Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа Тверской области
"Сохранение памятников и традиций народного деревянного
зодчества Тверской области на 2009-2011 годы"
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 01.09.2008 N 269-па)
г. Тверь, 2008 год
Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Сохранение памятников и традиций народного
деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа Тверской области "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
Администратор Программы (государственный заказчик-координатор) |
Комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области - администратор Программы (государственный заказчик-координатор) Администраторы Программы: - комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области; - комитет по делам культуры Тверской области; - департамент образования Тверской области; - департамент строительного комплекса Тверской области |
Дата утверждения Программы | 01.09.2008 |
Стратегические цели и/или тактические задачи Программы с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которой(ых) планируется их достижение. |
Стратегическая цель Программы - сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области путем вовлечения их в современный социально-культурный и хозяйственный оборот. Тактические задачи Программы: - выявление и фиксация памятников народного деревянного зодчества на всей территории Тверской области для определения их технического состояния, очередности проведения реставрационных работ, возможности сохранения на месте или необходимости перевозки; - консервация и реставрация памятников деревянного зодчества, перевезенных в архитектурно-этнографический музей села Василево, проведение противоаварийных и реставрационных работ на культовых памятниках деревянного зодчества, включение памятников народного деревянного зодчества в объекты туристических маршрутов; - сохранение, организация и развитие архитектурно-этнографических музеев-заповедников на территории Тверской области (в селе Василево Торжокского района, в деревне Ширково Пеновского района Тверской области); - организация учебного центра по обучению мастерству плотника и ремеслам, связанным с деревообработкой, на базе профессионального учебного заведения; - сохранение традиционной народной деревянной архитектуры Затьмацкого посада города Твери; - популяризация и пропаганда памятников деревянного зодчества. 1. Ведомственная целевая программа комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области на 2009-2011 годы. 2. Ведомственная целевая программа комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области на 2009-2011 годы. 3. Ведомственная целевая программа комитета по делам культуры Тверской области на 2009-2011 годы. 4. Ведомственная целевая программа департамента образования Тверской области на 2009-2011 годы. 5. Ведомственная целевая программа департамента строительного комплекса Тверской области на 2009-2011 годы |
Сроки реализации Программы | 2009-2011 годы |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- увеличение выявленных и зафиксированных памятников деревянного зодчества к уровню 2007 года на 40 единиц; - снижение числа аварийных культовых объектов деревянного зодчества на 8 единиц к уровню 2007 года; - количество отреставрированных объектов деревянного зодчества на территории архитектурно-этнографического музея в селе Василево -10 единиц; - количество созданных и укомплектованных экспонатами архитектурно-этнографических музеев на территории Тверской области - 2 единицы; - увеличение количества разработанных проектов реставрации в Затьмацком посаде города Твери на 24 единицы к уровню 2007 года; - количество проведенных научных конференций с целью популяризации памятников деревянного зодчества - 1 единица |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ведомственным целевым программам |
Общий объем финансирования Программы составляет: 104356,3 тыс. рублей Источник финансирования - областной бюджет Тверской области 2009 год - 22755,8 тыс. рублей 0910 - 0,0 тыс. рублей 0801 - 1 600 тыс. рублей 0801 - 7 500 тыс. рублей 0709 - 500,0 тыс. рублей 0801 - 13155,8 тыс. рублей 2010 год - 41009,8 тыс. рублей 0910 - 300,0 тыс. рублей 0801 - 4 800 тыс. рублей 0801 - 11 000 тыс. рублей 0709 - 1000,0 тыс. рублей 0801 - 23909,8 тыс. рублей 2011 год - 40590,7 тыс. рублей 0910 - 300,0 тыс. рублей 0801 - 7900,0 тыс. рублей 0801 - 7390,7 тыс. рублей 0709 - 0,0 тыс. рублей 0801 - 25000,0 тыс. рублей |
Основные механизмы реализации Программы |
Ответственным за реализацию Программы является государственный заказчик-координатор - комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области. Главными распорядителями средств областного бюджета Тверской области Программы являются государственный заказчик - координатор, государственные заказчики, ответственные за реализацию мероприятий Программы. Государственными заказчиками мероприятий по разделам Программы являются комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области, департамент строительного комплекса Тверской области, комитет по туризму, курортам и международным связям, комитет по делам культуры Тверской области, департамент образования Тверской области. Исполнителями мероприятий Программы являются организации, определенные на конкурсной основе, которые несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое и рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств. Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий, в установленном порядке. Мероприятия Программы реализуются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тверской области |
Основные механизмы мониторинга реализации Программы |
Мониторинг реализации Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором, который с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств проводит анализ затрат по программным мероприятиям, оценку механизма ее реализации, а также уточняет состав исполнителей. В случае необходимости вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы. В течение всего периода реализации Программы осуществляется полугодовой и годовой мониторинги реализации Программы путем составления отчетов. Непосредственные исполнители мероприятий представляют отчеты об исполнении мероприятий Программы государственным заказчикам в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, государственные заказчики представляют отчеты об исполнении мероприятий в комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно в срок до 10 марта года, следующего за отчетным годом. Осуществляя полугодовой мониторинг, государственный заказчик-координатор представляет в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области отчеты о реализации Программы в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Годовой отчет с пояснительной запиской, содержащей оценку достижений запланированных результатов реализации Программы, анализ фактической эффективности реализации Программы, оценку возможностей достижения по результатам реализации целей Программы и решения ее задач, а также достижения значений конечных результатов реализации Программы представляется в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом. Департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области анализируют представленные отчеты. Годовой отчет рассматривается на Бюджетной комиссии Тверской области |
I. Характеристика проблем
Русь с древнейших времен была страной дерева, особенно ее северные регионы, включавшие и тверские земли, на которых раскинулся Оковский лес - древний лесной массив, впервые упомянутый в летописной "Повести временных лет". Жилые постройки, бани, амбары, риги, водяные и ветряные мельницы, часовни и церкви, оборонительные сооружения и целые города сооружались здесь из дерева.
Особенность географического расположения Тверской области, ее контакты с соседними регионами отразились и на народном деревянном зодчестве самой уязвимой части архитектурного наследия. Здесь прослеживаются черты новгородской, вологодской, ярославской, московской, смоленской культур. Особое место занимает культура карел, переселившихся из Западного Приладожья на тверские земли в XVII веке после заключения между Россией и Швецией Столбовского мира, по которому часть Карелии отошла к Швеции.
По официальной статистике, которая велась исключительно по объектам религиозного назначения, в тверском крае насчитывалось культовых деревянных построек в 1901 году - 196 церквей, 745 часовен. По материалам списка памятников Калининской области 1937-1949 годов на ее территории на учете состояло 110 деревянных церквей и часовен, построенных в XVII-XVIII веках.
Первое комплексное обследование территории Калининской области было проведено в 1960-1980 годах специалистами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР (главный архитектор проекта Альтшуллер Б.Л., старший архитектор Галашевич А.А., техник Якубени Е.А.), результаты обследования были обобщены в так называемых Материалах первичного учета, выявленные памятники были затем паспортизированы, но далеко не все, так как значительная их часть считалась в силу своего "позднего происхождения" не имеющей исторической и архитектурной ценности. По данным материалам на территории Калининской области деревянных культовых сооружений было учтено и поставлено на государственную охрану церквей - 58, часовен - 72, всего - 130 объектов. Из них прошли паспортизацию как памятники истории и культуры 84 объекта: церквей - 50, часовен - 34.
В 1998-1999 годах по Гранту Президента Российской Федерации коллективом под руководством Кустова В.А. было проведено обследование и выявление памятников культовой деревянной архитектуры Тверской области. Обследовались объекты, состоящие на государственной охране и первичном учете. В результате обследования были получены сведения о существующих и утраченных объектах и степени технического состояния. В частности:
- выявлены утраченные объекты в количестве: памятники, состоящие на государственном учете или государственной охране, - 26 (в том числе церквей - 9, часовен - 17), памятники, не состоящие на государственном учете и государственной охране (первичный учет), - 25 (в том числе церквей 11, часовен 14). Всего утрачен - 51 объект;
- проведен мониторинг состояния сохранившихся объектов: состоящие на государственном учете или государственной охране - 66 (в том числе церквей - 30, часовен - 36), не состоящие на государственном учете и государственной охране (первичный учет) - 13 (в том числе церквей - 8, часовен - 5), вновь выявленные - 8 (в том числе церквей - 2, часовен - 6). Всего - 87 объектов.
В результате проведенного обследования было констатировано преимущественно неудовлетворительное или предаварийное состояние памятников деревянного культового зодчества Тверской области. Выполненные материалы дают реальное представление по наличию и техническому состоянию памятников культовой деревянной архитектуры на начало 2000 года.
По гражданским и хозяйственным объектам, предлагаемым генеральным планом архитектурно-этнографического музея в селе Василево Торжокского района (1990 г.) к перевозке в музей из сельских населенных пунктов, информации на настоящий момент нет.
В 2000-2006 годах обследование состояния и мониторинг объектов традиционной деревянной архитектуры (церкви и часовни) Тверской области не проводился.
Первой проблемой, на решение которой направлена данная Программа, является отсутствие на сегодняшний день достоверной информации и реального представления о наличии и техническом состоянии памятников деревянного зодчества.
Основные направления работы в рамках данной Программы:
- проведение экспедиций с целью выявления и фиксации памятников деревянной архитектуры северо-восточной части Тверской области;
- формирование банка данных по объектам деревянной архитектуры о состоянии объекта, пользователе, форме собственности, выполненных ремонтно-реставрационных работах.
Без принятия комплексных мер по сохранению деревянного зодчества, из-за недолговечности материала эта уникальная часть национальной культуры обречена на исчезновение в ближайшее время.
На настоящий момент следует констатировать, что практически все объекты архитектурно-этнографического музея в селе Василево находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, а более половины - в предаварийном и аварийном (этого легко можно было бы избежать при проведении своевременного ремонта деревянных крыш). Небольшое количество сохранившихся культовых объектов требует проведения незамедлительных противоаварийных работ.
В частности таких сооружений, как ветряные мельницы, на территории Тверской области, возможно, вообще не осталось. По последней информации периода 1995 года, их оставалось три - четыре. Водяные мельницы на территории Тверской области в настоящее время утрачены все, если не считать остатки конструкций нескольких плотин.
Картину прогрессирующих утрат памятников культовой деревянной архитектуры по Тверской области можно проиллюстрировать диаграммой:
Аварийное состояние объектов деревянного зодчества, выпадение объектов из хозяйственно-экономического оборота является второй проблемой, которую необходимо решить в рамках данной Программы.
С этой целью необходимо выполнение ремонтно-реставрационных работ на объектах деревянного зодчества, находящихся на территории архитектурно-этнографического музея под открытым небом в селе Василево, и на культовых объектах деревянного зодчества Тверской области.
Отсутствие на территории Тверской области на сегодняшний день полноценных музеев деревянного зодчества является еще одной проблемой, решаемой данной Программой.
В 1973-1974 годах авторским коллективом в составе кандидата архитектуры Ополовникова А.В, архитектора Кустова А.И и искусствоведа Шургина И.Н. по результатам рекогносцировочных выездов был разработан эскизный проект первого генерального плана Калининского областного архитектурно-этнографического музея под открытым небом в селе Василево Торжокского района. 13 декабря 1976 года Калининским облисполкомом было принято решение о создании архитектурно-этнографического музея под открытым небом, а 17 мая 1977 года принято решение об отводе земельного участка под музей. К 1978 году архитектором Кустовым А.И. был разработан первый генеральный план музея и перевезен первый экспонат музея - Преображенская церковь (1732 г.) из села Спас-на-Сози Калининского района. К перевозке на территорию музея предварительно было запланировано 22 объекта, предполагаемых к размещению в соответствии с генпланом в четырех зонах - северной, западной и зоны переселения карел, южной и восточной. По результатам экспедиционных обследований территории Тверской области к 1982 году на территорию музея перевезено 10 объектов, в том числе две церкви, пожарное депо, ветряная и водяная мельницы, жилые дома и хозяйственные постройки.
С 1985 года по 1990 год разработку генерального плана и проведение комплексного обследования территории Тверской области осуществлял исторический факультет Горьковского госуниверситета под руководством кандидата исторических наук Васильева Ф.В. По результатам экспедиционного обследования в период 1985-1990 годов был разработан новый генеральный план (с учетом первого генерального плана), предполагавший в своей структуре уже шесть зон: восточную, северную, селигерскую, карельскую, южную и пеновскую. Разработаны генеральные планы карельской и восточной зон музея. В результате на территории музея должно было располагаться 80 объектов различного назначения. Уже в то время констатировалось, что имеющейся территории музея не достаточно для размещения запланированных к перевозке построек. Генеральный план не был согласован в установленном порядке (отклонен от согласования на доработку письмом Главного управления охраны, реставрации и использования памятников Министерства культуры РСФСР от 26.12.1989 N 14-26/50с).
На сегодняшний день территория музея не имеет охраны, на нее открыт свободный доступ как для граждан, так и для проезда транспорта (результат - проявление вандализма по отношению к объектам: взломы, граффити на стенах). Территория музея не укомплектована объектами для организации полноценной экспозиции. Более того, имеющегося земельного участка, находящегося в пользовании музея, не хватает для размещения экспозиции, предполагаемой к организации как на первом этапе формирования музея в 1970 годах, так и в начале 1990 годов. Реализация неутвержденного генерального плана 1989 года невозможна по причине утраты многих экспонатов, уже перевезенных на его территорию (дома, мельница), утраты объектов, запланированных к перевозке (дома из села Есиновичи и т.д.), а также с учетом того факта, что к перевозке были запланированы объекты, на момент обследования находившиеся в неудовлетворительном и предаварийном состоянии и на настоящий момент отсутствует какая-либо информация об их состоянии (вероятность утраты - 90 %).
Кроме того, площадь территории музея, которая составляет вместе с территорией усадьбы Василево 21,7 га, недостаточна для размещения запланированных к перевозке в 1989 году объектов (всего 80 единиц). В том числе и для размещения центра по обучению плотничному ремеслу, который крайне необходимо организовать именно на базе музея для обеспечения не только процесса обучения, но и для регулярного проведения текущих ремонтных работ на объектах-экспонатах.
Для решения данной проблемы необходимы:
- разработка концепции развития музея;
- натурное обследование территории;
- разработка генерального плана музея и его утверждение;
- временная сборка памятников деревянного зодчества, выявленных в процессе обследования.
Перспективным направлением в рамках данной Программы является создание филиалов архитектурно-этнографического музея Тверской области в районах Тверской области. Например, в населенных пунктах, имеющих памятники деревянного зодчества, которые не подлежат перевозке по объективным причинам, расположены на местах традиционных туристических маршрутов и уникальны для Тверской области и России, такие, как ярусная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1694 г.) в Ширковом погосте Пеновского района, являющаяся единственной постройкой такого типа в мире.
Отсутствие кадров реставраторов по объектам деревянного зодчества является следующей проблемой, решаемой в рамках данной Программы.
Чтобы решить ее, предлагается:
- создать с привлечением специалистов на базе профессионального учебного заведения группы по обучению мастерству плотника и ремеслам, связанным с деревообработкой;
- создать современную материально-техническую базу для проведения практических занятий по профессии, связанной с деревообработкой и реставрацией.
Острой является проблема несовершенства сохранности объектов жилого и хозяйственного назначения деревянной архитектуры городов.
Информация о состоянии и наличии построек гражданского назначения, в том числе в городах (жилая застройка), со времени проведения паспортизации и экспедиционного обследования в 1970-1980 годах отсутствует. То есть реально за период с 1990 по 2007 год (17 лет), возможно, утрачено значительное количество объектов, состоящих на государственном учете и охране. Инвентаризация, мониторинг состояния и систематизация сведений об объектах традиционной деревянной архитектуры в городах Тверской области со времени их паспортизации в 1970-1980 годах до настоящего времени не осуществлялись.
Данные объекты в случае активной эксплуатации видоизменяются владельцами без учета их архитектурной ценности либо в случае бесхозности быстро разрушаются по естественным причинам или сносятся (разбираются).
Для решения данной проблемы в Программе запланированы следующие мероприятия:
- разработка режимов содержания территорий достопримечательного места - Затьмацкий посад города Твери;
- разработка проектов реставрации объектов деревянного зодчества для собственников.
Учитывая вышеизложенное, решить проблему сохранения народного деревянного зодчества возможно только комплексным путем.
Комплексный подход к решению проблемы сохранения памятников и традиций народного деревянного зодчества заключается в сплошном обследовании территории Тверской области с целью определения состояния состоящих на учете и государственной охране объектов деревянного народного зодчества, выявления новых объектов и выработки системы мер по их сохранению, восстановлению или фиксации в случае невозможности перевозки объекта и сохранения его на месте.
Программный подход к решению данной проблемы представляется единственно верным, так как дает возможность решать вопросы по- порядку, выделяя приоритетные направления.
II. Стратегические цели и тактические задачи Программы
Решение проблемы сохранения историко-культурного наследия- народного деревянного зодчества и его традиций является важной составной частью экономического развития Тверской области.
Главная стратегическая цель Программы - сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области путем вовлечения их в современный социально-культурный и хозяйственный оборот.
Реализация поставленной цели возможна при условии решения следующих основных тактических задач Программы:
- выявление и фиксация памятников народного деревянного зодчества на всей территории Тверской области для определения их технического состояния, очередности проведения реставрационных работ, возможности сохранения на месте или необходимости перевозки;
- консервация и реставрация памятников деревянного зодчества, перевезенных в архитектурно-этнографический музей села Василево, проведение противоаварийных и реставрационных работ на культовых памятниках деревянного зодчества, включение памятников народного деревянного зодчества в объекты туристических маршрутов;
- сохранение, организация и развитие архитектурно-этнографических музеев-заповедников на территории Тверской области (в селе Василево Торжокского района, в деревне Ширково Пеновского района Тверской области);
- организация учебного центра по обучению мастерству плотника и ремеслам, связанным с деревообработкой, на базе профессионального учебного заведения;
- сохранение традиционной народной деревянной архитектуры Затьмацкого посада города Твери;
- популяризация и пропаганда памятников деревянного зодчества.
Достижение стратегической цели и тактических задач осуществляется в рамках ведомственной целевой программы комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области на 2008-2010 годы, ведомственной целевой программы комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области на 2009-2011 годы, ведомственной целевой программы комитета по делам культуры Тверской области на 2009-2011 годы, ведомственной целевой программы департамента образования Тверской области на 2009-2011 годы, ведомственной целевой программы департамента строительного комплекса Тверской области на 2009-2011 годы.
III. Срок реализации Программы
Программа реализуется в 2009-2011 годах.
Мероприятия долгосрочной целевой программы "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы" представлены в приложении 1 к настоящей Программе.
IV. Объем ресурсов, необходимых для реализации Программы
Общий объем финансирования составляет 104 356,3 тыс. рублей,
в том числе:
2009 год - 22 755,8 тыс. рублей;
2010 год - 41 009,8 тыс. рублей;
2011 год - 40 590,7 тыс. рублей.
Стоимость мероприятий рассчитывалась с учетом средней стоимости услуг специализированных организаций по составлению проектной документации и производство ремонтно-реставрационных работ. Для этого проводились консультации с департаментом строительного комплекса Тверской области, ведущими архитекторами и реставраторами.
В ходе выполнения мероприятий возможна корректировка необходимого финансирования, в случае если при проведении научно-исследовательских работ на объектах культурного наследия будут обнаружены новые виды работ.
Глава, подраздел классифи- кации расходов |
Очередной год (тыс. рублей) |
Первый год планового периода (тыс. рублей) |
Второй год планового периода (тыс. рублей) |
||||||
област- ной бюджет Твер- ской области |
феде- раль- ный бюд- жет |
итого | област- ной бюджет Твер- ской области |
феде- раль- ный бюд- жет |
итого | област- ной бюджет Твер- ской области |
феде- раль- ный бюд- жет |
итого | |
Глава 020, раздел 0910 |
0,0 | 0,0 | 300,0 | 300,0 | 300,0 | 300,0 | |||
Глава 024, раздел 0801 |
1600,0 | 1600,0 | 4800,0 | 4800,0 | 7900,0 | 7900,0 | |||
Глава 056, раздел 0801 |
7500,0 | 7500,0 | 11000,0 | 11000 | 7390,7 | 7390,7 | |||
Глава 075, раздел 0709 |
500,0 | 500,0 | 1000,0 | 1000,0 | 0,0 | 0,0 | |||
Глава 122, раздел 0801 |
13155,8 | 13155,8 | 23909,8 | 23909,8 | 25000 | 25000 |
Система программных мероприятий в соответствии с целями и задачами долгосрочной целевой программы "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы" определяет пути решения проблем сохранения памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области.
V. Плановые показатели результатов Программы
Плановые показатели эффективности реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы" отражены в приложении 2 к настоящей Программе.
VI. Описание механизмов реализации Программы
Ответственным за реализацию Программы является государственный заказчик-координатор - комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области. Главными распорядителями средств областного бюджета Тверской области по мероприятиям Программы являются государственный заказчик-координатор, государственные заказчики, ответственные за реализацию мероприятий Программы.
Государственными заказчиками мероприятий по разделам Программы являются комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области, департамент строительного комплекса Тверской области, комитет по туризму, курортам и международным связям, комитет по делам культуры Тверской области, департамент образования Тверской области. Исполнителями мероприятий Программы являются организации, определенные на конкурсной основе, которые несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое и рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств. Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий в установленном порядке. Мероприятия Программы реализуются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тверской области.
VII. Описание механизмов мониторинга реализации Программы
Мониторинг реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором, который с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств проводит анализ затрат по программным мероприятиям, оценку механизма ее реализации, а также уточняет состав исполнителей. В случае необходимости вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы.
В течение всего периода реализации Программы осуществляется полугодовой и годовой мониторинг реализации Программы путем составления отчетов.
Непосредственные исполнители мероприятий представляют отчеты об исполнении мероприятий Программы государственным заказчикам в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, государственные заказчики представляют отчеты об исполнении мероприятий в комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно, в срок до 10 марта года, следующего за отчетным годом. Осуществляя полугодовой мониторинг государственный заказчик-координатор представляет в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области отчеты о реализации Программы до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Годовой отчет с пояснительной запиской, содержащей оценку достижений запланированных результатов реализации Программы, анализ фактической эффективности реализации Программы, оценку возможностей достижения по результатам реализации целей Программы и решения ее задач, а также достижения значений конечных результатов реализации Программы представляется в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области анализируют представленные отчеты.
Годовой отчет рассматривается на Бюджетной комиссии Тверской области.
VIII. Оценка рисков реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в условиях наличия определенных рисков.
Внешние риски:
- негативное воздействие экологических и антропогенных факторов на объекты культурного наследия (подтопление территорий, оползни, эрозия, загрязнение окружающей среды, вибрация, атмосферные осадки, несоответствующее содержание и использование, намеренное уничтожение объекта и т.д.).
Внутренние риски:
- слабая материально-техническая база реставрационных мастерских;
- недостаточный квалификационный уровень специалистовреставраторов;
- недостаток квалифицированных, аттестованных архитекторов-реставраторов;
- отток квалифицированных специалистов из-за низких расценок (расценки за реставрацию рассчитываются по нормам 1984 года с коэффициентами, не покрывающими и 50 % инфляции);
- отсутствие конкурентной среды на рынке услуг по реставрации объектов культурного наследия.
Основными мерами по снижению рисков реализации Программы является подготовка специалистов-реставраторов, осуществление контроля за использованием объектов деревянного зодчества комитетом по охране историко-культурного наследия Тверской области, проведение конференций по вопросам реставрации деревянного зодчества с целью привлечения общественного внимания к проблемам деревянного зодчества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.