Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие
инновационной деятельности в Тверской области на 2009-2013 годы"
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 1 сентября 2008 г. N 282-па)
Паспорт долгосрочной целевой программы Тверской области
"Развитие инновационной деятельности в Тверской области на 2009-2013 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие инновационной деятельности в Тверской области на 2009-2013 годы" (далее- ДЦП) |
Администратор ДЦП (государственный заказчик-координатор) |
Департамент экономики Тверской области |
Дата утверждения ДЦП | 01.09.2008 |
Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которых планируется их достижение |
Стратегическая цель ДЦП: Создание эффективного управления инновациями и условий для развития инновационной деятельности в Тверской области и продвижения инновационной продукции "сделано в Тверской области". Тактическая цель 1. Обеспечение взаимосвязи исследований и разработок, инновационных проектов и программ на федеральном, областном, муниципальном и отраслевом уровнях Тверской области. Тактическая цель 2. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций Тверской области. Тактическая цель 3. Стимулирование создания малых инновационных предприятий в Тверской области. Тактическая цель 4. Формирование региональной образовательной среды с целью подготовки специалистов в области инновационного менеджмента. Стратегические цели и тактические задачи ДЦП достигаются в рамках ведомственной целевой программы департамента экономики Тверской области "Обеспечение устойчивых темпов роста экономики и уровня жизни населения Тверской области на 2009-2011 годы" |
Сроки реализации ДЦП | 2009-2013 годы |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП | 1. Увеличение доли инновационной продукции в валовом региональном продукте (ВРП) до 20% в 2013 году. 2. Увеличение объема внешних привлеченных средств, направленных на развитие инновационной деятельности в Тверской области, до 100 млн рублей в 2013 году. 3. Оказание государственной поддержки, направленной на развитие инновационной деятельности в Тверской области в 2009- 2013 годах не менее 65630,6 тыс. руб. |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ВЦП |
Общий объем финансирования ДЦП- 65630,6 тыс. рублей, в том числе: 2009 год- 10956,70 тыс. рублей; 2010 год- 10956,70 тыс. рублей; 2011 год- 10956,70 тыс. рублей; 2012 год- 14243,7 тыс. рублей; 2013 год- 18516,8 тыс. рублей. В 2009- 2013 годах финансирование ДЦП осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области по кодам БК: Р/ПР 0411 в сумме 59911,8 тыс.рублей; Р/ПР. 0114 в сумме 5518,8 тыс. рублей. ДЦП устанавливаются исключительно расходные обязательства Тверской области. Мероприятия ДЦП, финансирование которых предполагается осуществить за счет иных, помимо областного бюджета, источников, не являются расходными обязательствами Тверской области. Объемы финансирования и перечень проектов и мероприятий ДЦП, намеченных для финансирования на последующие годы, ежегодно уточняются |
Основные механизмы реализации ДЦП | Реализацию ДЦП осуществляет департамент экономики Тверской области при организационном, методическом, информационном и консультационном взаимодействии с департаментом образования Тверской области, департаментом промышленного производства, товаров и услуг Тверской области, комитетом внутренней политики Тверской области, при участии организации-исполнителя, выбираемой на конкурсной основе для выполнения мероприятий ДЦП (далее- Организация-исполнитель), субъектов инновационной деятельности Тверской области. Для достижения целей и задач ДЦП предполагается формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, с обеспечением для этого правовой базы, финансовых условий, информационного, организационно-методического и аналитического сопровождения и других форм поддержки. В соответствии с поставленными целями предусмотрено софинансирование конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ, средств областного бюджета Тверской области, средств юридических и физических лиц, использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Предусматривается проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации ДЦП. Департамент экономики Тверской области управляет реализацией ДЦП, ежегодно проводит анализ затрат по мероприятиям ДЦП и оценку механизмов реализации ДЦП, в случае необходимости вносит в установленном порядке предложения по корректировке ДЦП |
Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП |
Мониторинг реализации ДЦП осуществляет администратор ДЦП в соответствии с разделом VI "Мониторинг реализации ДЦП" Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па. Организация-исполнитель представляет отчеты о реализации ДЦП администратору ДЦП ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом |
I. Характеристика проблем
Барьеры, препятствующие развитию научно-технической и инновационной деятельности, неразвитость рынка интеллектуальной собственности в целом можно разделить на законодательные проблемы и институциональные проблемы.
Неразвитость законодательной базы для научно-инновационного комплекса в целом и для организаций и предприятий, внедряющих новые технологии и разработки, тормозит развитие как спроса, так и предложения. Отсутствие точных формулировок, касающихся государственной инновационной политики, коммерциализации технологий и трансфера технологий, "пробелы" в налоговом законодательстве приводят к неопределенности в вопросах начисления налогов и увеличению рисков и расходов данной изначально высоко рискованной отрасли.
К проблемам институционального характера относятся неразвитость механизмов финансирования, неразвитость и высокая стоимость инфраструктуры, недостаток кадров для развития сферы высоких технологий.
Одним из существенных факторов является неразвитость механизмов венчурного финансирования, что мешает появлению и быстрому развитию новых компаний, развитию экспорта, тормозит внедрение и коммерциализацию новых разработок как в Тверской области, так и в России в целом.
Недостаток кадров для отрасли вызван прежде всего отставанием системы образования от требований отрасли, отсутствием современных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности.
Среди основных показателей инновационной деятельности, отражающих ее развитие в Тверской области, по итогам 2007 года:
доля инновационной продукции 7,1%;
число инновационно активных предприятий 67%;
доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее- НИОКР) в валовый региональный продукт (ВРП) 0,35%;
патентный потенциал, число патентов, в год 293.
Из приведенного перечня факторов видно, что на большинство из них организациям и предприятиям отрасли сложно повлиять самостоятельно. Для максимального использования факторов роста и наиболее эффективного преодоления проблем необходимо осуществление Администрацией Тверской области четкой последовательной программы мероприятий, нацеленных на поддержку и развитие научно-технической и инновационной деятельности в Тверской области. Экономические преобразования, на которые направлена ДЦП, необходимо рассматривать в комплексе с политическими, финансовыми, технологическими, социальными и другими объективными действиями инновационного характера, а при ее разработке необходимо применять системный подход на всех уровнях управления, так как организационно-управленческие инновации в настоящее время приобретают ключевое значение.
Таким образом, цели, задачи и мероприятия ДЦП представлены совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инновационных проектов и некоммерческих (социальных, образовательных, других) мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление ДЦП в целом.
Для реализации ДЦП применяется проектно-программный метод, позволяющий:
1) создать условия и предпосылки для разработки, апробации и эффективного внедрения прогрессивных технологий, механизмов в рамках направлений развития инновационной деятельности;
2) осуществлять управление ДЦП по результатам в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Тверской области и с оптимизацией финансовых затрат за счет:
- целевого (селективного) и "многоканального" финансирования мероприятий ДЦП и инновационных проектов;
- создания механизмов корректировки бюджетных затрат на основе качественной оценки результатов инновационных проектов.
Проектно-программный метод активизирует межотраслевые отношения, затрагивая многие региональные и муниципальные организации и учреждения. Это позволит проводить единую региональную политику в области управления инновационными процессами и сформировать единую среду и единое информационное пространство для развития инновационной деятельности в Тверской области. Проектно-программный метод позволит оценить готовность научно-инновационной сферы Тверской области к поступательно ускоренному развитию.
Следует отметить, что проводимая в рамках ДЦП государственная поддержка позволит оказать положительное влияние на укрепление кадрового потенциала в тверском регионе и занятость населения, привлечь в научно-инновационную сферу дополнительные средства, в т.ч. средства федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Все это даст серьезный толчок к повышению конкурентоспособности экономики Тверской области за счет ее инновационной составляющей, будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Тверской области в целом.
II. Стратегические цели и тактические задачи ДЦП
2.1. Стратегическая цель и тактические задачи ДЦП направлены на решение задач, поставленных в посланиях Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области, в которых развитие инноваций определено как залог будущего тверского региона, основа для развития экономики постиндустриального типа.
2.2 Стратегической целью ДЦП является создание условий для развития инновационной деятельности в Тверской области и продвижения инновационной продукции "сделано в Тверской области".
2.3. Показатели достижения стратегической цели приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование стратегической цели, показателя цели | Ед. измерения | Период реализации ДЦП | ||||
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
Стратегическая цель ДЦП. Создание эффективного управления инновациями и условий для развития инновационной деятельности в Тверской области и продвижения инновационной продукции "сделано в Тверской области" |
млн рублей | 10,9567 | 10,9567 | 10,9567 | 14,24* | 18,52* |
Показатель вклада. Объем привлеченных средств, направленных на развитие инновационной деятельности в Тверской области |
млн рублей | 10, 9567 | 10,9567 | 10,9567 | 14,24* | 18,52* |
Индикатор 1. Темп роста привлеченных средств из областного бюджета Тверской области, направленных на развитие инновационной деятельности в Тверской области |
% | 0 | 0 | 0 | 30 | 30 |
Индикатор 2. Рост заработной платы в научно-инновационной сфере |
тыс. рублей | 16,50 | 17,30 | 18,90 | 20,0 | 25,0 |
Индикатор 3. Количество патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки |
единиц/в год | 220 | 230 | 240 | 290 | 359 |
Индикатор 4. Динамика подготовки кадров в области инновационного менеджмента,% к показателю 2008 года, принимаемому за 100% |
% | 115 | 130 | 150 | 170 | 200 |
Показатели выхода (результата реализации ДЦП). Индикатор 1. Доля инновационной продукции и услуг в ВРП,% от показателя текущего года к показателю предыдущего года |
% | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 |
Индикатор 2. Темпы рост числа и показателей инновационно ориентированных предприятий Тверской области (в т.ч. МСБ),% от показателя текущего года к показателю предыдущего года: |
% | 100 | 120 | 120 | 125 | 107 |
- доля инновационно ориентированных предприятий в общем числе предприятий Тверской области,% |
% | 8 | 10 | 12 | 15 | 16% |
- расходы на инновации (НИОКР и обновление),% от суммы производственных расходов предприятий |
% | 1,5 | 1,55 | 1,6 | 1,7 | 1,85 |
- расходы на развитие информационных и коммуникационных технологий,% от суммы производственных расходов предприятий; |
% | 3% | 5% | 7% | 8% | 10% |
- продажа новых для рынка продуктов, наименования | количество | 295 | 325 | 357 | 395 | 400 |
* 30% увеличение бюджетных ассигнований по сравнению к предыдущему году.
** По материалам мониторинга инновационного потенциала промышленных предприятий в 2006-2007 гг.
2.4. Стратегическая цель ДЦП- создание эффективного управления инновациями и условий для развития инновационной деятельности в Тверской области и продвижения инновационной продукции "сделано в Тверской области- достигается посредством решения следующих четырех тактических задач:
- обеспечение взаимосвязи исследований и разработок, инновационных проектов и программ на федеральном, областном, муниципальном и отраслевом уровнях Тверской области;
- создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций Тверской области;
- стимулирование создания малых инновационных предприятий (МИП) в Тверской области;
- формирование региональной образовательной среды с целью подготовки специалистов в области инновационного менеджмента.
2.5. Для достижения тактической задачи 1 "Обеспечение взаимосвязи исследований и разработок, инновационных проектов и программ на федеральном, областном, муниципальном и отраслевом уровнях Тверской области" предполагается реализовать следующие мероприятия:
- подготовка предложений по принятию, разработке нормативных правовых актов, направленных на развитие и регулирование инновационной деятельности;
- проведение исследований в области инноваций, накопление, систематизация и анализ соответствующей информации, разработка мероприятий, направленных на оптимизацию и повышение эффективности механизмов поддержки инновационной деятельности;
- организация проведения экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов, проектов развития инновационной инфраструктуры, претендующих на получение финансовых средств областного бюджета Тверской области, предоставление целевого финансирования и иных форм поддержки для реализации указанных проектов;
- создание и ведение единой базы данных инновационных проектов Тверской области, в том числе проектов, при подготовке и реализации которых использованы средства областного бюджета Тверской области;
- сбор и обработка сведений о потребностях в инновационной продукции (технологиях) и оперативное информирование о них высших учебных заведений и научных организаций Тверской области;
- формирование государственного заказа на прикладные исследования, разработку и реализацию приоритетных научно-технических (инновационных) программ и проектов;
- оказание организационной, методической и информационной поддержки разработчикам проектов и производственным организациям по участию в федеральных, международных и иных конкурсах инновационных проектов, выставочных и презентационных мероприятиях;
- осуществление консультационной, информационной, методической и организационной помощи разработчикам инновационных проектов по оформлению, регистрации, правовой охране и защите идей, аудиту в сфере интеллектуальной собственности и оценке объектов интеллектуальной собственности (ОИС), в том числе в рамках взаимодействия с Федеральной службой по патентам и товарным знакам (Роспатент);
- продвижение научно-технических разработок и инновационной продукции Тверской области на отечественные и зарубежные рынки через участие в международных и межрегиональных форумах, выставках, конференциях и прочих мероприятиях;
- проведение мониторинга регионального, федерального, международного рынков инновационных технологий.
2.6. Для достижения тактической задачи 2 "Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций Тверской области" предполагается реализовать следующие мероприятия:
- содействие развитию действующих элементов инфраструктуры (центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды и другие), созданию недостающих звеньев и объектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску промышленной продукции;
- разработка каталога высокотехнологичных, инжиниринговых и других видов услуг, оказываемых в рамках формируемой региональной системы инфраструктурной поддержки науки и инноваций Тверской области;
- разработка механизма активного привлечения средств федеральных фондов для поддержки и стимулирования развития территорий с высокой концентрацией научного и промышленного потенциала (Тверь, Зубцов, Кимры, Конаково, Ржев, Торжок), малых инновационных предприятий;
- формирование и ведение региональной базы данных по законченным исследованиям, разработкам, технологиям, готовым к освоению в производстве;
- организационная и информационная поддержка взаимовыгодных связей в инновационной сфере деятельности между организациями на областном, межрегиональном, международном уровнях;
- создание к 2013 году единой региональной системы продвижения инновационного продукта Тверской области.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Тверской области до 2020 года, учитывая существующий научный и производственный потенциал Тверской области, реализация настоящей ДЦП направлена на развитие приоритетных секторов экономики и ключевых научно-производственных кластеров Тверской области: агропромышленного, стройиндустрии, полимерной химии, информационных технологий, медицинских технологий; на выполнение приоритетных национальных проектов.
2.7. Для достижения тактической задачи 3 "Стимулирование создания малых инновационных предприятий в Тверской области" предполагается реализовать следующие мероприятия:
- разработка законодательных основ создания и функционирования малых инновационных предприятий, отражающих их особый статус и функции;
- создание специализированного фонда поддержки малого инновационного бизнеса и других структур, обеспечивающих их координацию и развитие;
- разработка механизма функционирования малых инновационных предприятий в составе региональных промышленных и научно-технологических кластерных систем, в т.ч. с использованием норм государственно-частного партнерства;
- разработка механизмов создания и функционирования малого инновационного бизнеса в составе формируемых территорий инновационного развития.
2.8. Для достижения тактической задачи 4 "Формирование региональной образовательной среды с целью подготовки специалистов в области инновационного менеджмента" в рамках ДЦП предполагается реализовать следующие мероприятия:
- проведение мониторинга и анализа потребности в кадрах для инновационной деятельности на основе метода прогнозного моделирования потребности в кадрах, необходимых для экономики Тверской области;
- организация и проведение, конференций, "круглых столов", семинаров по вопросам создания и использования интеллектуальной собственности;
- содействие в подготовке высококвалифицированных специалистов в области инновационного менеджмента в рамках реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации с организацией зарубежных стажировок на инновационных предприятиях;
- привлечение ведущих российских и зарубежных консультантов к обучению по программам инновационного менеджмента;
- создание и поддержка специализированного раздела "Кадры для инноваций" на сайте департамента экономики Тверской области;
- разработка механизма оказания поддержки ведущим научным школам, молодым ученым-исследователям Тверской области.
2.9. Для достижения стратегической и тактических целей и задач ДЦП планируется:
- при содействии комитета внутренней политики Тверской области развертывание в средствах массовой информации пропаганды значимости и перспективности инновационной деятельности в целях прогресса общества и улучшения качества жизни;
- выполнение работ по мониторингу, оценке и прогнозированию состояния развития научно-технической и инновационной деятельности в Тверской области.
III. Срок реализации ДЦП
ДЦП реализуется в 2009- 2013 годах. Мероприятия ДЦП являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации.
IV. Общий объем ресурсов, необходимых для реализации ДЦП
4.1. Финансирование ДЦП осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области. Для реализации ДЦП в 2009- 2011 годах необходимы следующие объемы ресурсов:
Плановые объемы финансирования ДЦП
тыс. рублей
Глава, раздел, подраздел классификации расходов |
2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||||
областной бюджет Тверской области |
федеральный бюджет |
итого |
областной бюджет Тверской области |
федеральный бюджет |
итого |
областной бюджет Тверской области |
федеральный бюджет |
итого | |
13 0411 | 10000,00 | - | 10000,00 | 10000,00 | - | 10000,00 | 10000,00 | - | 10000,00 |
13 0114 | 956,70 | - | 956,70 | 956,70 | - | 956,70 | 956,70 | - | 956,70 |
Всего | 10956,70 | - | 10956,70 | 10956,70 | - | 10956,70 | 10956,70 | - | 10956,70 |
4.2. Общий объем финансирования ДЦП- 65630,6 тыс. рублей, в том числе:
2009 год- 10956,70 тыс. рублей;
2010 год- 10956,70 тыс. рублей;
2011 год- 10956,70 тыс. рублей;
2012 год- 14243,7 тыс. рублей;
2013 год- 18516,8 тыс. рублей.
В 2009- 2013 годах финансирование ДЦП осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области по кодам БК:
Р/ПР 0411 в сумме 59911,8 тыс. рублей;
Р/ПР 0114 в сумме 5518,8 тыс. рублей.
4.3. Для достижения стратегической цели ДЦП необходимы финансовые средства в сумме- 65630,6 тыс. рублей, которые распределены по задачам и мероприятиям в следующей таблице:
Наименование задачи |
Сумма, тыс. рублей | |||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | 2013 год |
Итого 2009-2013 годы |
|
Стратегическая задача ДЦП: Создание эффективного управления инновациями и условий для развития инновационной деятельности в Тверской области и продвижения инновационной продукции "сделано в Тверской области" |
10956,70 |
10956,70 |
10956,70 |
14243,7 |
18516,8 |
65630,6 |
Тактическая задача 1. Обеспечение взаимосвязи исследований и разработок, инновационных проектов и программ на федеральном, областном, муниципальном и отраслевом уровнях Тверской области |
4600,0 | 5200, 0 | 5000,0 | 5000,0 | 6500,0 | 26300,0 |
Тактическая задача 2. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций Тверской области |
1956,4 | 2905,9 | 2505,9 | 5000,0 | 7500,40 | 19869,9 |
Тактическая задача 3. Стимулирование создания малых инновационных предприятий (МИП) в Тверской области |
4200,0 | 2600, 0 | 3000,0 | 2743,70 | 2966,40 | 15510,1 |
Тактическая задача 4. Формирование региональной образовательной среды с целью подготовки специалистов в области инновационного менеджмента * |
200, 3 | 450,800 | 450,800 | 1298,7 | 1550,0 | 3950,6 |
* Без учета расходов областного бюджета Тверской области на реализацию Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации, реализуемой через подведомственное департаменту экономики Тверской области государственное учреждение Тверской области "Тверской региональный ресурсный центр Президентской программы подготовки управленческих кадров".
V. Плановые показатели результатов ДЦП
5.1. Показатели реализации ДЦП характеризуют уровень развития инновационной деятельности в Тверской области, его влияние на устойчивое социально-экономическое развитие Тверской области в целом.
5.2. Достижение стратегической цели ДЦП характеризуется следующими показателями и индикаторами:
Показатель цели.
Объем привлеченных средств, направленных на развитие инновационной деятельности в Тверской области, в том числе из областного бюджета Тверской области.
Индикатор.
Темп роста привлеченных средств, направленных на развитие инновационной деятельности в Тверской области, в том числе из областного бюджета Тверской области.
Эффективность.
Достигнутый уровень исполнения программных мероприятий.
Показатель цели.
Совершенствование законодательной и нормативной базы, благоприятной для инновационной деятельности.
Индикатор 1.
Рост количества инновационно-ориентированных предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса.
Индикатор 2.
Динамика роста наукоемкости промышленного комплекса Тверской области.
Индикатор 3.
Доля инновационной продукции и услуг в ВРП,% от показателя текущего года к показателю предыдущего года
5.3. Достижение тактической задачи 1 ДЦП характеризуется следующими показателями и индикаторами:
Показатели.
Интеграция инновационного потенциала научно-исследовательских институтов и вузов, научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий в ходе совместного решения крупных инновационных проектов.
Объем средств, привлеченных на развитие инновационных задач на конкурсной основе в ходе выполнения федеральных целевых программ и проектов Федерального агентства по науке и инновациям, Федерального агентства по образованию, Федерального агентства по управлению особыми экономическим зонами и других федеральных ведомств.
Развитие международных и межрегиональных связей в инновационной сфере, интеграция в российскую и мировую экономику и науку.
Пропаганда через средства массовой информации значимости и перспективности инновационной деятельности в целях устойчивого развития общества и улучшения качества жизни.
Индикатор 1.
Число патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки.
Индикатор 2.
Объем средств крупного бизнеса, привлеченного в ходе совместной реализации крупных инновационных проектов.
Индикатор 3.
Динамика развития высокотехнологичного сектора экономики тверского региона.
5.4. Достижение тактической задачи 2 ДЦП характеризуется следующими показателями и индикаторами:
Показатели.
Формирование инновационной инфраструктуры как системы в составе регионального научно-технического комплекса.
Объем средств, привлеченных из различных источников с целью создания и стимулирования новых инфраструктурных центров поддержки науки и инноваций высокого уровня.
Объемы венчурного капитала, привлекаемого для финансирования инновационных проектов.
Создание технопарков различной специализации и усиление их роли в инновационной среде тверского региона.
Динамика развития и показателей проектов, реализуемых в сфере инноваций с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Индикатор 1.
Рост объема высокотехнологичных научно-технических, информационных, инжиниринговых, лизинговых и других видов услуг.
Индикатор 2.
Рост общего числа компаний и подразделений, выполняющих функции обслуживания науки и инноваций.
Индикатор 3.
Общий объем продукции, работ, услуг, выполненных действующими структурами поддержки науки и инноваций.
Эффективность.
Достигнутый уровень исполнения программных мероприятий.
5.5. Достижение тактической задачи 3 ДЦП характеризуется следующими показателями и индикаторами:
Показатели.
Развитие инновационных сетей сопровождения, создаваемых на базе вузов, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий в среде малого инновационного бизнеса.
Новые технологии, конкурентоспособная продукция, созданные малыми и средними инновационными предприятиями.
Объем средств, привлекаемых на конкурсной основе при выполнении программ и проектов, объявляемых федеральными фондами поддержки инноваций.
Индикатор 1.
Показатели объемов производимой наукоемкой продукции в составе ВРП.
Индикатор 2.
Реализация проектов, выполняемых малыми и средними инновационными предприятиями на основе государственно-частного партнерства.
Индикатор 3.
Структура и объемы средств, привлекаемых для поддержки и стимулирования малого инновационного бизнеса, в том числе рискового финансирования инновационных проектов.
5.6. Достижение тактической задачи 4 ДЦП характеризуется следующими показателями и индикаторами:
Показатели.
Формирование сферы образования в области инновационного менеджмента и управления проектами.
Формирование сети ресурсных центров, осуществляющих подготовку специалистов для высокотехнологичного производства.
Утверждение авторитета инновационного бизнеса.
Индикатор 1.
Число специалистов на промышленных предприятиях, требующих специальной подготовки в области инновационного менеджмента.
Индикатор 2.
Динамика объема образовательных услуг, оказываемых всеми участниками процесса.
Индикатор 3.
Динамика процесса сертификации учебных центров и подготовки преподавательского состава по инновационному менеджменту.
5.7. В качестве показателя эффективности реализации ДЦП выступает объем привлеченных на один рубль бюджетных средств.
5.8. Объем ресурсов, необходимый для реализации ДЦП, приведен в "Плановых показателях эффективности реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие инновационной деятельности в Тверской области на 2009-2013 годы" (прилагается).
VI. Описание механизмов реализации ДЦП
6.1. Государственным заказчиком-координатором ДЦП является департамент экономики Тверской области, который осуществляет управление и реализацию ДЦП, в том числе:
- обеспечивает разработку нормативных правовых актов Тверской области, необходимых для реализации мероприятий ДЦП;
- организует взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Тверской области, оказывающими организационную, методическую, информационную и консультационную поддержку реализации ДЦП (департамент образования Тверской области, департамент промышленного производства, товаров и услуг Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области);
- обеспечивает формирование и представление необходимой документации для осуществления финансирования ДЦП за счет средств областного бюджета Тверской области;
- принимает, в том числе во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Тверской области (департамент образования Тверской области, департамент промышленного производства, товаров и услуг Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области), все необходимые меры для получения ресурсов на реализацию ДЦП из федерального бюджета и внебюджетных источников.
6.2. В течение всего периода реализации ДЦП:
- расходы на реализацию утвержденной ДЦП подлежат включению в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области в объеме, предусмотренном в действующей редакции ДЦП на соответствующие финансовые годы;
- параметры ДЦП учитываются при разработке доклада государственных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) на соответствующий период.
6.3. Мероприятия ДЦП осуществляются организациями, привлекаемыми государственным заказчиком-координатором ДЦП на конкурсной основе.
Для реализации ДЦП государственный заказчик-координатор совместно с департаментом государственного заказа Тверской области размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг среди аутсорсинговых организаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд".
Выбор аутсорсинговых организаций- исполнителей мероприятий ДЦП- осуществляется на основе конкурсных процедур. Реализация программных мероприятий осуществляется на основе государственных контрактов, определяющих права и обязанности государственного заказчика и аутсорсинговой организации.
6.4. Управление ДЦП осуществляется в течение всего периода ее реализации и направлено на выполнение предусмотренных программных мероприятий и достижение плановых значений показателей непосредственных и конечных результатов ДЦП.
6.5. Государственные учреждения, подведомственные департаменту экономики Тверской области, реализуют запланированные мероприятия в рамках своей компетенции.
6.6. При Администрации Тверской области действует коллегиальный совещательный орган- Координационный совет по научной и научно-инновационной политике Тверской области (далее - Совет). Совет образован для обсуждения и выработки согласованных решений и координации деятельности в сфере реализации инновационной политики Тверской области, стратегических вопросов развития инновационной деятельности на территории Тверской области. В состав Совета входят заместитель Губернатора Тверской области, курирующий вопросы науки, научно-технического и инновационного развития Тверской области, представители органов исполнительной и законодательной власти Тверской области, представители вузов, производственных и научных организаций и другие.
VII. Описание механизмов мониторинга реализации ДЦП
7.1. Мониторинг хода реализации ДЦП осуществляется департаментом экономики Тверской области .
7.2. В течение всего периода реализации ДЦП осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления департаментом экономики Тверской области отчетов о реализации ДЦП согласно порядку, установленному постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации".
7.3. Полугодовой мониторинг ДЦП предполагает оценку:
- фактически достигнутых результатов реализации ДЦП;
- возможностей достижения запланированных результатов реализации ДЦП.
7.4. Ежегодный мониторинги ДЦП предполагают оценку:
фактически достигнутых непосредственных результатов реализации ДЦП;
фактической эффективности реализации ДЦП;
возможностей достижения по результатам реализации ДЦП стратегических целей ДЦП, а также достижения значений результатов реализации ДЦП;
степени удовлетворенности граждан предоставляемыми в рамках ДЦП государственными услугами.
7.5. Результаты ежегодного мониторинга оформляются в виде отчета о реализации ДЦП за год по установленной форме согласно Порядку.
Отчет о реализации ДЦП за год представляется в департамент финансов Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
7.6. Департамент экономики Тверской области контролирует выполнение части функций государственного заказчика Организацией-исполнителем ДЦП путем проведения проверок.
VIII. Оценка рисков реализации ДЦП
8.1. Внешними рисками реализации ДЦП являются:
8.1.1. Технологическое отставание производства. Снижается доля продукции конечных переделов в общем объеме производства и продолжается падение доли обрабатывающих производств. В лидеры вышли производство пищевых продуктов и производство транспортных средств и оборудования (в I полугодии 2008 года доля этих отраслей составила 15 и 20% соответственно). При этом удельный вес продукции машиностроительной промышленности составляет сегодня лишь 7,4%.
8.1.2. Износ основных средств. Опасной точки достигли процессы старения основных производственных фондов. Их износ по экспертным оценкам составляет более 50%. При этом обновление основных фондов идет низкими темпами.
8.1.3. Ощутимый урон нанесен отраслевой и производственной науке, осуществляющей важную функцию адаптации результатов прикладных исследований к потребностям и возможностям производства. Число научно-исследовательских и конструкторских подразделений в структуре и на балансе предприятий Тверской области сократилось более чем на 1/4, при этом численность работающих в этих подразделениях уменьшилась.
8.1.4. Наличие разрывов в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские (НИОКР) к коммерческим технологиям.
8.1.5. Отсутствие проектов, проработка которых достаточна для осуществления инвестирования в их реализацию. Инвесторы (т.н. венчурные инвесторы и "бизнес-ангелы") согласны финансировать лишь краткосрочные проекты со сроком окупаемости в несколько месяцев.
8.1.6. Отсутствие квалифицированных кадров для инициации и реализации инновационных проектов.
8.1.7. Низкая согласованность в деятельности инфраструктурных организаций инновационной сферы.
8.1.8. Недостаточное развитие малого инновационного предпринимательства, в частности высокие стартовые и текущие расходы, увеличивающие период окупаемости проекта (срок кредитования и т.д.), административные и психологические барьеры.
8.1.9. Отсутствие в российском законодательстве действенных мер поддержки инновационной деятельности, стимулирования инновационных процессов.
8.1.10. Высокий уровень неопределенности на всех стадиях реализации инновационного проекта.
Вышеперечисленные факторы являются объективными и могут существенно повлиять на возможность достижения конечных результатов.
8.2. Внутренними рисками реализации ДЦП являются:
8.2.1. Возникновение дефицита средств областного бюджета Тверской области в случае превышения числа участников от запланированных показателей.
8.2.2. Реформирование структуры исполнительных органов государственной власти. В настоящее время работа по поддержке инновационной деятельности сосредоточена в отделе науки и инноваций департамента экономики Тверской области, который недоукомплектован кадрами.
8.2.3. Недостатки в организации работы сотрудников Организации-исполнителя.
8.2.4. Недостаточная квалификация кадров.
8.3. Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия внутренних рисков на результаты реализации ДЦП предлагается:
- укрепить отдел науки и инноваций, являющегося структурным подразделением координатора ДЦП - департамента экономики Тверской области, высококвалифицированными специалистами, способными решать поставленные в ДЦП цели и задачи;
- осуществлять внедрение передовых технологий анализа и прогнозирования в сфере научной и инновационной деятельности;
- при необходимости своевременно и оперативно вносить изменения в действующую ДЦП;
- повысить требования к кандидатам при объявлении конкурса по выбору Организации-исполнителя программных мероприятий;
- повышать квалификационный уровень работников, оказывающих услуги по реализации ДЦП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.