Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I. Общая характеристика сферы обеспечения государственного контроля и надзора и прогноз их развития, основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы
1. В современных условиях эффективная деятельность государства является важнейшим фактором, предопределяющим успешное социально-экономическое развитие регионов. Достижение этого результата напрямую связано с осуществлением государственного контроля и надзора. Взаимосвязь государственного управления и государственного контроля и надзора помогает вскрыть нарушения законодательства и своевременно сделать оценку происходящей ситуации для того, чтобы принять меры по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем и повышению эффективности государственного управления.
Основной целью деятельности главного администратора и администраторов государственной программы является содействие в обеспечении экономической стабильности и устойчивого развития территории Тверской области посредством государственного контроля и надзора. При этом развитие государственного контроля и надзора напрямую связано с совершенствованием законодательной базы.
2. Обеспечение ориентированности бюджетных расходов на конечный результат, укрепление финансово-бюджетного надзора и контроля как обязательного условия для упорядочения использования государственного имущества и финансов, а также предотвращение посягательств на государственные финансы, практическое использование результатов внутреннего государственного финансового контроля при формировании бюджетов и принятия управленческих решений, сохранение финансовой стабильности как одного из базовых условий повышения доверия людей к государству, установление соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов возложено на Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций (далее - Министерство).
3. Комплексный подход к осуществлению внутреннего государственного финансового контроля за деятельностью государственных органов Тверской области, исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, государственных учреждений Тверской области, государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций с долей участия Тверской области в уставном капитале, а также иных объектов контроля, определенных бюджетным законодательством, позволит обеспечить полную степень охвата различных граней контролируемого процесса, которая гарантирует объективность результата контроля и способствует достижению социально значимых целей. Кроме того, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности на орган внутреннего государственного финансового контроля возложен контроль в порядке, установленном законодательством о контрактной системе и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4. Одной из отраслей государственного управления, традиционно пользующейся повышенным вниманием, являются государственные закупки.
В соответствии с федеральным законодательством контроль за этой сферой выделен в отдельный вид деятельности. Данный шаг продиктован общей тенденцией повышения прозрачности и эффективности государства. В целях осуществления контроля в сфере закупок Министерство осуществляет следующие контрольные мероприятия:
а) проведение плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок, а также лиц, входящих в состав данной комиссии, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок для обеспечения нужд Тверской области и муниципальных нужд муниципальных образований Тверской области, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в сфере закупок отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд Тверской области;
б) согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, если открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, запрос предложений признаны несостоявшимися;
в) проведение анализа поступившей от заказчика информации о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае возникновения потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, в случае возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновения необходимости срочного медицинского вмешательства.
5. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений действующего законодательства при использовании автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области и осуществлении дорожной деятельности имеет большое значение как с точки зрения контроля за состоянием государственного имущества региона (автодорог), так и с точки зрения выявления, пресечения и предупреждения нарушений в сфере дорожной деятельности. В результате проведения плановых (внеплановых) проверок, осуществления мероприятий по контролю за соблюдением порядка содержания и ремонта региональных автодорог выявляются и пресекаются нарушения, влияющие на безопасность, удобство и удовлетворенность граждан, являющихся пользователями автомобильных дорог. В результате выявления административных нарушений в сфере содержания и ремонта автодорог виновные привлекаются к административной ответственности и уплачивают штрафы в бюджет Тверской области. Таким образом, в данной сфере деятельность Министерства также направлена на достижение экономического эффекта.
6. Осуществление функций по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции и деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а также проведение контрольных мероприятий проводятся в целях обеспечения соблюдения требований законодательства юридическими и физическими лицами в соответствующих сферах деятельности.
7. В целях предотвращения злоупотреблений и нарушений требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Тверской области Министерство осуществляет контрольные мероприятия по следующим направлениям:
а) осуществление контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
б) осуществление контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
в) осуществление контроля за соблюдением федерального законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Тверской области.
8. Деятельность Министерства по осуществлению регионального государственного строительного надзора направлена на повышение качества возводимых и реконструируемых объектов капитального строительства, выявление и пресечение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов и проектной документации в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
9. В качестве иных направлений государственного контроля и надзора, способствующих, в том числе повышению уровня компетентности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, выделяются следующие направления:
а) анализ муниципальных правовых актов на предмет их соответствия законодательству о градостроительной деятельности;
б) соблюдение сроков приведения муниципальных правовых актов о градостроительной деятельности в соответствие с требованиями, установленными федеральными и региональными законами в области градостроительной деятельности;
в) соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.
10. Деятельность Главного управления "Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники" Тверской области по регистрации поднадзорной техники, проведению технических осмотров, приему экзаменов и выдаче удостоверений тракториста-машиниста осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований законодательства при эксплуатации поднадзорной техники (трактора, самоходные дорожно-строительные и другие наземные самоходные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования), для безопасности жизни, здоровья людей, сохранности имущества и охраны окружающей среды.
11. В целях обеспечения благосостояния населения, удовлетворения его жизнеобеспечивающих потребностей и достижения равновесия между интересами государства и человека Главным управлением "Государственная жилищная инспекция" Тверской области осуществляется региональный государственный жилищный надзор и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
12. Перечень основных проблем в сфере реализации государственной программы представляет собой совокупность проблем, которые в среднесрочной перспективе способны оказать негативное влияние на достижение цели государственной программы.
13. Несмотря на определенные успехи в области обеспечения государственного контроля и надзора, проводимого Министерством, в Тверской области существует ряд проблем, которые обусловлены, в том числе необходимостью совершенствования законодательства, регулирующего осуществление государственного надзора и контроля:
а) сохранение условий для неоправданного увеличения бюджетных расходов (не созданы условия для мотивации органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а также государственных учреждений Тверской области в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом), а также недостаточная эффективность использования бюджетных средств;
б) недостаточное использование результатов финансового контроля при формировании областного бюджета Тверской области и местных бюджетов муниципальных образований Тверской области, а также принятии управленческих решений, что также связано с необходимостью дальнейшего совершенствования методологии формирования государственных программ Тверской области, а также ограниченность применения результатов оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления и формальное применение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг;
в) стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;
г) недостаточная эффективность работы органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по использованию муниципального имущества в целях наращивания доходной базы и доходного потенциала местных бюджетов Тверской области;
д) низкий уровень качества и эффективности исполнения государственных полномочий по осуществлению закупок для государственных нужд;
е) ненадлежащее исполнение подрядными организациями требований порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования Тверской области регионального и межмуниципального значения;
ж) нарушение обязательных требований действующего законодательства в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, а также заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
з) ненадлежащее исполнение застройщиками, осуществляющими деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
и) отсутствие в Министерстве узкопрофильных специалистов для осуществления в рамках государственного строительного надзора государственного пожарного надзора, государственного экологического надзора, санитарно-эпидемиологического надзора;
к) отсутствие технического регламента безопасности применяемых при строительстве строительных материалов и изделий.
14. Деятельность Главного управления "Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники" направлена на решение следующих проблем, которые обусловлены наличием правоприменительной практики:
а) несоблюдение отдельными гражданами - владельцами (собственниками) поднадзорной техники установленных законодательством Российской Федерации правил государственной регистрации поднадзорной техники, оформления допуска к управлению самоходными машинами и получения удостоверений тракториста-машиниста;
б) безответственное отношение отдельных граждан - владельцев (собственников) техники по соблюдению правил проведения технического осмотра поднадзорной техники, норм и правил правильной ее эксплуатации, правил дорожного движения.
15. Деятельность Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области направлена на решение проблем в сфере жилищно-коммунальных отношений, обусловленных отсутствием достаточного объема финансовых средств, а именно: несоблюдение органами государственной власти Тверской области, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
16. Основными направлениями решения проблем в области обеспечения государственного контроля и надзора, проводимого Министерством, в Тверской области являются:
а) увеличение количества экспертно-аналитических мероприятий в процессе составления и исполнения областного бюджета Тверской области путем проведения экспертиз в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Тверской области, а также рецензирования;
б) увеличение количества контрольных мероприятий, проводимых в рамках последующего контроля, осуществляемого по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности;
в) увеличение числа проверок по пресечению и устранению выявленных нарушений в области содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования Тверской области регионального и межмуниципального значения;
г) увеличение количества проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, а также заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов;
д) проведение контрольных мероприятий в отношении всех застройщиков, осуществляющих свою деятельность в рамках законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
е) увеличение штатной численности для укомплектования их узкопрофильными специалистами для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также экологического надзора;
ж) принятие на федеральном уровне технического регламента безопасности конструкций и изделий, применяемых в строительстве, по аналогии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
17. Основными направлениями решения проблем по обеспечению безопасной эксплуатации поднадзорной техники на территории Тверской области, являются:
а) увеличение количества проверяемых юридических и физических лиц на предмет выявления незарегистрированной поднадзорной техники;
б) увеличение количества проверяемых физических лиц на предмет наличия удостоверений тракториста-машиниста соответствующих категорий;
в) увеличение количества проверяемой поднадзорной техники.
18. Основными направлениями решения проблем в сфере жилищно- коммунальных отношений являются:
а) увеличение числа проверок по пресечению и устранению выявленных нарушений в сфере жилищно-коммунальных отношений;
б) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований законодательства в сфере жилищно-коммунальных отношений.
19. Комплексный подход к выполнению поставленных задач в рамках государственной программы позволяет обеспечить эффективное решение актуальных вопросов государственного контроля и надзора на территории Тверской области.
20. Приоритетами государственной политики в сфере осуществления государственного контроля и надзора являются:
а) обеспечение экономической стабильности и устойчивого развития территории Тверской области;
б) повышение благосостояния населения Тверской области;
в) защита прав и законных интересов физических и юридических лиц Тверской области;
г) повышение комфортности проживания населения в жилищном фонде всех форм собственности;
д) предупреждение нарушений в области эксплуатации поднадзорной техники;
е) предупреждение возникновения аварийных ситуаций в жилищно-коммунальной сфере;
ж) обеспечение охраны окружающей среды;
з) предупреждение нарушений в сферах бюджетного законодательства, законодательства в сфере закупок, градостроительного законодательства органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, законодательства по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции и деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, законодательства в области сохранности автомобильных дорог общего пользования Тверской области.
21. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию государственной программы по годам его реализации, указан по каждой подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме в разрезе кодов бюджетной классификации и дополнительных аналитических кодов в характеристике государственной программы.
Характеристика государственной программы приведена в приложении 1 к государственной программе.
22. Характеристика основных показателей государственной программы приведена в приложении 2 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.