Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития
1. В современном мире культурное наследие является важнейшим фактором, который обеспечивает духовное развитие общества и активно влияет на экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества.
2. Основные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Тверской области "Сохранение, популяризация и государственная охрана культурного наследия Тверской области" на 2018 - 2023 годы (далее - Программа) установлены в соответствии с Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р.
3. Программа определяет основные направления деятельности, призванной обеспечить сохранение целостной историко-культурной среды Тверской области.
4. Тверская область, расположенная в центре России между двух исторических столиц, насчитывает более 10 000 объектов историко-культурного наследия. На государственной охране состоят 7 735 объектов культурного наследия, на государственном учете - 2 854 выявленных объекта культурного наследия, 14 исторических городов и около 2 000 исторически ценных градоформирующих объектов. Количество объектов культурного наследия в Тверской области значительно больше, чем в других регионах России.
5. Современная ситуация в сфере сохранения культурного наследия Тверской области характеризуется общим неудовлетворительным состоянием объектов культурного наследия. Только 41 % от общего количества объектов культурного наследия находятся в относительно хорошем техническом состоянии. В таких условиях существует реальная опасность, что в ближайшее время могут быть безвозвратно утрачены многие историко-культурные ценности. Основными причинами ухудшения технического состояния объектов культурного наследия являются сокращение государственного финансирования, отсутствие целевых ассигнований на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия в бюджетах муниципальных образований, нерешенность вопроса разграничения собственности на объекты культурного наследия.
6. Правительством Тверской области большое внимание уделяется привлечению средств из бюджетов всех уровней для решения задачи сохранения наиболее значимых объектов культурного наследия нашего региона. В целях проведения комплексной реставрации одного из наиболее значимых объектов культурного наследия федеральной категории охраны, расположенного на территории города Твери и долгое время находящегося в аварийном состоянии - "Комплекса Путевого дворца XVIII - XIX века" (далее - объект), в 2012 году заключено соглашение между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Тверской области о реализации подпроекта "Тверской императорский путевой дворец" (далее - подпроект) в рамках проекта Министерства культуры Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития "Сохранение и использование культурного наследия в России". Результатом реализации подпроекта стало создание на базе уникального объекта культурного наследия современного музейно-выставочного комплекса, который обеспечивает доступ к культурным ценностям намного большего числа посетителей.
7. Важным компонентом, составляющим культурное наследия региона, являются архивные материалы, хранящиеся в Архивном фонде Тверской области и составляющие более 2,8 млн. единиц хранения с конца XIV века до настоящего времени.
8. Государственные архивы Тверской области хранят документы, образовавшиеся и образующиеся в процессе функционирования органов государственной власти Тверской области и иных государственных органов Тверской области, государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений Тверской области, и другие архивные документы (в частности, документы по личному составу ликвидированных предприятий, документы личных фондов выдающихся деятелей Тверской области).
9. Исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим охрану, сохранение, организацию комплектования, хранения, учета и использования архивных документов и архивных фондов, находящихся в собственности Тверской области, является Архивный отдел Тверской области.
10. Сохранение, популяризация и охрана культурного наследия - это одно из приоритетных направлений в деятельности Правительства Тверской области. Основными задачами реализации Программы являются:
а) увеличение количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии;
б) активизация работ по государственной охране и государственному надзору за использованием объектов культурного наследия;
в) увеличение количества архивных документов государственных архивов Тверской области, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное и долговременное хранение.
11. Приоритеты государственной политики в сфере охраны и сохранения культурного наследия установлены стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, реализация которых позволила наметить пути решения многих проблем и решить некоторые из них.
12. Анализ результатов реализации политики в сфере охраны и сохранения культурного наследия региона за последние годы позволяет выявить ключевые проблемы в данной сфере в Тверской области:
а) при обеспечении сохранения культурного наследия:
большое число объектов культурного наследия Тверской области (около 59 процентов) находится в неудовлетворительном состоянии. Памятники истории и культуры нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ;
невысокий уровень подготовки квалифицированного персонала реставрационной отрасли, дефицит профессиональных реставраторов;
возникновение бюджетного дефицита и недостаточный вследствие этого уровень бюджетного финансирования, секвестирование бюджетных расходов на сферу "Сохранение объектов культурного наследия";
б) при осуществлении государственной охраны объектов культурного наследия:
отсутствие реального механизма государственной охраны объектов культурного наследия, ориентированного на предотвращение разрушения объекта культурного наследия, а не на привлечение к ответственности по фактам нарушений;
отсутствие собственников у ряда объектов культурного наследия;
в) при осуществлении деятельности по согласованию проектной документации на объекты культурного наследия:
недостаток квалифицированных кадров в Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области и увеличение документооборота;
г) при осуществлении мероприятий, направленных на актуализацию сведений об объектах культурного наследия:
отсутствие достаточного финансирования на мероприятия, направленные на подготовку документации на объекты культурного наследия;
д) при обеспечении сохранности и государственного учета документов Архивного фонда Тверской области и других архивных документов в государственных архивах Тверской области:
несоблюдение нормативных условий хранения документов в государственных архивах Тверской области, вызванных недостаточностью площадей архивохранилищ, постоянным возрастанием объемов архивных документов и увеличением степени загруженности архивохранилищ, в том числе в связи с приемом в государственные архивы документов по личному составу ликвидированных организаций, учреждений и предприятий;
недостаточная степень удовлетворенности получателей архивных услуг предоставлением справочно-поисковых средств по документам государственных архивов Тверской области и архивных документов в электронном виде.
13. Решению указанных проблем во многом будут способствовать мероприятия, предусмотренные в рамках реализации настоящей Программы.
14. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы сформированы исходя из положений следующих стратегических документов:
а) концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
б) стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 N 1540-р;
в) стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
г) поручения Президента Российской Федерации от 20.08.2012 N Пр-2217 "Об осуществлении мер по установлению границ и соблюдению правового режима земель на ряде объектов культурного наследия".
15. Основными приоритетами государственной политики в сфере сохранения, популяризации и государственной охраны культурного наследия Тверской области являются:
а) проведение ремонтно-реставрационных работ на приоритетных объектах культурного наследия Тверской области;
б) проведение мероприятий, призванных привлечь внимание общественности и молодежи к проблемам сохранения объектов культурного наследия;
в) осуществление контроля за состоянием и использованием объектов культурного наследия, в том числе:
проведение контрольных мероприятий на объектах культурного наследия;
мониторинг состояния объектов культурного наследия;
г) актуализация данных об объектах культурного наследия, в том числе:
обеспечение разработки и утверждения предметов охраны объектов культурного наследия;
обеспечение разработки и утверждения границ территории объектов культурного наследия;
обеспечение объектов культурного наследия охранными обязательствами;
обеспечение проведения государственной историко-культурной экспертизы документации на объекты культурного наследия и земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;
обеспечение выявления объектов культурного наследия;
обеспечение разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия;
д) согласование проектной, градостроительной и землеустроительной документации в рамках обеспечения сохранения объектов культурного наследия.
16. Основными приоритетами государственной политики в сфере архивного дела являются:
а) обеспечение сохранности архивных документов, составляющих часть государственных информационных ресурсов, в том числе документов по личному составу;
б) удовлетворение потребностей граждан в архивной информации.
17. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию государственной программы, по годам ее реализации указан по каждой подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме в разрезе кодов бюджетной классификации и дополнительных аналитических кодов в характеристике государственной программы.
18. Характеристика государственной программы приведена в приложении 1 к настоящей государственной программе.
19. Характеристика основных показателей государственной программы приведена в приложении 2 к настоящей государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.