Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Характеристика сферы реализации Программы
1. Общие принципы Конвенции Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" (далее - Конвенция "О правах инвалидов") определили ключевое условие для успешной интеграции инвалидов в общество - обеспечение условий доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.
В 2012 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция "О правах инвалидов", на принципах которой должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции "О правах инвалидов" должны приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспортной и пешеходной инфраструктуре, информации и связи, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, рабочие места, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Еще одним важнейшим направлением Конвенции "О правах инвалидов" является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. С учетом требований Конвенции "О правах инвалидов", а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как одно из приоритетных направлений государственной политики.
2. Федеральным законом N 419-ФЗ в Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" введено понятие абилитации инвалидов, а также заложена основа для эффективного межведомственного взаимодействия в целях повышения доступности услуг по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Законодательством Российской Федерации определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
3. Госпрограмма предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере здравоохранения, социальной защиты, занятости, спорта и физической культуры, информации и связи, культуры, транспортной и пешеходной инфраструктуры.
Для обеспечения единообразного унифицированного подхода при реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, Приказом Минтруда России N 575 утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Таким образом, основным требованием к государственной политике является обеспечение на территории Тверской области реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, создание условий для реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
4. Министерством совместно с исполнительными органами государственной власти Тверской области (далее - ИОГВ ТО) и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (далее - ОМС МО ТО) при непосредственном участии общественных организаций инвалидов проводится целенаправленная работа по исполнению Плана мероприятий ("дорожная карта") по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Тверской области на 2015 - 2030 годы, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 29.09.2015 N 461-пп (далее - "дорожная карта" Тверской области).
До разработки "дорожной карты" Тверской области представителями общероссийских общественных организаций инвалидов Тверской области (Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов) совместно проведена паспортизация 2 847 объектов социальной инфраструктуры Тверской области с определением конкретных задач по поэтапному обеспечению их доступности с учетом потребностей инвалидов.
Координационным советом по вопросам социальной защиты инвалидов при Правительстве Тверской области (далее - Координационный совет) осуществляется регулярный контроль за ходом реализации мероприятий "дорожной карты" Тверской области, актуализируются отдельные ее положения.
Информация о ходе реализации мероприятий "дорожной карты" Тверской области рассматривается на заседании Координационного совета, заседаниях общественных советов при ИОГВ ТО и советах общественности при ОМС МО ТО.
С участием представителей общественных организаций инвалидов Тверской области, ИОГВ ТО и ОМС МО ТО проводятся плановые проверки обеспечения доступности объектов и услуг на территории Тверской области.
Во всех ИОГВ ТО и ОМС МО ТО назначены исполнители, ответственные за реализацию мероприятий "дорожной карты" Тверской области.
5. Руководствуясь рекомендованными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) методическими пособиями для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений медико-социальной экспертизы и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи, ИОГВ ТО и ОМС МО ТО совместно с общественными организациями инвалидов Тверской области проводят плановые обучения специалистов во всех структурах власти и учреждениях, предоставляющих услуги населению, в том числе инвалидам.
6. Региональная политика в отношении инвалидов в Тверской области строится на следующих принципах:
1) учет положений международных и федеральных правовых актов;
2) использование опыта других регионов;
3) комплексность;
4) последовательность;
5) преемственность.
7. Основные неблагоприятные факторы:
1) сохранение высокой доли инвалидов и других МГН в общей структуре населения Тверской области;
2) наличие в инфраструктуре Тверской области значительного числа объектов с различным функциональным назначением, архитектурно-планировочными, конструктивными и территориальными особенностями и различных форм собственности;
3) сохранение невысокого уровня активности реализации мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности и повышению уровня доступности объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и коммерческого сектора из-за отсутствия достаточных средств и недостаточности знаний у специалистов в области создания доступной среды для инвалидов;
4) реконструкция ранее построенных объектов, связанная с целым рядом ограничений, вызывающих лишь частичное переоборудование входной зоны, притом, что передвижение внутри здания и оказание услуг инвалидам в полном объеме остаются невозможными;
5) малодоступность объектов инфраструктуры, являющихся наиболее востребованными для инвалидов в их повседневной жизни: магазины, аптеки, почтовые отделения и офисы финансовых (кредитных) организаций;
6) нерешенность многих вопросов реабилитации и санаторно-курортного лечения инвалидов, вопросов их трудоустройства;
7) сохранение отношенческих барьеров к инвалидам со стороны здорового населения, молодежи.
8. Серьезную проблему составляет адаптация жилого фонда, качество дорожно-транспортной инфраструктуры в целом, работа городского и междугородного автотранспорта. Эти проблемы выходят за рамки программ по созданию доступной среды для инвалидов, так как их решение зависит от объектов финансирования соответствующих выплат за счет средств бюджетов разного уровня: местных бюджетов ОМС МО ТО, областного бюджета Тверской области.
9. Исходя из общих принципов Конвенции "О правах инвалидов", доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Необходимо формирование системы комплексной реабилитации, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" Программы
10. Улучшение условий жизни инвалидов, проведение комплекса адаптационных мероприятий для успешной интеграции инвалидов в общество относятся к числу приоритетных государственных задач, реализуемых ИОГВ ТО и ОМС МО ТО в тесном взаимодействии с общественными организациями инвалидов.
11. Специфика расположения (удаленность друг от друга населенных пунктов в Тверской области, демографическая ситуация в тверском регионе, состояние областного бюджета Тверской области и бюджетов ОМС МО ТО, обширная сеть организаций социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры) не позволяет решить в краткосрочном периоде все проблемы в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг.
12. При разработке государственных и муниципальных программ, определении стратегических задач в формировании безбарьерной среды для инвалидов и других МГН обязательно учитываются следующие факторы:
1) протяженность территории Тверской области с запада на восток составляет 450 км, с севера на юг - 350 км. Общая площадь территории Тверской области - 84,1 тыс. кв. км;
2) на территории Тверской области расположено 11 городских округов, в том числе 2 закрытых административно-территориальных образования, 9 муниципальных округов, 22 муниципальных района, 30 городских поселений, 161 сельское поселение;
3) численность населения Тверской области по состоянию на 1 января 2021 года составляет 1 246 759 человек, в том числе городского - 959 630 человек и сельского - 287 129 человек.
В силу большой площади территории Тверской области плотность населения составляет 14,81 человек на 1 кв. км.
13. По данным Федерального реестра инвалидов в Тверской области по состоянию на 1 января 2021 года проживало 100 269 инвалидов, что составляет 8,0% от общей численности населения Тверской области, из них:
1) по группам инвалидности:
инвалиды I группы - 10 285 человек (0,8% от общей численности населения);
инвалиды II группы - 38 784 человека (3,1% от общей численности населения);
инвалиды III группы - 44 957 человек (3,6% от общей численности населения);
2) детей-инвалидов - 5 059 человек (2,1% от общей численности детского населения);
3) другие категории инвалидов - 1 184 человека (0,1% от общей численности населения).
14. В решении проблем инвалидов в Тверской области используется комплексный программный подход. За последние годы благодаря участию Тверской области в Госпрограмме значительно повысилась активность людей с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ), усилилось их стремление к независимой жизни.
В рамках реализации Госпрограммы на территории Тверской области сформирован перечень приоритетных*(3) объектов социальной инфраструктуры Тверской области (далее - перечень). Перечень ежегодно актуализируется с учетом происходящих процессов модернизации и оптимизации сети учреждений социальной инфраструктуры Тверской области. Перечень приоритетных объектов Тверской области в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, на которых в первоочередном порядке формируются условия доступности, приведен в приложении 1 к Программе.
По состоянию на 1 января 2021 года общее количество приоритетных объектов социальной инфраструктуры Тверской области, включенных в перечень, составляет 206 объектов.
Перечень приоритетных объектов Тверской области, адаптированных и планируемых к адаптации в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", приведен в приложении 2 к Программе (далее - приложение 2 к Программе).
15. Тверская область на протяжении ряда лет принимала участие в реализации мероприятий Госпрограммы, направленных на формирование условий доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН.
В результате реализации мероприятий по формированию условий доступности адаптировано:
1) в сфере культуры 43 объекта из числа приоритетных, в том числе 17 объектов, находящихся в государственной собственности, 26 объектов в муниципальной собственности;
2) в сфере занятости населения 33 объекта, в том числе здание Главного управления по труду и занятости населения Тверской области;
3) в сфере здравоохранения 19 приоритетных объектов;
4) в сфере социальной защиты адаптировано 58 объектов из числа приоритетных, в том числе здание Министерства;
5) в сфере образования 108 объектов из числа приоритетных: 11 объектов профессионального образования, 97 объектов дополнительного, дошкольного и общего образования, в том числе 13 специальных (коррекционных) школ.
Перечень приоритетных объектов отрасли образования Тверской области, на которых в первоочередном порядке реализуются мероприятия по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования, приведен в приложении 3 к Программе;
6) в сфере физической культуры и спорта Тверской области - 19 объектов из числа приоритетных, в том числе 9 объектов, находящихся в государственной собственности, 10 объектов в муниципальной собственности.
16. По состоянию на 1 января 2021 года в Тверской области обеспечены условия для беспрепятственного доступа к 183 приоритетным объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Все действия ИОГВ ТО и ОМС МО ТО обсуждаются и согласовываются с общественными организациями инвалидов, с учетом их предложений формируются основные мероприятия программ по адаптации объектов. Представителями общественных организаций инвалидов осуществляется контроль за ходом работ на объектах и за использованием адаптированных объектов и качеством предоставления услуг на этих объектах.
На большинстве объектов применен комплексный подход, который позволил адаптировать объекты в соответствии с особыми потребностями инвалидов-колясочников: адаптировать входные группы с устройством пандусов, внутренние помещения с установкой поручней, адаптировать санитарно-гигиенические помещения, установить лифты и подъемные устройства различного типа. На части объектов ввиду невозможности проведения всего комплекса технических работ обеспечена минимальная доступность. Комплексный подход предусматривал повышение степени доступности объектов и услуг для всех категорий инвалидов.
17. Создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, информационного и психологического окружения по-прежнему остается актуальной задачей как на государственном, так и на региональном уровне.
Среди негативных факторов, сдерживающих реализацию данной задачи, следует отметить:
1) недостаточную координацию взаимодействия ИОГВ ТО, ОМС МО ТО, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды;
2) отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других МГН.
18. Нерешенность проблемы обеспечения условий доступности приводит к серьезным социально-экономическим последствиям:
1) дестимуляции трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
2) высокой социальной зависимости, вынужденной изоляции инвалидов, осложняющей проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, являющейся самостоятельным фактором инвалидизации и определяющей возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
3) социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющей необходимость проведения соответствующих общественно-просветительских информационных кампаний, в том числе в сфере профессиональных компетенций инвалидов;
4) ограничению жизнедеятельности других МГН (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, граждан с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
19. Проводимый на регулярной основе членами Координационного совета совместно с ИОГВ ТО и ОМС МО ТО мониторинг доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН свидетельствует о том, что, несмотря на предпринимаемые ИОГВ ТО и ОМС МО ТО меры, большинство объектов социальной инфраструктуры, а также транспортной и инженерной инфраструктуры, информационных технологий не отвечают всем требованиям доступности для инвалидов и других МГН.
20. Специфика социально-демографической структуры населения Тверской области проявляется в высоком удельном весе числа инвалидов и МГН в общей численности населения.
Наряду со снижением удельного веса инвалидов трудоспособного возраста среди взрослого населения Тверской области, составившего в 2019 году 43,9% (2017 год - 47,4%, 2018 год - 45,5%), наблюдается рост удельного веса инвалидов нетрудоспособного возраста среди взрослого населения Тверской области. В 2019 году он составил 56,1% (2017 год - 52,6%, 2018 год - 54,5%).
Ускоряется процесс старения населения Тверской области.
Представители всех этих групп испытывают потребность в социальном обслуживании, медико-социальном патронаже и долговременном уходе. Рост удельного веса граждан пожилого возраста предопределяет увеличение спроса на услуги по уходу и социальному обслуживанию, включая сегмент реабилитационных услуг.
Таким образом, количество людей, нуждающихся в специально оборудованных объектах наиболее востребованных социальных отраслей, транспорте и маршрутах движения, возрастает, что ставит решение проблемы доступности социальной инфраструктуры в ряд актуальных задач для ИОГВ ТО и ОМС МО ТО.
Наиболее уязвимыми с точки зрения доступности объектов и услуг являются пять основных категорий инвалидов, в том числе дети-инвалиды:
1) инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата;
2) инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках;
3) инвалиды с нарушением слуха;
4) инвалиды с нарушением зрения;
5) инвалиды с нарушением интеллекта и психики.
21. Проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН, обусловлены рядом перечисленных далее обстоятельств:
1) в настоящее время наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы организаций социальной инфраструктуры и сформировавшимися потребностями у инвалидов и других МГН.
Материально-техническая база организаций социальной инфраструктуры требует постоянного обновления, актуальными остаются вопросы обеспечения доступности и безопасности, соблюдения стандартов качества оказания услуг.
Большая часть организаций размещается в типовых зданиях либо в приспособленных зданиях постройки 60-х годов двадцатого столетия.
В ряде организаций существует необходимость проведения капитальных ремонтов и модернизации зданий с учетом соблюдения норм и правил обеспечения доступности и разумного приспособления для нужд инвалидов и МГН, а также укрепления их материально-технической базы, создания доступной среды для других МГН;
2) правила и нормативы устанавливают к различным типам организаций в части оборудования их для нужд инвалидов и других МГН максимальные требования к набору помещений, их устройству и оборудованию, при этом не учитываются конструктивные особенности зданий;
3) не отработана система обучения и переподготовки кадров в части изучения требований норм и правил обеспечения доступности для инвалидов зданий и помещений, ознакомления со спецификой работы с инвалидами и особенностями предоставления услуг данной категории граждан;
4) в системе предоставления услуг инвалидам отмечается дефицит специалистов, владеющих современными технологиями: терапевтов, специалистов по двигательному развитию, адаптивной физической культуре и спорту, специалистов, владеющих методиками "раннего вмешательства", домашнего визитирования, языком жестов и другими методиками.
Данные обстоятельства препятствуют равному доступу граждан, имеющих инвалидность либо временные ограничения жизнедеятельности, к услугам независимо от места проживания, не позволяют в полной мере удовлетворить потребности инвалидов в услугах, неблагоприятно сказываются на качестве услуг и их объеме.
Структуризация проблем уязвимых групп населения Тверской области позволила сделать вывод о том, что обеспечение равных возможностей для лиц с ОВЗ и других МГН должно рассматриваться как цель самостоятельной программы.
22. Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН путем принятия Подпрограммы 1 определяется следующими причинами:
1) масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы - ее решение предполагает модернизацию, дооборудование части существующих объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур;
2) комплексность проблемы - потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, реализация соответствующего комплекса мероприятий;
3) межведомственный характер проблемы - с учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий ИОГВ ТО, ОМС МО ТО, общественных объединений инвалидов;
4) длительность решения проблемы - проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.
Подпрограмма 2 "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" Программы
23. На протяжении ряда лет происходит снижение численности инвалидов старше 18 лет. Снижению уровня инвалидизирующих факторов способствует профилактическая, реабилитационная работа, устранение барьеров окружающей среды, а также естественная убыль населения.
Численность детей-инвалидов на протяжении 5 лет имеет тенденцию к незначительному увеличению.
По состоянию на 1 января 2021 года в Тверской области проживало 100 269 инвалидов, из них 5 059 детей-инвалидов.
Динамика численности инвалидов, в том числе детей-инвалидов*
N п/п |
Категория/год |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
1 |
Дети-инвалиды |
4 625 |
4 725 |
4 885 |
5 041 |
5 059 |
2 |
Инвалиды старше 18 лет |
103 014 |
99 999 |
97 734 |
98 386 |
95 210 |
3 |
Итого |
107 639 |
104 724 |
102 619 |
103 427 |
100 269 |
*информация о численности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, представлена по состоянию на 1 января каждого года
24. Проведение медико-социальной экспертизы граждан на территории Тверской области осуществляет федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тверской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Тверской области"), за исключением территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством: Удомельского городского округа, п. Редкино Конаковского района и ЗАТО Солнечный.
На территории тверского региона функционируют 18 бюро-филиалов ФКУ "ГБ МСЭ по Тверской области", из которых 15 бюро-филиалов смешанного профиля, 1 бюро-филиал для освидетельствования лиц с психическими расстройствами, 1 бюро-филиал для освидетельствования лиц с заболеваниями и дефектами органа зрения, 1 бюро-филиал для освидетельствования больных туберкулезом, что соответствует потребностям населения Тверской области в предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с учетом сложившихся социально-демографических и географических особенностей территории.
ФКУ "ГБ МСЭ по Тверской области" за 2019 год освидетельствовано 27 315 человек, из них взрослых - 22 706 человек, детей - 2 720 человек, в экспертных составах - 1 889 человек. Всего признано инвалидами - 18 306 человек, из них - старше 18 лет - 16 287 человек, до 18 лет - 2 019 человек.
В структуре первичной инвалидности у граждан старше 18 лет первые ранговые места занимают болезни кровообращения, злокачественные новообразования и болезни костно-мышечной системы. Повысилась доля впервые признанных инвалидами вследствие злокачественных новообразований. Снизилась доля впервые признанных инвалидами вследствие болезней кровообращения, костно-мышечной системы, туберкулеза, травм.
В структуре первичной инвалидности у детей в возрасте до 18 лет первые ранговые места занимают психические расстройства, врожденные аномалии и болезни нервной системы. Уровень инвалидности наиболее высокий при этих трех классах болезней. Вырос уровень врожденных аномалий, болезней эндокринной системы, болезней нервной системы. Снизился уровень психических расстройств, болезней костно-мышечной системы.
25. В целях улучшения взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы с организациями, предоставляющими реабилитационные услуги инвалидам, введены новые механизмы взаимодействия: учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида или ребенка-инвалида в соответствующие ИОГВ ТО, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных ИПРА. ИОГВ ТО предоставляют информацию об исполнении мероприятий, возложенных на них ИПРА инвалида или ребенка-инвалида, в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
В рамках организации межведомственного взаимодействия по реализации ИПРА инвалида или ребенка-инвалида ФКУ "ГБ МСЭ по Тверской области" со всеми ИОГВ ТО заключены соглашения о взаимодействии при оказании государственной услуги при проведении медико-социальной экспертизы.
ФКУ "ГБ МСЭ по Тверской области" организована работа по проведению с гражданами, признанными инвалидами и нуждающимися в профессиональной реабилитации, консультаций с целью выявления их возможностей на проведение органами службы занятости мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению, содействию в трудоустройстве, а также формированию у них готовности к участию в этих мероприятиях.
26. На территории Тверской области обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение, техническими средствами реабилитации относится к полномочиям государственного учреждения - "Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Тверское региональное отделение ФСС).
Тверское региональное отделение ФСС обеспечивает инвалидов санаторно-курортным лечением из средств федерального бюджета в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Тверским региональным отделением ФСС распределяются путевки на санаторно-курортное лечение по единой очереди, сформированной в соответствии с датой подачи заявления инвалидом и медицинской справки. Количество путевок, выделяемых инвалидам Тверской области, строго соответствует сумме средств федерального бюджета, предусмотренной на эти цели для Тверского регионального отделения ФСС.
27. В 2019 году Тверской области 78,4% граждан льготных категорий отказались от права получения набора социальных услуг в части санаторно-курортного лечения в пользу ежемесячной денежной выплаты и только 21,6% сохранили за собой это право.
28. На 2019 год до Тверского регионального отделения ФСС доведены ассигнования на оплату путевок на санаторно-курортное лечение в сумме 37 227,70 тыс. рублей, закуплено и выдано 1 622 путевки, из них 217 путевок выдано для сопровождающих лиц. При таком объеме финансирования обеспечить путевками всех граждан, обратившихся за их получением, не представляется возможным. В связи с этим введена очередность на получение санаторно-курортной путевки.
29. В 2019 году техническими средствами реабилитации обеспечены 11 909 человек, количество изделий, выданных получателям, составляет 3 015 434 штуки на общую сумму 243 272,0 тыс. рублей.
30. Актуальная информация об очередности и об обеспечении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, санаторно-курортным лечением доступна на сайте Тверского регионального отделения r69.fss.ru: вкладки "Санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан" и "Сервис поиска номера очереди на получение путевки по СНИЛС".
31. Основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, обеспечиваются в рамках межведомственного взаимодействия трех системообразующих отраслей: здравоохранения, социальной защиты населения, образования. Также к решению проблем социокультурной реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ привлекаются отрасли, традиционно считающиеся непрофильными в работе с инвалидами, такие как физическая культура и спорта, культура.
32. Проблема повышения доступности и качества медицинской реабилитации актуальна и обусловлена увеличением количества больных, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, инвалидов и недостаточным охватом реабилитационной медицинской помощью жителей Тверской области, в том числе детского населения.
С 2015 года на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Детская областная клиническая больница" работает кабинет катамнестического наблюдения за детьми, родившимися с различной патологией перинатального периода. В кабинете с индивидуальным подходом к состоянию здоровья каждого обратившегося пациента ведут прием специалисты педиатры, неврологи, офтальмологи, детские хирурги, сурдологи, ортопеды-травматологи. Главная задача катамнестического наблюдения - профилактика заболеваний, которые могут развиться у детей из группы риска, а также уменьшение степени отдаленных последствий врожденной и перинатальной патологии и снижение вероятности инвалидизации с детства. Ежегодно на базе кабинета катамнестического наблюдения оказывается помощь более 200 недоношенным детям с различной патологией.
В структурном подразделении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областной клинический перинатальный центр им. Е.М. Бакуниной" - медико-генетической консультации ведет прием врач-генетик, проводятся обследования супружеских пар, имеющих детей с врожденной патологией, а также новорожденных детей с предполагаемым риском генетической патологии. Дети с установленными диагнозами наследственных заболеваний обеспечиваются необходимыми лекарствами и лечебным питанием.
Ежегодно дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности проходят диспансеризацию, что позволяет выявить нуждающихся в проведении медицинской реабилитации, стационарном лечении, санаторно-курортном лечении, выделяется диспансерная группа детей по тому или иному заболеванию. Медицинское сопровождение детей после проведенной диспансеризации, осуществляется территориально расположенной детской поликлиникой.
В детских поликлиниках ведется учет детей-инвалидов, определяются дети, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении. Всем нуждающимся детям оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
33. В Тверской области две медицинские организации имеют лицензию на медицинскую реабилитацию:
1) государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Клиническая детская больница N 2 г. Твери" (далее - ГБУЗ ТО "КДБ N 2");
2) государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Областной клинический лечебно-реабилитационный центр" (далее - ГБУЗ ТО "ОКЛРЦ").
34. В отделении медицинской реабилитации детей ГБУЗ ТО "ОКЛРЦ" применяются современные методы реабилитации, каждому пациенту подбирается индивидуальная программа, составленная специалистами мультидисциплинарной бригады, даются рекомендации по техническим средствам реабилитации, проводится консультирование и обучение, в том числе родителей детей-инвалидов по использованию технических средств реабилитации в домашних условиях. Во время лечения дети с ОВЗ получают индивидуальные занятия с инструктором лечебной физкультуры, в том числе по авторским методикам. В процессе реабилитации все родители, воспитывающие детей с ОВЗ, посещают занятия для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
В рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями образования, социальной защиты населения ежемесячно проводятся занятия для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, на которых проводится обучение членов семьи особого ребенка различным методикам развития и реабилитации с помощью нетрадиционных техник рисования, цветотерапии, музыкотерапии, оказывается психологическая помощь родителям, обучение использованию ортезов и средств реабилитации.
35. В Центре детской неврологии и медицинской реабилитации ГБУЗ ТО "КДБ N 2" проводится обследование и лечение детей с детским церебральным параличом, задержкой психо-речевого развития, эпилепсией, наследственными заболеваниями нервной системы.
Разработана и внедрена методика последовательной реабилитационной программы для детей с поражением центральной нервной системы различных возрастов для занятий по восстановлению навыков ходьбы. Применение метода способствует улучшению функции ходьбы у 90% детей, улучшение координации у 70% детей.
36. Проведение реабилитационных мероприятий в медицинских организациях Тверской области осуществляется в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2019 N 878н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей" и от 31.07.2020 N 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" и включает в себя ступенчатую трех этапную модель:
1) первый этап медицинской реабилитации включает весь комплекс медицинских мероприятий по оказанию экстренной помощи больным по различным нозологиям. В рамках национального проекта "Здоровье", программы снижения смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы в Тверской области создана сеть сосудистых отделений для лечения инсультов и инфарктов в медицинских организациях Тверской области;
2) второй этап медицинской реабилитации на территории Тверской области осуществляется на базе ГБУЗ ТО "ОКЛРЦ", которое создано в целях организации оказания реабилитационной помощи пациентам с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения, с последствиями черепно-мозговых травм и травм позвоночника. В амбулаторно-поликлиническом отделении открыты кабинеты профилактики цереброваскулярных заболеваний, кабинеты больных рассеянным склерозом, экстрапирамидных и когнитивных расстройств и ботулотерапии, а также эпилепсии и пароксизмальных состояний, что позволяет осуществлять преемственность в диагностике и лечении, а также провести корректировку назначения лекарственных препаратов.
ГБУЗ ТО "ОКЛРЦ" как представитель тверского региона был участником пилотного проекта по развитию реабилитационной помощи в Российской Федерации. В рамках пилотного проекта отработаны логистика пациентов, усовершенствованы и внедрены методики реабилитации, обеспечена преемственность между различными лечебными учреждениями при оказании реабилитационной помощи пациентам.
Маломобильные пациенты в плановом порядке по предварительной записи осматриваются на дому мультидисциплинарной бригадой специалистов: неврологом, терапевтом и профильным специалистом. По назначению врача проводятся забор крови, ультразвуковое обследование, электрокардиограмма.
На базе ГБУЗ ТО "ОКЛРЦ" организована работа информационно-справочного центра (call-Центр), работающего в режиме онлайн с понедельника по пятницу. Оператор call-Центра по телефону записывает пациентов на прием к врачам-специалистам, оказывает помощь с организацией консультаций в амбулаторно-поликлинических учреждениях города Твери и Тверской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, осуществляет консультации по вопросам сроков, условий и порядка предоставления реабилитационной и паллиативной помощи;
3) третий этап медицинской реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда, осуществляется в санаториях, расположенных на территории Тверской области, амбулаторная реабилитационная помощь оказывается в государственном бюджетном учреждении Тверской области "Областной клинический кардиологический диспансер". Открыты койки дневного пребывания во всех межрайонных медицинских центрах и при кардиологических отделениях медицинских организаций Тверской области.
Около 30% пациентов, перенесших инсульт, через 18 дней стационарного лечения направляются в отделения долечивания санаториев, расположенных на территории Тверской области. Около 30% больных, имеющих на день выписки из стационара хороший реабилитационный потенциал, но выраженный неврологический дефицит и противопоказания к санаторному этапу, направляются на второй этап реабилитации, что позволяет значительно улучшить ситуацию в Тверской области с доступностью медицинской реабилитации для данной категории пациентов, следовательно, уменьшить их инвалидизацию, улучшить качество жизни и обеспечить их интеграцию в общество.
37. Вместе с тем в ходе анализа мероприятий по оказанию реабилитационной помощи государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Тверской области выявлен и ряд проблем:
1) недостаточное оснащение медицинским оборудованием государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тверской области, имеющих лицензию на медицинскую реабилитацию;
2) необходимость совершенствования методов реабилитации;
3) необходимость повышения уровня профессиональной подготовки врачей-специалистов, осуществляющих медицинскую реабилитацию;
4) необходимость обучения инвалидов, детей-инвалидов и членов их семей навыкам ухода, подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам.
38. В целях совершенствования реабилитации инвалидов в сфере здравоохранения необходимо решить следующие задачи по:
1) повышению уровня доступности и качества реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий путем повышения уровня образования медицинских работников, осуществляющих медицинскую реабилитацию;
2) организации обучения инвалидов, детей-инвалидов и членов их семей навыкам ухода, подбора и использования технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам;
3) развитию форм и методов медицинской реабилитации;
4) улучшению материально-технической базы государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тверской области.
39. Для решения поставленных задач будет выполнен комплекс мероприятий:
1) оснащение медицинским оборудованием Центра детской неврологии и медицинской реабилитации ГБУЗ ТО "КДБ N 2", ГБУЗ ТО "ОКЛРЦ";
2) проведение для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом, обучения навыкам проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
3) организация обучения инвалидов, детей-инвалидов и членов их семей навыкам ухода, подбора и использования технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам;
4) повышение квалификации, профессиональная переподготовка врачей, медицинских работников.
40. Мероприятия в сфере содействия занятости инвалидов реализуют государственные казенные учреждения службы занятости населения Тверской области (далее - центры занятости населения).
Электронные сервисы и интернет-ресурсы способствуют доступности государственных услуг в сфере содействия занятости населения гражданам с особыми потребностями:
1) информационный портал Общероссийская база вакансий "Работа в России";
2) интерактивный портал службы занятости населения Тверской области.
Для граждан с инвалидностью обеспечена возможность самостоятельного поиска работы, взаимодействия с работодателями, получения правовых и других консультаций.
Снижение численности инвалидов трудоспособного возраста, проживающих в Тверской области, приводит к снижению численности инвалидов, зарегистрированных центрами занятости населения в качестве ищущих работу.
Ежегодно при содействии центров занятости населения находят работу около 0,6 тыс. инвалидов.
Центры занятости населения оказывают содействие в поиске работы всем инвалидам, имеющим трудовые рекомендации, содержащиеся в ИПРА.
41. По результатам ежегодного мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, проводимого путем опроса инвалидов, выявлено следующее.
В возрастной структуре опрошенных инвалидов преобладают люди старше 50 лет (около 34%), в возрасте до 30 лет (около 26%). Четвертая часть из общего числа инвалидов Тверской области проживает в сельской местности. Уровень образования инвалидов недостаточен для трудоустройства на высококвалифицированные должности с более высокой заработной платой: каждый третий имеет начальное профессиональное образование, каждый пятый - среднее профессиональное.
Большая часть инвалидов имеет низкий уровень востребованности на рынке труда (уровень востребованности определяется с учетом имеющихся профессий, пола, возраста, уровня образования, стажа работы, личностных характеристик, определяющих конкурентоспособность инвалида). Высокий уровень мотивации на трудоустройство имеют не более 10% инвалидов. Доля инвалидов, ранее не работавших, составляет около 18%, каждый второй имеет перерыв в трудовой деятельности более года.
42. Главным управлением по труду и занятости населения Тверской области реализуется комплекс мер, направленный на эффективную реализацию мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, который предусмотрен государственной программой Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2021 - 2026 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 18.02.2021 N 76-пп "О государственной программе Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2021 - 2026 годы".
В числе мер: трудоустройство на имеющиеся вакансии, а также на условиях временной занятости с материальной поддержкой на период временных работ, организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, профессиональная ориентация, информирование и консультирование, психологическая поддержка, содействие самозанятости и пр. Безработным инвалидам выплачивается пособие по безработице, а в период прохождения профессионального обучения - стипендия.
43. В целях повышения эффективности мер, направленных на обеспечение доступности профессионального обучения безработных инвалидов, сформирован перечень профессий (специальностей) для организации профессионального обучения инвалидов.
Обучение инвалидов осуществляется на базе образовательных организаций Тверской области, при этом каждый третий инвалид проходит обучение в государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Тверской области "Учебный центр службы занятости", где широко практикуется индивидуальное обучение инвалидов, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, видеосвязи с использованием сети Интернет.
44. Квотирование рабочих мест является одним из путей решения проблемы трудовой занятости инвалидов и реализуется в соответствии с законом Тверской области от 17.09.1997 N 79 "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите".
С целью повышения эффективности работы по обеспечению занятости инвалидов в трудоспособном возрасте с 2017 года осуществляется субсидирование работодателей, трудоустраивающих незанятых инвалидов за счет средств областного бюджета Тверской области.
Кроме того, с 2019 года Главным управлением по труду и занятости населения Тверской области реализуются мероприятия:
1) по организации наставничества трудоустроенных инвалидов;
2) по организации сопровождения при трудоустройстве инвалидов;
3) оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства на них незанятых инвалидов.
Финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий по содействию занятости инвалидов, осуществляется путем предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 25.01.2019 N 18-пп "О субсидиях из областного бюджета Тверской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, оборудованием (оснащением) рабочих мест для инвалидов".
45. Информация о незанятых инвалидах, испытывающих трудности в поиске работы, об оказанных государственных услугах по содействию их занятости вносится в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц в установленном законодательством порядке.
Главным управлением по труду и занятости населения Тверской области формируется персонифицированный реестр инвалидов для последующей работы центров занятости населения с каждым неработающим инвалидом трудоспособного возраста. В целях выявления нуждаемости в трудоустройстве осуществляется информирование и анкетирование инвалидов всеми доступными способами.
46. Для расширения возможностей трудоустройства инвалидов молодого возраста, получивших профессиональное образование, Министерством образования Тверской области совместно с Главным управлением по труду и занятости населения Тверской области реализуются мероприятия по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве, направленные на повышение:
1) эффективности трудоустройства выпускников из числа инвалидов молодого возраста, прошедших обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
2) конкурентоспособности на рынке труда безработных инвалидов молодого возраста.
47. В Тверской области обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать государственные и муниципальные образовательные организации, организуется на дому или в медицинских организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
В 2020/21 учебном году в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тверской области, получают образование 6 774 ребенка, из них 4 409 обучающихся с ОВЗ, в том числе 1 552 ребенка-инвалида.
В 2020/21 учебном году с целью реализации права лиц с ОВЗ на получение образования в Тверской области осуществляют свою деятельность:
1) 21 отдельная общеобразовательная организация для детей с ОВЗ, из которых 19 государственных и 2 муниципальные, в которых обучается 2 230 детей с ОВЗ, в том числе 810 детей-инвалидов;
2) 314 общеобразовательных организаций, в которых организовано обучение детей с ОВЗ посредством инклюзивного образования. В данных общеобразовательных организациях обучается 4 890 детей, в том числе 742 ребенка-инвалида.
48. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в 2020/2021 учебном году в общеобразовательных организациях осуществляется 926 педагогическими работниками и специалистами, из них: 65 учителей-дефектологов, в том числе 2 учителя-дефектолога в дошкольных образовательных организациях, 193 учителя-логопеда, в том числе 158 учителей-логопедов в дошкольных образовательных организациях, 271 педагог-психолог, в том числе 84 педагога-психолога в дошкольных образовательных организациях, 117 социальных педагогов, в том числе 3 социальных педагога в дошкольных образовательных организациях, 47 тьюторов.
Предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ осуществляется на базе двух государственных учреждений психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые ежегодно оказывают около 1 400 услуг детям, родителям и педагогам.
На базе государственного казенного учреждения "Тверской областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" открыт региональный ресурсный центр комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра. На сопровождении ежегодно находится около 100 детей с расстройствами аутистического спектра.
В Тверской области функционирует 1 центральная и 13 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, которые ежегодно проводят обследования более 6 500 детей (от 0 до 18 лет).
49. С целью формирования у детей с ОВЗ качеств, необходимых для социально-бытовой и социально-трудовой адаптации в обществе, выявления наиболее талантливых воспитанников в Тверской области проводится ежегодный конкурс "Лучший по профессии" среди воспитанников государственных образовательных организаций для детей с ОВЗ. Задачами конкурса являются формирование положительной мотивации обучающихся к трудовой деятельности, совершенствование предпрофессиональной подготовки, проведение профориентационной работы с целью дальнейшего обучения и трудоустройства детей с ОВЗ.
В рамках сетевого взаимодействия между общеобразовательными организациями для обучающихся с ОВЗ и учреждениями среднего профессионального образования заключены договоры о сотрудничестве в области профессионального обучения по программам профессионального обучения, профильной и предпрофильной подготовки школьников, разработаны планы совместной деятельности по организации шефской помощи и профориентационной работе.
В общеобразовательных организациях для детей с ОВЗ в соответствии с планами воспитательной работы регулярно проводятся различные профориентационные мероприятия, в частности, тестирование старшеклассников по профессиональной ориентации с составлением на каждого старшеклассника индивидуальной карты профориентационной работы.
50. Ежегодно планируется организация и проведение не менее 5 областных мероприятий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ (спартакиады, конкурсы, фестивали), в том числе региональных чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс".
51. Образовательные организации Тверской области обеспечены реабилитационным и абилитационным оборудованием, в том числе для оказания услуг по ранней помощи.
Вместе с тем в ходе анализа мероприятий по оказанию реабилитационной помощи образовательными организациями Тверской области выявлен и ряд проблем:
1) недостаточное оснащение реабилитационным оборудованием организаций среднего профессионального образования Тверской области;
2) необходимость совершенствования методов реабилитации;
3) необходимость повышения уровня профессиональной подготовки специалистов.
52. В целях совершенствования реабилитации инвалидов в сфере образования необходимо решение следующих задач:
1) повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий путем повышения уровня образования педагогических работников;
2) осуществление мероприятий по улучшению материально-технической базы организаций среднего профессионального образования Тверской области.
53. Для решения поставленных задач, обозначенных в пункте 52 Программы, будет выполнен комплекс мероприятий в сфере образования:
1) приобретение реабилитационного и абилитационного оборудования для оснащения профессиональных образовательных организаций на территории Тверской области;
2) повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников.
54. На территории Тверской области реабилитационные мероприятия инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в рамках предоставления социальных услуг оказывают 55 организаций социального обслуживания различных видов и типов: из которых 9 реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ (далее - реабилитационные центры), 1 детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, 37 комплексных центров социального обслуживания населения, 8 психоневрологических интернатов.
Предоставление реабилитационных услуг обеспечивается в стационарной, полустационарной форме и в форме социального обслуживания на дому.
В целях создания системы социальной реабилитации детей и подростков с ОВЗ, социальной поддержки семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, на территории Тверской области работают 9 реабилитационных центров и 1 детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, которые являются подведомственными учреждениями Министерства. В указанных учреждениях работают специалисты-педагоги (воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя-логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги), а также врачи, инструкторы лечебной физкультуры, медицинские сестры, медицинские сестры по массажу и другие специалисты (далее - специалисты).
55. Приоритетным направлением в оказании социальных услуг в реабилитационных центрах является функционирование групп дневного пребывания, в которых ежедневно получают услуги 160 детей-инвалидов, проживающих на территории Тверской области. Дети-инвалиды посещают группу с утра до вечера, получают трехразовое питание, в соответствии с рекомендациями ИПРА специалисты проводят реабилитационные мероприятия. Посещение детьми-инвалидами групп дневного пребывания дает возможность родителям детей-инвалидов трудоустроиться.
56. В целях подготовки детей к самостоятельному проживанию на базе всех 9 реабилитационных центров открыты кабинеты социально-бытовой адаптации (далее - кабинеты). Основная цель работы кабинетов, это привитие социальных навыков, способствующих интеграции детей-инвалидов в социум. Кабинеты представляют собой комнату, разделенную на 2 зоны: учебную зону и зону для практических занятий, оснащенную специальным оборудованием.
57. На базе всех 9 реабилитационных центров с 2010 года работают службы ранней помощи. В каждом реабилитационном центре разработаны коррекционно-развивающие программы по оказанию услуг семьям, воспитывающим ребенка с проблемами в развитии раннего возраста.
Организация служб ранней помощи дает реальную возможность оставить ребенка в семье, обеспечив ему оптимальные условия для роста и развития. Организовано домашнее визитирование семей, воспитывающих детей с проблемами развития, специалистами социальной защиты населения и других ведомств для детей и подростков с ОВЗ. Ежемесячно услуги получают более 100 семей, проживающих в Тверской области.
58. В целях совершенствования межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, обеспечивающего деятельность по оказанию ранней помощи, развития деятельности созданных служб ранней помощи, в 2018 - 2019 годах реализован Комплекс мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи "Первые шаги", утвержденный приказом Министерства социальной защиты населения Тверской области (далее - Комплекс мер "Первые шаги"). Комплекс мер "Первые шаги" получил финансовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), в объеме 12 927,3 тыс. рублей. Пилотными площадками Комплекса мер "Первые шаги" стали 14 учреждений Тверской области различной ведомственной принадлежности.
В 2015 году Тверская область была определена пилотной площадкой Фонда по отработке технологии социального сопровождения семей с детьми, в том числе детьми-инвалидами (реализован пилотный проект "Социальное сопровождение семей с детьми", в рамках которого разработана региональная программа "Семья и дети Верхневолжья"). За время реализации пилотного проекта разработаны нормативные правовые акты, регулирующие внедрение технологии социального сопровождения, подготовлен пакет рабочих документов для специалистов различных ведомств. Большая практическая работа проведена в определении сроков, технологий, методов работы при наличии тех или иных обстоятельств, нарушающих полноценное выполнение семьей своих функций. На территории Тверской области действует 48 служб социального сопровождения.
Социальное сопровождение ребенка-инвалида дает возможность получения комплексной реабилитационной помощи, а также координации прохождения ребенком-инвалидом реабилитационного маршрута в соответствии с ИПРА.
С 2016 года Тверская область определена как профессиональная стажировочная площадка по вопросу организации социального сопровождения, а с 2018 года - профессиональная стажировочная площадка по ранней помощи.
59. Правительство Тверской области на протяжении ряда лет тесно взаимодействует с Фондом. С 2010 года по настоящее время в Тверской области реализовано 13 региональных программ и проектов, направленных на поддержку детей и семей с детьми в части профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей, социальной поддержки семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Реализация региональных программ, комплексов мер и проектов дала возможность организовать тесное межведомственное взаимодействие по реализации различных видов реабилитации детей-инвалидов.
В 2020 - 2021 годах при финансовой поддержке Фонда в Тверской области реализуется Комплекс мер по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ОВЗ, включая орг
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.