Решение Судебной коллегии по гражданским делам
Тверского областного суда от 11 июля 2008 г. N 3-102/2008
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2008 г. N 35-Г08-11 настоящее решение оставлено без изменения
10 июня 2008 г. прокурор Тверской области обратился в Тверской областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 постановления от 18 января 2008 г. N 4-па "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Тверской области от 02.03.2005 N 45-па" со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований указано, что 2 марта 2005 г. Администрацией Тверской области принято постановление N 45-па "Об утверждении Порядка назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области". В целях повышения уровня социальной поддержки граждан указанным постановлением предусмотрены меры социальной помощи отдельным категориям граждан Тверской области, размеры государственной социальной помощи, формы и периодичность ее назначения и оказания.
Постановлением Администрации Тверской области от 18 января 2008 г. N 4-па в постановление от 2 марта 2005 г. N 45-па внесены изменения и дополнения. Постановление опубликовано в газете "Тверская жизнь" 26.01.2008 N 13 - 14.
В соответствии с пунктом 2 настоящего постановления оно вступает в силу со дня вступления в силу закона Тверской области от 11 декабря 2007 г. N 153-30 "О внесении изменений и дополнений в Закон Тверской области "О государственной социальной помощи в Тверской области"" и подлежит официальному опубликованию.
Пункт 2 постановления от 18 января 2008 г. N 4-па является незаконным и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Закон Тверской области от 11 декабря 2007 г. N 153-30 "О внесении изменений и дополнений в закон Тверской области "О государственной социальной помощи в Тверской области"" опубликован в газете "Тверские ведомости" N 53, 14 - 20 декабря 2007 г. и вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, то есть с 25 декабря 2007 г.
Исходя из положений пункта 2 постановления администрации Тверской области от 18 января 2008 г. N 4-па, данное постановление вступает в силу с 25 декабря 2007 г., то есть за месяц до его официального опубликования и за две недели до принятия, что противоречит п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
В судебном заседании представитель прокуратуры Тверской области Б-цева О.С. требования прокурора Тверской области поддержала, сославшись на те же доводы, которые приведены в заявлении.
Кроме того, пояснила, что Постановление N 4-па ухудшает положение категорий граждан, указанных в п.п. 1.1.11-1.1.13 раздела 1 Порядка назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области, которым, до принятия оспариваемого нормативного правового акта, социальная помощь оказывалась в форме ежемесячного пособия в размере одного минимального размера оплаты труда. С 1 сентября 2007 г. был увеличен минимальный размер оплаты труда до 2300 рублей, в связи с чем супругам и родителям военнослужащих, относящимся к категории п.п. 1.1.11 - 1.1.13 раздела 1 Постановления N 45-па, должна была оказываться ежемесячная социальная помощь в размере 2300 руб. Придание Постановлению N 4-па, которым был установлен фиксированный размер государственной социальной помощи супругам и родителям военнослужащих, указанных в п.п. 1.1.11 -1.1.13 раздела 1 Постановления N 45-па, в сумме 1100 руб., нарушило права соответствующей категории получателей социальной помощи, так как они недополучили определенные суммы денег.
Бюджетом Тверской области на 2007 г. предусматривалось всего 79 200 000 руб. на реализацию Постановления администрации Тверской области N 45-па, в том числе на категорию - родители и супруги военнослужащих - приходилось 5 293 972 руб. Фактически всем категориям граждан было выплачено 79 197 553 руб., в том числе родителям и супругам военнослужащих - 2 551 740 руб. Таким образом, фактически выплачена была сумма в два раза меньше той, которая была изначально заложена.
Представители заинтересованных лиц Администрации Тверской области С-ронов В.А. и М-ничук А.А., Департамента социальной защиты населения Кос-ва С.А. и К-кова Е.В., заявленные требования не признали.
В обоснование возражений против заявленных требований пояснили, что постановление Администрации Тверской области от 18 января 2008 г. N 4-па "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Тверской области от 02.03.2005 N 45-па" не может быть отнесено к нормативным правовым актам по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
Оспариваемое Постановление принято в целях упорядочения процедуры назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области, то есть по вопросу, регулирование по которому осуществляется в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации (социальная защита), а не п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации (защита прав и свобод человека и гражданина).
Постановление Администрации Тверской области от 2 марта 2005 г. N 45-па "Об утверждении Порядка назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области", в который были внесены изменения оспариваемым Постановлением, - вступило в силу со дня опубликования: его действие было распространено на отношения, возникшие с 1 января 2005 г. (п. 4). Все постановления Администрации Тверской области, которыми вносились какие-либо изменения, в постановление Администрации Тверской области от 2 марта 2005 г. N 45-па "Об утверждении Порядка назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области", вступали в силу со дня опубликования и распространяли свое действие на правоотношения, возникшие до подписания указанных постановлений Администрации Тверской области.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2005 N 71-0 следует, что субъекты Российской Федерации самостоятельны в определении порядка вступления в силу своих нормативных правовых актов (с учетом обязательных требований федерального законодательства, в частности, п. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). В Тверской области порядок вступления в силу нормативных правовых актов Администрации Тверской области определен в законе Тверской области от 16 марта 2004 г. N 13-30 "О нормативных правовых актах Тверской области", согласно которому данные акты вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, Уставом Тверской области, законом Тверской области, самим нормативным правовым актом. Иной порядок вступления в силу (не со дня подписания) и был определен в оспариваемом постановлении - со дня вступления в силу закона Тверской области от 11 декабря 2007 г. N 153-30 "О внесении изменений и дополнений в закон Тверской области "О государственной социальной помощи в Тверской области". Фактически постановлению была придана обратная сила, так как данный акт усиливает социальную защищенность соответствующих категорий граждан, никоим образом не ограничивает их права, не устанавливает ответственности или новых дополнительных обязанностей.
В постановлении Администрации Тверской области от 02 марта 2005 г. N 45-па "Об утверждении Порядка назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области" (в редакции постановлений Администрации Тверской области от 02 августа 2006 г. N 192-па, от 06 февраля 2007 г. N 23-па) в качестве одной из категорий граждан, которым назначается государственная социальная помощь, были указаны граждане, временно не имеющие источников доходов по уважительным причинам. Данная категория определялась исчерпывающим перечнем, среди которых были студенческие семьи, обучающиеся в образовательных учреждениях с отрывом от производства, имеющие детей.
В постановлении Администрации Тверской области от 02 марта 2005 г. N 45-па "Об утверждении Порядка назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области" (в редакции оспариваемого Постановления) в качестве одной из категорий граждан, которым назначается государственная социальная помощь, указываются граждане трудоспособного и пенсионного возраста, не имеющие источника дохода - не получающие заработную плату или пенсию по уважительным причинам. Данная категория определяется уже не исчерпывающим образом (по закрытому перечню), определены и иные причины, которые признаются уважительными по решению комиссий по назначению и оказанию государственной социальной помощи территориальных отделов социальной защиты населения Тверской области.
Уважительность причин определяется решениями территориальных отделов социальной защиты населения Тверской области как в прежней редакции Порядка (пункты 3.1-3.2), так и в новой редакции Порядка (пункты 3.1-3.2). Следовательно, можно сделать вывод, что категория граждан, которые имеют право на назначение государственной социальной помощи, была расширена оспариваемым постановлением.
В Постановлении N 45-па в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Постановлением N 4-па, размеры социальной помощи были определены в суммах, кратных минимальному размеру оплаты труда. При этом размеры социальной помощи, исходя из финансовой возможности субъекта Российской Федерации, были поставлены в зависимость от минимального размера оплаты труда, принимаемого для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, и индексировались каждый раз в случае его увеличения. С 1 мая 2006 г. по 1 сентября 2007 г. гражданам, которым по решению территориального органа социальной защиты населения была назначена социальная помощь, выплачивались социальные пособия исходя из МРОТ 1100 руб.
Федеральным законом 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" в статью 3 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" внесены изменения, в соответствии с которыми применение минимального размера оплаты труда допускается только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. Статья 4 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" устанавливает размер минимального размера оплаты труда, используемого для расчета стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, в размере 100 руб.
Именно для устранения противоречия нормативного правового акта федеральному законодательству, в частности ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ, Постановлением N 4-па были внесены изменения и дополнения в Постановление N 45-па. Постановлением N 4-па были установлены фиксированные размеры тех видов государственной социальной помощи, размер которых согласно ранее действовавшего Порядка назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области, определялся с учетом минимального размера оплаты труда. Размер фиксированных сумм в Постановлении N 4-па указан исходя из тех размеров, в соответствии с которыми на протяжении 2007 г. осуществлялась их выплата, материальное положение получателей государственной социальной помощи не ухудшилось.
Считают, что в связи с принятием оспариваемого постановления и, придавая ему обратную силу, права граждан на получение государственной социальной помощи не были нарушены, а их положение не ухудшено.
Заслушав объяснения прокурора Б-цевой О.С, представителей Администрации Тверской области С-ронова В.А. и М-ничук А.А., Департамента социальной защиты населения Тверской области К-ковой С.А. и К-чковой Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта противоречащим закону.
Судом установлено, что Постановлением Администрации Тверской области от 2 марта 2005 г. N 45-па утвержден "Порядок назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области" (далее Постановление N 45-па).
Постановление N 45-па официально опубликовано в газете "Тверская жизнь" N 42 от 11 марта 2005 г.
Постановлением Администрации Тверской области от 2 августа 2006 г. N 192-па "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Тверской области от 02.03.2005 N 45-па" в Постановление N 45-па внесены изменения и дополнения.
Постановление Администрации Тверской области от 02 августа 2006 г. N 192-па официально опубликовано в газете "Тверская жизнь" N 156 от 15 августа 2006 г.
Постановлением Администрации Тверской области от 6 февраля 2007 г. N 23-па "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Тверской области от 02.03.2005 N 45-па" в Постановление N 45-па внесены изменения и дополнения.
Постановление Администрации Тверской области от 6 февраля 2007 г. N 23-па официально опубликовано в газете "Тверская жизнь" N 28 от 14 февраля 2007 г.
Постановлением Администрации Тверской области от 18 января 2008 г. N 4-па (далее Постановление N 4-па) внесены изменения и дополнения в Постановление N 45-па, которыми изменены категории граждан, которым может быть оказана социальная помощь, а размеры государственной социальной помощи установлены в твердой денежной сумме. При этом пунктом 2 Постановления N 4-па действие вносимых им изменений и дополнений распространено на правоотношения, возникшие с 31 декабря 2007 г.
Постановление N 4-па официально опубликовано в газете "Тверская жизнь" N 13-14 от 26 января 2008 г.
Постановлением Администрации Тверской области от 13 мая 2008 г. N 123-па "О внесении изменения в постановление Администрации Тверской области от 02.03.2005 N 45-па" в Постановление N 45-па внесены изменения.
Постановление Администрации Тверской области от 13 мая 2008 г. N 123-па официально опубликовано в газете "Тверская жизнь" N 91 от 16 мая 2008 г.
Форма нормативного правового акта - Постановления N 45-па, процедура принятия, соответствие его содержания федеральному законодательству, в том числе в последующих его редакциях, Администрацией Тверской области соблюдены и заявителем не оспариваются.
Предметом настоящего спора является проверка законности пункта 2 Постановления N 4-па, в соответствии с которым Постановление Администрации Тверской области от 18 января 2008 г. N 4-па "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Тверской области от 02.03.2005 N 45-па" вступает в силу со дня вступления в силу закона Тверской области от 11.12.2007 N 153-30 "О внесении изменений и пополнений в закон Тверской области "О государственной социальной помощи в Тверской области" и подлежит официальному опубликованию.
Закон Тверской области от 11 декабря 2007 г. N 153-30 "О внесении изменений и пополнений в закон Тверской области "О государственной социальной помощи в Тверской области" опубликован в газете "Тверские ведомости" N 53 14-20 декабря 2007 г. и вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, то есть с 31 декабря 2007 г.
Таким образом, оспариваемому Постановлению N 4-па придана обратная сила, что, по мнению прокурора, противоречит федеральному законодательству, поскольку в силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через десять дней после их официального опубликования. В этой связи, будучи опубликованным в газете "Тверская жизнь" от 26 января 2008 г. N 13-14, данный нормативный правовой акт не мог вступить в законную силу ранее 6 февраля 2008 г.
Между тем, данная позиция не может быть признана правильной, так как основана на ошибочном толковании положений федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Таким образом, пункт 5 статьи 8 данного Федерального закона предусматривает специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих непосредственно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Защита прав и свобод человека и гражданина как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установлен пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах предусмотренное п. 5 ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ правило о вступлении в силу через десять дней после официального опубликования применимо к тем законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые приняты органами государственной власти данных субъектов непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.
В пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 71-0 по запросу Самарского областного суда о проверке конституционности пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указано, что "поскольку защита прав и свобод человека и гражданина - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), установление сроков вступления в силу законов субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к этой сфере правового регулирования, является прерогативой законодательного органа субъекта Российской Федерации, если иное не установлено общим или специальным федеральным законом.
Предусмотренное пунктом 5 статьи 8 общего Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правило вступления законов в силу не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов. Установление же факта наличия (или отсутствия) в законе субъекта Российской Федерации положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию судов".#
Согласно пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Закон Тверской области от 29 декабря 2004 г. N 83-30 "О государственной социальной помощи в Тверской области" разработан в целях повышения уровня социальной поддержки граждан и создания целостной системы оказания государственной социальной помощи населению Тверской области и устанавливает правовые, организационные и экономические основы оказания государственной социальной помощи.
Согласно ст. 9 указанного Закона Тверской области порядок назначения и оказания государственной социальной помощи устанавливается Администрацией Тверской области.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ и в целях реализации закона Тверской области от 29 декабря 2004 г. N 85-30 постановлением Администрации Тверской области от 2 марта 2005 г. N 45-па утвержден Порядок назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области.
Таким образом, Постановление N 45-па, в которое оспариваемым Постановлением N 4-па внесены изменения и дополнения, принято в целях упорядочения процедуры назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области, то есть по вопросу, регулирование которого осуществляется в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, а не п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Постановление N 45-па не относится и к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы бюджетного, налогового, таможенного законодательства, к которым предусмотрены специальные правила вступления их в силу.
С учетом изложенного Тверская область как субъект Российской Федерации вправе была самостоятельно определить порядок вступления в силу своего нормативного правового акта Постановления N 4-па и ввести его в действие с 31 декабря 2007 г., что соответствует требованиям п. 5 ст. 8 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Не противоречит это положение и ст. 14 Закона Тверской области от 16 марта 2004 г. N 13-30 "О нормативных правовых актах Тверской области", согласно которой нормативные правовые акты Администрации Тверской области вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, Уставом Тверской области, законом Тверской области, самим нормативным правовым актом.
Оспариваемым Постановлением N 4-па определен порядок вступления его в силу, не со дня подписания, а со дня вступления в силу закона Тверской области от 11 декабря 2007 г. N 153-30 "О внесении изменений и дополнений в закон Тверской области "О государственной социальной помощи в Тверской области".
Учитывая изложенное, следует признать, что пункт 2 Постановления Администрации Тверской области N 4-па от 18 января 2008 г. "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Тверской области от 02.03.2005 N 45-па" не противоречит пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 14 Закона Тверской области от 16 марта 2004 г. N 13-30 "О нормативных правовых актах Тверской области".
В судебном заседании прокурор также сослался на то, что Постановление N 4-па ухудшает положение категорий граждан, указанных в п.п. 1.1.11-1.1.13 раздела 1 Порядка назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области, и отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства на получение социальной помощи в форме ежемесячного пособия в размере одного минимального размера оплаты труда, в связи с чем относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила.
Судебная коллегия, исходя из содержания части 3 статьи 246 ГПК РФ, также проверила эти обстоятельства.
Действительно, согласно п. 4 ст. 14 Закона Тверской области от 16 марта 2004 г. N 13-30 "О нормативных правовых актах Тверской области" нормативные правовые акты Администрации Тверской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования.
Между тем, судебная коллегия установила, что пункт 1 Постановления N 4-па, хотя и затрагивает права отдельных категорий граждан, но не умаляет прав граждан, которым ранее оказывались меры социальной помощи, по сравнению с ранее действующей редакцией Постановления N 45-па.
Проанализировав содержания разделов 1, 2, 3, 4 Постановления N 45-па в редакции постановлений Администрации Тверской области от 2 августа 2006 г. N 192-па, от 6 февраля 2007 г. N 23-па и в редакции Постановления N 4-па, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт расширил категории граждан, которые имеют право на назначение государственной социальной помощи, усилил социальную защищенность соответствующих категорий получателей социальной помощи, не установил какой-либо ответственности, не возложил новых дополнительных обязанностей.
Кроме того, не установлено таких нарушений и в части, относящейся к правовому регулированию конкретных размеров социальной помощи.
Так, из содержания проанализированных выше нормативных правовых актов: Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О государственной социальной помощи", Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов. Российской Федерации", Закона Тверской области "О государственной социальной помощи в Тверской области" следует, что меры социальной помощи, установленные Постановлением N 45-па, финансируются из бюджетных средств Тверской области. Тверская область как субъект Российской Федерации вправе устанавливать конкретные размеры социальной помощи в пределах своих финансовых возможностей при условии не противоречия соответствующих нормативных правовых актов актам, имеющим более высокую юридическую силу.
В разделе 4 Постановления N 45-па (в редакции постановлений Администрации Тверской области от 2 августа 2006 г. N 192-па и от 6 февраля 2007 г. N 23-па) были установлены размеры социальной помощи. При этом применительно к соответствующей категории получателей эти размеры были определены в суммах, кратных минимальному размеру оплаты труда.
Из объяснений представителей заинтересованных лиц следует, что указанные в Постановлении N 45-па размеры социальной помощи, исходя из финансовой возможности Тверской области, были поставлены в зависимость от минимального размера оплаты труда, принимаемого для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, и индексировались каждый раз в случае его увеличения в соответствии с федеральным законодательством.
С 1 сентября 2007 г. введем в действие Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", применение минимального размера оплаты труда допускается только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
В связи с изменением федерального законодательства Постановлением N 4-па установлены фиксированные размеры тех видов государственной социальной помощи, размер которых согласно ранее действовавшему Порядку назначения и оказания государственной социальной помощи гражданам в Тверской области, определялся с учетом минимального размера оплаты труда.
Судом установлено и подтверждено имеющимися в материалах дела документами, что размер фиксированных сумм в Постановлении N 4-па указан в тех же размерах, в которых по состоянию на 31 августа 2007 г. осуществлялась их выплата соответствующим категориям получателей.
Кроме того, оспариваемым нормативным правовым актом (п. 4.14 раздела 4) предусмотрена ежегодная индексация размеров государственной социальной помощи, оказываемой в виде ежемесячных пособий.
В такой ситуации судебная коллегия, вопреки доводам заявителя, считает, что уровень государственной социальной помощи гражданам в Тверской области, в том числе категорий получателей, указанных в п.п. 1.1.11-1.1.13 раздела 1 Постановления N 45-па, оспариваемым нормативным актом не снижен.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что пункт 2 постановления N 4-па не противоречит федеральному законодательству, другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, фактически не изменяет и не ухудшает прежние условия предоставления мер социальной помощи, не ухудшает сложившееся материальное положение граждан, которым ранее оказывалась социальная помощь, а потому оснований для запрета придания новой редакции нормативного акта, устанавливающему право граждан на дополнительные денежные гарантии, обратной силы не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения требования о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 постановления Администрации Тверской области от 18 января 2008 г. N 4-па "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Тверской области от 02.03.2005 N 45-па" со дня его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 194, 196-199, 253 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
В удовлетворении заявления прокурора Тверской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 постановления Администрации Тверской области от 18 января 2008 г. N 4-па "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Тверской области от 02.03.2005 N 45-па" со дня его принятия - отказать.
На решение может быть принесена кассационная жалоба и кассационное представление в течение десяти дней в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд с исчислением указанного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 11 июля 2008 г. N 3-102/2008
Текст документа получен по договору об информационно-правовом обмене
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривающего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании