Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа
Проблема жилищного строительства, доступности и качества жилищных услуг напрямую затрагивает интересы конкретного человека, и именно от ее решения зависит качество жизни наших сограждан и их уверенность в завтрашнем дне, гражданская ответственность и социальная защищенность.
Одной из главных задач государства является развитие жилищного строительства. Жилищный сектор создает мультипликативный эффект для развития других отраслей экономики. По данным экспертов каждое новое рабочее место в строительстве ведет к созданию восьми рабочих мест в смежных отраслях экономики.
Основной проблемой развития жилищного строительства на территории Тверской области является несоответствие роста доходов населения возможности получения ипотечных кредитов, общее снижение инвестиционной активности в строительстве в период 2008 - 2009 годов, нехватка земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных инженерными коммуникациями, сложная система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров для реализации строительного бизнеса. Существует недостаток свободных мощностей по тепло- и электроснабжению для вновь вводимых объектов в ряде муниципальных образований Тверской области, высокая изношенность производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов, низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций.
Несмотря на сложную ситуацию в экономике в 2009 году, благодаря мерам государственной поддержки строительной отрасли в Тверской области введено в эксплуатацию 450,4 тыс. кв. м жилья всех форм собственности (5 078 квартир), что на 29,7 процентов больше, чем в 2008 году. По темпам жилищного строительства Тверская область в 2009 году заняла лидирующее место среди субъектов Центрального федерального округа. Динамика ввода жилья в Тверской области за период 2005 - 2009 годов представлена в таблице 1.
Динамика ввода жилья в Тверской области за период 2005 - 2009 годов
Таблица 1
Наименование показателя |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год год |
Введено в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади |
291,2 |
354,3 |
418,7 |
347,3 |
450,4 |
В % к предыдущему году |
94 |
122 |
118 |
83 |
129 |
На 1 000 человек, кв. м общей площади |
206 |
253 |
302 |
253 |
330 |
В среднем по области в 2009 году на 1 000 человек населения введено 330 кв. м общей площади жилых домов.
Наибольшие объемы жилья в расчете на 1 000 человек населения введены в муниципальных районах Тверской области: Кимрский - 1 205 кв. м, Калязинский - 1 136 кв. м, Осташковский - 1 029 кв. м, Калининский - 1 019 кв. м.
Ввод в действие жилых домов на 1 000 человек населения по области за период 2005 - 2009 годов приведен в таблице 2.
Ввод в действие жилых домов на 1 000 человек населения
по Тверской области за период 2005 - 2009 годов
Таблица 2
Наименование показателя |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Ввод жилья в городах и поселках городского типа, тыс. кв. м |
198 |
264 |
285 |
218 |
273 |
Ввод жилья в сельской местности, тыс. кв. м |
226 |
225 |
352 |
353 |
496 |
Ввод жилья на 1 человека по итогам 2009 года составил 0,33 кв. м, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации (0,42 кв. м) и по Центральному федеральному округу (0,50 кв. м). При этом темпы роста ввода жилья на 1 человека по Тверской области превышают аналогичный показатель как по Российской Федерации, так и по Центральному федеральному округу.
В 2009 году объемы строительства жилья в городах и поселках городского типа Тверской области в 1,6 раза превысили объемы ввода жилья в сельской местности. В то же время темпы жилищного строительства по сравнению с 2008 годом в сельской местности были выше, чем в городах и поселках городского типа, на 13 процентов. В таблице 3 приведены данные по вводу в действие жилых домов в городах и сельской местности.
Ввод в действие жилых домов в городах и сельской местности
Таблица 3
Наименование показателя |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Ввод жилья в городах и поселках городского типа, тыс. кв. м |
206,5 |
271,3 |
291,7 |
222,1 |
277,1 |
В сельской местности, тыс. кв. м |
84,5 |
83,0 |
127,0 |
125,2 |
173,3 |
В % к предыдущему году в городах и поселках городского типа
|
92 |
131 |
108 |
76 |
125 |
В сельской местности |
87 |
98 |
153 |
98 |
138 |
Удельный вес в общем вводе жилья, % в городах и поселках городского типа в процентах |
71 |
76 |
70 |
64 |
61 |
в сельской местности |
29 |
24 |
30 |
36 |
39 |
На фоне снижения темпов роста объемов индустриального жилищного строительства наблюдался рост объемов индивидуального жилья. В 2009 году индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 270,2 тыс. кв. м, что на 57,6 тыс. кв. м больше, чем в 2008 году. Доля индивидуального строительства в общем вводе жилых домов в 2009 году составила 60 процентов. Данные отражены в таблице 4.
Динамика ввода жилья, построенного индивидуальными застройщиками
Таблица 4
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
291,2 |
354,3 |
418,7 |
347,3 |
450,4 |
В том числе индивидуального жилья, тыс. кв. м |
165,5 |
156,2 |
213,9 |
212,6 |
270,2 |
Доля малоэтажного (индивидуального) жилья в общем объеме вводимого в эксплуатацию жилья, % |
56,8 |
44,1 |
51,1 |
61,2 |
60,0 |
На протяжении последних лет наблюдалась устойчивая тенденция роста стоимости одного квадратного метра жилья. За 2001 - 2008 годы цены на рынке недвижимости возросли почти в 5 раз. Этому способствовал рост стоимости на строительные материалы и конструкции, развитие ипотечного жилищного кредитования, стимулирование спроса на жилье со стороны государства. Кроме того, в 2006 - 2008 годы жилье стало одним из выгодных вложений инвестиций.
Стоимость жилья как на первичном, так и на вторичном рынке имеет тенденцию к росту. В 2009 году отмечалась обратная тенденция.
В 2009 году в связи со снижением спроса на рынке жилья снизились цены на первичном рынке за 1 квадратный метр жилой площади в первом квартале с 53 426 рублей до 44 954 рублей в четвертом квартале. На вторичном рынке цены снижены на 7 процентов. Данные о стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на первичном и вторичном рынке в Тверской области в 2009 году представлены соответственно в таблицах 5 и 6.
Динамика стоимости одного квадратного метра
общей площади жилья на первичном рынке в Тверской области в 2009 году
Таблица 5
Период |
Стоимость 1 кв. м общей площади жилых помещений на первичном рынке, руб. |
в том числе |
|
улучшенной планировки |
элитные |
||
первый квартал |
53 426 |
46 607 |
58 700 |
второй квартал |
44 328 |
40 950 |
46 941 |
третий квартал |
45 313 |
40 025 |
49 403 |
четвертый квартал |
44 954 |
40 217 |
48 617 |
Динамика стоимости одного квадратного метра
общей площади жилья на вторичном рынке в Тверской области в 2009 году
Таблица 6
Период |
Стоимость 1 кв. м общей площади жилых помещений на вторичном рынке, руб. |
в том числе |
|||
низкого качества |
типовые |
улучшенной планировки |
элитные |
||
первый квартал |
45 836 |
43 362 |
45 254 |
46 694 |
55 904 |
второй квартал |
42 247 |
39 206 |
40 438 |
43 810 |
52 783 |
третий квартал |
41577 |
40 614 |
39 884 |
42 215 |
53 439 |
четвертый квартал |
42 652 |
43 343 |
41 685 |
43 170 |
51 351 |
Принимаемые в 2008 - 2010 годах Правительством Российской Федерации меры по поддержке рынка жилья дали результаты. Начали восстанавливаться докризисные темпы ипотечного жилищного кредитования, а также покупательский спрос на жилье. Прекратилось падение цен на рынке жилой недвижимости.
Мониторинг рынка жилья показал, что во втором квартале 2010 года средние цены на рынке жилья в Тверской области по сравнению с декабрем прошлого года:
- на первичном рынке выросли на 11,3 процентов - с 44 954 рублей до 50 040 рублей;
- на вторичном рынке возросли на 8,6 процентов - с 42 652 рублей до 46 336 рублей.
Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений (без индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов - данные таблицы 7) в 2009 году составила 32 817 рублей и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 12,5 процентов. Стоимость строительства 1 кв. м общей площади в городах и поселках городского типа в 2009 году превысила стоимость строительства в сельской местности в 3,5 раза (в 2008 году - в 3,2 раза). Данные о фактической стоимости строительства 1 кв. м обшей площади жилых домов квартирного типа приведены в таблице 7.
Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. метра
обшей площади жилых домов квартирного типа
за период 2005 - 2009 годов
Таблица 7
Наименование показателей |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2009 год к 2005 году, в % |
Всего, рублей |
12 370 |
15 631 |
20 373 |
29 180 |
32 817 |
в 2,65 раза |
В городах и поселках городского типа |
12 387 |
15 644 |
20 418 |
29 384 |
33 059 |
в 2,7 раза |
В сельской местности |
6 383 |
8 617 |
5 603 |
9 197 |
9 335 |
в 1,5 раза |
Коэффициент доступности жилья для граждан Тверской области составил по итогам 2009 года 5,6 лет. Значение этого показателя в Тверской области выше среднероссийского показателя (по итогам 2009 года значение показателя в среднем по Российской Федерации составило 4,5 года), доступность жилья в регионе ниже общероссийского уровня.
Уровень доступности показывает время, за которое семья может накопить средства для приобретения квартиры, откладывая на это все свои доходы. Данный показатель не учитывает возможности приобретения жилья с помощью ипотечных кредитов и отражает лишь фактически сложившееся соотношение между средними ценами на жилье и средними доходами граждан.
В целях проведения реформы в жилищной сфере с 1991 года кардинальным образом была изменена структура жилищного фонда. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере. Основную роль в жилищном строительстве стали играть частные и индивидуальные застройщики. По сравнению с 2005 годом в 2008 - 2010 годах наблюдалось значительное снижение доли жилья, построенного за счет государственных и муниципальных средств.
Ввод в действие жилых домов застройщиками различных форм собственности в 2005 - 2009 годах приведен в таблице 8.
Ввод в действие жилых домов
застройщиками различных форм собственности
Таблица 8
в процентах к общему вводу
|
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Всего, в том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная собственность из нее: |
3,5 |
16,5 |
2,5 |
1,3 |
0,1 |
федеральная собственность |
2,8 |
16,5 |
2,4 |
0,4 |
0,1 |
собственность субъектов РФ |
0,7 |
- |
0,1 |
0,9 |
0,0 |
муниципальная собственность |
5,1 |
4,5 |
6,1 |
2,5 |
1,1 |
собственность общественных объединений |
- |
- |
- |
0,0 |
- |
частная собственность из нее: |
84,4 |
73,2 |
86,3 |
91,5 |
93,4 |
индивидуальное жилищное строительство |
56,8 |
44,1 |
51,1 |
66,9 |
60,0 |
смешанная российская собственность (без иностранного участия) |
6,5 |
5,8 |
5,1 |
4,7 |
5,4 |
собственность потребительской кооперации |
- |
- |
- |
- |
0,0 |
совместная российская и иностранная собственность |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
Структура жилищного фонда по формам собственности
(в процентах от общей площади жилых помещений)
На конец 2009 года в незавершенном строительстве находилось 1 175 домов, большая часть из которых приходилась на индивидуальные жилые дома (1 069 домов или 91 процент). Данные по незавершенному строительству на конец 2009 года приведены в таблице 9.
Жилые здания (без индивидуальных), находящиеся
в незавершенном строительстве на конец 2009 года
Таблица 9
Наименование показателя |
Количество зданий, единиц |
Их общая площадь, кв. м |
В % к вводу жилых домов за 2009 год |
В незавершенном строительстве |
106 |
153 574 |
85,2 |
Из общего итога: жилые дома приостановленные или законсервированные |
45 |
50 250 |
32,7 |
Благодаря антикризисным мерам, принимаемым на федеральном и региональном уровнях, в 2009 году Тверской области удалось не только сохранить, но и увеличить объемы инвестиций в жилищное строительство.
Инвестиции в жилищное строительство в 2009 году составили 12,0 млрд. рублей, их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 17,8 процентов, против 14,8 процентов в 2008 году. Данные приведены в таблице 10.
Инвестиции в основной капитал на жилищное строительство
в Тверской области в 2009 году
Таблица 10
Наименование показателя |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Объем инвестиций, млн руб. |
3 666,5 |
3 981,3 |
5 244,7 |
7 438,1 |
12 024,4 |
Удельный вес к общему объему инвестиций, % |
15,4 |
16,4 |
14,4 |
14,8 |
17,8 |
Динамика роста объема инвестиций в жилищное строительство
По состоянию на 01.01.2010 жилищный фонд Тверской области составил 37 096 тыс. кв. м, в том числе:
- 24 887 тыс. кв. м - городской жилищный фонд;
- 12 209 тыс. кв. м - сельский жилищный фонд.
На 01.01.2010 обеспеченность жильем на 1 человека по Тверской области составила 27,2 кв. м, что выше на 4,2 кв. м, чем по Российской Федерации и на 2,8 кв. м, чем по Центральному федеральному округу.
Обеспеченность жилыми помещениями
в расчете на 1 человека по Тверской области
Однако значительная часть существующего жилищного фонда Тверской области не удовлетворяет потребностям населения, так как характеризуется наличием деревянных домов, построенных в первой половине прошлого века, с износом более 80 процентов. Уровень благоустройства жилищного фонда низкий и составляет в целом по региону 48 процентов. При этом в сельской местности оборудовано всеми видами благоустройства только 12,5 процентов жилищного фонда. Из имеющегося жилищного фонда более 45 процентов жилья построено до 1970 года.
Высокий уровень ветхого и аварийного жилья. На 01.01.2010 общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 1 674,2 тыс. кв. м, в том числе 1 445,1 тыс. кв. м - ветхий жилищный фонд, 229,1 тыс. кв. м -аварийный жилищный фонд.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления Тверской области состоит 22 892 семьи. Это различные категории граждан: участники Великой Отечественной войны, ветераны Афганистана, лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, малоимущие граждане, многодетные и молодые семьи. В таблице 11 приведены данные по учету семей, состоящих на учете по состоянию на 01.01.2010.
Информация о состоящих на учете семьях
для получения жилья по состоянию на 01.01.2010
Таблица 11
Наименование показателя |
Число семей |
Всего нуждающихся семей, состоящих на учете для получения жилья |
22 892 |
из них семей: |
|
инвалидов и участников Великой Отечественной войны, военнослужащих и семей, приравненных к ним |
201 |
ветеранов Афганистана |
158 |
принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС |
86 |
многодетных семей |
438 |
молодых семей |
2 330 |
Из общего числа семей, состоящих на начало 2010 года на учете, проживают:
- в коммунальных квартирах - 4 650 семей;
- в общежитиях - 1 707 семей;
- в ветхом и аварийном жилье - 1 839 семей;
- состоят на учете 10 и более лет - 13 403 семей.
Таким образом, для обеспечения спроса населения на жилье необходимо значительное увеличение объемов жилищного строительства.
На сегодняшний день жилищная проблема стоит перед 61 процентом российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет 1 569,8 млн кв. м. Жилищный фонд необходимо увеличить на 46,1 процента. При этом только до 30 процентов семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств. Проблема, существующая в сфере жилищного строительства, обуславливает необходимость разработки и практического воплощения комплекса мер, направленных на одновременное стимулирование покупательной и инвестиционной активности на рынке жилья.
Аналогичная ситуация складывается в Тверской области. Только 15 процентов жителей Тверской области в 2009 году могли самостоятельно решить жилищную проблему с помощью собственных и заемных средств.
В целях повышения доступности жилья для всех категорий населения, сохранения баланса между спросом и предложением на жилищном рынке, удовлетворения спроса населения в комфортном жилье, необходимо:
увеличить объемы жилищного строительства;
повысить покупательскую и инвестиционную активность в строительстве;
повысить доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;
упростить механизмы предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, а также для отдельных категорий граждан;
обеспечить инженерной инфраструктурой земельные участки под жилищное строительство;
установить обоснованную плату за технологическое присоединение объектов жилищного строительства к внешним сетям коммунальной инфраструктуры;
разработать документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
Это подразумевает решение следующих задач:
обновление основных фондов, структурная перестройка материально-технической базы строительного комплекса с целью обеспечения потребности рынка в современной, конкурентоспособной продукции;
строительство и реконструкция мощностей домостроения для производства комплектных быстровозводимых малоэтажных и многоэтажных домов, эффективных железобетонных изделий и конструкций;
развитие мощностей по выпуску быстровозводимых модульных зданий для всех отраслей экономики и социальной сферы с учетом производственного потенциала Тверской области;
совершенствование, техническое перевооружение и ускоренное развитие карьерной базы местных строительных материалов;
снижение ресурсных, энергетических и трудовых затрат на единицу продукции, повышение экологической безопасности существующих и новых производств;
совершенствование системы подготовки кадров в строительной отрасли с учетом современных требований строительства, градостроительной деятельности;
совершенствование уровня организации и управления строительным производством, обеспечение эффективности действия системы контроля качества, постепенное повышение кадрового менеджмента.
Предприятиям, деятельность которых направлена на реализацию этих задач, будет оказываться поддержка по следующим направлениям:
обеспечение муниципальными и областными заказами;
предоставление гарантий по кредитам и субсидирование процентной ставки;
нормативно-правовое и информационное сопровождение деятельности организаций строительного комплекса, направленное на создание благоприятного инвестиционного климата, пропаганду передового опыта и устранение проблемных вопросов развития строительного комплекса;
решение кадровых проблем через модернизацию системы профессионального технического обучения с учетом реальной потребности организаций строительного комплекса в востребованных рабочих специальностях;
повышение качества строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
Необходимо провести постепенную переориентацию строительного комплекса с преимущественной реализацией капиталоемких инвестиционных проектов на создание комфортной среды обитания как в городах, так и в сельской местности. Это сохранит культурное и архитектурное наследие, самобытный исторический облик тверского региона.
Для решения этих задач необходимо осуществление полномочий как субъекта Российской Федерации, так и муниципальных образований Тверской области. Данные обстоятельства подтверждают обоснованность и необходимость решения изложенных проблем программно-целевым методом.
Направления решения проблем, предлагаемые настоящей Программой, соответствуют задачам приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Программные мероприятия программы "Развитие жилищного строительства в Тверской области в 2011 - 2015 годах" призваны обеспечить практическую реализацию комплекса проблемных вопросов в строительной отрасли.
Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и областные целевые программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства в Тверской области.
Тверская область имеет серьезные предпосылки для дальнейшего поступательного развития жилищного строительства, наращивания его объемов и повышения доступности жилья для населения.
Жилищное строительство выступает в качестве движущей силы инновационного развития экономики особенно в кризисные периоды, обеспечивает высокий уровень налоговых поступлений во все уровни бюджета, средства которых можно направить на осуществление градостроительной и проектно-планировочной деятельности, а также подготовку земельных участков под жилую застройку, включая обеспечение их объектами инфраструктуры.
Залогом эффективного проведения государственной политики в сфере жилищного строительства становится сбалансированное сочетание механизмов государственного инвестирования и частно-государственного партнерства.
Реализация механизмов и комплекса мероприятий, предусматриваемых Программой развития жилищного строительства в Тверской области в 2011 - 2015 годах, позволит сформировать необходимый резерв развития территорий муниципальных образований Тверской области и обеспечить положительную тенденцию решения жилищного вопроса для населения Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.