Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Тверской городской Думы
N 37 от 25 марта 1998 г.
Положение
о порядке предоставления и изъятия
земельных участков на территории г. Твери.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок предоставления и изъятия земельных участков у юридических и физических лиц, в целях проведения согласованной политики использования территории города, соблюдения прав собственников, пользователей и арендаторов земельных участков, обеспечения оптимального территориально-планировочного развития. Настоящий порядок является обязательным для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами.
Постановления, в соответствии с которыми разработан настоящий порядок, утратили силу
1.2. Порядок разработан в соответствии с постановлением губернатора Тверской области N 104 от 07.03.1996 г. "О Временном положении "О порядке оформления выбора земельных участков для строительства и других видов градостроительной деятельности, подготовки и согласования проектной и землеустроительной документации, оформления землеустроительных дел и контроля за использованием земель на территории Тверской области", постановлением Законодательного Собрания Тверской области N 400 от 25.07.1996 г. "О Временном положении по регулированию земельных отношений в Тверской области" и действующим законодательством РФ, касающемся вопросов регулирования землепользования в городах.
1.3. Положение распространяется на все земли в пределах городской черты независимо от того в чьем ведении они находятся, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.4. При оформлении предоставляемых земель для расширения существующих объектов, проверяется полнота использования ранее отведенных земель в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и материалами землеотводов. Оформление земельных участков землепользователей, не имеющих документов на право землепользования, но выявленных по результатам инвентаризации земель, производится в соответствии с действующими в городе правилами.
1.5. Все документы, удостоверяющие переход прав на землю, подлежат регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Твери (далее по тексту - Земельный комитет). Возникновение прав на землю регистрируется в установленном законом порядке
1.6. Настоящее Положение действует применительно к принятым в городе Правилам землепользования и застройки.
2. Виды прав на земельные участки
2.1. На территории г.Твери юридические лица РФ могут иметь земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, временного пользования, аренды, а граждане РФ помимо перечисленных форм - также на праве пожизненного наследуемого владения.
Земельные участки в г.Твери предоставляются юридическим и физическим лицам в ту или иную форму права в соответствии с действующим законодательством, а также в зависимости от назначения объектов, под которые они выделяются, и целей использования участков.
2.2. Основной формой землепользования для юридических лиц в г. Твери является срочное пользование на условиях аренды.
Наряду с этим земельные участки могут предоставляться в бессрочное (постоянное) пользование преимущественно для сельскохозяйственного использования, городских лесов, для нужд обороны, для размещения объектов природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, под многоквартирными жилыми домами, а также административными зданиями и помещениями, занимаемыми государственными и муниципальными организациями. В других случаях предоставление земельных участков в бессрочное пользование производится по согласованию с Тверской городской Думой.
2.3. В собственность юридическим лицам земли предоставляются в соответствии с действующим законодательством о приватизации земельных участков и принятыми для его реализации нормативными актами городских органов местного самоуправления. В остальных случаях передача земель в собственность юридических лиц на территории города определяется законодательством Российской Федерации и Тверской области.
2.4. Гражданам земельные участки предоставляются:
2.4.1. В собственность бесплатно:
- для садоводства в пределах 0,15 га;
- под индивидуальными жилыми домами в пределах 0,10 га из земель, предоставленных им до 01.05.93 года в пожизненное наследуемое владение, аренду или бессрочное (постоянное) пользование;
- под индивидуальными жилыми домами после завершения их строительства лицам, не имеющим минимальной обеспеченности жилой площадью;
- другим категориям лиц, которым данное право предоставлено законом.
2.4.2. В собственность за плату:
- по нормативной цене части участков для обслуживания индивидуальных жилых домов, превышающие 0,10 га из земель, предоставленных до 01.05.93 года в пожизненное наследуемое владение, аренду или бессрочное (постоянное) пользование;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ и Тверской области.
2.4.3. В аренду:
- для ведения огородничества;
- для размещения гаражей (в составе автокооперативов);
- на период строительства индивидуальных жилых домов;
- под существующими жилыми домами в случаях, не предусмотренных п.п.2.4.1 и 2.4.2, а также по желанию граждан в предусмотренных указанными пунктами случаях.
2.4.4. В пожизненном наследуемом владении за гражданами сохраняются по их желанию земельные участки, переданные им до вступления в силу Указа Президента РФ от 24.12.93 г. N 2287, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
2.5. Входящие в состав кондоминиума земельные участки в существующей застройке под жилыми зданиями и иными объектами недвижимости передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность владельцев недвижимости в соответствии с действующим законодательством и установленным в городе порядком.
2.6. Во временное пользование земельные участки передаются юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством на основании договора с пользователями, арендаторами, владельцами земель - по согласованию с администрацией города, из земель собственников - по договору с ними.
3. Основания и порядок прекращения прав физических
и юридических лиц на землю
3.1. Основаниями прекращения прав на землю являются:
а) добровольный отказ от земельного участка или его части;
б) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;
в) прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства в форме ликвидации; смерть физического лица;
г) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, за исключением случаев, указанных в статье 87 Земельного кодекса РСФСР;
д) использования земли не по целевому назначению;
е) неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, либо жилищного или иного строительства в течение трех лет. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка под сельскохозяйственное производство, в том числе период мелиоративного строительства, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование. Этот срок может продлеваться администрацией города после представления соответствующих доказательств;
ж) использования земельного участка способами, приводящими к порче земель, ухудшению экологической обстановки;
з) изъятия (выкупа) земель для государственных или муниципальных нужд, а также с целью предоставления их гражданам;
и) отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
к) обращения взыскания по обязательствам собственника на земельный участок на основании решения суда;
л) неуплата арендной платы и налога на землю в течение календарного года
3.2. Прекращение прав на земельный участок или его часть, кроме прав собственности, оформляется постановлением главы администрации города, которым также признается недействующим акт, удостоверяющий право на землю. Постановление является основанием для внесения соответствующих изменений в земельный кадастр.
3.3. В случае несогласия с постановлением Главы администрации города заинтересованное лицо может обжаловать его в десятидневный срок в судебном порядке.
3.4. Прекращение прав собственности на земельный участок граждан и юридических лиц производится при наличии указанных в пункте 3.1. оснований, по обращению администрации города, в судебном порядке, за исключением добровольного отказа от собственности. В последнем случае прекращение права производится постановлением Главы администрации города.
3.5. Особенности изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд регулируются нормами раздела 5 настоящего положения.
4. Общие правила предоставления земельных участков
4.1. Предоставление земельных участков на территории города Твери для проектирования, строительства, размещения существующих объектов и иных целей производится на основании постановления Главы администрации города.
4.2. Для получения земельного участка физические и юридические лица обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка к Главе администрации города.
В заявлении должны быть указаны: целевое назначение испрашиваемого земельного участка, его месторасположение, размеры и сроки пользования землей.
При предоставлении ранее используемых земельных участков к заявлению прилагаются документы, подтверждающие основание возникновения права заявителя на данный участок, в том числе документы о праве собственности на недвижимость на участке, документы об отказе от земельного участка прежнего правообладателя и другие.
4.3. Заявление о предоставлении земельного участка рассматривается администрацией города в срок до одного месяца, после чего администрация города либо выносит постановление о прекращении прав на землю прежнего землепользователя и предоставлении участка заявителю, либо отказывает в его предоставлении.
4.4. Проверка представленных документов и подготовка проекта решения администрации города производится Земельным комитетом. В ходе проверки документы направляются в управление архитектуры и градостроительства города (далее по тексту - Управление архитектуры) для определения сервитутов и ограничений по данному земельному участку.
Решением Тверской городской Думы от 5 сентября 2000 года N 138 в пункт 4.5. внесены изменения
4.5. На основании принятого постановления главы администрации города о предоставлении земельного участка Земельный комитет в десятидневный срок выдает заявителю выписку из постановления главы администрации города и документ, удостоверяющий право на землю, или договор аренды участка, с указанием всех установленных сервитутов и ограничений, и вносит соответствующие изменения в земельный кадастр.
В соответствии со статей 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" внесение арендной платы за землю осуществляется в установленные договором сроки.
При заключении договоров аренды земельных участков внесение арендной платы устанавливается в следующие сроки:
- до 15.04 - 1 / 4 годовой суммы арендной платы;
- до 15.07 - 1 / 4 годовой суммы арендной платы;
- до 15.10 - 1 / 4 годовой суммы арендной платы;
- до 15.12 - 1 / 4 годовой суммы арендной платы.
4.6. Занятый земельный участок (или его часть) может быть предоставлен во временное пользование на срок до трех лет собственником, владельцем или пользователем земли на основании постановления главы администрации города и договора со временным пользователем, который подлежит регистрации в Земельном комитете.
Решением Тверской городской Думы от 13 июля 2001 г. N 111 в пункт 4.7. настоящего приложения внесены изменения
4.7. Предоставление свободных земельных участков под застройку в основном производится на конкурсной основе, в соответствии с действующим в городе порядком.
Предоставление земельных участков под застройку автозаправочных станций, автомобильных стоянок, магазинов, рынков, торговых комплексов производится на конкурсной основе.
Если конкурс не состоится (при наличии только одной заявки), то предоставление земельного участка под застройку может проводиться на инвестиционной основе без проведения конкурса.
4.8. Особенности предоставления земельных участков, в зависимости от целей их использования, регулируются разделами 5-7 настоящего Положения.
4.9. При истечении срока действия договора аренды земли, если арендатор отказывается от его переоформления, но продолжает пользоваться земельным участком он привлекается к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
5. Предоставление земельных участков под строительство
5.1. Предоставление земельных участков осуществляется в два этапа:
- на первом этапе (предпроектной стадии) производится предварительное согласование места размещения объекта;
- на втором этапе осуществляется предоставление предварительно согласованного земельного участка. Предварительное согласование места размещения объекта строительства не проводится, если намечаемый объект предусмотрен в действующей градостроительной документации, а также при предоставлении участков гражданам под индивидуальную жилую застройку.
5.2. Для получения земельного участка для строительства и других видов градостроительной деятельности застройщик (предприятие, организация) подает заявку на имя главы администрации города, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения.
В заявке указываются: полное наименование застройщика (заказчика), его местонахождение, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика, целевое использование и размеры испрашиваемого участка, наименование и характеристика объекта строительства, сроки строительства, инвестиционные возможности заказчика, виды и сроки пользования землей.
5.3. Заявки на размещение новых, расширение и реконструкцию существующих объектов федерального, межрегионального и областного уровней, а также промышленных объектов подаются в администрацию области (комитет по экономике и прогнозированию, областную межведомственную комиссию по размещению новых, реконструкции и расширению производственных и других предприятий) при наличии у заказчика (застройщика) письменного согласования с администрацией города по месту размещения объекта.
5.4. Заявки на размещение объектов городского уровня первоначально рассматриваются по поручению Главы администрации города Управлением архитектуры. Управление архитектуры подготавливает соответствующее заключение по выбору земельного участка для строительства, в соответствии с утвержденной в установленном порядке для этой территории градостроительной документацией. Заключение по выбору земельного участка подготавливается Управлением архитектуры с необходимыми графическими и текстовыми материалами по границам и режиму (современному и намечаемому по градостроительной документации) использования испрашиваемого участка, с оценкой нескольких вариантов (с учетом сохранения ценных сельскохозяйственных угодий, лесов первой группы и других территорий, имеющих природоохранное, рекреационно-оздоровительное и историко-культурное назначение) и определением наиболее оптимального варианта и передается в Земельный комитет.
5.5. Земельный комитет после принятия решения администрации города выдает на согласование акт выбора земельного участка или готовит заявителю мотивированный отказ за подписью заместителя Главы администрации города, курирующего земельные вопросы.
5.6. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Твери администрация информирует население о возможном предоставлении земель для размещения объектов строительства и выясняет мнение жителей для его учета при окончательном решении вопроса о выделении участка для проектирования.
5.7. Заявитель (застройщик) обеспечивает согласование акта выбора земельного участка комиссией, состав которой утверждается главой администрации города, и осуществляет подготовку соответствующих материалов. В состав комиссии каждый раз дополнительно включаются: представитель застройщика, собственники, землевладельцы, арендаторы согласуемого участка. Подготовку материалов для работы комиссии по выбору земельного участка обеспечивает застройщик.
Срок подготовки материалов по выбору земельного участка и оформления соответствующего Акта выбора земельного участка - не более 3-х месяцев с момента выдачи бланка акта выбора. Указанный срок может быть продлен Земельным комитетом при наличии уважительных причин, но не более чем на 2 месяца.
5.8. Комиссия осуществляет выбор участка, по результатам ее работы оформляется Акт выбора земельного участка, который утверждается заместителем главы администрации города, курирующим земельные отношения. К акту выбора земельного участка прилагаются:
- планово-картографические материалы в масштабе 1:500 - 1:5000 с расположением рассматриваемых вариантов размещения объекта, которые подписываются землепользователями, собственниками или арендаторами земли, представителями государственных служб и застройщиком;
- расчеты убытков собственников земли, землепользователей с учетом упущенной выгоды и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земли, в том числе расчет убытков от уничтожения древесно-кустарниковой растительности;
- оценочные ведомости на недвижимость, передаваемую застройщику и подлежащую сносу;
- заключения соответствующих служб о возможности инженерного обеспечения строительства и эксплуатации объекта:
- заключение государственной экологической экспертизы по обоснованию инвестиций в строительство объекта. Заключение не требуется, если намечаемый к строительству объект предусмотрен в действующей градостроительной документации, прошедшей экологическую экспертизу;
- расчет объемов средств на долевое участие заказчика (застройщика) в строительстве (расширении), реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и социальной сферы города, с учетом ранее построенных зданий и сооружений.
Согласование правообладателями на земельные участки Акта выбора является одновременно согласованием приложенных к нему документов, касающихся их прав на недвижимость.
5.9. Документы и материалы, перечисленные в пункте 5.8, вместе с заявкой застройщика оформляются в землеустроительное дело.
Землеустроительное дело включает и другие документы в зависимости от конкретных градостроительных условий и требований действующего гражданского, земельного, природоохранного и историко-охранного законодательства. Подготовленное землеустроительное дело передается в Земельный комитет, который готовит экспертное заключение о выделяемом участке (с указанием всех современных землепользователей и арендаторов на отводимом участке, границ землепользований, убытков перечисленных лиц, упущенной выгоды и пр.), а также готовит проект постановления главы администрации о согласовании предварительного места размещения объекта.
Землеустроительное дело может готовиться любой организацией, имеющей лицензию на производство землеустроительных работ, а также самим заказчиком.
5.10. Копия постановления о согласовании предварительного места размещения объекта выдается заказчику (застройщику) и другим лицам заинтересованным в этом согласовании в семидневный срок с момента его принятия. Копия постановления направляется также собственникам земельного участка заказным письмом, либо вручается им под роспись, что является доказательством уведомления собственника о предстоящем изъятии участка.
5.11. Постановление Главы администрации о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка.
5.12. После проведения проектно-изыскательских работ и утверждения в установленном порядке проектно-сметной документации застройщик (предприятие, учреждение, организация) обращается в администрацию города с ходатайством о предоставлении ранее согласованного земельного участка для строительства объекта.
К ходатайству прилагаются:
- материалы предварительного согласования места размещения объекта;
- утвержденная проектно-сметная документация;
- заключения экологической и вневедомственной экспертиз по проектно-сметной документации;
- сведения о наличии инвестиций (гарантии банка, поручительства и т.п.);
- договоры с собственником(собственниками) недвижимости, находящейся на испрашиваемом земельном участке, об отказе от собственности или отчуждении ее в пользу застройщика (вместо последнего договора может быть представлен предварительный договор о совершении указанной сделки, удостоверенный надлежащим образом); обязательным условием договора должно быть предоставление собственнику и его семье в соответствии с действующим законодательством жилья в строящемся доме или равноценного отчуждаемому, если жилье не было предоставлено до отчуждения собственности, данное обязательство регистрируется в регистрационной палате или иных органах, производящих регистрацию сделок с недвижимостью, как обременение участка представляемого под строительство;
- добровольный отказ собственников, пользователей, владельцев, арендаторов от изымаемого земельного участка.
5.13. Перечисление средств по долевому участию в строительстве объектов коммунального и социального назначения осуществляется заказчиком (застройщиком) на специальный (целевой) счет администрации города до получения документов на отвод земельного участка под строительство намечаемого объекта.
5.14. На основании представленных документов и после выполнения пунктов 5.12 - 5.13 Земельный комитет готовит проект постановления главы администрации города об изъятии участка на основании добровольного отказа и передаче его под строительство на срок, равный нормативному сроку строительства, указанному в проектной документации. В документах по отводу земельного участка фиксируются обременения, указанные в пункте 5.10.
Если субъекты земельных прав не оформили добровольного отказа от своих земельных участков, то участки могут быть изъяты у землепользователей, владельцев и арендаторов в порядке изъятия участков для муниципальных нужд. У собственника в этом случае земельный участок может быть изъят путем принудительного выкупа через суд.
5.15. После ввода объекта в эксплуатацию собственник(владелец) регистрирует права на этот объект, в установленном порядке, и обращается с заявкой в администрацию города об оформлении документов на землю под завершенный строительством объект.
5.16. Если указанный в пункте 5.14 срок нарушен по уважительным причинам, застройщик обращается в администрацию города с заявлением о продлении срока выделения земельного участка под строительство. К заявлению должны быть приложены документы о причинах продления срока строительства, с указанием определенного срока необходимого для его завершения, а также документ подтверждающий регистрацию объекта незавершенного строительством, в регистрирующем органе. Признав причины нарушения сроков строительства уважительными, администрация города издает постановление о продлении срока предоставления земельного участка под строительство. Отказ в продлении срока предоставления земельного участка под строительство влечет прекращение прав застройщика на землю с возложением на него обязанности освободить земельный участок в течении определенного администрацией города срока.
6. Порядок предоставления земельных участков для
индивидуального жилищного строительства
6.1. Граждане, изъявившие желание получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, обращаются с заявлением в администрацию города. В заявлении указываются паспортные данные заявителя, состав семьи, жилищные условия, размер участка и примерное место его расположения. В случае если заявитель пользуется льготами к заявке прилагаются копии соответствующих документов.
6.2. Заявление гражданина о предоставлении земельного участка регистрируется в администрации города. В течение месяца заявление должно быть рассмотрено, гражданин поставлен на учет, как желающий вести индивидуальное жилищное строительство, и оповещен. Учет граждан, их оповещение и предложение свободных земельных участков ведется Земельным комитетом в порядке очередности, с учетом льгот.
6.3. Земельные участки под индивидуальное жилищное строительство передаются гражданам на основании постановления главы администрации города, выписка из которого вручается заявителю в семидневный срок с момента его принятия. Участки предоставляются в строгом соответствии с утвержденной градостроительной документацией и в порядке, изложенном в разделе 5. Землеустроительное дело оформляется на каждый участок при отдельном его расположении или общее дело на планировочный массив.
6.4. В постановлении Главы администрации города о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства должны быть указаны сведения:
- кому предоставляется участок;
- кадастровый номер участка,
- место расположения и размер земельного участка;
- вид пользования землей;
- срок, на который предоставляется земельный участок.
6.5. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, в городе Твери устанавливаются постановлением главы администрации города с учетом наличия свободных земель и плотности населения.
6.6. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства выделяются на основе разработанной и утвержденной в установленном порядке планировочной документации.
6.7. При отсутствия свободных территорий в пределах городской черты администрация города разрабатывает и представляет на утверждение Думы документы о расширении территории города в указанных целях, включающие планировочную документацию на дополнительную территорию.
6.8. Предприятия, организации и учреждения могут выступать заказчиками по разработке проектно-планировочной документации жилых массивов и строительству жилых домов. В этом случае земельные участки выделяются предприятиям, организациям в аренду на определенный срок. По завершении строительства жилых домов земельные участки могут предоставляться гражданам на основании постановления Главы администрации города.
7. Особенности предоставления земельных участков
для ведения садоводства и огородничества
7.1. Земельные участки для ведения садоводства предоставляются предприятиям, организациям, учреждениям и коллективам граждан (садоводческим товариществам), организованным и зарегистрированным в установленном порядке на территории прилегающих к городу Твери районов.
Предоставление земельных участков осуществляется администрациями районов в соответствии с земельным, природоохранным и градостроительным законодательством.
7.2. Предоставление земельных участков из свободных городских земель для ведения огородничества осуществляется администрацией города на основании заявлений граждан по согласованию с Земельным комитетом и Управлением архитектуры. Сдача в аренду и во временное пользование земель, находящихся в частной собственности осуществляется собственником земли по согласованию с администрацией города. Для ведения огородничества в пределах города могут предоставляться земли, непригодные или временно неиспользуемые под строительство.
7.3. Земельные участки, предоставленные для ведения огородничества, используются в целях выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур. При необходимости на указанных земельных участках могут возводиться с учетом местных условий временные постройки индивидуального и общего пользования. При прекращении права пользования земельным участком возведенные на нем временные постройки подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения им стоимости сносимых строений и сооружений.
7.4. Договор аренды земельного участка подлежит обязательной регистрации в Земельном комитете, в договоре определяются условия и порядок аренды земельного участка.
8. Контроль за освоением и использованием земельных участков
8.1. Контроль за использованием земельных участков осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1362, другими законодательными актами, а также установленными в городе правилами.
<< Назад |
||
Содержание Решение Тверской городской думы от 25 марта 1998 г. N 37 "Об утверждении Положения о порядке предоставления и изъятия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.