовательных школ, всего |
единиц |
20 |
17 |
14 |
14 |
12 |
Численность учащихся в общеобразовательных школах |
человек |
1595 |
1532 |
1532 |
1483 |
1517 |
Число учреждений культурно- |
единиц |
33 |
25 |
24 |
24 |
24 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
досугового типа |
|
|
|
|
|
|
Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа |
учреждений на 100 тыс. населения |
180 |
140 |
141 |
144 |
147 |
Число публичных библиотек |
единиц |
30 |
27 |
24 |
27 |
27 |
Обеспеченность общедоступными библиотеками |
учреждений на 100 тыс. населения |
164 |
150 |
141 |
162 |
165 |
1.5.5. Здравоохранение
Основной объём амбулаторно-поликлинической помощи и стационарной помощи оказывают следующие медицинские организации сети здравоохранения: государственное учреждение здравоохранения "Максатихинская центральная районная больница", 2 поликлиники (в том числе детская), станция скорой помощи, 22 фельдшерско-акушерских пункта, 3 офиса врача общей практики (семейного врача).
Число больничных койко-мест в 2011 году составило 107 единиц, в том числе 27 койко-мест дневных стационаров.
Обеспеченность больничными койко-местами в 2011 году составила по району 65 койко-мест на 10 тыс. человек, в 2008, 2009, 2010 годах соответственно - 75, 76, 79. В целях более рационального использования коечного фонда с 2007 года по 2011 год проведено сокращение коечного фонда на 13,5 % (с 145 коек до 107 коек). Проведено расширение койко-мест дневных стационаров больных на 80 % (с 15 койко-мест до 27 койко-мест).
Численность врачей на 10 тыс. человек в 2011 году составила 17 человек, численность среднего медицинского персонала на 10 тыс. человек - 73.
Общая заболеваемость (по обращениям на 1000 человек населения) составила 1 855,2.
1.5.6. Образование
В районе функционирует 14 муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе: 9 средних, 4 основных и 1 начальная школы, три организации дополнительного образования. В системе образования в 2011 году работало 195 педагогов, 63,1 % которых имеют высшее образование, 33,3 % - средне - профессиональное, 3,6 % - среднее образование.
В 2011 году в школах района обучалось 1 474 учащихся, в среднем на одного учителя приходилось 8,3 ученика. Окончили среднюю школу 73 выпускника, 58 % их них поступили в высшие учебные заведения.
В районе функционирует 8 детских садов. Процент охвата детей дошкольным образованием в возрасте от 1 года до 6 лет составил 72 %, что ниже областного показателя. В 2011 году была открыта группа на 15 мест в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N 11" хутор Заречье.
1.5.7. Культура
За последние пять лет динамика обеспеченности учреждениями культуры остаётся положительной. В районе продолжает работать сеть культурно-просветительных учреждений:
- муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Максатихинская детская школа искусств";
- муниципальное бюджетное учреждение культуры "Максатихинский районный Дом культуры";
- 19 сельских домов культуры;
- муниципальное казённое учреждение культуры "Максатихинская межпоселенческая центральная библиотека";
- детская библиотека;
- 24 сельские библиотеки;
- муниципальное казённое учреждение культуры "Максатихинский краеведческий музей им. А.Е. Смусенка".
На базе районного дома культуры действует 3 коллектива, имеющие звание "народный".
1.5.8. Физкультура и спорт
Спортивная база района включает 35 спортивных сооружений: один стадион с трибунами, 18 спортивных плоскостных сооружений, 15 спортивных залов (с учётом общеобразовательных организаций), также в районе функционирует одна детская спортивная школа, в которой занимается 289 детей. Количество занимающихся в спортивных секциях оздоровительной направленности за последние годы увеличилось на 40 % и составило в 2011 году 3 741 человек.
В 2011 году начато строительство спортивного центра с универсальным игровым залом.
1.6. Жилищно - коммунальное хозяйство и инженерная инфраструктура
Жилищный фонд Максатихинского района в 2011 году составил 627,1 тыс. кв. м. Обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчёте на 1 жителя составляет 38,4 кв. м. Износ жилищного фонда составляет более 60 %.
Водоснабжение района осуществляется из подземных источников и представлено водопроводами протяженностью 118 км. Износ сетей составляет 70 %. Максатихинский район снабжается водой из 44 артезианских скважин, все скважины находятся в рабочем состоянии.
В 2012 году разработано техническое задание для проектно-сметной документации на модернизацию водопроводной системы пос. Максатиха. В рамках программы 2013-2016 года планируется построить два комплекса водоподготовки питьевой воды (водозаборы по ул. Василенкова и ул. Лесотехническая), провести модернизацию оборудования водозаборов, заменить 15 км водопроводных сетей пос. Максатиха.
Износ канализационных сетей района и канализационных насосных станций составляет 70 %.
Общая протяженность тепловых сетей составляет 27,09 км. Износ тепловых сетей в районе составляет более 70 %.
1.7. Инвестиционная деятельность и жилищное строительство
За 2011 год объём инвестиций в экономику района по крупным и средним организациям составил 48 661 тыс. руб., это в 3,7 раза больше 2010 года. Основным источником инвестиций являются привлечённые средства. Доля собственных средств предприятий, вложенных в основной капитал, составляет 42,8 %. Эти средства направлены в основном на модернизацию и техническое перевооружение действующих предприятий.
За 2011 год введено в эксплуатацию 2 157 кв. м жилья.
В 2012 году объём инвестиций в экономику района оценивается в сумме 85 250 тыс. руб. В рамках адресной инвестиционной программы Тверской области выделены средства на завершение строительства спортивного центра и на реконструкцию автомобильных дорог в посёлке Максатиха.
Показатель |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Инвестиции в основной капитал всего |
тыс. руб. |
81 144 |
80 074 |
89 229 |
48 661 |
85 250 |
Инвестиции в основной капитал на 1 жителя |
рублей |
4 445 |
4 505 |
5 020 |
2 928 |
5 219 |
Введено жилья |
кв. м. |
1 551 |
1 882 |
2 078 |
2 157 |
2 200 |
1.8. Финансы
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Доходы (млн. рублей) |
238,3 |
245,1 |
272,1 |
322,6 |
339,5 |
Расходы (млн. рублей) |
240,0 |
252,5 |
273,7 |
315,8 |
343,0 |
Дефицит, профицит -/+ (млн. рублей) |
- 1,7 |
- 7,4 |
- 1,6 |
+ 6,8 |
- 3,5 |
Собственные доходы бюджета (млн. рублей) |
93,8 |
80,4 |
118,5 |
102,1 |
122,7 |
Анализ поступления доходов в бюджет района показывает ежегодное увеличение поступления доходов, обусловленный в основном инфляционной составляющей, а также изменениями налогового и бюджетного законодательства.
За 2011 год доходы составили 322 627 тыс. руб., или 118,6 % к 2010 году. По общим доходам консолидированный бюджет района исполнен на 93,8 % к уточненным годовым бюджетным назначениям. В качестве безвозмездных перечислений в консолидированный бюджет района поступило 220 543,1 тыс. руб., в числе которых дотации из областного бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности составили 69 107,4 тыс. руб. Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов консолидированного бюджета составила 68,4 %. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Максатихинского района составили 102 083,9 тыс. руб.
Основная доля собственных доходов бюджета Максатихинского района обеспечена за счёт поступлений двух видов налоговых платежей: налога на доходы физических лиц (доля в собственных доходах - 58,6%, налогов на имущество, доля - 5,4%).
Наибольшая доля расходов консолидированного бюджета Максатихинского района (67,5 %) была направлена на финансирование отраслей социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения, кинематографии, средств массовой информации.
2. Приоритетные направления и ожидаемые результаты развития муниципального образования Максатихинский район на период до 2020 года
Основной целью социально - экономического развития Максатихинского района до 2020 года является создание условий для формирования эффективной экономики, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения на основе воспроизводства и модернизации промышленного и аграрного потенциалов, развития социальной сферы и инфраструктуры муниципального образования.
Формирование высокого уровня и качества жизни населения Максатихинского района осуществляется за счет дальнейшего развития социальной сферы, гарантированного предоставления качественных социальных услуг, к которым относятся услуги образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также повышение качества бытовых услуг, развитие сферы культуры и досуга, обеспечение доступности жилья, повышение комфортности проживания на территории района.
Обеспечение населения качественными социальными услугами возможно только на основе устойчивой, динамично развивающейся и сбалансированной экономики, так как именно экономическая деятельность хозяйствующих субъектов обеспечивает ресурсную базу для социально-экономического развития района и способствует реализации личностных ценностей граждан, проживающих на её территории.
Определяющей предпосылкой устойчивого развития экономики района является объем инвестиций, поступающих в промышленность и социальную сферу. Основными препятствиями на пути инвестиций являются отсутствие природного газа, общая низкая инвестиционная привлекательность территории и отсутствие масштабных инвестиционных проектов.
В последнее время развитие малого и среднего бизнеса оказало существенное влияние на решение острых социальных проблем (преодоление безработицы), актуализацию функционирования сферы услуг (торговля, транспорт и др.). Поэтому важным является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Максатихинском районе, как важнейшего компонента формирования экономики, как способа создания новых рабочих мест, рационального использования материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения местного бюджета.
В качестве приоритетных направлений развития Максатихинского муниципального района определены:
- рациональное использование природно-ресурсного потенциала;
- развитие базовых отраслей экономики;
- повышение уровня и качества жизни населения;
- повышение эффективности жилищно-коммунальной сферы и развитие инфраструктуры;
- совершенствование муниципального управления.
2.1. Рациональное использование природно-ресурсного потенциала
Основные задачи:
- вовлечение в хозяйственный оборот минерально-сырьевых ресурсов района, с целью развития на территории промышленного производства таких видов продукции, как кирпич, тротуарная плитка, торфяные гранулы, брикеты;
- повышение эффективности использования незадействованных пастбищно-сенокосных угодий, с целью расширения объемов сельхозпроизводства, в частности, мясного скотоводства;
- коммерческое использование природных достопримечательностей с целью создания новой для района туристической отрасли.
Механизмы достижения целей: инициирование разработки инвестиционных проектов, направленных на промышленное использование минерально-сырьевой и природно-ресурсной базы Максатихинского района.
2.2. Развитие экономики Максатихинского района
Одной из главных составляющих экономики района является промышленность. Муниципальное образование должно создавать условия для возникновения на своей территории предприятий - точек экономического роста, способных эффективно функционировать и развиваться, обеспечивая тем самым, личные доходы граждан, новые рабочие места, расширение рынков сбыта, создание новой продукции и предоставления услуг.
Вместе с тем, для повышения качества предоставляемых социальных услуг необходимо также улучшение деятельности органов местного самоуправления и предприятий муниципального сектора, необходим рост собственных доходов бюджета, оптимальное распределение бюджетных средств и их эффективное использование.
Основные задачи:
- расширение и создание новых производственных мощностей по углублённой переработке древесины и выпуску продукции в соответствии с мировыми стандартами;
- использование отходов предприятий лесопромышленного комплекса для отопления (закупка дровокольных передвижных станков для обеспечения населения и объектов социально-культурной сферы колотыми дровами, закупка щеповозов и рубильной установки для производства щепы из отходов лесозаготовки и деревообработки и использования её для отопления);
- дальнейшее развитие отраслей потребительского сектора - в первую очередь пищевой промышленности;
- повышение инвестиционной привлекательности района, инициирование разработки масштабных инвестиционных проектов, информирование потенциальных инвесторов;
- развитие малого предпринимательства, как наиболее динамично развивающегося сектора экономики;
- увеличение и обеспечение устойчивости доходной базы бюджета Максатихинского района.
С целью выполнения вышеназванных задач предполагается выполнение ряда необходимых мероприятий:
- по глубокой переработке древесины, главными направлениями которой являются: лесозаготовка и вывозка древесины, производство фанеры и производство пиломатериалов. Предусматривается увеличение объёмов заготовки и переработки древесины за счёт приобретения и внедрения новой техники и модернизации старой.
В результате вложения инвестиций предприятием ООО "Агросервис" предполагается увеличение производства древесных гранул до 12 тыс. тонн ежегодно и создание 50 единиц новых рабочих мест.
Развитие предприятий агропромышленного комплекса предусматривает модернизацию производства цельномолочной продукции, масла животного, творога и сыров на предприятии ОАО "Максатихинский маслозавод". В сельском хозяйстве инвестиционные проекты будут направлены на увеличение производства продукции животноводства и растениеводства. В результате реализации данного направления планируется достичь следующих результатов:
- повышение урожайности зерновых культур и картофеля на 20 %;
- обеспечение жильём граждан, проживающих на селе, молодых специалистов и молодых семей, закрепление кадров на селе.
- увеличение притока внешних инвестиций на территорию района;
- мобилизация внутренних ресурсов.
Для развития малого предпринимательства предполагается:
- создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- устранение административных барьеров;
- формирование условий для организации и развития предпринимателями туризма, как доходной отрасли экономики района.
В результате реализации этого направления ожидается рост числа малых предприятий (в том числе по оказанию бытовых услуг); увеличение количества рабочих мест в малом предпринимательстве; повышение уровня культуры предпринимательства (проведение семинаров).
Формирование динамично растущей и сбалансированной экономики Максатихинского района является базовым условием для дальнейшего развития его социальной сферы, повышения уровня доходов населения, формирования высокого уровня и качества жизни граждан.
2.3. Повышение уровня и качества жизни населения
Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения
2.3.1. Задачи в области здравоохранения
В сфере здравоохранения предполагается:
- повышение показателей амбулаторно - поликлинической помощи;
- развитие стационарозамещающих видов помощи (дневные стационары при поликлиниках; стационары на дому; дневные стационары в больничных учреждениях) и системы врача общей практики (семейного врача);
- усиление профилактической направленности (профосмотры, диспансеризация, иммунизация) в работе медицинских организаций и формирование здорового образа жизни;
- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- внедрение современных информационных систем в здравоохранении;
- внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
2.3.2. Задачи в области культуры
Основной задачей является сохранение и приумножение культурного потенциала Максатихинского района, сохранение и пополнение библиотечных фондов, стимулирование народного творчества и развитие культурно - досуговой деятельности, развитие кадрового потенциала сферы культуры района.
Планируется:
- развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
- пополнение и сохранность библиотечных фондов в библиотеках Максатихинского района;
- обеспечение компьютерной техникой сельских библиотек района, внедрение новых библиотечных технологий;
- поддержка творческой деятельности домов культуры, фольклора.
2.3.3. Задачи в области образования
Основной задачей является повышение доступности и качества образовательных услуг, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Предполагается:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, формирование гражданской ответственности, способности к социализации в обществе;
- внедрение в систему базового образования эффективных механизмов обеспечивающих его соответствие требованиям экономики района основанной на знаниях;
- обеспечение максимального охвата детей школьного возраста обучением и дополнительным образованием;
- укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений во взаимодействие с семьёй, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий;
- укрепление материально-технической базы организаций образования;
- увеличение числа мест в дошкольных образовательных организациях района и организация малозатратных форм в общеобразовательных организациях района;
- проведение капитального ремонта существующей базы организаций образования, выполнение требований и предписаний по качественному обслуживанию системы отопления, проведение противопожарных мероприятий, выполнение требований пожарной безопасности, усиление противопожарного режима.
2.3.4. Задачи по реализации молодежной политики
Основными задачами молодёжной политики в районе с целью создания равных условий для развития молодёжи являются:
- обеспечение прав и гарантий молодёжи в сфере труда и занятости;
- гарантированное предоставление молодёжи социальных услуг, организация отдыха и досуга молодых граждан;
- содействие предпринимательской деятельности молодёжи;
- гражданское и патриотическое воспитание, физическое и духовное развитие молодёжи, поддержка деятельности молодёжных и детских общественных объединений;
- поддержка талантливой и одарённой молодёжи;
- проведение профилактики правонарушений среди молодёжи, её алкоголизации и наркотизации.
Реализация мероприятий позволит обеспечить трудоустройство и занятость молодежи, развитие молодежного предпринимательств; профилактику асоциального поведения в подростково - молодежной среде, формирование здорового образа жизни; укрепление института молодой семьи, защиту прав и законных интересов; развитие и активизацию деятельности молодежных и детских общественных объединений в районе.
Планируется:
- строительство спортивного центра с универсальным игровым залом в посёлке Максатиха (завершено в 2012 году);
- строительство газопровода и газификация населённых пунктов района. Реализация проекта обеспечит стабильное теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы, позволит снизить затраты населения по оплате тепловой энергии;
- строительство полигона твёрдых бытовых отходов;
- ликвидация очереди в дошкольные учреждения.
2.4. Повышение эффективности жилищно-коммунальной сферы
и развитие инфраструктуры
В настоящее время перед жилищно-коммунальным комплексом района ставится цель перевода отрасли на самоокупаемость на основе полного возмещения затрат предприятий за оказанные жилищно-коммунальные услуги с одной стороны, повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в отрасли и совершенствования социальной защиты населения с другой.
Поставленная цель реализуются через решение следующих задач:
- создание эффективной системы управления жилищным фондом;
- создание механизма процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса;
- дальнейшее совершенствование тарифной политики в сфере ЖКХ, ужесточение финансовой дисциплины в области бюджетных обязательств перед отраслью и введение бюджетирования на предприятиях ЖКХ с одновременным усилением адресной социальной защищенности малоимущих слоев населения;
- дальнейшее снижение удельного расхода топлива и электроэнергии на производство единицы коммунальных услуг, повышение надежности работы объектов жизнеобеспечения через модернизацию отрасли, внедрение новых энергосберегающих технологий и совершенствования учетной политики;
- повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства, организация модернизации (технического перевооружения) жилищно-коммунального хозяйства;
- повышение качества предоставляемых услуг населению в сфере ЖКХ;
- привлечение частных инвестиций, средств местного бюджета для реализации целевой программы Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Максатихинского района на 2012-2013 годы с целью повышения качества предоставляемых услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- модернизация жилищно-коммунального хозяйства;
- сдерживание роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- развитие жилищного строительства, с целью повышения благоустройства жилищного фонда района.
2.5. Совершенствование муниципального управления
2.5.1. Развитие землеустройства и земельного кадастра
Задачами при проведении работ по инвентаризации земель поселений являются:
- создание основы для ведения государственного земельного кадастра;
- установление существующих землепользователей;
- экономическая оценка и учет стоимости земель;
- обоснование размеров платы за землю;
- формирование списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю;
- установление неиспользуемых и нерационально используемых земель и подготовка соответствующих предложений органами местного самоуправления для принятия решений.
2.5.2. Совершенствование управления муниципальной собственностью
Главной целью в сфере управления муниципальной собственностью на 2013-2020 годы являются переход к модели управления муниципальной собственностью на принципах соответствия муниципального имущества функциям муниципального образования, оптимизация его состава и эффективного управления, получения доходов от его использования, в том числе за счет вовлечения в арендные отношения земельных участков, стимулирования выкупа земельных участков приватизированными предприятиями и гражданами.
Планируется:
- разработка нормативных правовых актов в целях совершенствования действующей нормативной базы в области имущественных и земельных отношений;
- повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных участков и обеспечение поступлений в районный бюджет доходов от их использования за счет выявления неиспользуемых объектов нежилого фонда и бесхозяйного имущества, взысканию просроченной арендной платы, продажи имущества в рамках выполнения прогнозного плана приватизации муниципальной собственности; совершенствования учета и управления имуществом не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;
- мониторинг финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с участием Максатихинского района, с целью повышения эффективности их деятельности и обеспечения перечисления в бюджет района части прибыли предприятий и дивидендов хозяйственных обществ;
- совершенствование учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, создание и поддержание реестра муниципальной собственности в актуальном состоянии;
- сдача в аренду или продажа земельных участков под объектами муниципальной недвижимости или находящейся в частной собственности;
- поэтапное сокращение избыточной части муниципального сектора, не требуемого для выполнения муниципальных функций, путем анализа деятельности муниципальных организаций и их необходимости функционирования в статусе муниципального (продажа долей хозяйствующих обществ, приватизация или ликвидация муниципальных унитарных предприятий, учреждений, а также продажа имущества, находящегося в их ведении, не требующегося для выполнения муниципальных функций).
2.5.3. Развитие депрессивных территорий
Главной целью является повышение благосостояния населения села, создание благоприятных условий для развития экономики, сохранение социальной инфраструктуры на селе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- создание благоприятных условий для развития малого бизнеса на селе;
- восстановление экономики села;
- повышение уровня жизни населения;
- сохранение социальной инфраструктуры на селе.
В результате осуществления предусмотренных мер, экономика села станет стабильной и устойчивой. Возрастут темпы развития в отраслях экономики и социальной сфере, реальные денежные доходы населения. Создание благоприятных экономических условий, повысит уровень рыночной конкуренции, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса. В конечном итоге, предполагается создание дополнительных рабочих мест на селе, пополнение бюджета района. В связи с созданием дополнительных рабочих мест, удельный вес занятости в общей численности трудоспособного населения возрастет, увеличится средняя заработная плата, поступление налогов в бюджет.
3. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы
Реализация указанных выше мероприятий создает предпосылки для обеспечения комплексного и сбалансированного развития хозяйствующих субъектов района, приоритетного развития агропромышленного комплекса, ускорения развития социальной и природоохранной инфраструктуры района, формирования рыночной инфраструктуры.
Реализация поставленных стратегических задач позволит к 2020 году сохранить уровень регистрируемой безработицы в пределах 1,7 %.
Возрастут темпы развития экономики и социальной сферы.
К 2020 году объём промышленной продукции обрабатывающих производств в ценах соответствующих лет возрастёт в 1,9 раза.
Реализация программных мероприятий развития агропромышленного комплекса, обеспечивающих более эффективное использование имеющегося потенциала агропромышленного комплекса района, позволит сформировать устойчивые тенденции увеличения объёмов производства в этом секторе экономики. К 2020 году объём валовой продукции сельского хозяйства увеличится в 1,6 раза.
Важным направлением обеспечения стабильности экономического развития района рассматривается дальнейшее развитие малого предпринимательства.
Реализация мероприятий позволит обеспечить информационную открытость органов исполнительной власти, создать общедоступную информационную систему поддержки малого предпринимательства, увеличить количество субъектов на 20 единиц, в том числе в сфере оказания бытовых услуг на 50 %, увеличение выпуска продукции не ниже 10 %.
Реализация мероприятий развития сферы транспорта и дорожного хозяйства позволит увеличить протяженность построенных, реконструированных и отремонтированных автомобильных дорог местного значения, включая улично-дорожную сеть населённых пунктов на 1,6 км, увеличение количества перевезённых пассажиров транспортом общего пользования до 500 тыс. человек.
Реализация мероприятий в отраслях социальной сферы, приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование" позволит обеспечить доступность и повышение качества базовых социальных услуг (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт), создаёт предпосылки для стабилизации рождаемости и последующего демографического роста.
Реализация мероприятий по обеспечению жильём молодых семей района позволит создать условия для повышения уровня обеспеченности жильём молодых семей, повысить рождаемость в районе - планируется участие в данной программе 20 семей ежегодно.
В результате реализации мероприятий района будут сохранены существующие рабочие места и вновь создано 120 рабочих мест на предприятиях деревообрабатывающего комплекса.
Концентрация федеральных, областных и местных финансовых ресурсов на выполнение мероприятий по развитию реального сектора экономики, социальной сферы, реализация национальных проектов в конечном итоге позволит создать необходимые условия для экономического роста и улучшения качества жизни населения района.
Оценка уровня социально-экономического развития района в процессе реализации мероприятий будет осуществляться на основе системы показателей, приведённых в таблице.
Целевые показатели социально-экономического развития
муниципального образования Максатихинский район до 2020 года
Показатель |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность населения на начало года |
тыс. человек |
16,1 |
15,7 |
15,3 |
14,9 |
14,7 |
14,5 |
14,3 |
14,2 |
14,1 |
2. Объём отгруженных товаров собственного производства, выполнение работ и услуг в промышленном производстве (всего) |
млн. руб. |
1246,4 |
1373,1 |
1514,8 |
1629,5 |
1772,1 |
1939,9 |
2129,4 |
2315,5 |
2513,6 |
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
100,4 |
101,9 |
102,4 |
100,7 |
101,3 |
101,7 |
102,0 |
102,6 |
103,0 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. |
924,4 |
1011,9 |
1114,3 |
1182,3 |
1278,8 |
1396,9 |
1531,6 |
1668,9 |
1816,8 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
101,6 |
102,5 |
103,1 |
100,9 |
101,4 |
102,2 |
102,7 |
103,4 |
103,6 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки и табака |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. |
236,2 |
249,2 |
263,4 |
276,3 |
291,2 |
309,7 |
329,0 |
348,3 |
369,5 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
98,7 |
99,8 |
100,0 |
100,1 |
100,1 |
101,0 |
101,0 |
101,5 |
102,0 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. |
685,7 |
760,2 |
848,3 |
903,5 |
985,1 |
1084,6 |
1200,0 |
1317,9 |
1444,6 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
102,7 |
103,5 |
104,2 |
101,2 |
102,0 |
103,0 |
103,5 |
104,0 |
104,0 |
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. |
2,52 |
2,54 |
2,56 |
2,52 |
2,54 |
2,59 |
2,64 |
2,67 |
2,69 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
92,1 |
94,3 |
93,9 |
93,6 |
94,0 |
95,0 |
95,0 |
96,0 |
96,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. |
322,0 |
361,2 |
400,5 |
447,2 |
493,3 |
543,0 |
597,8 |
646,6 |
696,8 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
96,74 |
99,97 |
99,97 |
99,97 |
100,0 |
101,0 |
101,0 |
101,0 |
101,0 |
3. Валовая продукция сельского хозяйства, всего (все категории хозяйств) |
млн. руб. |
287,2 |
302,8 |
330,1 |
349,7 |
371,0 |
395,2 |
418,5 |
439,7 |
460,4 |
4. Рынок товаров и услуг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
911,6 |
994,4 |
1078,6 |
1165,4 |
1264,1 |
1373,8 |
1497,3 |
1617,9 |
1741,5 |
Индекс оборота розничной торговли |
% к предыдущему году |
103,0 |
103,2 |
103,5 |
103,5 |
103,6 |
103,8 |
103,9 |
104,0 |
104,0 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
86,2 |
94,7 |
103,3 |
112,6 |
122,9 |
134,3 |
147,1 |
160,4 |
174,5 |
Индекс платных услуг населению |
% к предыдущему году |
101,3 |
101,5 |
101,8 |
102,0 |
102,3 |
102,4 |
102,5 |
102,7 |
103,0 |
5. Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
85,2 |
65,0 |
159,9 |
138,9 |
149,4 |
159,4 |
175,5 |
192,6 |
210,5 |
Индекс физического объема инвестиций |
% к предыдущему году |
162,7 |
71,1 |
229,4 |
81,5 |
101,0 |
102,0 |
103,0 |
104,0 |
104,0 |
Ввод жилья |
тыс. мI общей площади |
2,2 |
2,2 |
2,25 |
2,3 |
2,35 |
2,4 |
2,45 |
2,5 |
2,55 |
7. Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность экономически активного населения |
тыс. человек |
6,3 |
6,3 |
6,2 |
6,2 |
6,1 |
6,1 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости (в среднем за период) |
тыс. человек |
110 |
155 |
150 |
130 |
130 |
125 |
125 |
120 |
115 |
Уровень зарегистрированной безработицы |
в % к экономически активному населению |
1,7 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.