г. Тверь 08 июля 2008 г.
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые участники заседания!
Уважаемые жители Тверской области!
Сегодня я обращаюсь к вам с очередным, четвертым по счету, Посланием. В течение ряда лет Администрация Тверской области совместно с Законодательным Собранием, органами местного самоуправления последовательно ведут работу по повышению качества жизни людей и развитию экономики нашего региона. Год за годом мы ставим и решаем амбициозные задачи.
В регионе созданы условия для реализации новой социальной политики, которая, как заявил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, "должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан".
В каждом из предыдущих Посланий я ставил первоочередные и стратегические цели органам государственной власти и говорил о приоритетах развития гражданского общества. Сегодня я вновь хочу обратить ваше внимание на ключевые вопросы и сформировать повестку на будущее.
Но сначала позвольте вкратце напомнить, как мы двигались по этому пути в последние годы.
Вы знаете, что 2004 год прошел под знаком погашения бюджетных долгов, сдерживающих развитие социальной сферы. Мы ускорили темпы ликвидации задолженности по заработной плате и приступили к упорядочению расчетов с естественными монополиями. Это стало серьезной основой для движения вперед.
Тверская область встала на путь уверенного развития. И в 2005 году, в своем первом Послании, я ставил задачу существенно изменить качество и структуру экономического роста. Мы достигли важной стратегической цели - максимально используя все ресурсы, повысили конкурентоспособность региона и обеспечили рост по важнейшим показателям.
Значимый шаг на этом пути - бюджетная реформа. Основным вектором для нас стало бюджетирование, ориентированное на результат. По сути, мы заложили основу для среднесрочного планирования на три года вперед.
Еще одна важная задача, которая ставилась в 2005 году, - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Именно тогда региональная власть, оценив все конкурентные преимущества Тверской области, провела большую работу как на административном, так и на законодательном уровнях. Результаты налицо: областные предприятия успешно развиваются, к нам пришли новые крупные инвесторы. Все это уже вносит вклад не только в экономический рост, но и в социальное развитие региона.
2006 год - год прорыва по основным направлениям. Область стала другой. Стартовали приоритетные национальные проекты, которые дали региону новые возможности для развития. Я ставил задачу максимально использовать их, чтобы coздать более комфортные условия для жизни людей.
В больницы стало поступать высокотехнологичное современное медицинское оборудование. 3начительно ускорилось формирование сети офисов врачей общёй практики. Школы региона получили новые автобусы, учебно-лабораторное оборудование, Интернет, началось внедрение новых педагогических методик. Нацпроект "Развитие АПК" дал импульс возрождению тверского села. Стимулирование жилищного строительства и ипотечного кредитования расширило возможности людей обзавестись собственным жильем. Увеличились темпы газификации области.
Все это позволило в 2007 году сделать главным приоритетом политику социального развития. Показатели роста региональной экономики выше средних по России. Продолжается устойчивый промышленный подъем, мы сохранили высокие темпы. Особенно важным индикатором является рост реальных доходов населения - подчеркиваю, реальных. В первом квартале нынешнего года произошло очень знаковое событие - реальные доходы населения по сравнению с 1 января 2004 года удвоились.
На федеральном уровне Верхневолжье стало выглядеть достойно. Эффективность нашего совместного труда заметили, и мы получили дополнительную поддержку своим инициативам из федерального центра. Это добавило Администрации региона решимости в реализации новых масштабных задач.
Сегодня в России достигнута экономическая и социальная стабильность. Благодаря этому появилась возможность формировать планы развития на среднесрочную перспективу. И вы помните, в 2007 году в своем Послании я впервые поставил задачи как на ближайший год, так и на предстоящую пятилетку. Часть этого пути пройдена. Многое из запланированного сделано.
Подчеркну, что в целом был задан правильный вектор. И область готова к новым задачам, которые сегодня ставит руководство страны. Продолжая уделять внимание тактическим вопросам, государственная власть переходит к долгосрочному планированию развития.
Как вы знаете, Стратегия страны до 2020 года, в основном, уже сформирована. Тверская область в фарватере этого движения. Наша пятилетка - это один из этапов, который органично вписывается в Стратегию-2020 как по объему задач, так и по срокам их реализации. Нам нужно смотреть вперед. Дальше будут новые задачи, новые пятилетки. Уверен, мы сможем использовать весь потенциал быстрорастущей российской экономики для ускорения социально-экономического развития нашего региона.
Считаю, что Тверская область имеет все шансы для того, чтобы стать одним из значимых экономических и культурных центров Европейской части России. Мы должны занять прочное место в пятерке самых успешных регионов Центрального федерального округа. Уже сейчас по многим инновационным подходам Тверская область является одним из лидеров. Укрепляется репутация нашего региона как территории устойчивого развития и хороших новостей.
Все чаще мы становимся инициаторами масштабных мероприятий общероссийского и международного значения. Все чаще о нас говорят в позитивном контексте.
В числе первых российских городов Ржеву было присвоено звание "Город воинской славы". Пользуясь случаем, еще раз благодарю наших дорогих ветеранов, весь депутатский корпус и представителей общественности за консолидированные усилия по этому вопросу. Не случайно именно Ржев в прошлом году стал всероссийским центром проведения памятных мероприятий 22 июня. Чуть больше месяца назад Тверь была столицей общероссийского государственно-церковного праздника - Дней славянской письменности и культуры. В деловой жизни все большую роль играет Тверской экономический форум. В нашем регионе проходит много статусных спортивных мероприятий, а тверские спортсмены добиваются выдающихся успехов на российских и международных соревнованиях. Мы гордимся нашими достижениями и продолжаем работу во благо Тверской земли.
Сегодня все наши ресурсы необходимо использовать более интенсивно для достижения главной стратегической цели - повышения уровня и качества жизни людей. Именно это направление является безусловным приоритетом всех органов власти.
Наша задача состоит не просто в улучшении показателей отдельных отраслей, а в комплексном росте благополучия каждого человека. Тверская область должна стать местом, привлекательным и комфортным для жизни. Должны быть созданы новые жизненные условия и стандарты.
Подчеркну, это наша общая ответственность. Объединить усилия должны все органы власти, работодатели, общественные и политические организации. Это - наша повестка на будущее.
Условия, стандарты жизни и развитие человеческого капитала
Развитие человеческого капитала является самым важным элементом в новой стратегии государства. Достойное качество жизни - главное условие для раскрытия потенциала человека, всех его способностей и талантов. Напомню слова Председателя Правительства России, нашего лидера Владимира Владимировича Путина: "Инвестиции в человека - наш долгосрочный национальный приоритет".
Сегодня не нужно объяснять, что мы понимаем под качеством жизни. Надо говорить о современных жизненных стандартах. Цель государственной власти - добиться их внедрения.
Начну с одной из самых сложных тем - жилищной. На сегодняшний день ни о какой доступности жилья пока нет речи. Например, в Твери за последние три года цена квадратного метра выросла в два раза и сейчас приближается к 60 тысячам рублей.
В течение ряда лет мы наращиваем темпы жилищного строительства. По итогам прошлого года введено 418 тысяч квадратных метров - на 18% больше, чем в 2006 году. Но этого все равно недостаточно.
Хочу напомнить муниципальным образованиям, что пока еще никто не снимал задачу, поставленную мной в прошлогоднем Послании, - в 2010 году добиться увеличения объемов ввода жилья до одного миллиона квадратных метров. А к 2013 году стремиться достичь ввода 1 миллиона 200 тысяч квадратных метров.
Администрация области прилагает немалые усилия для активизации жилищного строительства. Проведены аукционы на земельные участки под застройку, прежде всего в областном центре, где у нас есть полномочия, а также в ряде муниципальных образований.
Администрация области оказывает содействие в работе с инвесторами и в привлечении федеральных средств на обеспечение площадок коммунальной и транспортной инфраструктурой. Если в 2007 году на федеральную поддержку был заявлен от области всего один такой проект, то в текущем - восемь, и они все выиграны. На уже выделенных и подготовленных участках в ближайшие годы планируется построить около 800 тысяч квадратных метров жилья, преимущественно - малоэтажного.
В последнее время в области появились и начинают реализовываться лишь три проекта: "Большое 3авидово" в Конаковском районе, микрорайон "Фестивальный" - в Калязинском и микрорайон "Южный"- В Торжке.
В районах области процесс формирования площадок и проведения аукционов вообще идет очень вяло.
Мы можем и должны строить больше. Для этого муниципальные образования должны максимально увеличить площади земельных участков под жилищное строительство. Я прошу всех глав иметь это в виду, формировать и выставлять на аукцион новые площадки уже в текущем году. Таких участков должно быть общей площадью не менее 500 гектаров в год, в том числе под малоэтажную застройку.
Еще одно условие решения жилищного вопроса - наличие развитой отрасли стройматериалов. На ее развитии мы акцентируем особое внимание, так как это - реальная возможность сдерживания роста цен на жилье. У нас уже есть примеры современных высокотехнологичных предприятий. Это завод по производству сайдинга в промзоне Редкино, кирпичный завод "Тверская керамика" в Вышневолоцком районе, домостроительные комбинаты в Твери, Ржеве и Ржевском районе. Планируется строительство предприятий холдинга "СТОД" и компании "Аббот" в Торжке, цементного завода - в Андреаполе.
Я неоднократно говорил и готов повторить хоть в 1001-й раз: важным инструментом решения квартирного вопроса является ипотека. Она становится все популярнее. Сегодня Тверская область занимает 2-е место в Центральном федеральном округе по количеству ипотечных кредитов на душу населения. В прошлом году 3,5 тысячи семей воспользовались ипотекой. Я ставлю задачу на нынешний 2008 год - увеличить количество выданных кредитов до 4 тысяч. Из них не менее двух тысяч должно быть в этом году субсидировано из регионального бюджета.
Еще одна наша боль - состояние коммунальной инфраструктуры и качество услуг в этой сфере. То, что люди в своем подавляющем большинстве не ощущают на себе положительных изменений, - это просто безобразие! При таких (!) тарифах все мы вправe рассчитывать на более качественные услуги.
Убежден, что одной из главных причин неудовлетворительного состояния коммунальной инфраструктуры является непрофессионализм руководителей предприятий коммунальной сферы и сотрудников многих муниципалитетов.
Остановлюсь на одном примере. Мы с огромным трудом "продвинули" Тверь, Вышний Волочек, Калязин и Нелидово в программу софинансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ. При этом Тверь заявила на получение всего лишь 150 млн рублей, тогда как имела все шансы добиться финансирования в размере полумиллиарда. Остальные муниципалитеты вообще оказались не готовыми к решению важнейшей проблемы, касающейся абсолютно всех жителей области. Деньги, причем солидные, образно говоря, лежат под ногами, и никто не хочет их взять и использовать во благо людей, между прочим, наших избирателей. За такую безответственность мы будем наказывать.
Областная власть не собирается отстраняться от всех этих проблем. Но все же хочу напомнить, что сфера жилищно-коммунального хозяйства - это по закону полномочия органов местного самоуправления.
Проблему газификации региона я по-прежнему считаю одной из важнейших составляющих. Газ - это и качество жизни населения, и конкурентоспособность наших тверских предприятий. Полагаю, все вы знаете, что наш регион в конце минувшего года был подвергнут на федеральном уровне жесткой критике за недостаточные темпы газификации. Критика была полностью заслуженной. Хочу напомнить, что определенные кадровые решения нами уже приняты. И в дальнейшем миндальничать мы не намерены.
Лишь путем длительных переговоров нам удалось выправить ситуацию и обеспечить продолжение программы газификации, в частности, по направлению Осташков - Андреаполь. В перспективе наконец-то пойдет газ и в Нелидово. Мы смогли доказать руководству "Газпрома" рентабельность строительства этого газопровода. Кроме того, будет построена мощная газораспределительная станция в нашем областном центре.
Я еще раз обращаю внимание на персональную ответственность муниципальных образований за подключение газа к жилым домам, за строительство, где это необходимо, котельных и перевод их на природный газ.
Уважаемые главы муниципальных образований! Включайтесь в работу, подключайте газ людям, будьте активными. Мы же обеспечиваем финансирование подвода газа малообеспеченным гражданам и льготникам! Инициатива за вами.
Ключевым вопросом можно безо всякого преувеличения назвать наши дороги. По результатам социологических опросов жителей региона, эта проблема входит в тройку самых актуальных наряду с личным благосостоянием и ситуацией в ЖКХ.
По уровню расходов областного бюджета на дорожную отрасль мы занимаем одно из ведущих мест в России. Но даже несмотря на это, состояние нашей дорожной сети неудовлетворительно. Требуется планомерная долгосрочная работа.
В первую очередь, по привлечению федерального финансирования. Благодаря нашей настойчивости начался, например, активный ремонт трассы "Балтия". До конца года на ее тверском отрезке приведут в полный порядок около сорока километров дорожного полотна.
Всего на трассу "Москва - Рига" ежегодно будет направляться более 1 млрд рублей. К 2011 году мы, наконец, получим полностью отремонтированную дорогу, а ведь это залог экономического развития западных районов области.
Начат ремонт Мигаловского моста. Ведется строительство Волоколамской развязки - первого нормального въезда в Тверь. Это серьезные, масштабные работы. Сегодня они стали реальностью. Как реален и отремонтированный Кимрский мост, к которому не могли подступиться с советских времен.
При этом сохранен акцент на текущее содержание дорог. В нынешнем году уже половина муниципальных районов - все, кто захотел - получат субсидии из бюджета области на реконструкцию своих городских и поселковых дорог.
Я ставлю задачу: уже в нынешнем году разработать классификацию и стандарты содержания дорог региона. После этого будут утверждены нормативы денежных затрат на содержание и капремонт наших дорог. А затем, на их основе, будет разработана программа восстановления и развития опорной сети дорог.
Необходимо утвердить и стандарты обеспеченности транспортными услугами населенных пунктов области в зависимости от количества жителей. Работают субсидии по социальным маршрутам, но улучшение дорожной сети и межмуниципального сообщения, строительство автобусных остановок, развитие железнодорожного и водного транспорта должны обеспечить всеобщую транспортную доступность.
Потенциал регионального развития напрямую связан с такими факторами, как демографическое состояние нашей территории, качество здоровья и интеллектуальный капитал населения.
Их улучшение ставит задачу огромной сложности, если учесть сроки действия негативных тенденций. Смертность впервые превысила рождаемость в Калининской области еще в 1957 году и с тех пор ситуация накопила огромную отрицательную энергию. Борьба за исправление положения, складывавшегося десятилетиями, требует сегодня напряжения всех наличных сил и ресурсов. Тем четче и конкретнее должны ставиться задачи на будущее, тем реалистичнее должны оцениваться положительные сдвиги.
В их числе - рост качества услуг здравоохранения и их доступности. В прошлом году завершился первый этап реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". В ходе его центральные районные поликлиники получили более 400 единиц новейшего диагностического оборудования, а станции скорой помощи - свыше 140 автомобилей. В результате повысилось качество диагностики и доступность высокотехнологичной медицинской помощи. Квоты на лечение в ведущих клиниках страны только за последний год увеличились в два раза и на столько же сократилась очередь на высокотехнологичные операции в сфере сердечно-сосудистых заболеваний. А по другим заболеваниям очередь вообще ликвидирована.
Принят областной закон "О бесплатном обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан в Тверской области". Финансирование этого направления увеличено с 70 до 217 миллионов рублей, что обеспечило более стабильное обеспечение лекарствами больных социально значимыми заболеваниями. В следующем году расходы на эти цели должны быть проиндексированы, а персонифицированный учет - усовершенствован.
Повышению доступности медицинского обслуживания способствует оснащение региона офисами врачей общей практики. В 2007 году сеть увеличилась на 34 офиса. Задача текущего года - довести количество офисов до 180. В 2009 - до 240. Увеличение должно происходить не только на селе, но и в городах (в отдаленных микрорайонах).
В 2006 году офисы врачей общей практики были укомплектованы квалифицированными специалистами на 50%, сейчас этот показатель составляет 80%. И рост достигнут в том числе за счет увеличения региональной надбавки врачам общей практики. В 2008 году увеличение зарплаты этой категории работников здравоохранения должно быть продолжено и врачи общей практики будут получать (в зависимости от квалификации и оказания специализированной медицинской помощи) - ежемесячно до 57 тысяч рублей.
Область вошла в федеральную программу "Повышение качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях". Предусмотренные на ее выполнение в федеральном бюджете для Тверской области 166 миллионов рублей необходимо максимально эффективно использовать для снижения смертности населения от внешних причин.
Началось строительство такого необходимого для улучшения демографической ситуации учреждения, как областной перинатальный центр. Стоимость проекта - 2 миллиарда 700 миллионов рублей, из которых две трети средств поступят из областного бюджета, одна треть - из федерального. За три года сооружение этого очень сложного объекта должно быть завершено.
Здоровье людей обеспечивается не только усилиями учреждений здравоохранения. Наша стратегическая цель - здоровый образ жизни подавляющего большинства населения, наличие доступных для всех, особенно молодого поколения, условий для оздоровления, занятий физкультурой и спортом.
По статистике, за два последних года число учащихся, регулярно занимающихся в спортивных секциях, школах и клубах, возросло с 35 до 48 тысяч. Цифры закономерны, ведь в последние годы в нашей области строятся новые спортивные объекты, создается современная материально-техническая база спорта.
За счет консолидированных усилий федерального, областного и муниципальных бюджетов в текущем году появятся плавательные бассейны в городах Вышний Волочек и Торжок, физкультурный оздоровительный комплекс в Конаково, хоккейный модуль в Кашине, реконструируется футбольное поле в поселке Кесова Гора. В нынешнем году войдут в строй еще два крытых ледовых комплекса в городах Тверь и Кимры. Предполагаемые расходы из областного бюджета Тверской области на сооружение крупных спортивных объектов составят в 2008 году не менее 900 млн руб. В 2009 будут построены ФОКи в Калязине, Бологое и Твери.
Для дальнейшего вовлечения в занятия спортом учащихся в 2008 - 2009 годах при учреждениях образования, спортивных школах и детских санаториях будет возведено 65 универсальных спортивных площадок, а до 201О года - построено еще 17 спортивных объектов, на сумму в 340 миллионов рублей.
В ближайшее время начнется реализация еще одного крупного проекта - строительство спортивно-культурного комплекса в Твери на 7 тысяч мест. Это будет ледовый дворец современного уровня, соответствующий всем требованиям для проведения соревнований любого ранга и культурно-массовых мероприятий. В планах также - реконструкция стадиона "Центральный".
Отмечу, что по показателю направления инвестиций в капитальное строительство спортивных объектов Тверская область занимает лидирующее положение среди субъектов Центрального федерального округа. Мы совершили прорыв в этой сфере, поэтому требуется увеличение количества работающих в области спортивных тренеров. Нужны хорошо подготовленные профессионалы, нужна талантливая молодежь, которая продолжит традиции мастеров и обогатит их новейшими дортижениями. Чтобы они пришли в профессию, нужно повышать ее престиж и привлекательность, расширять действующую систему материального стимулирования для тренеров.
Напомню, что сегодня впервые oтмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. И отмечается он в Год семьи, когда к демографическим проблемам приковано внимание общественности, политиков и широких слоев населения.
Главная ценность семьи - дети. И в Год семьи, в дополнение к уже действующим формам поддержки при рождении третьего ребенка, в нашей области вводится "Семейный сертификат. По нему семьи обеспечиваются предметами, необходимыми для ухода за детьми первого года жизни.
Еще одна примета Года семьи - расширяется число мест в детских садах. Пока их не хватает, это факт. И часть молодых женщин вынужденно прерывает на годы свою трудовую деятельность. Я отмечал эту проблему в предыдущем Послании и сегодня должен констатировать, что сделано пока очень мало. Да, в этом году на капитальный ремонт существующих и строительство новых дошкольных учреждений выделено почти 68 миллионов рублей, что позволит до конца года ввести более 2200 мест в детсадах. А в течение трех лет появится 1О тысяч новых мест. Наша цель - полностью избавиться от очереди в детские сады. Уже разработаны типовые проекты для новых детских дошкольных учреждений. Выделены средства на проектирование десяти новых детсадов в Твери, Торжке, Весьегонске, Бологое, Бежецке, в Калининском и Вышневолоцком районах. Четыре детсада начинаются строительством в текущем году и будут сданы в следующем.
Человеческий капитал создается и формируется в сфере образования. За последние годы создана, на мой взгляд, хорошая основа качественного развития отрасли.
Образование относится к социальным отраслям с так называемым отложенным эффектом, который наступает лишь через годы после внедрения новшества. Сегодня мы видим первые результаты деятельности системы базовых школ, одной из задач которых было повысить качество и доступность образовательных услуг на селе. Уровень образования в сельских и городских школах области выравнивается, о чем свидетельствуют и результаты ЕГЭ, и число выпускников, получающих медали за особые заслуги в учебе. Представьте, что в единственном выпускном классе Калашниковской поселковой школы Лихославльского района в этом году - четверо медалистов!
В рамках комплексного проекта модернизации образования в области разработаны региональные требования к условиям предоставления образовательных услуг. По сути - это региональные стандарты. Благодаря реализации таких программ, как "Информатизация образования", "Школьный автобус", "Оснащение учебно-лабораторным оборудованием", по всем этим направлениям в соответствии со стандартами стало обучаться 70% учащихся всех наших общеобразовательных школ.
Задача состоит в том, чтобы этим детям до 2009 года были созданы условия, соответствующие всем региональным стандартам предоставления образовательных услуг (медицинское обслуживание в школах, организация питания, условия освещенности, теплоснабжения и другое).
Нельзя забывать о таком элементе системы образования, как полноценное образование детей с особыми потребностями. В области за прошлый год в два раза увеличилось количество приемных семей, воспитывающих детей-сирот. Теперь следует обратить особое внимание на развитие такой формы, как патронат.
В сфере высшего профессионального образования мы увеличиваем число стипендий для талантливых студентов и аспирантов вузов, введены гранты молодым ученым с целью поддержки научной работы в сфере экономики и образования. При поддержке Администрации области в 2007 году были привлечены дополнительные средства из федерального бюджета, направленные на активизацию научных исследований ученых в наших университетах.
Приоритетная задача на текущий год - интеграция ресурсов вузов для повышения качества подготовки выпускников, инноваций, востребованных региональной экономикой.
К сожалению, эти позитивные процессы не в полной мере распространяются на уровень начального профессионального образования. Следует признать, что действующая модель начального профобразования нуждается в серьезном обновлении. Пока что реестр специальностей не увязан с потребностями региональной экономики. Есть одиночные позитивные примеры, но они не образуют единой эффективной системы. Поэтому в этом году мы приступили к реализации трехлетней программы модернизации начального профессионального образования. Стоит комплексная задача - радикально изменить имидж учреждений начального профессионального образования на более привлекательный, для чего существенно улучшить материально-техническую базу, модернизировать учебный процесс и даже улучшить внешний вид зданий.
Работники образования, и шире - работники всей бюджетной сферы должны почувствовать заметное повышение статуса и своего жизненного уровня. Начиная с 2009 года я ставлю задачу ввести новую отраслевую систему оплаты труда работников всех бюджетных отраслей Тверской области. Поставлена задача: минимальный размер оплаты труда должен составить 4330 рублей. Это позволит увеличить зарплату всем работникам бюджетной сферы. Причем каждый 10-й работник будет получать заработную плату без федеральных надбавок по национальным проектам в размере свыше 23 тыс. рублей.
Для нас должны быть важны все стороны самореализации личности. Не только экономическая успешность, но и сфера духовного, культурного развития человека. Недаром на IX общероссийском съезде партии "Единая Россия" Владимир Владимирович Путин озвучил мысль о том, что сфера культуры по существу, пятый национальный проект. Наши усилия в этой отрасли должны быть созвучны с этим посылом. Культура может и должна стать "визитной карточкой" региона.
Тверская область богата памятниками старины, культурными традициями, исторической памятью. Участие в федеральных культурных мероприятиях дает нам возможность поделиться этим богатством со всей Россией. И, с другой стороны, привлекает внимание к нашему региону, повышает его роль и значение среди других субъектов Российской Федерации.
Успех недавно прошедших Дней славянской письменности и культуры, столицей которых была Тверь, и прошлогоднего российско-финского культурного форума служат тому подтверждением.
Проведение таких масштабных мероприятий позволяет концентрировать ресурсы на важнейших направлениях культурного развития. Так, к Дням славянской письменности и культуры были отреставрированы кафедральный Воскресенский и Вознесенский соборы в Твери, открыт памятник Михаилу Тверскому. Праздники отшумели, а тверитянам остались в дар прекрасный монумент и обновленные храмы.
Я считаю серьезной задачей создание на территориях, где традиционно проводятся культурные мероприятия, благоустроенных зон с развитой инфраструктурой. В 2008 - 2009 годах эта задача должна быть реализована по Берново, Князево, Василево и Каблуково.
Во всех музеях области ежегодно должны открываться новые экспозиции. В текущем году должна быть разработана и начата реализация программы "Развитие музеев Тверской области".
Одной из задач, поставленных предыдущим Посланием, была информатизация библиотек. Пока темпы осуществления этой задачи крайне недостаточны. Из 876 сельских библиотек только в 120 имеются компьютеры. Необходимо в текущем и следующем годах уделить этому вопросу самое пристальное внимание. Поставлена задача: за 2,5 года добиться подключения большинства сельских библиотек к сети Интернет по широкополосному доступу.
Ключевой задачей остается развитие сети учреждений культуры. Необходимо в каждом муниципальном образовании совместно с органами местного самоуправления обеслечить проведение капитального ремонта либо реконструкции районного Дома культуры. Конечная цель - приведение их возможностей в соответствие с разработанными региональными стандартами оказания услуг в сфере культуры.
Приоритетными объектами реконструкции и реставрации следующих двух лет для нас должны стать Тверской академический театр драмы и Императорский Путевой дворец. В настоящее время разработаны концепции реставрации обоих объектов. Также к 201О году планируется построить производственную базу для театра драмы и филармонии, а также фондохранилище для музейных фондов.
В регионе осуществляется грантовая и стипендиальная поддержка работников культуры, одаренной творческой молодежи. В 2008 году система грантовой поддержки в конкурсной форме должна распространиться на наши тверские творческие союзы.
В сфере социальной политики главная задача остается прежней - это снижение уровня бедности.
Социальная поддержка осуществлялась по следующим важнейшим направлениям. Во-первых, оказывалась материальная помощь гражданам с доходами ниже прожиточного минимума. Во-вторых, социально наиболее уязвимым категориям. Средний размер нашей адресной помощи за последние три гoда вырос в три раза.
Выполнена задача прошлогоднего Послания: совместно с органами местного самоуправления введено горячее питание для всех учащихся 1-х - 4-х классов, а из областного бюджета - питание учащихся 5-х - 11-х классов в зависимости от доходов семьи. Существенно увеличено ежемесячное пособие многодетным семьям - в 2007 году на 18%. с 2008 - в полтора раза.
Снижен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Выросло число граждан, пользующихся на транспорте единым социальным проездным билетом.
Очень значимым решением считаю также введение регионального звания "Ветеран труда Тверской области" и учреждение региональной награды "Слава матери", подкрепленные мерами финансовой поддержки этих категорий граждан.
Общий объем услуг, оказываемых комплексными центрами социального обслуживания населения Тверской области, вырос за год более чем на 30%. Среди новых видов соцподдержки высокую эффективность доказал выезд мобильных бригад работников социальной защиты непосредственно в поселения для оказания консультационной и иных видов социальной помощи. Достоинство этой услуги - ориентация на сельские районы и оперативность в решении проблем.
Наконец, в области разработана и реализуется областная целевая программа "Реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями на 2008 год". Для ее оценки можно отметить, что расходы на социальную поддержку инвалидов выросли по сравнению с 2006 годом в 12 раз.
Разумеется, останавливаться на достигнутом нельзя. Ставлю задачу на дальнейшее снижение региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг.
На повестке дня - утверждение стандарта нормативной площади жилого помещения для одиноко проживающих пенсионеров в размере 54 квадратных метров.
Экономическая политика
Социальная помощь и улучшение жизни людей невозможны без ускоренного экономического развития.
В связи с реализацией нашей долгосрочной инвестиционной политики в Тверской области стали размещать производства крупные знаковые инвесторы: Арселор, Шелл, "ТЕКО", "Альстром", "ДиректГрупп", "Хамильтон Стандарт", "Отто групп" и другие. Мы практически заполнили линейку так называемых "якорных" инвесторов.
Регион фактически осуществил переход от старопромышленного типа организации хозяйства к новоиндустриальному. Быстро обновляется структура экономики и промышленного производства, появляются новые отрасли и это заслуга в первую очередь наших исконно тверских предприятий, которые осуществили модернизацию своих производств. Это ТВЗ и ДКС, "Тверьстроймаш" и "Пожтехника", "Востек" и "Элтра".
В 2007 году рост производства в машиностроении составил более 20%, а это становой хребет нашей экономики. Химическое производство выросло почти на 25%. Наши тверские предприятия все более уверенно чувствуют себя на российском и мировом рынке.
Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил принципиальные инструменты нашей долгосрочной экономической стратегии как принцип четырех "И". Это инвестиции, инновации, инфраструктура и институты.
В 2007 году были просубсидированы ставки по инвестиционным кредитам тверским предприятиям. Еще одним инструментом нашей инвестиционной политики является создание промышленных площадок. Боровлево-1 и Боровлево-2, Редкино и Васильевский Мох стали, не побоюсь этого слова, инвестиционным хитом, а ДКС в Перемерках создает индустриальный парк на базе работающих там наших тверских предприятий.
Как и в предыдущем Послании, я уточняю задачу: в ближайшие два года необходимо создать еще не менее пяти крупных промышленных площадок, а в течение пяти лет - промплощадки в большинстве районов Тверской области.
Обращаюсь к руководителям тверских предприятий - активнее используйте все инструменты инвестиционной политики, которые мы разрабатываем и внедряем.
Наше поступательное экономическое развитие невозможно без развития инфраструктуры. Промышленные предприятия постоянно сталкиваются с проблемами подключения к нашим энергосетям, системам водо- и газоснабжения. Развитие инфраструктуры - наш приоритет.
Я уже отдельно останавливался на вопросе развития дорог, но в дополнение ставлю еще одну задачу экономическому блоку Администрации - завершить разработку стандартов обеспечения приоритетных инвестиционных проектов дорогами и инженерной инфраструктурой.
В генеральной схеме размещения генерирующих мощностей Правительство РФ определило Тверскую область как регион, в котором будет построено еще дополнительно четыре атомных энергоблока. Наши промышленные предприятия испытывают явный дефицит в подключении к энергосетям. И я ставлю задачу Администрации Тверской области совместно с Тверьэнерго подготовить для Федеральной сетевой компании наши рекомендации и разработать инвестиционную программу, в соответствии с которой новые сети к генерирующим объектам должны быть проложены с максимальным учетом интересов наших промышленных предприятий и ключевых инвестиционных проектов.
Еще одна задача - использовать возможности федеральных институтов развития. Минрегион только до конца года должен направить 80 млрд рублей из Инвестфонда на реализацию региональных инвестиционных проектов. И Тверская область должна получить не менее 800 млн.
У нас есть собственный институт развития - это управление регионального развития, которое обеспечивает экономический рост региона за счет привлечения инвестиций и за счет двух законов области по субсидированию. Однако считаю, что управление пока недостаточно активно взаимодействует с тверскими предприятиями. Ставлю задачу активизировать эту работу и помогать нашим предприятиям в реализации инвестиционных проектов. Инновации - это залог нашего будущего. А главный ресурс инновационных процессов - конечно же, наши люди.
Я обращаюсь к нашим предприятиям, размещайте заказы на НИР в тверских университетах и институтах, развивайте совместно с вузами научные прикладные школы, создавайте лаборатории. Администрация области готова финансово поддерживать такие начинания.
Многие наши тверские предприятия встали на путь инновационного развития. К сожалению, это пока не стало устойчивым трендом. Необходимо разработать отдельную долгосрочную целевую программу развития инновационной инфраструктуры, которая станет основой для развития экономики уже постиндустриального типа.
Убежден, что каждое городское поселение и район Тверской области должны иметь собственные программы социально-экономического развития, рассчитанные на долгосрочную перспективу. И отдельно обращаю внимание на то, что до 31 декабря 2009 года необходимо разработать схемы территориального планирования и генеральные планы поселений, без этого инвесторы и деньги не смогут прийти в муниципалитеты.
Все прекрасно понимают: на нынешнем этапе серьезная поддержка требуется и малому, и среднему бизнесу. Заседание Президиума Госсовета в марте 2008 года придало новый импульс развитию комплексной системы поддержки малого предпринимательства.
Мы реализуем областную программу поддержки малого предпринимательства. Только в 2008 году на эти цели направляется 90 млн рублей. В дополнение к тверским, созданы бизнес-инкубаторы в Калязине и Торжке, создается вторая очередь IТ-бизнес Инкубатора, проводятся многие другие мероприятия. Отдельно хочу поблагодарить муниципалитеты, которые активно включились в создание деловых информационных центров.
Хотя существенная часть средств программы направляется в муниципалитеты, многие, к сожалению, отказываются от своих обязательств. Например, город Тверь, представив в 2007 году проект по созданию еще одного бизнес-инкубатора, отказался от его создания, хотя мы запланировали средства в бюджете области в сумме 20 млн рублей. Неужели в Твери поддержка малому предпринимательству не нужна?..
В своем предыдущем Послании я ставил задачу в 2008 году создать залоговый фонд для финансовой поддержки малого бизнеса. До конца года фонд должен работать. Требую ускорить этот процесс. В дополнение к этому ставится задача создания в 2009 году венчурного фонда для поддержки малых предприятий.
До 1 октября 2008 года департамент экономики должен разработать механизм субсидирования затрат наших малых предприятий на подключение к энергосетям и системам водоснабжения и включить в областной бюджет средства в сумме не менее 40 млн рублей на эти цели.
Для нас важна активная позиция некоммерческих организаций. В этой связи отмечу, что мы высоко оцениваем работу "Опоры России" по защите интересов малых предпринимателей. И мы ждем от объединений предпринимателей конкретных и реальных предложений по внедрению дополнительных механизмов поддержки малого бизнеса. Прошу Вас активно работать в рамках Совета по развитию малого предпринимательства и Совета по снятию административных барьеров и доносить до власти на всех уровнях вашу позицию.
Отдельно остановлюсь на нашей аграрной политике. Сегодня можно с уверенностью говорить, что, несмотря на некоторые слабые места, отрасль стала экономически более устойчивой. За последние два года удельный вес прибыльных сельхозпредприятий вырос на 10%, и теперь их больше половины. Уровень рентабельности аграрного сектора в целом повысился. Наша область плюсует по основным показателям сельхозпроизводства. Все это связано с тем, что приоритетный национальный проект "Развитие АПК" позволил активизировать инвестиционные процессы в отрасли и ускорить темпы технического перевооружения.
В свою очередь Администрация области последовательно увеличивает выделение средств на развитие сельского хозяйства. В 2007 году - в 1,6 раза," в текущем - еще на треть.
Вы знаете, что осенью прошлого года региональная власть приняла беспрецедентные меры по поддержке мясного и молочного животноводства, а также производства льноволокна. Субсидии, которые выплачиваются из областного бюджета нашим сельхозпроизводителям, являются одними из самых высоких в России.
Вместе с тем меня тревожит инертная позиция многих руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств и небольших колхозов. Они не спешат ни обращаться в банки, ни брать кредиты, не заботятся о поголовье и только сетуют на неудачи. Надо понять: хорошая жизнь с неба не свалится. Надо действовать самим и активно использовать механизмы государственной поддержки - федеральной и областной.
На региональном уровне мы планируем расширять помощь аграрному сектору. В ближайшее время будет разработан механизм субсидирования части затрат на приобретение холодильного оборудования для сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это станет дополнительной мерой к решению задач эффективного сбыта сельхозпродукции. Кроме того, я ставлю задачу - уже в этом году начать формирование сети сельскохозяйственных кооперативных рынков и ярмарок. В перспективе они должны быть созданы в каждом муниципальном образовании.
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются малые формы хозяйствования на селе, - высокая стоимость работ по межеванию и оформлению земель. Считаю, что региональная власть должна оказать содействие. Я уже дал поручение департаменту по социально-экономическому развитию села подготовить программу субсидирования части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств на эти цели и изыскать соответствующие средства в нашем областном бюджете. Я говорю сейчас, прежде всего, о поддержке фермерства и малого бизнеса в аграрном секторе. Крупные предприятия работают активно и повышают свою рентабельность. Залог успеха нашего сельского хозяйства - в развитии всех без исключения форм хозяйствования.
Острая тема - спекуляция землями сельскохозяйственного назначения. Эти земли - особый субъект в законодательстве. Региональная власть самое серьезное внимание уделяет вопросам их использования, привлечения эффективных собственников. И надо отметить, в области уже немало позитивных примеров. Такие компании, как "Магрико", "Ратмир", "Дмитрова Гора", колхоз "Свободный труд" и другие последовательно увеличивают посевные площади, наращивают объемы производства сельхозпродукции, пользуясь землей как залогом. Но есть и диаметрально противоположные примеры. Земля компаний КСК и "Северо-Запад" зарастает кустами, деревьями и теряет свой плодородный потенциал. Это недопустимо!
Я даю поручение департаменту по социально-экономическому развитию села разработать механизм, в соответствии с которым для пользователей, не возделывающих свою землю, ставка земельного налога будет увеличена, как минимум, в 7 раз. Конечно же, многое здесь зависит и от федерального законодательства.
Более того, считаю необходимым напомнить, что областная власть намерена усилить контроль за законностью сделок по купле-продаже земли. Тем более что в Рузском районе Московской области, как вы, наверное, знаете, уже создан механизм проверки легитимности приобретения земельных паев. Мы намерены применить его в отношении недобросовестных землепользователей Тверской области.
Безусловно, важнейшая задача на селе - это укрепление кадрового потенциала, привлечение молодежи. С этой целью Администрация области увеличила размер ежемесячной выплаты молодым специалистам до 10 тысяч рублей. Департамент по социально-экономическому развитию села уже получил задание в этом году привлечь на село в три раза больше молодых специалистов, чем в 2007-м.
Все мы прекрасно понимаем, что это самый серьезный стимул, чтобы обеспечить приобретение или строительство собственного дома. Сегодня размер субсидий из федерального и областного бюджетов составляет в совокупности 70% от расчетной стоимости жилья: 30% выделяет федеральный бюджет, 40% - областной. Однако и 30 оставшихся процентов для молодых специалистов - это все-таки большая сумма. Я прошу муниципальные образования совместно с работодателями изыскать эти средства. Это в ваших интересах. Поддержите людей, которые могут и хотят у вас работать.
Административная политика
Очевидно, что для реализации поставленных задач мы должны продолжить формирование государственного и муниципального управления в регионе, вывести его на новый качественный уровень. Это наша общая работа по выстраиванию в регионе вертикали власти - от Президента и Правительства РФ до муниципалитета 1-го уровня.
С начала 2007 года в нашей области осуществляется 7 проектов по реализации административной реформы. Три последние года мы участвовали в конкурсах Минэкономразвития России с целью получения федеральных средств на проведение реформы, и каждый год Тверская область была в числе победителей. Из федерального бюджета получено на цели реформы около 22 млн рублей. По оценке Всемирного банка, Тверская область занимает 2-е место среди 46 субъектов РФ, где был реализован проект по управлению общественными финансами. Наш опыт активно изучают другие регионы России - например, совсем недавно приезжала делегация из Татарстана.
Реализуя административную реформу, мы существенно повысили открытость и прозрачность работы власти:
Организована конкурсная система государственных закупок в Тверской области, что позволило только за 2007 год сэкономить около 700 млн рублей бюджетных средств.
- В регионе успешно функционирует электронная торговая площадка, оборудованная средствами аудио- и видеоконтроля. В прошлом году на ней проведено более 1200 аукционов. На всероссийском форуме Тосзаказ-2008" Тверская область была единственной, которая все дни выставки проводила открытые аукционы в электронной форме в режиме реального времени:
- Сформирован Перечень, государственных услуг, принят Порядок разработки и утверждения стандартов государственных услуг и административных регламентов.
- Всеми (!) исполнительными органами государственной власти Тверской области составляются бюджетные целевые программы и обоснования бюджетных ассигнований. Это особенно важно, поскольку сегодня внедряется механизм оценки федеральным центром деятельности субъектов РФ, по итогам которой лучшие регионы будут получать дополнительные средства на развитие.
В части административной политики нам предстоит сделать еще многое. В числе приоритетных административных задач определены следующие направления:
Первое. До конца этого года стандартизировать все 115 государственных услуг, как собственно областных, так и переданных нам Российской Федерацией. В рамках Реестра госуслуг - в интересах населения обеспечить совместную эффективную деятельность с территориальными федеральными органами исполнительной власти и муниципалитетами.
Второе. Поднять качество государственных услуг, в том числе путем предоставления их на базе многофункциональных центров. В 2009 году мы планируем создать в муниципальных образованиях два таких пилотных центра, организуем работу мобильных групп по приему заявок на государственную услугу непосредственно в поселениях. Не должен человек, который по состоянию здоровья не может ходить, сам ездить в госучреждения. Это к нему сотрудники учреждений и поселковые работники должны приезжать сами.
Третье. Повысить информированность населения об услугах, предоставляемых исполнительными органами власти, до конца этого года ввести в эксплуатацию портал государственных услуг Тверской области, который объединит в едином информационном пространстве все данные.
В этом году создана Государственная административно-техническая инспекция нашей области. Ее главная задача - контроль и надзор за соблюдением требований, установленных федеральным и региональным законодательством в сфере благоустройства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории региона.
В зоне жесткого контроля инспекции будут находиться незаконно возведенные строения, заборы, препятствующие доступу к береговсй линии рек, несанкционированные свалки, факты уничтожения зеленых насаждений и т.д. Инспекция будет реагировать на каждое обращение граждан и без проволочек наказывать виновных.
Консолидированная работа органов власти разных уровней - необходимое условие решения наших амбициозных задач развития. В связи с этим сегодня резко возрастает ответственность органов местного самоуправления. Многие важные задачи проецируются на муниципальный уровень.
Поселения и муниципальные районы должны активнее пользоваться программным методом в формировании и исполнении бюджета. Только в 22 муниципальных районах приняты бюджеты на три года. Необходимо, чтобы все муниципальные образования, вплоть до поселений, сформировали бюджеты до 2011 года.
Подходит к концу переходный период вступления в силу 131 федерального закона. С 2009 года необходимо обеспечить реализацию поселениями всех предусмотренных для них вопросов местного значения. Однако поселения также будут иметь возможность заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им части своих полномочий. Необходимо добиться экономической самостоятельности поселений.
Однако хочу предостеречь: передача полномочий не должна приводить к бесконтрольному и необоснованному росту управленческого аппарата. Так, например, в городском поселении Удомля администрация расположилась в комфортабельном 9-этажном здании, а штат сотрудников уже сейчас достиг 50 единиц. Затраты на управление при общем бюджете городского поселения в 61 млн рублей составили практически половину этой суммы. Аналогичная тенденция по росту управленческого аппарата наблюдается и в городском поселении Нелидово. Куда смотрят местные депутаты и куда уходят народные деньги?
С этого года мы вводим систему оценки деятельности органов местного самоуправления - городов и районов области.
Деятельность муниципалитетов будет оцениваться по аналогии с оценкой эффективности органов исполнительной власти регионов, утвержденной указом Президента РФ. Вертикаль власти строится не сама по себе, а для того, чтобы обеспечить ответственность перед населением на всех уровнях власти.
Будет оцениваться весь комплекс исполнения вопросов местного значения в таких сферах, как благоустройство, ЖКХ, малый бизнес, ремонт дорог, бюджет и т.д. На основе этой оценки лучшие муниципалитеты будут ежегодно получать поощрительную субсидию. Тех, кто показал худшие результаты, ждет уменьшение межбюджетных трансфертов на следующий год.
Я знаю, что в тех муниципалитетах, где в последние годы достигнуты серьезные успехи, люди активно стремятся во власть. Например, в таких поселениях как Вахонино, Бурашево, Мошки, Эммаус число кандидатов на одно депутатское место на предстоящих выборах может составить до 20 (!) человек. Это своеобразный индикатор успешности муниципалитета. Таким образом, мы видим, что 131-й закон действует. И мы должны стремиться к тому, чтобы во всех муниципалитетах нашей области люди, в том числе молодежь, более активно шли во власть.
Отдельно остановлюсь на теме борьбы с коррупцией.
В прошлом году мы провели комплексное исследование в Тверской области. Оно показало, что жители Верхневолжья оценивают уровень коррупции в нашем регионе в целом ниже, чем по России. Это не случайно, ведь в последние годы у правоохранительных органов региона есть определенные результаты в выявлении и наказании коррупционеров. В качестве примера можно привести уголовное дело депутатов Тверской городской думы.
Однако поводов для самоуспокоения нет - мы будем жестко продолжать борьбу с этим явлением. Тем более что коррупция затронула различные сферы общества - не только органы власти, но и бытовой уровень. Жители часто сталкиваются со злоупотреблениями работников ГАИ, бытовая коррупция присутствует в таких сферах, как образование, дошкольное воспитание, здравоохранение, ритуальные услуги.
Поэтому считаю, что задачей среднесрочной перспективы должна стать ликвидация коррупции как системной проблемы, превращение ее в локальное явление, отвергаемое обществом. Борьба с коррупцией выделена Администрацией Тверской области в отдельную политическую задачу на 2007 - 2010 годы.
С прошлого года контрольно-аналитическим комитетом Тверской области проводится антикоррупционная диагностика всех проектов нормативных правовых актов Администрации Тверской области. В 2007 году осуществлена специальная экспертиза более тысячи проектов и более пятисот проектов в нынешнем году. При этом указания на наличие в проектах правовых актов коррупциогенных факторов и их устранение делается в каждом пятом случае. То есть отмечаются нормы, которые прямо или косвенно могут допустить коррупционное поведение чиновника.
Важным шагом в борьбе с коррупцией станет принятие областного закона "О противодействии коррупции". Закон определит основы антикоррупционной политики Тверской области, главные принципы противодействия коррупции.
Следующий шаг - до конца этого года в регионе будет сформирован Перечень должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции. Имеются в виду, в первую очередь, должности, связанные с разрешительной (согласовательной) деятельностью, распределением бюджетных средств.
Разрабатывается Регламент проведения внутреннего контроля в системе органов исполнительной власти Тверской области. Он будет предусматривать механизм служебных проверок, в том числе - по результатам жалоб и обращений граждан и организаций, а также публикаций в СМИ.
В ближайшее время мы откроем "горячую линию" по вопросам коррупции, куда сможет обратиться любой житель Верхневолжья, а не только в правоохранительные органы.
Как вы знаете, в регионе уже есть случаи отстранения от должности недобросовестных чиновников. Известна мне информация и о том, что в некоторых районах Тверской области появились мошенники, которые выдают себя за советников Губернатора на общественных началах. При этом, ссылаясь на мое имя, эти псевдосоветники что-то просят, а порой и требуют у местных властей и бизнесменов.
Несколько таких мошенников уже пойманы правоохранительными органами. Кроме того, я дал поручение кадровой службе администрации провести ревизию всех удостоверений советников Губернатора на общественных началах. Вплоть до того, что может быть принято решение полностью устранить этот институт, чтобы ликвидировать злоупотребления.
Отмечу, что системная работа с коррупцией требует объединения усилий органов власти всех уровней, в том числе - территориальных управлений федеральных структур. Для этого необходимо развивать эффективное взаимодействие на межведомственном уровне.
Важнейшая задача - обеспечение личной безопасности граждан, поэтому в фокусе нашего внимания по-прежнему остается поддержка правоохранительных органов. За счет средств областного бюджета мы совершенствуем материально-техническую базу милиции. И в этом году выделили средства на строительство опорных пунктов милиции и выделим на доплаты участковым. Более 220 миллионов рублей будут направлены на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.
Никакие экономические программы не достигнут успеха без объединения всех здоровых общественных сил во имя общей цели. Институты гражданского общества являются незаменимыми партнерами государства в решении наиболее острых социальных проблем.
В соответствии с федеральными тенденциями неуклонно повышается роль политических партий в управлении регионом. Фракции партий в представительных органах муниципалитетов берут на себя ответственность за процессы развития поселений, за действия органов местного самоуправления.
Осознавая важность и значимость общественных объединений, Администрация Тверской области предпринимает значительные усилия по их поддержке. В прошлом году по нашей инициативе был принят региональный закон "О поддержке негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти", в котором были определены принципы и формы поддержки общественных организаций, в том числе грантовой, которая является одной из наиболее эффективных форм.
В прошлом году около 200 общественных организаций приняли участие в конкурсах на соискание грантов, 137 из них получили грантовую поддержку из областного бюджета на общую сумму около 40 млн рублей. Я ставлю задачу, чтобы все областные исполнительные органы власти включились в систему выдачи грантов общественным организациям.
Тверская область демонстрирует и хорошие образцы взаимодействия духовной и светской власти. В качестве примера можно привести ежегодный Волжский крестный ход, который в этом году вышел на общероссийский уровень. И мы к этому взаимодействию относимся очень трепетно и будем его развивать.
Отдельно остановлюсь на важнейшей функции гражданского общества - общественной экспертизе решений органов власти. Уже сейчас наиболее значимые, концептуальные документы проходят экспертизу в Совете общественности при Губернаторе Тверской области, который с момента создания показал себя наиболее перспективной площадкой для взаимодействия Администрации Тверской области с общественным сектором региона. В дальнейшем эта роль будет передана Общественной палате Тверской области.
Создание Общественной палаты является магистральным направлением повышения эффективности взаимодействия власти и общества. Новая структура будет иметь еще большую самостоятельность, больший потенциал и более демократичный механизм формирования персонального состава.
Общественная палата Тверской области будет сформирована из 45-ти наиболее авторитетных и признанных представителей профессиональной, научной, культурной сфер. Однако и после формирования Общественной палаты не должна заканчиваться работа по поиску лидеров профессиональных сообществ и общественного мнения.
Яркие, талантливые, активные лидеры - это золотой фонд нашего региона, и мы должны смелее продвигать их в представительную и исполнительную власть, консультативные и другие общественные органы.
При этом мы ни в коем случае не забываем и о жизненной мудрости, накопленной нашими ветеранами. Региональные ветеранские организации - и наша опора, и связующая нить поколений.
В заключение своего Послания еще раз коротко обозначу основные задачи, стоящие перед нашим регионом как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективах.
Первое. Тверская область должна стать местом, привлекательным для жизни. Мы обязаны перейти к высоким жизненным стандартам.
Второе. Работа каждой отрасли и на федеральном, и на муниципальном уровнях должна быть ориентирована на человека, на интересы каждого жителя области. Человеческий капитал наш стратегический ресурс развития.
Третье. Тверская область уже заслужила репутацию региона, нацеленного на успех. Мы должны вместе укрепить этот статус и занять прочное место в пятерке лидеров ЦФО по ключевым показателям.
Четвертое. Все уровни и ветви власти нашего региона, бизнес, институты гражданского общества должны объединиться в достижении целей, стоящих в повестке на будущее. Это наша общая ответственность.
Пятое. Объединив усилия, мы должны обеспечить условия для устойчивого развития региона. Значимые результаты последних и ближайших лет должны стать надежным заделом на будущее.
Дорогие друзья!
Россия вступила в полосу побед, и мы знаем, что в этом победном шествии есть вклад и нашей области.
Успехи России в экономике - это, в том числе, успехи тверских предприятий.
Громкие спортивные победы последних месяцев - это и наш Илья Ковальчук.
Возрождающийся интерес к российской истории - это и новый памятник Михаилу Тверскому...
"Не хлебом единым..." - наши предки очень давно поняли эту истину.
Без гордости за свою малую родину, без осознания того, что мы живем в динамичном развивающемся регионе и каждый из нас является его неотъемлемой и важной частью, наконец, без нашего самоуважения - без этого всего нет смысла ни в создании стандартов, ни в прочих наших делах.
Мы должны вместе двигаться вперед с высоко поднятой головой. Нам надо всего несколько лет для того, чтобы фраза "Мы - тверские!" для любого россиянина стала синонимом "Мы - успешные!"
Спасибо за внимание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ежегодное послание Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области от 8 июля 2008 г.
Текст документа опубликован в газете "Тверские ведомости" N 29, 11 - 17 июля 2008 г.