Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Тверской области
от 28 апреля 2009 г. N 173-па
"Приложение
Долгосрочная целевая программа
Тверской области
"Развитие сферы культуры Тверской области
на 2009-2011 годы"
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 1 сентября 2008 г. N 263-па)
г. Тверь, 2008 год
Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Развитие сферы культуры Тверской области
на 2009-2011 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
Администратор Программы (государственный заказчик-координатор) |
Комитет по делам культуры Тверской области |
Дата утверждения Программы |
01.09.2008 |
Стратегическая цель и тактические задачи Программы с указанием ведомственной целевой программы, в рамках которой планируется их достижение. |
Стратегическая цель - обеспечение равного доступа жителей Тверской области к культурным ценностям, знаниям и информации, создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, участие в культурной жизни. Тактические задачи: 1. Сохранение единого культурного пространства России и интеграция культуры Тверского региона в мировой культурный процесс 2. Развитие кадрового потенциала сферы культуры. 3. Сохранение и рациональное использование культурного и исторического наследия. 4. Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни. 5. Нормативно-правовое и информационное обеспечение развития культуры. Достижение стратегической цели и решение тактических задач планируется в рамках ведомственной целевой программы "Культура Тверской области: 2009-2011 годы" |
Сроки реализации Программы |
2009-2011 годы |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- увеличение количества культурных обменов до 8 ед. к 2011году; - увеличение количества региональных культурных акций за рубежом до 3 ед. к 2011 году; - увеличение количества международных, всероссийских и областных социально значимых культурных мероприятий до 29 к 2011 году; - увеличение удельного веса детей и подростков, занимающихся в системе художественного образования до 11,7 %; - увеличение количества молодых дарований, получивших государственную поддержку до 0,7 %; - увеличение доли молодых специалистов учреждений культуры - выпускников Тверских учебных заведений культуры до 9 %; - увеличение удельного веса работников культуры, прошедших повышение квалификации и профессиональную подготовку до 10 %; - увеличение удельного веса новых поступлений в фонды библиотек до 2,5 %; - увеличение количества библиотечных и архивных фондов, участвующих в культурном обороте до 95 %; - увеличение количества посетителей библиотек до 670 тыс.чел.; - увеличение доли представленных (во всех формах) посетителям музейных предметов в общем количестве основного фонда до 5,6 %; - увеличение количества посетителей музейных экспозиций, выставок и других культурных мероприятий до 530 тыс.чел.; - увеличение количества любительских и творческих объединений до 111 ед.; - увеличение количества занимающихся в любительских и творческих объединениях до 3 %; - увеличение количества посетителей культурных мероприятий до 215,8 тыс.чел.; - увеличение объема поступлений внебюджетных средств от реализации услуг, оказываемых учреждениями культуры до 4,0 тыс.руб.; - увеличение степени информированности населения Тверской области до 16 %; - увеличение количества нормативных правовых актов, подготовленных комитетом по делам культуры Тверской области до 23 ед.; - увеличение количества посетителей театрально-зрелищных мероприятий до 350 тыс. чел.; |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по Ведомственной целевой программе |
Общий объем финансирования Программы на 2009-2011 годы - 103194,0 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета Тверской области - 103194,0 тыс. руб. 2009 год - 24500,0 тыс. руб. 08 01 - 24500,0 тыс. руб. 2010 год - 39347,0 тыс.руб. 08 01 - 39347,0 тыс. руб. 2011 год - 39347,0 тыс.руб. 08 01 - 39347,0 тыс. руб. |
Основные механизмы реализации Программы |
Реализация Программы осуществляется комитетом по делам культуры Тверской области в течение 2009-2011 годов путем обеспечение равного доступа жителей Тверской области к культурным ценностям, знаниям и информации, создания условий для дальнейшего развития творческих способностей, участия в культурной жизни |
Основные механизмы мониторинга реализации Программы |
В течение всего периода реализации Программы комитетом по делам культуры Тверской области осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации Программы путем составления отчетов о ее реализации. Полугодовой мониторинг реализации Программы осуществляется по результатам первого полугодия путем представления администратором Программы в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации Программы за полугодие. Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления администратором Программы в департамент экономики Тверской области, департамент финансов Тверской области, комитет внутренней политики, Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации Программы. Государственный заказчик-координатор Программы определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам. Исполнители мероприятий ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчет государственному заказчику-координатору Программы о степени достижения конечных результатов Программы |
I. Характеристика проблем
Большое внимание со стороны Правительства Российской Федерации и органов государственной власти Тверской области стало уделяться актуальным проблемам развития отрасли культуры, вопросам законодательной базы для защиты позиций отрасли, нормативно-правовому обеспечению, региональным аспектам культурной политики. Несмотря на это в отрасли существует достаточно широкий круг проблем, требующих решения.
Культурная политика тверского региона направлена как на сохранение культурного потенциала*(1) Тверской области, ее самобытности, так и на формирование образа территории.
Программа разработана с целью развития системы программно-целевого управления, расширения применения в бюджетном процессе методов долгосрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств. Программа базируется на основе достигнутых результатов в отрасли "Культура" за последние годы.
Проведенный анализ состояния отрасли и определение приоритетных направлений дальнейшего развития культуры Тверской области позволяют определить стратегическую цель - обеспечение равного доступа жителей Тверской области к культурным ценностям*(2), создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, участие в культурной жизни.
Единая культурная политика Тверской области находится в русле ориентиров, определенных Министерством культуры Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Посланием Президента Федеральному Собранию и Посланием Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области.
Важным направлением деятельности комитета по делам культуры Тверской области является повышение инвестиционной привлекательности и культурного имиджа тверского региона, увеличение числа проводимых культурно-массовых мероприятий одновременно с повышением качества их подготовки и художественной ценности.
Сохранение и развитие театрально-концертной и гастрольной деятельности является главным условием для сохранения культурного пространства России на территории Тверской области и формирования толерантных межнациональных отношений. В этой области необходима серьезная поддержка культурно-художественной деятельности и проектов, направленных на пропаганду признанных образцов российской культуры в Тверской области, а также продвижение перспективных культурно-художественных проектов на международные культурные площадки. Особое внимание должно быть уделено укреплению традиций регионального культурного сообщества путем проведения ежегодных общественно значимых и социально-культурных мероприятий, сельских, городских, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, государственных и местных праздников. Необходимо активнее участвовать в межрегиональных и международных форумах и конкурсах с целью демонстрации достижений творческих самодеятельных и профессиональных коллективов и деятелей искусств Тверской области.
Для сохранения единого культурного пространства и активизации систематической гастрольной деятельности областных театральных и концертных учреждений необходимо взаимодействие органов местного самоуправления с областными театрами. В свою очередь и органы местного самоуправления должны активно содействовать проведению гастрольной деятельности.
Без поддержки и развития кадрового потенциала работа всей отрасли не может считаться успешной. В Тверской области работают 3 средних специальных учебных заведения культуры и искусства и 67 школ начального художественно-эстетического образования, деятельность данных учебных заведений координирует учебно-методический центр учебных заведений культуры и искусства.
В настоящее время наблюдается снижение престижа профессии работника культуры. Основным сдерживающим фактором развития реформирования отрасли является проблема профессиональной компетенции кадров. Анализ состояния кадрового потенциала отрасли позволил обозначить следующие проблемы: руководители органов управления культуры муниципальных образований Тверской области и руководители учреждений культуры муниципальных образований Тверской области в подавляющем большинстве имеют непрофильное образование.
По всем видам учреждений культуры наблюдается старение кадров: средний возраст работников учреждений колеблется от 45 до 55 лет и выше. Не хватает узкопрофильных специалистов с высшим образованием.
Процент специалистов культурно-досуговой деятельности с высшим и среднеспециальным образованием определяет 45 место Тверской области среди субъектов Российской Федерации. На 870 сельских клубов - 142 специалиста с высшим образованием, что составляет 10 % от общего числа специалистов, работающих на селе. По причине падения престижа профессии и низкой заработной платы в сфере культуры налицо снижение притока профессиональных молодых кадров (средний возраст профессиональных кадров, занятых в учреждениях культуры, превышает 44 года). Проблема кадрового потенциала в Тверской области обусловлена как оттоком выпускников средних специальных учебных заведений в другие регионы Российской Федерации, чаще всего в Москву и Санкт-Петербург, так и тем, что муниципальные образования Тверской области имеют очень слабые возможности создать необходимые условия для молодых специалистов, приезжающих работать на места, кроме того отсутствием жилья, а также низкой заработной платой, которая составляет в среднем около 3,2 тысяч рублей.
На укрепление кадрового потенциала отрасли направлено, в первую очередь, эстетическое воспитание детей и молодежи, развитие у них творческих способностей, сохранение и развитие системы художественного образования; подготовка квалифицированных кадров со средним и высшим профессиональным образованием в области музыкального и художественного искусства, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества; развитие, координация, поддержка и методическое обеспечение учреждений дополнительного художественно-эстетического образования детей и подростков, средних специальных учебных заведений; внедрение новых педагогических технологий и моделей образования; обеспечение образовательных заведений современной специальной, методической и учебной литературой; реализация образовательных, научных, культурно-просветительных проектов и т.д.
Среди многих составляющих развития сферы культуры приоритетными направлениями остаются реализация творческих проектов, стимулирование процессов творчества и признания заслуг творческих коллективов, ведущих артистов и исполнителей Тверской области.
Театральной гордостью Тверской области являются пять областных театров: Тверской областной академический театр драмы, Тверской государственный театр для детей и молодежи, Тверской государственный театр кукол, Кимрский государственный театр драмы и комедии, Вышневолоцкий государственный драматический театр и Тверская академическая областная филармония.
Формирование стратегии развития профессионального искусства, творческий рост профессионалов невозможен без взаимодействия, коммуникации, обмена. В ноябре 2007 года впервые за последние 5 лет Тверской театр юного зрителя выехал на зарубежные гастроли. Этому театру была оказана высокая честь - закрывать Год русского языка в Финляндии. Юбилей театра юного зрителя стал праздником, настоящим фестивалем с участием ведущих театров из Москвы и Санкт- Петербурга.
Анализ репертуарной политики театров свидетельствует о том, что незначительную долю репертуара составляют спектакли "золотого фонда", в то же время велика доля спектаклей, идущих 1-2 года. Это говорит о том, что значительная часть новых постановок не окупает затраченных бюджетных средств.
Серьезной остается проблема посещаемости театров. Ярким подтверждением тому является показатель "загрузка зрительного зала на одном спектакле". Среднее значение этого показателя по Тверской области 46,7 %, что на 20 % меньше аналогичного показателя по России.
Из года в год обсуждается вопрос по формированию гастрольной политики в пределах Тверской области. По-прежнему жители многих муниципальных районов Тверской области лишены возможности приобщиться к профессиональному театральному искусству.
Для расширения и обновления системы обслуживания зрителей Тверская академическая филармония (далее - филармония) продолжает практику организации продажи абонементов на концерты сезона. Абонементы составляют основу необычайно широкого диапазона деятельности филармонии. Абонементная система предоставляет слушателям льготы и позволяет сделать концерты доступными для всех, так как стоимость посещения концерта в рамках абонемента значительно ниже цены разового билета.
Каждый сезон филармония дает сотни концертов с участием выдающихся солистов, музыкантов и коллективов современности как России, так и зарубежья, проводит различные фестивали.
В сохранении и рациональном использовании культурного и исторического наследия важная роль отводится развитию библиотечного дела.
По статистике, на 01.01.2008 пользователями библиотек Тверской области являются 62 % населения Тверской области, т.е. около 640 тысяч человек. По этому показателю Тверская область занимает шестое место из 18 областей Центрального федерального округа.
В тверском регионе библиотечно-информационные и культурные услуги предоставляют 884 библиотеки, объединенные в 37 централизованных библиотечных систем, в том числе 879 на селе, 3 библиотеки имеют областной статус: Тверская универсальная научная библиотека им. А.М. Горького, Тверская специальная библиотека для слепых им. М.И. Суворова, Тверской областной центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина.
Областные и муниципальные библиотеки насчитывают более 672 тысяч пользователей, которым ежегодно из библиотечных фондов выдается около 18 млн экземпляров документов. По охвату населения библиотечным обслуживанием (около 50 %) мы занимаем шестое место из 18 в Центральном федеральном округе, по книгообеспеченности жителей - десятое место по Российской Федерации.
В целом по Тверской области в последние годы сокращение библиотечной сети идет за счет закрытия сельских библиотек, уменьшилось количество библиотек и в городах.
Закрываются пункты выдачи и передвижки в сельской местности. Актуальной проблемой для библиотек всех ведомств является вопрос комплектования библиотечных фондов. Совокупный библиотечный фонд муниципальных библиотек ежегодно сокращается, связано это с тем, что объем списанной по ветхости, устарелости и другим причинам литературы во много раз больше, чем новых поступлений. Фонды обременены устаревшей как физически, так и по содержанию литературой. В Тверской области объем новых поступлений книг в публичные библиотеки ниже, чем в целом по России.
Несмотря на то, что на протяжении нескольких лет существенно возрастает число посещений библиотек через веб-сайты и Интернет, в результате чего абсолютное число посещений библиотек и количество выданных ими изданий устойчиво возрастает, острой проблемой начиная с 2000 года является ежегодное снижение количества читателей библиотек.
Остается недостаточным уровень оснащения муниципальных библиотек компьютерной техникой и доступом к Интернету. По данным статистического анализа деятельности государственных и муниципальных библиотек Тверской области за 2007 год, из 40 центральных библиотек муниципальных районов, городских округов и закрытых административно-территориальных образований Тверской области подключены к сети Интернет только 23 (5 подключились в 2007 году). Из 740 сельских библиотек Тверской области только 11 подключены к Интернету. Таким образом, в Тверской области из 879 муниципальных библиотек только 40 подключены к сети Интернет, что составляет 4 %.
С созданием Тверской региональной электронной библиотеки планируется увеличить число читателей и пользователей библиотек Тверской области к 2010 году до 800 тысяч человек.
Число посещений библиотек по сравнению с 2007 годом (2 253 000) увеличится на 10 % и достигнет 2,5 млн в год.
Комитет по делам культуры Тверской области предлагает создать Тверскую региональную электронную библиотеку на базе Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького и утвердить план мероприятий до 2010 года, направленных на создание электронной библиотеки.
План мероприятий предусматривает:
1. Комплексную автоматизацию библиотек: включение в процесс автоматизации и информатизации библиотек с "нулевым" уровнем компьютеризации, укрепление материально-технической базы, выполнение необходимых мероприятий для подготовки библиотек (ремонта, установки сигнализации, приобретение мебели и т.д.).
2. Создание корпоративной информационно-библиотечной сети: объединение информационных ресурсов библиотек, которые уже подключены к Интернету и подключение новых библиотек по мере их готовности.
3. Информационные ресурсы электронной региональной библиотеки: развитие действующих и создание новых электронных каталогов, включая сводные, формирование уникальных полнотекстовых и мультимедийных региональных ресурсов библиотек в целях социально-экономического развития Тверской области и предоставления новых услуг в условиях информационного общества.
4. Развитие средств удаленного доступа пользователей библиотек. Внедрение интернет-технологий: развитие современных on-line форм библиотечного обслуживания, которые не требуют физического прихода человека в библиотеку.
5. Кадровое обеспечение. Организация обучения, повышения квалификации библиотечных кадров тверского региона: подготовка квалифицированных кадров в области новых информационно-библиотечных технологий.
6. Подготовка пользователей: подготовка пользователей и читателей, подрастающего поколения жителей тверского региона в области предоставления новых информационно-библиотечных технологий.
Сохранение и развитие музейного дела. В Тверской области работает одно из крупнейших в стране музейных объединений - Тверской государственный объединенный музей, в составе которого 33 филиала в 19 районах Тверской области, а также работают Тверская областная картинная галерея с четырьмя филиалами и 12 муниципальных музеев. В Тверской области работают два федеральных музея: Всероссийский историко-этнографический музей в городе Торжке, историко-мемориальный комплекс в селе Медное Калининского района, два областных музея.
За время существования Тверского государственного объединенного музея, Тверской областной картинной галереи с филиалами новые экспозиции были созданы во всех музеях. Так как в среднем стационарная музейная экспозиция может существовать без изменений около 10 лет, многие экспозиции требуют обновления (реэкспозиции). Однако количество экспонируемых предметов существенно снижается в связи с общим ростом коллекции и сокращением выставочных площадей.
Тверские музеи в недостаточной степени компьютеризированы. Музейные фонды необходимо перевести на электронные носители.
Требуются средства для разработки и внедрения новых технологий формирования, учета и экспонирования музейных фондов и музейных коллекций.
Одной из важнейших проблем музеев является состояние зданий, в которых размещены музейные экспозиции. Из 75 зданий, находящихся в оперативном управлении Тверского государственного объединенного музея, Тверской областной картинной галереи, 30 (более 47 %) являются памятниками истории и культуры федерального или областного значения (среди них 5 храмов).
13 зданий требуют капитального ремонта, 13 зданий - текущего ремонта, 7 построек архитектурно-этнографического музея в селе Василево нуждаются в реставрации, 1 здание (Кимрский краеведческий музей) находится в аварийном состоянии.
Экспозиции 5 музеев (Осташков, Торопец, Калязин, Кашин, Рогожа) расположены в храмах XVII-XIX веков, требующих реставрации.
Число предметов, которым необходима реставрация, составляет 25,4 % от числа основных фондов. Ежегодно число отреставрированных предметов составляет менее 0,2 % (Тверской государственный объединенный музей), 0,004 % (Тверская картинная галерея) от числа предметов, требующих реставрации.
В связи с нехваткой квалифицированных специалистов, допускается проведение реставрационных работ без необходимой квалификации (мебель, кожа, масляная живопись) и с превышением допусков. За последние годы количество художников-реставраторов сократилось в 2 раза.
Трудности в сохранении и развитии традиционных форм народного творчества связаны с уменьшением количества учреждений клубного типа, сокращением числа культурно-досуговых мероприятий, и, как следствие, уменьшением количества посетителей.
Происходит постоянный отток молодежи из клубных учреждений культуры, так как конкурировать с появившимися коммерческими формами организации досуга традиционным учреждениям сложно.
Снижается профессиональный уровень работников клубных учреждений.
Снижается интерес у населения к видам традиционной художественной культуры (особенно народной инструментальной музыки) и жанрам классического искусства.
Данная проблема обусловлена сокращением мелких населенных пунктов, традиционных народных промыслов, активной миграцией населения и уходом из жизни непосредственных носителей традиционной культуры. Тверская область - регион самобытной художественной культуры средней полосы России, в котором проживают более 100 различных национальностей. На территории тверского региона исторически сформировалось множество центров, в которых сохранились местные художественные традиции. Решение данной проблемы является приоритетной для развития культуры Тверской области. Пристального внимания требует сельская культура, где сосредоточено 96 % всех учреждений культуры, в которых в основном и базируются коллективы народного творчества, где еще сильна преемственность поколений, связь с исторической памятью, сохраняются уникальные жанры народного творчества. В 2007 году распоряжением Администрации Тверской области образована рабочая группа специалистов для подготовки нормативного документа (плана мероприятий), создающего условия для сохранения и развития традиционной народной культуры Тверской области, поддержки творческих проектов направленных на ее сохранение и развитие, оказание адресной помощи ветеранам творческих профессий и мастерам традиционной народной культуры в соответствии с Федеральными рекомендациями.
Без нормативно-правового и информационного обеспечения невозможно решение проблем, имеющихся в отрасли "Культура". В этой связи необходимо предусмотреть принятие правовых актов, закрепляющих гарантии и условия обеспечения населения услугами организаций культуры, в том числе социальные нормы и модельные стандарты межпоселенческих библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев, детских школ искусств и т.д., а также документы, определяющие порядок и объемы предоставления услуг в области культуры.
II. Стратегическая цель и тактические задачи Программы
Стратегическая цель - обеспечение равного доступа жителей Тверской области к культурным ценностям, создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, участие в культурной жизни.
Достижение стратегической цели непосредственно отражается в решении конкретных тактических задач.
Тактическая задача 1. Сохранение единого культурного пространства России и интеграция культуры региона в мировой культурный процесс.
Тактическая задача 2. Развитие кадрового потенциала сферы культуры.
Тактическая задача 3. Сохранение и рациональное использование культурного и исторического наследия.
Тактическая задача 4. Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участи в культурной жизни.
Тактическая задача 5. Нормативно-правовое и информационное обеспечение развития культуры.
Программа реализуется в рамках ведомственной целевой программы комитета по делам культуры Тверской области "Культура Тверской области: 2008-2010 годы".
III. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2009-2011 годы.
IV. Общий объем ресурсов,
необходимых для реализации Программы
Программу планируется финансировать за счет средств областного бюджета Тверской области. Для реализации Программы необходимы следующие объемы ресурсов:
Плановые объемы финансирования Программы
Глава, подраздел классифи- ка-ции расходов |
2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||||
областной бюджет Тверской области (тыс. руб.) |
федераль- ный бюджет |
итого (тыс. руб.) |
областной бюджет Тверской области (тыс. руб.) |
федераль- ный бюджет |
итого (тыс. руб.) |
областной бюджет Тверской области (тыс. руб.) |
федераль- ный бюджет |
итого (тыс. руб.) |
|
24500,0 | 24500,0 | 39347,0 | 39347,0 | 39347,0 | 39347,0 |
Планирование объема ресурсов в рамках Программы осуществлялось методом сравнения с затратами 2008 года. При этом учитывалась необходимость реализации новых мероприятий, что повлекло увеличение расходов на 2009 год.
Объемы финансирования для реализации Программы за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии с целью и задачами:
Тактические задачи |
Мероприятия | Тыс. руб. | ||
2009 год |
2010 год | 2011 год | ||
1. Сохранение единого культурного пространства России и интеграция культуры тверского региона в мировой культурный процесс |
1.1. Международные, всероссийские, региональные фестивали, конкурсы, культурные обмены |
12380,0 |
16850,0 |
16850,0 |
1.2. Развитие театральной фестивальной деятельности |
280,0 |
1150,0 |
1150,0 |
|
2. Развитие кадрового потенциала сферы культуры |
2.1. Создание системы стимулирования деятельности работников культуры |
3161,3 |
4371,0 |
4371,0 |
2.2. Поддержка молодых дарований тверского края |
1678,7 |
2317,0 |
2317,0 |
|
2.3. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров сферы культуры |
1800,0 |
1812,0 |
1812,0 |
|
3. Сохранение и рациональное использование культурного и исторического наследия |
3.1 3.1. Развитие библиотечного дела |
1500,0 | 2400,0 | 2400,0 |
3.2. Развитие музейного дела |
2500,0 | 6600,0 | 6600,0 | |
4. Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни |
4.1. Развитие традиционной народной культуры и самодеятельного художественного творчества |
900,0 |
1200,0 |
1200,0 |
5. Нормативно-право- вое и информационное обеспечение развития культуры |
5.1 Популяризация и освещение деятельности комитета по делам культуры Тверской области |
100,0 |
2147,0 |
2147,0 |
5.2 Разработка нормативных правовых актов по вопросам повышения эффективности деятельности отрасли "Культура" |
200,0 |
500,0 |
500,0 |
|
Всего | 24500,0 | 39347,0 | 39347,0 |
V. Плановые показатели результатов Программы
Плановые показатели эффективности реализации Программы Тверской области "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2011 годы" представлены в приложении 1 к Программе.
Показатели достижения стратегической цели:
Показатели конечного результата |
2009 год | 2010 год | 2011 год |
Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений * (%) |
141 |
142 |
143 |
Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения * (экз.) |
9490 |
9644 |
9670 |
Уровень удовлетворенности населения Тверской области культурой (%) |
60 |
70 |
75 |
* Показатели достижения стратегической цели соответствуют показателям, утвержденным Указом президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 для оценки эффективности деятельности исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Показатели достижения тактических задач:
Тактическая задача 1.
Сохранение единого культурного пространства России
и интеграция культуры тверского региона
в мировой культурный процесс
N п/п |
Показатели конечного результата |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Мероприятие 1.1. Международные, всероссийские, региональные фестивали, конкурсы, культурные обмены (тыс. руб.) |
12380,0 |
16850,0 |
16850,0 |
|
1.1.1 | Количество международных, всероссийских и областных социально значимых культурных мероприятий (ед.) |
28 |
29 |
30 |
1.1.2 | Количество культурных обменов (ед.) |
6 |
7 |
8 |
1.1.3 | Количество региональных культурных акций за рубежом (ед.) |
1 |
2 |
3 |
Эффективность мероприятия (в руб.) |
12,2 | 12,2 | 12,2 | |
Мероприятие 1.2. Развитие театральной фестивальной деятельности (тыс. руб.) |
280,0 |
1150,0 |
1150,0 |
|
1.2.1 | Количество посетителей театрально-зрелищ- ных мероприятий (тыс. чел.) |
330 |
340 |
350 |
Эффективность мероприятия (в руб.) |
0,8 | 0,8 | 0,8 | |
Общий объем финансирования по задаче 1 (тыс. руб.) |
12660,0 | 18000 | 18000 |
Тактическая задача 2.
Развитие кадрового потенциала сферы культуры
N п/п |
Показатели конечного результата |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Мероприятие 2.1. Создание системы стимулирования деятельности работников культуры (тыс. руб.) |
3161,3 |
4371,0 |
4371,0 |
|
2.1.1 | Количество работников культуры, получивших государственную поддержку (в %) |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
Эффективность (в руб.) | 3,2 | 3,2 | 3,2 | |
Мероприятие 2.2. Поддержка молодых дарований тверского края (тыс. руб.) |
1678,7 |
2317,0 |
2317,0 |
|
2.2.1 | Удельный вес детей и подростков, занимающихся в системе художественного образования (в %) |
11,5 |
11,6 |
11,7 |
2.2.2 | Количество молодых дарований, получивших государственную поддержку (в %) |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
Эффективность (в руб.) | 1,7 | 1,7 | 1,7 | |
Мероприятие 2.3. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в сфере культуры (тыс. руб.) |
1800,0 |
1812,0 |
1812,0 |
|
2.3.1 | Доля молодых специалистов учреждений культуры - выпускников тверских учебных заведений культуры (в %) |
7,9 |
8,0 |
9 |
2.3.2 | Удельный вес работников культуры, прошедших повышение квалификации и профессиональную подготовку (в %) |
8 |
9 |
10 |
Эффективность (в руб.) | 1,3 | 1,3 | 1,3 | |
Общий объем финансирования по задаче 2 (тыс.руб.) |
6640,0 | 8500,0 | 8500,0 |
Тактическая задача 3.
Сохранение и рациональное использование
культурногои исторического наследия
N п/п | Показатели конечного результата | 2009 год |
2010 год |
2011 год |
Мероприятие 3.1. Развитие библиотечного дела (тыс.руб) |
1500,0 | 2400,0 | 2400,0 | |
3.1.1 | Удельный вес новых поступлений в фонды библиотек (в %) |
2 |
2,2 |
2,5 |
3.1.2 | Количество библиотечных и архивных фондов, участвующих в культурном обороте (в %) |
93 |
94 |
95 |
3.1.3 | Количество посетителей библиотек (тыс.чел.) |
660 | 665 | 670 |
Эффективность (руб.) | 1,7 | 1,7 | 1,7 | |
Мероприятие 3.2. Развитие музейного дела (тыс.руб.) |
2500,0 | 6600,0 | 6600,0 | |
3.2.1 | Доля представленных (во всех формах) посетителям музейных предметов в общем количестве основного фонда (в %) |
5,4 |
5,5 |
5,6 |
3.2.2 | Количество посетителей музейных экспозиций. Выставок и других культурных мероприятий (тыс.чел.) |
525 |
530 |
530 |
Эффективность (руб.) | 4,8 | 4,8 | 4,8 | |
Общий объем финансирования по задаче 3 (тыс.руб.) |
4000,0 | 9000,0 | 9000,0 |
Тактическая задача 4.
Обеспечение свободы творчества и прав граждан
на участие в культурной жизни
N п/п | Показатели конечного результата | 2009 год |
2010 год |
2011 год |
Мероприятие 4.1. Сохранение и развитие традиционной народной культуры и самодеятельного художественного творчества (тыс.руб.) |
900,0 | 1200,0 | 1200,0 | |
4.1.1 | Количество любительских и творческих объединений (ед.) |
108 | 109 | 111 |
4.1.2 | Количество занимающихся в любительских и творческих объединениях (%) |
1 | 2 | 3 |
4.1.3 | Количество посетителей культурных мероприятий (тыс.чел.) |
178,3 | 196,2 | 215,8 |
4.1.4 | Объем поступлений внебюджетных средств от реализации услуг, оказываемых учреждениями культуры (тыс.руб.) |
3,6 | 3,8 | 4,0 |
Эффективность (руб.) | 0,9 | 0,9 | 0,9 | |
Общий объем финансирования по задаче 4 (тыс.руб.) |
900,0 | 1200,0 | 1200,0 |
Тактическая задача 5.
Нормативно-правовое и информационное обеспечение
развития культуры
Показатели конечного результата | 2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
Мероприятие 5.1. Популяризация и освещение деятельности комитета по делам культуры Тверской области (тыс. руб.) |
100,0 |
2147,0 |
2147,0 |
|
5.1.1 . |
Степень информированности населения Тверской области (в %) |
14 | 15 | 16 |
Эффективность (руб.) | 1,6 | 1,6 | 1,6 | |
Мероприятие 5.1. Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих повышение эффективности деятельности отрасли "Культура" (тыс. руб.) |
200,0 |
500,0 |
500,0 |
|
5.1.2 . |
Количество нормативных правовых актов, подготовленных комитетом по делам культуры Тверской области (ед.) |
21 |
22 |
23 |
Эффективность (руб.) | 0,4 | 0,4 | 0,4 | |
Общий объем финансирования по задаче 5 (тыс.руб.) |
300,0 | 2647,0 | 2647,0 |
Мероприятия Программы
Достижение целевых показателей обеспечит реализация следующих мероприятий в рамках Программы:
Тактическая задача 1. Сохранение единого культурного пространства России и интеграция культуры тверского региона в мировой культурный процесс
Мероприятие 1.1. Международные, всероссийские, региональные фестивали, конкурсы, культурные обмены.
Данный раздел объединяет мероприятия по:
- участию в международных, всероссийских, региональных форумах и конкурсах с целью демонстрации достижений творческих самодеятельных и профессиональных коллективов и деятелей искусств области;
- укреплению традиций регионального культурного сообщества путем проведения ежегодных общественно значимых и социально-культурных мероприятий, международных фестивалей и конкурсов, государственных праздников;
- налаживанию международных культурных связей, взаимообогащению культур;
- вовлечению Тверской области в общероссийское культурное пространство;
- проведению традиционных общерегиональных акций, в том числе направленных на сохранение традиций, патриотическое воспитание граждан Тверской области средствами искусства;
- привлечению населения к занятиям творчеством, повышению мастерства, обмену опытом;
- культурному обеспечению особо значимых для Тверской области мероприятий.
Мероприятие 1.2. Развитие театральной фестивальной деятельности Данный раздел объединяет мероприятия по:
- проведению театральных фестивалей, направленных на сохранение и развитие традиций театрального искусства;
- налаживанию международных связей в области театрального искусства.
Тактическая задача 2. Развитие кадрового потенциала сферы культуры
Мероприятие 2.1. Создание системы стимулирования деятельности работников культуры
Данный раздел объединяет мероприятия по:
- моральной и материальной поддержке и признанию заслуг работников сферы культуры, стимулированию их деятельности;
- популяризации и признанию деятельности государственных учреждений культуры Тверской области в связи с празднованием юбилейных дат.
Мероприятие 2.2. Поддержка молодых дарований тверского края
Данный раздел объединяет мероприятия по:
- выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи, стимулированию их занятий творчеством;
- организации особо значимых для области конкурсов, выставок, пленэров, и т.п. для детей и творческой молодежи.
Мероприятие 2.3. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров сферы культуры
Данный раздел объединяет мероприятия по:
- стимулированию созидательной деятельности работников сферы культуры;
- реализации проектов "Тверской целевой курс Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина" и "Постоянно действующий пленэр "Времена года" на базе Академической дачи им. И.Е. Репина Вышневолоцкого района".
Тактическая задача 3. Сохранение и рациональное использование культурного и исторического наследия
Мероприятие 3.1. Развитие библиотечного дела
Данный раздел объединяет мероприятия по:
- предоставлению информационно-библиотечных услуг населению тверского региона;
- внедрению новых библиотечных технологий и корпоративного информационного взаимодействия библиотек;
- реализация творческих проектов, направленных на развитие библиотечного дела.
Мероприятие 3.2. Развитие музеев
Данный раздел объединяет мероприятия по:
- обновлению и созданию новых экспозиций в музеях;
- обеспечению сохранности и реставрации музейных экспонатов.
Тактическая задача 4. Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни
Мероприятие 4.1. Сохранение и развитие традиционной народной культуры и самодеятельного художественного творчества
Данный раздел объединяет мероприятия по:
- сохранению, поддержке и развитию тверской народной культуры и современного творчества населения Тверской области (Межрегиональный фольклорный праздник "Троицкие гуляния" в селе Василево Торжокского района; Всероссийская выставка народного творчества "Гончары России");
- поддержке народных умельцев и традиционных ремесел Тверской области
Тактическая задача 5. Нормативно-правовое и информационное обеспечение развития культуры
Мероприятие 5.1. Популяризация и освещение деятельности комитета по делам культуры Тверской области
Данный раздел объединяет мероприятия по:
- изготовлению презентационных материалов о деятельности в сфере культуры Тверской области
- популяризации культурной деятельности;
- изданию книг и материалов, поэтических сборников авторов Тверской области;
- выпуску буклетов о лауреатах премии Губернатора Тверской области работникам культуры Тверской области и стипендиатам;
- созданию телевизионной программы о культуре Тверской области;
- приобретению, подготовке и изданию методического, информационного материала на печатных и электронных носителях;
- проведению мониторингов и социологических исследований отрасли.
Мероприятие 5.2. Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих повышение эффективности деятельности отрасли "Культура"
Данный раздел объединяет мероприятия по разработке нормативных правовых актов отрасли "Культура".
Перечень программных мероприятий с указанием сроков проведения и государственных учреждений, ответственных за проведение мероприятий, представлен в Перечне мероприятий по долгосрочной целевой программе Тверской области "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2011 годы" (приложение 2).
VI. Описание механизмов реализации Программы
В реализации мероприятий Программы принимают участие комитет по делам культуры Тверской области, государственные учреждения культуры Тверской области и организации, определяемые на конкурсной основе.
Комитет по делам культуры Тверской области обеспечивает реализацию стратегической цели и тактических задач Программы путем:
- обеспечения принятия и применения необходимых нормативных правовых актов, методических рекомендаций;
- проведения заседаний коллегий комитета по делам культуры Тверской области;
- вынесения на заседание Администрации Тверской области, совещания при заместителе Губернатора Тверской области, курирующем отрасль, актуальных вопросов развития культуры;
- осуществления мониторинга реализации Программы;
- оказания организационно-методической помощи государственным учреждениям культуры Тверской области;
- осуществления межведомственного взаимодействия по реализации общерегиональных проектов;
- информационной поддержки Программы через средства массовой информации;
- организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области;
- обеспечения эффективного использования денежных средств, контроля выполнения работ.
Государственные учреждения культуры Тверской области:
- организуют работу по выполнению запланированных мероприятий;
- вносят предложения в комитет по делам культуры Тверской области по развитию сферы культуры, совершенствованию материально-технической базы;
- предоставляют информацию о реализации мероприятий Программы и достигнутых результатах.
Государственные учреждения, ответственные за проведение мероприятий Программы, несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое и рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств, представляют в комитет по делам культуры Тверской области заявки с обоснованием и расчетами запрашиваемых сумм.
Главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области является комитет по делам культуры Тверской области. Департамент финансов Тверской области осуществляет зачисление средств областного бюджета Тверской области на лицевые счета государственных учреждений, ответственных за проведение мероприятий Программы, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств с последующим перечислением средств областного бюджета Тверской области организациям за выполненные работы, оказанные услуги и поставленные товары на основании документов, подтверждающих целевое и обоснованное направление средств (контракты, договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ, накладные и др.).
Организация закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", постановлением Администрации Тверской области от 27.02.2007 N 44-па "Об утверждении реестров государственных заказов Тверской области" и другими нормативными правовыми актами.
Выплата премий осуществляется на основании постановления Администрации Тверской области от 17.05.2007 N 142-па "Об учреждении премии Губернатора Тверской области работникам отрасли "Культура" Тверской области". Средства перечисляются на лицевой счет комитета по делам культуры Тверской области для дальнейшей выплаты премий работникам отрасли "Культура" при предоставлении ими следующих документов:
- паспорт, либо иной документ удостоверяющий личность;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
Выплата стипендий осуществляется на основании постановления Администрации Тверской области от 14.09.2006 N 235-па "Об учреждении стипендии Губернатора Тверской области" (с изменениями от 21.02.2007). Средства перечисляются на лицевые счета государственных учреждений, ответственных за проведение мероприятий Программы, для дальнейшей выплаты стипендиатам детских школ искусств, детских музыкальных, хоровых и художественных школ, учреждений среднего профессионального образования культуры и искусства, Тверского целевого курса Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, юных и молодых участников любительских коллективов, кружков, студий, отдельных исполнителей и авторов домов и дворцов культуры, домов досуга и других культурно-досуговых учреждений Тверской области при представлении ими следующих документов:
учащимся:
- свидетельство о рождении или паспорт;
- справка с места учебы;
студентам:
- паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность.
VII. Описание механизмов мониторинга реализации Программы
Фундаментальной особенностью сферы культуры является то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения индивидуумов, сказываются на модернизации всего общества.
Учитывая это, Программа предполагает использование системы индикаторов, характеризующих текущие результаты культурной деятельности, ее объемные показатели.
Оценка эффективности реализации Программы по каждому ее разделу осуществляется комитетом по делам культуры Тверской области (создающим, при необходимости, для этих целей специальные экспертные группы).
Комитет по делам культуры Тверской области осуществляет мониторинг хода реализации Программы путем полугодового сбора и анализа данных о финансировании мероприятий Программы и достигнутых показателях, а также ежегодного сбора и анализа форм государственной статистической отчетности в сфере культуры по установленным формам.
Полугодовой мониторинг Программы предполагает оценку:
- фактически достигнутых результатов реализации Программы;
- возможностей достижения запланированных результатов реализации Программы.
Полугодовой мониторинг реализации Программы осуществляется по результатам первого полугодия путем представления комитетом по делам культуры Тверской области в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации Программы за полугодие.
Ежегодный мониторинг долгосрочной целевой программы предполагает оценку:
- достижения запланированных результатов реализации Программы;
- фактической эффективности реализации Программы;
- возможностей достижения по результатам реализации Программы стратегических целей Программы, достижения целей общепрограммной деятельности, а также достижения значений результатов реализации Программы.
Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления комитетом по делам культуры Тверской области в департамент экономики Тверской области, департамент финансов Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации Программы.
Кроме того, в соответствии с Правилами статистической отчетности в Российской Федерации предусматривается осуществление взаимодействия с территориальным органом Росстата (Тверьстат) по обработке показателей, получаемых в ходе ежегодных отчетно-статистических кампаний по утвержденным формам отчетности.
VIII. Оценка рисков реализации Программы
Внешними рисками реализации Программы являются:
- изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
- изменение регионального законодательства в части финансирования;
- низкая активность населения Тверской области.
Внутренними рисками реализации Программы являются:
- несоответствие штатной численности специалистов комитета по делам культуры Тверской области возросшему объему задач по развитию культуры в общей системе приоритетов социально-экономического развития Тверской области;
- недостаточная организация работы руководителей подведомственных государственных учреждений культуры;
- недостаточная квалификация отдельных сотрудников комитета по делам культуры Тверской области и подведомственных комитету учреждений культуры.
Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия внутренних рисков предусматривается реализация следующих мероприятий:
- повышение квалификации сотрудников комитета по делам культуры Тверской области;
- более строгий отбор кандидатов на конкурс на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих комитета по делам культуры Тверской области;
- формирование резерва на должности государственных гражданских служащих комитета по делам культуры Тверской области;
- формирование резерва на замещение должностей руководителей подведомственных комитету по делам культуры Тверской области государственных учреждений культуры.
-------------------------------------------
*(1) В понятие культурного потенциала разработчики Программы включают составляющие: культурное наследие (материальная и нематериальная сферы), кадровый, материально-технический, информационный и организационный аспекты.
*(2) Понятие культурных ценностей в данном контексте используется в узком смысле, не включая здания и сооружения, имеющие историко-культурную значимость, т.к. к компетенции комитета по делам культуры Тверской области полномочия в сфере памятников истории и культуры не отнесены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.