Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблем
В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера одной из важнейших задач при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в целом, и региональной в частности является повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от этих угроз.
Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы. В некоторых муниципальных образованиях Тверской области чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства, вызывают большую социальную напряженность.
Для Тверской области характерны опасные природные явления в виде опасных гидрометеорологических явлений (сильные осадки в виде дождей и снегопадов, сильный мороз, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками), а также в виде опасных процессов биогенного характера (пожары в природных системах). Опасные природные явления представляют собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу региона.
В Тверской области около 800 рек общей длиной 17 тысяч километров, свыше 500 озер общей площадью 1 000 квадратных километров и 9 больших водохранилищ, что обуславливает достаточно высокий показатель риска возникновения паводка и связанную с этим проблему обеспечения безопасности объектов, населенных пунктов и граждан в период прохождения паводкового периода. Около половины территории Тверской области покрыто лесами и торфяниками, что в засушливые периоды времени представляет постоянную угрозу возникновения сплошных лесных и торфяных пожаров.
На территории Тверской области располагается и функционирует объект радиационной опасности, 17 химически опасных объектов, 34 пожаро- и взрывоопасных объектов, 3 гидроузла. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для Российской Федерации в целом, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения Тверской области, а также окружающей природной среды.
Развитая сеть железных и автомобильных дорог обуславливает достаточно высокий показатель риска возникновения аварий на автомобильном и железнодорожном транспорте, связанных с выбросом (разливом) аварийно химически опасных веществ, взрывом горючих жидкостей и сжиженных газов. Ежедневно по железнодорожным магистралям Тверской области осуществляются перевозки опасных веществ общим весом до 1 500 тонн, а на железнодорожных станциях в тупиковых путях постоянно находится до 1 000 тонн химически опасных, пожаро- и взрывоопасных веществ. Это представляет постоянную угрозу жизни и здоровью людей практически на всей территории Тверской области.
Индекс уязвимости территории Тверской области к техногенным источникам чрезвычайных ситуаций находится на уровне среднего значения индекса уязвимости по Российской Федерации, а индекс уязвимости к природным источникам чрезвычайных ситуаций превышает среднее значение индекса уязвимости по Российской Федерации в 1,5 раза.
По итогам 2007 года на территории Тверской области было зарегистрировано 32 чрезвычайных ситуации в которых погибло 72 и было ранено 4 человека. Число пострадавших в чрезвычайных ситуациях на территории Тверской области составил 5,5 человек на 100 000 человек населения. Число пострадавших в чрезвычайных ситуациях на 100 000 человек населения в Центральном федеральном округе составило 7,4 человека, в Российской Федерации - 22,9 человек на указанную расчетную единицу.
Вместе с тем в регионе практически отсутствует эффективная система оперативного управления в чрезвычайных ситуациях. Существующие единые дежурно-диспетчерские службы (далее - ЕДДС) муниципальных образований Тверской области не в состоянии обеспечить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации и своевременность оповещения населения. Деятельность ЕДДС муниципальных образований Тверской области не отвечает предъявляемым требованиям.
На недостаточном уровне находится готовность областных исполнительных органов государственной власти Тверской области к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Резервы материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в целях гражданской обороны, образованные в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", сформированы не полностью.
Практически все защитные сооружения гражданской обороны Тверской области требуют капитального ремонта. В муниципальных образованиях не организована работа по обучению населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в их следствии.
Статистика пожаров в Тверской области позволяет констатировать, что количество пожаров сохраняется на уровне около 2 000 в год. Ежегодная тяжесть последствий пожаров составляет около 350 пострадавших, из которых более половины гибнут. Вместе с тем в 3 890 населенных пунктах Тверской области проживает 59 520 человек, которые не обеспечиваются необходимым уровнем пожарной безопасности по времени прибытия первого пожарного подразделения в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В муниципальных образованиях Тверской области первичные меры пожарной безопасности не отвечают предъявляемым требованиям, имеющееся количество добровольных пожарных дружин и их укомплектованность средствами тушения пожаров не способно противостоять "огненной стихии".
С учетом обозначенных проблем реализацию ДЦП необходимо направить на достижение стратегической цели по повышению безопасности населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тверской области.
Одной из основных задач Главного управления региональной безопасности Тверской области является обеспечение реализации полномочий Тверской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в связи с чем Главное управление региональной безопасности Тверской области выступает в качестве администратора (государственного заказчика-координатора) ДЦП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.