Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Тверской области от 11 августа 2009 г. N 344-па в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
Приложение
Долгосрочная целевая программа Тверской области
"Содействие занятости населения Тверской области
на 2009 - 2011 годы"
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 1 сентября 2008 г. N 278-па)
11 августа 2009 г.
г. Тверь, 2008 год
Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Содействие занятости населения Тверской области
на 2009 - 2011 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области на 2009 - 2011 годы" (далее - ДЦП) |
Администратор ДЦП (государственный заказчик-координатор) |
Департамент занятости населения Тверской области (далее - департамент) |
Дата утверждения ДЦП | 01.09.2008 |
Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которой планируется их достижение |
С учетом решения проблем рынка труда в ДЦП выделяются две стратегические цели. Стратегическая цель 1. Содействие в реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость, развитие кадрового потенциала региона и обеспечение социальной защиты от безработицы. Тактические задачи по реализации стратегической цели 1 1.1. Содействие в трудоустройстве граждан, ищущих работу. 1.2. Объединение усилий работодателей, органов занятости и учреждений профессионального образования в процессе подготовки кадров и организации профессионального обучения безработных граждан. 1.3. Регулирование процессов трудовой миграции. 1.4. Социальная поддержка граждан в период безработицы. Стратегическая цель 2. Содействие интеграции в рынок труда граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и повышение уровня занятости граждан, проживающих в сельской местности. Тактические задачи по реализации стратегической цели 2 2.1. Содействие в трудоустройстве молодежи, инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите. 2.2. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. 2.3. Организация содействия самозанятости граждан, проживающих в сельской местности. ДЦП реализуется в рамках ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Тверской области на 2008 - 2010 годы" (далее - ВЦП) |
Сроки реализации ДЦП | 2009 - 2011 годы |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП: - численность граждан, получивших услуги в органах службы занятости, - около 596,0 тыс. человек; - численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, - 103,0 тыс. человек; - численность безработных граждан, получивших услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации (далее - профессиональному обучению), - 9,5 тыс. человек; - степень удовлетворенности населения и работодателей полнотой и качеством предоставления государственных услуг - 99,0 % |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ВЦП |
Общий объем финансирования ДЦП на 2009-2011 годы - 635 627,2 тыс. руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета - 617 657,2 тыс. руб.; областного бюджета - 17 970,0 тыс. руб. Субвенции из федерального бюджета: ППП 123 РП 0401 КЦСР 5100200 КВР 001 2009 год - 25 632,0 тыс. руб.; 2010 год - 20 509,0 тыс. руб.; 2011 год - 20 509,0 тыс. руб. в том числе по: КЦСР 5100203 2009 год - 6 501,6 тыс. руб.; 2010 год - 5 310,6 тыс. руб.; 2011 год - 5 310,6 тыс. руб.; КЦСР 5100204 2009 год - 450,0 тыс. руб.; 2010 год - 350,0 тыс. руб.; 2011 год - 350,0 тыс. руб.; КЦСР 5100205 2009 год - 954,4 тыс. руб.; 2010 год - 454,2 тыс. руб.; 2011 год - 454,2 тыс. руб.; КЦСР 5100206 2009 год - 2 095,6 тыс. руб.; 2010 год - 1 717,2 тыс. руб.; 2011 год - 1 717,2 тыс. руб.; КЦСР 5100207 2009 год - 943,0 тыс. руб.; 2010 год - 728,6 тыс. руб.; 2011 год - 728,6 тыс. руб.; КЦСР 5100208 2009 год - 224,7 тыс. руб.; 2010 год - 25,3 тыс. руб.; 2011 год - 25,3 тыс. руб.; КЦСР 5100209 2009 год - 493,0 тыс. руб.; 2010 год - 95,0 тыс. руб.; 2011 год - 95,0 тыс. руб.; КЦСР 5100210 2009 год - 296,7 тыс. руб.; 2010 год - 300,7 тыс. руб.; 2011 год - 300,7 тыс. руб.; КЦСР 5100211 2009 год - 13 135,0 тыс. руб.; 2010 год - 11 005,5 тыс. руб.; 2011 год - 11 005,5 тыс. руб.; КЦСР 5100212 2009 год - 538,0 тыс. руб.; 2010 год - 521,9 тыс. руб.; 2011 год - 521,9 тыс. руб.; ППП 123 РП 1003 КЦСР 5100200 КВР 005 2009 год - 314 255,7 тыс. руб.; 2010 год - 115 192,9 тыс. руб.; 2011 год - 107 647,9 тыс. руб. в том числе по: КЦСР 5100213 2009 год - 120,0 тыс. руб.; 2010 год - 120,0 тыс. руб.; 2011 год - 120,0 тыс. руб.; КЦСР 5100214 2009 год - 314 135,7 тыс. руб.; 2010 год - 115 072,9 тыс. руб.; 2011 год - 107 527,9 тыс. руб. ППП 123 РП 1105 КЦСР 5100214 КВР 009 2009 год - 5 500,7 тыс. руб.; 2010 год - 4 250,0 тыс. руб.; 2011 год - 4 160,0 тыс. руб. Средства областного бюджета Тверской области: ППП 123 РП 0401 КЦСР 5100200 КВР 001 2009 год - 6 190,0 тыс. руб.; 2010 год - 5 890,0 тыс. руб.; 2011 год - 5 890,0 тыс. руб. в том числе по: КЦСР 5100215 2009 год - 3 250,0 тыс. руб.; 2010 год - 250,0 тыс. руб.; 2011 год - 250,0 тыс. руб.; КЦСР 5100216 2009 год - 2 800,0 тыс. руб.; 2010 год - 5 500,0 тыс. руб.; 2011 год - 5 500,0 тыс. руб.; КЦСР 5100217 2009 год - 140,0 тыс. руб.; 2010 год - 140,0 тыс. руб.; 2011 год - 140,0 тыс. руб. |
Основные механизмы реализации ДЦП |
Реализация ДЦП осуществляется департаментом занятости населения Тверской области (государственным заказчиком-координатором) в течение периода, на который она разработана, путем достижения предусмотренных в ДЦП стратегических целей, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей ДЦП |
Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП |
В течение всего периода реализации ДЦП департаментом занятости населения Тверской области (государственным заказчиком - координатором) осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления отчетов о ее реализации. Полугодовой мониторинг реализации ДЦП осуществляется по результатам первого полугодия путем представления департаментом занятости населения Тверской области в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации ДЦП за полугодие. Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления департаментом занятости населения Тверской области в департамент экономики Тверской области, департамент финансов Тверской области, комитет внутренней политики, Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации ДЦП. Департамент занятости населения Тверской области определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам |
I. Характеристика проблем
1.1. Ситуация на рынке труда и итоги реализации государственной политики в области содействия занятости населения в 2008 году
С января по октябрь 2008 года ситуация на рынке труда складывалась под воздействием положительных тенденций в экономике Тверской области: перестройка экономики, рост инвестиций и повышение потребительского спроса: происходило плавное снижение численности безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, с 5,3 до 4,4 тыс. человек.
По оценке департамента экономики Тверской области, численность трудовых ресурсов региона составила 849,0 тыс. человек.
Около трех четвертей (71,8 %) трудовых ресурсов области, или 610,0 тыс. человек, заняты в экономике. Наибольший удельный вес занятых был зафиксирован в частном секторе экономики (около 53 %), в организациях государственной и муниципальной форм собственности - около 35 %.
Численность экономически активного населения, по данным Росстата, составила 712,0 тыс. человек.
Среднесписочная численность занятых на крупных, средних и малых предприятиях и организациях области (без внешних совместителей) в 2008 году составила 441,8 тыс. человек, или 99,7 % к 2007 году.
Структура занятого населения по видам экономической деятельности характеризовалась преимущественной долей занятых на предприятиях обрабатывающих производств (26,0 %), оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (7,5 %), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (6,2 %), транспорта и связи (7,0 %), в организациях образования (11,8 %), здравоохранения и предоставления социальных услуг (9,1 %).
В Статрегистре России по Тверской области было зарегистрировано 47,8 тыс. организаций, действующих в Тверской области. На территории тверского региона осуществляют свою деятельность свыше 7,0 тыс. малых предприятий, на которых было занято 47,8 тыс. человек.
Интенсивность движения кадров характеризует коэффициент оборота кадров. В 2008 году суммарный оборот рабочей силы составлял 237,7 тыс. человек, или 53,8 % среднесписочной численности работников предприятий и организаций.
Выбыло по различным причинам 125,1 тыс. человек (110,0 % к 2007 году), из них 79,6 % (99,6 тыс. человек) уволились по собственному желанию, 3,9 % (4,8 тыс. человек) - в связи с сокращением численности работников, ликвидацией организаций.
Принято работников 112,6 тыс. человек (106,1 % к 2007 году), из них на дополнительно введенные рабочие места 3,4 тыс. человек.
Процент компенсации выбытия работников приемом новых кадров составлял 90,0 % (в 2007 году 90,4 %).
Корректировку в рынок труда вносит трудовая миграция. Темпы оттока населения замедляются, положительное сальдо миграции наблюдается уже 5 лет: в 2008 году оно составило свыше 3,5 тыс. человек.
По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого органами Росстата, численность безработных граждан по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в 2008 году составила 36,0 тыс. человек, уровень общей безработицы - 5,1 % экономически активного населения, уровень занятости - 62,9 %.
В 4 квартале 2008 года под влиянием последствий финансово-экономического кризиса на региональном рынке труда произошли существенные изменения.
В октябре-декабре 2008 года свыше 300 организаций уведомили органы службы занятости о предстоящем увольнении 4,5 тыс. человек по причине сокращения численности или штата сотрудников.
За период с 01.10.2008 до конца 2008 года численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возросла на 62,4 %.
В 4 квартале 2008 года произошло снижение числа вакантных рабочих мест. К концу года в банке данных органов службы занятости имелась информация о 6,4 тыс. рабочих мест, что более чем в два раза меньше, чем на 01.10.2008. Численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию составляла 1,4 человек.
Кроме того, органами службы занятости были зафиксированы факты введения работодателями на предприятии режима сокращенного рабочего времени, вынужденных отпусков работников. В данном режиме на конец 2008 года работали свыше 7,0 тыс. человек.
В связи с передачей полномочий на уровень области служба занятости увязала свою работу с теми программами и соглашениями, которые действуют в тверском регионе и оказывают существенное влияние на решение проблем рынка труда и повышение уровня занятости населения.
Полномочия в области содействия занятости населения осуществляются в соответствии с законодательством о занятости населения.
Координация работы с органами местного самоуправления по реализации мероприятий активной политики занятости, внедрение административных регламентов оказания государственных услуг населению и работодателям позволили поддерживать высокий уровень трудоустройства граждан.
Работа по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, осуществляемая в соответствии с административным регламентом, позволила содействовать трудоустройству 41,7 тыс. человек.
Процент трудоустройства граждан в 2008 году повысился по сравнению с прошлым годом с 59,0 до 59,7 %.
В 2008 году служба занятости продолжала уделять внимание вопросам сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, содействия трудоустройства граждан, обращающихся в органы занятости с целью поиска подходящей работы, увязке объемов подготовки квалификационных кадров в системе профессионального образования с потребностью на рынке труда, создания условий для прохождения трудовой реабилитации и психологической адаптации граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также оказания широкого спектра государственных услуг работодателям.
Все мероприятия, намеченные департаментом на 2008 год, выполнены в полном объеме.
Показатели деятельности службы занятости по регулированию рынка труда и оказанию государственных услуг в области занятости населения представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п | Наименование показателя | Единицы измерения |
Показатель |
2008 год | |||
1 | Состояло на учете службы занятости граждан, ищущих работу, всего |
человек | 69 893 |
1.1 | из них имели статус безработного |
человек |
21 015 |
2 | Оказание государственных услуг в области занятости населения | ||
2.1 | Трудоустройство ищущих работу граждан | человек | 41 737 |
в том числе трудоустроено на временные работы: | |||
2.1.1 | несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет с материальной поддержкой из федерального бюджета на период участия |
человек | 16 370 |
2.1.2 | безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с материальной поддержкой за счет субвенций из федерального бюджета |
человек | 606 |
2.1.3 | безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые |
человек | 146 |
2.1.4 | Участвовало в общественных работах | человек | 4 337 |
2.2 | Получили услуги по информированию о положении на рынке труда |
человек | 39 457 |
2.3 | Получили услуги по профессиональной ориентации |
человек | 47 125 |
2.4 | Получили услуги по психологической поддержке |
человек | 2 817 |
2.5 | Получили услуги по профессиональной подготовке |
человек | 2 670 |
2.6 | Получили услуги по социальной адаптации на рынке труда |
человек | 2 475 |
2.7 | Получили услуги по содействию самозанятости | человек | 445 |
2.8 | Организовано ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
единиц | 395 |
2.8.1 | Участвовало в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест |
человек | 18 366 |
2.8.2 | Трудоустроено граждан, участвующих в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест |
человек | 8 465 |
По состоянию на 01.01.2009 на учете в службе занятости зарегистрировано 10,1 тыс. граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, из них 7,1 тыс. человек - безработные; в банке данных имелась информация о 6,4 тыс. рабочих мест, что на 29,2 % меньше, чем на 01.01.2008.
В числе безработных граждан женщины составили 60,9 %; жители сельской местности - 37,4 %; граждане, испытывающие трудности в поиске работы, - 29,4 %; инвалиды - 11,3 %; молодежь в возрасте от 16 до 29 лет - 23,9 %.
Уровень регистрируемой безработицы составил 1,0 % экономически активного населения, при этом сохраняется значительная дифференциация в разрезе районов - разрыв между максимальным (в Жарковском районе - 6,8 %) и минимальным (в городе Твери - 0,4 %) показателями составляет 17 раз.
В ряде районов коэффициент напряженности (отношение численности незанятых граждан к количеству вакантных рабочих мест) в несколько раз превышает средний показатель по Тверской области, равный 1,4 (на 01.01.2008 - 0,8). В 12 районах его значение превышало 10: Бельском, Жарковском, Западнодвинском, Калязинском, Кашинском, Краснохолмском, Кувшиновском, Молоковском, Оленинском, Пеновском, Спировском, Торопецком, причем в банке данных государственного учреждения Тверской области "Центр занятости населения Кесовогорского района" не было ни одной вакансии.
Отдельные показатели, характеризующие ситуации на рынке труда регионов, входящих в Центральный федеральный округ, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование территории | Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению, % |
Напряженность на рынке труда (число незанятых трудовой деятельностью в расчете на одну вакансию), человек |
||
01.01.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2008 | 01.01.2009 | |
Российская Федерация | 2,1 | 2,0 | 1,5 | 1,9 |
Центральный федеральный округа |
0,9 | 1,0 | 0,7 | 0,8 |
Тверская область | 0,7 | 1,0 | 0,8 | 1,3 |
Белгородская область | 1,1 | 1,4 | 0,9 | 1,9 |
Брянская область | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 3,0 |
Владимирская область | 1,7 | 2,2 | 1,3 | 2,8 |
Воронежская область | 1,9 | 1,9 | 2,4 | 2,6 |
Ивановская область | 2,1 | 2,2 | 1,2 | 3,8 |
Калужская область | 0,6 | 0,7 | 0,4 | 0,5 |
Костромская область | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 2,6 |
Курская область | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,7 |
Липецкая область | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 2,4 |
Московская область | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,6 |
Орловская область | 1,4 | 1,4 | 1,6 | 2,1 |
Рязанская область | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,5 |
Смоленская область | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 2,1 |
Тамбовская область | 2,0 | 1,5 | 4,1 | 1,3 |
Тульская область | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 1,3 |
Ярославская область | 1,5 | 1,8 | 1,1 | 1,6 |
Эффективное проведение департаментом и государственными учреждениями - центрами занятости населения (далее - центры занятости), органами местного самоуправления, профсоюзами, заинтересованными организациями, работодателями активных мероприятий позволяет регулировать и управлять процессами на рынке труда, держать ситуацию в сфере занятости населения под постоянным контролем.
Вместе с тем есть ряд проблем, на решение которых требуется разработка ДЦП.
1.2. Проблемы рынка труда
1) Активизация процессов увольнения работников под влиянием последствий финансово-экономического кризиса.
За 2008 год в центры занятости населения от предприятий и организаций Тверской области поступило 1,3 тыс. сведений о предстоящем высвобождении 10,2 тыс. человек (для сравнения в 2007 году соответственно 656 сведений и 8,1 тыс. человек).
2) Увеличение численности работников, работающих в режиме неполной занятости (установление неполного рабочего времени, нахождение работников в административных отпусках, задержки и невыплаты заработной платы).
По состоянию на 01.01.2009 20 организаций Тверской области заявили о переводе работников на режим неполного рабочего времени или о предоставлении вынужденных отпусков в связи с простоем:
- в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации находилось 4,7 тыс. человек;
- в простое по вине администрации - 3,1 тыс. человек.
Кроме того, под воздействием экономических факторов могут выйти на рынок труда временно незанятые граждане, снижение доходов которых приведет к увеличению их активности в плане поиска работы.
3) Структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
Рынок труда характеризуется существенными диспропорциями между спросом и предложением, сохраняется несоответствие их количественных и качественных характеристик.
4) Обеспечение продуктивной занятости граждан, проживающих в сельской местности.
Сельские жители, оставшиеся без работы в связи с банкротством сельскохозяйственных предприятий, утрачивают свой экономический потенциал, квалификацию и конкурентоспособность.
Необходимо учитывать и такие факторы, влияющие на занятость, как:
- значительная территориальная разбросанность сельских поселений;
- отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами сельских районов области, что значительно снижает возможность поиска работы и трудоустройства.
Многолетняя практика работы центров занятости доказала, что самозанятость на основе предпринимательской деятельности - альтернативная форма занятости населения. Она может быть не только способом снижения уровня безработицы на рынке труда в условиях финансового кризиса, но и одним из направлений решения социально-экономических проблем населения.
5) Высокий уровень безработицы среди безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве.
К ним относятся:
- инвалиды;
- женщины, воспитывающие детей - инвалидов;
- выпускники образовательных учреждений, не имеющие опыта работы;
- потерявшие работу граждане предпенсионного возраста;
- женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей, и др.
В числе безработных граждане, испытывающие трудности в поиске работы, составляют одну треть.
6) Неравномерность экономического развития территорий обуславливает дифференциацию уровней безработицы.
Рынок труда области дифференцирован территориально. Это связано с наличием большого числа малых городов и поселков, в которых вся система обеспечения зависит от одного-двух предприятий. Так, в ряде муниципальных образований безработица остается значительной. Свыше 3,0 % данный показатель в 10 районах области: Бельском, Весьегонском, Жарковском, Лесном, Молоковском, Оленинском, Сонковском, Пеновском, Фировском и Сандовском, самый высокий в Жарковском районе - 6,8 %.
В целом по Тверской области на конец 2008 года показатель напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан в расчете на вакансию) составлял 1,4, однако в 10 районах его значение превышало 10.
7) Низкий уровень территориальной мобильности рабочей силы в целях осуществления трудовой деятельности в регионе.
В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы необходимо разработать более эффективную систему заинтересованности работодателей в привлечении рабочих кадров из других регионов Российской Федерации, а также развития внутрирегиональной миграции.
1.3. Формирование рынка труда до 2011 года
Ситуация на региональном рынке труда в прогнозируемом периоде во многом будет определяться внешними факторами. Особенно заметное воздействие на положение с занятостью окажет ситуация в базовых сферах экономики, а также меры, принимаемые Администрацией Тверской области по расширению инвестиций и реализации уже заявленных проектов.
С учетом финансового кризиса границы открытого рынка труда несколько раздвинутся, он станет менее предсказуем.
Региональный рынок труда по-прежнему будет характеризоваться непрерывными изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния в другое (занятости, безработицы и экономической неактивности). В целом для ситуации на рынке труда будет характерна меньшая стабильность и устойчивость по сравнению с 2008 годом.
В составе предполагаемой рабочей силы несколько возрастет доля граждан, которые будут заняты поиском дополнительной или новой работы из-за неудовлетворенности своим рабочим местом. Потенциал рынка труда составят лица, находящиеся под риском увольнения в связи с сокращением или ликвидацией рабочих мест. Под влиянием этих процессов увеличится дополнительный приток в службу занятости граждан, ищущих работу. Предполагается, что ежегодные объемы высвобождения будут составлять не менее 11 тыс. человек.
В прогнозируемом периоде интенсивность оборота рабочих кадров дополнительно будет поддерживаться за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и из числа выпускников учреждений профессионального образования. Потребность в рабочих местах будут испытывать около 13 тыс. выпускников образовательных учреждений.
Тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом на рынке труда сохранится.
В перспективе в связи с реализацией инвестиционных проектов и запуском новых производственных мощностей будут востребованы квалифицированные кадры рабочих, владеющих несколькими рабочими специальностями и владеющих специальными навыками по смежным профессиям.
В период 2009 - 2011 годов при поддержке Администрации Тверской области реализуется свыше 50 крупных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики с перспективой создания около 15,0 тыс. новых рабочих мест. Однако в условиях финансового кризиса имеются риски нереализации инвестиционных проектов.
В прогнозируемом периоде сохранится и структурная безработица - несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Сокращение численности работающих в организациях Тверской области повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, особенно в территориях с моноэкономической структурой производства, в сельской местности.
Проблема усугубляется изолированностью локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности ряда населенных пунктов.
В связи с реализацией Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, и Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Тверской области на период до 2010 года, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 27.11.2007 N 371-па, ожидается улучшение демографической ситуации в 2008 - 2010 годах за счет роста числа родившихся, снижения смертности населения и увеличения миграционного прироста.
Однако вследствие изменения возрастной структуры населения тенденция снижения численности населения трудоспособного возраста сохранится.
По среднесрочному прогнозу численность трудовых ресурсов Тверской области в 2011 году сократится на 27,3 - 25,3 тыс. человек и в конце прогнозного периода составит 828,0 - 830,0 тыс. человек.
Исходя из демографического прогноза, анализа изменения численности работников, прогнозируемая численность занятых в экономике Тверской области будет снижаться. Так, в 2009 году она составит около 606,0 тыс. человек (снижение по сравнению с 2008 годом на 0,7 %).
Прогнозируется, что общий уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2009 - 2010 годах может составить свыше 5,7 % экономически активного населения, а в 2011 году снизиться до 5,5 %.
В прогнозируемом периоде численность граждан, обращающихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве, увеличится по сравнению с 2008 годом, и будет на уровне 75,0 - 76,8 тыс. человек.
Численность официально зарегистрированных безработных в 2009 году может составить свыше 37,0 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы превысит показатель 2008 года. Прогнозируется, что в 2009 году в среднем за год уровень регистрируемой безработицы составит около 1,8 % экономически активного населения с некоторой дифференциацией показателей по городам и районам области, а в последующие годы не будет превышать 1,7 %.
В отношении безработных граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости, предусматривается осуществление специальных программ, предусматривающих:
- оказание услуг по информированию о ситуации на рынке труда, психологической поддержке и профессиональной ориентации;
- профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, основанные на процедуре профилирования безработных граждан;
- организацию временных (в том числе общественных) работ, а также оказание материальной поддержки участникам временных работ;
- содействие в переезде безработных граждан в другую местность, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства.
Приоритетными задачами социально-экономической политики, направленной на развитие рынка труда, являются:
- реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики;
- формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;
- развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного комплекса;
- создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства.
Наличие проблем рынка труда обуславливает необходимость решения задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами путем повышения эффективности функционирования рынка труда.
Решение имеющихся проблем рынка труда возможно только путем объединения усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех заинтересованных организаций Тверской области программно-целевыми методами, то есть - через долгосрочную целевую программу "Содействие занятости населения Тверской области на 2009 - 2011 годы".
В целях реализации государственной политики в области регулирования рынка труда и снижения уровня безработицы в тверском регионе департаментом в планируемом периоде будет проводиться работа по повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы за счет:
- более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан;
- координации долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Тверской области на 2009 - 1011 годы" с программами социально-экономического развития тверского региона, инвестиционными, социальными и национальными проектами.
II. Стратегические цели и тактические задачи ДЦП
В ДЦП определены две стратегические цели, решение которых предусматривается через реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Тверской области на 2008 - 2010 годы".
Стратегическая цель ДЦП 1. Содействие в реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость, развитие кадрового потенциала региона и обеспечение социальной защиты от безработицы
Основные принципы планирования расходов на реализацию указанной стратегической цели:
- ориентация на решение наиболее актуальных проблем в сфере содействия занятости населения;
- приоритетное значение мероприятий активной политики занятости населения.
Часть средств, предусмотренная для финансирования данной стратегической цели, будет дополнительно направляться для организации временной занятости безработных граждан в городах и районах с критической ситуацией на рынке труда для смягчения социальной напряженности в случаях массового высвобождения работников;
- обеспечение необходимого уровня качества реализации полномочий в сфере содействия занятости населения.
Выполнение стратегической цели направлено на:
- выполнение требований административных регламентов;
- расширение доступа незанятых граждан к услугам службы занятости;
- осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений, проведение предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства и профессионального обучения;
- дальнейшее развитие системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда, привлечения молодежи к освоению рабочих профессий;
- организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан с целью сокращения периода поиска работы;
- совершенствование механизма организации общественных работ, имеющих социальную значимость для городов и районов области;
- повышение уровня информированности населения области о положении дел на рынке труда;
- вовлечение в трудовой процесс женщин, имеющих малолетних детей, и инвалидов, имеющих трудовые рекомендации;
- привлечение в экономику области рабочей силы из трудоизбыточных регионов России;
- участие в регулировании процесса привлечения иностранной рабочей силы в тверской регион с учетом перспективных потребностей экономики;
- координацию профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью рынка труда.
Для достижения стратегической цели 1 выделяются 4 тактические задачи:
1. Содействие в трудоустройстве граждан, ищущих работу.
2. Объединение усилий работодателей, органов занятости и учреждений профессионального образования в процессе подготовки кадров и организации профессионального обучения безработных граждан.
3. Регулирование процессов трудовой миграции.
4. Социальная поддержка граждан в период безработицы.
Выделение тактических задач и их соответствие стратегической цели обусловлено Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", полномочиями департамента и центров занятости в соответствии с Положением о департаменте и уставами центров занятости.
Тактическая задача 1.1. Содействие в трудоустройстве граждан, ищущих работу
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации":
- гарантирует гражданам информирование о положении на рынке труда, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; в том числе безработным гражданам - социальную поддержку, осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости (статья 12);
- определяет основы государственной политики в области содействия занятости населения, одним из направлений которой является проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (статья 5);
- определяет дополнительные гарантии для отдельных категорий населения (статья 13);
- регламентирует вопросы организации общественных работ (статья 24).
Государственные услуги будут предоставляться гражданам в соответствии с административными регламентами Минздравсоцразвития России:
содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 N 513);
по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 13.06.2007 N 415);
по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2007 N 680);
по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 400);
по психологической поддержке безработных граждан на рынке труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 27.11.2007 N 726);
по организации проведения оплачиваемых общественных работ (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401);
по содействию самозанятости безработных граждан (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.06.2008 N 281 н).
Тактическая задача 1.2. Объединение усилий работодателей, органов занятости и учреждений профессионального образования в процессе подготовки кадров и организации профессионального обучения безработных граждан
Реализация тактической задачи 1.2 направлена на объединение усилий работодателей, органов занятости и учреждений профессионального образования в процессе подготовки и организации профессионального обучения безработных граждан.
Тактическая задача 1.3. Регулирование процессов трудовой миграции
Выделение тактической задачи 1.3 обусловлено:
- статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность".
Тактическая задача 1.4. Социальная поддержка граждан в период безработицы
Выделение тактической задачи 1.4 обусловлено статьей 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Соответствие данной тактической задачи 1.4 сфере компетенции департамента и центров занятости обусловлено законодательством федерального уровня, Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2006 N 819.
Показатели достижения стратегической цели 1 представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели | Единицы измерения |
2009 год | 2010 год | 2011 год |
Предоставление в полном объеме государственных услуг населению и работодателям |
человек | 184 770 | 183 046 | 179 096 |
Показатели достижения тактических задач стратегической цели 1 представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели | Единицы измерения |
2009 год | 2010 год | 2011 год |
Тактическая задача 1.1. Содействие в трудоустройстве граждан, ищущих работу | ||||
Численность граждан, обратившихся в службу занятости за предоставлением государственных услуг, всего |
тыс. человек | 166,9 | 167,1 | 167,1 |
Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, всего |
тыс. человек | 34,0 | 34,1 | 34,9 |
из них трудоустроенных на постоянную работу |
тыс. человек | 9,2 | 9,3 | 10,0 |
Тактическая задача 1.2. Объединение усилий работодателей, органов занятости и учреждений профессионального образования в процессе подготовки кадров и организации профессионального обучения безработных граждан |
||||
Численность граждан, принявших участие в профессиональном обучении по направлению службы занятости |
человек | 3 100 | 3 200 | 3 200 |
Тактическая задача 1.3. Регулирование процессов трудовой миграции | ||||
Количество семей, переселившихся для работы в сельскую местность, при содействии службы занятости |
семей | 28 | 28 | 28 |
Количество привлекаемых иностранных работников |
тыс. человек | 0,8 | 0,8 | 0,9 |
Тактическая задача 1.4. Социальная поддержка граждан в период безработицы | ||||
Численность граждан, которым оказана социальная поддержка |
человек | 40 750 | 38 260 | 33 460 |
Стратегическая цель ДЦП 2. Содействие интеграции в рынок труда граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и повышение уровня занятости граждан, проживающих в сельской местности
Выполнение стратегической цели направлено на:
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- расширение доступа незанятых граждан, в том числе проживающих в сельской местности, к услугам службы занятости;
- вовлечение в трудовой процесс инвалидов;
- закрепление молодежи в регионе;
- повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда.
В ходе достижения стратегической цели 2 и осуществления тактических задач планируется:
- снизить уровень безработицы среди инвалидов, молодежи, жителей сельской местности и направить высвобождаемые средства на повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда путем повышения квалификации, проведения стажировок;
- внедрить эффективные формы работы, направленные на эффективное трудоустройство молодежи, их карьерный рост, в первую очередь молодых специалистов;
- создать эффективный механизм информирования населения о возможностях трудоустройства и участия в программах, направленных на трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Для достижения стратегической цели 2 выделяются следующие тактические задачи:
1. Содействие в трудоустройстве молодежи, инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время.
3. Организация содействия самозанятости граждан, проживающих в сельской местности.
Тактическая задача 2.1. Содействие в трудоустройстве молодежи, инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите
Выделение тактической задачи 2.1 направлено на обеспечение государственных гарантий в сфере защиты от безработицы гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, и в первую очередь молодежи и инвалидов, и обусловлено статьями 5 и 13 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждения начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 28.06.2007 N 449).
Финансовые средства, выделенные из областного бюджета, будут направлены на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации инвалидов для последующего трудоустройства их на рабочее место, потенциально пригодное по состоянию здоровья, соответствующее интересам и уровню профессиональной подготовки; создание рабочих мест (на конкурсной основе), адаптированных для нужд инвалидов, а также сохранение и создание новых рабочих мест на предприятиях общественных организаций инвалидов.
В рамках проводимых в 2008 году в регионе Года молодежи и Года семьи разработаны и будут проведены различного рода мероприятия, способствующие занятости населения. Они направлены на перспективное трудоустройство женщин, имеющих малолетних детей, а также призваны стать своеобразным катализатором активизации позитивных процессов в молодежной среде.
Тактическая задача 2.2. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время
Выделение тактической задачи 2.2 направлено на трудоустройство несовершеннолетних граждан на временные рабочие места и получение заработка (дохода) учащимися в свободное от учебы время. Занятость подростков способствует снижению правонарушений, предотвращению наркомании и употребления алкогольной продукции, позволяет приобрести опыт работы и овладеть навыками профессиональной деятельности.
Тактическая задача 2.3. Организация содействия самозанятости граждан, проживающих в сельской местности
Многолетняя практика работы центров занятости доказала, что самозанятость на основе предпринимательской деятельности - альтернативная форма занятости сельского населения. Она может быть не только способом снижения уровня безработицы на рынке труда, но и одним из направлений решения социально-экономических проблем населения.
Наблюдение за развитием на селе самозанятости населения на основе предпринимательства показывает, что к числу основных проблем, сдерживающих этот процесс, относятся:
- недостаток информированности сельских жителей по всему аспекту вопросов, касающихся предпринимательской деятельности;
- отсутствие у сельских безработных необходимых практических знаний и навыков работы в малом бизнесе;
- недостаточность материальных, финансовых, информационных и организационно-технических ресурсов для организации своего дела и отсутствие его поддержки на начальном этапе. Слабо развитая система поддержки самозанятости приводит к тому, что кредиты практически закрыты для малого предпринимательства размером процентов за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия государственных гарантий. У молодых сельских жителей, как правило, отсутствует имущество, которое можно продать или заложить, а для представителей более старшего поколения, имеющих семьи и детей, характерна большая моральная ответственность перед семьей для принятия на себя риска предпринимательства;
- отсутствие государственной гарантии в случае неудачи;
- несовершенство земельного законодательства;
- несовершенная налоговая политика;
- отсутствие ценовой политики государства по сбыту производимой сельскохозяйственной продукции.
Показатели достижения стратегической цели 2 представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели | Единицы измерения |
2009 год | 2010 год | 2011 год |
Трудоустройство граждан на временную работу и содействие самозанятости граждан, проживающих в сельской местности |
человек |
16 270 |
16 396 |
16 396 |
Показатели достижения тактических задач стратегической цели 2 представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели | Единицы измерения |
2009 год | 2010 год | 2011 год |
Тактическая задача 2.1. Содействие в трудоустройстве молодежи, инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
||||
Численность безработных граждан, трудоустроенных на временную работу, в рамках реализации мероприятий по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
человек | 910 | 934 | 934 |
Тактическая задача 2.2. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время |
||||
Численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на временную работу |
человек | 15 200 | 15 300 | 15 300 |
Тактическая задача 2.3. Организация содействия самозанятости граждан, проживающих в сельской местности |
||||
Численность граждан, получивших услуги по содействию самозанятости |
человек | 160 | 162 | 162 |
Стратегические цели ДЦП сформулированы на основе социально-экономического развития региона, реализации инвестиционных и приоритетных национальных проектов, анализа ключевых проблем рынка труда, основных направлений государственной политики занятости в соответствии с Концепцией действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 N 1193-р, а также реализации основных положений Послания Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области на 2007 - 2012 годы и распоряжения Администрации Тверской области от 24.01.2008 N 14-ра "Об утверждении Плана мероприятий по регулированию рынка труда Тверской области на период до 2010 года".
Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.
С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.
Источниками информации о ходе выполнения показателей тактических задач является федеральное государственное статистическое наблюдение по формам 1-Т (трудоустройство) - ежемесячная и 2-Т (трудоустройство) - ежеквартальная, ведомственная финансовая отчетность по использованию средств на реализацию программ содействия.
В числе важнейших показателей - уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ. Этот показатель предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Плановые показатели реализации ДЦП представлены в таблице 7.
Таблица 7
Показатели | Единицы измерения |
2009 год | 2010 год | 2011 год |
Численность граждан, принявших участие в мероприятиях по организации занятости населения и по социальной поддержке безработных граждан |
человек | 201 040 | 199 442 | 195 492 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
% | 5,7 | 5,7 | 5,5 |
Уровень регистрируемой безработицы | % | 1,8 | 1,7 | 1,4 |
Численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию |
человек | 3,3 | 3,0 | 2,4 |
Ожидаемые конечные результаты реализации ДЦП за три года:
- численность граждан, получивших услуги в органах службы занятости, - около 596,0 тыс. человек;
- численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, - 103,0 тыс. человек;
- численность безработных граждан, получивших услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации, - 9,5 тыс. человек;
- степень удовлетворенности населения и работодателей полнотой и качеством предоставления государственных услуг - 99,0 %.
III. Срок реализации ДЦП
Срок реализации ДЦП - 2009 - 2011 годы.
IV. Объем ресурсов, необходимых для реализации ДЦП
Для анализа выполнения мероприятий ДЦП, достижения стратегических целей департамент ежемесячно проводит сбор статистических данных от центров занятости по основным направлениям деятельности и финансовым затратам, запрашивает информацию Росстата.
Основные принципы планирования расходов на реализацию указанных стратегических целей:
- ориентация на решение наиболее актуальных проблем в сфере содействия занятости населения;
- приоритетное значение мероприятий по содействию трудоустройству граждан на постоянную работу с оплатой труда выше величины прожиточного минимума, исчисленной в регионе в установленном порядке, - тем самым обеспечивающих социальную стабильность и снижение уровня бедности;
- дифференцированный подход к реализации мероприятий по организации временной занятости безработных граждан (организация общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы);
- реализация пилотных проектов, направленных на развитие трудовых ресурсов региона.
Часть средств, предусмотренная для финансирования ДЦП, будет дополнительно направляться для организации временной занятости населения городов и районов с критической ситуацией на рынке труда для смягчения социальной напряженности в случаях массового высвобождения работников;
Нормативы обеспеченности государственными услугами, а также объем затрат органов службы занятости на осуществление переданных полномочий определяются в соответствии с методикой определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 35.
Плановые объемы финансирования долгосрочной целевой программы представлены в таблице 8.
Таблица 8
(тыс. руб.)
Глава, главный раздел, подраздел функциональной классификации расходов |
Очередной год (2009) | Первый год планового периода (2010) | Второй год планового периода (2011) | ||||||
областной бюджет Тверской области |
федеральный бюджет |
итого |
областной бюджет Тверской области |
федеральный бюджет |
итого |
областной бюджет Тверской области |
федеральный бюджет |
Итого |
|
123 04 01 | 6 190,0 | 25 632,0 | 31 822,0 | 5 890,0 | 20 509,0 | 26 399,0 | 5 890,0 | 20 509,0 | 26 399,0 |
123 10 03 | 314 255,7 | 314 255,7 | 115 192,9 | 115 192,9 | 107 647,9 | 107 647,9 | |||
123 11 05 | 5 500,7 | 5 500,7 | 4 250,0 | 4 250,0 | 4 160,0 | 4 160,0 | |||
ВСЕГО | 6 190,0 | 345 388,4 | 351 578,4 | 5 890,0 | 139 951,9 | 145 841,9 | 5 890,0 | 132 316,9 | 138 206,9 |
V. Плановые показатели результатов ДЦП
В рамках ДЦП для решения вышеуказанных задач намечены мероприятия, предусматривающие:
1. Координацию программы содействия занятости населения с программами социально-экономического развития, национальными и инвестиционными проектами, с программами муниципальных образований.
2. Взаимодействие с работодателями в целях совершенствования механизмов регулирования рынка труда (определение величины и профессиональной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией национальных и инвестиционных проектов) и подбора персонала, в том числе в процессе реализации инновационных проектов.
3. Повышение территориальной мобильности рабочей силы.
4. Повышение качества рабочих мест.
5. Стимулирование экономической активности населения.
6. Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда.
7. Развитие программ профессиональной ориентации молодежи. Привлечение молодежи к освоению рабочих профессий.
8. Регулирование привлечения иностранной рабочей силы на основе принципов приоритетного использования собственных рабочих кадров.
9. Расширение возможностей участия безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в специальных программах по содействию занятости.
10. Повышение уровня информированности граждан и работодателей о ситуации на рынке труда и государственных услугах, предоставляемых службой занятости населения.
11. Реализацию проекта "Профессиональный сертификат" по обеспечению занятости женщин, имеющих малолетних детей.
12. Выполнение в полном объеме требований административных регламентов Роструда по оказанию услуг гражданам и работодателям.
13. Участие органов службы занятости в реализации приоритетных национальных проектов.
Участвуя в реализации приоритетных национальных проектов, в рамках своих полномочий центры занятости уделяет особое внимание профессиональному обучению безработных граждан, решению вопросов занятости населения, проживающего в сельской местности, оказанию помощи в переселении граждан, желающих переехать в сельскую местность с целью трудоустройства.
Департамент проводит согласование объемов подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда.
Ежегодно организуются массовые профориентационные акции и мероприятия для старшеклассников и молодежи, не имеющей профессии, оказываются профориентационные услуги учащейся молодежи с целью оказания помощи в выборе профессии и предупреждения роста безработицы среди молодежи.
Оказывается поддержка деятельности студенческих бирж труда, созданных при Тверском государственном университете и Тверском государственном техническом университете, информационно-консультационных пунктов и пунктов, созданных при учреждениях среднего и начального профессионального образования.
Кроме того, решению проблем рынка труда будет способствовать:
- долгосрочная целевая программа Тверской области "Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009 - 2012 годы";
- долгосрочная (до 2015 года) программа потребности в кадрах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием для экономики региона на основе метода прогнозного моделирования потребности необходимых для экономики Тверской области квалифицированных кадров (разрабатывается лабораторией проблем региональной экономики Тверского государственного университета).
ДЦП увязывает мероприятия с другими долгосрочными целевыми программами и ведомственными целевыми программами, которые действуют в регионе и оказывают существенное влияние на решение проблем рынка труда.
Плановые показатели реализации ДЦП разработаны с учетом решения проблем рынка труда и выполнения задач, поставленных в Послании Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области на 2007 - 2012 годы, и ключевых задач государственной политики в области регулирования рынка труда в соответствии с Концепцией действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 N 1193-р. Показатели соответствуют стратегическим целям развития региона, указанным в долгосрочной стратегии развития области до 2020 года, и плану реализации намеченной стратегии.
Плановые показатели эффективности реализации ДЦП представлены в приложении к настоящей ДЦП.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей ДЦП, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в тверском регионе, снизить уровень общей безработицы до 3,9% экономически активного населения.
Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.
Ожидаемые показатели эффективности реализации ДЦП:
- трудоустройство граждан на постоянную работу с оплатой труда выше величины прожиточного минимума, исчисленной в регионе в установленном порядке, тем самым - снижение уровня бедности;
- снижение средней продолжительности безработицы на 0,5 мес.;
- сокращение сроков заполнения вакансий;
- снижение затрат на выплату пособий по безработице и направление их на реализацию активных форм занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Ожидаемая экономическая эффективность выражается в дополнительных бюджетных поступлениях.
Расчет экономической эффективности проведен в таблице 9.
Таблица 9
Показатели | Единицы измерения |
2009 год | 2010 год | 2011 год |
Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости |
тыс. человек |
34,0 |
34,1 |
34,9 |
Продолжительность занятости в течение года граждан, трудоустроенных по направлению службы занятости |
мес. |
6 |
6,2 |
6,2 |
Средняя заработная плата по вакансиям, предоставленным работодателями в органы службы занятости |
руб. |
8 000 |
9 000 |
10 000 |
Налоговые поступления в бюджетную систему в связи с трудоустройством безработных граждан |
тыс. руб. |
34,0 тыс. человек х 6,0 мес. х 8 000 руб. х 0,392 = 639 744 |
745 890 |
848 210 |
Затраты областного бюджета Тверской области |
тыс. руб. | 351 578 | 145 842 | 138 207 |
Бюджетный эффект (разница между налоговыми поступлениями и затратами областного бюджета Тверской области) |
тыс. руб. |
288 166 |
600 048 |
710 003 |
Индекс доходности бюджетных расходов (отношение налоговых поступлений в бюджетную систему к затратам из областного бюджета Тверской области) |
руб. на 1 руб. затрат |
1,82 |
5,11 |
6,14 |
Бюджетный эффект за период реализации ДЦП составит 1 598,2 млн руб., индекс доходности бюджетных расходов 3,51 руб.
Если из общей численности граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, выделить численность молодежи, впервые ищущей работу, налоговые поступления в бюджетную систему по данной категории граждан составят 418,7 млн. руб. (расходы службы занятости незначительные). Данные для расчета налоговых поступлений в бюджетную систему представлены в таблице 10.
Таблица 10
Единицы измерения |
2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Трудоустроено молодежи при содействии службы занятости |
человек |
6 300 |
6 500 |
6 500 |
Средняя продолжительность занятости в течение года |
мес. |
6,0 |
6,2 |
6,2 |
Средняя заработная плата по вакансиям, предоставленным работодателями в органы службы занятости |
руб. |
8 000 |
9 000 |
10 000 |
Налоговые поступления в бюджетную систему в связи с трудоустройством молодежи |
тыс. руб. |
118 541 |
142 178 |
157 976 |
Объем расходов по каждой тактической задаче, стратегической цели ДЦП представлены в таблице 11.
Таблица 11
тыс. руб.
Направления расходов | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Стратегическая цель 1 | 343 693,1 | 139 358,0 | 131 723,0 |
Тактическая задача 1.1 | 8 001,7 | 3 409,6 | 3 409,6 |
Тактическая задача 1.2 | 15 935,0 | 16 505,5 | 16 505,5 |
Тактическая задача 1.3 | 120,0 | 120,0 | 120,0 |
Тактическая задача 1.4 | 319 636,4 | 119 322,9 | 111 687,9 |
Стратегическая цель 2 | 7 885,3 | 6 483,9 | 6 483,9 |
Тактическая задача 2.1 | 1 379,7 | 1 169,3 | 1 169,3 |
Тактическая задача 2.2 | 6 501,6 | 5 310,6 | 5 310,6 |
Тактическая задача 2.3 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Итого | 351 578,4 | 145 841,9 | 138 206,9 |
Выполнение ДЦП направлено на:
- реализацию в полном объеме полномочий Российской Федерации в области содействия занятости, переданных для осуществления органам государственной власти региона;
- осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
- расширение доступа граждан к услугам службы занятости;
- проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан с целью сокращения периода поиска работы;
- оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
содействие гражданам в поиске работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости безработных граждан;
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
- осуществление координации работы с департаментом образования Тверской области, учреждениями профессионального образования по повышению эффективности функционирования системы профессионального образования в целях подготовки новой рабочей силы, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом текущей и перспективной потребности экономики региона в квалифицированных кадрах;
- вовлечение в трудовой процесс женщин, имеющих малолетних детей, и инвалидов, имеющих трудовые рекомендации;
- оказание консультативной помощи предприятиям в организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения;
- участие в процессе регулирования трудовой миграции на территории Тверской области.
VI. Описание механизмов реализации ДЦП
Реализация ДЦП осуществляется департаментом занятости населения Тверской области (государственным заказчиком-координатором) в течение периода, на который она разработана, путем достижения предусмотренных в ДЦП стратегических целей, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей ДЦП.
Мероприятия ДЦП реализуются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тверской области.
В реализации ДЦП принимают участие центры занятости, органы исполнительной власти в пределах своей компетенции, общественные организации, работодатели, учреждения профессионального образования.
Организация взаимодействия между департаментом и центрами занятости предусмотрена Положением о департаменте и уставами центров занятости, с другими структурами - законодательством, нормативными документами.
Центры занятости:
- предоставляют гражданам и работодателям государственные услуги в соответствии с законодательством о занятости населения;
- осуществляют регистрацию граждан в целях содействия в поиске подходящей работы;
- принимают решение о признании граждан безработными, а также осуществляет регистрацию безработных граждан;
- заключают договоры с работодателями по временному трудоустройству безработных и несовершеннолетних граждан,
- заключают договоры с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан, в том числе трехсторонние договоры с участием работодателей на профессиональное обучение безработных граждан под конкретные вакантные рабочие места;
- заключают договоры со сторонними учреждениями и организациями на оказание гражданам, обратившимся в службу занятости, услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке;
- организуют и проводят специальные мероприятия по профилированию безработных граждан;
- производят начисление и выплату пособия по безработице, стипендии, материальной помощи и материальной поддержки безработным гражданам;
- проводят работу по привлечению внебюджетных средств;
- проводят исследования качества и доступности предоставляемых государственных услуг, оценку эффективности их оказания (опросы населения и работодателей).
Департамент:
- осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных;
- осуществляет разработку и реализацию региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- осуществляет управление и координацию деятельности центров занятости, включая работу по реализации программ содействия занятости населения муниципальных образований, специальных мероприятий по трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- издает приказы по взаимодействию с незанятым населением и работодателями, выполнению контрольных показателей программ содействия занятости населения муниципальных образований;
- объединяет усилия участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
- формирует и ведет банк данных по профессиям, специальностям, роду занятий, по которым осуществляется либо может осуществляться профессиональное обучение безработных граждан;
- организует, обеспечивает и контролирует исполнение центрами занятости административных регламентов государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг;
- согласовывает договоры, заключаемые центрами занятости с учреждениями, предприятиями и организациями, с целью контроля за расходованием финансовых средств;
- способствует в рамках своей компетенции развитию трудовых ресурсов области, их мобильности;
- выдает работодателям заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
- проводит проверку, выдает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлекает виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;
- участвует в работе координационного комитета по содействию занятости населения Тверской области, трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области;
- вносит предложения по правовым актам Тверской области по вопросам занятости населения;
- организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров департамента и центров занятости;
- разрабатывает систему по эффективной работе с кадрами,
- взаимодействует с федеральными органами власти по вопросам содействия занятости населения региона, получения необходимой информации и т. п.;
- организует работу интернет-сайтов и "горячих" линий;
- проводит работу по межрегиональному и международному сотрудничеству;
- проводит конференции, "круглые столы", выставки;
- проводит обучающие семинары с работниками центров занятости по внедрению административных регламентов и передового опыта работы;
- осуществляет взаимосвязь с объединением работодателей, объединением профсоюзов, правоохранительными органами, военным комиссариатом Тверской области, системой образования, средствами массовой информации, некоммерческими неправительственными и общественными организациями. Кроме того, в ходе реализации ДЦП будет осуществляться взаимодействие с комитетом внутренней политики Тверской области;
- организует исследования, мониторинги по состоянию и развитию рынка труда;
- принимает от центров занятости государственные статистические и ведомственные отчеты, составляет сводную отчетность, анализирует результаты выполнения программ содействия занятости населения, контроль за целевым расходованием средств.
VII. Описание механизмов мониторинга реализации ДЦП
В течение всего периода реализации ДЦП департаментом занятости населения Тверской области (государственным заказчиком - координатором) осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления отчетов о ее реализации.
Полугодовой мониторинг реализации ДЦП осуществляется по результатам первого полугодия путем представления департаментом занятости населения Тверской области в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации ДЦП за полугодие.
Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления департаментом занятости населения Тверской области в департамент экономики Тверской области, департамент финансов Тверской области, комитет внутренней политики, Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации ДЦП.
Департамент занятости населения Тверской области определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам.
Контроль за реализацией ДЦП осуществляется в соответствии с законодательством.
Для осуществления мониторинга реализации ДЦП будут анализироваться данные статистической отчетности, указанные в ДЦП.
Кроме того предполагается проведение анализа хода реализации программ содействия занятости муниципальных образований, проведение социологических исследований, в том числе с учетом предоставления услуг различным категориям граждан (молодежи, женщинам, жителям, проживающим в сельской местности и др.), анкетирование населения и работодателей о качестве предоставляемых государственных услуг.
VIII. Оценка рисков реализации ДЦП
На реализацию ДЦП могут повлиять как внешние, так и внутренние риски.
Внешними рисками являются:
- изменение законодательства о занятости;
- изменение ситуации в сфере занятости в отдельных городах и районах области (очаговая безработица), например, в сельском хозяйстве, что может привести к массовому увольнению работников.
Внутренние риски реализации ДЦП могут быть обусловлены недостаточной гибкостью ДЦП к изменению социально-экономических условий региона. Степень риска - низкая.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации ДЦП предусматриваются:
- мониторинг выполнения ДЦП, регулярный анализ хода ее исполнения;
- внесение корректировок в ДЦП и поиск нестандартных путей решения возникающих проблем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.