9 ноября 2007 г., 7 мая 2008 г.
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 30 мая 2007 года
Губернатор Тверской области |
Д.В. Зеленин |
Тверь
19 июня 2007 года
N 72-ЗО
Областная целевая программа
"Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области
на 2007-2009 годы"
9 ноября 2007 г., 7 мая 2008 г.
г. Тверь
2007
Законом Тверской области от 9 ноября 2007 г. N 125-ЗО в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование
в Тверской области на 2007-2009 годы"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2007-2009 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Распоряжение Администрации Тверской области от 13.12.2006 N 615-ра |
Дата утверждения Программы |
|
Государственный заказчик |
Департамент экономики Тверской области |
Основные разработчики Программы |
Департамент экономики и промышленной политики Тверской области; Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования (далее - Фонд) |
Цель Программы | Развитие ипотечного жилищного кредитования (далее - ИЖК) на территории Тверской области и улучшение жилищных условий населения Тверской области |
Задачи Программы | 1. Повышение уровня доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для жителей Тверской области. 2. Привлечение наибольшего числа семей Тверской области к улучшению жилищных условий с использованием механизмов ИЖК |
Сроки и этапы реализации Программы |
2007- 2009 годы: I этап - 2007 год; II этап - 2008 год; III этап - 2009 год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Увеличение объема выданных в Тверской области ипотечных кредитов (займов) до 2500 млн. рублей в 2009 году. 2. Увеличение количества выданных ипотечных кредитов (займов) в Тверской области до 3300 кредитов (займов) в 2009 году. 3. Оказание государственной поддержки в приобретении (строительстве) жилья в рамках Программы не менее 4483 семьям Тверской области (в том числе, в 2007 году - 2423 семьям) |
Объемы и источники финансирования (по годам и в разрезе кодов разделов функциональной классификации расходов бюджета области) |
Общий объем финансирования Программы - 415 718,7 тыс. рублей, в том числе: 2007 год - 163 324,9 тыс. рублей; 2008 год - 126 587,9 тыс. рублей; 2009 год - 125 805,9 тыс. рублей. В 2007 году финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области по кодам БК: ПП 013, РП 0411, КЦСР 5223600, КВР 998 в сумме 4 818,1 тыс. рублей; ПП 013, РП 1003, КЦСР 5223600, КВР 197 в сумме 158 506,8 тыс. рублей. В 2008 году финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области по кодам БК: ПП 013, РП 0412, КЦСР 5223600, КВР 013 в сумме 3 720,9 тыс. рублей; ПП 013, РП 1003, КЦСР 5223600, КВР 501 в сумме 122 867 тыс. рублей. В 2009 году финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области по кодам БК: ПП 013, РП 0412, КЦСР 5223600, КВР 013 в сумме 3 721,5 тыс. рублей; ПП 013, РП 1003, КЦСР 5223600, КВР 501 в сумме 122 084,4 тыс. рублей. |
Система организации мониторинга реализации Программы |
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - департаментом экономики Тверской области. Государственный заказчик ежегодно проводит анализ затрат по программным мероприятиям, оценку механизмов реализации Программы, а в случае необходимости - вносит в установленном порядке предложения по корректировке Программы. Мониторинг реализации Программы осуществляет департамент экономики Тверской области в соответствии с порядком, установленным Администрацией Тверской области. Непосредственные исполнители мероприятий представляют отчеты об исполнении мероприятий Программы государственному заказчику ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно в срок до 10 марта года, следующего за отчетным годом. Осуществляя ежеквартальный мониторинг, государственный заказчик представляет в департамент финансов Тверской области квартальные отчеты о реализации Программы до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Годовой отчет о реализации Программы представляется государственным заказчиком Губернатору Тверской области и в департамент финансов Тверской области до 20 марта года, следующего за отчетным годом. Губернатор Тверской области ежегодно представляет отчет об исполнении Программы в Законодательное Собрание Тверской области одновременно с внесением проекта закона Тверской области об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Тверской области за истекший год. |
Законом Тверской области от 7 мая 2008 г. N 61-З0 в раздел I настоящей программы внесены изменения
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Развитие ИЖК как наиболее эффективного способа улучшения жилищных условий граждан является одной из важных задач, стоящих перед областью и решаемых в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
ИЖК приобретает все большую популярность среди населения как России, так и жителей Тверской области. Так, количество выданных в 2006 году кредитными организациями Тверской области ипотечных кредитов более чем в 6 раз превысило значение соответствующего показателя 2005 года. Доля ипотечных кредитов в общем объеме выданных на покупку жилья кредитов увеличилась на 34 процента в сравнении с 2005 годом. Доля семей в Тверской области, воспользовавшаяся ипотекой, по итогам 2006 года составила 0,4 процента, что выше среднего уровня по Центральному федеральному округу (0,2 процента).
По уровню обеспеченности населения жильем Тверская область занимает лидирующую позицию среди регионов Центрального федерального округа. На начало 2006 года на одного жителя Тверской области в среднем приходилось 25,6 квадратных метров жилья, в Московской области - 24,8 квадратных метра, в Белгородской области - 23 квадратных метра.
В значительной степени положительные результаты на ипотечном рынке связаны с действием областных целевых программ ипотечного жилищного кредитования в Тверской области с 2002 года.
По итогам реализации областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования в 2006 году можно отметить следующие моменты.
За счет субсидирования из областного бюджета в размере 113,1 млн. рублей 1015 семей улучшили свои жилищные условия. При этом было приобретено 53,4 тысячи квадратных метров жилья на общую сумму 996 млн. рублей. Ипотечные кредиты составили наибольшую долю в общей сумме средств, направляемых на приобретение (строительство) жилья, - 53 процента, а по городу Твери - 60 процентов, доля собственных средств граждан составила 37 процентов, по городу Твери - 40 процентов. В 2005 году доля собственных средств граждан составляла более 50 процентов. Таким образом, рост стоимости жилья компенсируется ростом доли кредитных средств, направляемых на его приобретение (строительство).
Один рубль бюджетных средств позволил привлечь 6 рублей кредитных средств и 3,8 рубля средств граждан на рынок жилья.
Среди участников областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования в 2006 году наибольший вес составили молодые семьи - 69 процентов, "бюджетники" и государственные гражданские служащие - 27 процентов. По профессиональному составу 40 процентов составили представители рабочих специальностей, 14 процентов - научно-технические работники, 13 процентов - работники правоохранительных органов и военнослужащие, 3 процента - работники сферы здравоохранения, 2 процента - работники сферы образования.
К началу 2006 года количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, сократилось на 2 процента и составило 5,5 процентов от общего числа домохозяйств Тверской области. Однако количество семей, желающих улучшить свои жилищные условия, гораздо больше.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы ИЖК в Тверской области тормозит ряд проблемных факторов.
Существующие темпы жилищного строительства (около 300 тысяч квадратных метров в год) не удовлетворяют потребностей населения области в жилье, не обеспечивая даже воспроизводства жилищного фонда. Площадь жилых помещений, размещенных в аварийных и ветхих строениях, более чем в 4 раза превышает объем введенного в 2006 году жилья. Средняя обеспеченность жильем в сельской местности на 27 процентов выше, чем в городах, однако уровень благоустроенности жилых домов в сельской местности по многим показателям уступает городской. Отсутствие предложения на рынке жилья при постоянно растущем спросе влечет за собой увеличение стоимости жилых помещений. Так, в течение 2006 года в городе Твери рыночная стоимость квартир возросла в 1,8 раза, цены на вторичном рынке более чем в 2 раза превысили стоимость строительства жилья. Возросшая стоимость жилья существенно сузила круг семей, способных улучшить жилищные условия. При ограниченности собственных средств большинство граждан не в состоянии решить самостоятельно жилищную проблему.
Стандарты, необходимые для получения ипотечного кредита, устанавливаются кредитными организациями. Процентная ставка по ипотечным кредитам за год снизилась в среднем на 2 процента, но по-прежнему ее величина (13-15 процентов годовых) является одним из сдерживающих факторов роста числа ипотечных кредитов. Отсутствие накоплений для первоначального взноса при получении ипотечного кредита также ограничивает возможность многих семей в приобретении жилья, особенно это затрагивает молодые семьи. При имеющейся перспективе получать стабильный высокий доход молодая семья не имеет базового капитала. При рождении детей решить жилищную проблему молодым семьям без привлечения дополнительных средств практически невозможно.
Доходов жителей сельской местности недостаточно для получения ипотечного кредита при установленных кредитными организациями стандартах. Это подтверждает и тот факт, что по итогам реализации областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования в 2006 году 85 процентов от общего числа ее участников - жители городов Тверь, Вышний Волочек, Кимры, Ржев и Торжок. Есть примеры, когда квартиры в новостройках муниципальных районов остаются невостребованными. Предлагаемые банками виды кредитов и отсутствие конкурентных условий их предоставления ограничивают доступ к ипотеке граждан с низкими и средними доходами. Уровень доходов домохозяйств в сельской местности не позволяет гражданам самостоятельно даже с привлечением ипотечных кредитов решить свои жилищные проблемы. Эта категория может рассчитывать исключительно на помощь государства и должна обеспечиваться социальным жильем.
Для преодоления барьеров, встающих на пути доступности ипотечных кредитов для жителей Тверской области, необходима помощь органов государственной власти. Анализ ситуации, сложившейся в сфере ИЖК Тверской области, указывает на целесообразность и правомерность решения проблем программным методом.
Программа направлена на создание условий для улучшения жилищных условий жителей Тверской области за счет объединения их собственных средств, государственных субсидий и ипотечных кредитов (займов). Система программных мероприятий составлена с учетом опыта выполнения работ прошлых лет.
Тверская область в 2007-2009 годах участвует в реализации проекта "Офицер-фермер - возрождение села", в программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Первоочередной задачей для данной категории граждан является жилищное обустройство. Необходимо использовать имеющиеся в Тверской области механизмы ИЖК с целью поддержки фермеров и переселенцев при приобретении жилья на новой территории.
Для дальнейшего закрепления положительных демографических тенденций субсидии на улучшение жилищных условий с помощью ипотечного кредита (займа) смогут получить семьи, в которых одновременно рождается трое и более детей.
Необходимо продолжить проведение рекламно-информационных мероприятий с целью популяризации механизмов ИЖК в Тверской области с учетом опыта 2006 года.
Ипотека не только способствует решению жилищной проблемы граждан, но и привлекает на рынок жилищного строительства и ремонта, производства строительно-отделочных материалов финансовые средства граждан и кредитных организаций, что оказывает положительный эффект на всю экономику Тверской области в целом.
1.1. Основные термины и определения
В настоящей Программе используются следующие термины и определения:
граждане - участники Программы - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Тверской области и относящиеся к одной из следующих категорий:
а) работники организаций, финансируемых из областного или муниципального бюджета, члены молодых семей, государственные гражданские служащие Тверской области, граждане, замещающие государственные должности, а также граждане, замещающие должности государственной гражданской службы Российской Федерации, граждане, имеющие двоих и более детей в возрасте до 18 лет (далее - граждане - участники Программы, относящиеся к категории "а");
б) работники организаций, финансируемых из федерального бюджета (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "б");
в) граждане-участники проекта "Офицер-фермер - возрождение села", граждане-участники региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "в");
г) граждане, приобретающие жилье на условиях софинансирования организации-работодателя (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "г");
д) граждане, в семьях которых рождается одновременно трое и более детей в период действия Программы (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "д");
е) граждане, заключившие в 2006 году договоры с Фондом о предоставлении субсидий на обслуживание кредитов (займов), на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "е");
ипотечное жилищное кредитование - комплекс мероприятий, регламентированный законодательством Российской Федерации, связанный с предоставлением, сопровождением, погашением ипотечных кредитов (займов), выдаваемых на приобретение (строительство) жилого помещения;
субсидия на приобретение (строительство) жилья - средства областного бюджета Тверской области, предоставляемые гражданам-участникам Программы или членам их семей на возмещение расходов по оплате части стоимости жилья, приобретенного (строящегося) с помощью ипотечного жилищного кредита (займа);
обслуживание кредита (займа) - осуществление очередных периодических платежей по уплате суммы основного долга и процентов в соответствии с условиями кредитных договоров (договоров займа);
субсидия на обслуживание кредита (займа) - средства областного бюджета Тверской области, предоставляемые гражданам-участникам Программы на возмещение части расходов по обслуживанию ипотечных жилищных кредитов (займов);
работники организаций, финансируемых из областного или муниципального бюджета, - работники организаций, финансируемых из областного бюджета Тверской области или бюджетов муниципальных образований Тверской области, работающие в этих организациях по основному месту работы на день подачи заявления о предоставлении субсидии в Организацию-исполнитель;
члены семей граждан-участников Программы - супруги и несовершеннолетние дети граждан-участников Программы;
молодая семья - лица, состоящие в браке на момент заключения договора ипотечного жилищного кредита (займа), если возраст одного из супругов не превышает 35 лет на день заключения договора ипотечного жилищного кредита (займа), либо неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 35 лет на день заключения договора ипотечного жилищного кредита (займа), и одного или более детей;
граждане, приобретающие жилье на условиях софинансирования организации-работодателя, - граждане, приобретающие (строящие) жилье с использованием средств, выделенных им организациями-работодателями на безвозвратной основе либо путем предоставления ипотечных займов, либо с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов), предоставленных указанным гражданам банками, иными кредитными организациями или иными юридическими лицами, заключившими договоры с организациями-работодателями о предоставлении работникам указанных организаций ипотечных жилищных кредитов (займов) на льготных условиях;
работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, - работники территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Тверской области, работающие в этих органах по основному месту работы на день подачи заявления о предоставлении субсидии в Организацию-исполнитель;
ипотечный жилищный кредит - долгосрочный кредит, предоставленный гражданину банком или иной кредитной организацией для приобретения (строительства) жилья под залог находящегося в собственности и (или) приобретаемого жилого помещения (прав на жилое помещение). Размер ипотечного жилищного кредита не может быть менее 30 процентов стоимости жилья;
ипотечный жилищный заем - долгосрочный заем, предоставленный гражданину юридическим лицом для приобретения (строительства) жилья под залог находящегося в собственности и (или) приобретаемого жилого помещения (прав на жилое помещение). Размер ипотечного жилищного займа не может быть менее 30 процентов стоимости жилья.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы - развитие ИЖК на территории Тверской области и улучшение жилищных условий населения Тверской области.
Задачи Программы:
1. Повышение уровня доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для жителей Тверской области.
2. Привлечение наибольшего числа семей Тверской области к улучшению жилищных условий с использованием механизмов ИЖК.
Законом Тверской области от 7 мая 2008 г. N 61-З0 в раздел III настоящей программы внесены изменения
3. Система программных мероприятий
3.1. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы представлены в таблице.
Таблица
N п/п | Наименование мероприятия | Исполнители | Сроки реализации |
1 | Мероприятия, связанные с предоставлением субсидий гражданам, в том числе: предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилья предоставление субсидий на обслуживание кредитов (займов) предоставление субсидий на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) выплата банковского вознаграждения за зачисление сумм субсидий на счета-граждан - получателей субсидий |
Департамент экономики Тверской области, Организация- исполнитель |
2007-2009 2007-2009 2007-2008 2007-2008 2007-2009 |
2 | мероприятия по сопровождению Программы, в том числе: выполнение работ по реализации Программы в части функций государственного заказчика выполнение работ по информационно - рекламным мероприятиям выполнение работ по мониторингу, анализу и прогнозированию состояния ИЖК в Тверской области |
Организация- исполнитель |
2007-2009 2007-2009 2007-2009 2007-2009 |
3.2. Описание мероприятий Программы
Государственным заказчиком Программы является департамент экономики Тверской области.
Распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, является департамент экономики Тверской области.
Реализация мероприятий Программы, связанных с предоставлением субсидий по ипотечным кредитам (займам) (далее - субсидии), осуществляется на основе государственного контракта (далее - Контракт), заключаемого в установленном порядке государственным заказчиком Программы с Организацией-исполнителем, которая несет ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, представляет государственному заказчику заявки в разрезе получателей субсидий с обоснованием и расчетами соответствующих сумм.
Выделение средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы осуществляется в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области и на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Департамент финансов Тверской области на основании заявок государственного заказчика Программы и в пределах лимитов бюджетных обязательств доводит объемы финансирования расходов областного бюджета, предусмотренные на реализацию программных мероприятий, до департамента экономики Тверской области, отражая их на лицевом счете последнего, открытом в департаменте финансов Тверской области.
Перечисление средств областного бюджета, предусмотренных на мероприятия по сопровождению Программы, осуществляется с лицевого счета государственного заказчика Программы на счет Организации-исполнителя на основании Контракта, актов выполненных работ и платежных документов, представляемых государственным заказчиком Программы.
Порядок финансирования программных мероприятий, связанных с предоставлением субсидий гражданам, определяется Администрацией Тверской области.
3.2.1. Описание мероприятий Программы, связанных с предоставлением субсидий
3.2.1.1. Порядок регистрации заявлений и их рассмотрения
Реализация программных мероприятий осуществляется со дня определения Организации-исполнителя, выбираемой на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Заявления граждан о предоставлении субсидии подаются Организации-исполнителю в письменном виде по типовой форме, установленной Организацией-исполнителем, вместе с полным комплектом документов, предусмотренных настоящей Программой, и регистрируются в порядке их поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Организации-исполнителя. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с очередностью заключения договоров о предоставлении субсидии с заявителями.
Непредставление либо представление не всех документов, предусмотренных Программой для предоставления субсидии, является основанием для принятия Организацией-исполнителем решения об отказе в регистрации заявления, которое доводится до заявителя путем размещения в общедоступном для ознакомления месте соответствующих сведений по месту нахождения Организации-исполнителя не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения. По письменному требованию заявителя Организация-исполнитель предоставляет ему заверенную копию указанного решения либо выписку из него в течение трех дней со дня предъявления указанного требования.
Предоставление субсидий осуществляется на основании заявлений граждан-участников Программы или членов их семей (далее в настоящем подпункте - заявители), с приложением следующих документов:
копии паспорта заявителя;
справок с места работы заявителя или члена его семьи, который является гражданином-участником Программы, с указанием размера заработной платы и бюджета, за счет которого финансируется организация-работодатель, если заявитель является гражданином-участником Программы, относящимся к категориям "а", "б", или членом его семьи, за исключением членов молодых семей;
копии свидетельства о браке (если заявитель состоит в браке), если заявитель является членом молодой семьи либо относится к иным категориям заявителей, за исключением граждан-участников Программы, относящихся к категории "е", если в его паспорте отсутствуют сведения о регистрации брака;
копии свидетельства о рождении ребенка (при рождении у заявителя ребенка), если заявитель является членом молодой семьи либо относится к иным категориям заявителей, за исключением граждан-участников Программы, относящихся к категории "е", если в его паспорте отсутствуют сведения о детях;
копии трудовой книжки заявителя или члена его семьи, который является гражданином-участником Программы, с указанием последнего места работы, заверенной работодателем, за исключением граждан-участников Программы, относящихся к категориям "в", "д", и членов их семей, а также граждан-участников Программы, относящихся к категории "е", членов молодых семей;
копии договора ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилья, за исключением граждан-участников Программы, относящихся к категории "е";
копии документа, подтверждающего выдачу ипотечного кредита (займа), а именно: копии расходного кассового ордера или копии платежного поручения с отметкой банка, за исключением граждан-участников Программы, относящихся к категории "е";
копии договора купли-продажи жилья, договора долевого участия (инвестирования) в строительстве жилья, договора переуступки прав требования на долевое участие (инвестирование) в строительстве жилья, зарегистрированного в порядке, предусмотренном действующим законодательством, или договора подряда на выполнение строительных работ с приложением копии лицензии подрядной организации, за исключением граждан-участников Программы, относящихся к категории "е";
копии приказа руководителя организации-работодателя о безвозвратном предоставлении средств работнику или предоставлении льготных ипотечных займов, заверенной руководителем организации-работодателя, если заявитель является гражданином-участником Программы, относящимся к категории "г", или членом его семьи;
копии документа, подтверждающего выдачу средств организацией-работодателем либо кредитной организацией или иным юридическим лицом по соглашению с организацией-работодателем для приобретения (строительства) жилья, а именно: копии расходного кассового ордера или копии платежного поручения с отметкой банка, если заявитель является гражданином-участником Программы, относящимся к категории "г", или членом его семьи;
копии свидетельства, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти, подтверждающего участие заявителя в соответствующей программе, если заявитель является гражданином-участником Программы, относящимся к категории "в", или членом его семьи;
копии договора о предоставлении субсидии, если заявитель является гражданином-участником Программы, относящимся к категории "е".
Копии документов, указанные в части 4 настоящего подпункта, предоставляются в Организацию-исполнитель с подлинниками и заверяются Организацией-исполнителем в случае, если указанные копии не заверены нотариально.
В течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина Организация-исполнитель принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии. Информация о принятом решении доводится до граждан путем размещения в общедоступном для ознакомления месте соответствующих сведений по месту нахождения Организации-исполнителя не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения. По письменному требованию заявителя Организация-исполнитель предоставляет ему заверенную копию указанного решения либо выписку из него в течение трех дней со дня предъявления указанного требования.
Решение об отказе в предоставлении субсидии принимается в следующих случаях:
представленные заявителем документы не соответствуют действующему законодательству;
заявление о предоставлении субсидии подано гражданином, которому в соответствии с настоящей Программой не предоставлено право ее получения;
заявитель, обратившийся с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья, воспользовался ранее правом на получение государственной поддержки, предусмотренной частью 1 подпункта 3.2.1.2 настоящего пункта;
заявление о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья подано гражданином-участником Программы, если член его семьи ранее обратился за предоставлением указанной субсидии и Организацией-исполнителем было принято решение о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья данному члену семьи гражданина-участника Программы;
заявление о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья подано членом семьи гражданина-участника Программы, если последний ранее обратился за предоставлением указанной субсидии и Организацией-исполнителем было принято решение о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья данному гражданину-участнику Программы;
гражданином подано заявление о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья в рамках договора ипотечного жилищного кредита (займа), не соответствующего условиям, предусмотренным частью 2 подпункта 3.2.1.2 настоящего пункта;
заявление о предоставлении субсидии на обслуживание кредита (займа) подано гражданином, которому в 2006 году были предоставлены субсидии на обслуживание кредита (займа) на возмещение затрат по платежам, предусмотренным частью 4 подпункта 3.2.1.3 настоящего пункта;
заявление о предоставлении субсидии на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) подано гражданином, которому в 2006 году были предоставлены субсидии на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) по платежам, предусмотренным частью 4 подпункта 3.2.1.4 настоящего пункта;
заявление о предоставлении субсидии на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) подано гражданином, который получал субсидию на уплату процентов в Фонде не менее двух лет подряд;
В течение семи рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии Организация-исполнитель заключает с заявителем договор о предоставлении субсидии. Типовая форма указанного договора устанавливается Организацией-исполнителем по согласованию с государственным заказчиком Программы.
3.2.1.2. Субсидии на приобретение (строительство) жилья
Субсидии на приобретение (строительство) жилья предоставляются гражданам-участникам Программы, относящимся к категориям "а" - "д", или членам их семей, приобретающим (строящим) жилье на территории Тверской области с помощью ипотечного жилищного кредита (займа) и не воспользовавшимся ранее правом на получение государственной поддержки в рамках данной Программы, а также в рамках областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2002-2006 годы", областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2005 год", областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2006-2008 годы", областной целевой программы "Жилище" на 2003-2010 годы, закона Тверской области "О государственной гражданской службе Тверской области" и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Тверской области, предусматривающих предоставление государственных субсидий на приобретение и строительство жилья, обслуживание кредитов (займов), субсидий на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам).
Субсидии на приобретение (строительство) жилья предоставляются:
в 2007 году по договорам ипотечного жилищного кредита (займа), заключенным с 20 сентября 2006 года по 19 декабря 2007 года;
в 2008 году - по договорам ипотечного жилищного кредита (займа), заключенным с 20 сентября 2007 года по 19 декабря 2008 года;
в 2009 году - по договорам ипотечного жилищного кредита (займа), заключенным с 20 сентября 2008 года по 30 ноября 2009 года.
Под стоимостью жилья понимается цена приобретенного (строящегося) жилья в соответствии с договором купли-продажи, договором долевого участия (инвестирования) в строительстве жилья, договором переуступки прав требования на долевое участие (инвестирование) в строительстве жилья, договором подряда на выполнение строительных работ, а в случае, если из указанных договоров определить цену приобретенного (строящегося) жилья невозможно, - в соответствии с соглашениями сторон таких договоров, заключенными в соответствии с законодательством.
Субсидии на приобретение (строительство) жилья предоставляются:
гражданам-участникам Программы, относящимся к категориям "а", "б", или членам их семей, в размере 10 процентов стоимости жилья, но не более 150000 рублей;
гражданам-участникам Программы, относящимся к категории "в", или членам их семей, в размере 30 процентов стоимости жилья, но не более 150000 рублей;
гражданам-участникам Программы, относящимся к категории "г", или членам их семей, в размере 40000 рублей;
гражданам-участникам Программы, относящимся к категории "д", или членам их семей, в размере 50 процентов стоимости жилья, но не более 1000000 рублей.
3.2.1.3. Субсидии на обслуживание кредитов (займов)
Субсидии на обслуживание кредитов (займов) предоставляются гражданам-участникам Программы, относящимся к категории "е" (далее в настоящем подпункте - заявители), заключившим в 2006 году договоры с Фондом о предоставлении субсидии на обслуживание кредитов (займов).
Субсидии на обслуживание кредита (займа) предоставляются только для возмещения фактически произведенной заявителем части расходов по оплате основного долга и процентов.
Предоставление субсидий на обслуживание кредитов (займов) осуществляется на основании платежных или иных документов, подтверждающих уплату основного долга и процентов, на основании договоров, заключаемых заявителями с Организацией-исполнителем.
Субсидированию подлежат платежи в погашение основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу), фактически произведенные заявителями с 1 января 2006 года по 1 января 2007 года, в случае, если указанные расходы не субсидировались в 2006 году.
Размеры субсидий на обслуживание кредитов (займов) определяются в соответствии с условиями договоров, заключенных заявителями с Фондом в 2006 году.
3.2.1.4. Субсидии на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам)
Субсидии на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) (далее - субсидии на уплату процентов) предоставляются гражданам-участникам Программы, относящимся к категории "е" (далее в настоящем подпункте - заявители), заключившим в 2006 году договоры с Фондом о предоставлении субсидии на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам).
Заключение в 2007 году договоров о предоставлении субсидии на уплату процентов осуществляется только в том случае, если заявитель получал субсидию на уплату процентов в Фонде не более двух лет подряд. Общий период субсидирования уплаты процентов не может превышать двух лет.
Размеры субсидий на уплату процентов определяются в соответствии с условиями договоров, заключенных заявителями с Фондом в 2006 году.
Субсидии на уплату процентов предоставляются на основании платежных документов, подтверждающих уплату процентов в период с 21 сентября 2006 года до 1 декабря 2007 года, в случае, если указанные расходы не субсидировались в 2006 году.
3.2.1.5. Выплата банковского вознаграждения за зачисление сумм субсидий на счета граждан-получателей субсидий
Выплата банковского вознаграждения за зачисление сумм субсидий на счета граждан-получателей субсидий осуществляется на основании договоров с банками в соответствии с порядком финансирования программных мероприятий, связанных с предоставлением субсидий гражданам, определяемым Администрацией Тверской области.
3.2.2. Описание мероприятий по сопровождению Программы
3.2.2.1. Описание мероприятий по выполнению работ по реализации Программы в части функций государственного заказчика
На основании Контракта на Организацию-исполнителя возлагаются следующие функции государственного заказчика Программы:
оказание консультационных услуг населению Тверской области по вопросам реализации Программы;
проверка полноты представления и правильности оформления документов, подаваемых заявителями для получения субсидий в рамках Программы, регистрация заявлений о предоставлении субсидий гражданам, принятие решений об отказе в регистрации заявлений о предоставлении субсидий гражданам, доведение указанных решений до заявителей и предоставление копий указанных решений либо выписок из них в порядке, установленном настоящей Программой;
принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидий в рамках Программы, доведение их до заявителей и предоставление копий указанных решений либо выписок из них в порядке, установленном настоящей Программой;
заключение договоров о предоставлении субсидий в рамках Программы с заявителями;
составление сводных реестров по видам субсидий в разрезе граждан-получателей субсидий с указанием их категории, сумм субсидий и платежных реквизитов получателей субсидий для представления государственному заказчику Программы;
ведение единой информационной базы данных по всем получателям субсидий;
обеспечение подготовки документов, необходимых для перечисления сумм субсидий их получателям;
подготовка и представление государственному заказчику Программы ежеквартальной и годовой отчетности о реализации Программы.
3.2.2.2. Описание мероприятий по выполнению работ по информационно-рекламным мероприятиям
Выполнение работ по осуществлению информационно-рекламных мероприятий, направленных на повышение степени информированности населения Тверской области о целях, задачах, механизмах реализации и ходе выполнения Программы, предусматривает:
создание и прокат видео- и аудиороликов с максимально возможным охватом зоны покрытия информацией населения Тверской области;
проведение семинаров с участниками ипотечного рынка;
освещение реализации Программы в печатных областных и муниципальных средствах массовой информации;
осуществление консультирования граждан по вопросам ИЖК и действия Программы по телефонам "горячей линии" Организации-исполнителя;
анкетирование граждан, обратившихся за получением субсидий в рамках Программы, в целях определения наиболее эффективного источника получения информации о Программе;
проведение иных видов информационно-рекламных мероприятий, направленных на повышение степени информированности населения Тверской области о реализации Программы.
Проведение информационно-рекламных рекламных мероприятий осуществляет Организация-исполнитель.
3.2.2.3. Описание мероприятий по выполнению работ по мониторингу, анализу и прогнозированию состояния ИЖК в Тверской области
Выполнение работ по мониторингу, анализу и прогнозированию состояния рынка жилья в Тверской области предусматривает составление документа, заверенного руководителем Организации-исполнителя, исходя из следующих минимальных требований к содержащейся в нем информации:
обеспеченность жильем населения Тверской области;
состояние жилищного фонда Тверской области;
доступность жилья для населения Тверской области;
доступность ипотечных жилищных кредитов (займов) для населения.
Организация-исполнитель ежеквартально направляет государственному заказчику в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, квартальный отчет о выполнении работ по мониторингу, анализу и прогнозированию состояния ИЖК в Тверской области.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа действует в течение 2007-2009 годов и реализуется в три этапа:
I этап - 2007 год,
II этап - 2008 год,
III этап - 2009 год.
Поскольку мероприятия Программы являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, то отдельными этапами реализации Программы считается календарный год.
5. Плановые показатели непосредственных и конечных результатов
реализации Программы
Плановые показатели непосредственных и конечных результатов реализации Программы отражены в Приложении 1 к настоящей Программе.
Законом Тверской области от 7 мая 2008 г. N 61-З0 в раздел VI настоящей программы внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области согласно таблице.
Таблица
N п/п | Наименование мероприятия | Финансирование из областного бюджета, млн. руб. |
|||
Всего | 2007 год | 2008 год | 2009 год | ||
1 | Мероприятия, связанные с предоставлением субсидий гражданам, в том числе: предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилья предоставление субсидий на обслуживание кредитов (займов) предоставление субсидий на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) выплата банковского вознаграждения за зачисление сумм субсидий на счета граждан - получателей субсидий |
406,4841 393,4582 7,2 2,8 3,0259 |
159,6956 148,5068 7,2 2,8 1,1888 |
123,7885 122,843998 0,010500 0,012502 0,9215 |
123 122,0844 0,9156 |
2 | мероприятия по сопровождению Программы, в том числе: выполнение работ по реализации Программы в части функций государственного заказчика выполнение работ по информационно - рекламным мероприятиям выполнение работ по мониторингу, анализу и прогнозированию состояния ИЖК в Тверской области |
9,2346 7,0746 1,2 0,96 |
3,6293 2,7293 0,6 0,3 |
2,7994 2,1794 0,3 0,32 |
2,8059 2,1659 0,3 0,34 |
3 | Итого: | 415,7187 | 163,3249 | 126,5879 | 125,8059 |
Законом Тверской области от 9 ноября 2007 г. N 125-ЗО в раздел VII настоящей программы внесены изменения
7. Обоснование объема ресурсов, необходимого
для реализации Программы
Расчет объема необходимых для реализации Программы ресурсов основан на данных мониторинга реализации областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2006-2008 годы" в 2006 году.
Из расчета среднего по области размера субсидии на выплату сумм субсидий гражданам потребуется не менее 148 млн. рублей.
Суммы финансирования мероприятий по сопровождению Программы на 2007-2009 годы рассчитаны путем индексирования затрат 2006 года и подлежат уточнению с учетом фактического выполнения Программы в 2007, 2008 годах.
8. Плановые показатели общественной и экономической
эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств областного бюджета будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств.
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество квадратных метров жилья, приобретенного (построенного) получателями субсидий в рамках Программы;
объем средств, направленных на строительство нового жилья в рамках настоящей Программы;
коэффициент доступности жилья;
доля ипотечных кредитов (займов), выданных в Тверской области, в общем объеме кредитов (займов) на покупку жилья;
доля субсидированных в рамках настоящей Программы ипотечных кредитов в общем объеме ипотечных кредитов, выданных в Тверской области.
Плановые показатели общественной и экономической эффективности реализации Программы отражены в Приложении 2 к настоящей Программе.
Законом Тверской области от 9 ноября 2007 г. N 125-ЗО в раздел IX настоящей программы внесены изменения
9. Описание организации управления Программой
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляют:
департамент экономики Тверской области;
Организация-исполнитель на основании Контракта, заключенного с департаментом экономики Тверской области.
Департамент экономики Тверской области - государственный заказчик Программы:
осуществляет управление исполнителями Программы после ее утверждения;
несет ответственность за целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
вносит соответствующие предложения по вопросам функционирования системы ИЖК, требующие решений Губернатора Тверской области или Законодательного Собрания Тверской области.
Организация-исполнитель на основании Контракта с государственным заказчиком Программы:
разрабатывает и реализует методическое, информационно-техническое и организационное обеспечение реализации Программы;
при необходимости вносит предложения в департамент Тверской области и в департамент финансов Тверской области о продлении срока действия Программы.
10. Описание механизмов мониторинга и контроля
за реализацией Программы
Мониторинг хода реализации Программы осуществляется государственным заказчиком Программы.
В течение всего периода реализации Программы осуществляется ежеквартальный и ежегодный мониторинги реализации Программы путем составления государственным заказчиком Программы отчетов о реализации Программы в порядке, установленном Администрацией Тверской области.
Ежеквартальный и ежегодный мониторинг предполагает оценку:
фактически достигнутых непосредственных результатов реализации Программы;
фактической экономической эффективности реализации мероприятий Программы;
возможностей достижения запланированных конечных результатов Программы;
степени удовлетворенности граждан предоставляемыми в рамках Программы государственными услугами.
Организация-исполнитель направляет государственному заказчику в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, квартальный отчет о выполнении работ по реализации Программы с пояснительной запиской, содержащей анализ причин отклонения (с выделением внешних и внутренних причин) и детальную оценку возможностей достижения запланированных значений показателей конечных и непосредственных результатов Программы.
Государственный заказчик Программы контролирует выполнение части функций государственного заказчика Организацией-исполнителем Программы путем проведения проверок.
Государственный заказчик Программы представляет отчеты о ходе реализации Программы в рабочую группу по реализации на территории Тверской области национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Губернатор Тверской области ежегодно представляет отчет об исполнении Программы в Законодательное Собрание Тверской области одновременно с внесением проекта закона Тверской области об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Тверской области за истекший год.
11. Оценка рисков реализации Программы
Внешними рисками реализации Программы являются:
значительное опережение роста рыночной стоимости жилья в сравнении с ростом доходов населения Тверской области;
стихийность ценообразования на рынке недвижимости и высокие темпы роста стоимости жилья;
повышение процентной ставки по кредитам (займам) вследствие инфляционных процессов;
изменение федерального законодательства в области ИЖК.
Вышеперечисленные факторы являются объективными и могут существенно повлиять на возможность достижения конечных результатов.
Внутренним риском реализации Программы является возникновение дефицита средств областного бюджета в случае превышения числа участников от запланированных показателей.
Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия рисков на результаты реализации Программы предлагается:
осуществлять внедрение передовых технологий анализа и прогнозирования в сфере ИЖК и жилищной сфере;
при необходимости своевременно и оперативно вносить изменения в действующую Программу;
повысить требования к кандидатам при объявлении конкурса по выбору Организации-исполнителя программных мероприятий;
повышать квалификационный уровень работников, оказывающих услуги по реализации Программы.
Законом Тверской области от 7 мая 2008 г. N 61-З0 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
"Ипотечное жилищное кредитование
в Тверской области на 2007-2009 годы"
Плановые показатели непосредственных
и конечных результатов реализации Программы
9 ноября 2007 г., 7 мая 2008 г.
цели, задачи, мероприятия, показатели |
единица измерения |
источник информации /периодич- ность сбора информации |
факт за 2005 год |
факт за 2006 год |
план на 2007 год |
план на 2008 год |
план на 2009 год |
целевое значение | |
значение |
год достиже- ния |
||||||||
областной бюджет | |||||||||
Цель 1: развитие ИЖК на территории Тверской области и улучшение жилищных условий населения Тверской области |
млн. руб. | данные мониторинга/ ежемесячно |
45,7 | 115,5 | 163,3249 | 126,5879 | 125,8059 | 415,7187 | 2009 |
показатель конечного результата 1: объем ипотечных кредитов, выданных в Тверской области кредитными организациями |
млн. руб. | данные Управления ЦБ РФ по Тверской области/ ежекварталь- но |
212,2 | 1379,9 | 1700 | 3000 | 3500 | 3500 | 2009 |
показатель конечного результата 2: количество выданных кредитными организациями Тверской области ипотечных кредитов |
кредитов | данные Управления ЦБ РФ по Тверской области/ ежекварталь- но |
268 | 1823 | 2700 | 3000 | 3300 | 3300 | 2009 |
Задача 1.1: повышение уровня доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для жителей Тверской области |
млн. руб. | данные мониторинга/ ежемесячно |
162,4249 | 125,9679 | 125,1659 | 413,5587 | 2009 | ||
Мероприятие 1.1.1 | |||||||||
мероприятия, связанные с предоставлением субсидий гражданам |
млн. руб. | данные мониторинга/ ежемесячно |
45,3 | 113,1 | 159,6956 | 123,7885 | 123 | 406,4841 | 2009 |
показатель непосредственного результата 1: объем предоставляемых субсидий |
млн. руб. | данные мониторинга/ ежемесячно |
45,3 | 113,1 | 158,5068 | 122,867 | 122,0844 | 393,4582 | 2009 |
Мероприятие 1.1.2 | |||||||||
выполнение работ по реализации Программы в части функций государственного заказчика |
млн. руб. | данные мониторинга/ ежемесячно |
1,65 | 2,7293 | 2,1794 | 2,1659 | 7,0746 | 2009 | |
показатель непосредственного результата 1: количество граждан, заключивших договоры на предоставление субсидий |
человек | данные мониторинга/ ежемесячно |
888 | 1015 | 1312 | 1026 | 1034 | 3372 | 2009 |
показатель непосредственного результата 2: количество граждан, получающих субсидии по ранее заключенным договорам |
человек | данные мониторинга/ ежемесячно |
1170 | 1111 | - | - | 1111 | 2009 | |
Задача 1.2: привлечение наибольшего числа семей к улучшению жилищных условий с использованием механизмов ИЖК |
млн. руб. | 0,75 | 0,9 | 0,62 | 0,64 | 2,16 | 2009 | ||
Мероприятие 1.2.1 | |||||||||
выполнение работ по информационно-рекламным мероприятиям |
млн. руб. | данные мониторинга/ ежекварталь- но |
0,47 | 0,6 | 0,3 | 0,3 | 1,2 | 2009 | |
показатель непосредственного результата 1: количество семей, улучшивших жилищные условия посредством участия в реализации Программы |
семей | данные мониторинга/ ежемесячно |
888 | 1015 | 1312 | 1026 | 1034 | 3372 | 2009 |
Мероприятие 1.2.2 | |||||||||
выполнение работ по мониторингу, анализу и прогнозированию состояния ИЖК в Тверской области |
млн. руб. | данные мониторинга/ ежекварталь- но |
0,28 | 0,3 | 0,32 | 0,34 | 0,96 | 2009 |
Законом Тверской области от 9 ноября 2007 г. N 125-ЗО настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
"Ипотечное жилищное кредитование
в Тверской области на 2007-2009 годы"
Плановые показатели общественной
и экономической эффективности реализации Программы
9 ноября 2007 г.
цели, задачи, мероприятия, показатели |
единица измере- ния |
методика расчета |
план на 2007 год | план на 2008 год | план на 2009 год | |||
показатель результата |
эффектив ность, % |
показа- тель результа- та |
эффектив ность, % |
показатель результата |
эффекти- вность, % |
|||
Цель 1: развитие ИЖК на территории Тверской области и улучшение жилищных условий населения Тверской области |
||||||||
Задача 1.1: Повышение уровня доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для жителей Тверской области |
||||||||
показатель непосредственного результата 1: количество квадратных метров жилья, приобретенного получателями субсидий в рамках Программы |
тыс. кв.м |
количество получателей субсидий в рамках Программы умножить на 54 кв. м |
70,8 | 132,6 | 55,4 | 78,2 | 55,8 | 100,7 |
показатель непосредственного результата 2: объем средств, направленных на строительство нового жилья в рамках Программы |
млн. руб. |
количество получателей субсидий умножить на среднюю по области стоимость квартиры при условии доли нового жилья не менее 20 процентов от приобретенного в рамках Программы |
340,1 | 172,6 | 310,3 | 85,3 | 357,4 | 108,1 |
показатель непосредственного результата 3: значение коэффициента доступности жилья, приобретенного в рамках Программы |
лет | отношение стоимости приобретенного жилья к среднегодовому доходу семьи получателя субсидии |
6,2 | 5,5 | 5,1 | |||
Задача 1.2: привлечение наибольшего числа семей Тверской области к улучшению жилищных условий с использованием механизмов ИЖК |
||||||||
показатель непосредственного результата 1: доля ипотечных кредитов (займов), выданных в Тверской области, в общем объеме кредитов (займов) на покупку жилья в Тверской области |
% | отношение объемов ипотечных кредитов (займов), выданных в Тверской области, к общему объему выданных в Тверской области кредитов (займов) на покупку жилья |
85 | 89 | 92 | |||
показатель непосредственного результата 2: доля субсидированных в рамках Программы ипотечных кредитов в общем объеме ипотечных кредитов, выданных в Тверской области |
% | отношение количества субсидированных в рамках Программы кредитов к общему количеству выданных в Тверской области ипотечных кредитов |
48,6 | 34,2 | 31,3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тверской области от 19 июня 2007 г. N 72-ЗО "Об областной целевой программе "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2007-2009 годы"
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст документа опубликован в газете "Тверские ведомости" N 27, 22 - 28 июня 2007 г.
Законом Тверской области от 13 марта 2009 г. N 11-ЗО настоящий закон признан утратившим силу c 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тверской области от 12 ноября 2008 г. N 113-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 7 мая 2008 г. N 61-З0
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Тверской области от 9 ноября 2007 г. N 125-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона