Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа
Тверской области по реализации дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности на рынке труда
в 2009 году
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 27 января 2009 г. N 21-па)
19 марта 2009 г.
Постановлением Администрации Тверской области от 19 марта 2009 г. N 100-па в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
программы Тверской области по реализации дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году
Перечень характеристик | Содержание |
Наименование программы | Программа Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
31.12.2008 |
Дата утверждения Программы | Губернатором Тверской области - 15.01.2009 Постановлением Администрации Тверской области -27.01.2009 |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Основной разработчик Программы |
Департамент занятости населения Тверской области |
Цель Программы | Осуществление превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в тверском регионе |
Задачи Программы | 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. 3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения тверского региона |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009 год. Этапы реализации Программы: I этап - I полугодие 2009 года Численность участников Программы - 5 244 человек Общий объем финансирования - 86 628,5 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 82 297,0 тыс. рублей; средства областного бюджета Тверской области - 4 331,5 тыс. рублей. II этап - II полугодие 2009 года Численность участников Программы - 16 966 человек Общий объем финансирования - 263 252,0 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 250 089,4 тыс. рублей; средства областного бюджета Тверской области - 13 162,6 тыс. рублей |
Перечень основных мероприятий |
Основные мероприятия Программы: - опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников); - организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения; -содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; - оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов |
Исполнитель основных мероприятий |
Департамент занятости населения Тверской области, государственные учреждения Тверской области - центры занятости населения |
Объемы и источник финансирования, направления расходов |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 349 880,5 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 332 386,4 тыс. рублей; средства областного бюджета Тверской области - 17 494,1 тыс. рублей |
Целевой показатель Программы |
Сдерживание регистрируемой безработицы в пределах 1,4 - 1,7 % экономически активного населения в среднемесячном исчислении |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии, стажировка на новом рабочем месте) - не менее 5270 работников организаций, находящихся под риском увольнения; - создание временных рабочих мест, в том числе по организации общественных работ, для трудоустройства 16240 работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан; - сохранение свыше 10,0 тыс. рабочих мест; - оказание помощи в организации собственного дела 500 безработных граждан; - оказание адресной финансовой поддержки не менее 200 человек, переехавших в другую местность для работы постоянного или временного характера |
Орган, осуществляющий контроль за реализацией Программы |
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет департамент занятости населения Тверской области |
Введение
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Программа ориентирована на снижение напряженности на рынке труда путем осуществления мероприятий по:
- опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения;
- организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае массового увольнения;
- оказанию адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;
- содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В Программе отражена специфика социально-экономического развития тверского региона и прогноз занятости населения на 2009 год.
Программа предусматривает комплексный подход к решению проблем занятости, определяет основные направления деятельности службы занятости, органов местного самоуправления, других заинтересованных организаций в процессе регулирования рынка труда в целях снижения напряженности ситуации.
1. Анализ ситуации на рынке труда
В 2008 году ситуация на рынке труда складывалась под воздействием положительных тенденций в экономике Тверской области: перестройка экономики, рост инвестиций и повышение потребительского спроса. В ходе реализации приоритетных национальных и инвестиционных проектов в Тверской области создавались дополнительные рабочие места.
Трудовые ресурсы составляли 849,0 тыс. человек, или 61,7 % населения Тверской области.
Около трех четвертей (71,8 %) трудовых ресурсов Тверской области, или 610,0 тыс. человек, заняты в экономике. Наибольший удельный вес занятых был зафиксирован в частном секторе экономики (53,5 %) и в организациях государственной и муниципальной форм собственности (35,4 %).
Структура занятого населения по видам экономической деятельности характеризуется преимущественной долей занятых на предприятиях обрабатывающих производств (22,0 %), оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (14,0 %), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (12,0 %).
В Статрегистре России зарегистрировано 47,8 тыс. организаций, действующих в Тверской области. На территории региона осуществляют свою деятельность свыше 7,0 тыс. малых предприятий, на которых было занято 47,8 тыс. человек.
Численность трудовых ресурсов составила в 2008 году (оценка) 849,0 тыс. человек, а численность экономически активного населения - 716,0 тыс. человек.
Интенсивность движения кадров характеризуется коэффициентом оборота кадров. В январе - сентябре 2008 года суммарный оборот рабочей силы составлял 179,3 тыс. человек, или 49,8% среднесписочной численности работников предприятий и организаций. Процент компенсации выбытия работников приемом новых кадров составлял 93,0 % (в 2007 году - 90,4 %).
Корректировку в рынок труда вносит трудовая миграция, которая необходима для его функционирования. Темпы оттока населения в регионе замедляются, положительное сальдо миграции наблюдается уже 5 лет и постоянно возрастает (за январь - октябрь 2008 года свыше 3,1 тыс. человек).
Численность безработных граждан, рассчитанная по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), составила по Тверской области 32,0 тыс. человек, уровень общей безработицы - 4,5 % экономически активного населения. В службе занятости было зарегистрировано 4,9 тыс. безработных граждан (в среднегодовом исчислении), уровень регистрируемой безработицы на 1.10. 2008 составлял 0,7 %.
С января до октября 2008 года происходило плавное снижение численности безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, с 5,3 до 4,4 тыс. человек.
В IV квартале 2008 года под влиянием последствий финансово-экономического кризиса на региональном рынке труда произошли существенные изменения.
За период с 01.10.2008 и до конца 2008 года численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возросла на 62,4 %.
На конец 2008 года численность безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, составила 7,1 тыс. человек (рост по сравнению с 1.10.2008 - 62,2 %), а уровень безработицы - 1,0 % экономически активного населения.
В IV квартале 2008 года произошло снижение числа вакантных рабочих мест. К концу года в банке данных органов службы занятости имелась информация о 6,4 тыс. рабочих мест, что более чем в два раза меньше, чем на 01.10.2008. Численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию составляет 1,4 человека.
В IV квартале 2008 года свыше 300 организаций уведомили органы службы занятости о предстоящем увольнении 4,5 тыс. человек по причине сокращения численности или штата сотрудников.
Кроме того, органы службы занятости фиксируют факты введения работодателями на предприятиях режима сокращенного рабочего времени, вынужденных отпусков работников. В данном режиме на конец 2008 года работали свыше 7,0 тыс. человек.
2. Прогноз ситуации в сфере занятости населения и на рынке труда в 2009 году
Ситуация на региональном рынке труда в 2009 году во многом будет определяться внешними факторами. Особенно заметное воздействие на положение с занятостью окажет ситуация в базовых сферах экономики, а также меры, принимаемые Администрацией Тверской области по расширению инвестиций и реализации уже заявленных проектов.
С учетом финансового кризиса в 2009 году границы открытого рынка несколько раздвинутся, он станет менее предсказуем.
Предполагается, что в 2009 году трудовые ресурсы составят 842,0 тыс. человек (снижение к уровню 2008 года на 7,0 тыс. человек).
Исходя из демографического прогноза, анализа изменения численности работников, прогнозируемая численность занятых в экономике Тверской области будет составлять 606,0 тыс. человек (снижение по сравнению с 2008 годом на 0,7%).
Региональный рынок труда по-прежнему будет характеризоваться непрерывными изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния в другое (занятость, безработица и экономическая неактивность). В целом для ситуации на рынке труда будет характерна меньшая стабильность и устойчивость по сравнению с 2008 годом.
В составе предполагаемой рабочей силы несколько возрастет доля граждан, которые будут заняты поиском дополнительной или новой работы из-за неудовлетворенности своим рабочим местом. Потенциал рынка труда составят лица, находящиеся под риском увольнения в связи с сокращением или ликвидацией рабочих мест. Под влиянием этих процессов увеличится дополнительный приток в службу занятости населения граждан, ищущих работу. Предполагается, что в 2009 году может быть высвобождено свыше 12,0 тыс. человек (1 вариант) и 15 тыс. человек (2 вариант).
В прогнозном году интенсивность оборота рабочих кадров дополнительно будет поддерживаться за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и из числа выпускников учреждений профессионального образования. Потребность в рабочих местах будут испытывать около 13,0 тыс. выпускников образовательных учреждений.
Тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом на рынке труда сохранится.
В перспективе в связи с реализацией инвестиционных проектов и запуском новых производственных мощностей будут востребованы квалифицированные кадры рабочих, владеющих несколькими рабочими специальностями или имеющих специальные навыки по смежным профессиям.
В период 2009 - 2011 годов при поддержке Администрации Тверской области реализуется свыше 30 крупных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики с перспективой создания около 6,3 тыс. новых рабочих мест. Перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Тверской области в 2009 году, представлен в приложении 1 к Программе. Однако в условиях финансового кризиса имеются риски нереализации инвестиционных проектов. В связи с этим прогнозируется трудоустройство на эти рабочие места не более 3,5 тыс. человек.
В прогнозируемом периоде сохранится и структурная безработица - несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Сокращение численности работающих в организациях Тверской области повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, сужение вариантов занятости, особенно в территориях с моноэкономической структурой производства, в сельской местности.
Проблема усугубляется изолированностью локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности ряда населенных пунктов.
Среднемесячная численность безработных по методологии МОТ составит от 35,0 тыс. человек по 1 варианту до 37,0 тыс. человек - 2 вариант.
Общий уровень безработицы может увеличиться до 4,9 % (1 вариант) и по 2 варианту - до 5,2 % экономически активного населения.
Среднемесячная численность официально зарегистрированных безработных с учетом реализации мероприятий данной Программы в 2009 году может составить менее 10,0 тыс. человек (1 вариант) и около 12 тыс. человек (2 вариант). Уровень регистрируемой безработицы превысит показатель 2008 года. Прогнозируется, что в среднем за год уровень безработицы составит около 1,4 % (1 вариант) и 1,7 % (2 вариант) экономически активного населения с некоторой дифференциацией показателей по городам и районам Тверской области.
Комплекс мер по предоставлению государственных услуг в сфере занятости населения уже был предусмотрен мероприятиями ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Тверской области на 2008 - 2010 годы", утвержденной приказом департамента занятости населения Тверской области от 15.02.2008 N 18. Реализация ведомственной целевой программы позволит в 2009 году:
- трудоустроить при содействии службы занятости 34,0 тыс. граждан, ищущих работу, из них около половины по программам временной занятости;
- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, 3,1 тыс. человек.
Однако указанных мер, предусмотренных в ведомственной целевой программе, с учетом тенденций рынка труда недостаточно для поддержания стабильной ситуации, что подтверждается следующими данными:
тыс. человек
1 вариант |
2 вариант |
Количество участников программы |
Будет трудоустроено в процессе реализации инвестиционных проектов |
|
Численность работников, которые могут быть уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата |
12,0 | 15,0 | ||
Численность выпускников, которые не смогут найти работу после окончания учебного заведения |
1,5 | 2,0 | ||
Численность работников, которые могут быть заняты неполное рабочее время и находятся в простое по вине работодателя |
10,0 | 11,0 | ||
Численность граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва |
5,0 | 8,0 | ||
Всего | 28,5 | 36,0 | 21,3 | 3,5 |
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;
- стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций;
- развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса, организации самозанятости;
- развитие территориальной трудовой мобильности населения Тверской области.
Перераспределение трудовых ресурсов с учетом спроса на рабочую силу будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала региона до периода устранения негативных экономических тенденций.
Кроме того, дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников.
Квота на привлечение иностранной рабочей силы на 2009 год утверждена в размере 25,0 тыс. человек. С учетом сложившейся ситуации численность иностранных граждан, привлекаемых в тверской регион, не будет превышать, по предварительным прогнозам, более 9,0 тыс. человек.
3. Ключевые проблемы рынка труда Тверской области
1. Активизация процессов увольнения работников под влиянием последствий финансово-экономического кризиса.
2. Увеличение численности работников, работающих в режиме неполной занятости граждан (установление неполного рабочего времени, нахождение работников в административных отпусках, задержки и невыплаты заработной платы).
Кроме того, под воздействием экономических факторов могут выйти на рынок труда временно незанятые граждане, снижение доходов которых приведет к увеличению их активности в плане поиска работы.
3. Структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
Рынок труда характеризуется существенными диспропорциями между спросом и предложением, сохраняется несоответствие их количественных и качественных характеристик.
4. Обеспечение продуктивной занятости граждан, проживающих в сельской местности.
Сельские жители, оставшиеся без работы в связи с банкротством сельскохозяйственных предприятий, утрачивают свой экономический потенциал, квалификацию и конкурентоспособность.
Необходимо учитывать и такие факторы, влияющие на занятость, как:
- значительная территориальная разбросанность сельских поселений;
- отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами сельских районов области, что значительно снижает возможность поиска работы и трудоустройства.
Многолетняя практика работы центров занятости населения доказала, что самозанятость на основе предпринимательской деятельности - альтернативная форма занятости населения. Она может быть не только способом снижения уровня безработицы на рынке труда в условиях финансового кризиса, но и одним из направлений решения социально-экономических проблем населения.
5. Высокий уровень безработицы среди безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве.
К ним относятся:
- инвалиды;
- женщины, воспитывающие детей-инвалидов;
- выпускники образовательных учреждений, не имеющие опыта работы;
- потерявшие работу граждане предпенсионного возраста;
- женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей, и др.
В числе безработных граждане, испытывающие трудности в поиске работы, составляют одну треть.
6. Неравномерность экономического развития территорий обуславливает дифференциацию уровней безработицы.
Рынок труда Тверской области дифференцирован территориально. Это связано с наличием большого числа малых городов и поселков, в которых вся система обеспечения зависит от одного - двух предприятий. Так, в ряде муниципальных образований Тверской области безработица остается значительной. Свыше 3,0 % данный показатель в 10 районах Тверской области: Бельском, Весьегонском, Жарковском, Лесном, Молоковском, Оленинском, Сонковском, Пеновском, Фировском и Сандовском, самый высокий в Жарковском районе - 6,8 %.
В целом по Тверской области на конец 2008 года показатель напряженности на рынке труда (численность безработных граждан в расчете на вакансию) составлял 1,4. Однако в 10 районах Тверской области его значение превышает 10: Жарковский (52), Молоковский (41), Западнодвинский (29), Спировский (25), Оленинский (21,4), Кувшиновский (13,7), Краснохолмский (14), а в Кесовогорском районе вообще нет вакансий.
7. Низкий уровень территориальной мобильности рабочей силы в целях осуществления трудовой деятельности в тверском регионе.
В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы необходимо разработать более эффективную систему заинтересованности работодателей в привлечении рабочих кадров из других регионов Российской Федерации, а также развития внутрирегиональной миграции.
4. Цели и задачи Программы
В условиях финансового кризиса постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" дает возможность увеличения сфер деятельности по снижению напряженности на рынке труда путем расширения возможности организации трудоустройства граждан, а также опережающего обучения работников в случае угрозы массового увольнения.
Цель Программы - осуществление превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в тверском регионе.
Задачи Программы:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения тверского региона.
Постановлением Администрации Тверской области от 19 марта 2009 г. N 100-па в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Мероприятия Программы
Система мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области в 2009 году, приведена в приложении 2.
По задаче 1 "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения" предполагается организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
По задаче 2 "Стимулирование сохранения и создания рабочих мест" предусмотрены мероприятия:
- организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае массового увольнения;
- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
По задаче 3 "Развитие территориальной трудовой мобильности населения тверского региона" предусмотрены мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения
Мероприятие 1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
Опережающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации (далее - профессиональное обучение) работников, угроза массового увольнения которых с постоянного места работы обусловлено последствиями финансового кризиса, является одним из важнейших факторов поддержки занятости и предупреждения роста безработицы.
Опережающее профессиональное обучение направлено на:
- содействие сохранению и развитию трудовых ресурсов региона в условиях экономического кризиса;
- создание условий для скорейшего трудоустройства на другом или сохранения работы на том же предприятии работников, которые могут быть высвобождены в результате временного сокращения производства;
- повышение социальной защищенности граждан, в первую очередь относящихся к социально уязвимым группам населения, посредством повышения уровня их квалификации, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
В рамках Программы будет осуществляться опережающее обучение работников, находящихся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
Опережающее обучение работников в рамках Программы планируется проводить в два этапа:
1. В I полугодии 2009 года опережающее обучение организуется на предприятиях и организациях, которые уже сообщили о высвобождении работников, ввели режимы неполного рабочего дня (недели) или приостановили производство в связи с финансовыми трудностями. Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения, в I полугодии 2009 года приведена в приложении 3 к Программе.
2. Во II полугодии 2009 года опережающее обучение работников планируется осуществлять на предприятиях и организациях Тверской области, которые, возможно, не смогут стабилизировать свое финансово-экономическое положение и до 01.06.2009 представят в органы службы занятости населения информацию об угрозе массового высвобождения работников. Перечень предприятий и организаций Тверской области, на которых планируется осуществлять опережающее обучение работников во II полугодии 2009 года, представлен в приложении 4 к Программе.
Преимущественно опережающее профессиональное обучение будет проводиться в форме повышения квалификации по имеющимся у работников профессиям, а также по смежным и родственным профессиям (специальностям), необходимым конкретному предприятию. Для работников, подлежащих высвобождению, опережающее обучение планируется организовать по профессиям (специальностям), пользующимся наибольшим спросом на рынке труда Тверской области и повышающим возможности граждан в поиске работы (доходного занятия), в том числе работы временного характера на период преодоления кризисных явлений в экономике.
Учебные программы для опережающего обучения работников будут носить интенсивный и практикоориентированный характер. Планируется, что средняя продолжительность обучения составит около 3 месяцев, при этом предельная продолжительность обучения не превысит 6 месяцев. В отдельных случаях, при обучении работников под конкретное рабочее место в соответствии с ведомственными требованиями и программами, общая продолжительность опережающего обучения не должна превышать 12 месяцев.
Мониторинг социально-экономической ситуации в Тверской области и прогноз ситуации на региональном рынке труда на ближайшую перспективу показывают, что первоочередные меры по организации опережающего обучения должны быть реализованы в отношении работников градообразующих и крупных промышленных предприятий области, а также граждан, относящихся к социально уязвимым категориям населения.
Планируется, что возможностью пройти опережающее профессиональное обучение воспользуются около 15,0 % работников, попавших под угрозу увольнения. С учетом прогнозируемой численности работников, которые будут охвачены Программой, опережающее обучение в 2009 году потребуется примерно 5,27 тысячи человек.
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест
Мероприятие 2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения
2.1. Организация общественных работ в организациях Тверской области и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения.
Важнейшим звеном и одним из приоритетных направлений системы государственных гарантий занятости трудоспособного населения в условиях напряженной ситуации на рынке труда является трудоустройство граждан на временные рабочие места для выполнения общественных работ. Данный вид трудоустройства обеспечивает временную занятость граждан, позволяет поддержать их жизненный уровень в период временной потери работы и тем самым смягчить экономические и социальные последствия безработицы.
Органы местного самоуправления и работодатели, участвуя в организации общественных работ, получают возможность при минимальных затратах выполнить временные и сезонные работы, в том числе по обеспечению жизнедеятельности населенных пунктов и нормального функционирования учреждений бюджетной сферы.
Для реализации этих программных установок предполагается:
- совершенствование взаимодействия центров занятости населения с органами местного самоуправления и работодателями, направленного на решение вопросов организации и проведения общественных работ;
- увеличение объемов и расширение видов краткосрочных общественных работ за счет проведения работ по благоустройству территорий, ремонту жилищного фонда, в том числе ветхого жилья, подготовке к зиме и отопительному периоду, работ по увековечению памяти защитников Отечества и т.д.);
- создание банка временных рабочих мест за счет отдельных вакантных рабочих мест и должностей, имеющихся в организациях, длительное время остающихся незанятыми по разным причинам;
- постоянный анализ хода выполнения общественных работ, выявление причин, снижающих уровень их массовости и эффективности, выработка мер по устранению недостатков.
Организация общественных работ на предприятиях и в организациях Тверской области в 2009 году приведена в приложении 5 к Программе.
Путем реализации данного мероприятия предполагается создание около 10,5 тыс. временных рабочих мест для организации общественных работ.
2.2. Создание и сохранение рабочих мест с целью развертывания временных работ по обеспечению занятости граждан, в первую очередь в городах и районах с высоким уровнем безработицы.
Основными задачами являются:
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- развитие системы временных работ с учетом сложившейся ситуации на рынке труда в муниципальных образованиях.
При разработке Программы на данном этапе экономического развития принимается во внимание необходимость поддержания занятости в населенных пунктах, где свернута производственная деятельность предприятий, составляющих основу их экономики, территориально удаленных от иных мест приложения труда.
При организации временной занятости населения учитывался перечень городов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения приобретает острый характер, а традиционные меры по регулированию рынка труда не дают ожидаемых результатов.
Анализ показал, что для урегулирования занятости населения с учетом финансового кризиса необходимо в 2009 году создать не менее 4,7 тыс. временных рабочих мест.
Организация временных рабочих мест на предприятиях Тверской области в 2009 году приведена в приложении 6 к Программе.
2.3. Организация временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений
Целью мероприятия является создание при содействии службы занятости временных рабочих мест на предприятиях и организациях Тверской области для приобретения выпускниками, ищущими работу впервые, профессиональных навыков и умений.
Предполагается, что в ходе достижения этой цели молодые люди, получившие профессиональное образование, будут иметь возможность применить свои навыки на практике, изучить особенности конкретных приложений их знаний по специальности.
Выполнение программных мероприятий позволит не только решить вопросы трудоустройства молодых специалистов, но и создаст условия для совершенствования системы социального партнерства.
В 2009 году по данной программе планируется трудоустроить 1,0 тыс. выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.
Перечень предприятий для трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования Тверской области в 2009 году приведен в приложении 7 к Программе.
Мероприятие 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
Цель - содействие в реализации прав граждан на продуктивную занятость и защита от безработицы путем открытия собственного дела.
Для достижения цели планируются следующие программные мероприятия:
- обеспечение информирования населения о программах и услугах службы занятости;
- предоставление организационно-консультационных услуг безработным гражданам, решившим заняться предпринимательством;
- получение гражданами достаточного для практики уровня знаний, умений и навыков для организации собственного дела;
- организация обучения безработных граждан профессиям для последующей работы в сфере предпринимательства;
- оказание финансовой помощи безработным гражданам на реализацию бизнес-планов в размере суммы годового размера пособия по безработице.
Финансирование мероприятий, направленных на оказание содействия самозанятости гражданам, предполагается осуществлять из средств областного и федерального бюджетов.
Планируется, что собственное дело откроют не менее 0,5 тыс. человек.
Организация предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан Тверской области в 2009 году приведена в приложении 8 к Программе.
Задача 3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения тверского региона
Мероприятие 4. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов
В целях оказания содействия занятости населения гражданам, нуждающимся в трудоустройстве, предоставляется возможность переезда с предоставлением работы в другой местности, в том числе на селе.
С этой целью в органах службы занятости населения проводится следующая работа:
- анализ ситуации на рынке труда, в том числе в сельской местности;
- сбор информации о вакансиях на предприятиях и в организациях, расположенных в сельской местности, с предоставлением жилья;
- взаимодействие с сельскими работодателями по вопросам условий труда и быта по месту расположения предприятия (организации, учреждения);
- взаимодействие с органами власти муниципальных образований по учету имеющихся вакансий на подведомственных им предприятиях и в организациях.
При решении вопросов занятости населения путем переселения для работы в другую местность активно используется областной банк вакансий, который насчитывает около 600 свободных рабочих мест, а также общероссийский банк вакантных рабочих мест.
При реализации данного направления возможно переселение не менее 0,2 тыс. человек, в том числе 0,1 тыс. человек - в пределах Тверской области. Сведения о вакансиях для переезда граждан в другую местность Тверской области с целью их трудоустройства приведены в приложении 8.1 к Программе.
6. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 2009 год. Программу планируется реализовывать в два этапа. I этап - I полугодие, II этап - II полугодие.
7. Финансирование мероприятий Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Тверской области на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, средства областного бюджета Тверской области.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 349 880,5 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 332 386,4 тыс. рублей (95 % от общего объема финансирования);
средства областного бюджета Тверской области - 17 494,1 тыс. рублей (5 % от общего объема финансирования).
Этапы реализации Программы Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году, приведены в приложении 9 к Программе.
На I этапе реализации Программы планируется общий объем финансирования в сумме 86 628,5 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 82 297,0 тыс. рублей;
средства областного бюджета Тверской области - 4 331,5 тыс. рублей.
На II этапе реализации Программы планируется общий объем финансирования в сумме 263 252,0 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 250 089,4 тыс. рублей;
средства областного бюджета Тверской области - 13 162,6 тыс. рублей.
8. Механизм реализации мероприятий Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти на территории Тверской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, и главным распорядителем бюджетных средств является департамент занятости населения Тверской области.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета и за счет средств областного бюджета Тверской области.
Получателями бюджетных средств являются департамент занятости населения Тверской области, государственные учреждения Тверской области - центры занятости населения.
Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы устанавливает Администрация Тверской области. Перечень нормативных правовых актов Тверской области, планируемых к принятию для реализации Программы Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году, представлен в приложении 10 к Программе.
Реализация мероприятия "Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)" осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением - центром занятости населения, - работодателем, гражданином, находящимся под риском увольнения, и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений по итогам конкурсного отбора, а также на учебной базе организаций, как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников (включая стажировку на рабочих местах).
Реализация мероприятия "Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения" осуществляется:
в форме сохранения рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между государственным учреждением - центром занятости населения, - работником и работодателем по постоянному месту работы;
в форме создания временных рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между государственным учреждением - центром занятости населения, - работником и работодателем, создающим временные рабочие места, либо органом местного самоуправления;
в форме создания временных рабочих мест для незанятых граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости (включая граждан, официально зарегистрированных в качестве безработных), проживающих в трудоизбыточных территориях, - на основании договоров, заключенных между государственным учреждением - центром занятости населения - либо органом местного самоуправления, работником и работодателем, создающим временные рабочие места.
Положение о возможности участия занятого гражданина в свободное от работы время (при введении в организации режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, при предоставлении работнику отпуска без сохранения заработной платы, при простое (временной приостановке работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера) должно быть внесено в трудовой договор.
Реализация мероприятия "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением - центром занятости населения - и безработным гражданином.
Реализация мероприятия "Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов" осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением - центром занятости населения, - ищущим работу гражданином, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости, и работодателем.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация Тверской области.
Департамент занятости населения Тверской области осуществляет:
организацию выполнения мероприятий Программы за счет финансирования из федерального бюджета и областного бюджета;
подготовку информации и отчетов для Администрации Тверской области о выполнении Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы;
совершенствование механизма реализации Программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Департамент занятости населения Тверской области ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости и департамент финансов Тверской области отчет о расходовании средств по установленной форме.
При необходимости, связанной с обострением ситуации на рынке труда в отдельных районах или населенных пунктах, региону предоставляется право перераспределять выделяемые финансовые средства как в разрезе территорий (городов и районов), так и по направлениям деятельности (по мероприятиям).
Постановлением Администрации Тверской области от 19 марта 2009 г. N 100-па в раздел 9 настоящей программы внесены изменения
9. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:
- после прохождения профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) - не менее 5 270 человек (на I этапе - 970 человек, из них резерв - 160 человек, на II этапе - 4 300 человек, из них резерв - 710 человек);
- на временных рабочих местах, в том числе общественных работах, - не менее 16,24 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан (на I этапе - 4 064 человека, на II этапе - 12 176 человек);
- в сфере малого бизнеса и самозанятости - не менее 0,5 тыс. человек (на I этапе - 152 человек, на II этапе - 348 человек);
- в результате переезда к новому месту работы на рабочих местах постоянного и временного характера - 0,2 тыс. человек (на I этапе 60 человек, на II этапе - 140 человек).
Будет сохранено свыше 10,0 тыс. рабочих мест.
Доля работников, проработавших свыше трех месяцев, от численности получивших поддержку в связи с переездом на работу в другую местность - 70 %; доля трудоустроенных граждан от числа прошедших обучение - 80 %.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в тверском регионе в пределах 1,4 - 1,7 % экономически активного населения в среднемесячном исчислении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.