Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 12
к региональной программе
Тверской области "Развитие жилищного
строительства в Тверской области
в 2011 - 2015 годах"
План мероприятий
по подготовке кадров для строительной индустрии
в системе непрерывного образования Тверской области
на 2011 - 2015 годы
В условиях складывающихся в нашей стране рыночных отношений перед учебными заведениями стоит задача оперативно реагировать на запросы строительного комплекса по освоению новых строительных специальностей и современных технологий.
Основной целью создания единой образовательной среды непрерывного профессионального образования является повышение качества образования на всех уровнях (средняя школа - начальное профессиональное образование (далее - НПО) - среднее профессиональное образование (далее -СПО) - высшее профессиональное образование (далее - ВПО) до современных требований рынка труда и обеспечение непрерывности образовательного процесса. Для достижения этой цели как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе необходимо решить следующие задачи:
интеграция средних специальных учебных заведений (прежде всего колледжей, на базе которых расположены филиалы университета) в состав ассоциации профессионального технического образования на базе Тверского государственного технического университета с сохранением ими на первом этапе юридического лица;
привлечение в непрерывный образовательный процесс учебных заведений начального профессионального образования;
привлечение в непрерывный образовательный процесс учреждений дополнительного профессионального образования;
создание регионального "Технопарка", включающего учебные профессиональные заведения, научно-исследовательские и проектные институты, производственные площадки и предприятия строительной индустрии;
развитие форм горизонтальной и вертикальной интеграции учебных заведений и предприятий (организаций) с использованием механизмов соучредительства.
Подготовка кадров для строительной отрасли, в настоящее время способных создавать и реализовывать самые разнообразные проекты, сопряжена с необходимостью существенного реформирования всего образовательного процесса. Объективная необходимость такой перестройки диктуется начавшейся модернизацией нашей промышленности, связанной с масштабным внедрением современных компьютерных технологий.
Следует отметить основные негативные тенденции в развитии качества образования:
- ветшает учебно-материальная база образования и его основные фонды;
- снижается уровень подготовки школьников;
- смещение в финансировании высшего образования с бюджета на внебюджетные средства ведет к превращению системы образования в сословную;
- за последнее десятилетие произошел разрыв системы обучения и воспитания;
- недопустимо слаб приток молодых кадров в преподавательский корпус на всех уровнях образования.
Все эти проблемы требуют срочного решения.
Особую значимость в таких условиях приобретают вопросы трудоустройства выпускников и их адаптации к предстоящей работе в строительных организациях различных форм собственности. Необходимо знать нужды и проблемы муниципальных образований, искать с ними взаимовыгодные контакты по этим направлениям.
Строительные компании тверского региона ставят перед образовательными учреждениями задачу подготовки молодых кадров, уровень которых превышал бы уровень подготовки кадров, длительное время работающих на предприятиях. Поэтому подготовка кадров для строительной отрасли сопряжена с необходимостью существенного реформирования образовательного процесса.
Многие строительные компании, успешно работающие на строительном рынке, хотят до некоторой степени определять "параметры" молодого специалиста, принимая участие в его подготовке для работы в конкретной организации. Для них важны профессиональные знания и умения (по профилю организации), личностные качества (ответственность, трудолюбие, инициативность, лидерство, умение выходить из конфликтной ситуаций).
Определенный круг строительных организаций видит необходимость в профильной подготовке выпускников для работы в этих фирмах - "от учебной скамьи до рабочего места".
Для участия в таких программах предполагается заключать трехсторонний договор между образовательным учреждением, фирмой и выпускником, в котором должно предусматриваться:
- бронирование рабочих мест в фирме-заказчике;
- возможность частичного совмещения учебы с работой в фирме;
- достойная зарплата молодого специалиста после зачисления в штат;
- доплата стипендии со стороны строительных предприятий.
Такой подход отличается тем, что производится персональный отбор наиболее способных выпускников; осуществляется индивидуальное углубленное обучение на основе совместно сформулированных образовательным учреждением и предприятием требований к уровню подготовки; реализуется вовлечение студента в решение производственных проблем заказчика в период обучения; организуется дополнительное обучение студентов (за счет средств предприятия-заказчика) по наиболее важным для предприятий направлениям профессиональной деятельности специалистов.
Такая организация учебного процесса позволяет в значительной мере сократить период адаптации специалиста и повысит его инвестиционную привлекательность.
Итогом этой работы должен стать договор с компенсацией части средств на подготовку специалистов.
Следует обратить внимание на следующие вопросы.
1. Необходима передача и распространение профессиональных знаний в строительной отрасли посредством современных мультимедийных, электронных и сетевых носителей.
2. Организация регулярного анкетирования руководителей строительных фирм на предмет востребованности специалистов разных строительных профилей.
3. Организация бизнес-лагеря для учащихся, где его участники могли бы образовывать игровую структуру (ситуацию), в рамках которой виртуально функционируют все объекты строительной деятельности. Своеобразная "игровая ситуация" более погружает в специальность, помогает усилить стремление к достижению эффективного результата и принятию ответственных решений.
4. На базовых предприятиях необходимо организовывать постоянно действующие семинары, конференции и экскурсии по изучению современных конструктивных и технологических решений строительного комплекса.
Представляется своевременным применение системного комплексного подхода к решению настоящей проблемы с использованием международных стандартов ИСО серии 9 000 и методов всеобщего управления качеством (TQM).
Основными проблемами, связанными с качеством работы учебного заведения и требующими решения являются:
- различные трактовки понятия "качество" и критериев его оценки;
- незнание требований потребителей "продукции" образовательного учреждения;
- отсутствие стратегического планирования.
Государственные образовательные стандарты не содержат критерии интеллектуального уровня и культуры студентов. Выявлены способы улучшения образовательной деятельности:
- ориентация в преподавании дисциплин на конечные цели подготовки специалиста;
- междисциплинарная интеграция процесса обучения;
- развитие в ходе учебных занятий творческих способностей студента.
Основные этапы мероприятий, необходимые для подготовки кадров строительной индустрии в системе непрерывного образования Тверской области:
анализ текущей и перспективной потребности в квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадрах для предприятий, производящих современные технологии, и строительных компаний, применяющих современные технологии в строительстве;
анализ материально-технической базы образовательных учреждений, готовящих кадры для строительной отрасли;
подготовка учебных планов и образовательных программ по новым специальностям, необходимым для предприятий, производящих современные технологии, и строительных компаний, применяющих современные технологии в строительстве;
совершенствование структуры подготовки кадров на основе современного качества фундаментальных и специальных дисциплин, а также открытия новых специальностей для рыночной экономики;
профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников системы образования;
открытие студенческих центров проектирования, ориентированных на рыночные экономические отношения;
достижение уровня образовательных технологий передовых учебных заведений мира.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.