Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые участники заседания!
Уважаемые жители Тверской области!
Земляки!
Через три недели мы вступим в новый, 2010-й год. Это будет особенный год для нашей страны: год 65-летия Великой Победы. Мы гордимся тем, что бессмертную славу поколения победителей завоевали прошедшие войну россияне, в том числе наши земляки. Самым главным - жизнью - мы обязаны ветеранам сражений. И тем, кто ушел, и тем, кто рядом с нами служит образцом исполнения патриотического долга.
Мы гордимся тем, что первым областным центром, освобожденным от врага, был Калинин, наша древняя Тверь. Тем, что одним из первых звание города воинской славы заслужил многострадальный Ржев. Гордимся, что на территории области святую память о героях и мучениках великой войны хранят десятки городов и поселков.
Достойно встретить юбилей Победы - долг и обязанность всех нас. Из областного бюджета выделены средства на ремонт мемориальных мест во всех муниципальных образованиях области. В дни торжеств откроются обновленный обелиск Победы и реконструированный мемориал Смоленского воинского захоронения в Твери, стела "Город воинской славы" в Ржеве, памятник сожженным деревням в Пеновском районе, пройдут другие мероприятия в память о событиях войны. Но главный объект внимания - конечно же люди.
Наши медики для всех участников войны должны организовать дополнительную диспансеризацию.
Наша молодежь должна доказать свое уважение к героям участием в областной добровольческой акции "Спешите делать добро". В ее ходе молодые волонтеры помогают ветеранам по хозяйству, окружают их вниманием и заботой. Это лучший путь воспитания действенного патриотизма и уважения к старшему поколению.
К юбилейным датам должны быть изданы новые книги воспоминаний участников и очевидцев тех незабываемых исторических событий.
В ближайшее время Государственной Думой будут приняты поправки в Федеральный закон о ветеранах для решения жилищных вопросов. Сразу же после этого в ускоренном режиме потребуется сформировать соответствующую региональную нормативную базу, чтобы в юбилейный год безусловно обеспечить квартирами всех ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Органам соцзащиты необходимо предусмотреть наиболее удобный для ветеранов порядок получения единовременных выплат, размер которых в юбилейный год будет увеличен, а также праздничных подарков всем участникам войны и труженикам тыла.
Для нас, наследников Победы, она и через десятилетия служит примером. Это высшая эмоциональная точка, исток единства российского общества. Никогда не забудется и время послевоенного возрождения страны, в том числе нашей области. Это было закономерное, но оттого не менее трудное продолжение военного подвига.
Опыт Победы всегда с нами - в любых испытаниях, при любых вызовах современной истории. Конечно, трудности, которые принес в уходящем году мировой экономический кризис, несопоставимы с масштабами потрясений тех далеких лет. Но сегодня, в совершенно иных условиях, нам также, как когда-то, требуются мобилизация ресурсов и точный стратегический расчет. В Послании Федеральному Собранию Президент Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что Россия не имеет в запасе времени медлить с коренной модернизацией. Решение этой задачи должно стать делом всего народа, как были общими для всех стремление к Победе и уверенность в ней. Очень многое будет зависеть от качества управления процессами модернизации. В связи с этим Президент потребовал законодательно закрепить для региональных исполнительных властей обязанность ежегодно отчитываться о проделанной работе. Наша область еще до этого предложения ввела такую норму в свой Устав по инициативе депутатов Законодательного Собрания. И месяц назад завершилась первая кампания отчетов по исполнению прошлогоднего Послания во всех муниципальных образованиях.
Эта кампания широко освещалась местной прессой, что избавляет от необходимости повторять известные вам цифры и факты. Ограничусь лишь важнейшими положениями.
Первое. Все социальные обязательства, названные в моем Послании и принятые регионом, выполнены.
Удалось усилить положительные демографические тенденции, в результате замедлилась убыль населения. Проектом года стало строительство перинатального центра в Твери. Выполнена намеченная на год программа газификации, хотя темпы работ несколько снизились. Продолжилось активное строительство новых сооружений для занятий физкультурой и спортом, в том числе открыты четыре крупных дворца спорта. Увеличился объем инвестиций в экономику области.
Второе. Достижение намеченных в Послании 2008 года целей социально-экономического развития оказалось затруднено.
Должен признать, что этот год стал самым трудным за все время моей деятельности на посту Губернатора.
И хотя намеченные направления развития в целом выдержаны, это не отменяет реально существующих проблем. Таких, как безработица и неполная занятость, сложное положение многих субъектов реального сектора экономики, массы вопросов, касающихся строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому те задачи Послания, которые не были решены в полном объеме, будут приняты к исполнению в будущем году. Ни один пункт прошлогоднего Послания не будет забыт.
Третье. Принятые в срочном порядке и профинансированные федеральным Правительством антикризисные меры дают ожидаемый эффект. Удалось удержать под контролем ситуацию и в экономике, и в социальной сфере. Но преодоление последствий рецессии ощутимо пока только на макроуровне. Предстоит много и напряженно работать, чтобы процесс экономического выздоровления стал явным на каждом предприятии, в каждой семье, для каждого человека.
Четвертое. Избранный курс на наращивание технологического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности позволяет нам активно противодействовать кризисным явлениям. Этот курс должен выдерживаться и далее. Обязательно необходимо особое внимание уделить предприятиям, использующим морально и физически устаревшее оборудование. Темпы инновационного обновления индустриального сектора и аграрной сферы - это фактор, определяющий жизнеспособность региона и его будущее.
Те мысли, на основе которых формировалось это Послание, рождались не только в кабинетах областной Администрации. Многие важные вопросы прозвучали на встречах с гражданами в ходе отчетов о нашей работе за год. Я благодарю за ценные предложения депутатов Законодательного Собрания. Ряд проектов выдвинули члены партии "Единая Россия".
Я считаю, что все предложения, вошедшие в Послание, следует учесть при принятии бюджета области на 2010 год во втором чтении. Считаю, что все они направлены на достижение той цели, которую сформулировал Президент России в Послании Федеральному Собранию, - на создание общества умных, свободных и ответственных людей.
Умной и человечной должна стать наша экономика. Экономика для людей. Свободным и ответственным хотим видеть наше общество. Умной, ответственной, свободной от коррупции, - нашу власть. Для этого процесс модернизации должен проникнуть во все поры хозяйственного организма, во все структуры общества. Только тогда мы добьемся успеха.
При этом необходимо уяснить, что та модернизация, которая предлагается и которая необходима, принципиально отличается от предыдущих, пройденных нашей страной. Раньше ставилась задача догнать передовые страны по уровню индустриализации и военно-технической мощи. Соответственно, главными признавались количественные параметры. Теперь должно выигрывать качество. Качество новейших технологий. Качество действующей инфраструктуры, прежде всего - информационной. Качество образования. Наконец, качество самой жизни людей, которое тоже невозможно измерить цифрами потребления. Поэтому модернизация должна прийти не только на предприятия. Ее место - в школьном классе, в студенческой аудитории, в лаборатории ученого, сельском клубе, в кабинете врача и в офисе предпринимателя.
Еще недавно ошибки и просчеты предпринимателей нивелировались общим ростом экономики. Можно было развиваться, не будучи эффективным, завоевывать рынки только за счет одной коммерческой хватки. Сегодня условия изменились. Стали более жесткими, потребовали четкости финансового расчета и обоснованности прогнозов. Некоторым тверским участникам рынка это оказалось не по плечу. Другим помогло приступить к оптимизации бизнеса.
В 2009 году в Тверскую область продолжили приходить реальные инвестиции, и это позволяет последовательно диверсифицировать экономику. В первую очередь, через развитие компаний, которые удовлетворяют внутренний потребительский спрос. У нас есть опыт по созданию промышленных площадок, его необходимо тиражировать по всей области. Убежден, что в срочном порядке необходим региональный закон, регламентирующий помощь в развитии промышленных площадок, которую оказывают все органы власти. Проект закона уже готов, и я прошу Законодательное Собрание в будущем году рассмотреть и принять его. Уважаемые депутаты, прошу вас тесно взаимодействовать с Администрацией области в этой работе.
Экономический рост - это рост наших тверских предприятий как новых, так и давно действующих. Особо хочу выделить машиностроение, которое исторически является локомотивом промышленности. Необходима внятная программа развития отрасли. Предприятия нашей области имеют специфику, должны кооперироваться между собой, и это должно быть отражено в программе. Это важнейший элемент промышленной политики. Программа должна связать в единый комплекс финансовую поддержку, обучение специалистов, продвижение тверских товаров на внешние рынки. А также - кооперативные связи между предприятиями области, стимулирование НИОКРов и модернизацию производственной базы в целях повышения энергоэффективности.
Поддержка малого предпринимательства - реальный инструмент нашего долгосрочного развития. В 2008-м году созданы залоговый и венчурный фонды, введены новые виды субсидий. Все это было нужно и вчера, и сегодня, и завтра. И все это сделано, создана необходимая нормативная база.
Наша новая задача - оказывать финансовое содействие инновационным предприятиям Тверской области как крупным, так и малым, а также компаниям, стремящимся выйти на рынок инновационных технологий.
С этой целью в 2010 году требуется увеличить капитализацию фонда содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства, прежде всего - в научно-технической сфере Тверской области. Вузы должны активнее создавать малые инновационные компании, которым безусловно будет оказана региональная поддержка. В дополнение к этому мы создадим областной стартап-фонд для инвестиций в начинающие компании, в наших талантливых людей, планирующих реализацию инновационных проектов.
Предлагаю в будущем году открыть в Твери Центральный областной Дом предпринимателя. Там представители бизнес-сообщества должны получать все необходимые услуги: от залога до консультаций специалистов и вопросов обучения.
Кроме этого, считаю особо важным привлечь широкий круг экспертов - предпринимателей, деятелей науки, представителей общественных организаций для участия в разработке Программы развития конкуренции в Тверской области. Этот документ должен стать идеологической основой в совместной работе предпринимателей и органов государственной исполнительной власти различных уровней по повышению конкурентоспособности тверских предприятий и снижению административных барьеров для малого и среднего предпринимательства. В программе должны быть заложены механизмы регулирования фармацевтического рынка, лицензионной деятельности, развития конкуренции в торговле. И, что особенно важно, нужны механизмы контроля за соблюдением сроков проведения регламентных разрешительных процедур. Несмотря на то, что, по исследованию Всемирного банка, в России Тверь является вторым после Казани городом в рейтинге условий ведения бизнеса, многие процедуры еще предстоит упростить.
Отдельно несколько слов об участии малого бизнеса в системе госзаказа. С 2010 года ставлю задачу не менее 15% заказов для государственных нужд размещать у субъектов малого предпринимательства, что позволит косвенным образом поддержать этот важный сектор экономики. Эту работу начнем прямо с первого квартала.
Тверской регион многие десятилетия был одним из центров развития информационных технологий. Лидер советской эпохи "Центрпрограммсистем" и сейчас является мощным предприятием. Можно еще вспомнить IT-бизнес-инкубатор. Но, к сожалению, это практически все! Развитие приоритетной сферы экономики, по сути, застыло. Уровень проникновения Интернета низок. Процесс информатизации региональных и муниципальных органов власти практически стоит на месте. Нужна измененная программа развития информационных технологий в Тверской области с целью обеспечить доступ всех, я подчеркиваю, всех жителей Тверской области, всех учреждений и организаций к сети Интернет на высоких скоростях. Нужны механизмы поддержки компаний, которые занимаются разработкой современного программного обеспечения, продвижение продукции таких компаний на внешние рынки и другие механизмы.
Сегодня наша стратегическая задача состоит в мобилизации интеллектуального потенциала. Наши молодые ученые и изобретатели в этом году были ярко представлены на молодежном форуме "Селигер". Лично в этом убедился. В Тверской области состоялся Молодежный инновационный конвент. Мы понимаем, что это лишь малая часть того, что должно быть сделано для поддержки тверского интеллектуального класса. Надо признать, что в настоящее время четкого механизма поиска и поддержки талантов у нас нет. Имеются лишь отдельные проекты. На их основе я предлагаю создать комплексные механизмы привлечения и закрепления перспективных кадров в экономике и в инновационной сфере. В Тверской области слово "талантливый" должно стать синонимом слов "востребованный", "реализованный".
В связи с этим ставлю задачу - разработать комплексный проект "Перспективы Верхневолжья". В этом проекте нужно предусмотреть привлечение талантливых людей в кадровый резерв тверской экономики. Механизмы отбора должны начинать работать еще в школе и продолжаться в высших учебных заведениях. Необходимо финансово стимулировать способную молодежь стипендиями и грантами. Эта система у нас уже существует. Но в будущем году количество грантов и стипендий необходимо удвоить. Более того, перейти от грантов к созданию условий для работы талантливого человека.
Мобилизация интеллектуального потенциала должна стать одной из основ дальнейшего экономического развития области. В том числе - в корректировке наших планов. Сейчас завершаем работу над обновленной стратегией развития Тверской области до 2025 года. Считаю важным и необходимым, чтобы она прошла широкое общественное обсуждение.
Наша стратегия в развитии агропромышленного комплекса корректируется с общими задачами модернизации. Мы продолжаем государственную поддержку предприятий АПК, внося при этом дополнительное условие. Это условие - эффективная отдача. Тем более, что у нас в регионе уже есть такие хозяйства, которые по своим показателям входят в число общероссийских лидеров. Это колхоз "Красный путиловец", ЗАО "Калининское", колхоз "Мир", "Дмитрова Гора", "Новая Заря", компания "Магрико", Тверской мелькомбинат и другие.
Мы должны повышать качество и конкурентоспособность нашей сельскохозяйственной продукции.
Для этого в молочной отрасли мы создаем молокоприемные пункты, оснащенные современным оборудованием. Я считаю этот проект в молочной отрасли успешным. Рассчитываем, что работа этих пунктов станет не только шагом к модернизации и увеличению объемов производства качественного молока, но и повлияет на экономические результаты сельхозпредприятий. Благодаря интеграции предприятий АПК, крестьянско-фермерских и подсобных хозяйств вырастут закупочные цены на молоко, увеличится количество рентабельных хозяйств.
Будет также продолжено решение ключевых проблем в растениеводстве. Я бы выделил здесь три основных направления.
Первое - снижение затрат в картофелеводстве и повышение товарных качеств готовой продукции. Необходимо предусмотреть все, вплоть до упаковки.
В 2010 году мы начинаем реализацию комплексного проекта по линии "Лентрансгаза" - создание крупного комплекса по выращиванию и переработке картофеля в Лихославльском районе. На базе "АПК Редкинская" в Конаковском районе будет создан межрегиональный центр первичного семеноводства картофеля.
В область уже пришли два крупных инвестора, которые построят два картофелехранилища. Нужно будет подтянуть до их уровня и другие базы наших сельхозпредприятий. В областном бюджете 2010 года для этого предусмотрены финансовые средства.
Второе направление должны составить меры по вводу в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель. Начали уже в текущем году, продолжим в следующем, что позволит последовательно решать задачу увеличения посевных площадей и валового сбора сельхозпродукции. В региональном бюджете 2010 года на это предполагается финансирование.
И наконец, еще одно, третье, направление - развитие льноводства. Лен-долгунец является основной и традиционной культурой в Тверской области, его производство мы сохраним и поддержим как минимум на уровне 2009 года независимо от того, будет или нет обеспечена федеральная поддержка.
Наша область в числе других 22 регионов России включилась в реализацию мероприятий по комплексной компактной застройке и благоустройству сельских территорий. Пока нет конкуренции на федеральном уровне, муниципальным образованиям нужно активнее участвовать в этой программе по линии Минсельхоза, проявлять инициативу.
Важнейшей социально-экономической проблемой в агропромышленном комплексе области является развитие сельского предпринимательства. Наш регион обладает огромными земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения. Ни для кого не секрет, что их большая часть не возделывается. Земле нужен хозяин, а Тверской области - крепкие фермерские хозяйства.
В регионе создана новая законодательная база, развивается банковская сеть, стали более доступными современные сельскохозяйственные технологии. Крестьянские (фермерские) хозяйства - это тоже малый бизнес. И на фермеров в полном объеме распространяются все формы государственной поддержки, действующие для этого сектора малого предпринимательства. Однако заявок от фермеров на такую поддержку, к сожалению, пока поступает очень мало. Значит, нужно идти к фермеру, консультировать и внимательно следить за каждым, помогать!
В будущем году мы запускаем новый проект "Тверской фермер". Он нацелен на усиление поддержки фермерского движения. В рамках проекта Тверская область продолжит по преимущественному праву выкупать земельные участки и передавать их в аренду фермерам на льготных условиях с правом последующего выкупа. Часть процентной ставки по кредиту и расходов на проведение кадастровых работ будет субсидироваться из областного бюджета.
Контроль и надзор за использованием земель сельхозназначения должен быть ужесточен несмотря на неразрешенные вопросы в федеральном законодательстве.
Кроме того, ставлю задачу создать в 2010 году областную лизинговую компанию. Там фермеры смогут приобрести по лизинговой схеме технику и племенной скот. Часть затрат на их приобретение областной бюджет также компенсирует.
Считаю необходимым организовать персональное сопровождение каждого крестьянина, выразившего желание участвовать в новом проекте "Тверской фермер".
Весь комплекс мер поддержки фермерства необходимо в пилотном режиме в кратчайшие сроки отработать на территории сначала одного муниципального образования, например, Максатихи. К концу 2010 года проект "Тверской фермер" должен работать как минимум в десяти муниципалитетах.
Производители сельхозпродукции не выйдут из перманентного кризиса, если мы не поможем им создать и наладить эффективную систему сбыта сельхозпродукции, обеспечить надежную защиту от перекупщиков, сетевых перерабатывающих и сбытовых компаний.
В прошлом послании ставилась задача построить в 2009 году 20 кооперативов и 12 сельскохозяйственных рынков. Кооперативы созданы, а из 12 рынков построено только 2. Выводы сделаны, решения, в том числе кадровые, приняты. Все рынки должны быть построены - и обещанные в прошлом году, и намеченные в этом. Региональная власть готова вкладывать средства в создание инфраструктуры под строительство рынков. Мы ждем инициативы от муниципалитетов и представителей аграрного сектора.
Сегодня тверские продукты "на ура" раскупаются в Москве, а у нас их не купить. ЗАО "Калининское" предлагает молоко по двадцать рублей, а в тверских торговых сетях его днем с огнем не найти. Вот для чего нам так необходимы сельскохозяйственные рынки. Предлагаю запустить проект "Тверское - значит лучшее!". Нужно поддержать наши родные брэнды.
Современная экономическая ситуация заставляет по-новому подойти к теме энергоэффективности. При сырьевом характере экономики проблема сбережения энергоресурсов носила чаще дискуссионный, чем практический характер. Теперь, когда колоссальные издержки стали создавать трудности, когда приходится сокращать объемы производства, стала очевидной необходимость пересмотра подходов к этому вопросу.
Надо понимать, что повышение энергоэффективности - это не только и не столько замена лампочек. Это принципиально новое мировоззрение и бизнеса, и каждого из нас по проблеме снижения издержек.
Наша цель - за три года снизить энергоемкость региона как минимум на 10%. Для этого потребуется разработать и принять соответствующий областной закон о мерах повышения энергоэффективности, создать и утвердить областную целевую программу энергосбережения, предусмотреть ее финансирование.
Органы местного самоуправления должны активнее изучать лучший рационализаторский опыт, наработанный как в Тверской области, например, в Западной Двине, так и за пределами нашего региона. Это касается, в том числе, задачи внедрения современных технологий в использование возобновляемых видов энергоносителей, которыми богата наша область, - прежде всего, древесины, в перспективе - торфа. Необходимо стимулировать перевод муниципальной энергетики с нефтяных и угольных видов топлива на древесное, использующее лесосечные отходы и отходы деревообработки. В 2010 году в регионе должны быть запущены 15 котельных на этих видах топлива.
Там, где это уже возможно, следует модернизировать котельные и переводить их на природный газ. Чтобы реально повысить энергоэффективность объектов теплоснабжения, требуется в 2010 году модернизировать либо заменить на новые не менее 30 котельных высокой мощности всех форм собственности.
Работы по энергосбережению, строительству, модернизации и капитальному ремонту тепловых сетей должны производиться с использованием современных материалов и технологий, в том числе разработанных нашими высшими учебными заведениями и предприятиями нашей области.
Мы, как областная власть, покажем органам местного самоуправления пример внедрения энергосберегающих технологий в бюджетном секторе. В 2010-м году до конца отопительного сезона в зданиях областных бюджетных учреждений пройдет энергоаудит. Летом проведем модернизацию оборудования, используя новые управленческие технологии, в частности, энергосервисные контракты. К концу года завершим установку приборов учета. Те руководители, которые добьются наибольшего успеха, будут премированы. Свой опыт мы охотно передадим для применения на объектах муниципальной бюджетной сферы.
Предприятиям жилищно-коммунального хозяйства необходимо более активно внедрять технологии, помогающие снизить потери энергии. Нельзя требовать повышения тарифов, но при этом не заботиться о сокращении потерь в сетях. Необходимо снижать объемы таких потерь каждый год не менее чем на один процент в общем объеме тарифа.
Отдельно поручаю компании ТГК-2 совместно с Администрацией Твери навести порядок в городских теплосетях, наконец-то сократить теплопотери!
За последние пять лет мы серьезно продвинулись в решении задачи газификации Тверской области. Это одно из важнейших направлений работы региональной власти. К концу 2010 года уровень газификации квартир и домовладений должен превысить 57%. Ключевые перспективные объекты - газопроводы Бежецк - Красный Холм и Бежецк - Максатиха. Причем в Красный Холм газ должен прийти уже в следующем году. В Максатиху - в 2011-м. Кроме этого, необходимо завершить проектные работы по газопроводу-отводу Ржев - Нелидово.
В каждом поселении, там, где уже проведены магистральные сети, люди хотят как можно скорее подключить газ. Проблема в том, что администрации поселений медлят с заявками на строительство внутрипоселковых сетей. И что самое удивительное - меня это просто поражает! Я много езжу по районам - везде просят подключить газ, однако активности от муниципалитетов вообще нет. И более того, муниципалитеты не разрабатывают собственные программы газификации. Сколько домов будет подключено, в каком порядке, как находить в своем бюджете деньги, как обращаться в региональный бюджет, - таких программ нет. У нас есть только общая программа, а она касается магистральных сетей. Муниципалитеты даже не пытаются разрабатывать собственные программы газификации. А они должны быть - с конкретным перечнем населенных пунктов и четкими сроками, с указанием источников финансирования. Это обязанность органов местного самоуправления! Региональная власть готова софинансировать их полномочия по принципу "50 на 50".
Мы продолжим оказание адресной государственной социальной помощи на подведение газа в квартиры и домовладения, в бюджете 2010 года увеличим расходы на эти цели. Коллеги, давайте помнить, что обращений жителей области в органы власти различных уровней по вопросам газификации поступает очень много! Нужно проявлять активность!
Что касается качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, то критика, высказанная в предыдущем Послании в адрес глав муниципальных образований по вопросам освоения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, возымела действие. Так, если вначале мы с большим трудом продвинули лишь 4 муниципальных образования в программу софинансирования из Фонда, то на сегодняшний день их количество возросло десятикратно - до сорока. В том числе за счет сельских муниципальных округов. Это позволило региону защитить и получить за счет средств Фонда финансовую поддержку на проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в размере более трех миллиардов рублей.
Сегодня главная задача - своевременное использование уже выделенных средств. Считаю необходимым получить в следующем году дополнительные средства Фонда на проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Независимо от того, получим федеральные средства или нет, мы запустим с будущего года аналогичную региональную программу.
Важно обеспечить высокое качество ремонтных работ. Каждый глава муниципального образования обязан лично участвовать в приемке домов вместе со специалистами жилищной инспекции. При этом ответственность возложена на глав. Ни одного акта не должно быть подписано с недоделками. Результаты проверим. Будут обращения граждан, будем предъявлять претензии. И не только к тем, кто делал работу, но и к муниципалитетам.
Контроль и еще раз контроль необходим не только за ремонтом, но и за качеством и своевременностью оказания всего спектра коммунальных услуг. Необходимо, чтобы к этой работе активно подключились и общественные организации.
Губернатор не может работать пожарным! А мне приходится гасить конфликты между хозяйствующими субъектами, между органами местного самоуправления и предприятиями ЖКХ. В каждом муниципалитете должны быть собственные комплексные программы развития коммунальной сферы с четко прописанными сферами ответственности и механизмами общественного контроля.
Ключевое значение имеет развитие строительного комплекса. В 2008 году в строительство объектов экономики, социальной сферы, в промышленное и жилищное строительство были вложены 4 миллиарда рублей из областного бюджета. Тем самым оказана поддержка строительной отрасли. В этом году с учетом участия региона в программе капремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья, приобретения квартир для военнослужащих сумма вложений составит 5 миллиардов рублей.
Эта поддержка позволила не только восстановить докризисные темпы строительства жилья, но и нарастить его объемы. Уже за 10 месяцев 2009 года объем ввода жилья вырос на 67% к уровню 2008 года.
Перед строительным комплексом стоит задача увеличить в 2010 году темпы роста жилищного строительства и ввести в эксплуатацию не менее 450 тыс. кв. метров жилья.
Уже сейчас в общем объеме жилья более 60% занимает малоэтажное строительство - экономичное, экологичное.
Поручаю главам муниципальных образований активизировать формирование и предоставление земельных участков под жилищное строительство. И пора уже прекратить делать это без обеспечения инженерной инфраструктурой. Администрация области готова помогать муниципальным образованиям с финансированием, оказывать административное и юридическое сопровождение реализации подобных проектов.
По такому пути мы пошли при реализации проекта комплексной жилищной застройки в пос. Никифоровское. Строительство инфраструктуры осуществляется за счет бюджетных средств, что снижает себестоимость строительства и повышает доступность жилья. Считаю, что муниципалитетам стоит взять этот пример на вооружение.
Все вышесказанное относится и к теме индивидуального жилищного строительства.
Основная проблема застройщиков в условиях кризиса - недостаток финансовых средств. Прежде всего, это связано с падением спроса на ипотеку. Причина - в снижении доступности ипотеки и высоких процентных ставках, а также в опасениях граждан потерять постоянный источник дохода. Оживить рынок ипотечного кредитования - наша стратегическая задача. Для развития ипотечного кредитования нашим тверским банкам необходимо использовать стандарты Агентства ипотечного жилищного кредитования и его финансовые ресурсы. Наш областной фонд ипотечного жилищного кредитования выдает кредиты по ставкам ниже, чем любой из банков Тверской области. Необходимо, чтобы банки также работали с АИЖК, чтобы выдавать ипотечные кредиты по низким ставкам.
От положения дел в строительной сфере зависит ситуация во многих смежных отраслях. Есть положительные тенденции в развитии сектора стройматериалов. Впервые за многие годы в области введены новые мощности по производству современных материалов и конструкций. Созданы крупные кирпичные заводы в Вышневолоцком и Ржевском районах, производство стеклохолста и облицовочной вагонки в Конаковском районе, домостроительный комбинат в Ржевском районе. Область имеет достаточный потенциал строительной индустрии для наращивания объемов строительства. Все виды продукции, которая используется при капитальном ремонте, кроме мягкой кровли, мы производим на территории области.
Крупнейшими строительными объектами областной адресной инвестиционной программы в 2010 году станут:
- Тверской Императорский путевой дворец;
- крытый каток с искусственным льдом в г. Конаково;
- спортивный центр с бассейном в г. Бологое;
- Старицкий социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
- реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями в Лихославльском районе;
- лечебно-производственные мастерские в Твери.
Еще один важный момент. С 1 января 2010 года строительная отрасль не лицензируется государством. Ответственность за результаты работы строители обязаны взять на себя. Но контроля за ними никто не отменял. Более того, задача состоит в том, чтобы усилить его. Мы должны быть более требовательными при проведении конкурсов на подрядные строительные работы. Необходимо разработать регламенты взаимодействия с саморегулируемыми организациями.
Один из обязательных критериев качества жизни - состояние дорог. Наша область занимает 2-е место в Центральном федеральном округе по протяженности региональной дорожной сети и ежегодно расходует на ее содержание значительную часть областного бюджета. В текущем году - 1,7 млрд. рублей, притом что доходы от транспортного налога составят менее 500 млн. рублей.
Нам необходимо обеспечить более эффективное использование бюджетных средств.
Во-первых, главным направлением в дорожной деятельности следующего года должны стать содержание и текущий ремонт региональной опорной сети. Благодаря этому сможем привести в нормативное состояние в 1,5 раза большую протяженность дорог.
Во-вторых, необходимо использовать новые технологии, что позволит увеличивать межремонтные сроки. И использовать тот опыт нескольких проектов, которые мы запустили и реализовали в уходящем году.
В-третьих, нужно обеспечить открытость процесса принятия решений в дорожной сфере, шире использовать инструменты общественного контроля. В том числе, надо организовать реальную работу "горячей линии". О ней жители, к сожалению, не знают. Каждый гражданин должен иметь возможность сообщить о замеченных на дороге дефектах. А департамент транспорта должен позаботиться о том, чтобы гарантийные обязательства подрядчиков неукоснительно выполнялись.
В этом году уже принята на уровне администрации региона долгосрочная региональная программа развития автомобильных дорог Тверской области. Объекты, вошедшие в нее, рекомендованы для внесения областным общественным советом по отбору объектов дорожного хозяйства. Аналогичная программа должна быть разработана в каждом муниципальном образовании Тверской области. Ее следует опубликовать в средствах массовой информации, чтобы каждый гражданин мог узнать, на что расходуются бюджетные средства и когда будет отремонтирована интересующая его дорога. Не знают жители перспектив развития дорожной сети в области, в муниципальных образованиях. Это касается не только магистральных улиц в городах, но и подъездов к домам.
На протяжении нескольких лет мы оказываем поддержку муниципальным образованиям в сфере строительства и реконструкции существующей улично-дорожной сети через областной фонд софинансирования расходов. Я поставил задачу в 2010 году увеличить объем средств областного бюджета на эти цели. Мы ждем увеличения доли софинансирования и от муниципалитетов.
Опыт последнего месяца подтвердил важность работы правоохранительных органов, службы МЧС, органов власти разного уровня по обеспечению безопасности населения.
В связи с катастрофой "Невского экспресса" хочу отметить оперативную работу всех соответствующих служб региона в этой экстремальной ситуации. Но важно сделать акцент на проблемах, которые необходимо решить в кратчайшие сроки в целях обеспечения безопасности в области. На нашем региональном уровне - это повышение информированности и оперативности. В первую очередь следует улучшить работу с населением в целях оповещения о подозрительных и потенциально опасных гражданах и объектах на территории региона. Считаю необходимым развернуть в Тверской области систему обеспечения жизнедеятельности "112" и включить наш регион в подобный проект по линии МЧС и Правительства Российской Федерации. В каждом муниципальном образовании должен быть открыт единый дежурный диспетчерский пункт. Все наши "горячие линии" (служб спасения, жилищной инспекции, социальных служб) должны коммутироваться в эту единую диспетчерскую службу. А население должно быть оповещено об их открытии через средства массовой информации.
Бюджет будущего года, так же как и предыдущих, социально ориентирован. Важнейшие задачи стоят перед бюджетной сферой.
Мы должны навести порядок в здравоохранении в широком смысле этого слова. Люди недовольны нынешним состоянием тверской медицины, и это тревожный сигнал как для медиков, так и для всех уровней власти.
Разговор о тверском здравоохранении я хотел бы начать с самого трогательного, болящего, важного - с охраны здоровья наших детей и мам. Для региона в уходящем году эта тема стала важнейшей в социальном и финансовом плане.
В ближайшие дни будет введен в эксплуатацию областной перинатальный центр - для нас это был главный проект года. На его создание и оснащение только из областного бюджета в 2009 году было направлено более полутора миллиардов рублей. Это не только новое здание, но и новые технологии, совершенно другое качество оказания медицинских услуг. И такое качество должно быть во всех лечебных учреждениях. Это пример, куда мы должны двигаться в части развития системы здравоохранения.
Задача 2010 года - полностью укомплектовать новый центр медицинскими специалистами, отработать алгоритм лечения и выстроить систему взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями муниципалитетов. Услуги перинатального центра при необходимости должны быть доступны каждой женщине Тверской области.
Параллельно с развитием всего спектра высокотехнологичных услуг в здравоохранении необходимо минимизировать риски для жизни и здоровья наших маленьких сограждан.
Именно поэтому в 2010 году будет реализовываться принятая межведомственная программа снижения детской смертности в Тверской области. Основная задача - выработка навыков безопасного поведения у детей, формирование мотивации к здоровому образу жизни. Используя психологические тренинги, игровые "городки безопасности" и спортивные сооружения, мы в простой, доступной для детского восприятия форме должны научить ребят правильно вести себя в потенциально опасных ситуациях.
Эта задача должна решаться в том числе в рамках проекта организации кабинетов здоровья в каждой школе.
Снижению смертности способствует и региональная программа улучшения медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Реанимационные бригады на специально оборудованном транспорте теперь имеют возможность выехать к месту происшествия в течение нескольких минут и быстро прийти на помощь в любых ситуациях. Катастрофа поезда "Невский экспресс" доказала, как важно иметь в своем арсенале такую мобильную, хорошо оснащенную службу. Пока программа рассчитана в основном на федеральные трассы.
Наша задача - распространить этот опыт на все города и районы области, создать аналогичные службы в каждом из них. Для этого необходимо провести компьютеризацию диспетчерской службы скорой помощи. Это позволит эффективнее реагировать на экстренные вызовы, повысит квалификацию врачей, машины скорой помощи будут приезжать быстрее. Начало этой работе положено в форме пилотного проекта на базе станции скорой медицинской помощи в Твери.
Мы не сможем кардинально улучшить демографическую ситуацию, если не добьемся значительного снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Новым проектом 2010 года станет создание центров малоинвазивной хирургии в Твери, Вышнем Волочке, Ржеве, куда будут направляться пациенты из муниципальных образований. На приобретение оборудования для этих центров из областного бюджета планируется выделить в 2010 году 100 миллионов рублей.
Мы должны изменять структуру оказания первичной специализированной кардиологической помощи. В городе Твери вводятся дополнительные ставки врачей-кардиологов; с января 2010 года начнет выплачиваться региональная надбавка для дополнительной мотивации их деятельности.
Никакие государственные меры поддержки не сохранят жизнь и здоровье человека, если он сам не будет к этому стремиться. Формирование здорового образа жизни - актуальное направление федеральной и региональной политики в отрасли здравоохранения. Основные механизмы ее реализации - сеть центров здоровья, информационные ресурсы (Интернет, радио, телевидение, печатные СМИ - вплоть до уличной рекламы) и здоровое питание.
В 2010 году я ставлю задачу - завершить создание офисов врачей общей практики и расширить их функции как центров здоровья на селе. Главы поселений, общественные организации, предприятия АПК должны и контролировать их деятельность, и оказывать помощь в организации диспансеризации населения.
Кроме того, я распорядился приобрести передвижные аптечные пункты. Это важно, поскольку тема доступности медицинских услуг на селе напрямую касается вопросов лекарственного обеспечения. Мы также ждем выхода федерального закона, разрешающего продавать медикаменты в фельдшерско-акушерских пунктах. Считаю, что депутаты Госдумы не подведут меня, так как закон внесен и уже практически прошел все чтения.
Медицинская помощь должна быть доступной и качественной. Но я очень хочу, чтобы вы почувствовали: у этих простых слов глубочайший смысл. За ними - жизни и здоровье наших граждан!
Говоря о доступности и качестве, я имею в виду очень многое. И бесплатную медицину, и отсутствие очередей в поликлиниках. И свободную запись, в том числе дистанционную, на прием к узким специалистам. Обязательно - создание комфортных и безопасных условий для пациентов, а также весь спектр амбулаторно-поликлинической помощи.
Платные услуги должны оказываться только за пределами рабочего времени поликлиник или в отдельных, специально оборудованных помещениях, - сверх программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, дополняя ее, а ни в коем случае не заменяя. Буду ездить по больницам и контролировать.
Прошу не рассматривать это как "дело врачей" в платной медицине. Она будет жить и динамично развиваться, но наряду с системой обязательного медицинского страхования.
Приоритеты в сфере образования Тверской области должны соответствовать реальным запросам страны и области. Школа должна быть не только источником знаний и необходимых навыков, нравственных правил и физического здоровья. Ей предстоит стать своеобразным прогнозным центром, способным сориентировать на те профессии и отрасли знания, которые будут востребованы через десять лет. Образовательная система должна меняться. Прежде всего, нужны внутренние качественные изменения: рост профессионального уровня педагогов, апробация и внедрение современных средств и технологий образования.
Будущий 2010-й год объявлен Годом учителя. В его рамках мы готовим ряд мероприятий по консолидации педагогического сообщества, обсуждению вопросов профессионального развития учителя, по формированию позитивного имиджа профессии.
Впервые будет проведен региональный конкурс "Воспитатель года". Впервые учреждены денежные премии победителям областного этапа конкурса "Учитель года - 2010". Победители региональных конкурсов профессионального мастерства будут отмечены знаком "Почетный работник науки и образования Тверской области".
В Год учителя дополнительные средства областного бюджета будут направлены для поощрения инновационной деятельности. У нас уже присуждаются гранты, и в следующем году их впервые получат лучшие муниципальные общеобразовательные учреждения.
В региональном бюджете предусмотрены поощрения и для лучших директоров, стимулирующих инновационную работу в школах. В будущем году число таких выплат вырастет в 2 раза.
Будут введены и профинансированы из областного бюджета 37 грантов для педагогов-новаторов. Увеличится количество премий для талантливой молодежи.
В регионе уже созданы 170 базовых школ. В процессе модернизации образования каждая из них получила такие ресурсы, о которых ранее могла только мечтать. Школы всегда были основой социальной жизни в городе и, в большей степени, на селе. Сегодня они стали еще и действующими социокультурными центрами, центрами информатизации. И мы потом все школы подтянем до этого уровня.
Больше становится детей младшего школьного возраста на селе. В ближайшей перспективе необходимо уделить особое внимание сохранению и развитию сельских начальных школ. Наша задача - создать современные условия для сельских школьников.
Образовательные учреждения должны быть максимально привлекательными для молодых специалистов - выпускников наших вузов. Ресурсный потенциал школ необходимо шире использовать не только в интересах образования, но и других отраслей и каждого жителя тверской глубинки.
Процесс дальнейшей модернизации системы образования в Тверской области должен идти по трем ключевым направлениям.
Первое направление - широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сохранять единое образовательное пространство.
Наши задачи:
- довести количество педагогов, владеющих информационными технологиями и способных применять их в своей профессиональной деятельности, до 30 процентов от всего учительского корпуса;
- педагогическое сообщество Тверской области должно заявить о себе, активно внедряя в учебный процесс дистанционные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учителя должны повышать свою квалификацию и быть готовыми к работе в качестве тьюторов (педагогов-наставников).
Третья задача - развитие дошкольного образования - реализуется несколько лет, но работа идет медленно. К 2012 году очередь в детские сады должна быть ликвидирована. Ускоряйтесь! Мы это намечали, сроки удлинились, но эту задачу можно решить.
Каждый муниципалитет может и должен изыскать дополнительные места для дошкольного образования. Очереди в детские сады, которые пока еще есть, должны быть открытыми. Чтобы все движения по очереди принимались только комиссионно.
Следующее направление - формирование здорового образа у подрастающего поколения через применение здоровьесберегающих технологий.
Необходимо:
- создать Центры работы с семьей и детьми по профилактике вредных привычек, которые будут иметь соответствующую информационно-ресурсную базу, методические пособия, оборудование, возможность проведения консультаций и анкетирования молодежи;
- ввести 3-й час урока физической культуры как обязательный на всех ступенях обучения в школе;
- создать в крупных муниципальных образованиях комбинаты школьного питания с использованием современного технологического оборудования для производства, хранения и доставки продуктов. Это улучшит качество и позволит продолжить реализацию проекта "Здоровое питание в школах";
- важно в будущем году сохранить в полном объеме существующие возможности для летнего отдыха и оздоровления детей несмотря на изменение механизма и источников финансирования.
Третье направление - традиционно значимое для российской школы. Это воспитание подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей. Уже три года ведется преподавание курса "Основы православной культуры" в школах нашего региона. Одним из новых аспектов в этой работе станет пилотная апробация учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" во всех 618 школах. Тверская область вошла в число 19 субъектов федерации, в которых по распоряжению Президента РФ будет реализовываться этот проект. Наша задача - создать условия, которые позволят воспитывать детей в духе уважения национальных традиций, повысить духовно-нравственную культуру молодежи.
Должен признаться, что наиболее заметные результаты модернизации мы наблюдаем именно в школах, чего, к сожалению, нельзя сказать о системе начального и среднего профессионального образования. Поскольку в развитии экономики региона важную роль играет именно подготовка профессиональных кадров, необходимо выстроить систему профессионального образования, готовую адекватно реагировать на изменения на рынке труда. Для этого следует существенно обновить перечень профессий, по которым ведется подготовка.
Ставлю задачу: каждое учреждение системы начального и среднего профессионального образования должно заключить соглашения о партнерском сотрудничестве с предприятиями-работодателями.
2010 год Тверская область встретит проектом "Каждому гражданину пенсионного возраста - региональную поддержку!". Мы помним о том, чем обязаны поколению победителей и наша задача - отдать должное ветеранам и тем, кто восстанавливал Россию.
Для повышения уровня жизни пожилых людей на федеральном уровне вводятся социальные доплаты к пенсии, которые позволят увеличить доход пенсионеров до прожиточного минимума. В продолжение и развитие этой инициативы ставлю задачу обеспечить необходимый и эффективный комплекс мер поддержки представителей старшего поколения на региональном уровне. Если до настоящего времени существующие программы ориентированы на социальную поддержку граждан с доходами ниже прожиточного минимума, то, начиная с 2010 года, поручаю распространить их действие на граждан пенсионного возраста, чей доход превышает прожиточный минимум на 30%.
Это коснется таких важных мер поддержки, как:
- компенсация на зубопротезирование;
- адресная помощь на проезд;
- государственная социальная помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Впервые будет введена бесплатная юридическая помощь отдельным категориям граждан. Эта мера региональной поддержки позволит им получать квалифицированную помощь адвокатов.
В 2010 году необходимо расширить возможности пожилых людей по использованию такой важной и востребованной региональной услуги, как "Социальное такси". Для этого ставлю задачу приобрести по дополнительному социальному автомобилю для каждого муниципального образования.
Не менее важно создать возможности для более полной самореализации граждан пенсионного возраста - как творческой, так и профессиональной. Если в 2005 году в нашем регионе существовали всего 15 клубов пожилых людей, то сегодня их уже более 200, и они объединяют порядка 7 тысяч участников. С этой силой можно и нужно считаться.
Многие люди пенсионного возраста имеют желание и возможность продолжать работу. Однако не всегда это возможно сделать на их прежнем рабочем месте. В связи с этим поручаю расширить рамки региональной программы "Профессиональный сертификат", распространив ее на так называемых "молодых" пенсионеров, которые стремятся продолжить свою трудовую деятельность. "Профессиональный сертификат" поможет им пройти переквалификацию или перепрофилирование. Необходимо предусмотреть на это средства в областном бюджете.
Особо значимой мерой социальной поддержки представителей старшего поколения на региональном уровне стало введение звания "Ветеран труда Тверской области". Считаю необходимым продолжить работу по снижению планки трудового стажа, необходимого для присвоения этого звания. Такое предложение неоднократно поступало от граждан. Этого нельзя не учитывать в дальнейшем.
Поручаю проводить эту работу поэтапно, и в 2010 году снизить необходимый трудовой стаж на 1 год - до 39 и 44 лет для женщин и мужчин соответственно. И в перспективе снижать его ежегодно.
С 2008 года мы реализуем программу "Реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями". В наступающем году основным ее приоритетом должны стать проекты по формированию доступной и безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Очень важно, что вся программа была создана на основе рекомендаций общественных организаций инвалидов.
Ставлю следующие задачи:
- оснастить пандусами основные объекты социально-культурной сферы;
- построить специализированный региональный центр, где будут созданы все условия для качественной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
- ввести с 2010 года адресную поддержку семей с детьми, нуждающимися в высокотехнологичном лечении за пределами региона. Впервые с 2010 года областной бюджет будет компенсировать малообеспеченным семьям расходы на сопровождение родителем ребенка и реабилитационные мероприятия в сумме до 35 тысяч рублей.
Последние три года в Тверской области системно реализуются мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации в регионе. Рождаемость растет. Теперь необходимо двигаться дальше, развивая систему услуг для семей с детьми. В 2009 году в каждом комплексном центре социального обслуживания населения были введены ставки психологов, работа которых направлена на гармонизацию детско-родительских отношений. Следующим этапом должно стать открытие отделений по работе с семьями в каждом муниципальном образовании. Задача этой службы - снижение семейного неблагополучия, профилактика социального сиротства.
Необходимо усилить конкретную помощь семьям с детьми, расширив перечень социальных услуг. Ставлю задачу вдвое увеличить объем услуг пунктов проката при комплексных центрах социального обслуживания населения, повысив их оснащенность предметами ухода за детьми первых лет жизни.
Одним из основных приоритетов следующего года должно стать решение жилищных проблем таких категорий граждан, как ветераны Великой Отечественной войны, дети-сироты, многодетные семьи.
Мы не случайно говорим о социальной ориентированности областного бюджета. Со следующего года мы в три раза увеличим расходы на обеспечение жильем детей-сирот и в шесть раз - на обеспечение жильем многодетных семей.
Качество жизни обеспечивается также вовлеченностью человека в духовно-культурную сферу. Процессы модернизации многое меняют и в этой области. Современные информационные технологии предоставляют возможности для практически безграничного расширения культурного поля, повышения доступности всех богатств отечественной и мировой культуры. Будущий год должен стать решающим для реализации регионального проекта "Тверская электронная библиотека". Он предусматривает создание единой информационной библиотечной сети. Это позволит всем читателям пользоваться колоссальными информационными резервами как областных, так и крупнейших российских и зарубежных книгохранилищ. Лидером этой большой работы должна стать областная библиотека имени Горького, которая в будущем году встретит 150-летний юбилей. Это важное событие в культурной жизни всего региона и оно должно быть достойно отмечено.
Еще одно задание на год - завершить информатизацию всех городских, детских, а также сельских библиотек, находящихся рядом с базовыми школами. Одновременно будут проведены оцифровка и формирование полнотекстовых и мультимедийных ресурсов краеведческих, периодических и редких библиотечных фондов. В дальнейшем информатизация должна охватить все сельские библиотеки без исключения. Естественно, нельзя допускать их закрытия - это мое требование к муниципалитетам.
Серьезной задачей является сохранение и расширение базы любительского творчества, выявления народных талантов. В рамках проекта "Поддержка учреждений культуры" следует провести полную инвентаризацию районных домов культуры, составить их перечень с описанием технического состояния. Эти данные лягут в основу программы их ремонта, реконструкции и переоснащения. Конечной целью нашей работы по названным проектам должно стать выравнивание возможностей в сфере культуры для всех без исключения муниципальных образований, без различия численности их жителей.
Тверскую область образно называют краем вдохновения. Это край, исключительно богатый памятниками истории и культуры, местами, связанными с жизнью и творчеством российских гениев. В то же время состояние многих известных и значимых культурно-исторических объектов подошло к критической черте. Половина архитектурных памятников, в том числе имеющих федеральный статус, нуждается в противоаварийных и консервационных работах. Необходимо принимать конкретные меры для их сохранения. Предлагаю главным проектом 2010 года считать реставрацию Императорского Путевого дворца в Твери. Тем более, что разработка проектно-сметной документации для такой реставрации полностью завершена.
Мы должны развивать традиции сотрудничества с религиозными организациями различных конфессий, в первую очередь с Русской православной церковью. Речь идет именно о сотрудничестве, в котором у нас накоплен определенный опыт. Это передача зданий культового назначения их прежним владельцам. Это участие религиозных деятелей в патриотических и культурных акциях, таких, как Дни славянской письменности и культуры. Это помощь светских властей в проведении Волжского крестного хода, в организации юбилеев православных святынь и подвижников веры, в частности, открытие в этом году памятника святой Анне Кашинской. В следующем году мы активно примем участие в проведении торжеств по случаю 900-летия Свято-Успенского монастыря в Старице.
Общественная самоорганизация, которая проявляется в институтах гражданского общества, также подлежит модернизации. В ней мы твердо должны стоять на позициях демократического общественного устройства, главенства законности и порядка.
Как справедливо отметил Дмитрий Анатольевич Медведев, многопартийную систему в нашей стране можно считать состоявшейся. Но эта важнейшая составляющая демократического гражданского общества нуждается в совершенствовании и дальнейшей поддержке. Надо безо всяких условий обеспечить равный доступ к средствам массовой информации для партий, представленных в нашем Законодательном Собрании. Сегодня этот вопрос достаточно четко прописан в избирательном законодательстве области, но речь идет о равной доступности и в периоды между выборами. Такой подход потребует законодательного закрепления. Но собственную роль в решении этой задачи могут сыграть также общественные объединения журналистов: Верхневолжская ассоциация периодической печати, Ассоциация телерадиокомпаний Тверской области, Союз журналистов. Эта идея должна найти отражение и в Областном кодексе журналистской этики, к работе над которым должен приступить региональный Совет по информационной политике, который вскоре будет создан.
В области сформирована и начала активно работать Общественная палата. Обращаю ваше внимание, что наш регион - один из немногих, где областной Общественной палате предоставлено право законодательной инициативы. Процесс привлечения общественности, наиболее уважаемых граждан к сотрудничеству с органами исполнительной власти, в том числе контролю за ее действиями, - необходимо активизировать. В текущем году сформирована Общественная палата города Твери. В муниципальных районах в настоящее время продолжают формироваться советы общественности при главах. В 2010 году не должно остаться муниципальных образований без такого общественного представительства. Это должно быть именно представительство, а не собрание безрезультатно беседующих "пикейных жилетов" из романа "Золотой теленок".
Не нужно подбирать удобных персонажей. Не нужно бояться точек зрения, не совпадающих с начальственной. Нужно научиться слушать и учитывать все мнения, в том числе нелицеприятные. И ни в коем случае не отмахиваться от рекомендаций общественности. В связи с этим предлагаю ввести практику подготовки ежеквартальных отчетов Общественной палаты, в которых в обязательном порядке подводить итоги общественного контроля за деятельностью исполнительных органов власти.
Ведущая цель такого контроля: выявление коррупциогенных моментов в практике действий структур исполнительной власти. Все сферы управления должны быть открытыми для общества. Пока что это не так. Мы внедрили специальную систему контроля информационной открытости исполнительных органов власти. Когда подвели первые итоги, выяснилось, что, например, у комитета по туризму, курортам и международным связям и у департамента транспорта и связи открыто не более 80 процентов той информации, которая по закону должна быть доступна всем гражданам. И это - лучшие показатели. У других отраслевых органов власти они значительно хуже. Требую немедленно внести изменения в методику определения рейтинга открытости в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства и обеспечить ежеквартальный контроль этого показателя. Он станет с будущего года одним из основных для оценки эффективности работы каждого исполнительного органа власти. Поручаю делать это публично.
Администрация области стала активно поддерживать некоммерческие организации после принятия в 2007 году соответствующего регионального Закона. Правовая база для его реализации полностью сформирована. За время действия Закона 227 социальных проектов профинансированы на сумму более 70 миллионов рублей. Подобная практика на конкурсной основе будет продолжена. Считаю недопустимым снижение объема финансовой поддержки некоммерческих организаций даже в сложных экономических условиях. Более того, настоятельно рекомендую всем органам исполнительной государственной власти Тверской области предусмотреть на будущий год оказание грантовой поддержки общественным организациям. В каждом исполнительном органе власти должна быть разработана программа взаимодействия с отраслевыми некоммерческими организациями. И считаю, что эту практику должны продолжить и развить муниципалитеты.
Нам необходим эффективный государственный патронаж благотворительных организаций. Под этим я понимаю обучение, организационную и юридическую помощь благотворителям, стимулирование создания новых благотворительных организаций через поддержку инициативных групп граждан.
Необходимо изменить и векторы информационной политики. Средства массовой информации должны доводить до населения объективную информацию, больше рассказывать о положительном опыте. Люди устали от негатива. Рассматривая средства массовой информации как действенный канал обратной связи с населением, я считаю важным в будущем году:
- продолжать укрепление материальной базы как печатных, так и электронных средств массовой информации;
- сохранить финансирование редакций газет и телерадиокомпаний на уровне не ниже текущего года.
Тверская область должна иметь свой Тверской информационный портал в Интернете. На этом портале должны быть представлены все средства массовой информации области: районные и областные, а также вся туристическая информация о Тверской области. Это задача стратегическая, а задача же тактическая - наличие своего интернет-ресурса у каждой районной газеты. Объявляю грант Губернатора на лучший интернет-сайт средства массовой информации.
В условиях информационного, модернизирующегося общества управление становится задачей, требующей не только новых технологий, но и новых подходов. О них уже было сказано. Но есть и хорошо известные, можно сказать, древние подходы в работе чиновников, управленцев, о которых не следует забывать. Эти подходы лучше всего видны тогда, когда чиновник лицом к лицу оказывается с народом. Например, в дни приемов по личным вопросам. Или в дни выездов для общения не со специально подготовленными аудиториями, а с нашими рядовыми гражданами. Тогда ярко проявляются те способности (или их отсутствие), о которых не часто вспоминают, но без которых человек во власти превращается в бюрократическую машинку. Эти способности: душевность, сочувствие, сострадание.
Самое страшное, самое несовместимое с демократическими принципами управления, - это чиновничье равнодушие. Если ты перестал видеть за суетой совещаний лица тех, для кого должен работать, - уходи из власти. Если для тебя важнее всего твое кресло - знай, что удержаться в этом кресле с каждым годом, с каждым днем будет все труднее. Об этом позаботится наше общество, укрепляя свой контроль за работой органов власти. Об этом обещаю заботиться и я. Причем - максимально жесткими мерами. В классической пьесе герой, вступив в схватку с подлостью и равнодушием, говорил: "Из жалости я должен быть суровым!". И мы должны быть суровы и нетерпимы к бездушию бюрократов, к людям некомпетентным, занимающим место несообразно своим способностям и нравственным качествам. Именно из жалости. Из жалости к тем, кто не получает от таких чиновников того, что должен получать: внимания и справедливого решения вопросов. Это наш долг и наша ответственность.
Выстраивая новые формы отношений власти и общества, нам, жителям тверской земли, есть на что опереться в историческом прошлом. Опыт служения народу нашего великого земляка - святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского - есть именно опыт "умного властвования". Причем - в сложнейших условиях, когда, казалось бы, все побуждало князя к насильственным, беспринципным и корыстным действиям. Мы просто обязаны в этом смысле быть достойными своего великого предшественника.
Все мы - население, власть, политические партии - должны вместе выполнить призыв Президента. Россия должна стать лучше, и лучшими должны быть мы. Уверен, мы сумеем. За работу!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ежегодное послание Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области от 10 декабря 2009 г.
Текст ежегодного послания опубликован в газете "Тверская жизнь" от 12 декабря 2009 г. N 229; в газете "Тверские ведомости" от 12 декабря 2009 г. N 50