Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Регламенту законопроектной деятельности
в исполнительных органах государственной
власти Тверской области
Методические рекомендации
по оформлению законопроектов, разрабатываемых исполнительными
органами государственной власти Тверской области
Настоящие методические рекомендации по оформлению законопроектов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Тверской области, разработаны в целях совершенствования работы по подготовке законопроектов Тверской области (далее - законопроект).
1. Общие положения
1.1. Законы Тверской области - это нормативные правовые акты Тверской области, обладающие большей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам Тверской области (за исключением Устава Тверской области).
1.2. Законы Тверской области регулируют наиболее значимые и устойчивые общественные отношения по предметам ведения субъекта Российской Федерации - Тверской области, предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Тверской области.
1.3. При принятии решения о разработке законопроекта следует всесторонне оценить необходимость его принятия. С этой целью рекомендуется:
- изучить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, Тверской области, а также ознакомиться с практикой их применения;
- четко уяснить предмет правового регулирования законопроекта, относятся ли данные правоотношения к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- дать оценку возможным последствиям действия будущего закона: экономическим, политическим, социальным, правовым, экологическим, демографическим;
- проанализировать затраты материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации закона.
1.4. Законопроект должен соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу Тверской области, а в части подготовки и оформления - иным нормативным правовым актам Тверской области, настоящим методическим рекомендациям.
1.5. Законопроект может быть оформлен в виде:
- проекта нового закона;
- проекта закона о внесении изменений в действующий закон Тверской области;
- проекта закона о признании утратившим силу действующего закона Тверской области.
1.6. Подготовка проекта нового закона осуществляется в случаях, когда:
- необходимость законодательного регулирования тех или иных общественных отношений предусмотрена федеральным законодательством и данные отношения не урегулированы законами Тверской области либо если внесение изменений в действующий закон Тверской области нецелесообразно;
- требуется законодательное регулирование отношений, не урегулированных нормативными правовыми актами;
- необходимо внести в действующий закон Тверской области изменения, затрагивающие большую часть его текста.
1.7. Подготовка проекта закона о внесении изменений в действующий закон Тверской области осуществляется в случаях, когда необходимо:
- изменить редакцию преамбулы, структурной единицы закона Тверской области;
- заменить слова, цифры;
- дополнить закон Тверской области преамбулой, структурной единицей, предложением, словами, цифрами;
- признать утратившей силу структурную единицу, исключить предложение, слова, цифры.
1.8. Подготовка проекта закона о признании утратившим силу действующего закона Тверской области осуществляется в случаях, когда:
- закон Тверской области противоречит федеральному законодательству, Уставу Тверской области и данное противоречие невозможно устранить путем внесения изменений в закон Тверской области;
- необходимо устранить ситуацию, при которой несколько законов Тверской области по-разному регулируют одни и те же общественные отношения;
- отпала необходимость в законодательном регулировании данных общественных отношений.
1.9. Законопроект должен быть сформулирован таким образом, чтобы он наилучшим образом отвечал целям, которые перед ним стоят, а его содержание было доступно и понятно.
Нормы законопроекта должны быть изложены лаконично, ясно и доступно для понимания.
1.10. Термины в законопроекте должны употребляться только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.
Терминология, используемая в законопроекте, не должна отличаться от терминологии, используемой в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Уставе Тверской области, законах Тверской области.
1.11. При использовании понятий следует исходить из их общепринятых определений, содержащихся в словарях.
При использовании понятий, которые отсутствуют в федеральном законодательстве и законодательстве Тверской области, а также технических и других специальных понятий необходимо дать их определения. Определения понятий должны полностью раскрывать их содержание.
Определения наиболее важных понятий, многократно употребляемых в законопроекте и являющихся общими для всех его норм, целесообразно указывать в отдельной статье.
Пример:
"Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:
1) природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
2) природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
3) антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.".
Не следует давать определения понятий, не применяемых в дальнейшем в законопроекте.
1.12. В законопроекте необходимо избегать дублирования норм, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также законах Тверской области, за исключением случаев, когда воспроизведение положений данных актов обусловлено необходимостью последовательного и системного изложения норм в законопроекте.
2. Структура законопроекта
2.1. Структура законопроекта должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования.
2.2. Законопроект состоит, как правило, из следующих частей:
наименование;
преамбула;
нормативные предписания, составляющие основное содержание закона;
заключительные и переходные положения.
2.3. Наименование законопроекта должно точно и по возможности кратко отражать предмет его правового регулирования и давать общее представление о его содержании.
2.4. Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая предваряет текст законопроекта, определяет его цели, задачи, но не является обязательной.
Преамбула может содержать указание на законы и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми принимается закон Тверской области.
Преамбула не должна содержать самостоятельные нормативные предписания, не делится на статьи, не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта, не формулирует предмет регулирования законопроекта, не нумеруется.
Пример:
"Настоящий закон разработан в целях повышения уровня социальной поддержки граждан и создания целостной системы оказания государственной социальной помощи населению Тверской области и устанавливает правовые, организационные и экономические основы оказания государственной социальной помощи.".
2.5. Законопроект делится на структурные единицы, что упрощает пользование им.
Чаще всего употребляются следующие структурные единицы закона: раздел, глава, статья.
Объемный и сложный по своему построению законопроект может делиться на разделы и главы.
Раздел нумеруется римскими цифрами, может иметь наименование.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
Структурная единица "глава" имеет наименование, нумеруется арабскими цифрами.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
"Глава 1. Основные положения".
2.6. Статья является основной структурной единицей закона, имеющей наименование (в исключительных случаях может его не иметь) и порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами.
Нормативные предписания (правила поведения) в законах излагаются в виде статей и составляют основное содержание законодательного акта.
Статьи закона, содержащие правовые нормы, должны излагаться в форме, свойственной правовой регламентации общественных отношений (предписывающей, разрешающей, запрещающей).
2.7. Необходимо четкое и упорядоченное изложение правовых норм, что обеспечивается логической последовательностью изложения и переходом от общих положений к более конкретным.
Нормы, составляющие содержание законопроекта, как правило, располагаются в следующей последовательности:
- сфера действия закона;
- цели и задачи;
- общие и конкретные требования к поведению субъектов правоотношений;
- правовые последствия;
- заключительные положения.
2.8. Наименование статьи должно быть четко сформулировано, отражать ее содержание.
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом. После наименования статьи точка не ставится.
Пример:
"Статья 1. Основные понятия
Статья 1".
2.9. Статья подразделяется на части. Часть статьи обозначается арабской цифрой с точкой.
Пример:
"Статья 1. Администрация Тверской области - высший исполнительный орган государственной власти Тверской области
1. Администрация Тверской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тверской области.
2. Администрация Тверской области возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Тверской области и обеспечивает их согласованную деятельность в интересах населения Тверской области.".
Часть, являющаяся единственной в данной статье, не нумеруется.
Пример:
"Статья 2. Правовая основа деятельности Администрации Тверской области
Администрация Тверской области осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава Тверской области, законов Тверской области, постановлений и распоряжений Губернатора Тверской области, соглашений с федеральными органами исполнительной власти, иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и Тверской области.".
2.10. Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
В необходимых случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы, но не более пяти. Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте. Каждая строка, входящая в перечисление, считается самостоятельным абзацем.
В законопроекте не допускается деление частей в статьях одновременно и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия.
В законопроекте также не допускается деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта одновременно на подпункты и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия.
2.11. Нумерация разделов, глав, статей законопроекта должна быть сквозной. Не допускается, например, отдельная нумерация статей каждой главы или изменять нумерацию статей закона при внесении в него изменений или признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
2.12. Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей.
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию.
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5.1, статья 7.2, часть 2.1, пункт 3.3, подпункт "6.1").
2.13. Приложения являются неотъемлемой частью закона и имеют ту же юридическую силу, что и сам закон. Приложения обозначаются арабскими цифрами без знака "N". При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак N также не указывается. Если приложение является единственным, то номер приложения не указывается.
Приложение должно иметь заголовок и гриф, которые связывают его с основным текстом законопроекта.
Пример:
"Приложение 1
к закону Тверской области
"О бюджетном процессе в Тверской области".
3. Особенности оформления законопроектов
о внесении изменений в законы Тверской области,
о признании утратившими силу законов Тверской области
3.1. Для приведения законов Тверской области в соответствие с действующим законодательством готовятся предложения о внесении изменений в законодательные акты Тверской области либо о признании их утратившими силу.
Внесением изменений считается:
- замена, дополнение или исключение слов, цифр, предложений;
- дополнение закона новыми структурными единицами или изложение структурных единиц в новой редакции;
- приостановление действия закона или его структурных единиц.
3.2. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи.
Такие законопроекты не имеют наименований статей и делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
"Статья 1 .
Внести в закон Тверской области от .... N ... "Об " следующие изменения: .
1) ; (пункт 1) .
2) ; (пункт 2) .
3) : (пункт З) .
а) ; (подпункт "а" пункта 3) .
б) ; (подпункт "б" пункта 3)
4) (пункт 4)"
или
"Статья 1
Признать утратившими силу: .
1) ; (пункт 1) .
2) ; (пункт 2) .
3) ; (пункт 3)".
3.3. Внесение изменений в законы Тверской области оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.
3.4. Как правило, недопустимо вносить изменения в закон Тверской области путем внесения изменений в закон Тверской области "О внесении изменений в закон Тверской области ...".
3.5. Независимо от конкретного содержания законопроекта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта, наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе.
Пример: .
"О внесении изменения в закон Тверской области "_..".
То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи, если статья содержит два или более изменения:
Пример:
"Статья 1 . . .
Внести в закон Тверской области от_ N _.."_." следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:__________ .
2) часть 1 статьи 2 дополнить предложением следующего содержания: .
"_.. " .
3) в части 2 статьи 5 слова " "исключить.".
3.6. В наименовании законопроекта указываются наименование закона Тверской области, в который вносятся изменения, при этом дата принятия и номер закона не указываются.
При внесении изменений в одну или две (но не более) статьи закона Тверской области в наименовании законопроекта рекомендуется указывать их номера.
Пример:
"О внесении изменений в статьи 6 и 8 закона Тверской области "О государственной гражданской службе Тверской области".
При внесении изменений в закон Тверской области, в который ранее уже вносились изменения, в тексте проекта закона после наименования закона в скобках указываются реквизиты законов Тверской области, внесшие ранее изменения в статьи закона Тверской области, в которые вносятся изменения.
3.7. Внесение изменений одним законом Тверской области в несколько законов Тверской области допускается, если данные законы Тверской области либо вносимые в них изменения связаны единой тематикой.
По тем же основаниям в одном законе Тверской области могут объединяться нормы о признании утратившим силу одного закона Тверской области и внесения изменений в другой закон Тверской области. В таких случаях в наименовании законопроекта могут перечисляться изменяемые или признаваемые утратившими силу законы Тверской области, если их не более двух, либо в наименовании должна указываться общая тематика данных законов Тверской области или вносимых в них изменений.
Примеры:
"О внесении изменений в закон Тверской области "О статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих должности государственных служащих Тверской области" и закон Тверской области "О государственной гражданской службе Тверской области".
"О внесении изменений в отдельные законы Тверской области в области охраны окружающей среды".
3.8. При внесении изменений в законы Тверской области обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер, наименование.
Законопроекты о внесении изменений в законы Тверской области не имеют преамбулы, глав и, как правило, наименований статей.
3.9. Вносимые в законы Тверской области изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения. При этом сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Пример:
"Статья 1
1. В статье 8 слова "государственные должности государственной службы" заменить словами "должности государственной службы".
2. В статье 10:
1) пункты 3 и 9 части 1 исключить;
2) в пункте 6 части 1 слова "государственную пенсию" заменить словом "пенсию"...".
3.10. В случае если требуется значительно изменить текст преамбулы, структурного элемента, предложения, приложения, целесообразно изложить их в новой редакции.
Пример:
"Статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Обжалование постановлений и определений по делам об административных правонарушениях.
Постановления и определения по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2 настоящего закона, обжалуются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях".
3.11. Если нет необходимости полностью излагать изменяемые структурные единицы в новой редакции, в их текст вносятся уточнения путем исключения, дополнения или замены отдельных слов, цифр.
Примеры:
"из части 2 статьи 47 слова "группой депутатов" исключить"
"часть 5 статьи 52 после слова "считать" дополнить словом "соответственно"
"второе предложение части 3 статьи 22 после слова "обеспечивают" дополнить словами "оказание помощи"
"абзац второй пункта 3 части 1 статьи 5 после слова "порядок" дополнить словом "государственной"
"в статье 2 слова "порядком избрания" заменить словами "порядком назначения, избрания"
"в части 2 статьи 5 цифру "5" заменить цифрами "10".
3.12. При внесении изменений в приложение к закону Тверской области текст изменений включается в основной текст законопроекта, а не является приложением к нему.
Пример:
"Статья 1
1. ...
2. В приложении 5 пункт "е" изложить в следующей редакции_".
3.13. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифра" ("цифры"), а не "число" ("числа").
Пример:
"цифры "12,14 , 125" заменить соответственно цифрами "13, 15, 126".
При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
"слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз".
3.14. Включение в текст вносимых изменений знаков препинания обязательно.
Примеры:
"слова "частью 4 статьи 56," исключить"
"дополнить статью словами ", частью 1 статьи 57"
"в пункте 3 слова "и иных обязанных лиц" заменить словами ", налоговых агентов, их представителей".
3.15. Текст вносимых изменений заключается в кавычки.
3.16. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример: . .
"статью 1 после слов "_" дополнить словами "_".
3.17. В случае если дополняется словами структурная единица статьи законодательного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Пример: .
"пункт 1 статьи 1 дополнить словами "_".
3.18. Внесение изменений в действующий закон Тверской области путем изложения его в новой редакции, как правило, не допускается.
3.19. При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример: . .
Внести в статью 16 закона Тверской области от _ N _ "О_" изменение, изложив ее в следующей редакции: .
"_".
3.20. В случае признания утратившими силу структурных единиц сохраняется прежняя нумерация оставшихся в тексте закона Тверской области структурных единиц.
3.21. В случае признания утратившими силу частей и абзацев, не имеющих буквенного или цифрового обозначения, данные части и абзацы в новой редакции закона Тверской области считаются с учетом исключенных. Абзацы считаются с начала части, к которой они относятся.
3.22. При подготовке законопроекта о признании утратившими силу законов Тверской области следует руководствоваться положениями пункта 3.2 настоящего раздела.
3.23. При признании утратившим силу закона Тверской области признаются утратившими силу и законы, которыми вносились изменения в закон Тверской области.
3.24. Если в законе Тверской области осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь закон полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.
3.25. Если подлежащие признанию утратившим силу часть, пункт, подпункт, абзац или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
3.26. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
Пример:
"Признать утратившим силу пункт 2 приложения к закону Тверской области от _____________ N ... "Об ______".".
3.27. При употреблении в законопроектах терминов "исключить", "признать утратившим силу" или "отменить" следует руководствоваться следующим.
Исключению подлежат только отдельные слова, цифры или предложения, находящиеся в составе структурных единиц закона Тверской области.
Структурные единицы закона Тверской области (главы, статьи, части статьи, пункты, подпункты, абзацы) подлежат признанию утратившими силу.
Закон Тверской области или его отдельные структурные единицы не могут быть признаны утратившими силу, если они не вступили в силу. Не вступившие в силу, но потерявшие свое значение структурные единицы законодательного акта подлежат исключению. Если отпала необходимость в законодательном акте, который не вступил в силу, применяется термин "отменить".
3.28. При одновременном внесении в закон Тверской области изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного закона Тверской области положения о внесении изменений и об утрате силы располагаются в одной статье. В таких случаях положение о признании структурной единицы утратившей силу приравнивается к изменениям закона. При этом признание структурной единицы утратившей силу требует признание утратившими силу всех ранее внесенных в эту структурную единицу изменений.
4. Порядок употребления ссылок в законопроектах
4.1. Ссылки в структурных единицах законопроекта на другие его структурные единицы, а также на федеральные правовые акты, законы Тверской области, их отдельные положения используются в случаях, если необходимо показать взаимную связь указанных норм либо избежать повторений.
4.2. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты недопустимы.
4.3. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта.
Примеры:
"регулируются Федеральным конституционным законом от 10.10.1993 N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"
"в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.08.1993 N 5664-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О космической деятельности".
4.4. При упоминании в тексте законопроекта Конституции Российской Федерации, кодексов Российской Федерации, Устава Тверской области дата их принятия и другие реквизиты не приводятся.
Примеры:
"в соответствии с Конституцией Российской Федерации"
"в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации"
"в соответствии с Уставом Тверской области".
4.5. При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.
Пример:
"в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" (в редакции Федерального закона от 03.03.1995 N 27-ФЗ)".
4.6. При ссылке в тексте законопроекта на структурную единицу федерального закона, закона Тверской области указывается конкретная структурная единица, начиная с наименьшей.
При этом глава, статья, часть, пункт обозначаются арабскими цифрами, подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Пример:
"увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Абзацы при ссылке на них в тексте законопроекта обозначаются словами. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается часть, пункт или подпункт, в составе которого он находится.
Пример:
"в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 1".
4.7. Ссылка на закон Тверской области, проект которого разрабатывается, или его структурную единицу дается с использованием слова "настоящий".
Примеры:
"в соответствии с требованиями настоящего закона"
"указанные в пункте 1 части 1 статьи 3 настоящего закона".
4.8. Рекомендуется вместо ссылки на конкретный федеральный закон, закон Тверской области использовать ссылки общего характера с указанием сферы регулирования.
Примеры:
"в соответствии с законодательством Тверской области о государственной гражданской службе"
"федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации об экологическом контроле".
4.9. При необходимости указать в законопроекте на всю совокупность федеральных нормативных правовых актов следует использовать выражение "федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации".
Если указывается на всю совокупность нормативных правовых актов Тверской области, то используется выражение "законы и иные нормативные правовые акты Тверской области".
В случае если необходимо сослаться на всю совокупность федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Тверской области, то используется выражение "федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Тверской области".
При необходимости сделать ссылку общего характера на федеральные законы используются понятия "федеральные законы" либо "федеральное законодательство".
При необходимости сделать ссылку общего характера на законы Тверской области используются понятия "законы Тверской области" либо "законодательство Тверской области".
При этом в законопроекте необходимо соблюдать единообразие в применении данных понятий.
5. Порядок применения настоящих методических рекомендаций
5.1. Проекты законов Тверской области разрабатываются и оформляются исполнительными органами государственной власти Тверской области в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
5.2. В случае разработки проекта закона о внесении изменений в закон Тверской области, принятый до утверждения настоящих методических рекомендаций, последние применяются в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения формы и содержания закона (например, без учета разработанной настоящими методическими рекомендациями структуры статьи). При ссылках на структурные единицы действующих на момент принятия настоящих методических рекомендаций законов Тверской области, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц закона следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных законах.
5.3. В случае разработки проекта закона о внесении изменений в закон Тверской области, принятый после утверждения настоящих методических рекомендаций, настоящие методические рекомендации подлежат применению в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.