Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Характеристика проблем
Агропромышленный комплекс (далее - АПК) является одним из основных секторов экономики Тверской области. В состав АПК Тверской области входят около 1 060 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 2,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, более 177 тыс. хозяйств населения, имеющих скот, 39 молочных, 20 мясоперерабатывающих, 18 льноперерабатывающих предприятий, завод по выпуску сельскохозяйственных машин для льноводства, научно-исследовательские институты по льноводству и использованию мелиорированных земель. В Тверской области имеется достаточно высокий производственный и ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства. По площади сельскохозяйственных угодий Тверская область занимает пятое место в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО), по численности работающих в сельском хозяйстве - десятое место.
Стратегические задачи в аграрной отрасли связаны с ростом бюджетной поддержки и повышением инвестиционной привлекательности конкретных объектов и территорий. В 2008 году годовые назначения областного бюджета Тверской области составили 781,6 млн рублей, в 2009 году - 761 млн рублей. В 2010 году на реализацию ДЦП планируется выделить из областного бюджета 767,96 млн рублей.
Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" возросли возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей в краткосрочном и долгосрочном кредитовании. Активизировался инвестиционный процесс. Мероприятия, проводимые в рамках данного проекта, по обновлению генофонда, стабилизации численности и улучшению условий содержания животных за счет строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов способствовали росту производства животноводческой продукции.
После глубокого спада в 90-х годах сельскохозяйственное производство в течение последних лет имеет положительную динамику роста.
Наблюдается рост объемов производства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Производство продукции сельского хозяйства в 2008 году в хозяйствах всех категорий в сопоставимой оценке по сравнению с 2007 годом сократилось на 1,2 %, в сельскохозяйственных организациях выросло на 4,6 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 2,5 %.
Производство продукции растениеводства во всех категориях хозяйств сократилось на 0,5 %, в личных подсобных хозяйствах выросло на 0,7 %. Производство животноводческой продукции наибольшими темпами развивалось в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 108,9 %, в сельскохозяйственных организациях - 106,4 %. В хозяйствах населения спад объемов производства продукции животноводства составил к уровню 2007 года 16,8 %.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом производство продукции сельского хозяйства сократилось на 1,2 %, в том числе производство животноводческой продукции - на 4,6 %, при этом производство продукции растениеводства увеличилось на 5,4 %. В сельскохозяйственных предприятиях производство продукции сократилось на 3,4 %, в том числе в растениеводстве на 6,1 %, в животноводстве на 2,6 %. Производство продукции в хозяйствах населения увеличилось на 0,7 %, в том числе в растениеводстве увеличилось на 10,7 %, в животноводстве снизилось на 8,3 %. Производство продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличилось на 6,3 %, в том числе производство продукции растениеводства увеличилось на 16,8 %, производство продукции животноводства сократилось на 2 %.
Несмотря на отдельные положительные достижения, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли:
- крайне низкие инвестиционные возможности в аграрном секторе;
- утрата почвенного плодородия, выведение из сельскохозяйственного оборота значительных пахотных площадей, сокращение внесения органических и минеральных удобрений, что может подорвать саму основу сельскохозяйственного производства в будущем;
- неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, из-за чего затруднен сбыт сельхозпродукции;
- высокая изношенность производственных фондов (до 90 %) в сочетании с их недостатком;
- опережающие темпы роста цен на основные потребляемые отраслью ресурсы и, прежде всего, энергоносители по сравнению с ценами на сельхозпродукцию;
- необоснованно большой разрыв в оплате труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, около двух раз отстающей от других отраслей экономики, и неуклонное сокращение численности работающих;
- нарастающее отставание социального развития села, исчезновение многих сельских поселений, депопуляция сельского населения, сокращение рабочих мест в связи с ликвидацией сельскохозяйственных предприятий; вместе с тем рост дефицита массовых профессий - трактористов, комбайнеров, доярок - вследствие свертывания системы их подготовки в профессионально-технических училищах.
При сохранении сложившегося в настоящее время экономического положения в АПК объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции довольно сложно стабилизировать даже на достигнутом за последние годы уровне.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики как на федеральном, так и на региональном уровне. В целом по стране аграрная экономическая политика решается через реализацию Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 (далее - Госпрограмма), определяющую приоритеты, цели и направления развития сельского хозяйства на среднесрочный пятилетний период.
На региональном уровне аграрная политика определяется в ведомственной целевой программе "Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2009-2011 годы", обеспечивающей участие в реализации мероприятий Госпрограммы и софинансирование с федеральным бюджетом.
Для снижения негативного влияния проблем, решение которых относится к компетенции департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области, предлагается принять следующие комплексные меры, позволяющие повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках:
- финансовая поддержка технической и технологической модернизации основных фондов в сельском хозяйстве, улучшения генофонда животных;
- проведение ряда работ по сохранению плодородия почв, что является важным фактором повышения урожайности;
- проведение работ по вводу в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель;
- создание и развитие сети сельскохозяйственных кооперативных рынков как на областном уровне, так и в районных центрах и крупных населенных пунктах.
Кроме того, будут осуществляться работы по повышению привлекательности жизни и работы на селе, в особенности для молодых перспективных специалистов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.