Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Стратегические цели и тактические задачи ДЦП
Стратегическая цель 1. Повышение качества управления
региональными и муниципальными финансами
На сегодняшний день одна из самых актуальных тем в области реформирования бюджетного процесса - это эффективное и рациональное использование бюджетных средств. Решение данного вопроса актуально не только при разработке целевых программ, но и в первую очередь при их реализации участниками бюджетного процесса. Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач. Теоретически любое общество стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно. Данное требование диктует необходимость оценки результативности и эффективности расходования бюджета. Под эффективностью расходования бюджетных средств следует понимать достижение поставленных целей и задач в рамках реализации государственных программ путем соотношения полученного результата и произведенных затрат. Соответственно, критерии эффективности характеризуют объем произведенных расходов на предоставленные государством услуги (выполненные работы). Показатели достижения стратегической цели приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование стратегической цели, показателя цели |
Ед. изме-рения |
2008 год (факт) |
2009 год (факт) |
Период реализации ДЦП |
||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Стратегическая цель 1. Повышение качества управления региональными и муниципальными финансами |
млн руб. |
х |
х |
154,0 |
175,0 |
161,7 |
155,6 |
244,1 |
244,1 |
244,1 |
Показатель 1. Степень качества организации и осуществления бюджетного процесса в Тверской области в рейтинге качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, формируемого Минфином России |
значе-ние |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Показатель 2. Кредитный рейтинг Тверской области |
пози-ция |
5 |
6 |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Показатель 3. Отношение дефицита областного бюджета Тверской области к общему годовому объему доходов областного бюджета Тверской области без учета объема безвозмездных поступлений при утверждении областного бюджета Тверской области |
% |
14,8 |
15,4 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
14,0 |
12,0 |
10,0 |
8,0 |
Показатель 4. Отношение темпов роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета к аналогичному показателю в среднем по ЦФО |
да/нет (1/0) |
|
|
> 1 |
>1 |
>1 |
>1 |
>1 |
>1 |
>1 |
Показатель 5. Доля бюджета развития в общем объеме расходов областного бюджета |
% |
14 |
22,9 |
11,2 |
11,2 |
12,0 |
12,5 |
13,0 |
13,5 |
14,0 |
Показатель 6. Отношение отклонения фактически произведенных расходов областного бюджета от запланированных к общему объему запланированных расходов |
% |
8,4 |
20,4 |
21,3 |
3,0 |
2,5 |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
1,0 |
Показатель 7. Доля нарушений, выявленных по результатам проверок, проведенных контрольно-счетными органами, в общем объеме расходов областного бюджета |
% |
5,2 |
10,1 |
5,0 |
3,0 |
2,0 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Стратегическая цель 1 достигается посредством решения следующих тактических задач.
Тактическая задача 1.1. Повышение эффективности
бюджетных расходов и совершенствование
системы управления бюджетным процессом
Показатели решения данной задачи приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2008 год (факт) |
2009 год (факт) |
Период реализации ДЦП |
||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Показатель 1. Доля расходов консолидированного бюджета Тверской области, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Тверской области (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий) |
% |
86,5 |
77,2 |
73,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
Показатель 2. Наличие субсидий из федерального бюджета на реализацию региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов |
да/нет (1/0) |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Показатель 3. Отклонение годовых параметров областного бюджета в рамках осуществления трехлетнего скользящего бюджетного цикла |
% |
- |
25 |
43 |
15 |
10 |
7 |
7 |
7 |
5 |
Показатель 4. Степень интеграции этапов бюджетного процесса в Тверской области в рамках автоматизированной системы управления бюджетным процессом |
% |
0 |
0 |
0 |
50 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Для достижения тактической задачи 1.1 "Повышение эффективности бюджетных расходов и совершенствование системы управления бюджетным процессом" предполагается реализовать следующие мероприятия:
а) совершенствование методологии формирования и исполнения программного бюджета, в том числе процедур принятия новых расходных обязательств, оценки объема действующих расходных обязательств и эффективности производимых бюджетных расходов;
б) стимулирование перевода основной части расходов муниципальных бюджетов на программный принцип;
в) повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений Тверской области в рамках реализации федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ;
г) разработка и реализация программы повышения эффективности бюджетных расходов в Тверской области;
д) развитие автоматизированной системы управления бюджетным процессом - внедрение инновационных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию этапов и оптимизацию процедур бюджетного процесса в Тверской области;
е) совершенствование качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета Тверской области;
ж) проведение оценки качества управления муниципальными финансами;
з) проведение совместных мероприятий с Министерством финансов Российской Федерации на территории Тверской области, в том числе семинаров, конференций, "круглых столов", форумов, юбилейных и праздничных мероприятий;
и) участие представителей Администрации Тверской области в мероприятиях, посвященных вопросам совершенствования управления общественными финансами, проводимых на территории других субъектов Российской Федерации.
Тактическая задача 1.2. Повышение эффективности
управления государственным и муниципальным долгом
в долгосрочной перспективе
Показатели реализации тактической задачи 1.2 отражены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2008 год (факт) |
2009 год (факт) |
Период реализации ДЦП |
||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Показатель 1. Отношение объема государственного долга Тверской области к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений |
% |
26,3 |
54,0 |
<= 70,0 |
<= 68,0 |
<= 67,0 |
<= 65,0 |
<= 65,0 |
<= 65,0 |
<= 65,0 |
Показатель 2. Доля государственных ценных бумаг Тверской области, обращающихся на рынке, сменивших владельца и/или номинального держателя после первичного размещения |
% |
0,0 |
2,0 |
>= 10,0 |
>= 12,0 |
>= 15,0 |
>= 18,0 |
>= 20,0 |
>= 22,0 |
>= 25,0 |
Показатель 3. Доля муниципальных образований Тверской области (муниципальных районов и городских округов), объем муниципального долга которых не превышает 100% / 50% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и/или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений |
% |
83,0 |
86,0 |
>= 50,0 |
>= 70,0 |
>= 90,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Показатель 4. Доля муниципальных образований Тверской области (муниципальных районов и городских округов), объем расходов на обслуживание муниципального долга которых не превышает 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Показатель 5. Количество муниципальных образований, имеющих кредитный рейтинг по международной шкале |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Показатель 6. Включение ценных бумаг, выпускаемых Тверской областью, в Ломбардный список Банка России |
да/нет (1/0) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Показатель 7. Доля государственных ценных бумаг в общей структуре государственного долга Тверской области |
% |
45,8 |
49,3 |
54,1 |
55,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
Для достижения тактической задачи 1.2 "Повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом в долгосрочной перспективе" предполагается реализовать следующие мероприятия:
а) разработка и утверждение закона Тверской области об управлении государственным долгом Тверской области;
б) отбор на конкурсной основе профессионального участника рынка ценных бумаг - финансового брокера, осуществляющего мониторинг финансовых рынков и выкуп ценных бумаг Тверской области;
в) направление экономии бюджетных ассигнований, сложившейся по результатам размещения государственного заказа Тверской области, на досрочное погашение долговых обязательств;
г) содействие разработке, принятию и реализации муниципальными образованиями Тверской области, имеющими объем муниципального долга выше 40% общего объема доходов бюджета муниципального образования без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, программ мероприятий по поэтапному снижению объема муниципального долга;
д) обеспечение результативного взаимодействия исполнительных органов власти Тверской области с независимыми рейтинговыми агентствами;
е) сокращение лимита предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам Тверской области из областного бюджета Тверской области.
Тактическая задача 1.3. Развитие доходного потенциала
Тверской области
Важным условием поддержания стабильности и развития бюджетной системы области является обеспечение полной и своевременной уплаты налогов в бюджеты, расширение налогооблагаемой базы, налаживание эффективного взаимодействия всех участников процесса сбора налогов, а также повышение налоговой культуры налогоплательщиков.
Наиболее остро на сегодняшний день стоит вопрос об увеличении налоговых доходов местных бюджетов муниципальных образований Тверской области.
Помимо мер управленческого и административного характера для достижения указанных целей целесообразно также применение стимулирующих и мотивирующих финансовых механизмов в отношении как органов местного самоуправления, так и конкретных категорий налогоплательщиков.
В целях обеспечения информированности налогоплательщиков и повышения налоговой культуры в состав мероприятий по данному направлению включено также проведение разъяснительной работы с населением по вопросам налогообложения физических лиц и необходимости регистрации прав на недвижимое имущество.
Выполнение указанных мероприятий позволит в долгосрочной перспективе обеспечить рост доли налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Тверской области в общем объеме доходов консолидированного бюджета Тверской области.
Показатели реализации тактической задачи 1.3 отражены в таблице 4.
Таблица 4
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2008 год (факт) |
2009 год (факт) |
Период реализации ДЦП |
||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Показатель 1. Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов (без учета субвенций) |
% |
52,0 |
49,0 |
46,0 |
48,0 |
50,0 |
52,0 |
53,0 |
54,0 |
55,0 |
Показатель 2. Доля налоговых и неналоговых доходов бюджетов городских округов в в общем объеме доходов бюджетов городских округов (без учета субвенций) |
% |
76,0 |
66,0 |
74,0 |
76,0 |
77,0 |
78,0 |
79,0 |
80,0 |
81,0 |
Показатель 3. Доля субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджету Тверской области, в общем объеме федеральных субсидий, предоставляемых на конкурсной основе |
% |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Показатель 4. Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в общем объеме доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета субвенций) |
% |
81,0 |
76,0 |
79,0 |
81,0 |
83,0 |
84,0 |
84,0 |
85,0 |
86,0 |
Показатель 5. Доля налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных районов в общем объеме доходов бюджетов муниципальных районов (без учета субвенций) |
% |
51,0 |
52,0 |
46,0 |
49,0 |
50,0 |
52,0 |
53,0 |
54,0 |
56,0 |
Для достижения тактической задачи 1.3 "Развитие доходного потенциала Тверской области" предполагается реализовать следующие мероприятия:
а) предоставление стимулирующих межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, обеспечивающим прирост доходов в консолидированный бюджет Тверской области;
б) содействие привлечению и своевременному освоению поступивших в Тверскую область средств федерального бюджета;
в) предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям с целью стимулирования их к расширению доходной базы в части имущественных налогов;
г) проведение разъяснительной работы с населением Тверской области по вопросу необходимости оформления объектов недвижимости.
Тактическая задача 1.4. Совершенствование финансового контроля,
в том числе в части просроченной кредиторской задолженности
Показатели реализации тактической задачи 1.4 отражены в таблице 5.
Таблица 5
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2008 год (факт) |
2009 год (факт) |
Период реализации ДЦП |
||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Показатель 1. Доля городских округов и муниципальных районов Тверской области, в которых созданы контрольные органы муниципальных образований Тверской области |
% |
25,0 |
28,0 |
35,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Показатель 2. Отсутствие просроченной кредиторской задолженности ГРБС Тверской области на 1-ое число месяца, следующего за отчетным кварталом |
да/ нет (1/0) |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Показатель 3. Объем просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы |
тыс. руб. |
10800 |
18200 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Показатель 4. Объем просроченной кредиторской задолженности по выплате пособий по социальной помощи населению |
тыс. руб. |
0 |
3649,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Для достижения тактической задачи 1.4 "Совершенствование финансового контроля, в том числе в части просроченной кредиторской задолженности" предполагается реализовать следующие мероприятия:
а) взаимодействие с органами местного самоуправления, в том числе в части содействия развитию и повышению эффективности контрольно-ревизионной деятельности на местном уровне;
б) мониторинг задолженности консолидированного бюджета муниципальных районов (бюджетов городских округов) по оплате труда, начислениям на оплату труда работников и текущим платежам за коммунальные услуги в учреждениях образования, здравоохранения, культуры муниципального образования Тверской области за соответствующий период в рамках выполнения постановления Администрации Тверской области от 25.02.2010 N 58-па;
в) мониторинг кредиторской задолженности главных распорядителей средств областного бюджета Тверской области (далее - ГРБС Тверской области) и контроль за своевременным ее погашением;
г) мониторинг кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий Тверской области;
д) разработка плана мероприятий по совершенствованию внутреннего финансового контроля в областных исполнительных органах государственной власти Тверской области (ИОГВ Тверской области).
Тактическая задача 1.5. Формирование позитивного имиджа
региональной системы управления общественными финансами
Показатели реализации тактической задачи 1.5. отражены в таблице 6.
Таблица 6
Наименование |
Ед. измерения |
Период реализации ДЦП |
||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Показатель 1. Удовлетворенность населения Тверской области качеством управления региональными и муниципальными финансами |
ед. |
20 |
22 |
24 |
26 |
28 |
28 |
30 |
Показатель 2. Уровень информированности населения Тверской области об управлении общественными финансами |
% |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
13,0 |
14,0 |
14,0 |
15,0 |
Для достижения тактической задачи 1.5 "Формирование позитивного имиджа региональной системы управления общественными финансами" предполагается реализовать следующие мероприятия:
а) взаимодействие департамента финансов и оказание с его стороны содействия в деятельности общественным организациям, реализующим в Тверской области мероприятия в области финансов;
б) предоставление финансовой поддержки общественным организациям, реализующим в Тверской области значимые проекты в области финансов;
в) премирование лучших работников финансовой отрасли Тверской области, в том числе лиц пенсионного возраста, добившихся значимых для Тверской области результатов в профессиональной деятельности, по итогам проведения конкурсов;
г) предоставление грантовой поддержки СМИ, качественно освещающим управление государственными финансами;
д) проведение социологических опросов населения на предмет информированности о политике, проводимой Администрацией Тверской области в части повышения качества региональных финансов и итогов реализации данной программы;
е) издание брошюр "Популярный бюджет Тверской области", "Ежегодный отчет о деятельности департамента финансов Тверской области";
ж) развитие и поддержка работы интернет-сайта департамента финансов Тверской области.
Стратегическая цель 2. Повышение финансовой грамотности
населения Тверской области и повышение
квалификации работников сферы общественных финансов
Вопросы повышения финансовой грамотности населения, а также обучения и повышения квалификации профессиональных работников сферы общественных финансов, лиц, имеющих непосредственное отношение к данной сфере в рамках своих должностных обязанностей, особенно важны для решения задач социально-экономического развития региона. Необходимость подчеркнуть значимость указанных вопросов и уделить им особое внимание способствовала выделению данного направления в рамках ДЦП в качестве отдельной стратегической цели.
Финансовая грамотность населения - одно из основных условий формирования инвестиционного ресурса, а также важный элемент макроэкономической и социальной стабильности и повышения благосостояния граждан. Активное сберегательное поведение граждан, грамотное использование накопительных и страховых инструментов, взаимодействие с финансовыми институтами, участие населения в долгосрочных накопительных пенсионных, страховых и ипотечных схемах обеспечивают как решение индивидуальных вопросов граждан в части пенсионного накопления, социального и медицинского страхования, жилищной проблемы и образования, так и глобальных вопросов устойчивости финансовой системы и макроэкономической сбалансированности.
Под сберегательным поведением понимается такое поведение индивида или домохозяйства, целью которого является сохранение или/и накопление капитала. При этом накопление включает в себя как деятельность, ориентированную на достижение в будущем определенной денежной суммы, так и на извлечение прибыли из финансовых и материальных активов (приумножение капитала).
В связи с этим вопросы развития финансовой грамотности необходимо решать на государственном уровне. В настоящее время готовится соглашение между Российской Федерацией и Всемирным банком о целевом займе, привлекаемом для реализации программы повышения финансовой грамотности населения, в состав которой войдет блок мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, реализуемый на уровне субъектов Российской Федерации. Тверская область заинтересована войти в число регионов-участников региональной части указанной программы, стать пилотной площадкой для данного проекта.
Профессиональная компетентность работников сферы общественных финансов Тверской области и должностных лиц органов местного самоуправления и соответствие уровня их знаний современным реалиям - необходимая основа стабильного функционирования бюджетной системы Тверской области.
Показатели достижения стратегической цели приведены в таблице 7.
Таблица 7
Наименование стратегической цели, показателя цели |
Ед. измерения |
Период реализации ДЦП |
||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Стратегическая цель 2. Повышение финансовой грамотности населения Тверской области и повышение квалификации работников сферы общественных финансов |
млн руб. |
4,1 |
42,5 |
35,0 |
32,2 |
32,2 |
32,2 |
32,2 |
Показатель 1. Количество жителей Тверской области, охваченных проектом повышения финансовой грамотности населения в Тверской области |
чел. |
46000 |
149800 |
149900 |
150000 |
150100 |
150200 |
150300 |
Показатель 2. Доля населения Тверской области, охваченного проектом повышения финансовой грамотности населения в Тверской области |
% |
3,3 |
10,7 |
10,7 |
10,7 |
10,7 |
10,7 |
10,7 |
Показатель 3. Место, занимаемое Тверской областью в рейтинге регионов ЦФО по уровню финансовой грамотности |
- |
- |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Показатель 3. Оценка экспертным сообществом результатов реализации проекта повышения финансовой грамотности населения в Тверской области |
% |
40,0 |
45,0 |
45,0 |
50,0 |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
Показатель 4. Количество представителей целевой группы, прошедших обучение в соответствии с планом по повышен |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.