Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа Тверской области
"Улучшение условий и охраны труда в Тверской области
на 2009-2013 годы"
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 1 сентября 2008 г. N 276-па)
г. Тверь, 2008 год
Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Улучшение условий и охраны труда в Тверской области
на 2009-2013 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа Тверской области "Улучшение условий и охраны труда в Тверской области на 2009-2013 годы" (далее - ДЦП) |
Администратор ДЦП (государственный заказчик-координатор) |
Управление по труду и социальным вопросам Тверской области |
Дата утверждения ДЦП | 01.09.2008 |
Стратегические цели и/ или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которой(ых) планируется их достижение |
Содействие улучшению условий и охраны труда в Тверской области. ДЦП реализуется в рамках ведомственной целевой программы управления по труду и социальным вопросам Тверской области на 2008-2010 годы (далее - ВЦП) |
Сроки реализации ДЦП | 2009 - 2013 годы |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП |
Снижение: - удельного веса работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, до 18,2% от общей численности работников к началу 2014 года; - уровня производственного травматизма (численность пострадавших на 1 тыс. работающих) до 2,6 человек к началу 2014 года |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ВЦП |
Источники финансирования: областной бюджет Тверской области. Общий объем финансирования - 2500,00 тыс. руб., в том числе: по коду БК: 015 0114 0100002 012 "Другие общегосударственные вопросы" - 2009 год - 500,00 тыс. руб., 2010 год - 500,00 тыс. руб., 2011 год - 500,00 тыс. руб., 2012 год - 500,00 тыс. руб., 2013 год - 500,00 тыс. руб. |
Основные механизмы реализации ДЦП |
Реализацию ДЦП осуществляет управление по труду и социальным вопросам Тверской области посредством выполнения государственных полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда: - совершенствование региональной нормативной правовой базы по условиям и охране труда; - организация проведения на территории Тверской области обучения по охране труда работников; - осуществление государственной экспертизы условий труда; - организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; - обеспечение функционирования межведомственной комиссии по охране труда в Тверской области; - распространение передового опыта в сфере охраны труда посредством организации смотров-конкурсов по охране труда; - информационно-разъяснительная и пропагандистская деятельность |
Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП |
- ведение внутренней отчетности, мониторинг статистических показателей, характеризующих достижение поставленных целей и задач; - полугодовое и ежегодное представление отчетов о реализации ДЦП в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области в соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации, утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па |
I. Характеристика проблем
Для тверского региона, где действует более 50 тысяч организаций и предприятий, в том числе в сферах строительства, машиностроения, металлообработки, химической и пищевой промышленности, сельского и лесного хозяйства, проблема охраны труда более чем актуальна. При таком многоотраслевом укладе экономики, наличии большого числа травмоопасных производств и предприятий с опасными и вредными условиями труда, в том числе взрыво - пожароопасных, особую тревогу вызывают многочисленные факты нарушений требований к безопасности рабочих мест. Лидерами по числу несчастных случаев на производстве, по наличию рабочих мест с условиями труда, не отвечающими санитарно-гигиеническим нормам, с опасными и вредными условиями труда остаются предприятия обрабатывающей, строительной и транспортной отраслей экономики.
В связи с этим основными проблемами, на решение которых направлена ДЦП, являются:
1. Работа в плохих, не отвечающих требованиям и нормам, условиях труда.
2. Высокий уровень производственного травматизма на предприятиях Тверской области.
Так по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области на конец 2007 г. на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (повышенный уровень шума, ультразвука, инфразвука, вибрации, запыленности и загазованности рабочей зоны и т.д.), трудились 28,2 тыс. человек, или каждый пятый работник обследованных видов экономической деятельности (примерно на уровне 2006 г.). За последние 5 лет (2003-2007 гг.) удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличился с 16,7% до 19,3%. По-прежнему почти третью часть этих работников составляют женщины (31%).
По данному показателю среди 16-ти регионов Центрального федерального округа Тверская область находится на 9 месте. Наименьшим является показатель в Москве и Рязанской области (14%), наибольшим - в Липецкой области (29,3%).
Тяжелым физическим трудом в обследованных видах экономической деятельности на конец 2007 г. было занято 5541 человек, или 3,8% работников обследованных предприятий и организаций, из них 52% работники обрабатывающих производств, 20% - транспорта, 16% - производства и распределения электроэнергии, газа и воды, 11% - строительства, 0,7% - связи. Наибольший удельный вес занятых на тяжелых работах в обрабатывающих производствах на конец 2007 г. приходился на работающих на предприятиях по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви (15%), по обработке древесины и производству изделий из дерева (7%).
В течение 2003-2007 гг. удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, увеличился с 2,3% до 3,8% . Каждый седьмой занятый на тяжелых работах - женщина.
На работах во вредных и опасных условиях труда на конец 2007 г. было занято 47,7 тыс. человек, или 32,7% от общей численности работников обследованных видов экономической деятельности.
По данному показателю среди 16-ти регионов Центрального федерального округа Тверская область находится на 7 месте. Наименьшим является показатель в Москве (24,9%), Тамбовской области (28,6%), наибольшим - в Курской (43,1%), Белгородской области (43,6%).
Распределение работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, по видам экономической деятельности выглядит следующим образом: 59,2% работают на предприятиях обрабатывающего производства, 18% - на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, 16,2% - на транспорте и связи, 6,5% - в строительстве.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области в 2007 г. на предприятиях и в организациях обследованных видов экономической деятельности пострадали от травм и временно утратили трудоспособность 837 человек (27 человек из которых погибли), или 3,3 пострадавших на 1000 работающих, что на 3,1% больше, чем в 2006 г. Каждая третья среди пострадавших - женщина (на уровне 2006 г.). По данному показателю Тверская область в 2006 г. занимала 10 место среди 16-ти регионов Центрального федерального округа.
Неудовлетворительное состояние условий труда продолжает оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. В 2007 г. зарегистрировано 58 случаев профессиональных заболеваний (в 2006 г. - 64), из них 31 случай (или 53,4%) - среди женщин. Острых случаев профессиональных заболеваний в 2007 г. не зарегистрировано. В Тверской области за период 2003-2007 гг. наметилась положительная динамика снижения уровня профессиональной заболеваемости со 103 случаев до 58.
Показатель профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих с 2003 г. по 2007 г. снизился с 1,98 случаев до 0,94 случаев.
Однако в структуре хронических профзаболеваний преобладают заболевания, вызванные физическими перегрузками (нейросенсорная тугоухость - 37,9%, заболевание опорно-двигательного аппарата - 20,7%), аллергические заболевания - 20,7%, заболевания, связанные с воздействием химических и биологических факторов - 20,7%.
Основными причинами сложившейся ситуации с состоянием условий и охраны труда в организациях Тверской области остаются причины организационного характера - неудовлетворительная организация производства и технологических процессов, недостатки в обучении работников, нарушения трудовой и производственной дисциплины. Имеют место слабая заинтересованность работодателей в улучшении условий труда работников, низкий уровень правовых знаний как руководителей, так и самих работников, слабая мотивация работников к соблюдению техники безопасности, остаточный принцип финансирования работ по охране труда, отсутствие квалифицированных специалистов.
Вопросы улучшения условий и охраны труда в регионе являются предметом совместного ведения и постоянного контроля со стороны органов власти, работодателей и профсоюзов.
Полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Для обеспечения принятия активных мер по улучшению ситуации в области охраны труда целесообразно продолжить работу по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления охраной труда по следующим направлениям:
- активизировать деятельность в разработке, принятии и реализации нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
- продолжить работу по проведению государственной экспертизы условий труда;
- разработать и внедрить стандарт государственной услуги "Государственная экспертиза условий труда работников и выдача экспертных заключений о соответствии деятельности организаций требованиям охраны труда по запросам работодателей, работников, профессиональных союзов";
- регулярно, в соответствии с утвержденным положением и планом работы, проводить заседания межведомственной комиссии по охране труда Тверской области;
- в рамках координации деятельности организаций, осуществляющих обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций Тверской области, формировать банк данных обучающих организаций;
- с целью обобщения и распространения положительного опыта в деле улучшения условий труда организовать проведение ежегодного областного конкурса на звание "Лучшее предприятие Верхневолжья в области охраны труда", торжественных мероприятий к Всемирному дню охраны труда.
С увеличением темпов роста объемов экономического производства вопросы создания безопасных для здоровья работающих условий и охраны труда должны иметь особую значимость. Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм, профессиональные заболевания приводят к значительным социальным и экономическим потерям, потерям трудового потенциала и соответственно ухудшают демографическую ситуацию.
Поэтому, учитывая большую социально-экономическую значимость изложенных выше проблем, решение задач, поставленных в ДЦП, в соответствии с полномочиями управления по труду и социальным вопросам Тверской области частично позволит снизить высокий уровень производственного травматизма и улучшить условия труда работающих.
II. Стратегические цели и тактические задачи ДЦП
ДЦП реализуется в рамках ведомственной целевой программы управления по труду и социальным вопросам Тверской области.
Стратегическая цель ДЦП "Содействие улучшению условий и охраны труда в Тверской области" достигается в рамках полномочий, предусмотренных трудовым законодательством для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по государственному управлению охраной труда и реализации на территории региона государственной политики в области охраны труда.
Показатели достижения стратегической цели приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование стратегической цели, показателя цели |
Единица измерения |
2007 год (факт) |
2008 год (план) |
Период реализации ДЦП | ||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
Стратегическая цель ДЦП: Содействие улучшению условий и охраны труда в Тверской области |
||||||||
Показатель 1 Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно- гигиеническим нормам |
в % к общей числен- ности работ- ников |
19,3 | 18,7 | 18,6 | 18,5 | 18,4 | 18,3 | 18,2 |
Показатель 2 Уровень производствен- ного травматизма - численность пострадавших с утратой трудоспособно- сти на один рабочий день и более в расчете на 1000 работающих |
человек | 3,3 | 3,1 | 3,0 | 2,9 | 2,8 | 2,7 | 2,6 |
Стратегическая цель достигается посредством решения следующих двух тактических задач:
Тактическая задача 1. Государственное управление охраной труда в Тверской области;
Тактическая задача 2. Формирование общественного мнения о приоритете сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности.
Решение тактических задач предполагается осуществить посредством следующих основных мероприятий:
подготовка проектов нормативных правовых актов по охране труда (при изменении федерального законодательства);
организация работы межведомственной комиссии по охране труда Тверской области;
оказание государственной услуги - проведение государственной экспертизы условий труда;
координация деятельности организаций, осуществляющих обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций Тверской области;
распространение передового опыта в сфере охраны труда посредством организации смотров-конкурсов по охране труда.
Показатели решения тактических задач приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование тактической задачи, показателя задачи |
Единица измере- ния |
2007 год (факт) |
2008 год (план) |
Период реализации ДЦП | ||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
Тактическая задача 1 Государственное управление охраной труда в Тверской области |
||||||||
Показатель 1.1 Обеспечение совместных действий органов государствен-ной власти области, объединений работодателей, профессиональ-ных союзов по улучшению условий и охраны труда |
Да-1, нет-0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Показатель 1.2 Количество выданных заключений государствен-ной экспертизы условий труда по качеству проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда |
единица | 58 | 59 | 60 | 62 | 63 | 64 | 65 |
Тактическая задача 2 Формирование общественного мнения о приоритете сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности |
||||||||
Показатель 2.1 Проведение ежегодного областного конкурса на звание "Лучшее предприятие Верхневолжья в области охраны труда" |
Да-1, нет-0 |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Показатель 2.2 Проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда |
Да-1, нет-0 |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
III. Срок реализации ДЦП
Реализация ДЦП рассчитана на 2009-2013 гг.
IV. Общий объем ресурсов, необходимых для реализации ДЦП
Финансирование ДЦП осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области.
Общий объем финансирования ДЦП на 2009-2013 гг. составляет 2500,00 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 500,00 тыс. рублей;
2010 год - 500,00 тыс. рублей;
2011 год - 500,00 тыс. рублей;
2012 год - 500,00 тыс. рублей;
2013 год - 500,00 тыс. рублей.
Плановые объемы финансирования ДЦП определены в приложении 1 к настоящей ДЦП.
V. Плановые показатели результатов ДЦП
Достижение стратегической цели ДЦП характеризуется следующими показателями:
- удельный вес работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
- уровень производственного травматизма - численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более в расчете на 1000 работающих.
Достижение тактических задач ДЦП характеризуется следующими показателями:
Тактическая задача 1. Государственное управление охраной труда в Тверской области
- обеспечение совместных действий органов государственной власти области, объединений работодателей, профессиональных союзов по улучшению условий и охраны труда;
- количество выданных заключений государственной экспертизы условий труда по качеству проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Тактическая задача 2. Формирование общественного мнения о приоритете сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности
- проведение ежегодного областного конкурса на звание "Лучшее предприятие Верхневолжья в области охраны труда";
- проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда.
Показатель эффективности реализации ДЦП рассчитывается путем деления показателя снижения удельного веса работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, за период реализации ДЦП на объем средств, предусмотренных на реализацию ДЦП.
Плановые показатели реализации ДЦП, плановые показатели эффективности реализации ДЦП и объем ресурсов, необходимый для реализации ДЦП приведены в приложении 2 к настоящей ДЦП.
VI. Описание механизмов реализации ДЦП
Администратором ДЦП является управление по труду и социальным вопросам Тверской области.
Финансирование ДЦП осуществляется департаментом финансов Тверской области через управление по труду и социальным вопросам Тверской области.
Управление по труду и социальным вопросам Тверской области осуществляет реализацию ДЦП посредством выполнения государственных полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда:
- совершенствование региональной нормативной правовой базы по условиям и охране труда;
- организация проведения на территории Тверской области обучения по охране труда работников;
- осуществление государственной экспертизы условий труда;
- организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- обеспечение функционирования межведомственной комиссии по охране труда в Тверской области;
- распространение передового опыта в сфере охраны труда посредством организации смотров-конкурсов по охране труда;
- информационно-разъяснительная и пропагандистская деятельность.
Реализация ДЦП возможна при взаимодействии с исполнительными органами государственной власти области, управлениями аппарата Губернатора Тверской области, Законодательным Собранием Тверской области, государственной инспекцией труда в Тверской области, федеральными контрольно-надзорными органами, региональным отделением Фонда социального страхования, органами местного самоуправления, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тверской области, Федерацией тверских профсоюзов, Тверской торгово-промышленной палатой, Тверским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей).
VII. Описание механизмов мониторинга реализации ДЦП
Мониторинг хода реализации ДЦП осуществляется управлением по труду и социальным вопросам Тверской области на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (1 раз в год) и внутренней отчетности (1 раз в квартал).
В течение всего периода реализации ДЦП осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления управлением по труду и социальным вопросам Тверской области отчетов о реализации ДЦП в порядке, установленном постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации".
Полугодовой мониторинг ДЦП предполагает оценку:
- фактически достигнутых результатов реализации ДЦП;
- возможностей достижения запланированных результатов реализации ДЦП.
Ежегодный мониторинг ДЦП предполагают оценку:
- фактически достигнутых непосредственных результатов реализации ДЦП;
- фактической эффективности реализации ДЦП;
- возможностей достижения по результатам реализации ДЦП стратегической цели ДЦП, а также достижения значений результатов реализации ДЦП;
- степени удовлетворенности граждан предоставляемыми в рамках ДЦП государственными услугами.
VIII. Оценка рисков реализации ДЦП
Внешними рисками реализации ДЦП являются:
- изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
- изменение федерального и регионального законодательства, касающегося сфер государственной ответственности управления по труду и социальным вопросам Тверской области;
- изменения в экономике региона, которые могут повлечь за собой ухудшение финансового положения большого числа предприятий, что в свою очередь может привести к ухудшению условий труда работающих;
- наличие на предприятиях региона неблагоприятных физических, химических, биологических и психосоциальных факторов, способствующих ухудшению условий труда;
- изменение форм государственного статистического наблюдения по показателям условий труда и травматизма;
- изменение демографической ситуации в регионе;
- наличие форс-мажорных обстоятельств природного и техногенного характера.
Вышеперечисленные факторы являются объективными и могут существенно повлиять на возможность достижения конечных результатов.
Внутренними рисками реализации ДЦП являются:
- недостаточная организация реализации ДЦП;
- реформирование структуры органов исполнительной власти;
- наличие вакансий, приводящее к существенному увеличению нагрузки на специалистов управления по труду и социальным вопросам и как результат - недостаточная проработка всех направлений деятельности.
С целью снижения степени влияния внутренних рисков на ход реализации ДЦП предполагается осуществить ряд мероприятий:
- при необходимости своевременно и оперативно вносить изменения в действующую ДЦП;
- заполнить вакансии, подобрать высококвалифицированных и грамотных специалистов;
- повышать квалификационный уровень работников, участвующих в реализации ДЦП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.