Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Эффективное управление муниципальной собственностью является неотъемлемой частью деятельности администрации города с целью пополняемости бюджета для решения экономических и социальных задач.
Имущество муниципального образования создает материальную основу для реализации функций (полномочий) органа местного самоуправления, предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства.
В целях соблюдения требований федерального законодательства по составу муниципального имущества важной задачей управления является оптимизация состава муниципальной собственности города Твери, которая достигается путем осуществления мероприятий по разграничению прав на муниципальное имущество, отчуждению муниципального имущества в частную собственность, продаже имущества, не задействованного в обеспечении деятельности органов муниципальной власти города Твери, а также неиспользуемого или неэффективно используемого имущества. Оптимизация состава имущества, предполагающая, в том числе и возмездный характер его отчуждения в рамках Прогнозного плана (программы) приватизации (далее - Программа приватизации), способствует решению задачи повышения доходной части бюджета. Фактическое выполнение Программы приватизации по сравнению с плановыми показателями в 2012 году составило 72,4%, в 2013 году -73,5%, в 2014 году на 01.10.2014- 62%.
Показателем эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом является уровень исполнения плановых бюджетных назначений по поступлениям в доходную часть бюджета. По доходам, администрируемым департаментом, в 2012 году в бюджет города поступило 1 269,0 млн.руб., исполнение составило 88,01%; в 2013 году- 1209,5 млн. руб., исполнение - 88,45%; план 2014 года составляет 1 210,2 млн.руб., выполнение которого за 9 месяцев составило 67,2%. На исполнение доходной части бюджета в 2014 году оказывают значительное влияние изменения, внесенные в законодательство по применению субъектами малого и среднего предпринимательства права на льготную приватизацию, отменяющие ограничения по площади. Данное условие влияет на возможность включения в Программу приватизации арендуемых данными арендаторами объектов путем проведения торгов, что существенно сокращает количество конкурентоспособных объектов. Следует также учитывать, что основное количество объектов Программы приватизации- это объекты, неиспользуемые в хозяйственном обороте, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, требующие значительных капитальных вложений. Таким образом, исполнение Программы приватизации в будущих периодах планируется в основном за счет средств, поступающих от выкупа в рассрочку арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Прогнозы по исполнению статьи доходов бюджета города от сдачи в аренду муниципального имущества имеют тенденцию к сокращению за счет уменьшения арендуемых площадей по следующим причинам:
- выкуп имущества субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ;
- снижение востребованности муниципальных объектов потенциальными пользователями в условиях увеличения количества коммерческих объектов, предназначенных для сдачи в аренду;
- расторжение ранее заключенных договоров аренды в связи с ухудшением финансового положения арендаторов;
- неудовлетворительное и ухудшающееся состояние ряда объектов, предлагаемых к сдаче в аренду.
По состоянию на 01.01.2013 в аренду было передано 146,35 тыс.кв.м, на 01.01.2014 - 118,32 тыс.кв.м, на 01.10.2014 - 100,92 тыс.кв.м.
Действия по обеспечению достоверного учета муниципального имущества, организации бюджетного учета муниципальной казны и администрируемых доходов являются одними из важнейших механизмов эффективного управления муниципальной собственностью. В состав муниципального имущества города Твери входит: имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями; имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями; имущество, составляющее казну муниципального образования, земельные участки, на которые в силу законодательства возникло право муниципальной собственности, акции (доли в уставных капиталах) хозяйственных обществ, принадлежащих городу Твери.
Таблица 1.1
Сведения, содержащиеся в реестре муниципальной собственности на 01.10.2014
Наименование объекта |
Количество |
Нежилые здания, строения, помещения, сооружения |
3 936 |
Жилые дома и жилые помещения |
19 592 |
Линейно-протяженные объекты |
12 896 |
Движимое имущество |
17 796 |
Итого |
54 220 |
В реестре муниципальной собственности также содержатся сведения об 1 011 земельных участках,218 муниципальных предприятиях и учреждениях, 8 хозяйственных обществах, акции и доли в уставных капиталах которых принадлежат муниципальному образованию. Площадь земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, составляет 1 195,2 га. В казне города числится 19 478 единиц имущества балансовой стоимостью 8,3 млрд.руб.
Основными направлениями деятельности департамента по учету муниципального имущества являются проведение технических инвентаризаций, изготовление технических планов, кадастровых паспортов и осуществление государственной регистрации права муниципальной собственности города Твери. В 2014 году получено - 448 свидетельств о государственной регистрации права, 174 технических плана.
Объекты муниципальной собственности, являющиеся объектами коммунальной инфраструктуры города Твери и относящиеся к объектам водопроводно-канализационного хозяйства и ливневой канализации, системам электроснабжения, дорожного хозяйства, а также бесхозяйное имущество необходимо инвентаризировать, уточнить технические характеристики, внести необходимые изменения в техническую документацию, зарегистрировать право муниципальной собственности. Проведение данных работ направлено на оптимизацию и уточнение состава муниципального имущества.
Доработка автоматизированной информационной системы по учету объектов муниципальной собственности позволит обеспечить поддержание полной и достоверной информации по учету объектов, входящих в состав реестра муниципальной собственности, и формирование информационной базы по земельным ресурсам города Твери.
Для исполнения функций и задач органов местного самоуправления, определенных действующим законодательством РФ, важным остается вопрос эффективного использования муниципального имущества, находящегося в различных видах пользования муниципальных унитарных предприятий города Твери, а также создание эффективной системы управления данным имуществом в целях формирования доходной части бюджета от перечислений части прибыли.
Данная цель достигается посредством формирования ежегодных планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий и контроля за их исполнением в течение года, своевременным и полным перечислением в бюджет города части прибыли, остающейся у муниципальных предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей (отчислений собственнику).
Муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие в 2014 году производственную деятельность, обеспечивают рабочими местами в среднем 3320 человек, в хозяйственном ведении нижеперечисленных предприятий находится муниципальное имущество балансовой стоимостью 1573,65 млн. руб.
Создание эффективной системы управления муниципальным имуществом в виде акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ осуществляется в целях содействия развитию городской инфраструктуры и социальной сферы, поддержания в надлежащем состоянии объектов муниципальной собственности, поддержки предпринимательства, привлечения инвестиций в город, увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджета города, а также роста экономической эффективности хозяйственных обществ с городским участием.
Результаты деятельности муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия города Твери зависят от роста цен на товарном рынке, стоимости потребляемой ими продукции (работ, услуг), что влияет на себестоимость производимой ими продукции и оказываемых услуг, их финансовую устойчивость и платежеспособность. Спрос на продукцию (работы, услуги), платежеспособность партнеров и потенциальных потребителей также влияют на результаты хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия города Твери.
Указанные факторы могут повлечь за собой невыполнение планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности, снижение рентабельности, невозможность осуществления прибыльной деятельности и привести к несостоятельности (банкротству) данных муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ. Убыточная деятельность указанных организаций повлечет за собой невыполнение плановых показателей по перечислению ими в бюджет города Твери части прибыли и дивидендов.
Более 25% объектов, включенных в реестр муниципальной собственности, являются объектами коммунального хозяйства города Твери. В целях повышения уровня надежности, качества и эффективности работы объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, системы электроснабжения и теплоснабжения, объекты внешнего благоустройства) переданы ресурсоснабжающим предприятиям: ООО "Тверь Водоканал",ООО "Тверская генерация", ООО "Тверьэнергогаз", МУП "Тверьгорэлектро" в аренду, безвозмездное пользование или закреплены на праве хозяйственного ведения.
В целях выявления и последующего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, в соответствии с постановлением Главы администрации города Твери от 20.11.2007 N 3570 "Об утверждении положения о порядке постановки на учет объектов бесхозяйного имущества на территории города Твери" (далее - постановление Главы администрации города Твери от 20.11.2007 N 3570) департаментом осуществляется процедура по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов инженерной инфраструктуры города Твери. В 2014 году поставлено на учет в Управлении Росреестра по Тверской области как бесхозяйное имущество 29 объектов теплоснабжения (ЦТП, тепловые узлы), 1 водопроводная насосная станция, 4 объекта электроснабжения (ТП, кабельные линии), 2 объекта газоснабжения (газопроводы) общей протяженностью 526,0 м, 4 бесхозяйных объекта (нежилые помещения). Зарегистрировано право муниципальной собственности на основании решений суда на 10 объектов.
Координация деятельности муниципальных учреждений, администрации города Твери, ее структурных подразделений (в том числе администраций районов города), Тверской городской Думы по вопросам использования муниципального имущества является одним из направлений управления муниципальной собственностью.
В настоящее время в муниципальном образовании город Тверь насчитывается 175 муниципальных учреждений, из них: 151 образовательное учреждение, 18 учреждений культуры и спорта, 6 иных учреждений.
Департамент закрепляет имущество за муниципальными учреждениями (структурными подразделениями администрации города Твери) на праве оперативного управления, осуществляет передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование, аренду, на хранение и осуществляет контроль за его сохранностью и целевым использованием.
В целях формирования оптимальной имущественной базы города, необходимой для исполнения полномочий по решению вопросов муниципального значения, департаментом проводится работа по приемке-передаче имущества в муниципальную или в государственную собственность в рамках разграничения полномочий в соответствии с федеральным законодательством, а также по приему имущества в муниципальную собственность от юридических и физических лиц по договорам пожертвования (14 объектов), в результате проведения процедуры деприватизации (4 объекта).
В течение 2014 года из государственной собственности Тверской области в муниципальную собственность принято 117 единиц движимого имущества. В государственную собственность Тверской области передано 3 объекта недвижимости.
В 2014 году принято в муниципальную казну имущество (42 объекта), приобретенное по муниципальным контрактам в рамках ранее действовавших городских программ, в порядке, установленном постановлением Главы администрации города Твери.
Обеспечение рационального, эффективного использования находящихся в муниципальной собственности земельных участков достигается путем:
- вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот: заключаются договора аренды, пользования земельными участками;
- установления границ и оформления земельно-правовых отношений на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности;
- внедрения механизмов регулярного контроля и анализа использования земельных участков;
- обеспечения учета земельных участков в информационной системе (ведется работа по актуализации графической и семантической информационной базы данных по земельным участкам и правам на них);
- обеспечения учета рыночного спроса при формировании и предоставлении земельных участков на торгах;
- расширения открытости и использования современных технологий при управлении земельными участками, в том числе внедрения электронных торгов, в рамках которых заключаются муниципальные контракты на выполнение работ по формированию, постановке на кадастровый учёт, оценке земельных участков и т.д.
В целях реализации Закона Тверской области от 07.12.2011 N 75-ЗО "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области" проводятся действия по формированию и предоставлению земельных участков многодетным семьям.
В рамках своей компетенции администрацией города осуществляется муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования.
Предметом муниципального земельного контроля являются все земли, находящиеся в границах муниципального образования город Тверь, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
В рамках выполняемых департаментом работ реализуются следующие мероприятия:
- проводятся проверки в отношении субъектов земельных правоотношений по соблюдению ими установленных правовыми нормами правил использования земельных участков;
- при обнаружении признаков состава правонарушения в области земельного законодательства (нецелевого использования или самовольного занятия земельного участка) материалы проверок в отношении проверяемых лиц направляются для рассмотрения в специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие государственный земельный надзор и принимающие соответствующие меры к нарушителям в рамках своих полномочий.
Ведение претензионной и исковой работы одна из основных задач, возникающих при исполнении мероприятий по контролю за поступлением доходов в бюджет города. С целью мобилизации неналоговых доходов в бюджет города и укрепления платежной дисциплины активизирована претензионно-исковая работа. Ежемесячно департаментом проводятся комиссии по работе с должниками по арендной плате за нежилые помещения и землю. Вызов должника на комиссию позволяет в ряде случаев решить вопрос о возникшей задолженности в досудебном порядке. В 2013 году в результате проведения комиссий поступило в бюджет города 7,97 млн. руб., за 9 месяцев 2014 года - 6,53 млн. руб. За 2013 год подано 202 исковых заявления о взыскании задолженности арендаторов перед бюджетом, за 9 месяцев 2014 года - 197 исковых заявления. В процессе искового производства в 2014 году оплачена задолженность в общей сумме 2,19 млн. руб.
В целях обеспечения доступности информации о деятельности департамента в сфере управления имуществом действует официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором оперативно размещается:
- информация о муниципальном имуществе (в том числе: перечень недвижимого имущества, предлагаемого к сдаче в аренду; перечень объектов, выставляемых на торги);
- информация о продаже муниципального имущества.
Политика администрации города Твери в области имущественных и земельных отношений в городе Твери реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Тверской области и нормативными правовыми актами города Твери.
Для проведения единой политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории города Твери осуществляется нормативно-правовая регламентация процессов управления объектами муниципальной собственности, в том числе земли, которая заключается в разработке и принятии нормативных правовых актов, правовых актов города Твери по соответствующим вопросам.
Вопросы управления объектами муниципальной собственности, в том числе земельными ресурсами, находятся в постоянном развитии, в связи с этим требуется регулярное совершенствование нормативной правовой базы.
В случае изменения действующего законодательства в соответствии со своими полномочиями департаментом будет обеспечена разработка правовых актов города Твери в сфере управления муниципальным имуществом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.