Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I
Общая характеристика сферы реализации государственной программы Тверской области, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Тверской области и прогноз ее развития
1. Агропромышленный комплекс (далее - АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство - являются одними из основных секторов экономики Тверской области, формирующих агропродовольственный рынок, продовольственную безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий Тверской области. В Тверской области имеется достаточно высокий производственный и ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства. В состав агропромышленного комплекса Тверской области входят сельскохозяйственные предприятия, молокоперерабатывающие и мясоперерабатывающие предприятия, льнозаводы, льносеменоводческие станции, Тверская государственная сельскохозяйственная академия, Всероссийские научно-исследовательские институты, Тверской институт повышения квалификации и переподготовки кадров АПК. Малое предпринимательство представлено крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, а также сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
2. C 2013 года государственная политика в АПК Тверской области реализуется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", определяющей приоритеты, цели и направления развития сельского хозяйства Российской Федерации на восьмилетний период, и государственной программы Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 608-пп "О государственной программе Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы".
3. Во многом благодаря государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках реализации данных программ за последние годы региону удалось достичь ряда положительных результатов в развитии сельского хозяйства.
4. По данным Федеральной службы государственной статистики, по индексу физического объема сельскохозяйственного производства по итогам 2015 года Тверская область заняла первое место в целом по Российской Федерации и первое место среди регионов Центрального федерального округа. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2015 году составил 118,8 % к уровню 2014 года, в том числе индекс производства продукции животноводства - 124,3 %, продукции растениеводства - 109,6 %. Валовой объем производства продукции сельского хозяйства в Тверской области по итогам 2015 года составил 32,4 млрд рублей. В структуре производства продукции сельского хозяйства животноводство занимает 64,3 %, растениеводство - 35,6 %. Удельный вес продукции сельского хозяйства, произведенной сельскохозяйственными организациями, составил 62,0 %, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 4,3 %, хозяйствами населения - 33,7 %.
5. Растениеводство в Тверской области специализируется на выращивании кормовых культур, посевные площади которых в 2015 году составили 80,3 % от общего объема посевных площадей, посевы зерновых и зернобобовых - 13,2 %, картофеля - 4,3 %, овощей - 0,8 %, льна-долгунца - 1,4 %. Среди регионов, граничащих с Тверской областью, наш регион по итогам сева сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств в 2015 году занимает второе место по объемам посевных площадей (533,0 тыс. га).
6. По итогам 2015 года в АПК Тверской области по основным показателям в области растениеводства наблюдается устойчивый рост. По данным Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат) в 2015 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) в хозяйствах всех категорий составил 117,3 тыс. тонн (на 8,3 % выше показателя 2014 года), урожайность - 16,7 ц/га (в 2014 году - 16,4 ц/га). Получено 420,3 тыс. тонн картофеля (на 23,2 % больше, чем в 2014 году) при средней урожайности 182 ц/га, что позволило обеспечить потребность тверского региона семенным и продовольственным картофелем более, чем в 2 раза. Урожай овощей в хозяйствах всех категорий в 2015 году составил 102,9 тыс. тонн при урожайности 242 ц/га.
7. Тверская область, которая многие десятилетия была лидером по посевным площадям и производству льноволокна в Российской Федерации, продолжает оставаться в числе крупнейших льносеющих регионов. По оценке федерального государственного бюджетного учреждения "Агентство "Лен" Тверская область по объемам посевных площадей в 2015 году заняла первое место среди льносеющих регионов России. В 2015 году посевные площади льна-долгунца составили 7,4 тыс. га (в 2014 году - 6,5 тыс. га). На региональном уровне уделяется большое внимание развитию льноводства, принимаются все возможные меры для того, чтобы сохранить льняной комплекс и обеспечить его дальнейшее развитие.
8. Ведущую роль в сельскохозяйственном производстве Тверской области играет животноводство, оставаясь решающей составляющей финансовой устойчивости абсолютного большинства сельскохозяйственных предприятий. Развитием животноводства в Тверской области занимается 260 сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства. Традиционным направлением животноводства тверского региона является молочно-мясное скотоводство.
9. По данным Тверьстата, по состоянию на 1 января 2016 года во всех категориях хозяйств Тверской области поголовье крупного рогатого скота составило - 109,1 тыс. голов (в т.ч. коров - 50,8 тыс. голов), свиней - 412,2 тыс. голов (на 96,0 % больше по сравнению с аналогичной датой 2015 года), птицы - 3 717,7 тыс. голов (на 11,0 % больше по сравнению с аналогичной датой 2015 года), овец и коз - 46,9 тыс. голов (на 5,9 % больше по сравнению с аналогичной датой 2015 года).
10. За 2015 год всеми категориями хозяйств произведено 213,5 тыс. тонн молока (100,4 % к уровню 2014 года), 137,8 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе) (на 31 % больше чем в 2014 году), получено 88,5 млн штук яиц (108,0 % к уровню 2014 года). Надой молока на 1 корову в хозяйствах всех категорий составил 4 302 кг в год, что на 8,0 % выше показателя 2014 года.
11. Тверская область занимает первое место среди регионов Российской Федерации по разведению клеточных пушных зверей и является единственным регионом в стране, где сохранились все предприятия системы Зверопрома СССР. Область по праву можно считать племенным ядром российского звероводства. В настоящее время в Тверской области разведением пушных зверей занимаются 7 хозяйств, из которых 5 являются племенными заводами или племенными репродукторами по основным видам разводимых зверей. Основные виды разводимых зверей: норка, соболь, хорь, лисица, шиншилла.
12. Продолжается работа по импортозамещению продуктами питания, в том числе сельскохозяйственного производства, и обеспечению продовольственной безопасности региона. Тверской регион полностью обеспечивает себя картофелем, свининой и мясом птицы, требуется увеличение объемов производства молока и овощей. По итогам 2015 года обеспеченность населения Тверской области картофелем составила 322,1 кг на 1 человека в год или в 3,4 раза выше нормы (норма - 95 кг), свининой - 38,5 кг на 1 человека в год или в 2,8 раза выше нормы (норма - 14 кг), мясом птицы - 34,1 кг на 1 человека в год, или 113,6 % от нормы (норма - 30 кг), молоком - 163,6 кг на 1 человека в год, или 51,1 % от нормы (норма - 320 кг), овощами - 78,9 кг на 1 человека в год, или 65,7 % от нормы (норма - 120 кг).
13. Руководством региона уделяется значительное внимание развитию АПК, в том числе путем реализации инвестиционных проектов, направленных на устойчивое развитие сельских территорий и увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции.
14. Реализация крупных инвестиционных проектов в области овощеводства и молочного скотоводства позволит существенно повысить обеспеченность населения Тверской области овощами и молоком собственного производства.
15. Важным направлением для области остается развитие свиноводства. В настоящее время в Бежецком и Конаковском районах реализуются инвестиционные проекты по строительству свиноводческих комплексов.
16. За период 2014 - 2015 годов в Тверской области были реализованы 14 инвестиционных проектов в сфере АПК с общим объемом инвестиций около 3,5 млрд рублей, создано более 1 000 рабочих мест. Министерством сельского хозяйства Тверской области оказывается всесторонняя поддержка инвесторам при реализации инвестиционных проектов в АПК Тверской области.
17. С 2012 года в регионе успешно реализуются программы поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм. Программы направлены на стимулирование процесса создания новых фермерских хозяйств, в том числе путем перехода граждан от ведения личных подсобных хозяйств к организации фермерских хозяйств, дальнейшее развитие семейных животноводческих ферм, создание дополнительных рабочих мест на селе. Участниками программ за 4 года признаны 56 крестьянских (фермерских) хозяйств, создано 103 рабочих места.
18. В целях поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей региона Министерством сельского хозяйства Тверской области организована ярмарочная торговля продовольственными товарами и сельскохозяйственной продукцией местных товаропроизводителей. В 2015 году в городе Твери и в районах области прошло 1 118 ярмарок выходного дня в 20 муниципальных образованиях (в том числе 95 ярмарок в городе Твери), что в 2,4 раза больше, чем в 2012 году. Продукция местных сельскохозяйственных товаропроизводителей в ассортименте присутствует в торговых сетях региона. Министерством сельского хозяйства Тверской области осуществляется постоянное взаимодействие с торговыми организациями по увеличению объемов поставки продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей в торговые сети.
19. Важной задачей для региона является повышение кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли. Привлечению кадров для работы в сельскохозяйственной отрасли способствует реализация закона Тверской области от 10.01.2003 N 03-ЗО "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области", за период реализации которого в 2004 - 2015 годах в сельскохозяйственные организации Тверской области трудоустроилось 885 молодых специалистов.
20. Одним из приоритетов комплексного развития АПК Тверской области является создание условий для комфортного проживания граждан на селе - это строительство или приобретение жилья для граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и создание комфортных условий проживания - газификация и водоснабжение на селе.
21. С 2014 года действует федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", мероприятия которой направлены на комплексное развитие сельских поселений с учетом перспективы экономического развития сельскохозяйственных организаций.
22. За период участия Тверской области в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", (2008 - 2013 годы) и мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", (2014 - 2016 годы) введено (приобретено) 74,6 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
23. Комплексный подход Правительства Тверской области к развитию сельских территорий позволяет не только увеличивать объемы производства сельскохозяйственной продукции и обеспечивать выполнение доктрины продовольственной безопасности, но и обеспечивать жителей Тверской области рабочими местами и комфортными условиями для проживания на селе.
24. Несмотря на отдельные положительные достижения, в сельском хозяйстве сохраняется ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства и, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
вопросы землепользования и землевладения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
25. Создание условий для ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности, устойчивого развития сельских территорий, является приоритетным направлением аграрной экономической политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. В целом по стране аграрная экономическая политика проводится посредством реализации Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
26. Достижение ряда стратегических государственных целей, поставленных в стратегических документах, утвержденных Президентом Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а именно: создание условий для достойного качества жизни населения, обеспечение устойчивого роста экономического потенциала области, определяет приоритеты региональной политики в сфере АПК и возможно при его устойчивом развитии.
27. Государственная программа Тверской области направлена на системное и комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности АПК, а также сельских территорий Тверской области. К приоритетам государственной политики в сфере сельского хозяйства Тверской области относятся:
а) в сфере производства:
развитие скотоводства (производства молока и мяса) как системообразующей подотрасли, использующей конкурентные преимущества региона, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
развитие подотраслей растениеводства;
б) в экономической сфере:
повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства;
развитие систем страхования и кредитования подотраслей сельского хозяйства, способствующих их устойчивому развитию и снижению рисков;
стимулирование развития малых форм хозяйствования;
в) в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;
г) в сфере развития производственного потенциала:
мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
создание инвестиционного климата, способствующего привлечению инвестиций на создание новых, реконструкцию, капитальный ремонт и модернизацию действующих мощностей по производству и углубленной переработке сельскохозяйственной продукции;
д) в институциональной сфере - развитие кооперации и интеграционных связей в АПК;
е) в научной и кадровой сферах - обеспечение условий для развития кадрового потенциала и формирования инновационного АПК, кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства.
28. Динамика развития АПК до 2022 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы, по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, сохранится сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
29. С учетом текущего состояния АПК Тверской области, его потенциальных возможностей и перспектив развития необходимо выделить ряд основных направлений:
а) повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
б) создание условий для привлечения инвестиций на создание новых, реконструкцию, капитальный ремонт и модернизацию действующих мощностей по производству и углубленной переработке сельскохозяйственной продукции;
в) поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;
г) возвращение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, создание условий для их эффективного использования, для развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, повышения плодородия почв;
д) поддержка развития малых форм хозяйствования;
е) поддержка развития сельскохозяйственной кооперации;
ж) повышение качества жизни сельского населения;
з) создание условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров, в том числе через задействование научно-образовательной среды, создание надлежащих социально-бытовых условий для специалистов и их семей.
30. Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных в государственной программе Тверской области, будет способствовать устойчивому развитию АПК и потребительского рынка Тверской области, позволит получить значительный экономический и социальный эффекты.
31. Реализация мероприятий государственной программы Тверской области позволит создать условия для улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышения конкурентоспособности организаций АПК. Повышение устойчивости деятельности АПК будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
32. Развитие социальной, инженерной инфраструктуры в сельской местности, улучшение условий труда и уровня его оплаты повысят привлекательность сельского хозяйства для молодых специалистов, позволят снизить остроту кадрового вопроса для аграриев, приведут к сокращению сельской безработицы.
33. Прогноз реализации государственной программы Тверской области основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов реализации подпрограмм, включенных в государственную программу Тверской области.
34. В качестве основных показателей государственной программы Тверской области определены:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), %;
индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), %;
индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), %;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, %;
рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), %;
располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности, рублей.
35. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Тверской области, значения показателей целей, задач и мероприятий по годам реализации государственной программы Тверской области приведены в приложении 1 к государственной программе Тверской области.
Характеристика основных показателей государственной программы Тверской области приведена в приложении 2 к государственной программе Тверской области.
Порядок предоставления и распределения из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий определен в приложении 4 к государственной программе Тверской области.
36. Главным администратором государственной программы в случае необходимости могут быть разработаны и утверждены в установленном порядке региональные целевые программы, направленные на развитие традиционных и экономически значимых отраслей сельского хозяйства Тверской области.
37. Утратил силу с 21 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Тверской области от 2 февраля 2018 г. N 28-пп
38. В целях обеспечения софинансирования мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", главным администратором государственной программы разработана и утверждена в установленном порядке региональная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Тверской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
39. В целях обеспечения софинансирования мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 922 "О федеральной целевой программе "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", главным администратором государственной программы разработана и утверждена в установленном порядке региональная целевая программа "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Тверской области на период до 2020 года".
40. Региональные программы, указанные в пунктах 36 - 39 настоящего подраздела, утверждаются приказами главного администратора государственной программы Тверской области.
40.1. Одной из мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, является предоставление налоговой льготы в соответствии с законом Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций". Стимулирование инвестиционной деятельности является важнейшим условием устойчивого развития экономики региона. При выборе потенциальным инвестором региона для реализации инвестиционного проекта наличие льготы по налогу на имущество является существенным конкурентным преимуществом субъекта. Реализация инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса способствует устойчивому развитию сельских территорий, повышению обеспеченности населения Тверской области качественной сельскохозяйственной продукцией собственного производства, позволяет обеспечивать выполнение тверским регионом показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.