Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации Тверской области
от 16 апреля 2009 г. N 152-па
Долгосрочная целевая программа Тверской области
"Развитие туризма в Тверской области на 2009-2011 годы"
Тверь, 2008 год
Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Развитие туризма в Тверской области на 2009-2011 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие туризма в Тверской области на 2009-2011 годы" (далее - ДЦП) |
Администратор ДЦП | Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области |
Дата утверждения ДЦП | 01.09.2008 |
Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которых планируется их достижение |
Стратегическая цель ДЦП - создание условий для развития индустрии туризма в Тверской области. Тактическая задача 1. Развитие инфраструктуры туризма. Тактическая задача 2. Привлечение потока туристов в Тверскую область. Тактическая задача 3.Улучшение качества предоставления туристских услуг Ведомственная целевая программа Тверской области "Развитие туризма в Тверской области" |
Сроки реализации ДЦП | ДЦП реализуется в течение 2009- 2011 годов |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП |
Доходы от оказания туристских услуг увеличатся на 122 % - с 3,1 млрд руб. в 2008 году до 6,9 млрд руб. к концу 2011 года; инвестиции в инфраструктуру туризма Тверской области увеличатся на 193 % - с 160,0 млн руб. в 2008 году до 470,0 млн руб. к концу 2011 года; поток туристов в Тверскую область увеличится на 52 % - с 2300,0 тыс. человеко-дней в 2008 году до 3500,0 тыс. человеко-дней к концу 2011 года; количество рабочих мест непосредственно в туристской отрасли увеличится на 31 % - с 9,8 тыс. в 2008 году до 12,8 тыс. к концу 2011 года; показатель удовлетворенности туристов полученными туристскими услугами увеличится на 5 % - с 48 % в 2008 году до 53 % к концу 2011 года; показатель удовлетворенности населения Тверской области политикой Администрации Тверской области в сфере туризма увеличится на 5 % - с 61 % в 2008 году до 66 % к концу 2011 года |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов классификации расходов бюджетов области) с указанием объемов финансирования по ВЦП |
Общий объем финансирования ДЦП на 2009-2011 годы - 64 700,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств: областного бюджета - 64 700 ,0 тыс. рублей. - 2009 год - 10 000,0 тыс. рублей - 0910 - 10 000,0 тыс. рублей - 2010 год- 27 350,0 тыс. рублей - 0910 - 27350,0 тыс. рублей - 2011 год - 27 350,0 тыс. рублей - 0910-27 350,0 тыс. рублей |
Основные механизмы реализации ДЦП |
Реализация ДЦП осуществляется администратором ДЦП - комитетом по туризму, курортам и международным связям Тверской области, соисполнителями мероприятий ДЦП - департаментом государственного заказа Тверской области, управлением информационной политики и общественных связей аппарата Губернатора Тверской области, управлением информатизации аппарата Губернатора Тверской области - в течение 2009-2011 годов путем достижения стратегической цели - создание условий для развития индустрии туризма в Тверской области |
Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП |
В течение всего периода реализации ДЦП комитетом по туризму, курортам и международным связям Тверской области осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления отчетов о ее реализации. Полугодовой мониторинг реализации ДЦП осуществляется по результатам первого полугодия путем представления комитетом по туризму, курортам и международным связям Тверской области в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации ДЦП за полугодие. Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления комитетом по туризму, курортам и международным связям Тверской области в департамент экономики Тверской области, департамент финансов Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации ДЦП. Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам |
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена ДЦП
Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном и региональном уровнях.
Тверская область обладает большим историко-культурным и природно-рекреационным потенциалом, составляющим основу туристских ресурсов региона. Это уникальное природное и культурное наследие.
Тверская область занимает выгодное географическое положение, она расположена на трассе, соединяющей исторические столицы России.
Через Тверскую область проходит железнодорожная магистраль на северо-запад (Октябрьская железная дорога), автомобильные дороги Москва - Санкт-Петербург, Москва - Рига. В Тверской области разветвленная автодорожная сеть, многие дороги с твердым покрытием. Значима водная транспортная система - река Волга.
В настоящее время в Тверской области имеется 151 средство размещения туристов на 17,1 тыс. мест.
В Тверской области действует система профессионального образования по туристским специальностям. Подготовку специалистов для туристской индустрии ведут 12 учебных заведений Тверской области: из них 5 средних специальных учебных заведений, 7 высших учебных заведений, в которых ведется работа как по обучению молодых специалистов, так и по переподготовке кадров, осуществляющих деятельность в сфере туризма.
По результатам отчетности 2007 года поток туристов, посетивших Тверскую область, составляет 2100,0 тыс. человеко-дней (четвертое место в Центральном федеральном округе).
Доходы от реализации туристских услуг в Тверской области оцениваются в 2,5 млрд рублей (третье место в Центральном федеральном округе) (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения, питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.).
Среди приехавших в Тверскую область основную массу составляют граждане России, что позволяет говорить как о росте интереса у граждан России к внутреннему туризму, так и о росте интереса к Тверской области.
Общее количество занятых в туристской индустрии тверского региона, по предварительным данным, составило 9,0 тыс. человек (третье место в Центральном федеральном округе).
В последнее время происходят позитивные перемены. Туризм стал одним из приоритетных направлений развития Тверской области.
Созданы и действуют Тверская ассоциация туризма, Тверская областная федерация спортивно-оздоровительного туризма, подготовлен и выпущен в свет пакет рекламно-информационных материалов о туристских ресурсах Тверской области, проводятся рекламные туры, пресс-конференции, презентации. Появились новые туристские маршруты и услуги. Растет число новых комфортабельных туристских комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда по приведению его к общепризнанным мировым стандартам. Однако на сегодняшний день остается проблема нехватки комфортабельных гостиниц категории 3-5 звезд. В связи с отсутствием устойчивого внесезонного платежеспособного спроса медленно развиваются инфраструктура развлечений, сеть ресторанов и кафе.
Проведенный анализ деятельности туристской отрасли за последние три года позволил выделить факторы, оказавшие негативное влияние на развитие туристской отрасли в тверском регионе.
К факторам, сдерживающим достижение стратегической цели в развитии туризма, относятся:
недостаточная деятельность по продвижению тверского региона как территории, благоприятной для туризма, отдыха и инвестирования;
недостаточность инвестиционных вложений в инфраструктуру туризма;
отсутствие актуального пакета инвестиционных предложений в сфере туризма;
высокая сезонность туристской активности;
недостаточное количество и качество туристских услуг, предлагаемых на туристском рынке;
недостаточно устойчивый имидж Тверской области как туристского региона.
Решение данных проблем в полной мере соответствует полномочиям комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области, установленным Законом Тверской области от 26.03.1998 N 4-ОЗ-2 "О туристской деятельности в Тверской области", Положением о комитете по туризму, курортам и международным связям Тверской области, утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 03.07.2002 N 236-па, и могут в полном объеме быть решены программными методами.
II. Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП
Стратегическая цель ДЦП - создание условий для развития индустрии туризма в Тверской области.
Тактическая задача 1. Развитие инфраструктуры туризма.
Тактическая задача 2. Привлечение потока туристов в Тверскую область.
Тактическая задача 3.Улучшение качества предоставления туристских услуг.
Указанные стратегическая цель и тактические задачи достигаются также в рамках реализации ведомственной целевой программы Тверской области "Развитие туризма в Тверской области".
III. Срок реализации ДЦП
Реализация ДЦП будет осуществляться в 2009-2011 годах.
IV. Объем ресурсов, необходимых для реализации ДЦП
Финансирование ДЦП осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области. Общий объем финансирования ДЦП - 64700,0 тыс. рублей.
Основной целью ДЦП является создание условий для развития индустрии туризма в Тверской области. Однако в настоящее время туристская индустрия тверского региона находится на таком этапе своего развития, когда качественные изменения уже невозможны только за счет внутренних ресурсов, что связано как с необходимостью системных изменений в структуре отрасли, так и с ростом конкуренции на рынке туристских услуг. Следует особо отметить, что при высоком потенциале тверская туристская индустрия в настоящее время не располагает необходимыми для проведения масштабной рекламно-информационной политики финансовыми средствами. Выделение же необходимых средств на реконструкцию объектов размещения и показа вообще возможно лишь в редких случаях. Ситуация на туристском рынке складывается таким образом, что ряд областей центральной и северо-западной части России вступили в серьезную конкуренцию за туристские потоки.
Анализ ситуации на рынках туристских услуг регионов, близких по основным показателям к тверскому рынку по структуре и общим показателям, указывает на необходимость увеличения финансирования ряда направлений туристской индустрии, таких, как рекламно-имиджевая политика региона, деятельность по развитию инфраструктуры туризма, улучшение качества предоставления туристских услуг, для того, чтобы выиграть конкурентную борьбу за прямые инвестиции в развитие туристкой индустрии и туристские потоки.
Планирование объема ресурсов, необходимого для реализации ДЦП, осуществлялось методом сравнения с затратами на реализацию аналогичных программ в 2006 - 2008 годах.
На развитие инфраструктуры туризма запланированы расходы в сумме 10874,0 тыс. рублей. Данные средства будут направлены на организацию проведения научных и консалтинговых работ, разработку новых туристских продуктов, организацию разработки инвестиционных проектов, обновление баз данных по инвестированию, участие в инвестиционных форумах, обеспечение работы туристского сайта Тверской области в сети Интернет, организацию учебно-методических мероприятий по проблемам привлечения инвестиций в инфраструктуру туризма. Объем заложенных средств позволит увеличить инвестиции в инфраструктуру туризма Тверской области к концу 2011 года на 193 % по сравнению с 2008 годом, увеличить количество рабочих мест к концу 2011 года непосредственно в туристской отрасли на 31 % по сравнению с 2008 годом.
На привлечение потока туристов в Тверскую область предусматриваются расходы в сумме 41430,0 тыс. рублей. Средства направляются на издание рекламно-информационных материалов о туристских ресурсах Тверской области, участие в выставках, проведение презентаций, рекламных туров, праздников, фестивалей, слетов, конференций. Данные средства позволят увеличить поток туристов в Тверскую область к концу 2011 года на 52 % по сравнению с 2008 годом.
На мероприятия по улучшению качества предоставляемых туристских услуг предусмотрены расходы в сумме 6200,0 тыс. рублей. Средства закладываются на проведение семинаров, конференций с работниками муниципальных образований, руководителями туристских организаций по проблемам улучшения качества предоставляемых туристских услуг, проведение статистического обследования деятельности туристской отрасли, проведение экспертного опроса по тематике ДЦП и мониторинг удовлетворенности населения реализацией данной ДЦП, в том числе и сельского населения, проведение комплекса мероприятий по развитию сельского туризма, проведение официальных церемоний подведения итогов смотров - конкурсов. Объем заложенных средств позволит увеличить доходы от оказания туристских услуг к концу 2011 года на 122 % по сравнению с 2008 годом.
На проведение открытых конкурсов по предоставлению субсидий юридическим лицам, являющимся негосударственными некоммерческими организациями, на реализацию целевых социальных программ (социальных проектов) развития туризма запланированы расходы в сумме 6196,0 тыс. рублей.
Расчет стоимости затрат на проведение мероприятий ДЦП произведен с учетом стоимости услуг, сложившихся на рынке туристских услуг.
V. Плановые показатели результатов ДЦП
В целях достижения стратегической цели ДЦП - создание условий для развития индустрии туризма в Тверской области - поставлены три тактических задачи:
Тактическая задача 1. Развитие инфраструктуры туризма
Учитывая растущую конкуренцию среди регионов центральной России, а также необходимость развития инфраструктуры туризма в Тверской области, данная тактическая задача является основной в достижении стратегической цели.
Основной показатель тактической задачи - количество привлеченных инвестиций в инфраструктуру туризма.
Планируется достижение следующих показателей:
2009 год- 150,0 млн руб.,
2010 год- 320,0 млн руб.,
2011 год- 470,0 млн руб.
Тактическая задача 2. Привлечение потока туристов в Тверскую область
Реализация данной тактической задачи направлена на привлечение потока туристов в Тверскую область и предполагает проведение активной рекламной политики в целях создания устойчивого интереса у туристов к Тверской области.
Основной показатель тактической задачи - количество туристов, посетивших Тверскую область.
Планируется достижение следующих показателей:
2009 год- 2050,0 тыс.чел/дн.,
2010 год- 3100,0 тыс.чел/дн.,
2011 год- 3500,0 тыс.чел/дн.
Тактическая задача 3.Улучшение качества предоставления туристских услуг.
Реализация данной тактической задачи предполагает увеличение количества и качества туристских услуг, предоставляемых туристам.
Основной показатель тактической задачи - доходы от реализации туристских услуг.
Планируется достижение следующих показателей:
2009 год- 3,0 млрд руб.,
2010 год- 5,1 млрд руб.,
2011 год- 6,9 млрд руб.
Реализация тактических задач осуществляется через систему мероприятий, включающую:
- издание рекламно-информационных материалов;
- участие в выставках, проведение презентаций, рекламных туров;
- проведение праздников, фестивалей, слетов, конференций и других мероприятий, направленных на привлечение туристских потоков в Тверскую область;
- организация привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру;
- проведение научных и консалтинговых работ по определению перспектив развития туристских зон;
- разработка новых туристских продуктов;
- проведение открытых конкурсов на предоставление субсидий юридическим лицам, являющимся негосударственными некоммерческими организациями, на реализацию целевых социальных программ (социальных проектов) развития туризма;
- совершенствование системы статистических и учетных данных, осуществление мониторинга в туристской отрасли Тверской области;
- проведение семинаров, конференций по проблемам улучшения качества предоставления туристских услуг;
- проведение официальных церемоний подведения итогов смотров- конкурсов.
Система программных мероприятий реализует семь проектов развития туристских зон:
"Пушкинское кольцо" (Калининский, Старицкий, Торжокский районы);
"Московское море" (Калининский, Конаковский районы);
"Русская Венеция" (Вышневолоцкий район);
"Селигер" (Осташковский, Пеновский, Селижаровский районы);
"Жемчужное ожерелье" (Кимрский, Кашинский, Калязинский районы);
"Западное направление" (Ржевский, Нелидовский, Андреапольский районы);
"Карельская тропа" (Лихославльский, Спировский, Максатихинский районы).
Данные мероприятия и проекты позволяют создать новые конкурентоспособные туристские продукты и повысить финансовую эффективность работы отрасли.
Расширенные данные о плановых показателях результатов ДЦП, а также об объеме ресурсов, необходимых для реализации ДЦП, отражены в приложении "Плановые показатели эффективности реализации долгосрочной целевой программы Тверской области" к настоящей ДЦП.
VI. Описание механизмов реализации ДЦП
Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, как администратор ДЦП, осуществляет реализацию мероприятий ДЦП, в том числе:
- обеспечивает согласованную по срокам и процедурам реализацию мероприятий исполнителями ДЦП;
- обеспечивает формирование и представление необходимой документации для осуществления финансирования ДЦП за счет средств областного бюджета Тверской области;
- обеспечивает принятие необходимых нормативных правовых актов, приказов, методических рекомендаций;
- выносит на рассмотрение Администрации Тверской области, совещаний при заместителе Губернатора Тверской области, курирующем отрасль, актуальные вопросы развития отрасли;
- осуществляет мониторинг реализации ДЦП совместно с комитетом внутренней политики Тверской области;
- проводит публичные слушания, пресс-конференции, брифинги по результатам реализации ДЦП;
- осуществляет размещение текста ДЦП и отчетов о реализации в сети Интернет, а также публикацию в средствах массовой информации информационных материалов и отчетов о реализации ДЦП;
- оказывает организационно-методическую помощь государственным и муниципальным учреждениям отрасли;
- осуществляет взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Тверской области, федеральными структурами и общественными организациями по реализации стратегической цели и тактических задач;
- осуществляет информационное обеспечение ДЦП через средства массовой информации, в том числе на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области и официальном сайте комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области.
Отбор исполнителей ДЦП осуществляется администратором ДЦП на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством.
Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области проводит анализ затрат по мероприятиям ДЦП, дает оценку механизмам ее реализации, а также уточняет состав исполнителей. Мероприятия ДЦП реализуются за счет средств областного бюджета Тверской области, выделенных администратору ДЦП - комитету по туризму, курортам и международным связям Тверской области - на реализацию ДЦП на основании закона Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период.
Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, как администратор ДЦП, несет ответственность за реализацию мероприятий, осуществляет контроль за реализацией мероприятий исполнителями, определенными на конкурсной основе, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию предусмотренных мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, как администратор ДЦП, осуществляет проведение конкурсов по поддержке проектов развития туризма в порядке, установленном Администрацией Тверской области. Проведение отраслевых конкурсов среди туристских организаций и средств массовой информации, освещающих вопросы туризма, осуществляется администратором ДЦП на основании положения, утверждаемого председателем комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области.
Департамент финансов Тверской области на основании заявок комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области перечисляет средства областного бюджета Тверской области, выделяемых на его лицевой счет в пределах утвержденной бюджетной росписи.
Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области на основании договоров, государственных контрактов, протоколов котировочных комиссий, протоколов о проведении конкурсов, смет, счетов-фактур, накладных, актов выполненных работ и платежных документов перечисляет средства областного бюджета Тверской области на счета конкретных исполнителей программных мероприятий.
VII. Описание механизмов мониторинга реализации ДЦП
Контроль за реализацией ДЦП осуществляется в соответствии с законодательством, в том числе постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации".
В течение всего периода реализации ДЦП осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП и мониторинг общественного мнения деятельности администратора ДЦП.
Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, как администратор ДЦП, организует работу исполнителей мероприятий ДЦП по подготовке необходимых материалов для своевременного и правильного составления отчетов.
Полугодовой мониторинг ДЦП предполагает оценку:
- фактически достигнутых результатов реализации ДЦП;
- возможностей достижения запланированных результатов реализации ДЦП;
- достижения по результатам реализации ДЦП стратегической цели ДЦП и решения ее задач, а также достижения значения конечных результатов реализации ДЦП.
Полугодовой мониторинг реализации ДЦП осуществляется по результатам первого полугодия путем представления комитетом по туризму, курортам и международным связям Тверской области в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области полугодового отчета о реализации ДЦП по установленной форме с пояснительной запиской, содержащей анализ причин отклонения (с выделением внешних и внутренних причин) и детальную оценку возможностей достижения запланированных значений показателей конечных и непосредственных результатов ДЦП.
Ежегодный мониторинг ДЦП предполагает оценку:
- достижения запланированных результатов реализации ДЦП;
- фактической эффективности реализации ДЦП;
- возможностей достижения по результатам реализации ДЦП стратегических целей ДЦП, достижения значений результатов реализации ДЦП.
Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления администратором ДЦП в департамент экономики Тверской области, департамент финансов Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, годового отчета о реализации ДЦП по установленной форме с пояснительной запиской, содержащей анализ причин отклонений (с выделением внешних и внутренних причин) и детальную оценку возможностей достижения запланированных целей и показателей результатов ДЦП к моменту ее завершения.
VIII. Оценка рисков реализации ДЦП
Внешние риски реализации ДЦП:
- изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
- изменение регионального законодательства в части финансирования;
- природные и техногенные катастрофы;
- экологические катастрофы;
- эпидемии.
Внутренние риски реализации ДЦП:
- рост конкуренции за туристские потоки среди регионов, входящих в Центральный федеральный округ;
- недостаточная активность туристских организаций Тверской области;
- недостоверная информация об условиях организации отдыха и туризма в Тверской области;
- недостаточная квалификация специалистов муниципальных образований Тверской области, работающих в сфере туризма.
Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия рисков планируется:
- привлечь к работе по реализации ДЦП коммерческие структуры и общественные туристские организации;
- привлечь к участию в отраслевых конкурсах большее количество туристских организаций;
- провести обучающие семинары для руководителей туристских организаций и специалистов муниципальных образований Тверской области, работающих в сфере туризма, по проблемам организации туристской деятельности, принять участие в обучающих мероприятиях, организуемых Федеральным агентством по туризму;
- разместить в центральных средствах массовой информации материалы об условиях организации отдыха и туризма в Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.