Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Тверской области от 7 апреля 2009 г. N 142-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Долгосрочная целевая программа Тверской области
"Государственная поддержка развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Тверской области на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 1 сентября 2008 г. N 287-па)
7 апреля 2009 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Государственная поддержка развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Тверской области на 2009-2012 годы"
Наименование программы | "Государственная поддержка развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Тверской области на 2009-2012 годы" (далее - ДЦП) |
Администратор ДЦП (государственный заказчик-координатор) |
Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области (государственный заказчик-координатор), департамент строительного комплекса Тверской области |
Дата утверждения ДЦП | 01.09.2008 |
Стратегические цели и/ или тактические задачи ДЦП с указанием ведомст- венной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которых планиру- ется их достижение |
1. Устойчивое развитие сельских территорий. Цель направлена на осуществление мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села, повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также на создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности. 2. Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем и внешних рынках. Мероприятия по созданию условий для повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем и внешних рынках осуществляются на основе решения задач по повышению финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, улучшению общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Достижение планируемых целей реализуется в рамках ведомственной целевой программы "Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2009-2011 годы" (далее - ВЦП) |
Сроки реализации ДЦП | 2009-2012 годы |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (всопоставимых ценах) - 2012 год к уровню 2007 года - 109,4 %. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 2012 год к уровню 2007 года - 108,8 %. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 2012 год к уровню 2007 года - 110,1 %. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве 2012 год к уровню 2007 года - 122,7 %. Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в 2012 году к уровню 2007 года - 115 %. Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов 49,5 тыс. кв. м за 2009-2012 годы |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов областного бюджета Тверской области) с указанием объемов финансирования по ВЦП |
Общий объем финансирования ДЦП на 2009-2012 годы - 6672245,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 3291844,8 тыс. рублей; областного бюджета - 3380401,1 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 954430,0 тыс. рублей 0405 - 664260,0 тыс. рублей 1003 - 105621,0 тыс. рублей 1102 - 184549,0 тыс. рублей в том числе в рамках ВЦП: 2009 год - 954430,0 тыс. рублей 0405 - 664260,0 тыс. рублей 1003 - 105621,0 тыс. рублей 1102 - 184549,0 тыс. рублей 2010 год - 790230,0 тыс. рублей 0405 - 664260,0 тыс. рублей 1003 - 105621,0 тыс. рублей 1102 - 20349,0 тыс. рублей в том числе в рамках ВЦП: 2010 год - 790230,0 тыс. рублей 0405 - 664260,0 тыс. рублей 1003 - 105621,0 тыс. рублей 1102 - 20349,0 тыс. рублей 2011 год - 790230,0 тыс. рублей 0405 - 664260,0 тыс. рублей 1003 - 105621,0 тыс. рублей 1102 - 20349,0 тыс. рублей в том числе в рамках ВЦП: 2011 год - 790230,0 тыс. рублей 0405 - 664260,0 тыс. рублей 1003 - 105621,0 тыс. рублей 1102 - 20349,0 тыс. рублей 2012 год - 845 511,1 тыс. рублей 0405 - 710723,2 тыс. рублей 1003 - 113 014,5 тыс. рублей 1102 - 21773,4 тыс. рублей в том числе в рамках ВЦП: 2012 год - 845 511,1 тыс. рублей 0405 - 710723,2 тыс. рублей 1003 - 113 014,5 тыс. рублей 1102 - 21773,4 тыс. рублей |
Основные механизмы реализации ДЦП |
Реализация ДЦП осуществляется департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области, департаментом строительного комплекса Тверской области в 2009-2012 годы, путем достижения предусмотренных в ДЦП стратегических целей: 1. Устойчивое развитие сельских территорий; 2. Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем и внешних рынках, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей ДЦП |
Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП |
В 2009-2012 годы реализация ДЦП департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинг реализации ДЦП путем составления отчетов о ее реализации. Полугодовой мониторинг реализации ДЦП осуществляется по результатам первого полугодия путем представления департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации ДЦП за полугодие. Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации ДЦП. Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам. Исполнители мероприятий ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчеты департаменту по социально-экономическому развитию села Тверской области о степени достижения конечных результатов ДЦП |
I. Характеристика проблем
Агропромышленный комплекс (далее - АПК) является одним из основных секторов экономики Тверской области. В состав АПК Тверской области входят около 1000 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 3,4 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, более 17 тысяч хозяйств населения, имеющих скот, 39 молочных, 20 мясоперерабатывающих, 18 льноперерабатывающих предприятий, завод по выпуску сельскохозяйственных машин для льноводства, научно-исследовательские институты по льноводству и использованию мелиорированных земель. В Тверской области имеется достаточно высокий производственный и ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства. По площади сельскохозяйственных угодий Тверская область занимает пятое место в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО), по численности работающих в сельском хозяйстве - десятое место.
Стратегические задачи в аграрной отрасли связаны с ростом бюджетной поддержки и повышением инвестиционной привлекательности конкретных объектов и территорий. В 2006 году на развитие агропромышленного комплекса из областного бюджета Тверской области было направлено 287,5 млн рублей. По отношению к 2005 году объем финансирования увеличился в 1,3 раза. В 2007 году годовые назначения областного бюджета Тверской области составляли уже 498,7 млн рублей, что на 211,2 млн рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2006 году. В 2008 году годовые назначения областного бюджета Тверской области составляют 790,230 млн рублей, что на 291,5 млн рублей, или в 1,6 раза больше, чем в 2007 году.
Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" возросли возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей в краткосрочном и долгосрочном кредитовании. Активизировался инвестиционный процесс. Мероприятия, проводимые в рамках данного проекта, по обновлению генофонда, стабилизации численности и улучшению условий содержания животных за счет строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов способствовали росту производства животноводческой продукции.
После глубокого спада в 90-х годах сельскохозяйственное производство в течение последних лет имеет положительную динамику роста. Итоги 2007 года подтверждают позитивные изменения: объемы производства зерна, картофеля, льноволокна, скота и птицы на убой превысили уровень 2006 года во всех категориях хозяйств. Возросла урожайность зерновых, картофеля, овощей, льноволокна, продуктивность коров, привесы скота на выращивании и откорме. Повышается финансово-экономическая устойчивость сельскохозяйственных организаций. Удельный вес прибыльных предприятий за два последних года вырос с 42 до 52 %, уровень рентабельности повысился с 2 до 8,7 % (по итогам 1998 года в Тверской области насчитывалось около 94 % убыточных хозяйств).
Наблюдается рост объемов производства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Производство продукции сельского хозяйства в сопоставимой оценке по сравнению с 2006 годом выросло в сельскохозяйственных организациях на 3,8 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 22,7 %.
Производство продукции растениеводства во всех категориях хозяйств увеличилось на 3,8 %, в том числе в сельскохозяйственных организациях на 9,3 %. Производство животноводческой продукции наибольшими темпами развивалось в сельскохозяйственных предприятиях - 102,3 %. В хозяйствах населения напротив спад объемов производства продукции животноводства продолжился и снизился к уровню 2006 года на 6,1 процентных пункта.
Несмотря на отдельные положительные достижения, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли:
- крайне низкие инвестиционные возможности в аграрном секторе;
- утрата почвенного плодородия, выведение из сельскохозяйственного оборота значительных пахотных площадей, сокращение внесения органических и минеральных удобрений, что может подорвать саму основу сельскохозяйственного производства в будущем;
- неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, из-за чего затруднен сбыт сельхозпродукции;
- высокая изношенность производственных фондов (до 90 %) в сочетании с их недостатком;
- опережающие темпы роста цен на основные потребляемые отраслью ресурсы и, прежде всего, энергоносители по сравнению с ценами на сельхозпродукцию;
- необоснованно большой разрыв в оплате труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, более чем в два раза отстающий от других отраслей экономики, и неуклонное сокращение численности работающих;
- нарастающее отставание социального развития села, исчезновение многих сельских поселений, депопуляция сельского населения, сокращение рабочих мест в связи с ликвидацией сельскохозяйственных предприятий; вместе с тем рост дефицита массовых профессий - трактористов, комбайнеров, доярок - вследствие свертывания системы их подготовки в профессионально-технических училищах.
При сохранении сложившегося в настоящее время экономического положения в АПК объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции довольно сложно стабилизировать даже на достигнутом за последние годы уровне.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики как на федеральном, так и на региональном уровне. В целом по стране аграрная экономическая политика решается через реализацию Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 (далее - Госпрограмма), определяющую приоритеты, цели и направления развития сельского хозяйства на среднесрочный пятилетний период.
На региональном уровне аграрная политика определяется в ведомственной целевой программе "Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2009-2011 годы", обеспечивающей участие в реализации мероприятий Госпрограммы и софинансирование с федеральным бюджетом.
Для снижения негативного влияния проблем, решение которых относится к компетенции департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области, предлагается принять следующие комплексные меры, позволяющие повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках:
- финансовая поддержка технической и технологической модернизации основных фондов в сельском хозяйстве, улучшения генофонда животных;
- проведение ряда работ по сохранению плодородия почв, что является важным фактором повышения урожайности.
Кроме того, будут осуществляться работы по повышению привлекательности жизни и работы на селе, в особенности для молодых перспективных специалистов.
II. Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП
Исходя из приоритетов аграрной экономической политики с ориентацией на управление результатами, считаем целесообразным ввести следующие стратегические цели:
Цель 1. Устойчивое развитие сельских территорий.
Цель 2. Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем и внешнем рынках.
Поставленные стратегические цели ДЦП соответствуют Госпрограмме, полномочиям Тверской области, закрепленным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (поддержка сельскохозяйственного производства), а также целям и задачам департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области, закрепленным в Положении о департаменте по социально-экономическому развитию села Тверской области, утвержденном постановлением Администрации Тверской области от 24.04.2002 N 148-па "О департаменте по социально-экономическому развитию села Тверской области" (разработка и реализация мер по государственному регулированию производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции; содействие формированию в агропромышленном комплексе рыночных отношений, развитию предпринимательства, кооперации, агропромышленной интеграции, организации областного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечения защиты интересов местных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства).
Ведомственная целевая программа "Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2009-2011 год" направлена на достижение стратегических целей ДЦП.
Стратегическая цель 1. Устойчивое развитие сельских территорий
Цель создания условий для устойчивого развития сельских территорий направлена на повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Данная цель соответствует целям Российской Федерации, обозначенным в Госпрограмме (устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения), полномочиям Тверской области как субъекта Российской Федерации (учитывая вопросы местного значения, осуществление которых планируется стимулировать в рамках межбюджетных отношений), в Примерном перечне стратегических целей страны для разработки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, в частности:
- цели третьего уровня 1.1.6. "Повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами";
- цели третьего уровня 1.4.3. "Создание условий для обеспечения продуктивной занятости населения".
Показателями достижения цели являются:
Наименование показателей |
Еди- ницы изме- рения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целе- вое значе- ние пока- зателя |
Год дости- жения целе- вого значе- чения |
Обеспеченность сельского населения питьевой водой |
% |
31,23 |
32,34 |
33,28 |
34,34 |
34,34 |
2012 |
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом |
% |
20,15 |
21,6 |
23,2 |
25 |
25 |
2012 |
Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, всего |
тыс. кв. м |
8,5 |
10,5 |
13,5 |
17,0 |
17,0 |
2012 |
Более подробная информация о показателях достижения стратегической цели 1 (включая сведения об источниках информации и методиках расчета) представлена в "Плановых показателях эффективности реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Государственная поддержка развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Тверской области на 2009-2012 годы" (далее - приложение к ДЦП) (прилагается).
Тактическая задача 1.1. Обеспечение улучшения жилищных условий в сельской местности
Данная задача будет реализована через мероприятия:
1.1.1. расходы на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе;
1.1.2. расходы на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Цель мероприятий - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых специалистов и молодых семей, проживающих и работающих на селе.
Показателями реализации задачи являются:
Наименование показателей |
Единицы измере- ния |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целе- вое значе- ние пока- зателя |
Год дости- жения целе- вого зна- чения |
Ввод жилья для молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности |
кв. м |
3763 |
3886 |
4090 |
4113 |
4113 |
2012 |
Ввод жилья для граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности |
кв. м |
4737 |
6614 |
9410 |
12885 |
12885 |
2012 |
Тактическая задача 1.2. Повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений
Данная задача будет реализована через мероприятия:
1.2.1. развитие газификации в сельской местности (строительства газораспределительных сетей);
1.2.2. организация водоснабжения в сельской местности;
1.2.3. развитие электрических сетей в сельской местности.
Цель мероприятий - повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений.
Показателями реализации задачи являются:
Наименование показателей |
Единицы измере- ния |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целе- вое зна- чение пока- зателя |
Год дости- жения целе- вого зна- чения |
Ввод в эксплуатацию распределительных газовых сетей в сельской местности |
км |
11,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
11,8 |
2009 |
Ввод водопроводных сетей и скважин |
км/пло- тина |
4/1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 4/1 | 2009 |
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Тверской области и внебюджетных источников.
Тактическая задача 1.3. Повышение уровня социального обустройства сельских поселений
Данная задача будет реализована через мероприятие:
1.3.1. комплексная компактная застройка и благоустройство сельских поселений.
Цель мероприятия - повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений, создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.
Показателями реализации задачи являются:
Наименование показателей |
Единицы измере- ния |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целевое значе- ние показа- теля |
Год дости- жения целевого значения |
Ввод площадок | штук | 10 | 0 | 0 | 0 | 10 | 2009 |
Более подробная информация о показателях достижения стратегической цели 1 (включая сведения об источниках информации и методиках расчета) представлена в приложении к ДЦП.
Стратегическая цель 2. Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем и внешнем рынках
В настоящее время отмечается стабилизация объемов сельскохозяйственного производства Тверской области, однако приоритетом в среднесрочной перспективе должна являться не просто стабилизация его объемов, а именно стимулирование развития конкурентоспособного производства, обеспечивающего наиболее эффективное использование ресурсов Тверской области. Развитие хозяйств, способных обеспечить наилучшую урожайность, применяющих новую технику и технологии должно позволить в перспективе компенсировать снижение объемов сельхозпродукции Тверской области, связанной с ликвидацией хозяйств, проявивших свою нежизнеспособность. Повышение конкурентоспособности означает снижение издержек и повышение качества производимой в Тверской области продукции агропродовольственного комплекса при поддержании уровня рентабельности, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства.
Поставленная цель в полной мере соответствует Госпрограмме, стратегическим приоритетам развития Тверской области и полномочиям Тверской области, закрепленным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (поддержка сельскохозяйственного производства), а также целям и задачам департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области, закрепленным в Положении о департаменте по социально-экономическому развитию села Тверской области.
Данная цель также соответствует целям Российской Федерации, обозначенным в Примерном перечне стратегических целей страны для разработки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, а именно:
- цели второго уровня 3.6. "Повышение конкурентоспособности российских предприятий";
- цели третьего уровня 3.6.1. "Создание условий для повышения внутренней конкурентоспособности товаров и услуг";
- цели третьего уровня 3.6.2. "Облегчение доступа компаний к финансовым ресурсам";
- цели третьего уровня 1.1.5. "Повышение доступности населению качественных и безопасных потребительских товаров и услуг";
- цели третьего уровня 3.5.3. "Повышение инвестиционной привлекательности российской экономики".
Основные показатели, отражающие уровень достижения цели:
Значение показателей |
Единицы измере- ния |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целевое значе- ние пока- зателя |
Год достиже- ния целевого значения |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году |
проценты |
102,9 |
102,1 |
101,5 |
101,6 |
109,4 % к уровню 2007 года |
2012 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве к предыдущему году |
проценты |
104,2 |
104,1 |
103,8 |
103,5 |
122,7 % к уровню 2007 года |
2012 |
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности |
рубли на члена хозяйст- ва в месяц |
9465 |
11017 |
11800 |
12543 |
210 % к уровню 2007 года |
2012 |
Индекс производитель- ности труда в хозяйствах всех категорий к предыдущему году |
проценты |
103,7 |
103,2 |
102,7 |
102,3 |
115 % к уровню 2007 года |
2012 |
Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйст- венной техники в сельско- хозяйственных организациях: |
|||||||
тракторы | проценты | 6,6 | 8 | 9,2 | 10,3 | 10,3 | 2012 |
комбайны зерноуборочные |
проценты | 8,6 | 10,4 | 11,5 | 13 | 13 | 2012 |
комбайны кормоуборочные |
проценты | 12,8 | 12,4 | 12,0 | 11,6 | 11,6 | 2012 |
Индикаторы | |||||||
1. Расходы консолидирован- ного бюджета: |
|||||||
- на 1 рубль произведенной сельскохозяйст- венной продукции |
рубли |
0,06 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
2012 |
- на 1 жителя в сельской местности |
рубли |
3405 |
3920 |
4448 |
4645 |
4645 |
2012 |
2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в сельском хозяйстве |
рубли |
6200 |
7130 |
7843 |
8274 |
177 % к уровню 2007 года |
2012 |
3. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйст- венных организаций от их общего числа |
проценты |
56 |
58 |
59 |
60 |
60 |
2012 |
Ключевым механизмом достижения поставленной цели является содействие развитию в области эффективных и конкурентоспособных сельхозтоваропроизводителей. В связи с этим в качестве тактических задач выделены:
Тактическая задача 2.1. Поддержание почвенного плодородия
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99, учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.
Основы регулирования в сфере охраны плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Тверской области установлены законом Тверской области от 20.09.2001 N 170-ОЗ-2 "Об охране плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Тверской области". Данным законом предусмотрено осуществление финансирования деятельности по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения за счет средств областного бюджета Тверской области, стимулирование инвестиционной деятельности собственников, владельцев, пользователей земель сельскохозяйственного значения, формирований по агрохимическому обслуживанию и иных организаций, направленной на повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Основные показатели, отражающие уровень достижения тактической задачи:
Значение показателей |
Единицы измере- ния |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целе- вое значе- ние пока- зателя |
Год дости- жения целе- вого значе- ния |
Урожайность сельскохозяйствен- ных культур |
|||||||
- зерновые и зернобобовые (в весе после доработки) |
ц/га |
12,6 |
12,7 |
12,8 |
14 |
14 |
2012 |
- картофель | ц/га | 122 | 123 | 126 | 135 | 135 | 2012 |
- лен-долгунец (волокно) |
ц/га | 6,9 | 7,4 | 8 | 8,6 | 8,6 | 2012 |
- рапс | ц/га | 10 | 12 | 13 | 14 | 14 | 2012 |
Более подробная информация о показателях (включая сведения об источниках информации и методиках расчета) представлена в приложении к ДЦП.
Для реализации задачи планируется проведение следующих мероприятий:
2.1.1. компенсация части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение средств химизации;
2.1.2. проведение ремонта мелиоративных систем и культуртехнических работ на осушенных землях;
2.1.3. проведение работ по агрохимическому обследованию почв и контролю за загрязнением земель сельскохозяйственного назначения.
Тактическая задача 2.2. Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства
Целями осуществления мероприятий по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства являются создание системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства (далее - СГИОСХ) на основе формирования государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Значение показателей |
Еди- ницы изме- рения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целе- вое значе- ние пока- зателя |
Год дости- жения целе- вого значе- ния |
Использование региональным органом управления АПК функциональных возможностей, предоставляемых СГИОСХ |
да\ нет |
да |
да |
да |
да |
да |
2012 |
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формирование государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения;
обеспечение предоставления государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности на основе развития информационно-телекоммуникационной системы агропромышленного комплекса Тверской области.
Для реализации задачи планируется проведение следующих мероприятий:
2.2.1. финансирование расходов на создание СГИОСХ областного уровня;
2.2.2. финансирование расходов на создание СГИОСХ муниципального уровня.
Реализация мероприятий Программы по созданию системы информационного обеспечения будет осуществляться по следующим направлениям:
организационное, нормативное, методическое и научно-техническое обеспечение этой системы;
формирование материально-технической базы;
ввод в эксплуатацию системы информационного обеспечения и ее подсистем;
подключение подсистем системы информационного обеспечения к телекоммуникационным каналам.
Ведомственной целевой программой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса (2008-2010 годы)", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно и дополнительных мероприятий, направленных на создание системы дистанционного мониторинга земель, предусматривается осуществление мероприятий ДЦП по формированию государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства.
Тактическая задача 2.3. Развитие информационно-консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов сельского хозяйства
Целями осуществления мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовке специалистов для сельского хозяйства являются расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.
Основные показатели, отражающие уровень достижения задачи:
Значение показателей |
Еди- ницы изме- рения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целевое значе- ние пока- зателя |
Год дости- жения целевого значения |
Число региональных центров по оказанию консультационной помощи |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2009 |
|
Количество оказанных услуг |
тыс. еди- ниц |
5 |
8 |
12 |
16 |
16 |
2012 |
Количество руководителей сельскохозяйственных организаций, повысивших квалификацию или прошедших переподготовку в течение года |
еди- ниц |
106 |
112 |
118 |
124 |
124 |
2012 |
Решение задачи осуществляется через:
- обеспечение переподготовки специалистов для сельского хозяйства с учетом современных экологически чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению;
- квалифицированное предоставление консультационной помощи, в том числе при оформлении кредитов, по которым предоставляются субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- мониторинг, маркетинг и публикация материалов для распространения опыта консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- интеграция консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям с системой информационного обеспечения, в том числе доступ к государственным информационным ресурсам в области сельского хозяйства и участие в их формировании.
Для информационного обеспечения предприятий АПК запланирован комплекс мероприятий, проводимых совместно со средствами массовой информации (газетными изданиями, телевидением, дизайнерскими компаниями, организациями, проводящими социологические опросы), участие в проводимых выставках, ярмарках.
Более подробная информация о показателях (включая сведения об источниках информации и методиках расчета) представлена в приложении к ДЦП.
Тактическая задача 2.4. Создание условий для приоритетного развития животноводства
Главными задачами развития отраслей животноводства являются определение основных направлений формирования эффективного производства, насыщение рынка продуктами животного происхождения, а также сырьем для легкой промышленности, создание условий для рентабельного ведения отрасли, обеспечивающих ее расширенное воспроизводство.
Увеличение производства животноводческой продукции к 2012 году планируется обеспечить на уровне 8,8 % по отношению к 2007 году. Увеличится производство молока на 7,2 %, в том числе в коллективных хозяйствах на 17,3 %. Темпы спада производства молока в хозяйствах населения сократятся, однако остановить спад производства полностью не удается (в 2012 году - 88,5 % к уровню 2007 года). Объем производства (на реализацию) скота и птицы увеличится на 12,5 % (в коллективных хозяйствах - на 24,5 %, в том числе свинины в 1,6 раза).
Значение показателей |
Еди- ницы изме- рения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целе- вое значе- ние пока- зателя |
Год дости- жения целе- вого значе- ния |
Индекс производства продукции животноводства во всех категориях хозяйств к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
про- центы |
102,5 |
101,6 |
100,3 |
101,6 |
108,8 % к уров- ню 2007 года |
2012 |
Объем производства молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
359,5 |
365,2 |
367,2 |
380 |
380 |
2012 |
Объем производства (на реализацию) скота и птицы в живом весе во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
75,6 |
77,5 |
77,9 |
78,2 |
78,2 |
2012 |
Основными мероприятиями в рамках данной задачи являются:
2.4.1. предоставление субсидий на поддержку племенного животноводства.
Целью осуществления данного мероприятия по поддержке племенного животноводства является формирование племенной базы, обеспечивающей потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области в племенной продукции (материале). Субсидии из областного бюджета Тверской области на поддержку племенного животноводства предоставляются:
- на содержание племенного маточного поголовья в сельскохозяйственных племенных предприятиях по перечню предприятий, утвержденному департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области;
- на приобретение племенных и улучшенных животных и племенной птицы, в том числе на условиях лизинга;
- на организацию искусственного осеменения;
2.4.2. финансирование расходов на проведение селекционно-племенных мероприятий;
2.4.3. поддержка мясного скотоводства.
Основной целью государственной поддержки мясного скотоводства является увеличение объемов производства говядины и повышение эффективности отрасли на основе разведения в Тверской области высокопродуктивных мясных пород и специализации откорма;
2.4.4. предоставление субсидий за приобретенный рыбопосадочный материал и племенной материал (получателями субсидий являются 15 рыбопредприятий, занимающихся выращиванием товарной рыбы в прудовых, садковых и индустриальных водоемах).
Тактическая задача 2.5. Создание условий для развития приоритетных отраслей растениеводства
В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала, льносырья.
Увеличение производства растениеводческой продукции к 2012 году планируется обеспечить на уровне 110,1 % по отношению к 2007 году. Объем производства льноволокна к 2012 году по сравнению с 2007 годом увеличится в 3,2 раза и достигнет 16 тыс. тонн. К 2012 году производство зерна достигнет 171,9 тыс. тонн, что превысит уровень 2007 года на 23,9 %, на 28,2 % увеличится производство овощей.
Значение показателей |
Еди- ницы изме- рения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целевое значе- ние показа- теля |
Год достиже- ния целевого значения |
Индекс производства продукции растениеводства во всех категориях хозяйств к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
про- центы |
103,4 |
102,6 |
103 |
100,9 |
110,1 % к уровню 2007 года |
2012 |
Производство основных видов продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий |
|||||||
- зерно (в весе после доработки) |
тыс. тонн |
156,1 | 159,8 | 165,6 | 171,9 | 171,9 | 2012 |
- картофель | тыс. тонн |
401,4 | 412,5 | 416,5 | 418,9 | 418,9 | 2012 |
- овощи открытого грунта |
тыс. тонн |
220,9 | 223 | 232 | 232,2 | 232,2 | 2012 |
- льноволокно | тыс. тонн |
12,8 | 14,3 | 15,94 | 16 | 16 | 2012 |
- семена льна-долгунца |
тыс. тонн |
2,7 | 5,6 | 6,19 | 6,9 | 6,9 | 2012 |
- рапс (озимый и яровой) |
тыс. тонн |
0,8 | 1,8 | 3,3 | 7,0 | 7,0 | 2012 |
Основными мероприятиями в рамках данной задачи являются:
2.5.1. предоставление субсидий за произведенные и реализованные оригинальные и элитные семена сельскохозяйственных культур.
Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами;
2.5.2. субсидирование производства и реализации льносырья.
Целью осуществления мероприятий по развитию производства льна является создание отечественной конкурентоспособной сырьевой базы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение валового сбора семян льна-долгунца;
увеличение валового сбора льноволокна;
повышение качественных параметров льносырья.
Ведомственной целевой программой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно, предусматривается осуществление мероприятий Программы по развитию производства льна;
2.5.3. меры по развитию производства рапса.
Целью осуществления мероприятий по производству рапса является увеличение производства рапса в целях обеспечения потребности населения в растительном масле и отрасли животноводства в кормовом белке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение посевных площадей рапса;
увеличение валовых сборов семян рапса.
Тактическая задача 2.6. Повышение доступности кредитов
Целью осуществления мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей и организации, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Показателями реализации задачи являются:
Значение показателей |
Еди- ницы изме- рения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целевое значе- ние показа- теля |
Год дости- жения целевого значения |
Объем кредитов (займов), полученных в текущем году, всего |
млн рублей |
2125,4 | 2280,1 | 2458,7 | 2642,1 | 2642,1 | 2012 |
в том числе: | |||||||
- краткосрочные кредиты |
млн рублей |
905,1 | 1009,7 | 1130,9 | 1187,5 | 1187,5 | 2012 |
- инвестиционные до 8 лет |
млн рублей |
860,1 | 900,3 | 942,5 | 1069,4 | 1069,4 | 2012 |
- инвестиционные до 10 лет |
млн рублей |
360,1 | 370 | 385,3 | 385,3 | 385,3 | 2012 |
В рамках данной задачи планируется:
- повысить уровень обеспеченности оборотными фондами;
- ускорить процессы технического перевооружения действующих животноводческих комплексов (ферм), ввод в эксплуатацию новых мощностей.
Основными мероприятиями в рамках данной задачи являются:
2.6.1. субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2008-2011 годах на срок до 1 года;
2.6.2. субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004-2010 годах на срок от 2 до 10 лет;
2.6.3. субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, независимо от их организационно-правовых форм по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2007-2010 годах на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для промышленного рыбоводства на срок до пяти лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства на срок до 8 лет.
Тактическая задача 2.7. Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования
Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является стабилизация производства и рост объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;
развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;
повышение доходов сельского населения.
Производство продукции сельского хозяйства в малых формах хозяйствования стабилизируется на уровне 2007 года.
Показателями реализации задачи являются:
Значение показателей |
Еди- ницы изме- рения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целевое значе- ние показа- теля |
Год дости- жения целевого значения |
Объем привлеченных кредитных ресурсов личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами |
млн руб- лей |
61 |
62 |
63 |
64 |
64 |
2012 |
Рост объема реализации продукции, произведенной хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами к предыдущему году в сопоставимых ценах |
про- центы |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
102,3 % к уровню 2007 года |
2012 |
Основными мероприятиями в рамках данной задачи являются:
2.7.1. субсидии на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005-2010 годах на срок до 8 лет.
2.7.2. предоставление субсидий в целях государственной поддержки организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
2.7.3. субсидии на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;
2.7.4. компенсация крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат по межеванию земель сельскохозяйственного назначения;
2.7.5. компенсация сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на приобретение холодильного оборудования.
Тактическая задача 2.8. Техническая и технологическая модернизация основных фондов в сельском хозяйстве
Государственная поддержка направлена:
2.8.1. на субсидирование приобретения машиностроительной продукции;
2.8.2. на субсидирование технической модернизации животноводческих объектов.
Цель мероприятий - техническое и технологическое обновление машинно-тракторного парка, сельскохозяйственной техники и другого технологического оборудования предприятий АПК Тверской области, повышение коэффициента технической готовности машинно-тракторного парка, внедрение передовых технологий в сельскохозяйственном производстве и на предприятиях перерабатывающих и обслуживающих отраслей.
Государственная поддержка технической модернизации животноводческих ферм и комплексов в значительной степени способствует обновлению изношенного оборудования, внедрению передовых технологий, улучшению условий труда в животноводстве.
За 2008-2012 годы планируется приобрести свыше 3,3 тыс. тракторов, 572 зерноуборочных комбайна и 286 кормоуборочных комбайнов.
Показателями реализации задачи являются:
Значение показателей |
Еди- ницы изме- рения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целевое значе- ние пока- зателя |
Год дости- жения целевого значения |
Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) |
л.с. |
183 |
197 |
212 |
222 |
222 |
2012 |
Тактическая задача 2.9. Снижение рисков в сельском хозяйстве
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Задача решается через реализацию мероприятий:
2.9.1. компенсация части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений.
Главной целью мероприятия является защита сельскохозяйственного производства от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. ДЦП предусматривает решение задачи по обеспечению страхования как основной формы защиты сельскохозяйственного товаропроизводителя от непредвиденных ситуаций;
2.9.2. субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ.
Цель - компенсация затрат на проведение сельскохозяйственных работ, связанных с опережающим ростом цен на горючее и смазочные материалы.
Показателями реализации задачи являются:
Значение показателей |
Единицы изме- рения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целевое значе- ние пока- зателя |
Год дости- жения целевого значения |
Удельный вес застрахованных площадей в общей посевной площади |
процен- ты |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
2008 |
Тактическая задача 2.10. Государственная поддержка мероприятий по совершенствованию механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется в целях повышения конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Значение показателей |
Единицы измере- ния |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целевое значе- ние пока- зателя |
Год дости- жения целевого значения |
Объемы реализации зерна хозяйствами всех категорий |
тыс. тонн |
36,9 |
38 |
39,1 |
40,3 |
38 |
2012 |
Индекс производства молока в сельскохозяйственных предприятиях в текущих ценах к предыдущему году |
проце- нты |
102,3 |
102,7 |
100,9 |
103,8 |
117,2 % к уровню 2007 года |
2012 |
Задача решается через реализацию мероприятия:
2.10.1. предоставление субсидий за произведенное и реализованное молоко.
Цель: повышение эффективности производства конкурентоспособной продукции, ускорение наметившейся положительной тенденции в развитии молочного животноводства, сохранение уровня самообеспеченности Тверской области молочными продуктами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по повышению качества отечественной молочной продукции, а также поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства продукции.
III. Срок реализации ДЦП
ДЦП реализуется в 2009-2012 годах.
IV. Объем ресурсов, необходимых для реализации ДЦП
ДЦП планируется финансировать за счет средств федерального и областного бюджетов.
Для реализации ДЦП на период 2009-2012 годов необходимы следующие объемы финансирования: всего 6672245,9 тыс. рублей, из них из федерального бюджета - 3291844,8 тыс. рублей, из областного бюджета Тверской области - 3380401,1 тыс. рублей, в том числе:
- на реализацию цели 1 "Устойчивое развитие сельских территорий" из областного бюджета Тверской области - 676897,9 тыс. рублей;
- на реализацию цели 2 "Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем и внешних рынках" из областного бюджета Тверской области - 2703503,2 тыс. рублей.
При расчетах объема расходов средств областного бюджета Тверской области учитывалось фактическое финансирование соответствующих расходов в предыдущие периоды и необходимая потребность в средствах для достижения целевых показателей, принятых в Соглашении между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Тверской области о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Соглашение).
Объем средств, потребных на реализацию запланированных мероприятий по программе рассчитан с учетом:
- планируемых объемов производства и реализации субсидируемой продукции, приобретения материально-технических ресурсов, строительства (приобретения) жилья, объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
- ставок и критериев предоставления субсидий, утвержденных в 2008 году с учетом индексов потребительских цен на планируемый период;
- фактических цен на средства химизации, оригинальные и элитные семена, племенной скот, машиностроительную продукцию, дизтопливо, услуги, предоставляемые сельскому хозяйству в 2008 году;
- среднеобластных расходов на содержание маточного поголовья животных в племзаводах и племрепродукторах, на выращивание элитных семян в семеноводческих хозяйствах, производственных издержек на производство молока, мяса крупного рогатого скота, льносырья;
- экспертных оценок капитальных вложений на техническую и технологическую модернизацию основных фондов в сельском хозяйстве, строительство производственных объектов, жилья и объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Объемы финансирования мероприятий ДЦП за счет средств областного бюджета Тверской области подлежат ежегодному уточнению с учетом норм закона Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год, предусматривающих средства на реализацию ДЦП.
Субсидии из областного бюджета Тверской области на поддержку развития агропромышленного комплекса Тверской области предоставляются в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях:
- регистрации получателей субсидий в качестве налогоплательщиков на территории Тверской области, осуществления деятельности получателей субсидий на территории Тверской области, отсутствия применения процедуры конкурсного производства получателей субсидий, предоставления в департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области сведений о результатах финансово-хозяйственной деятельности (отчеты по установленным формами в установленные сроки, данные статистической и налоговой отчетности);
- в пределах объемов бюджетных ассигнований, установленных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области, по начислениям субсидий, произведенным в текущем финансовом году и 4 квартале предшествующего года (по ставкам субсидий соответствующего года), в случае если данные расходы не были профинансированы в предшествующем году. Получатели субсидий имеют право на возмещение части затрат, связанных с производством продукции, до ее реализации, в размере до 30 процентов расчетной суммы подлежащих представлению субсидий за произведенную и реализованную продукцию.
Порядки финансирования программных мероприятий, ставки и критерии предоставления субсидий утверждает Администрация Тверской области, за исключением нижеследующих мероприятий.
Предоставление компенсации части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, компенсации части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Субсидии из областного бюджета Тверской области предоставляются:
- абзац 19 исключен;
- абзац 20 исключен;
См. текст абзаца 20
- в размере 50 процентов уплаченного страхового взноса по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (далее - договор страхования), заключенному со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение данного вида страхования, сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства".
Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование расходов на проведение работ по агрохимическому обследованию почв и контролю за загрязнением земель сельскохозяйственного назначения, на проведение селекционно-племенных мероприятий, на подготовку кадров и мероприятия организационного характера (за исключением организации областного соревнования за достижение высоких производственных показателей в агропромышленном комплексе Тверской области), на создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.
Составной частью механизма финансирования является выделение субсидий из федерального бюджета на запланированные мероприятия в порядке долевого софинансирования.
Размеры субсидий из федерального бюджета рассчитываются по ставкам, установленным исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на племенное животноводство, на приобретение у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур, на приобретение минеральных удобрений, на развитие производства льна и рапса.
Абзац 25 исключен.
См. текст абзаца 25
Плановые показатели и объемы финансирования всех мероприятий ДЦП приведены в приложении к ДЦП.
Плановые объемы финансирования ДЦП
(тыс.руб.)
Глава, главный раздел, подраздел функциональной классификации расходов |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего 2009-2012 |
083 0405 5225900 | 664260,0 | 664260,0 | 664260,0 | 710723,2 | 2703503,2 |
083 1003 5225900 | 105621,0 | 105621,0 | 105621,0 | 113014,5 | 429877,5 |
083 1102 5203100 | 20349,0 | 20349,0 | 20349,0 | 21773,4 | 82820,4 |
122 1102 5208703 | 21700,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 21700,0 |
122 1102 5208802 | 8000,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 8000,0 |
122 1102 5208803 | 134500,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 134500,0 |
Итого | 954430,0 | 790230,0 | 790230,0 | 845511,1 | 3380401,1 |
V. Плановые показатели результатов ДЦП
Основными показателями результатов реализации ДЦП являются:
- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (всопоставимых ценах);
- индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
- индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
- индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве;
- индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий;
- ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов.
VI. Описание механизмов реализации ДЦП
Реализация ДЦП осуществляется департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области, департаментом строительного комплекса Тверской области в 2009-2012 годы, путем достижения предусмотренных в ДЦП стратегических целей:
Цель 1. Устойчивое развитие сельских территорий;
Цель 2. Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем и внешних рынках.
VII. Описание механизмов мониторинга реализации ДЦП
В 2009-2012 годы реализация ДЦП департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинг реализации ДЦП путем составления отчетов о ее реализации.
Полугодовой мониторинг реализации ДЦП осуществляется по результатам первого полугодия путем представления департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации ДЦП за полугодие.
Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации ДЦП.
Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам.
Исполнители мероприятий ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчеты департаменту по социально-экономическому развитию села Тверской области о степени достижения конечных результатов ДЦП.
VIII. Описание рисков реализации ДЦП
Внешними рисками достижения цели ДЦП являются:
- неблагоприятные погодные условия, которые могут повлечь гибель посевов;
- болезни скота и птиц;
- неблагоприятная для производителей сельскохозяйственной продукции ценовая конъюнктура;
- возможность снижения темпов экономики, уровня инвестиционной активности, что повлечет за собой недостаток финансирования из бюджетных и внебюджетных источников;
- новые цели аграрной политики на федеральном уровне, которые могут изменить приоритеты региональной аграрной политики;
- недостаток предусмотренных средств финансирования из областного бюджета Тверской области для достижения запланированных показателей.
Для достижения ряда целевых показателей, принятых в Соглашении между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Тверской области о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы от 29.02.2008 N 152/17, в 2009-2012 годах требуется дополнительный объем финансирования из областного бюджета Тверской области к бюджету действующих обязательств Тверской области:
- по производству льносемян и льноволокна по ставкам субсидий 2008 года дополнительно требуется 82 941,0 тыс. рублей;
- на субсидирование за приобретенную машиностроительную продукцию - 504 292,0 тыс. рублей.
Показатели по обеспечению жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, в 2009-2012 годах. По количеству введенных метров жилья и количеству семей могут быть выполнены только по условиям, сложившимся в 2008 году. Увеличение состава семьи, количества квадратных метров на 1 человека до норматива (18 кв. м) и стоимости 1 кв. м жилья повлечет за собой дополнительную потребность в средствах областного бюджета Тверской области.
Показатели "Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом" и "Обеспеченность сельского населения питьевой водой" могут быть не выполнены в связи с тем, что в областном бюджете Тверской области в 2010 и в 2011 годах не предусматриваются средства на финансирование мероприятий по повышению уровня инженерного и социального обустройства сельских поселений. По этой же причине невозможно будет привлечь на эти мероприятия и средства федерального бюджета.
Внутренними рисками ДЦП являются:
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски.
Показатель обеспеченности потребностей в рабочей силе на селе зависит помимо прочего от изменения потребностей как в связи с расширением производства существующих предприятий и организаций сельского хозяйства и созданием новых, так и с его сокращением, которые осуществляются по инициативе коммерческих организаций.
Степень износа оборудования сельхозтоваропроизводителей может существенно вырасти в случае проведения сельскохозяйственными предприятиями массового списания техники и оборудования за баланс.
Более низкие по сравнению с ожидаемыми объемы получения сельхозтоваропроизводителями Тверской области заемных ресурсов в банках могут быть обусловлены несоблюдением потенциальными заемщиками требований, установленных кредитными организациями (например, в части обеспечения исполнения своих обязательств перед кредитором).
Ограниченность полномочий департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области для полномасштабного воздействия на развитие ситуации в сельскохозяйственном производстве и переработке также будет создавать определенные риски достижения заявленных показателей, в частности, по цели 1 "Устойчивое развитие сельских территорий", поскольку, возможно, деятельность других исполнительных органов государственной власти Тверской области будет создавать иные ориентиры развития в соответствующих сферах, не скоординированные с деятельностью департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области.
Недостаточно успешная реализация ДЦП может быть обусловлена и неэффективной деятельностью департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области. Для снижения возможностей влияния этого фактора в настоящее время в департаменте по социально-экономическому развитию села Тверской области проводятся работы по оптимизации его структуры, повышению квалификации персонала. Осуществляется более строгий отбор кандидатов на конкурс на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области. Кроме того, предполагается, что описанная в механизмах реализации ДЦП схема четкого распределения ответственности за ее реализацию между отделами департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области обеспечит тщательное выполнение специалистами отделов всех мероприятий, необходимых для реализации ДЦП, повысит ответственность за достижение соответствующих показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.